Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! У меня немного нестандартный вопрос. Подскажите, пожалуйста, почему в молитвах используется церковнославянская форма двойственного числа " наша " ? Например, в " Отче наш " мы видим " и остави нам долги наша " или в " Молитвы на сон грядущий " (извините, не знаю точного названия) " и спаси, боже, души наша " . Там, конечно, изначально был юс малый, который в древнерусском читался как " я " , а в старославянском как " ен " (нашя/нашен). Так кто является вторым человеком в молитве? Почему двойственное (я + 1), а не множественное число (мы в значении 3+ человека)? Спасибо за ответ! 2 Ответа На занятиях по церковнославянскому языку в семинарии нам специально объясняли, что это не двойственное число, а особый признак косвенного падежа. Так (или ударением, или написанием букв есть и омега) иногда делается в ЦСЯ (в редакции после Никоновской справы) для отличия родительного или винительного падежа от множественного числа. Ср. ударение в первом слове в " Иже херувимы " . Обратите внимание, в молитве Господней слово " наша " оканчивается не на букву аз, как должно быть при двойственном числе, а на юс малый (я). Склонение местоимения " нашъ " в множественном числе, в винительном падеже указывает на одинаковое построение слова для женского и мужского рода. В окончании используется " юс малый " , читается как " я " ,  который в современной транскрипции обычно обозначается через " а " . В тексте на славянском эти различия хорошо видны, и позволяют сразу понять о значении слова. См. ниже табл. склонения для муж. жен. и ср. рода В тексте молитв не двойственное, но множественное число Спасибо большое за ответы! Еще раз посмотрела молитвы и увидела, что это юс, а не аз. Подскажите, то есть сейчас (очень часто такое вижу в массовой культуре) говорят/пишут «наша» только из-за благозвучия? Так как нашя/нашен для русскоязычного человека будет звучать странно. В целом, всё звучание руссифицировано. Например, «е» и «ять» сейчас читаем и произносим одинаково, как «йеэ». Но всё-таки в славянском «е» звучало как умягчённое «э», а «ять» как «йеэ».

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-molitv...

Они могли бы застрять и в других городах, но на каком языке они бы делились бы своим восторгом с местным населением, обморочно закатывающим глаза при виде латинских букв? Да, вот теперь эти испанцы начнут изучать кириллицу и русский, но свободно общаться на нем они смогут только через несколько лет. Английский надо рассматривать стратегически, как мостик между культурами. А не как страшное унижение страны. Гордыня мать грехов и несчастий любого этноса. Валентина 17 апреля 2019, 21:20 Спаси Господи,Александр! Очень люблю Небуг! Отдыхаем почти каждый год в Небуге! Мы из Волгограда. Очень рады,что возрождается храм! Обязательно будем на службе летом! Помоги Господи! Ирина 17 апреля 2019, 14:17 Низкий поклон и благодарность автору рассказа за глубокие мысли, особенно важные в разрезе сегодняшнего времени. Полностью согласна, что необходимо размышлять над тенденциями, которые происходят сейчас. Глубина и красота мысли просто поражают ! И да! Печально смотреть как нашу великую Россию заполоняют бесконечные английские надписи и объявления. А люди забыв о красоте Божественного мира, уткнулись в телефоны. Спасибо автору за красочное описание праздничной службы и богатую пищу для размышления. Низкий поклон Вам ! mila 17 апреля 2019, 05:57 низкий поклон автору я постоянно борюсь с собой мне всё с 1го взгляда видится плохое но Слава Господу Иисусу Христу что сразу спохватываюсь и оправываю людей что как бы возмутили меня а на самом деле это моя вина это я со своей колокольни не то, совсем не то усмотрела, а смотреть надо не на одежду в прямо в душу человека тогда и чисто все и красиво так учат нас отцы наши святые но вот тату никак не могу полюбить и объяснить себе чтобы не осудить помоги мне Господи Дмитрий 17 апреля 2019, 00:26 Касаемо английского языка в общественном транспорте, можно попробовать об этом размышлять так. Есть иностранцы, которые приезжают в Россию и не знают русский язык. Им надо добраться из пункта А в пункт Б. Очень мало людей говорит по-английски и поэтому весьма вероятно они не встретят того, кто им сможет помочь.

