2018/03/11, 08:35:37 В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9). 2018/03/11, 08:35:02 В Послании к Галатам: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13-15). 2018/03/11, 08:34:43 В Послании к Римлянам: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10). 2018/03/11, 08:33:51 Бог есть любовь. 1-е послание святого апостола Иоанна 4, 8. 2018/03/11, 08:33:29 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Святое Евангелие от Матфея 22, 36-40. 2018/03/11, 08:33:00 Специально для р б Татьяна: 2018/03/08, 09:47:28 Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 2018/03/10, 17:35:49 Умеют же люди передать словом и письмом - красиво и понятно, не то, что я. 2018/03/09, 00:19:30 А мне нравится Богородица... 2018/03/08, 09:47:28 Как понять: " сердце, возлюбившее Ноги " ? р.б. Татьяна Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон . Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне . Свобода - это Свобода Дверь, которая нарисована на стене Свобода в Любви Как стать свободным Вкус Свободы Умереть за Любовь Скорби Необходимое и лишнее Нечистая совесть Окаменевшее сердце Смерть Жизнь Союз двух сердец Истинная Любовь Высшая форма Любви Преданность и верность Труд сердцем Прямота и честность Стойкость и решимость Умение любить Верность Деньги Богатство Духовное здоровье Человек – это Ум и разум Ум Предательство Улица детства Язык Любви Стихи о Любви Вечная Любовь Суть Любви Любовь и правда Правда Молитвы Любовь и страсть Любовь и жизнь Цельная Любовь Здоровье души Смирение и помыслы Истинное смирение Смирение и ум Смирение и страх Смирение и мир Преданность Катунакия Каруля Керасья Келия Провата Скит Малая Анна ... и многие другие тайные тропы Святой Горы... Монастыри Афона Великая Лавра Афанасия Ватопед Ивирон Хиландар Дионисиат Кутлумуш Пантократор Ксиропотам Зограф Дохиар Каракал Филофей Симонопетра Агиа Павла Ставроникита Ксенофонт Григориат Эсфигмен Пантелеимонов Констамонит Русские обители Афона Пантелеимонов монастырь Старый Русик Андреевский скит Ильинский скит Скит Новая Фиваида Создание скита Новая Фиваида Крумница История скита Крумница Ксилургу

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2845

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Это первая заповедь. И вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Невозможно, возлюбив Бога, не любить ближнего; невозможно, любя ближних, не любить Бога. Святой апостол Иоанн говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Пример двух великих святых учит нас, что пути человеческие могут быть разными, но они могут соединиться в один путь христианской жизни, основанной на исполнении заповедей Христа о любви к Богу и к ближним. И если мы встанем на такой путь, то он приведет нас туда же, куда привел преподобного Сергия и святую преподобномученицу Елизавету — в Царство Небесное, в обитель Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Крест Христов. Праздник Ризоположения Сегодня Русская Православная Церковь совершает память двух великих святых, которые жили в разное время, шли разными путями, но каждый из которых явил своей жизнью и своим подвигом один и тот же идеал христианской святости, следования по пути заповедей Христовых. Сегодня Церковь вспоминает преподобного Сергия Радонежского, святого, который более шестисот лет назад нес свой монашеский подвиг. В двадцатилетнем возрасте оставил этот мир, чтобы уйти в пустыню, в дремучий лес, и жить наедине с Богом. Уходя в уединение, он и представить себе не мог, что по прошествии времени к нему присоединятся ученики и что на месте его убогой избушки вырастет монастырь, а затем и великая лавра, которая станет духовным центром Русской Православной Церкви. Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Преподобный Сергий был человеком, который в юности умер для мира. Его любовь ко Христу, к Святой Троице была столь велика, что он хотел оставив все, что есть на этом свете, уйти от мира и пребывать только с Богом. Но мир настиг святого в его уединении. Бог не оставил эту свечу под спудом, и она воссияла всей Российской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Вот каким благодарным и мужественным был Савва. Все же Лавра попала в такую нужду, что не было даже муки, чтобы испечь просфоры для совершения Литургии. Очередной священник сказал о бедственном положении. И по мере приближения воскресного дня возрастало его тревога, что невозможно будет совершить таинство евхаристии, потому что нет ни просфор, ни