Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.21:24 .  внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Иов.21:25 .  А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. Иов.21:26 .  И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. В подобной роли друзья выступают потому, что божественное мироправление следует совершенно иным началам. Оно не знает мздовоздаяния ни здесь на земле, ни по смерти. Один, т. е. нечестивый умирает в состоянии полного внешнего благополучия ( «в полноте сил своих»; ср. Пс 37.4, 8 ), со всеми признаками счастливо проведенной жизни (ст. 24; ср. Ис 58.11 ), другой – праведник сходит в могилу, испытав всю горечь обреченной на страдания человеческой жизни ( «с душою огорченною», ср. Иов 3.20, 7.11, 10.1 ). Для праведника и грешника не существует мздовоздаяния на земле, нет его и по смерти. Оба одинаково будут покоиться в могиле, сделаются добычей червей (ср. Иов 17.14 ; Еккл 9.2 ). Иов.21:27 .  Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Иов.21:28 .  Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные? Возражением против высказываемого Иовом взгляда являются неоднократные заявления друзей, что одним из доказательств наказания грешников является гибель его жилища ( Иов 8.22, 15.34, 18.15, 21 ). Ввиду возможности повторения их и в настоящем случае ( «где дом князя?») Иов приводит ослабляющие силу этого соображения данные. Иов.21:29 .  Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, Иов.21:30 .  что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Ими являются свидетельства много видевших и слышавших путешественников, т. е. данные с оттенком всеобщности, повсеместности. Они удостоверяют, что нечестивый не подвергается бедствиям, ускользает от гибели. Иов.21:31 .  Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? И если сам Бог щадит грешника, то тем более никто из людей не осмеливается упрекать и обличать его в неправдах и наказать. Иов.21:32 .  Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.21:23 .  а если будет вред, то отдай душу за душу, Исх.21:24 .  глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Исх.21:25 .  обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если последствием драки, кроме преждевременных родов, будет нанесение повреждения самой беременной женщине, то в этом случае нужно поступать по следующему правилу: «душу за душу», т. е. жизнь за жизнь 16 , глаз за глаз и т. д. Составляя продолжение предшествующей речи, слова: «если будет вред, то» устанавливают и общее правило о возмездии за увечье ( Лев.24:20 ; Втор. 19:21 ; Мф. 5:38 ). Зло, причиненное одним евреем другому, должно быть наказано таким же злом, – возмездие простое, чувствительное и способное с силой предупреждать преступление. Исх.21:26 .  Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; Исх.21:27 .  и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб. Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и жестокое обращение с ними хозяев. Исх.21:28 .  Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; Вол умерщвляется как опасное для жизни человека животное и притом согласно божественному определению ( Быт. 9:5 , Чис. 35:33 ). Не освобожденное от крови, мясо его не вкушается по общему закону, требующему вкушать мясо без крови ( Лев.17:10–14 ). Хозяин, не знавший о бодливости своего вола ( Исх.21:29 ), не виноват. Но побитие вола камнями и запрещение извлечь пользу из его мяса наносили хозяину столь значительный ущерб, что естественно побуждали его не относиться равнодушно к вопросу: не имеет ли вол наклонности бодаться? Исх.21:29 .  но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; Хозяин вола предается смерти за беспечное отношение к жизни ближнего. Виновником смерти является не столько неразумное животное, сколько он сам, имевший возможность устранить ее соответствующими мерами. Строгость наказания совершенно уничтожала возможность равнодушия к бодливости животного и заставляла заботиться о безопасности ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.21:31 .  Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника по­лка дошла весть, что весь Иерусалим воз­мутил­ся. «Тысяченачальник полка» – главный командир римского отряда войск, помещавшихся в крепости Антониевой, примыкавшей с северо-западной стороны к внешней стене храма, соединяясь с галереями ее посредством лестниц ( Деян.21:35 ). Имя этого тысяченачальника Клавдий Лисий ( Деян.23:26 ). Деян.21:32 .  Он, тотчас взяв во­инов и сотников, устремил­ся на них; они же, увидев тысяченачальника и во­инов, пере­стали бить Павла. «Перестали бить Павла». По-видимому, тысяченачальник не опоздал со своею помощью лишь благодаря тому, что толпа не спешила прикончить Павла и насыщала свою ярость пока лишь истязательскими побоями. Деян.21:33 .  Тогда тысяченачальник, при­близив­шись, взял его и велел ско­вать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал. «Велел сковать двумя цепями», считая его уже потому виновным, что против него так возмутился народ, и питая смутную догадку, что это задержан известный недавний возмутитель египтянин ( Деян.21:38 ). Деян.21:34 .  