http://pravoslavie.ru/120606.html

Праведный Симеон обрадовался такому голосу с неба, оставил пророчество неизменным и возблагодарил Бога за то, что сподобит Он его дожить [до грядущих времен] и увидеть Обетованного [Мессию]. Когда Младенец Иисус был принесен Девой Марией в Иерусалимский храм, Дух Божий уведомил о сем Симеона, достигшего глобочайшей старости и седого, как лунь (в серб. букв:, белого, как лебедь. – Пер.). Симеон поспешно пришел в храм и узнал там и Деву, и Младенца – по свету, ореолом сияющему вокруг их голов. Радостный старец взял Христа на руки и обратился с молитвой к Богу, чтобы отпустил Он его теперь из этой жизни: Ныне отпущаешираба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему... яко видеста очи мои спасение Твое ... Тут оказалась и Анна пророчица, дочь Фануилова, которая тоже узнала Мессию и возвестила о Нем народу. Анне тогда было 84 года. Вскоре после этого святой Симеон преставился. Сей праведный старец Симеон считается защитником младенцев [в серб, букв: малых детей. – Ред.]. Молитва о младенце О Господи могучий, помилуй и спаси! И огонек сей нежный смертью не угаси! Дитя – как искорка свечи прекрасной, А бури – и для звезд ужасны. Огонь немощной под теплым пеплом кроется, А под Твоей рукой – детские души покоятся, Воды вздымаются, желая дитя потопить, Смири их неистовство, не дай им огонь угасить. Спаси его, Господи, миром Твоим заступи, Избавь от погибели, в Духе Благом укрепи! Пророк, царь Давид Тебе сердцем молился, И зов его факелом светлым горе возносился. Но что сей младенец в сравнении с тем исполином? – Нежнейшая лань на земле, наполненной рыком звериным; помыслов буйных нещадно борима везде, От чуждых наветов – трепещет, как лист на воде. Дитяти рассудок скорбит и не знает покоя, Любой ветер злобы его расслабляет и колет. И светлое пламя задуть норовит постоянно, Но сила Твоя охраняет его неустанно. О Господи могучий, помилуй и спаси! И огонек сей нежный смертью не угаси! – Молитвами славного старца сего Симеона, Богоприимца, ликующего в оном. 2. Свв. мученики Адриан и Еввул .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 См. Именины (Определитель именин) 2 Яко аз – ибо я. 3 Прибегаю – обращаюсь, прибегаю за помощью. Песнь Пресвятой Богородице Богородице Дево, радуйся 1 , Благодатная 2 Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах 3 и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси 4 душ наших. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою ; благословенна Ты в женах – см. ( Лк.1:28 ) – слова Архангела Деве Марии. Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – см. ( Лк.1:42 ) – слова праведной Елизаветы. 1 Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия. 2 Благодатная – исполненная благодати Божией; букв. облагодатствованная. 3 В женах – среди женщин. 4 Яко Спаса родила еси – ибо Ты родила Спасителя. Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя 1 , и благослови достояние Твое 2 , победы на сопротивныя 3 даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство 4 . 1 Люди Твоя – людей Твоих, народ Твой. 2 Достояние Твое – букв. – наследие Твое (т.е. верующих). 3 На сопротивныя – над врагами, противниками. 4 Твое сохраняя Крестом Твоим жительство – силой Твоего Креста сохраняя Твой народ, православных христиан ( здесь жительство в значении жителей ). Молитва о живых Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан. Молитва об усопших 1 Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. 1 О усопших – об умерших (о почивших). Умершие называются «усопшими», потому что они некогда встанут из гробов (как бы ото сна), воскреснут. Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник: О живых Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utr...

