Ибо не тот блажен, кого хвалит ложный язык, не знающий истины, но кого истинный и праведный Судия похвалит. Видимое блаженство, как пузырь на воде, является и исчезает, а невидимое – твердо, постоянно и вечно. Первое мнимо и ложно, а второе истинно. Каково блаженство того, который вчера был богат, славен, честен, веселился, но сегодня так же, как и нищий, подлый и бесчестный, во гробе лежит? И если бы при этом душа, исшедшая из тела, не затворена была в темнице ада! Вот какое блаженство хвалит и ищет мир! Невидимое же блаженство ныне начинается верою и надеждою, а там совершается получением обетования. Ибо надежда утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. Надежда на человека и на всякое создание обманывает, потому что на гнилом основании утверждается, но надежда на Бога не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, то так истинно и верно есть, что как бы уже самим делом исполнилось. Ибо Бог истинен и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду. 4) Далее прибавляет Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф 5:12 ). Видишь, что радоваться и веселиться о кресте и страдании велит Господь. Почему? «Ибо велика ваша награда». Где? Не на земле, где все – вскоре проходит; но где? На небесах. Там все постоянно, и твердо, и вечно. Там, где Сам Бог похвалит и увенчает, прославит и ублажит, обогатит и увеселит, упокоит и утешит, и Божественное Свое лицо, светлое, милостивое, увеселительное, рабам Своим явит. Там награда велика, где уготованы блага любящим Бога, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор 2:9 ), где «увидят Бога лицем к лицу» ( 1Кор 13:12 ), где будут «подобны Ему, и увидят Его, как Он есть» ( 1Ин 3:2 ), где «праведники воссияют, как солнце» ( Мф 13:43 ). Там, где уготовано царство от сложения мира благословенным Отца Небесного ( Мф 25:36 ), где «праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего; где получат царство славы и венец красоты от руки Господа» ( Прем 5:15–16 ), где «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр 7:16–17 ), где приготовлена вечеря великая, где будут рабы Господа есть, пить и веселиться ( Ис 65:13–14 ), где слава Господня явится ( Пс 16:15 ), где будут торжествовать над смертью и адом и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» ( 1Кор 15:55 )? Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, – но будет радость, веселье, восклицание, утешение, прохлаждение, покой, богатство, слава, царство, мир, как бы река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо описать не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5) Бесполезно, говорят сектанты, молиться об умерших, ибо между адом и раем существует непроходимая пропасть: «Между нами и вами, говорит Авраам богачу, утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк. 16:26 ). 5) Совершенно верно, что хотящие перейти из ада в рай своими собственными силами не могут этого сделать, в этом может им помочь только ходатайство членов Церкви земной и особенно ходатайство святых небожителей, «друзей» Божьих, окружающих престол Божий. Что касается пропасти между адом и раем, то она существовала только в Ветхом Завете и для ветхозаветных людей, которые еще должны были слушать Моисея и пророков, а не Христа и Апостолов: «Авраам сказал: у них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (ст. 29). В возможность перехода из ада в рай веровал и св. Давид, когда пророчески молился Богу: «выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние» ( Пс. 141:1 ). И действительно, в Новом Завете такой пропасти уже нет и быть не может после того, как Христос Кровью Своей и смертью на Кресте получил власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), приобрел ключи от ада и рая (От. 1:18) и не только ожив духом, «находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал», но «пленил плен», т. е. освободил находившихся в плену ада «и дал дары человекам», т. е. простил им грех благодатью Своей. Христом, следовательно, побеждены силы ада и уничтожена навсегда пропасть между ним и раем: «Смерть! Восклицает Апостол, где твое жало? Ад ! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом»! ( 1Кор. 15:55–57 ). 