Поэтому, братия мои, мы должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, – а все, по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели. Да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени ( Иак. 1:4 ), говорит святой апостол Иаков. Будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ), говорит Господь в Евангелии. Когда богатый юноша-начальник удалился от Господа с печалию, и Господь сказал, что трудно войти уповающим на богатство в царство небесное, то ученики Господни спросили с удивлением своего Учителя: кто же может спастись? Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу. Это значит, что Бог может благодатию Своею смягчить и уврачевать и сердце любостяжательного богатого, просветить очи сердечные, ослепленные корыстию, убедительно представить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богатства и вечность, несравненную красоту и сладость благ небесного царствия, которые он может получить взамен земных благ, – и невозможное сделается для него возможным, – он будет щедро подавать милостыню нищим, коих прежде пренебрегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу, и таким образом удостоится жизни вечной. Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением и пояснением, развитием евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и всепрощение, и главу и корень всех добродетелей – любовь. Оно читается так: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол. 3:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Спаситель говорил Своим ученикам, что нужно быть смиренными, как дети, и хотя Он не сказал " малыми " , но сам строй речи, образы, которые Он приводил в пример, указывают именно на это. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: " Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф.18:2-3). Дети, как существа почитающие себя ничтожными, ничего не значащими, не претендующими ни на что в обычной человеческой жизни, ставятся нам в пример. И отнюдь не в отношении ума, потому что апостол Павел говорит: " На злое будьте дети, а на доброе разумны " (1Кор.14:20). Но кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве небесном (Мф.18:4), т.е. мы должны к другим людям относиться внимательно, о себе же думать как о существах ничтожных, а не так, как у нас обычно бывает: себя мы почитаем людьми значительными, а другими пренебрегаем. Некоторые скажут, что к ним это не относится: они себя, мол, великими отнюдь не считают и величаться им нечем, ничего особенного из себя они не представляют ни в отношении своих способностей, ни в отношении своего положения в обществе, ни в отношении своей нравственности - они самые заурядные и ничтожные люди. Вроде бы эти люди правы, вроде бы они действительно так о себе думают. Однако когда доходит до дела - мы всегда предпочитаем себя другим людям. Даже в самых простых вещах: допустим, считаем себя более достойными беззаботного времяпрепровождения, более достойными комфорта, всяких удобств, всего того, что составляет " мелочи " человеческой жизни, без чего человек не может жить. И когда встает выбор: уступить ближнему или приобрести что-то для себя, - то мы всегда предпочитаем себя. Вот и получается, что на самом деле мы отнюдь не почитаем себя малыми, но думаем о себе в данной конкретной ситуации, в ситуации опять же ничтожной, как бы незаметной и обыкновенной, что мы большие, чем тот или иной наш ближний, с которым мы поневоле соперничаем. И таким образом, ясно, что мы мним себя людьми великими. Пусть даже мы не считаем себя образованными или умными, но всегда - более достойными земных благ, чем те люди, которые также на них претендуют, и никогда мы не уступим. А если чем-нибудь мы и поделимся с ближними, то только в том случае, если у нас этих благ с избытком, если мы сами не потерпим никакого ущерба. Итак, мы всегда предпочитаем себя нашему ближнему, а должно быть наоборот. На самом деле мы не считаем себя малейшими, хотя сами себе и кажемся если уж не смиренными, то по крайней мере людьми ничего особенного о себе не думающими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так, имя Твое, ранее известное Израилю лишь по названию (ибо Ты Сам, Господи, Моисею сказал: «Вот Имя Мое на веки... «Я есмь СУЩИЙ» (Исх.