В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смяте­ния узнать ничего верного, по­велел вести его в крепость. Как выше ( Деян.19:32 ), возмутившийся народ сам не знает, против кого и за что именно он возмутился, и не может дать надлежащего разъяснения власти. Деян.21:35 .  Когда же он был на лест­нице, то во­инам при­шлось нести его по причине стесне­ния от народа, Деян.21:36 .  ибо множе­с­т­во народа следовало и кричало: смерть ему! Когда тысяченачальник повелел вести Павла в крепость, где он лучше надеялся получить от него все показания, толпа, естественно, могла подумать, что его могут освободить, и потому бросилась за воинами по ступенькам крепостной лестницы. Слышались ропот и крики, требовавшие смерти. Воины, ведшие Павла, должны были нести его, потому ли, что цепи мешали ему идти скоро, или он не хотел ускорить шагов ввиду возмущения. Деян.21:37 .  При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне ска­за­ть тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В последнее время уверенность ученых в том, что 21-я глава была добавлена к изначальному тексту, поколебалась. Некоторые открыто выступают против такого мнения. Крупный исследователь Нового Завета Р.Бокэм считает, что свидетельство Иоанна о Петре «обретает смысл, только если мы рассматриваем главу 21 как неотъемлемую часть книги». 693 Ученый не принимает теорий, разделяющих заключительные части Евангелия на чреду последовательных добавлений, 694 и убедительно доказывает, что Евангелие от Иоанна никогда не существовало без 21-й главы. 695 Другой известный специалист, К.Кинер, полагает, что 21-я глава является «легитимной частью четвертого Евангелия», отмечая при этом, что древние авторы совсем не всегда считали необходимым прекратить писать после того, как сочиняли заключение. 696 Ученый фиксирует значительную степень сходства словаря 21-й главы со словарем других глав Евангелия и отмечает слабость стилистического аргумента против единства текста. 697 Рассматривая вопрос о том, является ли 21-я глава Евангелия от Иоанна добавлением, эпилогом или заключением, православный библеист протоиерей Иоанн Брек приходит к выводу, что она является подлинным заключением этого Евангелия. Данный вывод ученый делает на основании сопоставления 1-й и 21-й глав, в которых усматривает сознательный параллелизм. Две главы – первая и последняя – благодаря этому параллелизму становятся «конвертом», в который упакован весь остальной текст Евангелия. 698 Одной из причин формирования в научном сообществе мнения о том, что 21-я глава Евангелия от Иоанна – позднейшая добавка, является наличие в этом Евангелии двух заключений, близких по смыслу и словарному составу. Для наглядности приведем оба заключения одно за другим: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь ( Ин.21:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Главы 21-25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в т. ч. о трупе человека, убийца к-рого неизвестен (Втор 21. 1-9), о браке с пленницей (Втор 21. 10-14), о праве первородства детей от двух жен и о двойной доле наследства для первенца (Втор 21. 15-17), о наказании непокорных детей (Втор 21. 18-21), о казненном, а затем повешенном на дереве (Втор 21. 22-23), о сбережении чужой собственности (Втор 22. 1-4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор 22. 13-19); специальный закон о побиении камнями жены, у к-рой муж не нашел девства (Втор 22. 20-21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор 22. 22-30), о принятии в общину Израиля (Втор 23. 1-8), о чистоте стана (Втор 23. 10-14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор 23. 15-16), о запрете жен. и муж. культовой проституции (Втор 23. 17-18), о запрете отдавать ч.-л. в рост брату (Втор 23. 19-20), о необходимости соблюдать обеты (Втор 23. 21-23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор 23. 24-25), о разводе и разводном письме (Втор 24. 1-4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор 24. 5), о залогах (Втор 24. 6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор 24. 7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор 24. 8-9), о возвращении залога (Втор 24. 10-13), о своевременной оплате труда наемных работников (Втор 24. 14-15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор 24. 16), о правосудии (Втор 24. 17-18), о социальной благотворительности (Втор 24. 19-22), о справедливости в суде (Втор 25. 1), о телесном наказании виновных (Втор 25. 2-3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор 25. 4), о левиратном браке (Втор 25. 5-10) (см. Левират ) и др. Короткая заключительная часть 2-й речи Моисея (Втор 26. 1-15) содержит предписания принести к месту, к-рое Господь изберет на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведенного землей в 3-й год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения. Стихи Втор 26. 5-9 названы Г. фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»».

