Некоторые предварительные сведения из общего Введения в книги Свящ. Писания и из Свящ. Герменевтики Сведения из общ Введения (Исагогики) в Свящ. Писание. § 1. Понятие о Свящ. Писании вообще. – Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные святыми мужами, пророками и апостолами, по вдохновению от Святого Духа и содержания в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви Божией на земле. § 2. Употребительнейшия наименования всего состава священных книг. – В самом Свящ. Писании встречаются различные наименования состава, или сборника означенных книг. Самое древнее название, усвоенное этим книгам еще в Церкви иудейской, такое: писание (γραφ), или святые писания (γραφα γαι), или священные писания (εραγρμματα). Это видно из того, что Иисус Христос в разговорах с иудеями часто называл священные книги Ветхого Завета указанным именем писаний (см. напр. Мф.22:29 ). Тем же именем их называли и апостолы ( 2Тим.3:15 ; Рим.1:2 ; 2Пет.1:20 ). Название свящ. книг просто «писанием» означает в данном случае преимущество их пред всякого рода писаниями. Другое древнее название состава священных книг, это – «завет», или «книга завета» (ββλος διαθκης), какое название встречается еще у Сираха (XXIV, 25) и в первой книге Маккавейской (I, 57). У писателей Нового Завета, именно у ап. Павла, состав священных ветхозаветнык книг (в отличие от новозаветных) называется «Ветхим Заветом» ( 2Кор.3:14 ) 1 . Еще часто мы встречаем в Свящ. Писании наименование священных ветхозаветных книг «законом» ( Ин.12:34 ) или: закон, пророки и псалмы ( Лк.24:44 ). Законом собственно называется Пятокнижие Моисеево. У св. отцов Свящ. Писание называется «книгами Ветхого и Нового Завета», или просто «заветом», «писанием» и др. Нынешнее общеупотребительное название сборника всех священных книг Библею (от греч. βιβλα) – происхождения позднейшего оно в первый раз встречается у св. Иоанна Златоуста и означает «книги» по преимуществу. § 3. Разделение священных книг – По времени происхождения своего, все священные книги разделяются на два состава, или собрания: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета, Под именем книг Ветхого Завета разумеются книги, написанные до рождества Христова, в разные времена от Моисея до Ездры и пр. Малахии (1600–400 л. до Р. X.), святыми пророками по вдохновению от Св. Духа и содержащие в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви ветхозаветной, откровение, подготовлявшее членов этой Церкви к принятию грядущего Мессии. Под именем же книг Нового Завета разумеются книги, написанные по вдохновению от Св. Духа апостолами и их сотрудниками в первый век по рождестве Христове (42–100 г.) и содержащие в себе, конечное откровение Божие о домостроительстве Церкви воинствующей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Если надежда воскресает в человеке, то он восстает и потихоньку начинает жить Что делать, когда во время молитвы человек ощущает пустоту на душе, как сохранить душевный мир в потоке информации и как быть, если не всё в Церкви тебя устраивает? На эти и другие вопросы ответил в интервью Свято-Елисаветинскому монастырю в городе Минске митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Не паниковать, когда благодать уходит – Расскажите, пожалуйста, что вы переживали во время своего монашеского пострига. – Было такое – как крещение. Вроде постриг – такое действие: взяли ножницы, остригли волосы, почитал там свои обеты, прочитали молитвы надо мной, но как обновление души было, как другой человек. Как это – я себе не могу объяснить как-то логически или мысленно, как это случилось, но я почувствовал себя другим человеком, совершенно другим человеком. – Что делать, когда теряется вдохновение в монашеской жизни? – Когда человек поступает в монастырь, как правило, это идет по вдохновению от Святого Духа. Это не является заслугой нашей природы, это просто Божественная благодать призывает человека в монастырь. Обязательно во время его монашеского подвига это вдохновение отступает от него. Это Господь делает для человека, потому что он хочет, чтобы мы показали свое усилие. Если нас благодать Святого Духа несет все время, то наших