Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ [лат. Dionysius Exiguus] (ок. 470, М. Скифия - между 537 и 556, Рим или Сциллаций, совр. Скуиллаче, Калабрия), переводчик, богослов, пасхалист и канонист. Жизнь Единственным авторитетным источником сведений о жизни Д. М. помимо его сочинений является краткое сообщение Кассиодора ( Cassiod. De inst. div. lit. 23), согласно к-рому Д. М. был монахом, происходил из Скифии, однако по нраву был совершенный римлянин, прекрасно владел греческим и латынью, был весьма начитан в Свящ. Писании. Время переселения Д. М. в Рим точно неизвестно; предположительно это произошло при папе Анастасии II , т. е. ок. 496-498 гг., но не ранее кончины папы Геласия I († 496), так как сам Д. М. сообщает, что он не застал этого папу в живых (Praefatio ad Julianum presbyterum//PL. 67. Col. 231; см. также: Van Hove. P. 157-158). Вместе с Кассиодором Д. М. долгое время изучал диалектику, но затем употребил свои способности в церковной науке: он перевел с греч. языка на латынь церковно-канонические сборники (canones ecclesiastici), к-рые впосл. получили широкое распространение в Римской Церкви, а также догматические послания против несторианства , жития нек-рых святых и документы, связанные с вычислением времени празднования Пасхи. По словам Кассиодора, Д. М. мог сохранять подлинное христ. благочестие, не устраняясь от светской жизни и частого общения с разного рода людьми: «Он совмещал в себе простоту с великой мудростью, смирение с ученостью, соблюдение меры с даром красноречия, ни перед кем не превозносился, даже перед самыми последними рабами, хотя был удостоен чести беседовать с царями» ( Cassiod. De inst. div. lit. 23). Вероятно, за эти качества Д. М. и получил прозвание Exiguus (букв.- малый, ничтожный, смиренный). Д. М. был близко знаком с папой Гормиздом († 523) и мн. известными рим. церковными деятелями того времени (Praefatio ad Hormisdam papam//CCSL. Vol. 85. P. 51). Он также поддерживал связь с т.

http://pravenc.ru/text/178471.html

§3.4. Малый отпуст Все рассмотренные отпусты, как было сказано выше, произносятся на вечерне, на утрене и на литургии. А на так называемых часовых службах (то есть на повечерии, полунощнице и после 1-го часа, если перед ним произносился отпуст утрени) в течение всего года произносится малый отпуст: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот отпуст на воскрес­ном всенощном бдении после 1-го часа, а также на пасхальном часе и на всех часовых службах периода попразднства Святой Пасхи начинается словами «Воскресый из мертвых...». Следует заметить, что «Воскресый из мертвых…» – единственная вводная фраза, допустимая на малом отпусте; на Господские двунадесятые праздники и в периоды их попразднства малый отпуст произносится без вводной фразы. §4. Отпусты в период Великого поста В Великом посту на полунощнице полагается обычный малый отпуст. Также малый отпуст полагается всегда на малом повечерии. На великом повечерии же малый отпуст бывает только во все пятницы Святой Четыредесятницы вечером и накануне полиелейного праздника (см. Типикон, 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных»). Во всех остальных случаях в седмичные дни Великого поста отпустом великого повечерия служит молитва «Владыко Многомилостиве...», во время которой все молящиеся становятся на колени («нам же на землю приклоньшымся»; см. Типикон, глава 49-я, понедельник 1-й седмицы, «О часе девятом»). После 1-го часа, который следует непосредственно за утреней, полагается отпуст вседневной утрени, как он изложен в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...». Этот же отпуст произносится на изобразительных в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. После вечерни, если она совершается без литургии Преждеосвященных Даров, отпуст полагается также обычный вседневный, как он дан в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...», но с добавлением молитвенного призывания святого наступающего дня, то есть того, которому пелись стихиры на «Господи, воззвах…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола. При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора. Потом он надевает малый омофор, который значительно короче большого и обоими концами опускается на грудь. Но малый омофор не заменяет епитрахили. В полном облачении епископ одет во все иерейские одежды, в том числе и епитрахиль, которая лежит под саккосом, а на саккосе – омофор как знак высшей, по сравнению с иерейской, благодати. На великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в Царских Вратах Святые Дары как Самого Христа, идущего на вольную смерть. Во время совершения Таинства малый омофор опять одевают. После совершения Таинства, когда на престоле присутствует Сам Христос, омофор опять снимают. МАНТИЯ архиерейская – это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. В храме она снимается, так как архиерей облачается в богослужебные одеяния. Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но просторней и длиннее ее. Спереди мантии, вверху у плечей и внизу у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и изображениями крестов или с иконами внутри верхних прямоугольников. Эти нашитые платы называются скрижалями и знаменуют собой Ветхий и Новый Заветы, из которых епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия, ибо он – учитель Церкви. Учительскую благодать епископства символически изображают на мантии источники или струи – длинные нашивные ленты. Эти ленты пересекают мантию спереди в три ряда, по две полосы в каждом. Первый ряд проходит под верхними скрижалями, второй – в центре мантии, третий – над нижними скрижалями. Все ряды полос проходят по бокам мантии на спину, огибая мантию со всех сторон. Эти источники означают благодать учения, истекающую из Ветхого и Нового Заветов, и окружающую, покрывающую со всех сторон епископа. Цвета богослужебных облачений и их символика Основные цвета богослужебных облачений: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Каждый из этих цветов отображает духовное значение празднуемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После этого он потребовал к себе митрополита и упрекал его за то, что позволяет народу жить по-зверски: потребовал, чтоб митрополит собрал всех черногорцев и установил между ними общее и вечное примирение, чтоб они взаимно простили друг другу все обиды и впредь обиженный искал бы судом себе удовлетворения, а не мстил бы сам собою. 1 октября созвано было народное собрание; начинает говорить Марко Тамович из Майны, сопровождавший покойного епископа Василия в Россию, и уверяет, что Степан Малый – настоящий Петр III, которого он знал в Петербурге. Когда узнали о требованиях мнимого российского императора, то собрание согласилось на общее примирение до весны 1768 года, именно до нового собрания, назначенного на Юрьев день. Малый рассердился, узнав, что народ уклонился от вечного примирения, отложил решение с лишком на полгода. Он говорил старикам, объявившим ему решение собрания: «Кто у кого отнял жену, должен ее возвратить; прогнавший от себя жену и женившийся на другой должен принять первую и отослать вторую. Если таким образом учредите вы поступки ваши, то не будете оставлены от Бога и от российского двора». 8 октября созвано было новое собрание, где установили начало всеобщего и вечного замирения; все поклялись не возобновлять усобиц, выбрали воеводу Станишича, и старшины опять отправились в Майну объявить об этом Степану. На этот раз Малый встретил их во главе вооруженного отряда, с обнаженною саблею и благодарил за послушание его советам. Старшины пали на колена, величая его царем и умоляя открыться. Малый отвечал: «Услышите вы, черногорцы, и другие соседние народы глас Бога Вышнего и славу Св. Иерусалима. Я не сам собою пришел сюда, но послан от Бога, которого таков глас слышал: восстань, иди и трудись, я тебе помогать буду». В заключение Малый обещал сделать черногорцев счастливыми навсегда. С тех пор в церквах поминали императора Петра Феодоровича, супругу его Екатерину и наследника великого князя Павла Петровича. Владыка Савва признал Малого Петром III; потом, видя, что вся власть переходит от него к последнему, начал было противодействовать ему, но скоро опять примирился.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Останавливаются, наконец, на том, что малый рог, выросший на голове страшного зверя между десятью прежними рогами его по своей боговраждебной деятельности, по времени её продолжительности и по силе скорби, причинённой ею обществу Господню, изображается сходно с рогом, выросшим от одного из четырёх рогов козла и очевидно обозначающим собой Антиоха Епифана ( Дан.7:8, 11, 20, 22, 25,12:7 сн. с 8:10–14, 24, 11:31, 36, 12:11–12). Но тут при ближайшем рассмотрении дела сходство перевешивается несходством. Оба злейшие враги церкви, действительно, прежде всего, сходны в том, что оба представлены под одним и тем же символическим образом малого, постепенно до великой силы возрастающего рога. Но малый рог в видении 8 гл. (см. ст. 9) вырастает из одного от четырёх рогов козла, не нанося при этом никакого