17 В последнее время в печати появились любопытные сообщения об исследованиях физика Л. Сотниковой в области языка. Она исходит из древнего представления о соответствии букв алфавитов определенным числовым их значениям, в результате чего смысл слов и выражений устанавливается суммами числовых значений букв, из которых они состоят. По отношению к священным текстам в древности придерживались абсолютной точности буквенного (числового) состава слов (в текстах житейских, обыденных это правило могло не соблюдаться). Числовые меры слов подчинены общим законам гармонии и соизмеримости. При этом основой, исходным пунктом, гармонизирующим началом всюду, в том числе и в языке, является свет. В славянском языке «свет» – синоним мысли, сознания, просвещения. Отсюда нетрудно заключить, что буквенный состав слов и числовые меры церковнославянского языка создавались святыми Кириллом и Мефодием по особому откровению Бога – источника «Света истинного», несозданного Троического света (см., например, статью: Н. Дико и А. Сучкова. Расшифрована тайна бога света? – Московские новости, 6, 12 февраля 1984). 18 Значит, в этой церкви совершалось богослужение. Но на каком языке? Возможно, уже на славянском. 19 Автор не согласен с мнением В. Н. Татищева и других, что княгиня Ольга во время путешествия в Константинополь была в пожилом возрасте. Скончалась она не в глубокой старости, как принято думать. 20 В Софийском храме в Константинополе долго хранилось как реликвия золотое с украшениями блюдо – дар храму княгини Ольги, которое видели и наши путешественники (см. [II, 14, с. 280]). 21 Неслучайность и знаменательность имени «Елена» отмечают и современные ученые (см. [II, 12, с. 369]). 22 Эти упоминания западных источников связаны с неудавшейся миссией в Русскую землю специально посвященного во епископа Руси немецкого монаха Адальберта. Хроника «Продолжатель Регинона» под 959 годом сообщает: «Пришли к королю (Оттону I. – Авт.), как после оказалось, лживым образом, послы Елены, королевы русов, и просили прислать для этого народа епископа и священников». В соответствии с этой «просьбой» и был посвящен епископ Адальберт и отправлен на Русь. Но под 962 годом та же хроника сообщает, что он вернулся назад, «ибо не преуспел ни в чем том, для чего был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся». Титмар Мерзебургский говорит, что Адальберт был из Руси «изгнан язычниками» . А Гилъдесгеймская хроника под 960 годом, описывая те же события, подтверждает, что «послы» Елены «во всем солгали». Отсюда ясно, как убедительно показывает С. М. Соловьев , что здесь имела место чистейшая авантюра каких-то варягов, выдавших себя за послов Руси, просящей будто бы себе священноначалия Римской Церкви, чтобы получить богатые дары и почести немецкого двора и духовенства. Ольга не посылала послов с такой просьбой в Германию. Это явствует из западных и иных свидетельств (см. [II, 14, с. 297; II, 15, с. 312]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главной обязанностью весталок было поддержание огня в общественном очаге храма Весты и сохранение Палладиума Рима. Кроме того, они готовили особую ритуальную пищу – солёную ячменную муку (лат. molo salsa), использовавшуюся в жертвоприношениях. В случае угасания огня весталка, допустившая нерадение, подвергалась жестокому бичеванию, а огонь следовало добывать трением плодового дерева или при помощи солнечных лучей. Весталку, нарушившую целомудрие, хоронили заживо. Наряду с суровостью требований, предъявляемых к жрицам Весты, они пользовались чрезвычайным почётом: даже консул должен был уступать им дорогу, а приговорённый к казни преступник, если ему случалось встретиться на улице с весталкой, немедленно получал помилование. Огромное влияние на жизнь государства и народа оказывали авгуры (лат. augures), основным родом деятельности которых было совершение гаданий по полёту птиц – ауспиций (лат. auspicia). Существовало пять видов ауспиций: – ex avibus (по полету птиц или по их пению), – ex coelo (по виду молний), – ex tripudio (по клеванию кур), – ex quadrupedis (букв, «по четвероногим»), – ex divis (букв «по богам», т. е. по явным божественным предзнаменованиям). Всякое важное дело не могло начаться без вопрошания богов и получения от них знамений через появление определённых птиц в обозначенном священным жезлом авгура сакральном пространстве (ср. с мифом об основании Рима). Обрядовое участие авгуров в начале какого-либо события делало это событие сакральным, наделяло его главное действующее лицо необходимыми священными полномочиями и являлось в буквальном смысле инаугурацией (лат. inauguratio). Во многих современных европейских языках церемония наделения властью высшего должностного лица также называется инаугурацией. Главным объектом молитвенных вопрошаний авгуров был Юпитер, хотя эти жрецы могли обращаться и к иным богам. Гаруспиции , или гаруспики (лат. haruspices), также совершали гадания, но их ремесло почиталось за суеверие, несмотря на тот факт, что в критических случаях даже Сенат считал возможным обратиться к ним за советом. Материалом для гаданий гаруспициев были молнии. Но более всего гаруспиции были известны практикой гадания по внутренностям животных.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кроме того, после успения святой Павлы, жизнь которой есть пример добродетели, и те книги Пророков, в которых я не мог отказать Христовой деве Евстохии, решили мы, «пока Дух правит этим искусством», начать изъяснять и давно откладываемый труд вернуть как бы в дом, тем более, что и чудный и святой муж Паммахий того же добивается в своих письмах, и мы, торопясь домой, должны плыть, не внимая смертоносному пению сирен. Конец. 3. К Книгам Царей У евреев насчитывается двадцать две буквы, что подтверждается и через языки сирийцев и халдеев, очень близкие еврейскому; ибо и в них по двадцать два элементарных знака с тем же звучанием, но с иным начертанием. Самаритяне же Пятикнижие Моисеево записывают теми же буквами, добавляя для различения фигуры и черточки. Известно, что книжник и учитель закона Ездра после пленения Иерусалима и восстановления храма при Зоровавеле изобрел иные буквы, которые используются и поныне; а до того времени у самаритян и евреев буквы были одинаковы. И четырехбуквенное имя Божие, записанное древним письмом, мы и по сей день встречаем в некоторых греческих списках. Но и псалмы 36-й, и 110-й, и 111-й, и 118-й, и 144-й, хотя и написаны разным размером, но числом стихов совпадают с количеством букв в этом алфавите. И плач Иеремии, и его молитва , и слова Соломона в его Притчах от места, где говорится: «Жену же сильную кто найдет:» в начале каждого стиха соблюдают тот же алфавитный порядок. К тому же некоторые буквы у них двойные: хаф, мем, нун, фе, цаде; они иначе пишутся в начале или в середине слова, иначе – в конце. Посему и пять книг обычно считаются двойными: Самуила, Малахим, Дабрейамин, Ездра, Иеремия и Киноф, т. е. Плач (Иеремии). Следовательно, точно так же как двадцатью двумя буквами мы записываем всё, что мы говорим по-еврейски, и сими началами объемлется всякое человеческое изречение, так же и насчитывают двадцать два тома, словно неких букв и первоначал, коими в учении о Боге наставляется и питается еще нежный возраст, нуждающийся в молоке, мужа. Первая книга у них называется Бресит, мы называем ее Бытием; вторая Хеллесмот, именуемая Исход; третья Вайекра, она же Левит; четвертая Вайедаббер, которую мы называем Числом; пятая Ардабарим, надписываемая Второзаконие. Сии суть пять книг Моисеевых, собственно именуемых Торат, т. е. Закон. Затем следует чин Пророков, и начинается он Иисусом Навином, который у них именуется Иошуе Бен-Нун. Затем примыкают Софтим, т. е. Книга Судей, к ней же причисляют Руфь, ибо там повествуется история, бывшая в дни Судей. Третьей следует Книга Самуила, которую мы называем 1-й и 2-й Книгами Царств. Четвертая Малахим, т. е. Царей, содержащая 3-ю и 4-ю книги Царств. Малахим, т. е. Царей, гораздо лучше, нежели Малахоф, т. е. Царств, ибо книги описывают не деяния, происходившие во многих царствах, но бывшие у единого израильского народа, состоящего из двенадцати колен. Пятый Исайя, шестой Иеремия, седьмой Иезекииль, восьмая книга двенадцати