заслуг там никаких нет. Когда Господь прячется от нас, не отступает, а просто прячется от нас, если это вдохновение у человека пропадает, человек должен показать свои добрые усилия. Он должен себя заставлять, он должен себя нудить. У него это получается очень плохо. Когда благодать Божья совершает это дело, у него всё красиво, всё стройно, когда человеческие усилия, самопринуждение, тогда всё коряво, косо, криво, но Бог любит это наше кривое и косое усилие, потому что это есть наша жертва Богу, это личная жертва Богу. Этот период обязательно человек должен проходить и пройти. У разных монахов эти периоды бывают разные, но они обязательно есть. Тут не надо бояться, не надо паниковать. Теряется чувство, теплота молитвы, чувство духовной радости и надежда теряется, всё теряется, но это нужно проходить, тут нужно себя заставлять. Все равно надо читать, все равно надо молиться, хоть не хочется, но все равно надо себя заставлять молиться – всё это проходит. Уже работать не по чувствам, не по своим помышлениям и состояниям, а работать, смотря на Божий закон, смотря на святых отцов, которые трудились всю жизнь, и являются они для нас примером, и мы должны идти вперед. 

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-ver...

Скачать epub pdf СВЯТОЙ ДУХ УТЕШИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ЛЮБВИ СВЯТОГО ДУХА Учение Библии и Церкви об особенностях Личного выражения любви Святого Духа в мировой и человеческой жизни. – Вдохновение к любви удостаивающихся светоозарения Утешителя. – Соединение вдохновения во Святом Духе с размягчением сердца и воли облагодатствуемых. – Смягчающее влияние невещественной силы Святого Духа: 1) на принимающих благодать церковных Таинств, 2) молящихся, 3) читающих и слушающих Божие слово, 4) благотворящих и 5) кающихся. – Три основоположных вывода из учения о Личном характере любви Святого Духа. – Переход к раскрытию вопроса о жизни христиан под водительством благодати Утешителя. ВЕРУЮ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. ЖИВОТВОРЯЩАГО. 8-й член Символа веры Личный характер проявлений любви Святого Духа в недрах Божества и в мире ясно определяется следующими положениями Богооткровенного учения. В Троичной жизни Божества Святому Духу принадлежит свойство соединять Любящих – Отца и Сына, ибо Дух Святой по преимуществу – «любовь Божия» ( Рим.5:5 ). Откровение Святого Духа твари и особенно разумно-свободным существам заключается в том, что Он невещественно изливает на них действие любви Триединого Божества. При облагодатствовании людей Бог Отец дарует светоозарение любви Божества, Сын Божий приносит его, а Святой Дух вдыхает. По свидетельству Священного Писания, светоозаряющее действие Святого Духа есть излияние «любви Божией» ( Рим.5:5 ) людям, даяние Богом Отцом любви «от Духа Своего» ( 1Ин.4:12–13 ), сообщение «Духа усыновления, свидетельствующего, что мы – дети Божии» (ср. Рим.8:14–16 ). Плод Духа, но апостолу, состоит «во всякой благости» ( Еф.5:9 ), так что «любовию Духа можно умолять " близких сердцу о прилежании к добрым подвигам (ср. Рим.15:30 ). Излияние верующим во Христа Божественной любви во Святом Духе дало основание именовать Святого Духа в богослужебных молитвах «Струей естественной благости», «Самоблагим и Источником благостыни, Жизнью и Оживотворителем, Светом и Подателем Света» «в освящающем дохновении». Святой Дух есть подлинно «река Божества, исходящая из Отца и чрез Сына» являющая «Его кроткие дыхания». Вдыхая светоносные дарования, Он возвышает души людей над земными предметами, окрыляет их, укрепляет, одушевляет и оживляет силой любви ко Христу от всей души. Как Бог, Дух Святой «все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет в Отце» и «дарует всем общение с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Слово на день Пятидесятницы и по случаю присоединения к православию католического семейства графа Красинского, сказанное в Свято-Троицком Каменецком монастыре 30-го мая 1843 года 6 Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие. Стих. на «Господи воззвах». Но какую Пятидесятницу? Пятидесятница была и в Ветхом Завете; и в Ветхом Завете она