http://pravenc.ru/text/160983.html

Зорро 22 декабря 2012, 00:20 Приползли русофобы и зашипели в коментах. Знал... знал что такую статью пораженцы не пропустят. :) Максим 21 декабря 2012, 23:17 Надеюсь, посредством этого сайта обывателям, живущим в полусгнивших бараках постройки первой половины ХХ века и получающим зарплату, достаточную для пропитания раз в два дня, станет хотя бы немного легче от гордости за свою страну. Татьяна 21 декабря 2012, 22:31 почему-то очень хочется процетировать слова из другой статьи: " Гости конференции посетили также и «Автобус Милосердия», который ежедневно курсирует по улицам Екатеринбурга и в месяц спасает от голода и замерзания около 200 человек " Может это люди плохие? Почему-то мы заботимся о глобыльных проблемах и судьбах мира, а людей не замечаем? А что такое страна без людей? И в чем собственно патриотизм? Очень возбуждает тема гос.безопасности? Спаси Бог. Татьяна 21 декабря 2012, 22:21 Очень интересно. Раньше почему-то думалось, что у нас патриоты только в Кремле на федеральном финансировании и как-то народ все сокращается, а мигранты все едут? А оказывается все хорошо и нас ждет очередное светлое будущее под мудрым руководством? Как живучи установки? Спаси Бог. Наталья Богоявленская 21 декабря 2012, 21:56 Согласна с В. Успенским: меня тоже резануло название статьи. Но проект безусловно нужный и очень важный -- пора выходить из депрессии и приниматься за дело. Бог вам в помощь, Роман. Дмитрий Матыс 21 декабря 2012, 20:55 " Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь " (Иер.9,23-24). " Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь " (2Кор.10,17-18). Светлана 21 декабря 2012, 20:40 Вот молодец! Такой сайт очень нужен сейчас. Просто молодец!!!! Дария 21 декабря 2012, 20:22

http://pravoslavie.ru/58279.html

Глава двадцать первая Мф.21:1 .   И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, Мф.21:2 .   сказав им: пойдите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; Мф.21:3 .   и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Мф.21:4 .   Всё же сие было, да сбудется реченное чрез пророка ( Ис.62:11 ; Зах.9:9 ) , который говорит: Мф.21:5 .   скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же – воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое – Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же – Царь кроткий. Мф.21:6 .   Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: Мф.21:7 .   привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей – об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников. Мф.21:8 .   Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее – покража и продажа евреем своего соотечественника ( Втор. 24:7 ) приравнивается к убийству. Исх.21:17 .  Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх.21:18 .  Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, Исх.21:19 .  то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. В стихах 18–33 рассматриваются различные случаи увечья. Назначаемые за них наказания соответствуют степени преступления. Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его. Исх.21:20 .  А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; Исх.21:21 .  но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому, что раб не приравнивается к свободному ( Исх.21:19, 23, 26, 29, 32 ), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба ( Притч. 10:13 ), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро». Исх.21:22 .  Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте. Выкидыш «неизображенный» – ребенок не сформировавшийся, он не приравнивается к полному человеку – и потому за смерть его назначается лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» – внешне сформировавшийся ребенок, и за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20:23 См. статью «Церковная дисциплина и отлучение от церкви». 20 ты поверил, потому что увидел. Ср. 1,49.50. Стих 29 перекликается со ст. 50 из первой главы, но в данном случае Иисус произносит слова, которые относятся не столько к самому Фоме (ибо не один он не верил в воскресение Иисуса, но и ученики, не поверившие словам жен-мироносиц), сколько к верующим грядущих веков, которые будут лишены физического, зримого общения с Господом. 20 Сие же написано, дабы вы уверовали. В этом заявлении о цели, которую имел в виду автор, в сжатой форме резюмируется все богословие Евангелия. Через описание совершенных Иисусом чудес читатель должен прийти к вере в Иисуса не просто как в чудотворца, но как во Христа, Сына Божия, как в вечное и обладающее полнотой Божественной природы Слово Бога (Введение: Трудности истолкования). Веруя, мы обретаем жизнь в Том, Кто Сам является истинным Источником жизни (6,32–58). Глава 21 21 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем. и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников ( Лк. 5,4–11 ). 21 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20,14. 21 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. 21 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится. 21 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует. 21 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20,19–23.24–28). 21 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание ( Мф. 16,17 ). любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: «Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010