Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Да радуется творение,/да веселятся все, на земле рожденные,/ибо у ада ненавистного отнята добыча;/пусть жены с ароматами Меня встречают;/Я избавляю Адама и Еву со всем их родом,/и в третий день воскресну. Катавасия: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. После девятой песни Трисвятое. Чтец: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. И поем тропарь, глас 2 Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Святейшем Патриархе нашем (имя) , и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Совершался он по окончании утрени или первого часа. Весьма возможно, что к этому времени приурочивались только начальные возгласы тритекти; «Благослови, владыко», «Благословено царство», и еще, быть может, великая ектения. После этого собрание исполняло первый антифон – псалом 24-й: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою», 46 а епископ читал соответствующую молитве первого антифона тритекти. Это служило как бы предначинательной молитвой или введением к следовавшему затем оглашению. Содержание псалма и молитвы вполне подходит к такому моменту. При пении псалма просвещаемые и верные могли чередоваться соответственно тому, как и в самом псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (–16)! Укажи мне, Господи, пути Твои (–4); направь меня на истину Твою и научи меня (–5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (–7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. И в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (–8). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (–10). Между тем епископ творит молитву первого антифона; «Боже, седяй на херувимех и славимый от серафим», в которой просит Всевышнего Бога, дабы Он призрел на рабов Своих (оглашенных), возбудил ум их к славословию Его божественной благости, избавил их от козней лукавого и сподобил небесного царствия вместе со всеми избранными, просвещая светом Своего учения и наставляя на всякое благое дело. 47 Что касается двух следующих антифонов и молитв, то они также весьма легко и естественно объясняются применительно к состоянию просвещаемых. Во втором антифоне – псалме 26-м, который надписывается «Прежде помазания» и помещается теперь в чине крещения, молящийся в священном восторге восклицает: «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться (–1)? Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дли жизни моей (–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Таже ектения великая. Таже стихословие Псалтиря. Аще убо есть неделя стихословим кафизму 1ю. Аще Богородичный праздник, или святый, имеяй полиелей, поем Блажен муж: первый антифон: В субботу вечером поем кафизму 1ю всю. В Богородичные праздники и великих святых после великой ектении поем первый антифон 5 . Псалом 1: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, трижды. И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, трижды. Псалом 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, трижды. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, трижды.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся. Диакон: В мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Чин тритекти 123 предназначался в древности для поста. Совершался он по окончании утрени или первого часа. Весьма возможно, что к этому времени приурочивались только начальные возгласы тритекти: «Благослови, владыко», «Благословенно царство», и еще, быть может, великая ектения. После этого собрание исполняло первый антифон – псалом 24-й: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» 124 , a епископ читал соответствующую молитву первого антифона тритекти. Это служило как бы предначинательной молитвой или введением к следовавшему затем оглашению. Содержание псалма и молитвы вполне подходить к такому моменту. При пении псалма просвещаемые и верные могли чередоваться соответственно тому, как и в самом псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (24:16)! Укажи мне, Господи, пути Твои (24:4); направь меня на истину Твою и научи меня (24:5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (24:7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. И в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (24:8). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (24:10). Между тем епископ творит молитву первого антифона: «Боже, седяй на херувимех и славимый от серафим», в которой просит Всевышнего Бога, дабы Он призрел на рабов Своих (оглашенных), возбудил ум их к славословию Его божественной благости, избавил их от козней лукавого и сподобил небесного царствия вместе со всеми избранными, просвещая светом Своего учения и наставляя на всякое благое дело 125 . Что касается двух следующих антифонов и молитв, то они также весьма легко и естественно объясняются применительно к состоянию просвещаемых. Во втором антифоне – псалме, 26-м, который надписывается «Прежде помазания» и помещается теперь в чине крещения, молящийся в священном восторге восклицает: «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться (26:1)? Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дли жизни моей (26:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Чтец: Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа! Хор: Господа, поём и превозносим Его вовеки. Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Чтец: Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу. Хор: Воспевая и превознося Его вовеки.  Дан 3:1–88 Ектения малая Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Диакон: Благослови, владыка, время пения Трисвятого. Священник же, осеняя его крестным знамением, произносит: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда. Диакон выходит из Царских врат и, сперва показывая орарем на икону Христа, возглашает: Господи, спаси благочестивых. Хор: Господи, спаси благочестивых. Диакон: И услышь нас. Хор: И услышь нас. Также диакон обводит орарем стоящих во храме, возглашая к ним громогласно: И во веки веков. Хор: Аминь. Вместо Трисвятого поем: Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3) Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. И чтец отвечает: И духу твоему. Диакон: Премудрость. И чтец: Прокимен, глас 5 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний! Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его. Пс 65:4, 1–2а Диакон: Премудрость. И чтец надписание Апостола: К римлянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. И чтец: Послание к римлянам, зачало 91 Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены. Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3–11