вреда другим рогам; тогда как малый рог 7 гл. (см. ст. 8) восходит между десятью рогами страшного зверя и при своём появлении уничтожает три рога из десяти рогов. Кроме того, малый рог 8 гл., как ветвь, выросшая из одного от четырёх рогов козла, не увеличивает собой числа рогов животного; тогда как малый рог 7 гл., выросший не из одного из рогов, а между сими рогами, увеличивает тем самым количество их до 11. Всё это такие разности, которые имеют не просто формальное, а чисто предметное значение и указывают на разность лиц, обозначаемых рогами. Кроме одинакового символического образа, сходство врагов 7 и 8 гл. ещё в том, что тот и другой ведут ожесточённую борьбу против народа Господня и против самого Господа. Но и здесь дело не обходится без существенного различия. По изображению 8 гл. (ст. 9–12, 23:25) долженствовавший выйти из александровой монархии дерзкий и хитрый царь сделается великим к югу, востоку и дорогой земле, т. е. усилится над Египтом, Вавилоном и Св. землёй, некоторую часть от воинства небесного (народа Господня) повергнет на землю, возвысится до князя небесного, прекратит постоянное при храме жертвоприношение и опустошит самый храм. Всё это, конечно, свидетельствует о высокой злобе и нечестии преследователя; но при всём том всё это – такого рода преступления, которые не в особенно высокой степени превышают преступления нечестивых царей иудейских Ахаза и Манассии, прекративших при храме истинное служение Иегове и вместо него установивших идолослужение. Гораздо далее и шире должна идти боговраждебная деятельность врага из четвёртой монархии. По изображению 7 гл. (ст. 8, 20:25), из четвёртой монархии имеющий явиться царь создаст своё царство через уничтожение трёх существующих царств; он будет говорить чрезмерные речи против Всевышнего, ставя себе как бы на одну степень с Ним, со святыми Всевышнего будет вести войны, будет побеждать их и как бы бог будет мыслить о том, чтобы изменить времена и закон, которые установил Господь и которые потому Один только и может изменить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Кроме указанного содержания, в Требнике находятся две дополнительные главы, составляющие как бы третью часть его. Первая глава содержит месяцеслов, вторая – сословие имен по алфавиту. Малый Требник Малый Требник содержит в себе извлечение из Большого Требника, сделанное для удобства иметь небольшую книгу при совершении треб, особенно тех треб, которые приходится совершать вне храма. В Малый Требник внесены такие чины, последования и молитвы, которые чаще других требуются в жизни христиан, в мире живущих, немонашествующих; поэтому содержание первой части Большого Требника, за исключением не очень многого, заключается и в Малом Требнике. Из второй же части Большого Требника в Малый Требник внесено менее, нежели из первой, именно в Малом Требнике содержатся: последования малого освящения воды и освящения воды святых Богоявлений; молитвы на благословение разной пищи; молитвы на освящение зданий и водохранилищ; молитвословия при освящении оскверненного; молитвы, читаемые при благословении над солию, сеянием и тому подобного; из Номоканона – «нужнейших правил изъявление». Оно короче, нежели в Большом Требнике. В Малом Требнике также печатается месяцеслов, Зрячая Пасхалия и то, чего нет в Большом Требнике позднейших изданий, например: «молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити вборзе страха ради смертнаго»; «канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного». Дополнительный Требник Дополнительный Требник содержит в себе чины молитвенные – освящения храма вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда и не вместе с освящением его, таковы: крест на храме, сосуды служебные, священные одежды, крест носимый на персях, иконы, иконостас, колокол; также содержит чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонного зелия и всякие вещи. Требник (малый) в двух частях Требник в двух частях содержит: во 1-х, все то, что находится в Малом Требнике; во 2-х, все, что заключается в Дополнительном Требнике; в 3-х, не многие молитвы из Большого Требника, именно: молитву на всякую немощь; чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страдает; молитву во еже устроити корабль. Чинопоследование соединяемым из иноверных в Православной Кафолической Восточной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И никто не получал одеяния великого образа, не приняв перед тем одеяния малого иноческого образа, как свидетельствуют жития святых отцов