других необходимых для Литургии вещей. Такими были слова священника. Только одна воистину великая и дивная душа святого Саввы не отчаивалась, полагать на постоянную Божию заботу и неисповедимые пути Его промысла. Он сказал: — Ничто нам не помешает отслужить Божественную Литургию. Если мы окажемся в великой нужде, то продадим какую–нибудь святыню из ризницы и купим все необходимое для Литургии. Но верен Господь, повелевший нам быть свободны ми от мысли о завтрашнем дне и обо всем, что потребно для телесных нужд. Не успел наступить воскресный день, как разнеслась весть, что люди, словно по Божиему Промыслу, привезли на ослах тридцать мешков. В них был и хлеб, и вино, и елей и все необходимое для монахов, ведь к этому времени в Лавре не осталось ничего съестного. Божественный Савва сказал священнику, который еще недавно назойливо напоминал ему о нужде: — Что это ты там говорил? Что нельзя совершать Литургию? Священник понял, что авва обличает его помыслы и нерешительность в том, чтобы во всем уповать на Бога. Он пал в ноги святому, прося у него прощения и от всего сердца каясь в своей слабости и малодушии. Савва простил своего ученика и дал ему доброе наставление, посоветовав не бояться и всегда дерзновенно держаться божественной надежды и стать, подобно Давиду, который говорил: Возложи на Господа заботы твои (Пс 54,23), ведь Он печется о наших нуждах гораздо больше, чем наши собственные отцы. 3. Из святого Ефрема Брат! Если случится тебе впасть в немощь, не пиши о своих бедах родственникам по плоти, знакомым и мирским друзьям. Не прибегай ни к помощи, ни к покровительству людей, которые для тебя мертвы. Напротив, терпи и надейся на Господа и тогда примешь от Него милость, и Он поможет тебе во всем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Французского журнала “Revue” первоначальное христианство к социализму. В самом деле, доказательства, какие приводит в основание своей мысли г. Новиков, весьма курьезны. Проповедь социализма, – говорит он, – как и проповедь христианская, вышла из низшего класса общества и потом постепенно переходила в высший слой. Первые христиане имели агапы, или вечери любви, – у социалистов есть свои банкеты, общественные праздники и прогулки. У христиан появилось много сочинений, из которых некоторые признаны каноническими, и у социалистов такими же признаны сочинения Карла Маркса, у христиан появились ереси, у социалистов тоже. Против еретиков собирались соборы, и социалисты собирают конгрессы, на которых осуждают своих еретиков, из которых некоторые, как, например, Бернштейн на Любекском конгрессе, сознаются смиренно в своих заблуждениях. Таковы аналогии внешние. Что касается сходства внутреннего, то Новиков указывает в этом отношении на недовольство христианина и социализма тою социальною организацией, какую застали оба эти направления, говорит о том, что Апокалипсис, возвещая о падении тогдашнего строя жизни, будто бы сходится с пророчествами социалистов о скорой всеобщей революции. Еще сходство! Христианство обещает рай на небе, социализм тоже обещает рай, хотя на земле. Как христианство, так и социализм имеет своих мучеников идеи… Как можно видеть из сказанного, все аналогии г. Новикова заимствованы им не из действительного изучения христианства, а из тех изображений, в каких христианство является в книгах социалистов. 3 Этим самым признается недостаточным то средство, какое до сих пор указывалось нашими богословами как единственное средство для исцеления социально-экономических недугов. Мы разумеем здесь частную благотворительность, на какую и до сих пор некоторые возлагают всю надежду (см. ст. прот. П.А. Смиронова в “Радости христианина” за 1900 г. под заглавием “Грозная туча на западе Европы”). Нет, это средство рекомендовалось еще в средние века католическою Церковию (caritas или по-франц. charite), но, как показывает настоящее состояние социально-экономической жизни, оно не могло одно достигнуть цели. Притом, сами рабочие именно не хотят подачек: они требуют только того, на что они имеют, по их мнению, полное право. 4 Один из последователей нашего фабричного законодательства говорит, что это законодательство устарело: жизнь дала так много новых сложных вопросов, промышленность приняла такие разнообразные формы, что отношения между работодателями и рабочими часто уже не укладываются в рамки промышленного устава (“Русская мысль”, 1903, 12, стр. 13) Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 6. Бондаренко - Варфоломей Эдесский. - 2003 (АО Моск. учеб. и Картолитография). - 751 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Великая Лавра. 