6) В первом приводимом сектантами месте св. Писания нет даже намека на то, можно или нельзя молиться об умерших, а говорится о том, что душа дороже всех благ мира (ст. 36) и что, кто потеряет ее, не приобретет ее назад, не выкупит ее у Господа Судии никакими драгоценностями, ни золотом, ни серебром, ибо Творец и Владыка мира ни в чем этом не имеет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но вот настало «третье утро». И в это утро произошло невероятное событие. Мария Магдалина возвестила всем, что Христос жив , и что она только что видела Его. Иоанн помнил, как услышав эту весть, он, вместе с Петром, тотчас же побежал ко гробу, как он опередил Петра и как действительно убедился, что тела Христа нет в гробе, и в пещере остались лишь одни погребальные пелены. Затем он вспомнил, как воскресший Господь явился ему и прочим апостолам вечером этого дня в Иерусалиме и как все они от радости новой встречи не хотели верить своим глазам. Особенно памятно было св. Иоанну явление воскресшего Господа в Галилее, на озере Генисаретском, где они ловили рыбу. Там Христос, обращаясь к ап. Петру, сказал таинственные и пророческие слова о судьбе его, Иоанна: «Если я хочу, чтобы он пребывал, пока прииду...» Эти слова впоследствии дали повод ученикам говорить о земном бессмертии Иоанна. С тех пор прошли десятки лет, Иоанн уже был почти столетним старцем. Его проповедь о Христе пронеслась по всему миру. Это была великая радость и победа учения Христова. Но было много непониманий, вражды и искажений. Тяжело было это видеть и слышать. Тогда Иоанн обратился к миру с посланиями. Первое послание Наиболее обширное послание св. Иоанна – первое; оно содержит в себе пять глав. Здесь апостол предостерегает христиан от лжеучителей (каковым был в то время, например, некий Керинф в г. Ефесе и другие еретики) и говорит, что цель его послания – «возвестить всем», что апостолы были очевидцами пришествия Иисуса Христа на землю, и что их свидетельство о Боговоплощении не может вызвать у христиан ни малейшего сомнения. «О том, что было от начала, пишет св. Иоанн, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам... (1:1–2). Основное содержание первого послания раскрывает учение о Иисусе Христе, как об истинном Боге и совершенном человеке. В то же время послание свидетельствует, что сущность христианства заключается в заповеди Христовой о божественной любви и о жизни вечной. Оно освящает также многие стороны духовной жизни, вытекающие из главной мысли апостола, т. е. из учения о воплощении Сына Божия. Вот выдержки из этого послания:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Итак, если нам предстоит столь великая победа, обратимся к древним книгам и к древнейшей из всех древних, т. е. книге Бытия, и в самой Кинге Бытия обратимся к ее началу. Что Моисей говорил много о Христе, об этом, послушай, как сам Христос говорит: « ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне » (Иоан. 5:46). Где же Моисей писал о Нем? Это я и постараюсь теперь показать. Когда созданы были все твари, небо увенчано разнообразным сонмом звезд, а против него внизу земля украсилась различными цветами, когда вершины гор, поля и долины, и вообще вся земная поверхность покрыта была растениями, деревами и травами, запрыгали стада мелкого и крупного скота, хор певчих птиц сообразно со свойствами своей природы наполнил весь воздух музыкой, моря стали изобиловать морскими животными, озера, источники и реки наполнились всем, что в них рождается, и ничего не осталось недоконченным, но все было уже готово, тогда тело ожидало главы, город — начальника, тварь — царя, т. е. человека. Бог, намереваясь создать его, сказал: « сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. 1:26). С кем Он беседует? Очевидно, что с Единородным Сыном Своим. Он не сказал: « сотвори », чтобы ты не принял этих слов за приказание рабу, но: « сотворим », чтобы под видом словесного совета открыть равенство чести (у Него с Сыном). Так, иногда говорится, что Бог имеет советника, а иногда говорится, что — не имеет; и, однако, Писание не противоречит самому себе, но через то и другое открывает нам таинственные догматы. Когда оно желает представить, что Бог ни в чем не нуждается, то говорит, что Он не имеет советника; а когда желает показать равенство чести у Него с Единородным, тогда называет Сына Божия советником Его. А чтобы тебе убедиться в том и другом, как в том, что пророки называют Сына советником Божьим не потому, будто Отец имеет нужду в совете, но для того, чтобы