Вероятно, Апостолы ничего не ответили фарисеям на их упреки. Не получив никакого ответа, фарисеи и книжники спрашивают Самого Иисуса: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Во всех, подобных этой, беседах с фарисеями и книжниками Иисус не отвечает прямо на их вопросы, но или Сам задает им такой вопрос, ответом на который разрешается и предложенный Ему, или говорит им притчу, вынуждающую их сознаться в своей неправоте. Так было и в данном случае. Не порицая, но и не освящая Своим словом предание, на которое ссылались враги Его, не осуждая, но и не хваля Своих учеников, нарушающих это предание, Иисус спрашивает книжников и фарисеев: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Что выше: закон, данный Богом, или ваше предание? – Книжники и фарисеи забыли, что Моисей, повторяя отцам их данные Богом законы, сказал: Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того ( Втор. 12, 32 ). Они прибавили от себя к закону Моисея множество дополнений и приписали их самому Моисею; они уверяли народ, что Моисею на горе Синай даны два закона, из которых один записан им, а другой устно передан народу, потом преемственно передавался следующим поколениям и известен под названием преданий старцев. Вот на эти-то предания книжники и фарисеи опирались всегда, когда им было выгодно нарушать закон, данный Богом через Моисея. Книжники и фарисеи упрекнули учеников Иисуса в том, что они нарушают предания, а Иисус указывает им на сознательное нарушение ими Закона и на умышленно-неправильное толкование Закона народу. Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Закон, данный вам, гласит: почитай отца и мать , и угрожает смертью тому, кто злословит их. А вы? Вы учите отказывать родителям в помощи под предлогом намерения пожертвовать Богу то, что они просят; и кто поступает так, соблюдая ваше предание, того вы освобождаете от исполнения важнейшей заповеди! 46 «Фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея. 51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Нередко приходится встречать и слышать даже и теперь самоуверенно высказываемое мнение о том, что патриотические чувства или несовместимы с религией и христианством, или, по крайней мере, стоят от христианства особняком и в стороне. Нередко и нам, пастырям Церкви, приходится слышать укоры, упреки и обличения в том, что мы в слове церковном говорим не только о вопросах «чистой религии», но и о вопросах, связанных с патриотизмом и «политикой». «Не ваше дело, - пишет мне некто по поводу последних наших бесед о бывших в Москве печальных событиях погрома и грабежей, - не ваше дело оценивать общественные события, говорить за или против них; учите вере; хочется видеть в каждом священнике только апостола Павла; будьте же таким Павлом, который не знал ни эллина, ни иудея». Но прежде всего - Церковь есть общество верующих, «общество» же, и в обычном смысле слова понимаемое, подавляющим большинством своих членов входит в Церковь, поэтому и мы не можем не отвечать на приведенные недоумения и возражения, касающиеся церковно-общественного служения пастыря. Далее, жизнь нашего народа теперь вся проникнута настроениями, состоящими в зависимости от великой войны, которая затрагивает всех прежде всего тем, что от всех требует тех или других тяжких жертв, волнует удачами и неудачами, подчас обращается в вопрос о борьбе за самое существование народа: может ли священник, сын своего народа, своего времени, стоять вне, за пределами всех общественных и народных переживаний? Но знают ли, наконец, апостола Павла и читали ли его священные послания те, кто на него так уверенно ссылается? Если бы знали и читали, то именно в лице этого святого апостола увидели бы они образ истинного и горячего патриота! В текущие дни, по уставу церковному, возглашаются в храмах чтения из послания святого апостола к римлянам. Вот что мы там слышим: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9, 1) - так необычно, клятвой именем Христа и Духа Святого и собственной совестью начинает апостол свою речь. В чем же он клянется? Клянется в любви, в благоговейной и воодушевленной любви к своему народу: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» (Рим. 9, 2-5). «Братие! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бозе, но не по рассуждению» (Рим. 10, 1-2). Так велика любовь святого апостола к родному по плоти и крови народу; она не менее любви Моисея, который тоже просил Бога на Синае лучше его самого истребить от земли живых, лишь бы простить грех народа и помиловать его.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Христос дает совет такому бесплодному гордецу, уверенному в своем богатстве. Всё сказанное до сих пор можно выслушивать, лишь опустивши голову. Но вот звучит и нечто такое, от чего можно поднять лицо. Ведь нет такого укора от Христа, который бы Он Сам не растворил утешением. