“Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?” (Ио. 14: 9). Мария Магдалина — “обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!” (Ио. 20; 14–16). Лука и Клеопа на пути в Эммаус не узнали в приблизившемся к ним Иисуса, и только когда Он “преломил хлеб” и подал им, “открылись у них глаза и они узнали Его” (Лк. 24: 13). Так нечто подобное может произойти и с нами: Он приблизится к нам, Он будет беседовать с нами, и мы “не узнаем Его”, т. е. того, что это есть Он, великий Бог; великий, но кроткий и невыразимо смиренный. И когда наступит момент и мы УЗНАЕМ Его, тогда душа наша возлюбит Его, почерпнутое из сего познания вдохновение преисполнит нас до блаженства. И познанное таким образом вдохновение уже никогда нас не покинет. Мы сможем бывать в различных испытаниях и болезненных состояниях, но оно, сие дивное вдохновение, всегда будет с нами: иногда как тихий мир, иногда как палящее пламя, иногда как наплыв светоносных мыслей, иногда как радостный плач в молитве. И многое сему подобное, но чему нет во всем мире подобного, кроме того, что лишь от Него Единого исходит.     МОЛИТВА ПРЕОДОЛЕВАЕТ ТРАГИЗМ С понятием трагедии я впервые встретился в мои юные годы не из опыта жизни, а из чтения книг. Мое представление тогда было таковым: пред умом человека открывается нечто, влекущее его всецело. В былые времена предмет влечения называли “идеалом”. Для достижения интуитивно восхищенного — человек решается на всякий труд, на все страдания, вплоть до риска самою жизнью. Однако, когда бывает достигнут предмет искания, тогда обнаруживается жестокий обман: реальность не соответствует тому, что предносилось уму, и естественно следующее за сим разочарование оскорбленного духа приводит к тяжелой, а часто и уродливой смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

В. В каком смысле именуется Дух Святый животворящим? О. В том же смысле, как называем мы Его в молитве «Царю небесный» «жизни подателем», т. е. что Он, вместе с Отцом и Сыном, даёт всем творениям жизнь, особенно же духовную жизнь нам, христианам. Уже при начале мира, как только созданы были небо и земля, «Дух Божий носился над бездною» ( Быт. 1, 2 ). Мы же, христиане, получаем Его в таинстве крещения, как Господь и сказал: «если кто не родится от воды И ДУХА не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). В. Можно ли к словам «иже от Отца исходящего» добавлять и от Сына? О. Нет. Личное свойство Духа Святого то, что Он исходит от Бога Отца, как от Него рождается 2-е Лицо – Сын Божий. И это свойство Третьего Лица Святой Троицы точно указал Сам Господь Иисус Христос, когда сказал: «когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца (разумеется день Пятидесятницы), Дух истины, Который (ИЖЕ) ОТ ОТЦА ИСХОДИТ, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Наше чтение – «иже от Отца исходящаго» с буквальной точностью и передаёт эту истину, и именно так, как установили читать отцы 2-го вселенского собора. Этот собор для того и собрался, чтобы, отвергнув ересь Македония, унижавшего Божественное достоинство Духа Святого, точно изложить православное учение о Нём). 34 В. Какой смысл имеют слова: «глаголавшаго пророки»? 35 О. Это сказано в обличение древних и новых лжеучителей, отвергавших Священное Писание Ветхого Завета. Символ Веры и указывает нам, что книги Ветхого Завета, написанные через пророков, – написаны ими по вдохновению от Духа Святого. 36 Так по вдохновению от Духа Святого проповедовали и писали книги свои и апостолы, но так как никто из верующих в этом не сомневался, то об этом и не упомянуто в символе веры . 37 В. Как Дух Святый помогает нам получать спасение? О. Со дня Пятидесятницы, когда Дух Святый видимым образом, в лице апостолов и др. верующих, был подан Христовой Церкви, 38 Он пребывает в Ней и подаётся в Её святых ТАИНСТВАХ по искренней и усердной молитве верующих. «Разве вы не знаете, – писал ап. Павел христианам, – что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?!» ( 1Кор. 3, 16 ). А чтобы мы не сомневались, что по молитве нам действительно преподаётся Дух Божий, Сам Господь в Евангелии сказал: «итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). И таким образом, для того, чтобы человеку иметь в себе благодать Духа Святого, нужно принадлежать к Его Святой Церкви, где Дух Святый пребывает. 9-й член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дары эти могут быть различны, но пророчественный дух в них остается непременным, как особая окачествованность этих даров. И именно в этом качественном смысле говорится у апостола: «дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, но Господь один и тот же, и действия различны, но Господь один и тот же, производящий все во всех». И в разъяснение этой общей мысли апостол прибавляет перечень различных даров: «каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости (философия), другому слово знания (наука) тем же Духом, иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество (очевидно в нарочитом-смысле), иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». ( 1Кор. 12, 7–11 ). Здесь указывается многообразие