Во время войны одной женщине и её маленькой дочке вместе с другими беженцами пришлось покинуть родные края. Трагедия и ужас происходящего вокруг подрывали их душевные силы. Как-то мать заметила, что девочка днём иногда надолго закрывает глаза. - Ты что, всё время спишь, моя хорошая? - спросила она с тревогой. - Нет, мамочка! Просто когда мне страшно, я закрываю глаза. Я ничего не вижу - и мне становится легче. " Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц " (Лк. 12:7). Дети и красивая птица Старый сторож охранял вишнёвый сад. По утрам туда прилетала необыкновенно красивая птица и склевывала вишни. Старик тихонько любовался удивительной красотой и не прогонял её. Как-то он рассказал внукам об этой птице, и они уговорили дедушку разрешить им на неё посмотреть. Рано утром сторож разбудил детей и сказал им: - Выходите тихонько в сад, она там! Дети выскочили и, толкаясь, с шумом кинулись во двор. - Я первый буду на неё смотреть! - Нет, я - первый! - Нет - я! - кричали малыши. Ничего не увидев в саду, они спросили: - Дедушка, а где же эта красивая птица? - Эх, озорники! - ответил тот. - Эта птица не любит шума и крика, поэтому она и улетела! " Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. " (1Петр. 3:3-4) Должники Ездили по Сибири в древности купцы. И был среди них один, который, когда человеку нечем было заплатить, он давал в долг. Он говорил: " Вот, смотри, я твоё имя в книгу пишу. В следующий раз я приеду и возьму с тебя долг " . Если же в следующий его приезд у должника тоже нечем было платить, купец говорил так: " Ну хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри, я напротив твоего имени в книге крестик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз обязательно взыщу с тебя долг " . Так же и в следующий раз, если у должника не было денег, купец ставил ещё один крестик. А уж в третий раз он говорил так: " Всё, я прощаю тебе долг. Видишь, я зачёркиваю твоё имя, зачёркиваю крестики. Пусть с тебя Бог взыщет " . Дом за один доллар

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Глава 10 1–21. Речь Господа о Себе как о добром пастыре и действие этой речи на слушателей. – 22–42. Речь Господа о Себе как о Мессии и удаление Его в Заиорданскую страну. Речь Христа о Себе как о добром пастыре начинается притчей, в которой изображается противоположность между пастырем, которому овцы принадлежат как его собственность, и пастырем-наемником, который пренебрежительно относится к порученному ему стаду (стихи 1–6). Эту речь, построенную в виде притчи, Господь разъясняет далее, говоря о Своем положении в Царстве Божием: Он есть дверь, ведущая к овцам (стихи 7–10) и, с другой стороны, – добрый пастырь (стихи 11–18). По поводу этой речи среди иудеев началась распря: они недоумевали, кто же такой Христос (стихи 19–21). Ин.10:1 .  Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Ин.10:2 .  а входящий дверью есть пастырь овцам. Слушателями Господа в настоящий раз были те же иудеи и фарисеи, о которых говорится в конце предыдущей главы (ср. Ин.9:35, 40 ). «Кто не дверью входит». На Востоке стада овец загонялись на ночь в особые, часто крытые, помещения, при входе в которые находились сторожа, охранявшие стада от разбойников и хищных зверей. Несколько хозяев нередко сообща держали одно такое помещение. Желая указать признаки истинного пастыря-хозяина, с одной стороны, и вора-разбойника – с другой, Господь первым признаком вора обозначает то, что вор и разбойник входит в овечий загон не прямым путем, а через забор, тогда как пастух-хозяин прямо идет в двери. Ин.10:3 .  Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. Ин.10:4 .  И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. Ин.10:5 .  За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Вторым отличительным признаком пастуха-хозяина является то, что перед ним сторож «отворяет» дверь. О воре-разбойнике здесь не сказано, но и так ясно, что сторож пред ним дверей не отворит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господа этой отроковицы, получавшие прибыль от прорицаний бывшего в ней злого духа, видя, что исчезла надежда на доходы, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам и, приведши их к воеводам, просили наказать этих иудеев, возмутителей и противников римских обычаев. Воеводы, сорвавши с них одежды, велели их бить палками и затем ввергли в темницу. Здесь, около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, узники же слушали их. От последовавшего за сим землетрясения темничные двери растворились и тюремный сторож, думая, что узники убежали, хотел покончить жизнь самоубийством, но возгласом ап. Павла он убедился, что никто не ушел из темницы и в трепете; припал к ногам Павла и Силы, которые, после наставления в вере Христовой, крестили как самого темничного сторожа, так и всех его домашних. И приведши Павла и Силу в дом свой, сторож предложил им трапезу городские власти, узнав, что они, в лице, Павла и Силы подвергли римских граждан грубому наказанию, пришли на другой день в темницу, повинились пре св. узниками и просили их удалиться из города. Посетив дом Лидии (из Фиапиры) и, увидевши здесь братию, поучили их и отправились далее ( Дeяh. XVI, 12–40 ). Пришедши чрез Амфиполь и Аполлонию, Павел и Сила пришли в Фессалоники (Солунь), где многие из жителей, услышав апостольскую проповедь , уверовали и присоединились к Павлу и Силе; не веровавшие же иудеи, взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город; но братия ночью отправили Павла и Силу в Верию. Здешние жители были благомысленнее солунских; они приняли слово Божие со всем усердием, но солунские иудеи, узнавши о пребывании апостолов в Верии, отправились туда. Тогда братия немедленно отправили Павла по направлению к морю, а Сила и Тимофей остались в Верии. Сопровождавшие Павла, проводили его до Афин и получили от него приказание, чтобы Сила и Тимофей скорее пришли бы к нему ( Дeяh. XVII, 1–17 ). В Афинах ап. Павел не дождался своих спутников, отправился в Коринф ( Дeяh. XVIII, 1 ) и вскоре в этот город из Македонии (г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