С тех пор как на небе солнце и звёзды, а на земле люди и народы, божественное всегда ставилось выше человеческого. Слово Божие ценилось дороже всех изречений всех вкупе людей, и Божия заповедь значила больше, нежели все уставы и предписания всех людей, сколько ни есть их на свете. Божии догматы веры и нормы поведения твёрдо стояли пред очами человеческими, как неподвижные звёзды на небосводе. Пока Европа пребывала в здравом рассудке, эти догматы озаряли ей путь, как небесные светила, в частности: догмат о едином живом Боге, а также о троичности единого вечного Божества, тройственного в Лицах и единого в сущности; затем догмат о Боге, явившемся во плоти и рождённом от Пречистой Девы Марии; и догмат о страданиях Сына Божия и Мессии, и о Его смерти и Воскресении, и о Его повторном пришествии при скончании времён, и о всеобщем воскресении мёртвых и о Страшном Суде, – все эти и прочие догматы веры были сродни чистым и прозрачным истокам, из которых проистекали реки людских нравов: реки целомудрия и честности, реки смирения и милосердия, реки доброты и любви, реки мужества и терпения, реки добровольной смерти и самопожертвования за Христа и своих ближних. Но явились многие люди – не от Бога, а от Божия противника – чтобы с потемнённым разумом сеять в Европе другое учение. И произросли плевелы, своими ядоносными испарениями заглушающие в европейце всё божественное и человеческое. Остаётся в нём одно только зверское, скотское и бренное [букв.: земляное. – Пер.]. Сербский народ, тысячу лет тому назад дышавший Божиими догматами и ради сих небесных истин отдавший миллионы человеческих жертв, не смел следовать за каменщиками европейской Вавилонской башни. Но если уж дал себя увлечь, то почему тогда жалуется, что эта башня обрушилась на него и придавила его так, что едва не испустил он дух. Аминь. LXVI. Молитва небесной иерархии (Собору Всех Святых) Пресвятая Богородице, спаси нас. Пресвятая Богородице, спаси нас. Пресвятая Богородице, спаси нас. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави нас, грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пространное житие святого было переведено на слав. язык к кон. XI в. В XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского переведено краткое житие. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь перевели на слав. язык в составе Стишного Пролога (видимо, перевод выполнили сербы на Афоне). В XVI в. пространное житие вошло в состав ВМЧ под 14 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 478-481). Для паломников, приходящих за наставлением, А. слагал «тропари из двух или трех фраз (τροπρια π δο ητν τριν), весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» (PG. 114. Col. 1416A). На совершаемых преподобным παννυχς (букв. - панихидах ) от 3-го до 6-го часа молящиеся неск. раз повторяли 1, 2, 3-й и т. д. тропари, затем А. пел песнь 3 вавилонских отроков , а народ отвечал припевом: «Пойте и превозносите Его во веки»; после говорилось поучение. Тропари А.: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимоидет: Спасе, благодарим Тя»; «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»; «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»; «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых» (пер. В. В. Василика). Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего из Псалтири ), они содержат реминисценции на символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме они ориентированы на семитскую поэзию: тропари состоят из 2 частей - эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определенной метрической урегулированностью, насыщены риторическими приемами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны А.- характерный образец христ. поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций. Тропари А. имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V-VI вв.) и в метризованных гомилиях прп. Ефрема Сирина .