даров единого Духа, а вместе и присутствие Его самого в каждом из даров. Однако является необходимым различить и даже противопоставить пророчествование как общий дар Св. Духа, выражающийся в способности к приятию откровения, и пророчество – как это самое откровение. Пророчествование означает поэтому всеобщую духоносность христианского человечества после Пятидесятницы, которое в своем тварном, человеческом вдохновении способно принимать дар Св. Духа и им вдохновляться. Человеческое вдохновение при этом становится богочеловеческим... Различие даров означает многообразие видов пророческого вдохновения, среди которых выделяется особо пророческое служение как творческая устремленность к будущему: «и грядущее возвестит вам» (Дух Святый) ( Ин. 16, 13 ). Это есть изнутри происходящее обожение человеческого духа чрез соединение тварного и нетварного естества в нем. Разумеется, эту мысль нельзя никоим образом понимать в том смысле, что после Пятидесятницы всякое человеческое вдохновение пророчественно и богочеловечно, и что это есть как бы сама собой разумеющаяся данность. Совсем наоборот. Это есть высшая, предельная заданность, которая, однако, не только задана, но тем самым внутренне и дана, как возможность, в Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Богословы различают откровение, вдохновение и просвещение, т. е. освещение и попечение. Откровение, согласно им, есть ниспосылаемое от Бога раскрытие неизвестной истины. Вдохновение же – это внутреннее движение, которым Бог побуждает кого-либо или сказать, или сделать нечто, причем ум человека не помрачается и свобода его воли не ущемляется. Просвещение и освещение – это помощь и промышление Бога, которыми Он тщательно охраняет говорящего или пишущего от всякой лжи и ошибки. Итак, все Божественное Писание начертано не только по смотрению, но и по вдохновению Святого Духа. Ибо никакого пророчества, – говорит Петр во втором своем послании, – нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ( 2Пет 1:20–21 ) И еще: все Писание богодухновенно и полезно для научения ( 2Тим 3:16 ), и еще: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему ( Мф. 22:43–44 ). Потому мы и веруем «в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Свидетельствуют вместе об этой истине Игнатий Богоносец , Иустин, Климент Александрийский , Ориген , Афинагор, Иероним, Августин и вообще все. Потому и Златоуст, основываясь на словах Господа ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона ( Мф. 5:18 ), говорит: «Даже одного слога священные писатели не написали сами от себя» (Ioan. Chrysost. Hom., in Gen. 15.1 //PG 53,1 19). Августин (Aug. Hipp. In Ioan. 120. 2//PL 35, 1953.) утверждает то же самое, когда толкует слова один из воинов копьем пронзил Ему ребра ( Ин 19:34 ). Однако Дионисий Александрийский и Иероним говорят, что таинственное и важнейшее в Писаниях начертано по наитию Духа, а историческое – только по Его промышлению при сохранении собственного слога писателей. Свое мнение они основывают на том, что, во-первых, стиль декалога Моисея в книге Исход (гл. 20) отличается от стиля декалога во Второзаконии (гл. 5), а во-вторых, писатель второй книги Маккавеев говорит, что он завершил писание с большим трудом и потом (См. 2Мак 2:26 ), и еще: Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим ( 2Мак. 15:39 ) ( 2Мак. 15:38 ). Ибо как, говорят упомянутые отцы, мог сказать это сам писатель, если ему все слово в слово до единой йоты внушил Дух Святой? Однако разница между двумя этими мнениями невелика и даже ничтожна: и в том и в другом признается главнейшее в Писаниях, а именно то, что они написаны по наитию и внушению Духа и что Дух, пребывая в священных писателях, не позволил им в чем-либо ошибиться, так что все в Священных Писаниях: догматы, исторические повествования, хронология – суть словеса Божии. Бог верен ( Рим. 3:4 ) и Бог истины ( Пс. 30:6 ) не лжет, как человек ( Чис. 23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Следующий ветхозаветный текст о Духе Божием относится к повествованию о ветхозаветной хуле на Духа Св., о предпотопном человечестве, в такой мере угасившем в себе дух, что было сказано о нем: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаему человеками, зане суть плоть» ( Быт. 6, 3 ). Экзегетически здесь мы имеем ту же самую двойственность смысла: «Духу Моему» может быть понято как в отношении к Божеству и Его духовности вообще, так и в отношении к самому Духу, Третьей ипостаси. Однако даже и при последнем истолковании ударение лежит именно на духовности Духа, но не на Его ипостаси. Далее о Духе Божием вообще, без частного его определения, говорят сравнительно немногочисленные тексты мессианского характера. Они также доступны истолкованию в общем смысле божественного воздействия и вдохновения и лишь в свете новозаветного откровения получают более определенное значение, именно в применении к Св. Духу. Сюда относятся тексты: Ис. 2, 2 : «и почиет на Нем Дух Господень» ср. 61,1: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня», – аутентическое истолкование этого текста дано самим Господом ( Лк. 4, 18 ). 