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

Чем заканчивается вечерня на всенощной? Благословением, которое преподает священник предстоящим, говоря: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, и в это время бывает звон второй, подобно как был перовый, перед началом утрени Ектения Что такое ектения? «Ектения» в переводе с греческого значит «прилежное, продолжительное моление». Это совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй – или: Подай, Господи, и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе одиннадцать молений. Она начинается словами: «Миром Господу помолимся». Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: «Паки (еще) и паки миром Господу помолимся». Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: «Рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем», или: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, то есть усиленною, потому, что в ней «Господи, помилуй» повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная та, в которой поется «Подай, Господи» вместо «Господи, помилуй», отчего и называется просительною. Она начинается словами: «Исполним (выполним, принесем) молитву нашу Господеви». О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: о себе самих, обо всех других: о властях, о духовенстве и воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и об умерших православных христианах. Молимся о телесных, земных, душевных, небесных предметах и нуждах: о здравии, благоденствии, изобилии плодов земных, о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: «Миром Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Что значат слова «миром Господу помолимся»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Что такое ектения? Ектения – слово греческое и значит: прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй или: Подай, Господи  и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая , малая , сугубая и просительная . Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе многие моления, – числом 11. Она начинается словами: Миром Господу помолимся . Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: Паки и паки миром Господу помолимся . Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем , или: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей . Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, т. е. удвоенною, усиленною, потому что в ней Господи, помилуй повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная – та, в которой поется: Подай, Господи , вместо: Господи, помилуй , отчего и называется просительною. О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других: о государе, о духовенстве, о воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и о умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и душевных, небесных предметах и нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению 16 . Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: Миром Господу помолимся . Певцы: Господи, помилуй 17 . Что значат слова: миром Господу помолимся? Миром Господу помолимся , это – слова, указывающие, как должно приносить молитву. Миром , т. е. в спокойствии собственной души, на сколько это зависит от нас, – не рассеиваясь мыслями ни о чем постороннем, в мире с Богом, напр. без ропота на Него в несчастиях, и в любви к ближним. Без мира сего нельзя молиться хорошо, и Бог не примет нашей молитвы ( Мф.5:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Архиерейский чиновник – это служебник для совершения архиерейского богослужения. Кроме обычных последований Служебника, Архиерейский чиновник включает чины и последования, которые может совершать только епископ: Чин поставления чтеца и певца. Чин хиротонии иподиакона. Чин хиротонии диакона. Чин на произведение архидиакона и протодиакона. Чин хиротонии пресвитера. Чин во еже сотворити протопресвитера. Чин на произведение игумена. Чин на произведение архимандрита. Последование освящения антиминса. Ектении Основным содержанием Служебника являются священнические молитвы и дьяконские ектении. Ектения – это молитва, рассчитанная на постоянное усиление внимания. Ектения состоит из ряда прошений, прерываемых молитвенными восклицаниями «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». Прошения ектении – это приглашение к молитве. Собственно молитвой являются восклицания «Господи, помилуй», «Подай, Господи». В ектении литургии апостола Иакова молитвенное восклицание (троекратное «Господи, помилуй») встречается только один раз – в конце молитвы. Священнический возглас в конце ектении является окончанием молитвы, которая читается или читалась во время ектении. В современном богослужении священнические молитвы ектений используются главным образом на литургии. Большинство ектений вечерни и утрени молитв не имеют. Слово «ектения», «ектения», «ектенья» происходит от греческого слова η εκτεν (εκτενς) – прилежный, усердный (в значении просьбы или молитвы). Греки ектеньей называют только сугубую ектенью, другие виды ектений они называют συναπτ (ευχη). Ектения произносится диаконом. Поэтому в древних литургических памятниках она называется τα διακονικα. Великая и малая ектении Великая ектения (η συναπτ μεγλη) называется также мирной ектенией (τα ειρηνικα), поскольку начинается с прошения «Миром Господу помолимся» (Дословный перевод с греческого – «в мире Господу помолимся». Она отличается полнотой содержания. Просительная и сугубая ектении лишь раскрывают ее содержание, а малая – напоминает о великой. Великая ектения включает 12 прошений – от вышнего мира до простых нужд. В конце ектении вспоминается Божия Матерь. Данная ектения имеет постоянный, неизменный священнический возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Современную великую ектению напоминает молитва из 1 послания Климента Римского , 59–61, но особенно молитвы из «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (III в.) и «Апостольских постановлений» (IV–V в.). Великая ектения располагается в начале чинов – на вечерне, утрени, литургии, в панихиде, последованиях таинств.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010