http://pravenc.ru/text/62824.html

Скажем об золотых изображениях. Золотые изображения Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, некоторых мучеников, например, мученицы Агнии, и разных событий из священной истории Ветхого и Нового Заветов, сохранились до нашего времени на стеклянных или, точнее, в стеклянных сосудах (чашах), из которых немало несомненно относится к третьему веку. Художник растягивал на круглой стеклянной пластинке, покрытой клейким составом, тонкий листок золота и на нем чертил или, лучше сказать, резал насквозь каким-нибудь металлическим острием линии представляемых предметов или буквы надписи, отбрасывая от листка все лишние незанятые изображением части, потом стеклянную пластинку припаивал к донышку чаши. Таким образом золотое изображение помещалось между двумя слоями стекла. Некоторые из этих чаш были употребляемы при богослужении, при совершении таинств; во многих из них хранилась кровь мучеников. Наиболее замечательное собрание таких чаш находится в Ватиканской библиотеке в Риме; есть собрания их и в других городах: Лондон, Париж, Неаполь и у некоторых частных лиц 46 . Потребность в священных изображениях для первых христиан так была сильна, что они, опасаясь выдать себя и иконы язычникам, часто довольствовались символическими, то есть, условными изображениями. Так, кроме изображения Спасителя под видом Доброго Пастыря, весьма также распространено было изображение Его под видом рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из 5 букв, заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом или образом Христа, Крещающего водою и дающего Плоть Свою в снеде, то есть, была символом таинств Крещения и Причащения. Древнейшее их многих изображений сего рода находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку; над рыбою поставлена корзина с хлебами, чем яснее выражается таинство Причащения. На рыбе делались надписи, сокращенные и таинственные, которые в русском переводе могут быть выражены так: И. X. Б. С. С. живых, другая: И. X. Б. С. С. спаси; первая означала, Иисус Христос Божий Сын Спаситель живых (то есть, христиан), а другая: Иисус Христос Божий Сын Спаситель спаси 47 . Иногда металлическое изображение рыбы носилось на шее вместо креста и тогда на месте глаз ее делалось отверстие. Это делалось потому, что ношение креста могло выдать носящего язычникам 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Литургия оглашенных – вторая часть литургии, на которой могут присутствовать оглашенные, т. с. готовящиеся к причащению и кающиеся в грехах, отлученные от причащения. Мантия – черная верхняя одежда без рукавов, которую носят монашествующие православной церкви. Цветная мантия – архиерейская. Митра – головной убор в облачении высшего христианского духовенства; у православных – круглой формы, нередко из драгоценных металлов, украшенный жемчугом, драгоценными камнями, эмалью. Митрополит (греч. metropolites – человек из главного города) – священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии; титул присваивается за особые заслуги перед церковью. Мощи – останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и служащие предметом почитания. Каждый храм имеет частицу мощей какого-либо святого, зашиваемую в антиминс (см.). Омофор (греч. букв, «плечо ношу») – священническое облачение в виде широкой ленты (с изображениями креста), носимой на плечах; знак отличия архиерея. Осанна (свр.: Помоги нам! Спаси!) – молитвенное восклицание на богослужениях. Этим криком народ приветствовал Иисуса Христа, когда Он торжественно въезжал в Иерусалим. Панагия (греч. пресвятая, церковный эпитет Богородицы) – 1) в православии маленькая иконка с изображением Богородицы, нагрудный знак архиерейского достоинства; 2) просфора в честь Богоматери, которая употребляется в числе пяти служебных просфор на таинстве причащения. Панихида (греч. всенощная) – заупокойная церковная служба, богослужение, совершаемое над умершим, а также в годовщину его смерти. Параклет (греч. утешитель) – в Евангелии от Иоанна эпитет Святого Духа, третьего лица Троицы. Параман, аналав – принадлежность монашеского одеяния из двойных перевязей крестовидной формы (символизирует тот крест, который берет на себя инок, чтобы следовать за Христом). Параэкклезиарх – находящийся при экклезиархе (см.), его помощник. Патерик (лат. pater– отец) – отечник; в православной церковной литературе – сборник жизнеописаний подвижничества монахов.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