совершалась торжественно и составляла один из величайших праздников Церкви. Но то был праздник иудейский; то было воспоминание Синайского законодательства, бывшего в пятидесятый день по исходе Израильтян из Египта. Конечно, никто не подумает, что эту еврейскую Пятидесятницу празднуем ныне мы, христиане, Наша Пятидесятница – пришествие Духа: Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие. Но и в Ветхом Завете многократно сходил и приходил на избранных Божиих Дух Божий. Боговидец Исаия, призываемый к служению пророческому, принимает в уста таинственный угль ( Ис. 6:6,7 ), а с ним и благодатную силу проразумения будущих судеб Церкви. Иезекииль, в минуты вдохновения, ощущает какое-то особенное и незримое прикосновение к нему Господа, возлагающего на него, как бы руку Свою, и получает дар ведения тайн сокровенных ( Иез. 1:3 ). Даниил, в молитвенных исповеданиях пред Богом, возносится духом до ясного созерцания важнейших явлений в царстве благодатном ( Дан. 9:20–27 ). Давид, помазуемый рукой Самуила, в тоже время помазуется Духом Иеговы, который и носится над ним от того дне и потом ( 1Цар. 16:13 ). Елисей, приняв от Илии чудодейственную милоть, принимает пророческий дух его и сугубую силу чудес и знамений ( 4Цар. 2:9–15 ). Таковы вдохновения и наития св. Духа, бывшие в Церкви подзаконной! Но кто не видит, что все подобные проявления дарований благодатных – слишком частны, разновременны, разнообразны, и более ощущаемы, чем изъясняемы? Опять нельзя думать, чтобы их разумела св. Церковь , празднуя ныне Пятидесятницу и Духа пришествие. Действительно, наша Пятидесятница есть праздник христианский, новозаветный. Это есть сошествие св. Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Эти слова содержатся в Первом послании ап. Павла к коринфянам. Сказал их апостол в заключение своих обширных обличений и вразумлений по поводу возникших среди них беспорядков в церковной жизни. Как свойственно новообращённым, Коринфские христиане вообще проникнуты были духом живой веры и благочестия, который был питаем и поддерживаем в них обилием многообразных чрезвычайных даров Св. Духа, – чудес, пророчеств, особенно дара языков. Это, конечно, утешало апостола; но были в их обществе некоторые нестроения, которые требовали сильных мер врачевания. Некоторые из этих нестроений касались внешнего благочиния и благоповедения в церковных собраниях. Так на вечерях любви, происходивших прямо после литургии, богатые люди упивались и объедались, a бедным ничего не доставалось, хотя эти вечери имели отчасти благотворительный характер. Женщины, вопреки принятому и доселе на Востоке соблюдаемому обычаю, стояли в церковных собраниях, как и мужчины, без покрывала, может быть по соображению, что во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский. Некоторые из женщин, по тому же вероятно соображению, позволяли себе в церкви, под наитием Св. Духа, произносить молитвы и наставления, вместо того чтобы делать это вне церковных собраний. Дар говорить на разных языках употребляем был многими без нужды и без истолкования, в присутствии непонимающих этих языков. Иногда в церковных собраниях многие вставали и в одно время, не дожидаясь очереди, говорили на разных языках. Также поступали и пророки, т. е. лица, которые получали от Духа откровение о будущем, также слово для наставления других в истинах веры и правилах нравственности. Пророки должны были говорить один после другого, дожидаясь очереди, ибо и дуси пророчестии пророком повинуются. Пророчество – от Духа Святаго, употребление же сего дара зависело от человека, и никто не должен был отговариваться неудержимостью Духа или вдохновения. Беспорядочное проявление силы вдохновения не могло быть допускаемо, ибо несть нестроения Бог, но мира ( 1Кор. 14:30–33 ). Обличив Коринфских христиан за помянутые беспорядки, апостол заключает: вся благообразно и по чину да бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