И вот Каин огорчился, действительно сильно огорчился. И к нему явился Сам Господь Бог ! И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:6–7 ). Это очень важный библейский текст. Бог является к Каину, а не к Авелю – праведному человеку , который сделал все, как положено, не только внешне, но и внутренне. Бог является к тому, кто огорчился, кто все понимает неправильно, Он пытается вразумить того, кто имеет гнев на брата своего из-за разного отношения Господа к их жертвам, кто находится на пути к убийству. Впервые на земле появилась зависть в сердце человека. Бог пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников. Господь предлагает Каину не просто совершать добрые дела, но и активно противиться злу. А разве нас не останавливает Господь, когда мы совершаем те или иные грехи? Разве Он не говорит нам через нашу совесть, проповеди и наставления наших духовных отцов, когда мы неправильно поступаем? А разве не написано все это в Священном Писании? Но Каин не слушает голос Господа. Он ожесточился. Он задумал убить брата. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его ( Быт.4:8 ). Авель убит. Каин спешит домой, но опять является ему Господь: И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? ( Быт.4:9 ). Богом сделана еще одна попытка вернуть Каина к Себе, направить его на путь покаяния. Конечно, Господь знает, что случилось с Авелем, но Он дает Каину, как ранее Адаму, возможность в ответе своем раскаяться, попросить у Бога прощение за содеянное. Но что Он слышит в ответ? – Не знаю; разве я сторож брату моему? Когда Каин приносил мирную жертву, он считал, что не имеет отношения к греху своих родителей. Но мы видим, что он не только заражен грехом своих родителей, но и последствиями этого греха! Когда с Адамом и Евой произошло грехопадение, они тоже потеряли рассудок, думая, что от Бога можно скрыться в кустах, между деревьями рая. Так и Каин считает, что если в момент убийства брата он не видел Бога, то и Бог не видел его, и Его можно обмануть. И сказал [Господь]: Что ты сделал? голос брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле ( Быт.4:10–12 ). Каин разоблачен. Зло всегда бывает разоблачено. Зло всегда бывает отомщено

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каин убивает Авеля. Фреска собора Монреале, Сицилия Но обратимся снова к тексту главы 4 книги Бытия: «И сказал Каин Авелю, брату своему [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8). Это первое убийство в истории человечества. Читая главу 3 книги Бытия, мы видели катастрофу человеческой истории – как человек отступает от Бога, а здесь мы видим другую трагедию – трагедию первого человекоубийства. Причем многие отцы Церкви говорят, что Каин убил Авеля из-за ненависти к нему за то, что его, Каина, жертва не была принята Богом, и в этой ненависти он начал бить Авеля тем, что попадалось под руку. Есть даже иконы, на которых изображено, как Каин взял сначала камень, потом кость животного и с каким-то ожесточением бил своего брата до тех пор, пока не забил его до смерти. Этот стих рассказывает о первом в истории человечества пролитии крови. Читаем далее: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9). «Где брат твой?» – этот вопрос обращен и к нам Мы видим примерно те же слова, что и в главе 3 книги Бытия. Там Адам призывался Богом к покаянию словами: «Где ты?»; здесь Господь говорит Каину: «Где брат твой?» Очень важные для нас слова, братья и сестры. Сегодня эти слова звучат и по отношению к нам. Когда мы с вами приходим в православный храм, когда мы стоим на Литургии, вспомним этот вопрос, заданный Богом: «А где твой брат? А где твоя сестра? А почему твои дети не с тобою? А где твой отец?» Вспомним о своих родных и близких. И не дай Бог, чтобы мы с вами когда-нибудь ответили: «Что, разве мы сторожи братьям и сродникам нашим?» Будем помнить о том, что Бог учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», что спасение совершается в соборном церковном общении. Поэтому будем избегать тех слов, которые придумали протестанты и разные их последователи, – о некоем личном спасении. Конечно, за свои грехи мы дадим ответ лично, но мы ответственны и за ближних наших, за своих братьев и сестер, особенно за своих родственников. Итак, не дай Бог, чтобы из наших уст прозвучали эти слова Каина: «Разве я сторож брату моему?»