наших. Так, преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и Иоанн (Память 21 июля.) сначала облеклись в малый образ, а спустя некоторое время и в великий. И преподобный Стефан Новосиятель (Память 9 декабря.) тоже сначала облекся в малый образ. И святой Григорий, что родился на Крите (Память 5 января.), сделал так же. И святой Григорий Акраганский сказал: “Повелеваем проходящим монашеское житие не принимать схимы до третьего года”. И святой Симеон Метафраст говорит: “Подай мне дар очищения и новый иноческий образ великий, ибо первый я осквернил грехами”. И многие другие святые отцы наши так же делали и учили. Так, святой Ефрем, обращаясь к инокам, пребывающим в малом образе, пишет: “Не говори, брат: когда приму схиму, тогда и изменю свое сознание”. Но если бы не подобало сначала облачиться в малый образ, он так не написал бы. А жил святой Ефрем вскоре после Пахомия Великого. О том же свидетельствуют и священные правила: для иноков, пребывающих в малом образе (В рукописи архиеп. Григория прибавлено: “и впадающих в какие-либо согрешения”.), установлены одни наказания, а для пребывающих в великом — другие. И святой Никита, митрополит Ираклитский, пишет в своих правильных заповедях: “Если кто-нибудь, будучи священником в малом образе иноческом, примет потом великий образ, да не служит нигде, кроме места пострижения”. И много такого в священных книгах. Итак, всем понятно, что святые божественные отцы наши повелевали желающим иночествовать сначала облекаться в малый образ, а потом и в великий. Как прежде святого крещения бывает оглашение и прежде рукоположения во священники бывает диаконское служение, так и относительно иноческого жития установлено: сначала облечение в малый образ, а потом — в великий. И в этом — Божий Промысел, снисходящий к нашим немощам, чтобы мы, сначала обучившись малому, потом приступали и к большему. И как сначала был дан Ветхий Завет, а потом Новый, чтобы, обучившись в Ветхом, мы легче перешли к Новому; и как Новый Завет Христов был исполнением, а не разрушением Ветхого Закона Моисеева, — так и тут: образ схимы был дан ангелом Господним не в разрушение образа, данного святыми апостолами, но во исполнение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О, не отринь его, как древле Ты жертву Каина отверг, Но так, как Авелеву жертву, Руками Матери прими, От Коей Ты для нас родился, Младенец малый, Превечный Бог!» 23 . Все было ново, все светло, Что Пресвятая созерцала: Волхвы с дарами на руках И пред Христом их поклоненье; И путеводная звезда, И пастухи с хвалебным гимном... Тогда Сама Она с мольбой К Всеведцу-Сыну припадает: «Мой Сын! Приявши дар тройной, Три просьбы Матери исполни: За воздух Я Тебя молю, Молю Я за плоды земные, Молю за жителей земли! О, ниспошли благословенье Ты всем молитвою Моей: Для всех Ты от Меня родился, Младенец малый, Предвечный Бог. 24 . Мой Сын, о благосердный Мой! Тебе Я Матерь для того ли, Чтоб лишь млеком Тебя питать, Питать Творца млекопитанья? Я обо всех Тебя молю! Во Мне обрел весь род людской Свои уста и заступленье; Во Мне вселенная нашла Покров, и щит, и огражденье. Ко Мне возводят очи те, Кого из рая Ты изринул... Ты обратишь и их к Себе, Чтобы пришли они в познанье, Что и для них рожден Ты Мной, Младенец малый, Предвечный Бог». 25 . «Для мира ныне Ты пришел, Спаси же мир весь, о Спаситель! Твоим да будет все, что есть, Все, для чего Ты воссиял нам – Волхвам и Мне, – всему творенью. Ты свет лица волхвам явил, И вот к Тебе они припали И принесли свои дары, – Дары цены необычайной И небывалой красоты. Они в пути нам будут в помощь: В Египет ныне надлежит Бежать с Тобой и для Тебя, Мой Вождь, мой Сын, мой Избавитель, Чудесный мой Обогатитель, Младенец малый, Предвечный Бог. Конец и Богу слава. Источник : «Приходское чтение», 1912, 33. 3. Русский перевод диак. Сергия Цветкова (впоследствии иером. Иакова). Кондак, глас 3 3 : Ныне Дева Превысшаго всякаго существа раждает, a земля неприступному приносит вертеп; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же по звезде (по указанию звезды) путешествуют: ибо для нас родился новый Младенец, Превечный Бог. Икосы: 1) ( Τν) Вифлеем открыл (нам) Едем, – приидите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном (месте), – приидите, получим райское (веселие) внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный (влагою), произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из котораго прежде сильно желал пить Давид; – там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему приидем к сему (месту), где родился Младенец новый, Превечный Бог!