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся». Значит, это Ты меня любишь, Господи? Меня, который жалок, нищ, слеп и наг? Меня, умудрившегося при всем своем убожестве говорить в сердце своем: я разбогател и ни в чем не имею нужды? Все упреки, все жгущие слова, от которых стыдно и страшно, Ты произносишь от любви? Именно так. И повеление: «будь ревностен и покайся» – не что иное означает, как то, что все, узнавшие себя в Лаодикийском Ангеле, ничем не хуже всех остальных. Если только покаяние будет деятельным, если только ревность будет искренняя и уравновешенная рассуждением, то не будет таких даров, которых бы христианин лишился. Упавший – вставай! Заблудившийся – возвращайся! Спящий – проснись! Осквернившийся – плачь, но не отчаивайся! Тебя любит Господь. Как слепец Вартимей при вратах Иерихона, и ты услышь слово: «Не бойся, вставай, зовет тебя!» (Мк. 10: 49). Теперь прислушаемся: нет ли стука в дверь? Вроде бы нет. Но на самом деле есть. Не в дверь дома, но в дверь сердца постоянно стучит Господь. Стучит осторожно, стучит не так, как стучит полиция или загулявший хозяин дома. Стучит Христос, как путник, которому негде главу приклонить. «Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Эти слова воскрешают в душе образы Песни песней, где Возлюбленный стучится в двери невесты, и она, слыша стук, не помнит себя от радости. Таким личным, интимным словом неожиданно завершается обличительная речь. Господь согласен стать собеседником, сотрапезником того, кто услышал Его голос и открыл в ответ на стук. Вот почему так драгоценны бывают душевные и тихие речи друзей за самым скромным столом в вечерние часы. Если вам известна радость таких дружеских тихих застолий, знайте, что это образ прихода Христа как путника и друга к тем, у кого есть уши, чтобы слышать.

http://pravoslavie.ru/74584.html

Смотри, сколько и здесь дивного благоразумия! Он не упомянул о том, что сделал уже для них, чтоб не сочли этого опять за упрек, но обещает им благодеяния в будущем. «Ежели бы, -говорит, – постигло вас какое бедствие, то я готов все терпеть за вас. Для меня ни смерть, ни жизнь, сами по себе, не важны; но быть там, где вы, для меня предпочтительнее; с вами и смерть лучше жизни, и жизнь лучше смерти». Что умереть за другого есть дело любви, это несомненно; но жить – кто этого не пожелает, даже и не будучи другом? Почему же он и желание жить выставляет как дело великое? Потому что и действительно оно весьма великое. В самом деле, о страждущих друзьях своих многие соболезнуют; а когда они благоденствуют, то уже не радуются с ними, но еще и завидуют. «Мы же не таковы, – (говорит апостол). – Если вы подвергнетесь бедствию, мы не устрашимся разделить с вами ваше несчастие; если будете благоденствовать, не станем завидовать». Потом, ввиду того, что выше он непрестанно повторял одно и то же, говоря: «Вам не тесно в нас»; «в сердцах ваших тесно»; «вместите нас»; «распространитесь и вы»; и: «мы никого не обидели»; а все это, по-видимому, клонилось к их осуждению, – то смотри, какой новый способ употребляет он, чтобы смягчить тяжесть (этих укоризн). «Я много надеюсь на вас» ( «Много ми дерзновение к вам») ( 2Кор.7:4 ). «Потому, – говорит, – я осмеливаюсь на это, что говорю не к осуждению вашему, но по великой надежде на вас». То же самое выражает он и выше, говоря: «много хвалюсь вами» ( «многа ми похвала о вас»). «Не подумайте, что когда я говорю так, то говорю, совсем уже осуждая вас, потому что я весьма горжусь и хвалюсь вами; напротив, говорю это из заботливости, желая, чтобы вы больше успели в добродетели». То же говорит он после многих обличений и евреям: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так» ( «надеемся же о вас... лучших, и придержащихся спасения, аще и тако глаголем») ( Евр. 6:9 ). «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» ( «Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание, к извещению упования даже до конца») ( Евр.6:11 ). Так точно и здесь говорит: «много хвалюсь вами», т. е. «я хвалюсь вами пред другими». Видишь, как искренно утешает! «И не просто, – говорит, – хвалюсь, но и очень хвалюсь». Потому и присовокупил: «исполнен утешением» ( «исполнихся утехи»). Какой же утехи? «Которую получил от вас; вы, исправившись, утешили меня делами своими». Любящему свойственно и делать упреки, что он не любим, и страшиться, чтобы излишними укорами не опечалить. Поэтому и говорит: «исполнен утешением, преизобилую радостью» ( «исполнихся утехи, преизбыточествую радостию»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мы видим неверующего язычника, который незадолго до этого насмешливо и с презрением задал вопрос: что есть истина? и который тем не менее внял голосу Того, Кто говорил ему: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Мы