Диаконские прошения великой ектении завершаются призывом к верующим, помянув Богородицу и всех святых, предать всю свою жизнь Христу Богу. Таким образом подводится итог всем прошениям ектении, средоточием которых оказывается жизнь верующего во Христе. Для христианина Христос – средоточие всех благ. Если Христос в центре жизни, если Он ходатайствует за Своих верных перед Богом, всё остальное естественным образом прилагается: Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ( Рим.8:31–34 ). Говоря о великой ектении в целом, мы можем указать на то, что ее содержание соответствует характеру Литургии как богослужения, имеющего универсальный, вселенский, космический характер, вмещающего в себя всю полноту опыта Церкви и каждого верующего. Начиная с прошений о горнем мире и спасении, великая ектения объемлет собой всё многообразие жизни человека на земле. Перечисляя его земные нужды, она, однако, не упускает из поля зрения самое главное – вечную жизнь во Христе, раскрывающуюся через участие верующего в жизни Церкви. Молитва первого антифона В то время как диакон произносит великую ектению, священник читает «молитву первого антифона»: Господи Боже наш, егоже держава несказанна и слава непостижима, егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Господи, Боже наш, Чья власть несказанна и Чья слава непостижима, Чья милость неизмерима 610 и Чье человеколюбие невыразимо словами, Ты Сам, Владыка, по Своему милосердию обрати Свой взор на нас и на этот святой храм и даруй нам и молящимся с нами обильные Твои милости и Твои щедроты. Первая часть молитвы построена на четырех понятиях, относящихся к Богу и восходящих к Ветхому Завету: держава, слава, милость и человеколюбие. Каждому из них соответствует отрицательное определение: несказанна, непостижима, безмерна, неизреченно. Остановимся на богословском смысле этих понятий и определений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если не служится литургия, вместо изобразительных поем: Христос воскрес из мертвых: (3), Воскресение Христа увидев: (1), Жены, пришедшие с Марией до рассвета: (1), Слава, кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: И ныне: Единородный Сын и Слово Божие: Затем блаженны с тропарями из канона, песнь 3 и 6. Священник: Премудрость. Чтение Апостола и Евангелия. Затем: Помяни нас Господи: Хор небесный: Символ веры, Отпусти, оставь, прости: Отче наш: Кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: Слава, и ныне: Богородичен: Божественная освященная Скиния: Господи, помилуй (40). Затем: Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Затем, вместо: Да будет имя Господне: Христос воскрес из мертвых: (3), и псалом 33, до слов: «не потерпят нужды ни в каком благе», и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Диакон начинает: Благослови, владыка. Настоятель: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Аминь. И предстоятель с находящимися в алтаре поет: Тропарь, глас 5 Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. И народ поет тот же тропарь трижды. Затем предстоятель возглашает стихи: Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Слава: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: И ныне: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее. Молитва 1 антифона и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

И чтец: К коринфянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Послание к Коринфянам, зачало 133 Братья, малая закваска заквашивает все тесто. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, был заклан. Итак, будем праздновать не со старой закваской и не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру. 1 Кор 5:6б–8; Гал 3:13–14 Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Чтец: Аллилуия, глас 5 Стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня. Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся. Пс 67:2, 3а, 3б–4а Диакон: Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие от Матфея, зачало 114 На другой день, который приходится после пятницы, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: господин, мы вспомнили, что обманщик тот сказал, еще будучи в живых: «через три дня восстану». Повели поэтому охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики, придя, не украли Его, и не сказали бы народу: «восстал из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Сказал им Пилат: имеете стражу; идите, охраняйте, как знаете. И они пошли и охраняли гробницу, запечатав камень и приставив стражу. Мф 27:62–66 Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Ектения сугубая Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Хор: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Лубочные картинки, изображающие смерть, напоминающие о смерти, были настолько популярны, что многократно перерисовывались в различных вариантах, переиздавались более современными средствами печати и окончательно исчезли из русского быта всего лет 30 назад. Помню, что в детстве мне в нескольких домах довелось видеть их, прикреплёнными к стене рядом с иконами. О страданиях Пророчества о последних временах содержат много указаний на будущие бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф. 24:7 ), «тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать. и возненавидят друг друга» ( Мф. 24:9-10 ); «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Не один раз случалось слышать вопрос: для чего, зачем человечеству переживать такие бедствия, так много страданий, тем более перед концом? Знаю я одного