380-404 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но что могла сделать ревность одного человека, когда пожар охватил всю страну, да особенно при тогдашнем недостатке средств сообщения, при обнаружившемся разъединении областей, городов?! Удивительно ли, что и эта великая сила духовная долго не могла сдержать бурного потока всяких насилий физических. Тем не менее Гермоген честно и самоотверженно начал кипучую деятельность, проявил всемерные усилия спасти, поддержать погибавшее отечество. Располагая средствами только духовными, он назначил по всем церквам всенародные моления о даровании победы над мятежниками; он предавал анафеме главных злодеев отечества и т.д.; он собирал пожертвования на защитников Москвы и престола; он рассылал во все концы предписания духовенству и воззвания к народу, в которых требовал, приказывал, умолял: собирать ратников, снаряжать защитников, присылать их в Москву; предписывал монашествующим самим вооружаться на спасение России, обязывал монастыри присылать в Москву жизненные припасы, и т.д. и т.д. А между тем монастыри-то пуще всего привлекали внимание хищников, так как в монастырях последние чуяли себе наиболее обильную поживу. И многие монастыри тогда были ими жестоко и беспощадно разграблены, в конец разорены. Тогда между прочим начата была правильная осада мятежниками Троицкой лавры. „Доколе будут мешать нам эти вороны чёрные, возгнездившиеся в этом каменном гробе?» – говорили поляки самозванцу, указывая на лавру: „эти старцы вредят нам, они все города развращают, учат служить царю Шуйскому». Действительно, лавра Троицкая много вредила и мешала злодеям: келарем лавры был тогда известный Авраам Палицын, по происхождению казанец, монах Свияжского монастыря, и еще по Казани ученик и верный, преданный послушник и единомышленник Гермогена. Воодушевляемая достойным учеником великого учителя, лавра Троицкая обнаружила в то страшное время, действительно, необычайную силу патриотизма, высокую геройскую доблесть и непоколебимое мужество. Сам Гермоген из Москвы зорко следил за состоянием осажденной обители и всеми мерами поддерживал стойкость духа в несчастных сидельцах-иноках; между прочим, по его настоянию, царь Шуйский послал туда на помощь несколько десятков вооруженных ратников и запас пороху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Пот и труды братий принесли плоды. «Уютная двухэтажная калива была воздвигнута с келлиями, приемной, иконописной мастерской, величественной галереей с видом на море и с прекрасным храмом на нижнем этаже в честь преподобных отцов, на Афоне просиявших, – радость и украшение этой каменистой, бесплодной горы, подобно белоснежной лилии, произросшей на камне и источающей святость и мир» (Мораитидис). Необходимо заметить, что во время строительных работ не прекращались всевозможные препятствия и искушения. Враг не хотел устроения обители. Помимо всего прочего, Великая Лавра, которой подчинялась калива, обвинила отца Даниила в том, что это строительство служит пропагандистским планам русских! В какой-то момент, когда искушения достигли крайнего предела, братия даже хотели покинуть Катунаки. «Горести и скорби окружали нас, – писал первый ученик старца Даниила, – нигде не могли найти мы прибежища и поддержки. Всюду тьма, везде безнадежность». Но все же искуситель был постыжен. Многие препятствия благополучно разрешились чудесным образом, о чем мы расскажем ниже. В 1904 году было решено построить большое здание. Архитектор Георгий, албанец по происхождению, начал закладку фундамента. Но из-за обвинений и клеветы Лавра отменила разрешение на строительство, и работы прекратились на шесть месяцев. Когда же вновь было получено разрешение, Георгий был уже занят где-то в другом месте, и работы поручили мастеру Василию, также албанцу, который до этого работал на русском подворье в Карее. Это был замечательный мастер и отличный инженер. Он тщательно изучил грунт, где предыдущий мастер положил фундамент, и нашел его непрочным. Мастер стал копать дальше и только на глубине 2,5 метра обнаружил твердый камень. Таким образом, большое здание было заложено на твердом и прочном основании, и, кроме того, образовалось пространство для обширного погреба, который как раз был необходим для устройства складского помещения. В этом видится чудо Промысла Божия. Неблагоприятное Он обратил в противоположное. Неисповедимы суды Господни!