З:14), потом пришедшим в мир Иисусом открывается во всей полноте Любви Твоей большой. И имя Твое – «Слово Божие» ( Апок.19:13 ) – с той поры становится явным всему миру. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). «С нами Бог ! С нами Господь Иисус Христос». «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). «И будет, – говорит пророк Иоиль, – всякий, кто призовет имя Господне спасется» ( Иоил.2:32 ). Сам Спаситель говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам... Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). Станем же смиренно просить у Господа Бога помилования и прощения своих прежних грехов. Станем в молитвах призывать имя Спасителя Христа, дабы научиться жить в благочестии и чистоте, с любовью исполнять волю Божию и спасаться. Аминь. 9.1. 1963 г. (Москва) Господи! Ты – Вселюбовь. Мы же доселе – по недостатку любви – не познаем Тебя, как должно; хотя наглядность Твоей любви к тварному миру зримо свидетельствуется голгофским крестом, на котором Сын Твой, Господь наш Иисус Христос принес Себя в жертву за спасение мира, во искупление грехов наших. Господи! Ты – един Свят; Ты – Свет миру, Ты – Истина, Ты – Жизнь, Ты – Любовь,... Ты – СУЩИЙ, «Имже вся быша». Ты открываешься миру под всеми этими именами ради нас, дабы хоть как-то уразумели Твою святость, Твое совершенство, Твою благость, Твою любовь, Твою премудрость, Твое всемогущество, Твою жизнь и всю непостижимость Твоей Божественной Сущности. Господи, Боже Вседержителю! Ты – «един и имя Твое едино ( Зах.14:9 ) – СУЩИЙ! Свято и страшно имя Твое, Господи!» ( Пс.110:9 ). Сознавая греховность свою, свою ничтожность пред святостью Твоею и величеством Твоим, я ныне умоляю Тебя, Господи, любовью вечною всех любящего: Господи Боже наш! Во имя Господа нашего Иисуса Христа помилуй меня и прости. Воспламени во мне любовь твою, дабы испепелились ею мои прошлые грехи и я очистился от нечистоты и смиренно стал шествовать по спасительному пути к жизни вечной в единении с Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Христос всегда отклонял от Себя всяческие почести, запрещая бесам, которых изгонял, разглашать то, что Он Сын Божий, запрещая исцеленным рассказывать о чуде исцелений. Но теперь пришло время открыть людям Его достоинство как Христа, и вход в Иерусалим имел целью именно это: объявить всем о пришествии Мессии. Однако Он пришел не для того, чтобы стать земным царем или поставить народ израильский превыше всех других народов, хотя именно такого царя ожидали иудеи. Царство Христово не от мира сего, и слава Его не могла иметь ничего общего с триумфальной мишурой земных царей. Он появляется в Иерусалиме в, казалось бы, бедном и смиренном виде. Нет великолепных коней, нет колесниц, нет никакого внешнего блеска. Но всякая слава земная ничтожна и исчезает, как дым. Однако есть другая слава, неизмеримо более высокая, – слава доблестного смирения, кротости, добродетели, ибо эти великие духовные качества неизмеримо выше всех внешних атрибутов силы и власти. Царство Христово не от мира сего, и слава Его должна была быть иной, надмирной, Божественной. И эту славу стяжал Он в Своем смиренном шествии. Он сидел на осле не гордо подняв голову, а низко опустив ее и орошая Свои святые ланиты потоками слез. Он открылся народу израильскому как смиренный и страдающий Мессия, тихий и кроткий, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис. 42, 3 ). О чем Он плакал? Об этом мы узнаем из Его собственных слов: «Иерусалим, Иерусалим! О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» ( Лк. 19, 4 ). О, если бы ты узнал, что именно Я тот Мессия, Который пришел спасти тебя, что Я Царь твой – не земной, а Небесный! Господь знал, что должен будет претерпеть народ, который отвергнет Его. Он знал, что придут войска и обложат Иерусалим окопами, подвергнут его неописуемым ужасам осады, что город будет разрушен, и не останется в нем камня на камне, и храм Иерусалимский будет разрушен, чтобы никогда не быть восстановленным. О, если бы Иерусалим знал, что служит к спасению его!