—В воскресных школах самым маленьким детям порой преподносят Закон Божий как сказку. Появляется все больше мультфильмов, рассказывающих в такой форме о праздниках и святых. Дошкольникам так понятнее и интереснее, но бывает, что дети взрослеют, а Евангелие так и остается в их сознании сказкой. Как этого избежать? —Я согласен с Вами: для многих Евангелие так и остается чем-то вроде сказки. Ужас нашей церковной ситуации в том, что сказками по христианским сюжетам кормят как семилетних детей, так и взрослых людей, тогда как им нужно давать уже совершенно другую пищу. Это порождает в думающих людях внутренний кризис. Они могут считать, что в христианстве всё несерьезно, всё сказки да выдумки… Поэтому лично для себя я выбрал такую методику: честно рассказывать людям об исследованиях в области Священного Писания и Предания, учить их не стесняться задавать откровенные вопросы, не бояться проверять христианскую доктрину на прочность, в свете научных исследований. Когда я только поступил в духовную семинарию, я прочитал замечательное высказывание Фрэнсиса Бекона: «Малые знания удаляют от Бога; большие знания — приближают к Богу». Я много думал над этими словами и все время нахожу подтверждение их правоты. Никакие исследования, никакие находки не могут поколебать нашу веру. Напротив, они помогут освободиться ей от шелухи, от мифологического, исторически-культурно обусловленного второстепенного элемента и засиять очищенной во всем своем великолепии. Фото из архива протоиерея Константина Пархоменко Газета «Православная вера» 01 (573) скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 24 января 2017, 17:57 До сих пор читаю замечательную книгу отца Константина Дневник священника, Жизнь, написанная от руки. Читаю и перечитываю. Достаточно честная книга. Спаси Господь отца Константина. А к проблеме Воскресных школ замечу: мне бы очень хотелось, что в таких школах всегда была беседа со священником. А также помогали детям понимать церковно-славянский язык Богослужения ( хотя бы начинать с рисунка красивых букв) и Литургии. Проблемы ухода из Церкви детей - недостаточное общение с батюшкой и тотальное непонимание смыслов языка и Литургии, как следствие.

http://pravoslavie.ru/100420.html

Поминовение в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи назначено при Екатерине II. Отчего произошел обычай поминать умерших во вторник Фоминой недели? Обычай этот произошел, вероятно, оттого, что христиане после Святой седмицы спешили на могилы своих ближних, чтобы помолиться там за них, спешили с радостною вестью о воскресении Христовом. От этого и самое поминовение в этот день называется Радоницею. Последование водоосвящения Что за богослужение – последование водоосвящения? Это такое богослужение, когда священник освящает воду положенными для того молитвами и погружением в нее святого креста. С какою целью совершается водоосвящение? Освященною водою обыкновенно окропляются и сами верующие, и дома их, и другие предметы; ее пьют – для освящения и здоровья. О чем молятся при водоосвящении? О том, чтобы Дух Святой сошел на воду, освятили сделал ее целебною для нашей души и тела Последование молебна Что за богослужение – последование молебна? Это такое богослужение, которое совершается: 1) для прославления Господа и святых Его; 2) для испрошения им помощи в нуждах; 3) для благодарения за помощь. Молебен – это сокращение утрени. На молебне, как и на праздничной утрене, поется канон с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святый (имя его), моли Бога о нас» – и читается Евангелие. Акафист Что за моление, называемое акафистом? Это моление ко Господу и святым Его, составленное особенным образом. Акафист всегда состоит из двадцати четырех отделов, по числу букв греческой азбуки. Слово «акафист» греческое и значит «несидение», то есть такое моление, во время которого не сидят, а стоят. В акафисте мы читаем или слышим следующие моления. Иисусу Христу: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»; Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная»; святителю Николаю: «Радуйся, Николае, великий чудотворче». Как должно вести себя во время богослужения 1. Должно приходить в храм к началу богослужения. 2. Входя в храм, не должно стучать обувью, топать. Стуком при ходьбе по храму нарушается молитва других, заглушается чтение, выражается невнимательность к святому месту.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010