257 Сравнительно не так бесспорен в исключительном применении к Третьей ипостаси текст Ис. 42, 1 : «вот Отрок Мой... положу дух Мой на Него» (ср. Мф. 12, 18 ), так же как и Ис. 48, 16 (ср. выше). Но прямое и непосредственное знамение даже и этих текстов не включает в себя с необходимостью откровения о Третьей ипостаси, но прежде всего, имеет в виду общее действие вдохновения от Бога. Наряду с этими мессианского значения текстами имеется ряд выражений о «Духе Божием», которые более всего синонимируют просто с понятием Бога, суть как бы плеонастические выражения его. Сюда относятся: «Дух Божий создал меня», Иов. 33, 4 (речь Елиуя); «Словом Господним сотворены небеса и духом уст Его все воинство их», Пс. 32, 6 ; «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды», Пс. 142, 10 ; «Духом владычественным утверди меня», Пс. 50, 14 ; «Куда пойду от духа Твоего?» Пс. 138, 7 ; «пошлешь дух Твой, и созидаются», Пс. 103, 30 ; «доколе не излиется на нас дух свыше и пустыня не сделается садом», Ис. 32 , .15; «Ты дал им духа Твоего благого, чтобы наставлять их», Неем. 9, 20 ; «и напоминал им духом Твоим через пророков Твоих, но они не слушали», Неем. 9, 30 ; «излию дух Мой на племя твое и благословение на потомков твоих», Ис. 44, 3 ; «и вот завет Мой с ними, говорит Господь: дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят уст твоих и от потомства твоего», Ис. 59, 21 ; «и дам вам сердце новое и дух новый дам вам...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Объясн. Здесь разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию, но не по вере; ибо в последней могут некоторые люди и заблуждаться: Тит.1:10–11 ; 2Ин.1:10–11 . Но не может ли человек сделать что-нибудь и без Бога? Да, может, например, избрать доброе или злое, так как он свободен: Сир.15:17 ; Иер.21:8 ; некоторые люди, прельстившись одним своим умом, избрали себе ложный путь: Лк.18:11 ; Иуд.1:18–19 . 1Пет.3:14–16 . «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание своё должны называться язычниками же: Мф.18:17 , ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим.2:14–15 ; Деян.10:2 . К тому же не принимающие здравого учения: 2Тим.4:3 , и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим.1:7 , называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18–19 ; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Пет.2:15 ; 2Пет.3:16 . 1Ин.4:2 . «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Объясн. Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди, возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и даёт наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 6. О том, что соглашаться с [догматами] веры не есть признак легкомыслия, хотя они и выше разума Уверовавшие в такого рода истину, которую не может проверить на опыте человеческий разум, веруют отнюдь не легкомысленно, «не хитросплетенным басням последуя», как говорится во Втором послании Петра (1:16). Ибо эти «тайны премудрости» Божией (Иов, 11:6) удостоила открыть людям сама божественная Премудрость, которая знает все во всей полноте; свое присутствие и истинность своего учения и вдохновения она доказала подобающими доводами, зримо явив такие дела, которые превосходят все возможности природы, а именно: исцеление расслабленных, воскрешение мертвых, чудесное изменение небесных тел и, что удивительнее всего, схождение Духа на человеческие души, так что невежды и простецы, исполненные дара Святого Духа, в одно мгновение достигали вершин мудрости и красноречия. Увидев все это, бесчисленное множество не только простых, но и мудрейших людей обратились к христианской вере, будучи убеждены действенностью вышеупомянутого доказательства, а не насилием и угрозой оружия, не обещанием наслаждений и, что самое удивительное, при тирании преследователей, хотя вера эта проповедует вещи, превосходящие всякое человеческое понимание, обуздывает плотские удовольствия и учит презирать все, что есть в мире. Чтобы человеческие души согласились принять такое – это и величайшее из чудес и очевидное дело божественного вдохновения, которое заставляет людей, презрев видимые вещи, жаждать лишь невидимых. А что это сделалось не случайно и не само по себе, но по Божию расположению, явствует из того, что Бог заранее предрек, что это сделается, через предсказания многих пророков, чьи книги у нас почитаются как засвидетельствовавшие нашу веру. На такое подтверждение [веры] указывает Послание к Евреям: «Которое, – то есть человеческое спасение быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (2:3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