http://pravoslavie.ru/96070.html

Каин убил Авеля. Мы уже сказали, что посягательство на жизнь человека есть вопрос религиозный, есть вопрос отношения человека с Богом. Более того, я не случайно обратил ваше внимание на то, что за недостойное жертвоприношение Каин наказание не понес, а вот за убийство Авеля он был наказан. Здесь уже мы приближаемся к двуединой заповеди почитания Бога, то есть любви к Богу и любви к ближнему. Вспомните притчу-писание, страшного суда в Евангелии, в которой то Господь Иисус Христос говорит: что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали Мне. И снова мы видим, что человеку предлагается раскаяние. Во-первых, Каину до его греха предлагается остановиться, то есть Господь показывает Каину, что путь его и намерения его Ему известны; однако не хватает его за руку, поскольку никогда не нарушает свободы человека. Обратите внимание на параллель в Новом Завете. Господь Иисус Христос многократно указывал Иуде на то, что Он знает, что собирается сделать Иуда. Но, тем не менее, мы ни разу не видим, чтобы Господь говорил: «Иуда! Немедленно прекрати!» Иуда поставлен в известность о том, что его все намерения известны, о том, что это беззаконие, тем не менее, дальше он сам делает свой выбор. Точно так же и здесь: прежде этого убийства Каин уже поставлен в известность о том, что грех у двери его, то есть грех готов войти в его сердце, и ему дается совет возобладать над ним. Тем не менее, Каин совершает это убийство. И снова ему предлагается покаяние, поскольку Господь спрашивает: «Где Авель, брат твой?» И в ответ слышатся слова, которые не меньше, чем слова падшего Адама о Еве, являются девизом падшего человечества. Каин говорит: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). В данном случае, следом за грехом (братоубийства) идет новый грех – грех лжи, грех отвержения предложенного покаяния. Варианты этой фразы: это его личное дело, а мне какая разница, это меня не касается, это его проблемы и т.д. В этих словах звучит то же самое каиново: разве я сторож брату моему? И после этого уже Каин получает проклятие. Господь говорит: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать свои силы для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И это тоже очень важно. Экологические катастрофы, о которых сейчас говорят, связаны не только с техногенностью нашей цивилизации. Они связаны еще и с тем, что земля не может выносить греховности человека.