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это был действительно удивительный монах, который искал и находил волю Божию в своей жизни. Это ведь особое монашеское делание — посвятить жизнь тому, чтобы понять и исполнить волю Божию о себе, волю Божию о своей пастве, о своей Церкви. Наблюдать за этим было совершенно удивительно. Те, кто этого человека знал, могли по многим его поступкам убедиться, что он был наделен от Бога истинным смирением, любовью, кротостью,— всеми теми высочайшими евангельскими добродетелями, к которым мы стремимся. Помню случай в первый мой приезд в Джорданвилль. В один из дней после долгой беседы с владыкой Лавром я пошел на обед в братскую трапезную. Кто-то из монахов разносил еду, как это обычно бывает в монастырях. Я был погружен в свои мысли и не особенно обращал внимания на окружающих до тех пор, пока старческий голос вдруг не позвал: «Батюшка, а вам чай какой, покрепче или послабее?». И когда я обернулся, то увидел митрополита Лавра — он был в этот день разносчиком еды. Вот такой маленький эпизод. Можно ли говорить о достижении полного единения, или восстановление внутрицерковного единства, начавшееся после подписания Акта, продолжается? Что можно сказать после того, как совершается совместная Евхаристия? Полное это единство или еще что-то можно добавить? А что касается всех остальных аспектов взаимоотношений, то они, конечно же, будут постоянно развиваться, приобретать какие-то новые качества. Можно ли подвести какие-то итоги прошедшего года? Есть такое понятие: мир в Церкви. Мне кажется, что новое качество мира в Церкви установилось после этого события. На последнем праздновании тезоименитства Святейшего Патриарха (как раз тогда в последний раз мы видели митрополита Лавра, приехавшего с делегацией) все выступавшие, начиная от самого Святейшего Патриарха,— постоянно возвращались к теме воссоединения. Потому что для всех это была великая радость. Все ощущали, что сделано большое дело. Настоящее Божие дело. И это чувство остается. Это, наверное, самое главное.   Беседовала Татьяна Бышовец Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/36862.html

Но неудача смелого начинания Кирилла V основать академию на Афоне показала, что монахи отказывались воспринимать интеллектуализм Фанара. Росла антипатия между монастырями, даже афонскими, и греками Константинополя. По мере того как монашеская среда становилась враждебной культуре, Афон терял свою привлекательность для образованных людей. В монастыри поступали все более грубые и менее способные послушники. К концу XVIII в. уровень грамотности на Св. Горе существенно снизился; к началу XIX в. монахи погрузились в состояние грубого невежества, столь блестяще и злобно описанное такими путешественниками, как Роберт Керзон. Эти путешественники не были свободны от преувеличений. Они отмечали эксплуатацию, осуществляемую духовенством, но редко упоминали о том, что наряду с этим были добрые и благочестивые священники. Они отмечали узость интересов монахов и то, в каком пренебрежении находились монастырские библиотеки. Но на Афоне по–прежнему были такие монастыри, как Великая Лавра, где сокровища прошлого бережно сохранялись, также как в монастырях Сумела и на Патмосе. Более того, это потрясающее антизападное и антиинтеллектуальное настроение было в своем роде выражением цельности. Афонская республика пыталась избежать влияния мирской славы и честолюбия, которые, как казалось, захлестнули греческое общество. Она старалась сохранять истинно православную традицию сосредоточения на вечных ценностях, неповрежденных человеческой философией и научными теориями. В дни существования Афонской академии монахов заставляли слушать лекции Вулгариса по немецкой философии; это отвращало их. Ведь именно такой путь им предлагался теперь, когда они искали духовного руководства из Константинополя. Их сопротивление было прискорбным и несозидательным, но оно отражало положительное стремление сохранить сущность веры. Но даже на Афоне поднял голову национализм. Греческие монастыри начали проявлять враждебность к сербской и болгарской обителям, а вскоре затем к румынской и русской. Это враждебное отношение возросло в XIX в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Упадок был особенно заметен на Афоне. Желчный католический путешественник Пьер Белон, не любивший греков, утверждал, что в XVI в. было невозможно найти в некоторых из монастырей более трех-четырех грамотных монахов. 