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Эта краткая песнь, представляющая выражение смиренного сознания своего недостоинства пред Господом и тихой преданности Его благому Промыслу, составляет как бы перифраз ответа Давидова на упреки Мелхолы. «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-либо пустой человек»! говорила Мелхола. В ответ на это Давид высказывает ей, что пред Господом достоинство и слава не в гордом самовозвышении пред низшими себя людьми, но в смиренном сознании своего недостоинства пред Ним и в самоуничижении; ибо Господь унижает гордых и надменных, как унизил отца ее Саула, и возвышает смиренных, как и возвысил его, поставив вождем народа Своего, Израиля; потому он не ищет иной чести пред Господом, кроме той, которая состоит в смирении и унижении себя в глазах своих, чтобы не надмеваться и пред последним из рабов своих. «Пред Господом играть и плясать буду. И я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и со служанками, о которых ты говоришь, – с ними я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Тоже самое, хотя и другими словами, в Пс. 130 исповедует псалмопевец пред Господом, преподавая урок подражания народу своему Израилю: «Господи! Не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои, и я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Истинно, я покоен и тих душою моею, как отнятое от груди дитя подле матери своей, как дитя, отнятое от груди, душа моя во мне 707 » (ст.1–2), т.е. в смиренной и всецелой преданности Господу и в чувстве общения с Ним находит полное свое довольство и не знает мучительных стремлений самолюбия и честолюбия, которые испытывают люди гордые и надменные. Те же чувства смиренного упования и преданности Господу внушает он к народу своему, Израилю, предостерегая его от гордого самомнения, в сознании своего собственного призвания или своего могущества и славы пред другими народами: «Да уповает Израиль на Господа, отныне и во век» (ст. 3). – Впрочем надобно заметить, что указанные обстоятельства представляют не единственный случай в жизни Давида, который мог послужить ему поводом к написанию рассматриваемого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

12:13 ). Но посмотрим на Виновника этих излияний любви – Господа Иисуса Христа. Нет и следов радости на Его низко поникшем челе, и слезы одна за другой капают из Его пречистых и пресветлых очей. О Господи наш, Господи! О чем Ты плачешь? О чем Ты скорбишь? Нам, мелким и грешным людям, невозможно это понять, а перед Твоим всеведущим взором уже открывается страшный путь на Голгофу. Твои уши уже слышат, как этот народ, поющий теперь «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!», через несколько дней будет вопить перед Понтием Пилатом: «Распни, распни Его!» ( Ин. 19:6 ). Перед Твоим Божественным всеведением раскрываются неописуемые ужасы осады и разрушения Иерусалима через 37 лет, и Ты думаешь про Себя: «…О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19:42-44 ). О вы, братия и сестры, слушающие скорбную речь мою, неужели и ваши глаза не затуманены слезами? Неужели не понимаете, как ничтожна слава человеческая, как бессмысленно искать и домогаться ее? Как важно для всех нас, взирая на плачущего при воздаваемой Ему славе Иисуса, подумать о том, что близится и для нас час смерти, и как нужно готовиться к нему пересмотром всей жизни своей и неустанным покаянием во множестве грехов своих. Как важно, чтобы страшный глас трубы Архангела заставил нас не содрогнуться в трепете и ужасе, а восклониться и поднять головы свои, когда великий Судия мира, ныне смиренно едущий на осленке в Иерусалим, придет в великой и страшной славе с бесчисленным воинством небесным судить всех нас, судить весь мир. Божья верба. Александра Ишимова Тихие вешние сумерки… Еще на закате небо светлеет, но на улицах темно. Медленно движутся огоньки горящих свечек в руках богомольцев, возвращающихся от всенощной.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