21) пророчество никогда не было произносимо по воле человеческой; оно было невольное, Богом вдохновенное, — от Духа Божия оно должно быть и разрешаемо, или толкуемо.    21Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. 21. Этот стих составляет ближайшее обоснование предшествующего изречения, как отрицательное, так и положительное. — Выражение — по воле человеческой соответствует выражению предшествующего стиха — по своему сказанию. По воле человеческой — то же, что по произволу человеческому, в противоположность непоколебимости, или твердости, истины, изрекаемой Духом Божиим. Смысл такой: истинное пророчество никогда не было порождением личного произвола произносившего пророчество пророка, как то обыкновенно было у пророков ложных и у языческих прорицателей. Пророки понимали, что и о чем внушал им дух пророческий, однако не так ясно и точно, как все в частности исполнилось... Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и вместе показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, какое принимается и у еретиков... «Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали» (Феофилакт). Не было произносимо: не приносилось; здесь употреблено то же греческое слово, которое употреблено в стихах 17-м и 18-м, о принесшемся ко Христу от велелепной славы гласе на Фаворской горе. Таковой глас принесся с небес от Бога Отца ко Христу, и пророческое слово представляется здесь приносящимся пророку с неба от Бога; значит, и это последнее есть подлинное и истинное слово Божие, как подлинное и истинное слово Божие было во гласе Бога Отца ко Христу на горе Фаворской. — Изрекали оное: речь идет не о разговорной только речи, но и о письменном слове, то есть о писаниях пророческих. Из этого изречения ясно видно, что слово пророческое, как писанное, так и изустное, есть истинное слово Божие, вдохновенное от Святого Духа, как по содержанию самому, так не менее того и по самой внешней форме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(543, 375) 5. Если кто говорит, что возрастание веры, как и ее начало, а также притягательность верования, которым веруем в Того, Кто оправдывает нечестивого и приводит нас к возрождению святым Крещением, происходят в нас не по дару благодати, то есть вдохновением Духа Святого, восставляющего нашу волю, приводя ее от неверности к вере и от нечестия к благочестию, а являются естественными, – он показывает себя противником апостольских догм, поскольку св. Павел говорит: ... уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» [ Флп 1, 6 ], а также: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» [ Флп 1, 29 ], и еще: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» [ Еф 2, 8 ]. Те, кто провозглашает естественной веру, которой мы верим в Бога, приходят к тому, чтобы считать верными всех тех, кто не принадлежит к Церкви Христовой 339 . (544, 376) 6. Если кто говорит, что нам дается милосердие Божие, когда мы, без благодати, веруем, желаем, волим, совершаем усилия, трудимся, молимся, бодрствуем, учимся, просим, ищем, стучимся в дверь; и при этом если он не исповедует, что наша вера, наша воля, наша способность совершать эти действия должным образом производятся в нас вмешательством и вдохновением Святого Духа; если он подчиняет помощь благодати смирению или послушанию человека и не признает, что как раз самый дар благодати и позволяет нам быть послушными и смиренными, то он противоречит Апостолу, который говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» [ 1Кор 4, 7 ] и «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» [ 1Кор 15, 10 ] 340 . (544/1, 377) 7. Если кто утверждает, что может одной только силой природы породить должным образом добрую мысль, касающуюся спасения вечной жизни, или выбрать ее, или принять проповедь евангельского спасения, без просвещения и вдохновения Святого Духа, дарующего всем Свое помазание, когда они приобщаются к истине и верят в нее, то он введен в заблуждение духом ереси и не разумеет ни слова, которое Бог сказал в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» [ Ин 15, 5 ], ни слова Апостола: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» [ 2Кор 3, 5 ] 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   б) Из св. соборов: шестой вселенский (в 680 г.) осудил оригенистов за то, что они (как показало письмо иерусалимского патриарха Софрония, читанное и одобренное в заседании 13) дерзали истолковывать Писания вопреки Преданию предков; а собор пято-шестой или Трульский (в 691 г.) 19 правилом постановил: „предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов: и аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учителя церкви в своих писаниях и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонится от подобающего“ („Введение в православное Богословие» Макария, стр. 488 – 489; сн. 516 – 517, 1847 г.).   9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании    Слово Божие дано но вдохновению от Бога. и сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем (Исх. XXXIV:27). – Так говорит Господь Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу (Иер. XXX:2). – Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. III:16).    Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. XXIII:2). – Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (1 Кор. II:13. – Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. I:21).    Слово Божие сообщено пророкам: о Нем (т. е. об I. Хр.) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. X:43). – Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (Деян. III:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010