http://sedmitza.ru/lib/text/430826/

На вопрос о том, почему, заметив выше ( 2Цар.14:27 ), что Авессалом имел трех сыновей и одну дочь, писатель сообщает теперь, что Авессалом поставил себе памятник во увековечение вследствие отсутствия у него сыновей, блаженный Феодорит отвечает: «Справедливо то и другое, ибо вероятно как то, что он рождал детей, так и то, что дети его умирали. Иосиф же (Флавий) замечает, что Авессалом сделал это потому, что дети не могли жить долго; здание же могло долее сохранить память о нем» (Блаженный Феодорит, толк. 2 Цар, вопр. 34). 2Цар.18:21 .  И сказал Иоав Хусию: пойди, донеси царю, что видел ты. И поклонился Хусий Иоаву и побежал. Имеется в виду не советник царя Хусий ( 2Цар.15:32–37,17:5–16 ), а некто иной. По мнению Властова («Священная летопись», т. IV), вместо «Хусий» следует в данном случае читать «Хушит» или «Кушит», т. е. поселенец, раб или наемник еврейский «из ефиоплян». 2Цар.18:24 .  Давид тогда сидел между двумя воротами. И сторож взошел на кровлю ворот к стене и, подняв глаза, увидел: вот, бежит один человек. «Между двумя воротами» городской стены – внешними и внутренними. 2Цар.18:25 .  И закричал сторож и известил царя. И сказал царь: если один, то весть в устах его. А тот подходил все ближе и ближе. «Если один, то весть в устах его», т. е. если идет один, то это, по всей вероятности, вестник о благополучном ходе военных действий, так как пораженные в бою не идут, а бегут, и притом целыми группами. 2Цар.18:29 .  И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Ахимаас: я видел большое волнение, когда раб царев Иоав посылал раба твоего; но я не знаю, что [там] было. Желая порадовать царя приятной вестью о победе его войска, Ахимаас не решался сообщить отцу о гибели сына. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Царств. 174-236 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но святой Павел остановил его, сказав: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь» ( Деян. 16:28 ), в чем сторож тотчас же и удостоверился, когда по его приказу принесли огонь. Сторож тотчас же понял, что это не простая случайность, но действие высшей силы Божественной, и пораженный этим, в трепете припал к ногам Апостолов, и выведши их вон, молил: « Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись? Они сказали ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему, и всем бывшим в доме его» ( Деян 16:30–32 ). Все уверовали и крестились в тот же час. Сон забыт, остальное время ночи проведено в радости духовной всем домом. Рассвело, и власти, так жестоко поступившие вчера с благовестниками, пришли в смятение. Землетрясением ли они были испуганы, или до них дошло известие о событии в темнице, во всяком случае, они устыдились своей грубой несправедливости, и послали слуг в темницу освободить тех людей ( Деян. 16:35 ). Но святой Павел, чтобы изгладить впечатление от вчерашнего бесчестия проповедникам Христовой веры, потребовал, чтобы сами власти пришли, и вывели их с честью из темницы, так как они граждане Рима, а между тем потерпели наказание без суда. Власти испугались ответственности, тотчас же пришли и извинились перед Апостолами, прося их только удалиться из города. Но Апостолы не тотчас вышли. Для них в городе было нечто дороже свободы и самой жизни, это юная Церковь верующих. Они поспешили в дом Лидии, где нашли собравшихся братьев. Апостолы наставили их в последний раз, устроили их религиозный быт, поставив им руководителей и блюстителей веры, и жизни по вере. Устроив все это, они отправились далее, оставив здесь Луку и Тимофея для руководства Церковью (см. Деян. 16:40 ). Благовестническая деятельность Апостола в Салониках и Верии (Деян. 17:1–15) Оставив Филиппы, святой Павел с Силуаном отправились к прекрасному городу Амфиполю, стоящему верст на 50 южнее Филипп. Но здесь почему-то не остановились для проповеди. Отсюда, по лесистым берегам Стримонского залива и озера Больбы, они прошли еще 50 верст до Аполлонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Но тебе не хочется отвлекать от греха брата своего и приближать его к Богу, и вот ты говоришь: не мое это дело; что мне учить других! Я ведь не священник. Довольно мне знать себя; а то, как станешь указывать другим, так навлечешь только вражду их. Кто говорит такие слова, тот судит не по любви, а по жестокосердию своему, – не по божескому, а по человеческому разуму. Если Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ), как сказано, и все рожденные от Бога пребывают в любви; то и мы, которых Бог возродил словом Своим в упованье жизни вечной, должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ). Но если кто, имея достаток в мире, как сказано, и видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, то как пребывает в том любовь Божия ( 1Ин.3:17 )? Также, в ком нет и сожаления к согрешающему брату, в том нет и начатка жизни духовной, нет и признака жизни Божией, как говорит и слово истины: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ,). Как мертвый не может уже любить ни живых, ни мертвых, так и мертвые духом никого уже не любят духовною любовью, – Божественною и вечною. Посему брат мой, если есть в тебе еще искра любви Христовой, и ты имеешь в себе дыхание жизни вечной, иначе сказать, если ты хотя немного заботишься о жизни будущего века, то и позаботься, прошу тебя, и о спасении жизни погибающего брата. Не говори: какое мне дело до него – не будь подобен братоубийцу Каину, который отвечал: разве я сторож брату моему? Хотя ты и не сторож его, и не пастырь, поставленный на страже у стада Христова, – однако ж должен беречь погибающего, потому что он брат тебе. Что же касается того, что будто не должно навлекать на себя вражду брата за обличение и исправление его, то пусть Златоуст скажет тебе: «кто хочет исправить друга, тот не навлекает на себя ненависти напрасно, но делает это для достижения венцов небесных». Если ты и думать не хочешь о награде, которая подается от Бога за спасение ближнего, то пусть убедит тебя и склонит к состраданию хотя сия ветхозаветная заповедь Господня: когда увидишь заблудшего или упадшего осла, хотя бы он и врагу принадлежал, не оставляй его, но подними и приведи к хозяину его ( Исх.23:4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: “Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь” ( Ис.21:11-12 ). Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти. Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет “Зарей таинственного дне”. Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел. Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. “Ночь прошла…” — говорит святой апостол Павел ( Рим.13:12 ). Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: “Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтовы слышите, и не слышали” ( Мф.13:16-17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010