15 . Ибо так говорить Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. „На престоле высоком и превознесенном“ видит пророк Господа в видении VI главы 1726 . „Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь“. Так писал Апостол Павел к Тимофею 1727 . Слова человеческие не могут выразить того величия, которое принадлежит Богу, и той ничтожности, которая есть удел создания в отношении к его Творцу. Это-бездна, через которую перекидывает мост бесконечная любовь Божия, явленная в искуплении человечества и в предшествующих ему пророчествах, в числе которых надо обратить особое внимание на явленные человеку священные имена Божии. Вечно Живущий: это святейшее имя равносильно священному имени Иегова (Иахве). Он Единый Разум, сотворивший вселенную, есть и единый вечно живущий: в Нем Едином была, есть и будет жизнь. „Он истинно, вечно и неизменяемо Себе подобен и остается неизменяемым в вечности“ 1728 . Святый имя Его. „Святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш“ 1729 говорил Господь через Моисея Израилю. В видении VI главы Исаии Ангелы восклицают это святое имя, повторяя три раза слово Свят, как откровение о поклонении Богу во Святой Троице. И, как мы видели во вступлении в этот том. (См. главу V вступления), пророк Исаия особенно часто повторяет имя Господа Святый, с прибавлением Израилев. И действительно в ветхозаветном периоде, когда вся земля погружена была во мрак язычества, понятия об истинном Боге сохранились только среди Израиля. Так, в славословии XII главы, которым кончается первый отдел книги пророка Исаии, он восклицает „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Ивраилев“. В главе XLI, 14, в которой продолжается утешение Израилю начинающееся с XL главы, пророк говорит: „не бойся червь Иаков.... Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

17 . Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него. 18 . Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Мы заметим, что, – согласно с указанием комментаторов Спб. Дух. Академии (стр. 681)-слово: острова в ст. 15 не географический термин, а означает, как в Быт. 10:5 1341 обособленные и разъединенные племена, из которых состоял человеческий мир не только в доисторические времена, но даже до Христианства, которое указало на общую связь всех племен и людей в любви, внесенной в мир Богочеловеком. В стихе 16-м представляется мысленным очам гигантский костер из всех дерев Ливанского горного кряжа, на который были бы возложены во всесожжение все животные, живущие в его дебрях. Но и такое всесожжение, которого не может совершить человек, – и оно разве могло бы быть достойным неизмеримого величия Божия? В стихе 17, как в 15, повторяется мысль о ничтожестве народов перед Творцом (ср. гл. X). Но нам Христианам открыто, что душа каждого человека, если только она смиренна, не забыта пред милосердием Божиим. Народы и люди, считающиеся великими и сильными, ничтожны, но каждой душе человеческой хочет Бог даровать спасение ради Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа 1342 . 16-й стих связует все предыдущее с обличением в идолопоклонстве, о котором пророк говорит в следующих стихах. Если душе человеческой по милости Творца ее дана возможность и радость подняться к пониманию Его величия, познаваемого не только из величия и красоты творения, но и из откровений, дарованных Израилю, то чем же можно объяснить, как не безумием, появление в среде его идолопоклонства? Что вы делаете? как бы говорит пророк Израилю: 19 . Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом, и приделывает серебряные цепочки. 20 . А кто беден дли такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Послание Иеремии, весьма интересное во многих отношениях, очень наглядно рисует культ идолов и те выгоды, которые из него извлекали жрецы 1343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19 ст. И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Благодаря такому упорному следованию своим заблуждениям, лжеучители дошли до того, что Христос у них отошел на второй план, они отпали от Христа, Он уже не был для них Главой, которая управляет всем телом Церкви, в которой верующие составами и связами будучи соединяемы и скрепляемы, т. е. объединяемые единством веры, священноначалия и благодатным, действием св. Духа в таинствах растут возрастом Божиим, т. е. живя согласно воле Божией, приходят в меру полного возраста Христова ( Еф. 4, 13 ) и пребывая в разумном и сознательном единении с Ним, как своей главой и началовождем спасения нашего, содевают свое спасение. Этого-то благодатного общения со Христом, а чрез Него и спасения, отвергшиеся Христа лжеучители и лишались. 