2. Св. Писание I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона ( Исх. 24:3, 4 ; Втор. 31:9, 24–30 ; Нав. 24:26 ; Иер. 30:2 ; Мк. 7:13 ; Ин. 10:34, 35, 12:34, 15:25 ; ср. Пс. 118 ). Названия: Завет 14 , Книга Завета, Ветхий и Новый Завет , начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном ( Ос. 6:7 ), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся ( Лев. 26:42, 45, 46 ; Втор. 4:31 ), особенно во времена Моисея ( Исх. 24:7, 8 ; Втор. 19:9 ) и наконец в Новом вечном Завете во Христе ( Мф. 26:28 ; Евр. 8:8–10, 9:1, 11–15, 10:14–17 ). Названия эти встречаются и в Ветхом и в Новом Завете ( Пс. 24:10, 14, 49:5–16 ; Сир. 24:25, 26 ; 1Мак. 1:57 ; 2Кор. 3:14 ). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. беседы 10 и на посл. Кол. 9 . Епиф. Haeres. 29. См. Злат. Epist. ad. Rufin). Название это усвоено Свящ. Книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги Ветхаго Завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги Нового Завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис. II. Число Свящ. Книг Ветхого и Нового Завета и собрание их в один состав. Книг Ветхого Завета считается 22. Так считают их евреи на своем первоначальном языке. Так приняла их от евреев древняя христианская церковь и так постоянно содержит их церковь православная. Такое исчисление книг Ветхого Завета находим мы у Филона и Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 18. День отца Иоанна 1 В жизнеописаниях святых или праведных людей нередко бывают выделены в самостоятельные главы некоторые виды их подвижничества, как- то: затвор, постничество и другие. В большинстве книг об отце Иоанне Кронштадтском можно встретить главу: «День отца Иоанна». Выделение этой темы в отдельную главу глубоко оправдано, так как самое повседневное распределение времени в течение большей части священнической жизни его является как бы особым видом подвижничества. Правда, каждый почти человек посвящает большую часть своего времени труду и заботам, и нередко это приближается к настоящему подвигу, но все же это делается, чаще всего, в личных интересах. Кроме того, как бы ни мал был их досуг, большинство людей пользуется им по своему желанию. У отца Иоанна своего досуга, в сущности, не было, а время трудов было всецело посвящено другим. Но это не означает, что он был лишен свободы. Нет, внутренне он был, конечно, свободнее многих, потому что жил по призванию, исполнял то, к чему был призван свыше, творил не свою, а Божию волю. Кроме того, он не был обременен обычными для большинства людей заботами о том, что есть, что пить, во что одеться. Эта забота была снята с него. Если это так, то, может быть, кто спросит: где же здесь подвижничество? На это надо ответить, что христианский подвиг не есть вовсе стремление обнаруживать свою человеческую силу или выносливость, ставить рекорды – это было бы спортом (имеющим свою относительную ценность), и не есть стремление мучить себя – это было бы изуверством. Не есть он также и погоня за счастьем, хотя бы и самым высоким. Подвиг христианина – это неустанное приготовление себя к восприятию вдохновения любви, вдохновения Духа Святого, а когда оно дано, то неуклонное исполнение внушенного свыше. И при всех обстоятельствах это – непоколебимое усилие творить волю Божию. Если этот подвиг не есть погоня за счастьем, то он всегда есть стремление к настоящей, подлинной и полной жизни, а в ней и с нею, если только она зачалась и растет, христианин обретает и свет, и блаженство неомраченной любви, в которой – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава IV Отличительные признаки Духа от Бога и духа антихриста (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Обязанность христиан любить Бога и братьев и исповедать, что Иисус есть Сын Божий (13–16). Совершенство христианской любви в дерзновении в день Суда (17–18). Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближним (19–21). 1Ин.4:1 .  Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Упомянув ( 1Ин.3:24 ) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви ( 1Кор 7:7–11 ): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы – диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн – «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:2 .  Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чрезвычайно трудно разделить действия в мире лиц Пресвятой Троицы, наименовать незримую и таинственную Божественную Силу раздельно именем Отца, Сына и Святого Духа. В Церкви, в истории искупления человеческого рода святые Имена отчасти проясняются для нас. В этом прояснении и состояла работа христианского богословия. Но и для богословия, но и в экономии Церкви Дух Святый остается самой таинственной ипостасью. Богословы согласны в том, что природа и действие Св. Духа являются для нас сокровенными, едва именуемыми. Что же сказать о природе и культуре, которые вообще стоят вне круга зрения теологов? Здесь возможны только гадания, только предчувствия. Но в порядке гаданий и непритязательных мыслей да будет простительно взять слово и не теологу. Прежде всего можно и должно установить, что Дух Святый действует в мире и за пределами Церкви; что если всего яснее и могущественнее действие Его проявляется в таинственной жизни Церкви и в духовной жизни святых, то нет и не может быть места чуждого Его дыханию. «Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле моя рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Псал. 138, 7–10 ). Не случайно этот гимн Божественному вездесущию начинается с имени Духа. И все мы знаем и повторяем: «Дух дышит, где хочет», «Где Дух Господень, там свобода», отрицая, вслед за Церковью , возможность нормативного, закономерного, канонического ограничения Его силы, хотя в церковной экономии Его даров действует норма, закон и канон. В какой-то мере действие Духа Святого в мире мыслится нами более объемлющим, чем действие Сына Божия, как Искупителя, хотя не как Божественного Логоса. Спасение вне Церкви, невозможное по законам экклесиологии, допускается нами в свободе пневматологии. Дух Святой говорит устами языческого пророка Валаама и даже его ослицы. Вне Церкви действие Св. Духа раскрывается в мире природы и в мире культуры. Где же и в чем преимущественно перед Отчей силой Творца и разумом Сына? В этих не лишенных опасности поисках мы исходим из единственно надежных догматических символов: Церковь открывает нам Духа Святого, как «животворящего» и «глаголющего пророки». С этим согласны все явленные в Св. Писании пневматофании. В этом направлении – к Духу, источнику жизни и вдохновения, мы и направим свои поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Печать дара Духа Святаго 08.06.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: день Святого Духа Слово в день Святого Духа Сегодняшний день Святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы — Духу Святому. И мы исповедуем благодарение, изумление пред дивными дарами Божиими, которых Он сподобляет нас. Снова размышляем о своем непостижимо высоком призвании в Церкви Христовой, день рождения которой совершается в день схождения Духа Святого на нее в виде огненных, пламенеющих языков, напоминающих нам о том, что мы должны жить жизнью, исполненной истинного вдохновения. Не тусклой, не мертвой жизнью, как живут люди не знающие Бога, а жизнью, исполненной огня небесного, который Господь нам дает. Мы отмечены им от Бога, потому что крещены во имя Пресвятой Троицы и запечатлены печатью Духа Святого. Наша душа и наше тело, все уды нашего тела запечатлены святостью, чистотою. И это означает, что всю нашу жизнь — и душу, и тело — мы должны всецело посвящать Богу, нашему Творцу, Который дал нам жизнь, спас от смерти и освящает нас Собою. Чтобы мы жили в истине и любви, зная, что каждый человек — потому человек, что он причастен истине и любви; что одно от другого никогда неотделимо. Весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы научиться любви от Бога. «Смотрите, да не презрите единого от малых сих», — говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего, дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают их к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратиться ко Господу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии — это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходят ко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? Некоторые еще вообще в Церковь не вошли. Они — «не двора сего», по словам Господа.

http://moral.ru/saint-spirit/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010