В житийном повествовании благословение на каменное строительство приписано Никите, которого к этому времени не было в живых. Логично считать, что на первые деревянные постройки действительно благословил Никита, как об этом говорится в «Житии». 64 Это подтверждается и Духовной. Расширение обители и возведение в ней нетипичных для Новгорода каменных построек происходит уже с одобрения Иоанна Попьяна, фигуру которого под пером автора «Жития» заслонил Никита. Умолчание об Иоанне Попьяне в «Житии», видимо, не было случайным. Иоанн Попьян (1110–1130) возглавил епископию в год рождения Кирика, а за шесть лет до появления знаменитого «Учения» имя владыки исчезает со страниц источников и на исторической арене появляется Нифонт – главный персонаж Кирикова «Вопрошания». Летописи глухо сообщают о самовольном оставлении Попьяном стола с рекомендацией исключить его имя из поминовений. 65 В.Л. Янин на основе исследования личной печати Иоанна Попьяна пришел к выводу о неканоническом характере ее оформления, которое, по его заключению, подчеркивало автокефальность владыки как по отношению к Киевской митрополии, так и Константинопольской патриархии. 66 Рекомендация не поминать владыку Иоанна объясняет отсутствие этого имени в «Житии Антония Римлянина», где деяния Иоанна приписаны Никите. Ведь именно на годы управления епархией Иоанном Попьяном приходится всплеск строительства Антониева монастыря и его художественное убранство. И вряд ли в данном случае правильно причину умолчания связывать с отторжением правоверного Антония от уклонившегося в ересь владыки. «Житие» ведь выражает точку зрения автора, а не Антония, религиозный статус которого, как показано в архаическом пласте «Жития», был далек от тогдашней древнерусской церковной нормы. Недавно высказанное мнение о том, что епископ Иоанн был отлучен от должности как еретик, подверглось критике. Были приведены соображения, что исключение владыки из списков новгородских святителей было вызвано применением к Иоанну канонических санкций, предусматривающих низвержение из сана за самовольное оставление епископского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

67 Но самовольное отрешение от епископских обязанностей само по себе граничило с ересью. С учетом же того, что Иоанн Попьян покинул свой пост в самый разгар политических изменений в Новгороде, сопровождавшихся церковными преобразованиями, тезисы об особенностях идейно-религиозных позиций владыки сохраняют свою силу. Но в Иоанне Попьяне вовсе не обязательно видеть фигуру про киевской ориентации, каковым его характеризуют исследователи. Казалось бы, ориентация владыки на церковную самостоятельность должна была устраивать новгородских сепаратистов. Но они республиканское устройство совместили с прямым подчинением Константинопольскому патриархату, минуя Киев, а тем самым соблюли пребывание в поле ортодоксальности. 68 В условиях завершавшихся преобразований сторонник церковной автокефалии уже не был востребован, и он исчезает с исторической сцены. Добровольный уход вполне отвечает автокефальным принципам (так же исчезли с политической арены и со страниц летописей Илларион и Климент Смолятич). В оценке идейных ориентаций «друживших» с Антонием новгородских владык следует учитывать то обстоятельство, что предшественник Иоанна на Новгородской епископии Никита (1096–1108), еще в бытность затворником Печерского монастыря, обвинялся в ереси. 69 Как и в некоторых западных религиозных общинах, он придавал большее, чем допускалось православием , значение ветхозаветным книгам и знал их все наизусть. Его обвиняли в пренебрежительном отношении к Евангелию и в пристрастии к занятиям сомнительной книжной премудростью. По большому счету, Никита действовал в духе кирилло-мефодиевской и близкой ей ирландской традиций, представители которых совмещали богословские штудии с погружением в разные языки и интересом к научным знаниям, а к тому же еще постоянно лавировали между Римом и Константинополем, отстаивая принципы единства христианского мира. Видимо, не случайно этот слывший книжником святитель проявил свое «западничество» и оказал покровительство Антонию, благословив на обустройство в Новгороде пришлую из