повторяем: Пилат заслуживает великой чести за то, что он открыто и торжественно засвидетельствовал невинность Иисуса перед Его врагами. Но в то же время это свидетельство во всей силе открывает славу Господа Иисуса Христа. Первосвященники и начальники народа настойчиво добивались Его осуждения сначала перед прокуратором, а потом и перед Иродом. Они, конечно, придумывали и употребляли в дело все, что только могло бросить на Него неблагоприятную тень, чтобы тем вернее погубить ненавистного им Человека. Они ни о чем не умолчали, что могло каким бы то ни было образом послужить вреду Обвиняемого в глазах языческого судьи и иудейского царя. Но чем окончились их усилия? «И вот ничего не найдено в Нем!» – это окончательный вывод, в котором Пилат обнимает приговор языческого и иудейского судьи. Ложные жалобы обратились в позор обвинителей. Как ясный солнечный свет пробивается в конце концов сквозь темные и густые облака, так и здесь среди клеветы и неправды еще ярче сияет невинность обвиняемого Спасителя во всем ее чистом и непорочном величии. Что случилось там – в языческом судилище перед первосвященниками и начальниками и всем народом иудейским, то же самое в продолжение столетий повторяется на глазах всех, которые желают это видеть. Ненависть, с которой некогда преследовали Христа Его враги, еще не вывелась на земле. Легкомысленная страсть Ирода и кичливое стремление Пилата все подвергать сомнению до настоящего времени преследуют святейшего Богочеловека. Его слова и дела, вся Его жизнь, страдания и смерть все это подверглось строгой проверке и исследованию. Множество книг написано против Него, в которых изложены всевозможные жалобы и упреки против Христа. И в высших, и в низших слоях общества открыто говорят о Нем оскорбительно и издеваются над Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Если таким образом несомненно то, что пророчество Авдия первоначальнее, равно как и древние пророчества Иеремии об Эдоме; то Авдий должен был пророчествовать не после разрушения Иерусалима халдеями, но до него; так как пророчество Иеремии против Эдома относится к четвертому году царствования Иоакима, при котором Иерусалим не был еще разрушен. По-видимому, с таким выводом не согласуется среднее отделение пророчества Авдиева ( Авд.1:10–16 ), поводом к возвещенному в первых девяти стихах суду над Эдомом выставляется злорадство этого народа над несчастною судьбою Иуды и Иерусалима, когда чуждые народы ворвались во врата города, бросили жребий об Иерусалиме, и где ему напоминается, что он не удовольствовался одним злорадством, но сам принял участие в расхищении Иуды, убивал спасающихся от гибели беглецов или выдавал их в руки враговы. Такого рода упреки, без сомнения, предполагают овладение Иерусалимом чуждыми народами. Не дают ли они в тоже время повод предполагать разрушение Иерусалима, совершенное халдеями и побуждающее низводить время жизни пророка к этим временам разрушения царства Иудейского? На этот вопрос нельзя отвечать утвердительно. Это видно из следующего – другие пророки, как напр. Иезекииль угрожают Эдому вечным запустением за то, что он питал вечную вражду к Израилю и гнал сынов его под меч ( Иез.35:5 ), за то, что он говорил: «эти два народа и эти две земли (Иуда и Израиль) должны быть мои и мы завладеем ими» ( Иез.35:10 ); за то, что он ненависть имел к сынам Израиля и ругательные слова обращал к горам израилевым и говорил им: «опустели, нам отданы на съедение» ( Иез.35:12 ); за то, что он радовался тому, что удел дома израилева опустел. Совершенно ясно, что в представленном изображении у пророка Иезекиля вражды Эдома к Израилю берутся во внимание опустошение Иуды и разрушение Иерусалима и обнаруженная при этом во всей очевидности враждебность Эдома к Иуде. Но то у Авдия. Авдий ни одним словом не указывает на разрушение Иерусалима; он не говорит ни о вечной вражде Эдома, ни о желании его присвоить себе земли Иуды и Израиля; но просто говорит только о враждебном отношении эдомлян к Иуде в то время, когда иноземцы ворвались во Иерусалим, разграбили его сокровища и сынов Иуды избили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Пришел Иисус, – пришел кормчий после кораблекрушения, врач после смерти. И зачем пришел Ты сюда, Владыка? Чтобы выслушать упреки в равнодушии к судьбе друга, в допущении его гибели в неоказании ему помощи в виду близкой его смерти? Услышала Марфа, и мало заботясь о своем печальном виде, бежит навстречу Ему и начинает горько попрекать Спасителя: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» ( Ин.11:21 ). В присутствии пастыря как бы погибла овца? Когда сражается полководец, как растворились бы ворота? При свете солнца, как могут расхитить золото? «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Без веры это слово и неосновательно: ведь когда мастер