Глава 21 1–6. Исчисление израильтян. 7–17. Моровая язва. 18–30. Покупка Давидом гумна Орны Иевусеянина и жертвоприношение. 1Пар.21:1 .  И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. В ( 2Цар.24:1 ) внушение исчислить Израиля приписывается самому Богу; здесь сатане. Как зависящая от Бога сила, он действует по Его попущению и отмечается автором кн. Паралипоменон в качестве главного виновника сопровождавшегося вредными для Израиля последствиями дела. Согласно кн. Царств народная перепись является одним из событий конца правления Давида; согласно книги же Паралипоменон она следовала за победоносными войнами Давида, увеличившими славу его царствования и способствовавшими возникновению непростительного для царя теократии чувства гордости и самопревозношения. Автор следует не хронологическому распределению событий, но идейному. 1Пар.21:3 .  И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю? Ответ Иоава представляет в кн. Паралипоменон некоторые особенности по сравнению с кн. Царств. Именно, полководец Давида приводит два, неотмеченные в последней, соображения против переписи. Она излишня, во-первых, потому, что все подданные верны царю. Для чего же знать число их? Во-вторых, исчисление народа, как плод гордости, может навлечь беду на Израиля. 1Пар.21:4 .  Но царское слово превозмогло Иоава; и пошел Иоав, и обошел всего Израиля, и пришел в Иерусалим. В книге Паралипоменон опущено описание порядка производства переписи. По указанию 2 кн. Царств ( 2Цар.24:5–7 ), она началась на восточно-иорданской стороне, продолжалась в области северных колен и закончилась на юге. 1Пар.21:5 .  И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев – четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч. Число иудеев показано приблизительно то же, что и в 2 кн. Царств (500 000, согласно 2Цар.24:9 ), но израильтян гораздо больше: (1 100 000) вместо (800 000). Чем объясняется подобное различие, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей, из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т.е. до пятидесятого юбилейного года ( Лев.25:39–41 ). Другое действие, также устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал служить ( Втор. 15:16–17 ). Раб как бы прикреплялся к дому своего господина. Исх.21:7 .  Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; Как видно из Втор. 15:17 и Иер. 34:9–11, 16 , рабыни-еврейки освобождались на тех же началах, что и рабы-евреи. Поэтому общее правило: рабыня «не может выйти, как выходят рабы», имеет в виду не просто рабынь, но рабынь-наложниц. Исх.21:8 .  если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее; Когда еврейка, купленная в качестве наложницы и сделавшаяся таковою, впоследствии будет отвергнута господином, то он, как виновный в ее бесчестии, должен помочь ей выкупиться, уступить ее дешевле тому, кто пожелает ее купить, только не язычнику, брак с которым запрещен ( Втор. 7:3 ). Исх.21:9 .  если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; Отдав еврейку-рабыню в наложницы сыну, господин должен рассматривать ее не как рабу, а как дочь. Исх.21:10 .  если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; При существовании других наложниц, появившихся позднее, она не лишается прав жены и средств к существованию. Исх.21:11 .  а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа. Если хозяин дома не позволит отвергнутой им наложнице выкупиться, не будет рассматривать ее, наложницу сына, в качестве дочери и при существовании у сына других наложниц лишит ее сожительства с ним, то при несоблюдении этих трех условий она получает право уйти от него без выкупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.21:6–7 . Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. «Положили на них одежды свои»: это было выражением и знаком особенного почтения ( 4Цар.9:13 ). – «Он сел поверх их»: т.е. одежд, а не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, или садился на них попеременно, что прямо не согласно со сказаниями о сем евангелистов Марка и Луки. Мф.21:8 . Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; «Постилали одежды свои по дороге»: то же выражение и знак особого почтения. – «Резали ветви» и пр.: был обычай бросать цветы, гирлянды и ветви древесные по пути торжественно въезжавших в город победителей. – Флавий говорит, что так встречены были в Иерусалиме Александр Великий и потом царь Агриппа. Мф.21:9 . народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! «Осанна» ( Пс.117:25 ): собственно значит – спаси, даруй спасение. Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелание «Сыну Давидову», т.е. Мессии. – «Благословен грядущий во имя Господне»: это восклицание заимствовано из псалма Пс.117:26 , который народ приложил к Мессии Иисусу. Прийти во имя Господне – значит быть особенным, нарочитым посланником Господа, заменяющим или представляющим самого Господа ( Ин.5:43 ). – «Осанна в вышних»: клик радости этот да будет слышим не только здесь, на земле, но и в вышних, на небе, где обитает Бог и бесчисленные сонмы ангелов (ср. Лк.2:13–15 ); это высшее выражение народной любви и преданности Иисусу Христу. Мф.21:10–11 . И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. «Весь город пришел в движение»: эта торжественность, это множество народа, эти восклицания его, это празднственное шествие привели в движение все народонаселение Иерусалима, и – вероятно, пришедшие из чужих стран на праздник спрашивали: что это значит, кого так встречают? На что встречавший Христа народ отвечал, что это Иисус пророк. – «Из Назарета Галилейского»: см. прим. к Мф.2:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2Пар.21:16 .  