Европы общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Согласно т. зр. Янина, поддержанной Я. Н. Щаповым , архиепископский титул на Руси в XII в. носил личный характер и являлся, как правило, результатом пожалования митрополитом конкретному архиерею (при этом в К-поле за Новгородскими архиереями этот титул обычно не признавали). Сан архиепископа имел предшественник И. на кафедре свт. Нифонт (управлял епархией в 1130/31-1156, в сане архиепископа со времени не позднее 1148), который получил титул не от Киевского митрополита, но, очевидно, от К-польского патриарха при не признанном К-полем митр. Клименте Смолятиче (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 443-444; Соколов. 1913. С. 326-331; Успенский. 1998. С. 282-283). Известен антиминс 1148 г., подписанный архиеп. Нифонтом ( Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. 25. С. 28-32). Несмотря на то что свт. Нифонт, по-видимому, был первым Новгородским архиепископом (гипотезу Янина о том, что титул архиепископа имел его предшественник Иоанн Попьян ( Янин В. Л. Печать Новгородского еп. Ивана Попьяна (1110-1130)//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56), следует признать необоснованной), в позднесредневек. рус. традиции 1-м Новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа, считался И. С его имени (Илия) начинается список «А се архиепископы», находящийся среди статей, предшествующих в рукописи сер. XV в. Комиссионному списку НПЛ Младшего извода (составлен не ранее 1421; НПЛ. С. 473); 1-м Новгородским архиепископом Илия назван также в Никоновской летописи (см. выше). Время пребывания И. на Новгородской кафедре характеризуется активным храмовым строительством. В год хиротонии епископа в Новгороде были возведены 2 церкви: купцы-«шетициницы» построили ц. Св. Троицы, а кн. Святослав Ростиславич - Никольский храм на Городище (Там же.

http://pravenc.ru/text/468947.html

В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители, оконченного 1119 г. и расписанного к 1125 г. В летописях не сообщается об освящении всех этих церковных строений, хотя можно предположить, что большинство из них, если не все, освятил Иоанн. Вероятно, известия об освящении этих храмов епископом были исключены при редактировании Владычной летописи в конце 60-х гг. XII в., и это было связано с богослужебным непоминанием Иоанна в Новгороде (см. ниже). Следует отметить активизацию в период управления Иоанном епархией военного противостояния с нехристианским населением соседних с Новгородской земель. Трудно сомневаться, что она происходила по благословению архиерея. В 1111 г. князь Мстислав Владимирович предпринял поход «на Очелу» (против языческих племен чуди на территории современной Эстонии). В 1113 г. он же «победи на Бору Чюдь» . В 1116 г. состоялся новый поход на финно-угров, во время которого 9 марта был взят город Медвежья Голова (Оденпе). В том же году были заложены каменные крепости: в Новгороде – князем Мстиславом Детинец «болии пьрваго», и в Ладоге – местным посадником Павлом. Весной в 1123 г. князь Всеволод Мстиславич ходил походом на финские племена емь. В том же году, вероятно, именно Иоанн венчал князя, который «оженися... Новегороде» . В начале весны 1130 г. («зиме, в говение») Всеволод Мстиславич вновь ходил походом на чудь . Наибольшее внимание исследователей привлекали и парадоксальным образом наименее прояснены в историографии обстоятельства оставления епископом Иоанном своей кафедры. В списке Новгородских владык, предшествующем Комиссионному списку Новгородской первой летописи (восходит к новгородскому владычному своду конца 60-х гг. XII в.), говорится: «Иван Попьян, седев 20 лет, отвержеся архиепископья; сего не поминают» , т. е. его имя не было внесено в синодики Новгородской епархии. В перечне Новгородских архиепископов в статье под 989(6497) г. данного списка говорится более кратко: «Иоанн Попиан, тъ, седив 20 лет, отвержеся архиепискупьи» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