614  В это трудно поверить, если вспомнить, что 1578 г. монастыри сообща купили замечательную библиотеку Михаила Кантакузина. В 1602 г. Маргуний завещал девять ящиков книг Иверскому монастырю на Афоне; в 1684 г. патриарх Дионисий IV завещал много своих книг тому же монастырю. Каталоги показывают, что на протяжении XVII в. другие большие афонские монастыри также пополняли свои библиотеки. 615  Даже в XVIII в. такие патриархи как Иеремия III u Cepaфuм II, привыкшие быть среди образованных людей, удалялись туда. 616  Но неудача смелого начинания Кирилла V основать академию на Афоне показала, что монахи отказывались воспринимать интеллектуализм Фанара. 617  Росла антипатия между монастырями, даже афонскими, и греками Константинополя. По мере того как монашеская среда становилась враждебной культуре, Афон терял свою привлекательность для образованных людей. В монастыри поступали все более грубые и менее способные послушники. К концу XVIII в. уровень грамотности на Св. Горе существенно снизился; к началу XIX в. монахи погрузились в состояние грубого невежества, столь блестяще и злобно описанное такими путешественниками, как Роберт Керзон. 618 Эти путешественники не были свободны от преувеличений. Они отмечали эксплуатацию, осуществляемую духовенством, но редко упоминали о том, что наряду с этим были добрые и благочестивые священники. Они отмечали узость интересов монахов и то, в каком пренебрежении находились монастырские библиотеки. Но на Афоне по-прежнему были такие монастыри, как Великая Лавра, где сокровища прошлого бережно сохранялись, также как в монастырях Сумела и на Патмосе. Более того, это потрясающее антизападное и антиинтеллектуальное настроение было в своем роде выражением цельности. Афонская республика пыталась избежать влияния мирской славы и честолюбия, которые, как казалось, захлестнули греческое общество. Она старалась сохранять истинно православную традицию сосредоточения на вечных ценностях, неповрежденных человеческой философией и научными теориями. В дни существования Афонской академии монахов заставляли слушать лекции Вулгариса по немецкой философии; это отвращало их. Ведь именно такой путь им предлагался теперь, когда они искали духовного руководства из Константинополя. Их сопротивление было прискорбным и несозидательным, но оно отражало положительное стремление сохранить сущность веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком/и возраст старости – житие нескверное./Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть/и живый посреде грешников преставлен бысть./Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его,/или лесть прельстит душу его./Рачение бо злобы помрачает добрая/и парение похоти пременяет ум незлобив./Скончався вмале, исполни лета долга,/угодна бо бе Господу душа его,/сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же, видевше и не разумевше,/ниже положивше в помышлении таковое,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его. На литии стихиры, глас 1: Днесь ликовствует радостно Божественная и великая Лавра/и хвалится твоими Богоугодными деянии,/имеющи твоя святыя мощи, блаженне Никоне,/от нихже святыню почерпаем обильно:/подают бо здравие/с верою притекающим к честней твоей раце./Темже, просвещшеся тобою, глаголем:/сподоби и нас славы Небесныя Христовы, блаженне,/и твое стадо сохраняй/и спаси души наша. Глас 2: Память твоя во век пребывает,/преподобне отче Никоне,/и кротость сердца твоего, угодниче Христов блаженне, просия/паче солнечнаго сияния,/озаряющи верных сердца,/ибо воистинну честная рака Божественных мощей твоих,/яко труба, велегласно свидетельствует,/благоухающи благодатию Пресвятаго Духа,/и прогоняющи мрак греховный,/и нас научающи багодарити и славити Бога,/тебе прославльшаго. Велия слава жития твоего, отче наш Никоне,/вся, яже земная, оставив,/единаго Христа возлюбил еси/и, Тому служа чистою совестию,/на земли Ангельски пожил еси,/демонская вышения 149 разорил еси,/возшед на высоту Небесную:/блажен еси, яко тако Христу работав./Темже и мы, тобою путь жизни познавше,/тя непрестанно ублажаем. Слава, глас 2: Преподобне и Богоблаженне отче наш Никоне,/град живущий Божий,/выше разума благих восприял еси желания./Ангельское житие совершив,/и ныне на Небесех водворяешися,/исперва подобну доброту образа сохранив/и на подобствие, якоже мощно,/восход безпакостно обрет,/и, Богу со дерзновением предстоя,/зерцалом разумным чисто зриши Святую Троицу;/за чтущия тя верою и любовию помолися,/отче наш Никоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010