И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Ефиоплянам; 2Пар.21:17 .  и они пошли на Иудею и ворвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его и жен его; и не осталось у него сына, кроме Охозии, меньшего из сыновей его. О набеге филистимлян и аравитян, сопредельных кушитянам (по контексту речи здесь кушиты – не африканские или жители Эфиопии, а азиатские – жители Аравии), на Иудею при Иораме говорит только 2 Паралипоменон. Враги захватили не только имущество, но и почти всю семью царя, исключая жену (Гофолию) и младшего сына Иоахаза, как назван он в принятом мазоретском тексте и в Вульгате, или Охозия, как точнее передают LXX и славянский текст. В ( 2Пар.22:1 ) и в еврейском тексте стоит название Охозия (последнее читается и в стихе 17 по кодексу 332 у Кенникотта). 2Пар.21:18 .  А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. 2Пар.21:19 .  Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его. 2Пар.21:20 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах. Характер и сущность постигшей Иорама хронической болезни внутренностей (известие о ней находится также только 2 Паралипоменон) едва ли могут быть определены в терминах современной медицинской науки. Однако большинство исследователей видит здесь хроническую дизентерию с общим перитонитом и прободением кишок, причем нередко бывает, что пораженная гангреной часть кишок отделяется и выходит через задний проход (ср. стих 19 – о выпадении внутренностей). См. у Т. Попова, «Библейские данные о различных болезнях и их врачевании», Киев, 1904, с. 102. Библейское воззрение выдвигает на первый план ту точку зрения, что болезнь Иорама была наказанием за его нечестие. По блаженному Иерониму, «чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть признак гнева Божьего. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни» (Толкование на книгу пророка Иеремии, русский перевод, часть 7, изд. 2, Киев, 1906, с. 347).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.21:4 .  А для того, чтобы истребить у тебя праведного и нечестивого, меч Мой из ножен сво­их пойдет на всякую плоть от юга до севера. Меч Божий не будет делать никакого различия: до того горячо он будет действовать. – «От юга до севера» см. объяснение Иез.20.47 . Иез.21:6 .  Ты же, сын человеческий, стенай, сокрушая бедра твои, и в горести стенай перед­ глазами их. Что описанное доселе наступит, пророк должен возвестить еще поразительнее через то, чтобы он уже теперь стонал и горевал, как будут делать скоро (при получении известия о падении Иерусалима) его слушатели (ср. Иез.12.17 и д.): «наступающее бедствие уже реальность для пророка» (Берт.). – «Стенай». Такое повеление получает пророк от Бога впервые; ср. Иез.6.11 , где пророку повелено было негодующе смеяться над народом. – «Сокрушая бедра» – см. Втор 33.11 . Иез.21:7 .  И когда скажут тебе: «отчего ты стенаешь?», скажи: «от слуха, что идет», – и растает всякое сердце, и все руки опустят­ся, и всякий дух изнеможет, и все коле­ни задрожат, как вода. Вот, это при­дет и сбудет­ся, говорит Го­с­по­дь Бог. «И растает всякое сердце» – Ис 19.1 . – «И все руки опустятся» – Иез.7.17 . – «И всякий дух изнеможет». Никто не в состоянии будет найти выхода из ужасного положения, потеряв всякую сообразительность и решимость; Иез.7.26 . Слав.: «и здшет всяка плоть и всяк дух». – «И все колена задрожат» – Иез.7.17 . – «Все это придет и сбудется». Обращается внимание на неотвратимость бедствия, чем усиливается угроза. Иез.21:9 .  сын человеческий! изреки про­роче­с­т­во и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: скажи: меч, меч наострен и вычищен; В новой пророческой речи пророк развивает образ обнаженного меча, лирически описывая его ужасные достоинства. – «Меч, меч». Емфатическое повторение. Слав. – зват. п. и далее повел. накл. – «Вычищен», чтобы одним сверканием издали устрашать врагов. Слав.: «разъярися». Иез.21:10 .  наострен для того, чтобы больше заколать; вычищен, чтобы сверкал, как молния. Радо­ваться ли нам, что жезл сына Моего пре­зирает всякое дерево?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мф.21:9 .   народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей – проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подостлали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие – это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие – это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. «Я есмь путь», – говорит Он ( Ин.14:6 ). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ея, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. «Осанна» – по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а, по словам других, что вернее, – «спаси» нас. Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: «Ты ли Грядущий?» ( Лк.7:20 ), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня, и приготовляться к этому. Мф.21:10 .   И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: Кто Сей? Мф.21:11 .   Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это – Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый. Мф.21:12 .   И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, Мф.21:13 .   и говорил им; написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

«Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» Они же, исследуя между собой силу этих слов, говорили: «Если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?» ( Мф.21:25 ). Увидела злоба собственную погибель; увидела, что тем же, с чем она выступает, она и уничтожается. Так как они не слушались Иоанна, то и боялись сказать, что крещение его было от Бога, чтобы тотчас не последовало обличение. «Если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями» ( Лк.20:6 ). Мнение об этом праведнике подвергнет нас неумолимому осуждению. «Все почитают Иоанна за пророка» ( Мф.21:26 ). Итак, они не хотели сказать истины, что оно от Бога, потому что отвергли истину Божию; не смели и сказать ложь, потому что страх был судьей их бесстыдства, впрочем, страх не Божий, а человеческий. Так в самом деле бывает: часто многие, не имея страха Божия, раболепствуют страху человеческому. Они боялись народа. О, если бы они боялись Бога, а не народа! Первое руководит к благочестию, а последнее – к нечестию. «И сказали в ответ Иисусу: не знаем» ( Мф.21:27 ). Посмотри, как у коварных злоба скрывается; посмотри, как нечестие обнаруживает собственное невежество. Как ехидна или какое-нибудь другое из коварнейших животных, скрываясь в потаенном месте, тихо выползает из убежища и не решается выйти вполне, так и иудеи, скрываясь в пещере злобы, не выставляют на свет своего мнения. Поэтому и Господь сказал им: «И Я вам не скажу» ( Мф.21:27 ). Посмотри, как молчание Его наказало их за неуместный вопрос; посмотри, как Он не удовлетворил злобе их, но поразил их среди замыслов. И в каком положении находилась некогда ослица Валаама, которая не могла уклониться ни направо, ни налево, потому что Ангел противостоял ей ( Числ.22:21–26 ), в таком же положении оказалась злоба иудеев, не дерзнувшая воззреть ни на правую сторону истины, по причине предстоявшего обличения от Спасителя, ни на левую сторону лжи, по страху перед народом. Поэтому и нам, братья, получающим такое правило от Господа, должно не на все вопросы еретиков давать ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

для иудеев 55 Пс.21:8 .  Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою Пс.21:9 .  Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему). Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его)( Матф.27:39 ), и в Евангелии от Луки, написавшего сие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос-избранный Божий ( Лук. 23:35 ) 56 Пс.21:10 .  Яко Ты, еси исторгий мя из чрева Чрез сообщение с мужем разрушаются ключи девства жены; ибо семя вброшенное мужем, естественно разверзает утробу; которая, затворившись содержит семя в себе, доколе младенец не сделается совершенным; а когда он совершится, сия утроба, стесняясь бременем и великостью младенца, разверзается опять и таким образом дает младенцу свободу выйти вон, или родиться. А в отношении к рождению Христа Спасителя надобно сказать, что как зачатие Его было без семени мужеского, так и рождение младенца было сверхъестественное и преславное. Поелику сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы. Упование мое от сосцу матере моея! Ты, Боже, говорит, надежда моя от сосцев матери моей, ибо с сего самого времени Я познал надежду мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лице Божеством, как и Евангелист Лука сказал: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростию; и благодать Божия была на Нем ( Лук. 2:40 ) 57 Пс.21:11 .  К Тебе привержен есмь от ложесн Твоему, Отец мой, покрову Я предан, потому что на земли Я не имел отца. От чрева матере моея Бог мой еси Ты Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем, как мы уже сказали, соединенным со Мною Божеством. А слово «от чрева» означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения! Пс.21:12 .  Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались ( Матф.26:37, 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.21:8 .  Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути. ...а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору. Мф.21:9 .  Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову... Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Осанна – слово еврейское и значит иногда – хвала, а иногда – спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову». Мф.21:9 .  Благословен грядый во имя Господне… ...благословен Грядущий во имя Господне! Во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк ( Мк.11:10 ) присоединил: «благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида»… «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне», – т.е. от Бога. Иоанн ( Ин.12:13 ) говорит: «благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев». Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя. Мф.21:9 .  Осанна в вышних. Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука ( Лк.19:38 ) вместо: «осанна в вышних» сказал: «слава в вышних». Он же повествует и об учениках, что они говорили: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних», называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию. Мф.21:10 .  И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей? И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010