нам знать честь Единородного, так и в том, что Бог не нуждается в советнике, выслушай слова Павла: « о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Это было своего рода отречение от мира, которое предстояло ему сделать. Здесь было предвестие того сурового урока, который преподает Евангелие: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лук. 14:26, 33 ). И вот караван избранника Божия двинулся по безлюдной пустыне по направлению в землю обетования, в землю, о которой он не имел никакого понятия. Это был знаменательный момент в истории. В бездетном человеке, ищущем неизвестной ему земли, нельзя не видеть великого учителя той славной истины, которой предназначено победить все ложные системы и образовать основу всякой истинной религии, именно истины, что Бог есть един. Это была великая победа, пред которой стушевываются в ничтожество подвиги Александров, Цезарей и Наполеонов. Здесь закладывался основной камень того здания, которое должно завершиться в Новом Иерусалиме; здесь совершалось окончательное выделение того нового рода, от которого должен был произойти Мессия, бескровный победоносец, беспорочный покоритель падшего мира. Одинокий в своем общении с небом, одинокий в своих надеждах и побуждениях, встречая лишь мало сочувствия в своих ближайших друзьях, Аврам, твердый своим упованием, полагаясь на невидимую помощь, с твердою уверенностью совершал свой путь. Лот, видимо, мало проникал в глубину сердца своего дяди, даже вера Сары была слаба. Слезы, вопли и сожаления сопровождали отца верующих на первой ступени его жизненного поприща; не мало тоскливых взглядов устремлялось назад за реку, где эти взгляды встречали соответствующий отклик со стороны оставшихся в Харране родственников; но сам Аврам твердо шел вперед, как бы видя Того, который невидим. Он не колебался никакими страхами и худыми предчувствиями, путь был для него ровен, а в том, к чему он приведет, Аврам всецело полагался на Бога. О том пути, которым Аврам направлялся к Ханаану, ничего не сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мф. 17:11) 684 . Наступление этого дня предвозвещено и другими признаками, не менее разительными и ясными. Беспечность, какая была при Ное перед потопом и во время Лота в Содоме, Гоморре и др. перед истреблением последних посредством серного огненного дождя, будет и перед пришествием этого страшного дня Господня (Срав. Луки 17:26–30 ). Но вместе с тем, не смотря на проповедание Евангелия всем народам ( Мф. 24:14  сн. Рим. 11:26 ), крайнее нечестие будет печальным признаком того времени; особенно же одно какое-то владычественное лицо явится настойчивым противником Христа и оскорбителем всего святого в мире (сн. Дан. 11:36  и дальн. и 2Сол. 2:3  и дал. и др.) 685 . Его поругание над всем святым, в союзе с семенем погибели, достигнет крайней степени своей в осквернении святыни. Это – мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на месте святом (сн. Дан. 9:27  и Мф. 24:15  с парав.). Тогда будет великая скорбь, какая не была от начала мира и до ныне и не будет ( Мф. 24:21 ). И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29  сн. Иоиля 2:30–31 и Деян. 2:10–20 ). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (Мф. 24:30 и Дан. 7:13  и дал.). И пошлет Ангелов с трубным звуком и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31 сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15  и дал. срав. Иоил. 2:1  и дал.). При этом трубном звуке прежде всего последует воскресение мертвых, затем – изменение живых в сретение Господа – Судии и Мздовоздаятеля (сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15–17 срав. Исаии 26:19 и Апок. 20 гл.). Когда же таким образом тленное сие, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой (Исаии 25:8). Смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? ( Осии 13:14  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  «Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет, да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю, ибо Ты услышал меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои» (Пс 16).   