пришел, явилась возможность опять восстановить развалившийся сосуд. «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение» ( Ин.11:23–25 ). Итак, зачем ты ищешь то, что у тебя уже есть? Подожди немного и увидишь благодать. Услышала Марфа и поверила; она побуждает сестру свою, и бегут все вместе плачущие и пришедшие для утешения. Опять Иисус – среди народа, всюду – и на браке, и в печали помогая верующим в их затруднениях. Увидев печаль и слезы, Иисус говорит: «где вы положили его» ( Ин.11:34 )? Зачем ты спрашиваешь об этом, Владыка? Находясь в отсутствии, Ты знал о смерти (Лазаря), а, прибыв сюда, не знаешь места, где его похоронили, но спрашиваешь: «где вы положили его»? Укажите Мне, говорит Он, тех, кто хоронил, одевал и обвязывал покойника. Пусть они, свидетели будущего Моего чуда, выступив сюда, признают свое участие в этом деле, чтобы потом, когда увидят погребенного ими воскресшим, не отнесли его смерти просто к обману чувств. Всеведущий пришел к гробу, допустив, чтобы Его вели другие; в довершение всего, здесь Он прослезился. Что Ты плачешь, если истинно то, что Ты обещал, – если сам же Ты хочешь его воскресить? Оплакивал Господь человека, свидетельствуя тем Свое человеколюбие, а может быть оплакивал Он вместе с тем и неблагодарность иудеев, что и после этого чуда они все-таки будут упорствовать в своем неверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20-21). «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес. 5: 15). «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2: 1-2). Для нас принципиально важны слова Господа, Святых Апостолов, Святых Отцов. Святые Отцы определили Церковь как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Для нас единство Церкви, ее святость, ее соборность и апостольское преемство являются самым главным. Все, что разрушает единство, подвергает сомнению святость, размывает соборный разум и уничтожает преемство поколений - все это неприемлемо. Мы всегда обращаемся к первоисточникам. Я надеюсь, что у нас у всех хватит терпения и мудрости помочь современной молодежи расставить правильно акценты в нашей истории и государства, и русской Церкви. Ради этой великой цели мы готовы терпеть все эти упреки, обличения - лишь бы только был положительный результат. Мы убедились на опыте, что те учреждения, особенно образовательные, у которых есть общая Книга Памяти или Синодики - как они людей сближают и создают здоровую нравственную атмосферу. С надеждой жду конструктивных предложений. С уважением и братской любовью, Протоиерей Владимир Сорокин , настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, профессор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 151. Re: С надеждой жду конструктивных предложений Решился как-то этот вопрос? 150. Ответ на 147., М.Яблоков: Нужно обратиться к священноначалию. интересно, оно тоже посоветует молиться за Троцкого? За Троцкого можно, а за православных нельзя... (

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/05/s_...

5. Кроме того, первенство Римского епископа среди прочих кафолических иереев – это все-таки не то же самое, что положение первенствующего епископа какого-то народа среди подчиненных ему священнослужителей. Римский епископ первенствует в чине (τξις) и скорее называется первым, на деле же по большей части оставаясь равным; первый же епископ каждого народа лишь на словах равен остальным, а на деле первенствует. Божественные апостолы не просто говорили так, не просто устанавливали такие правила, каноны и определения, на деле поступая иначе и действуя каждый сам по себе, нет. Даже блаженный Павел, хотя в нем говорил Сам Христос, хотя и был он назван «избранным сосудом», но и он приходил к бывшим прежде него апостолам и советовался с ними, делая общим свое и их благовестие, чтобы все усилия не были напрасны. А Божественный Петр, этот вождь Двенадцати (ξαρχος τς Δωδεκδος), вершина апостольского собрания (τν ποστλων κρος)? Когда Павел исправлял его, он терпел, он молча принимал упреки. Хотя и больше у него было права, чем у нынешнего папы, сказать, что его поступки – закон для всех остальных, как бы объявленный корифеем священного хора, он так не говорил. Напротив, он с радостью принял обличение и не возражал суждениям Павла. Что об этом говорит блаженный Павел в своем послании к Галатам? «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» ( Гал. 2:11 ) и «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» ( Гал. 2:14–16 ). А до того, когда возник спор об обрезании, относительно имевших тогда силу предписаний Закона Моисеева, и апостолы и иерусалимские пресвитеры поставили перед Церковью этот вопрос, желая понять, как правильно поступать в этом деле, что было тогда? Отвечать должны были Павел, Варнава и некоторые другие братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010