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Примечательно, что в этом вопросе преп. Никита Стифат наиболее оригинален (хотя трудно сказать, чтобы был совсем уж самостоятелен), он приводит мнение, отличное даже от позиции св. Иоанна Дамаскина , который, следуя античной традиции, считает человека малым миром (микрокосмом). Так, в «Точном изложении православной веры» читаем: εν μεγλω μικρν 28 . В то время как у св. Григория Богослова в «Слове 38:11» читается: εν μικρω μγαν 29 . Это разночтение ясно показывает, что относительно терминов «малый» и «великий мир» в христианском богословии не было устоявшейся и разделяемой всеми позиции. Поэтому интересно проследить отражение этой идеи в святоотеческой письменности со многими нюансами и переходами. Итак, есть два варианта при характеристике человека – малый в великом εν μεγλω μικρν) или великий в малом εν μικρω μγαν). Речь не только о терминах, а о точке отсчета, т.е. с чем соотносится человек? В двух словах: язычество, включая и современное язычество – атеизм и его производные, всегда соотносило человека с миром. А христианство соотносит человека с Богом. Это две принципиально разные позиции. Надо их не затушевывать, а, наоборот, наиболее ясно и четко представлять Это есть точка начала расхождений в разговоре о человеке. Многовековое развитие античной традиции прочно утвердило в самосознании человека простую мысль, что человек это отражение мира. Есть космос – внешний мир и есть его малая, но довольно точная и полная копия – это человек. Здесь исходным пунктом для размышлений служил тезис о стихиях мира. Из этих же стихий состоит и человек. Итак, есть великий мир – этот мир, и есть малый мир – это человек. Название разумеется не по размерам, но главное – по иерархии бытия Такая позиция сразу же определяет и соподчиненность в рассматриваемой паре. Великий – разумеется исходный, главный, первый. Малый – подчиненный, производный, второй. Уже в этом чувствуется слабость данной концепции. Но античность, не имея опоры в Богооткровении (которое с максимальной полнотой дано человечеству в факте Боговоплощения), не могла подняться выше идеи одухотворенного космоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

А диакон, став с Евангелием перед священником и показывая правою рукою в алтарь, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход»; священник, благословляя, говорит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков», – и целует св. Евангелие. Затем диакон, став посреди Царских дверей и показывая в поднятых руках св. Евангелие, громко возглашает: «Премудрость прости», – и входит вместе со священником в алтарь, в котором полагает Евангелие на св. престоле. На клиросе же в это время поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в праздники же Богородичные – молитвами Богородицы, в будни и праздники святым – во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия» (т. е. хвала Богу). Вот, братия, как совершается малый вход. Малым входом он называется в отличие от другого, великого входа, который бывает во время пения Херувимской песни. а) Как и почему получил свое начало малый вход во время Божественной Литургии? В древности, когда христиане терпели гонения от язычников, св. Евангелие, во избежание нападения от язычников, хранилось не на престоле, а в особой, устроенной при храме, сосудохранительнице, и, когда наступало время читать на Литургии Евангелие, оно износилось оттуда диаконами, предшествуемыми свещеносцами, в среду молящихся и полагалось на престоле. В последствии времени, когда уже гонения на христиан прекратились и св. Евангелие более не скрывалось, а всегда полагалось на престоле, малый вход, т. е. вынос Евангелия, не только не был отменен, но стал сопровождаться еще более торжественными обрядами, какие мы видим и ныне, ибо Св. Церковь придала ему глубокий и поучительный для молящихся смысл. б) Что же означает малый вход во время Божественной литургии? Он означает явление Господа нашего Иисуса Христа, после тридцатилетнего Его возраста от рождения, на проповедание Евангелия народу и на служение роду человеческому. Я уже говорил вам, братия, что Божественная литургия есть живая, изображаемая в действиях священнослужителей, повесть о земной жизни и делах Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010