Дивный псалом, написанный в период, когда он избавился от Саула и стал царем Израиля. В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, верящий в Бога и верящий в покровительство Бога Израиля. Пока шло соперничество между Саулом и Давидом, Филистимляне в эту распрю не вмешивались. Но как только Давид стал царем всего Израиля, это очень не понравилось. Они создали свое войско и двинулись на Хеврон, где была столица Давида. Однако, Давид имел уже боевой опыт, он нанес жестокой поражение Филистимлянам, напав на них с тыла и преследовал их до самого Газера. Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии еще несколько удачных сражений полностью обессилили Филистимлян и принудили их заключить мир с Израилем.   Самым большим общественным делом Давида было создание столицы. Он не захотел остановить свой взор ни на одном из известных городов. Однако, царь обратил свой взор на мощный замок Сион, который возвышался над потоком Кедронским на высокой скале. Он находился в руках большого хананейского клана и считался неприступным. Ходила такая поговорка, что Сион могут защитить слепой и хромой. И, однако, Давида не остановили трудности. Он смог овладеть Сионом, замок был назван городом Давида, окружающему его городу было дано прежнее название — Иерусалим. Иерусалим и сейчас называется городом Давида. Когда Давид основал свое государство, Иерусалим и его окрестности выглядели совсем иначе, чем сейчас. Потоки Кедрона были тогда оборонительными укреплениями, они защищали город своей неприступностью. Крепость тоже была внушительных размеров. Давид понимал, что сам по себе город не может стать знаменем своей державы. В нем должно было присутствовать то, что объединяет всех людей. Ни ефоды, ни урим, ни тумим не могли служить знаком присутствия Яхве в столице. Давид понимает, что здесь должна быть самая великая святыня — Ковчег завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым. Нередки безумные попытки за короткий срок достигнуть “космического сознания” и даже иметь опыт непосредственного общения с Сверх–Личным Абсолютом. По существу же этого рода аскетика становится уходом от Бога Истинного, от воистину Сущего.   Евангельское учение говорит не только о Боге Личном, но и о личном бессмертии спасаемых. Достигается сие чрез победу над миром страстей. Великая, грандиозная задача; но Господь сказал: “Дерзайте, Я победил мир”; и мы знаем, что нелегка была сия победа. И опять Христос учит: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков…” (Мф. 7: 13–15). В чем погибель? В том, что люди покидают открывшегося нам Живого Бога, устремляясь в то “ничто”, из которого вызваны к бытию ради сообщения им бессмертного блаженства в форме богосыновства, чрез вселение в них Бога святой Троицы.   Чтобы поверить Христу, нужно: или иметь детскую простоту: “если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство небесное” (Мф. 18: 3); или уподобиться в безумном дерзновении Павлу, который говорит: “Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии… мы как сор для мира, как прах, попираемый всеми доныне” (1 Кор. 4: 10–13); и однако: “никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3: 11). “Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу” (1 Кор. 4: 16).   Космическое сознание в христианском опыте дается в молитве, подобной Гефсиманской молитве Господа, а не в философском трансцензусе. “И сказал им:…так надлежало… проповедану быть во ИМЯ ЕГО покаянию и прощению грехов во всех народах… Вы же сохранено нерассеянным, и ум установится рядом с сердцем или даже и войдет вовнутрь. Опыт покажет, что этот способ даст уму возможность видеть не самое физическое сердце, но то, что в нем происходит: какие чувства возникают в нем; какие мысленные образы приближаются извне. Такая практика приведет к тому, что монах будет чувствовать свое сердце и пребывать вниманием ума в нем (сердце), уже не прибегая к “психосоматической технике”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   Чтобы быть христианином, человеку нужно дерзновение, пред которым блекнут все иные дерзания. «Человек Христос Иисус» «победил мир» и нас зовет к общению в Его вечной победе (1Тим.2:5; Ин.16:33). По вознесении Своем Он уже как Человек воссел «одесную Бога» (Мк.16:19). Всем нам необходима великая «сила апостольской веры» или «простота младенца», чтобы воспринять без колебаний сие призвание. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит...» (Откр.3:21—22). «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера ваша...» (1Ин.5:4).    