...Титулатура новгородских иерархов в летописи отражает не реальные их права на титул и его употреблении в XII в., а те представления, которые существовали в XIV в. во время редактирования и переписки Синодального списка ... об их ранней титулатуре». (См. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. M., 1989. С. 62.) По-новому поставил вопрос о возникновении архиепископского титула акад. В. Л. Янин. Обратив внимание на то, что с поставлением Ильи в 1165 г. складывается новый, республиканский порядок избрания владыки, исследователь показал, однако, что «коренного преобразования» Новгородской епископии в архиепископию в 1165 г. не было, так как Новгородская кафедра знает архиепископов и до 1165 г. (Нифонт, Иоанн Попьян), и епископов после этого года. Он считает, что и пожалование титула архиепископа на протяжении всей второй половины XII в. носит личный, эпизодический характер и совершалось при хиротонисании не всегда» (Там же. С. 66). Оба мнения весьма авторитетных историков игнорируют собственно церковный «фактор»: архиепископ имеет первенство чести перед другими епископами. Положение Новгорода относительно Киева в древности всегда было особым, что отразилось и в авторитете Новгородской архиерейской кафедры, возвышенной до архиепископии, уже не на уровне личного титулования. Также и при учреждении Патриаршества в 1589 г. Новгород становится первым митрополичьим кафедральным градом. Митрополия с 26.01.1589. В 1721–1783 гг. обычно замещалась архиепископами. Архиереи перемещались на другие кафедры только с 1900 г. В 1943–1957 и 1967–1990 гг. входила в состав Ленинградской епархии. Именовалась: Новгородская; с 1166 г. – Великоновгородская и Псковская; с 26.01.1589 – Великоновгородская и Великолуцкая, Великоновгородская, Великолуцкая и всего Поморья (до 1682 г.; Н.Д. Иерархия... С. 339); с 01.01.1775 – Новгородская и С.-Петербургская; с 16.10.1799 – Новгородская и Олонецкая; с 19.12.1800 (по др. 1801) – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Выборгская; с 04.12.1803 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская; с 26.03.1813 – Новгородская и Олонецкая, паки; с 25.06.1818 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская; с 21.11.1891 – Новгородская и Старорусская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Архиереи Епископы Новгородские: свт. Иоаким Корсунянин (кон. X в.- нач. XI в. (989/90?) - 1030 (?)), Ефрем (1030 (?) - 1035 (?); ученик свт. Иоакима, не хиротонисан), свт. Лука (Жидята (Жирята?); 1035/36 - 15 окт. 1059), Стефан (1059/60-1068), Феодор (1069 (?) - 1077(78?)), свт. Герман (1078-1095/96), свт. Никита (1095/96 - 30(31) янв. 1109), Иоанн I («Попьян», «поп Ян»; 1010-1130; отказался от кафедры, непоминаем в Новгородской епархии до XVI в.), еп. свт. Нифонт (1130 - 21 апр. 1156; с 1147-1148 архиепископ), свт. Аркадий (10 авг. 1158 (избран весной 1156) - 19 сент. 1163); архиепископы Новгородские: свт. Иоанн II (Илия; 28 марта 1165 (избран епископом в сент. 1163, архиепископ с 1165) - 7 сент. 1186), свт. Григорий (Гавриил; 29 марта 1187 (избран в сент. 1186) - 24 мая 1193), свт. Мартирий Рушанин (10 дек. 1193 (избран в мае 1193) - 24 авг. 1199), Митрофан (3 июля 1201 (избран осенью 1199) - янв. 1210/11 (сведен с кафедры новгородцами), 1219 - 3 июля 1223), свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович; 1210 или 1212 (избран 22 янв. 1210 или 1212) - 1219 (переведен на Перемышльскую кафедру), 1225/26-1228, осень 1228-1229/30; † 8 окт. 1232); иером. Арсений (3 июля 1223-1225, 1228; не хиротонисан, управлял Новгородской епархией, изгнан с владычного двора новгородцами); Спиридон (25 февр. 1230 (избран летом 1229) - 1249), Далмат (25 мая 1251 (избран в 1249) - 21 окт. 1274), Климент (2 авг. 1276 (избран в 1274) - 22 мая 1299), свт. Феоктист (29 июня 1300 (избран летом 1299) - зима 1307/08; † 23 дек. 1310), Давид (5 июня 1309 (избран зимой 1307/08) - 5 февр. 1325), свт. Моисей (9 февр. 1326 (избран в февр. 1325) - 1330), свт. Василий Калика (25 авг. 1331 (избран в янв. 1331) - 30 июня (1 или 3 июля) 1352), свт. Моисей (вторично, июль 1352 - 28 авг. 1359; † 25 янв. 1363), свт. Алексий (12 июля 1360 (избран 15 сент. 1359) - 22 апр. 1388; † 3 февр. 1390), Иоанн III (Стухин; 17 янв. 1389 (избран 7 мая 1388) - 20 янв. 1415; † 24 июня 1417), свт. Симеон (февр.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002   003