неверующего очень старого человека, он мечтает умереть во сне. Знаю и некоторых других, желающих для себя нечаянной, незаметной смерти: мгновенной, не затрудняющей сознание. Конечно, боль и страдания мало кто назовёт желанными, поэтому Церковь и молится о безболезненном конце жизни: «Христианский кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» (Просительная ектения). Но, заметьте, просим мы не только безболезненной кончины, но кончины христианской, непостыдной, мирной, молимся, чтобы нам было что ответить на Страшном Суде Христовом. И просьба о безболезненной смерти не самая главная в нашей молитве. Для православного сознания характерна скорее боязнь скоропостижной или внезапной смерти. Именно той мгновенной, о которой мечтают нецерковные люди. Православные, особенно, кто бывает в опасных для жизни ситуациях или болен смертельной, чреватой неожиданным разрешением болезнью, молятся великомученице Варваре, надеясь её заступничеством избежать внезапной смерти, чтобы не умереть без покаяния, без Причащения Святых Таин. Известно, что эта Святая имеет от Господа особую благодать избавлять обращающихся к ней от внезапной и скоропостижной смерти. На иконах святая Варвара иногда изображается со Святой Чашей, так как известно много явлений угодницы Божией со Святыми Тайнами к умирающим. Небольшие иконки великомученицы Варвары мы можем увидеть прикреплёнными в кабинках автомобилей: ведь управление автомашиной, к сожалению, слишком богато печальными неожиданностями.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Мы предаем, т.е. посвящаем свою жизнь Христу не для земного благополучия, не из эгоизма и страха. К нам всегда обращен призыв апостола Павла: О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе ( Кол.3:2–3 ). Мы предаем свою жизнь Христу, потому что Он – наша жизнь, потому что в крещальной купели мы умерли для жизни по законам мира сего и подлинная наша жизнь скрыта в таинственном возрастании Царства Божия. Мы предаем нашу жизнь Христу, потому что Он есть истинная жизнь всех, в себе самой раскрывающая нам всю высоту нашего призвания, а главное – потому что Он Сам Себя предал нам, возлюбив нас прежде, чем мы Его. И предавая себя Ему в ответ на этот поток любви, мы в подтверждение тому произносим вместе со всем собранием: Тебе, Господи. Этим завершается великая ектения. Таков смысл, таков объем этой великой ектении, с которой начинается литургия. Это как бы глубокий вздох всем нашим существом, переход из нашей всегда неизбежно маленькой, ограниченной жизни во всемирную, вселенскую полноту Христовой любви. Таинство таинств. Восхождение призванных В прошлой беседе, посвящённой объяснению Божественной литургии, мы остановились на великой ектении, то есть на тех кратких прошениях, с которых она начинается и в которых, как я старался показать, уже заранее дан и явлен универсальный, всеохватывающий характер церковной молитвы христиан. После этой ектении, после пения молитв и псалмов 389 совершается так называемый вход 390 . Священник и его помощник диакон берут книгу Евангелия, всегда лежащую на престоле, и, предшествуемые другими церковнослужителями со свечами, выходят боковыми вратами алтаря иконостаса к народу и снова торжественно входят в алтарь через центральные врата, называемые царскими. Чтобы понять смысл этого входа, нужно обратиться к прошлому. В древности христиане собирались перед литургией не в самом храме, а в его преддверии, которое и поныне еще называется притвором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Не отвергни меня во дни старости; /когда оскудеет сила моя, не оставь меня. Боже! не удаляйся от меня; /Боже мой! поспеши на помощь мне. Боже, кто подобен Тебе? /Сколько бед и скорбей посылал Ты мне! /Но опять оживлял меня /и из бездн земли /выводил меня. /Ты возвышал меня и утешал меня. /И я буду славить Тебя на псалтири, /Твою истину, Боже мой, /буду воспевать Тебя на гуслях, /Святой Израилев! /Радуются уста мои, /когда я пою Тебе, /и душа моя, которую Ты избавил; /и язык мой во всякий день /будет возвещать правду Твою. Затем болящий, если может, или священник читает Символ веры : Верую в одного Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего – единородного, от Отца рождённого прежде всех времён, в Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого – не сотворённого, единосущного Отцу, – через Котороговсёстало; ради нас, людей, и для нашего спасениясошедшего c Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего Человеком; и распятого за насприПонтийском Пилате, и страдавшего, и погребённого; и воскресшего (или: восставшего ) в третий день, по Писанию; и восшедшего (или: вознёсшегося ) на Небеса, и воссевшего по правую руку от Отца; и сновагрядущего во Славе, дабы судить живых и мёртвых, и царствию Его не будет конца. И в ДухаСвятого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном вместе почитаемого и прославляемого, говорившегочерезпророков. В одну святую, кафолическую (или: вселенскую, соборную ) и апостольскуюЦерковь. Признаю одно крещение, для прощениягрехов. Ожидаю воскресениямёртвых и Жизни будущего века (т.е. вечной Жизни и нового состояния всего мира). Аминь. ] Великая ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй (на каждое прошение). Д О миресвыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О миревсегомира, об укреплении святыхБожьихцерквей и о единении всех Господу помолимся. О доме сем и о живущих в нём Господу помолимся. Дабы Господь простил всякое согрешение, вольное и невольное, чад Своих (имена)/чада Своего (имя) и был милостив к ним/нему, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПМир тебе, читавшему! ЧИ духу твоему. Проповедь Ч Аллилуия, аллилуия, аллилуия! Н Аллилуия, аллилуия, аллилуия! (Трижды.) Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Луки святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Лк.2:41–52 ) 15 П В те дни ходили каждый год родители Иисуса в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, думая, что Он идёт с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. И вот, через три дня нашли они Его в храме; Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, и все, кто слышал Его, дивились Его уму и Его ответам. И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему: «Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?» И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?» Но они не поняли слов, которые Он сказал им. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет, и во всём их слушался; а Матерь Его сохраняла всё это в сердце Своём. Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Великая ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй (на каждое прошение). О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся. [ О великом господине и отце нашем святейшем патриархе (имя) [и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имя)], почтенном пресвитерстве, во Христе дьяконстве, обо всём клире и народе [Божьем ] Господу помолимся. О богохранимой стране нашей (имя), обо всём народе и властях её Господу помолимся. ]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Затем Великая ектения и поем " Бог – Господь: " на глас тропаря дня: По гласу тропаря дне. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Если праздник, то после двух кафизм поется полиелей – псалмы 134 и 135 (или их отдельные стихи), с припевом " Аллилуия " Псалом 134 Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, трижды. Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь, пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах.

http://foma.ru/utrenja.html

Пс 147:2 О дивное чудо!/Иоанн к груди Слова припал,/Фома же осязать Его ребра удостоился./И вот, один оттуда повергающим в трепет образом/глубину богословия извлек,/другой же ввести нас в таинство домостроительства удостоен,/ибо он представляет ясно/доказательства воскресения Его, возглашая:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Слава, и ныне, глас 5: Велико и несравненно/множество милостей Твоих Человеколюбец;/ибо долготерпел Ты, иудеями заушаемый, Апостолом осязаемый,/и отвергающими Тебя исследуемый тщательно:/как Ты воплотился, как распят был, безгрешный?/Но вразуми нас, как Фому взывать Тебе:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Тропарь, глас 7 Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение,/предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Великая ектения и Бог Господь: на глас 7. Тропарь праздника трижды. После 1-го стихословия седален, глас 1 Когда из страха перед Евреями скрывались ученики/и на Сионе были собраны,/вошел Ты к ним, Благой;/и при запертых дверях стал посреди них, радость им принося,/и показал им руки и ребр Твоих пречистых раны,/говоря неверовавшему ученику:/«Подай руку твою и испытай,/что Это – Я Сам, тебя ради пострадавший!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. После 2-го стихословия седален, глас 1 Предстал Ты, Жизнь, ученикам при запертых дверях/и ребра показал, и руки Твои,/и ноги Твои, Христе,/воскресение Твое из гроба удостоверяя./Но Фомы тогда не оказалось, потому он говорил:/«Если не увижу Его,/не поверю словам вашим!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. Величание Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/нас ради во ад сошедшего/и с Собою всех воскресившего. Псалом избранный Господь воцарился, благолепием облёкся./Облёкся Господь силою, и опоясался./Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./Кто изречёт могущество Господа, сделает слышными все хвалы Его?/Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим./И вывел Ты нас из тьмы и тени смертной./Ибо сокрушил врата медные и засовы железные сломил./И избавил их от развращений их, и узы их разорвал./Ибо услышал бедных Господь. / И узников Своих не презрел./И, как спящий, пробудился Господь, и поразил врагов Своих./Вот, очи Господни – к уповающим на милость Его./Чтобы услышать стенания узников./Освободить сыновей умерщвлённых./Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его./Этот день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный./Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца./Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Скажет Господу: “Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него”. Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. “Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё”. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Затем диакон, приняв кадило от предстоятеля, кадит перед столиком, произнося ектению великую. Кадит он также и на прочих ектеньях. Великая ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Диакон: В мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О отпущении согрешений во блаженной памяти преставившихся Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О приснопамятных рабех Божиих [имярек], покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О приснопамятных рабах Божиих (имена), покое, тишине, блаженной памяти их Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010