Кто пытается следовать за Христом, «куда бы Он ни пошел» (Откр.14:4), тот неизбежно будет потрясен многажды: при каждом восхождении своем от меньшего к большему познанию, — от меньшей меры любви к большей. Не вмещаем мы Его всемогущества сердцем нашим; не постигаем мы Его беспредельности умом нашим. «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои», — говорит Господь (Ис.55:8).    Как часто останавливаемся мы в изнеможении уразуметь Его волю, Его первую и последнюю мысль о нас. Не легко покидаем мы наши пути и с великим трудом обретаем Его пути. Едва придет момент, когда нам кажется, что вот начинаю немного видеть, а Он уже показывает, что Он далек неизмеримо. Напрягается душа до предела своих сил; изнывает дух мой; ужас охватывает меня пред открывающимися безднами богопознания; ищу подкрепления в слове Божием, и что же? Падаю на: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо...» Зачем? Ради «изменения колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12:26—27).    «Господи, я немощен. Ты знаешь сие. Со страхом ищу я путей к Тебе. Не презирай меня; не удаляйся от меня в падении моем; приблизься и ко мне, ничтожному, но жаждущему. Вселись в меня и Сам Ты совершай во мне все, что Ты заповедал нам; сотвори меня Твоим на веки вечные в любви непоколебимой».    Божественная жизнь для нас недомыслима. В силу этого мы обычно говорим о «тайнах Божиих». Это, однако, не значит, что Господь нарочито скрывает от нас некоторые стороны Своего вечного Бытия. Конечно, нет. Нам, как творимым из «ничто», следовательно, как лишь «потенциям», предстоит известный процесс созревания и становления в Истине, чрез постепенное сознание Тайн. Путь такой: все дары Творца суть чистые дары, ибо мы ничего не имели до нашего явления в сей мир, да и самое бытие мы получили из Его рук, но усвоение дарований связывается с болезненным напряжением всего нашего существа. Только при этом условии дается возможность Богу приписать нам самое стяжание их — даровать нам исходящую от Него жизнь в полное наше обладание на всю вечность: Его жизнь становится нашей жизнью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гордый своим могуществом и железными колесницами, Сисара, быть может, пренебрежительно отнесся к израильскому войску, во главе которого, притом, вместе с Вараком стояла женщина Девора. Но это должно было тем более придать значения молниеносному натиску Варака, который сразу же смешал ряды неприятелей и обратил их в беспорядочное бегство. Дорогу бегущим преграждал разлившийся Кисон, в произведенных им топях колесницы вязли и делались совершенно бесполезными, так что все войско подверглось полной гибели – как от воды, так и от меча торжествовавшего Израиля. Сам Сисара с жалкими остатками своего войска бежал на север, пытаясь скрыться в горных проходах. Молниеносный Варак настигал его и там, и он, не видя более спасения, хотел скрыться хоть в шатре одной кенеянки, Иаили. Но последняя, будучи потомком Иофора, тестя Моисеева, и сознавая свою духовную связь с народом израильским, не пощадила грозного угнетателя этого народа. Приняв его в своем шатре с видом дружелюбия, она собственноручно убила его, когда он заснул от утомления.Эта великая победа над жестоким и сильным угнетателем переполнила сердца победителей ликованием, и «в тот день воспели Девора и Варак такими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! Слушайте цари, внимайте вельможи; я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву». Затем в этой знаменитой песне Деворы подробно описывается бедственное состояние израильтян и славное избавление, и она заканчивается торжествующими словами: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» – «И покоилась земля сорок лет». XXVI. Гедеон и Иеффай 134 Хотя чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком от иноплеменного ига, водворило в земле обетованной мир и благоденствие на целые сорок лет, но самое состояние народа в религиозном и гражданском отношении было таково, что и в будущем могли угрожать подобные же бедствия. Живя среди идолопоклонников, народ израильский при виде сладострастных форм их идолослужения сам увлекался ими, нравственные силы его ослабевали, внутри усиливалось разъединение между коленами, приведшее, наконец, к тому, что каждое колено начало считать себя как бы отдельным, совершенно самостоятельным государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010