20 ст. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 ст. Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся. 22 ст. (что все истлевает от употребления), – по заповедям и учению человеческому? Но так как, видимо, Колоссяне увлекались более практической стороной учения лжеучителей, то апостол еще раз предостерегает их от этого увлечения. Если вы, говорит апостол, уверовав во Христа и крестившись, чрез это самое умерли для всего, что так влечет и манит к себе в этом мире, т. е. ради жизни во Христе умерли для всего греховного, плотяного в этом мире, то зачем вы слушаете лжеучителей и держитесь различного рода их постановлений и заповедей: того не прикасайся, того не ешь, того не дотрагивайся, как будто все эти запрещаемые предметы и в самом деле сами по себе имеют какую-то особую ценность и что-то значат сами по себе в деле достижения спасения. Не обращайте на эти стихии мира никакого внимания: все эти предметы ничтожны сами по себе, и вы должны стоять выше всех этих заповедей и учений лжеучителей. 23 ст. Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. В этом стихе апостол рассевает ту молву и славу о мудрости, смирении и воздержании, которыми надо думать, окружали себя лжеучители. Все это, говорит апостол, и их самовольное, самоизмышленное и оскорбительное для Бога служение ангелам, и их показное смирение и изнурение тела, чтобы иметь вид святости, и их рисовка тем, что они не считают нужным заботиться о насыщении плоти, т. е. о естественном удовлетворении потребностей тела 1 , их подчеркивание того, что у них тело не в чести (слав. перевод), – имеет только вид мудрости, тут истинного, ведущего действительно ко спасению, у лжеучителей нет ничего. Глава 3-я

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

25. Пришлец и чужой, иностранец и нищий, – похвала всех их есть страх Божий. 26. Не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца. 27. Князь, и господин, и судья пользуются почетом, но нет выше человека, боящегося Бога. 28. Разумному рабу служат и свободные, и умный человек, получая наставление, не ропщет. 29. Не мудрствуй, делая свое дело, и не будь горд во время нужды своей: 30. лучше тот, кто трудится и имеет избыток в средствах, чем тот, кто гордится, но нуждается в пропитании. 31. Сын мой! со смирением чти душу свою и давай пред нею ответ, в чем следует: 32. кто оправдает человека, который сам осуждает душу свою, и кто будет уважать презирающего свою душу? 33. Бывает бедняк, почитаемый за ум его, и бывает такой, которого почитают только за богатство; 34. кого почитают в бедности, тем более будут почитать в богатстве. и кого презирают в богатстве, – тем более в бедности.   Глава 11 1. Мудрость бедного вознесет главу его и посадит его среди князей. 2. Не хвали человека за красоту его и не гнушайся человеком из-за наружности его: 3. ничтожна между летающими пчела, а плод ее – лучшее из снедей. 4. Не смейся над одетым в рубище и не насмехайся над бедствующим: ибо дивны дела Господни, и скрыты от человека деяния Его. 5. Многие смиренные воссели на престол, и те, которые и на мысль не приходили, надели венец; 6. многие превознесенные были весьма унижены, и даже славные отданы были в руки других. 7. Прежде чем испытаешь, не порицай: сначала разузнай и потом делай выговор; 8. не давай ответа, прежде чем не выслушаешь, и во время чужого разговора не вмешивайся; 9. не горячись из-за того, что тебя не касается, и не выступай с речью в споре нечестивцев. Притчи сына Сирахова, составляющие конец 10 и начало 11 главы (10:22–11:9), можно объединить тою общею мыслью, что люди, ведущие благочестивую жизнь, «боящиеся Господа», стоят выше других людей, хотя бы и богатых и знатных. Здесь же помещены и другие притчи, не стоящие в тесной связи с этою общею мыслию, – напр., ο том, что не следует судить ο человеке по его наружности (11:2–3, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010