Пророков у них называется Тареасра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как правило, дошкольное обучение для детей духовенства того времени составляло овладение навыками чтения и письма, а также усвоение основных молитв и Священной истории. Чтению учили по гражданской и церковной печати, начиная со сложения букв, слогов и слов, затем переходя к чтению Часослова и Псалтири. Обычно ученик вслух складывал буквы или слова, водя по написанному тексту указкой, а его наставник следил за правильностью чтения и верностью произношения. Обучая письму, наставник вычерчивал гусиным пером на предварительно разлинованной бумаге одну или две строки палочек, крючков, букв, слов или цифр, а ученик переписывал образец. Такого рода обучение происходило изо дня в день. После научения чтению учили начальным правилам грамматики и арифметики. По воспоминаниям родных, Георгий Говоров был очень способным учеником и учился с большим желанием. Он быстро схватывал суть и, подготовив уроки, бежал играть с соседскими ребятами, в то время как его братья еще долго сидели за уроками, причем их успехи в учении были не столь велики. Георгий отличался живым и непосредственным поведением. «Под именем резвого Георгий Васильевич был известен даже и знакомым о. Василия» 40 , – вспоминал Н.А. Крутиков. Однажды под впечатлением от сказки он выщипал хвост у домашней птички, объяснив с детской наивностью, что он «думал, это – жар- птица, и перышки тоже будут светиться» 41 . Когда в Чернавске строился храм, мальчик, «упражняясь в хождении по лесам, вздумал раз спуститься по канату с некоторой, может быть, и не особенно значительной высоты» 42 и стер себе руки настолько, что потребовалась помощь врача. Однако, по замечанию внучатой племянницы святителя Ю.М. Тихомировой, «несмотря на шаловливость, все семейные сильно любили Егорушку», как называли его в семье, видя, что «шалости Егорушки происходили от пытливости и предприимчивости, от желания самому все узнать, испытать и проверить, а не от сознательного ослушания» 43 . Имея открытый и доброжелательный характер, отрок Георгий любил играть со сверстниками. Благодаря этому он хорошо знал жизнь простого народа. Без сомнения, любовь к живому народному языку, которой исполнены все сочинения святителя, зародилась в нем еще в детстве, во время игр со сверстниками и в результате наблюдений за жизнью людей разных сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Е. прямо выражено в Заповедях и аллегорически в Видениях и Подобиях. Оно представляет собой одно из самых ранних развернутых поучений такого рода, не имея, впрочем, никаких следов отступления от традиц. представления о добродетелях. Добродетели, согласно Е., необходимый спутник христианина. Резюмируя свое учение, Е. выводит их в образе 12 дев, 4 из к-рых главные: Вера, Воздержание, Сила и Терпение. Им противостоят 12 грехов, главные из к-рых - Неверие, Невоздержанность, Непослушание и Ложь ( Herm. Pastor. III 9. 15). С этим учением тесно связано представление о 2 духах-ангелах (II 6): благом и злом, к-рые сопровождают человека и подталкивают к тем или иным поступкам. Наиболее вероятный источник подобного учения - 1 Цар 16. 14, хотя (как и в учении о 2 путях) возможны нек-рые параллели с кумран. рукописями (относительно «дуализма» Е. см.: Fredrikson. 2001). О различении духов повествуется в 6-й и 11-й главах Заповедей. С этими представлениями в свою очередь неразрывно связано учение о посмертном воздаянии. В 3-й гл. Подобий подчеркивается, что на земле узнать о буд. воздаянии невозможно, в 4-й гл. говорится о том, что оно будет справедливым. Главный путь к исправлению - покаяние: вероятно, Е. допускал возможность некоего исправления после смерти (по крайней мере в момент написания Видений), но, несомненно, призывал к покаянию при жизни. Источники В «Пастыре» выделяется 2 категории источников: источники мотивов и образов и источники учения, причем первых намного больше. По подсчетам Дж. Д. Дорретта, «Пастырь» содержит 67 цитат, в т. ч. 16 из ВЗ; букв. цитаты: Пс 54. 23 (LXX; ср.: 1 Петр 5. 7) ( Herm. Pastor. I 3. 11. 3; 4. 2. 4. 5), Мк 10. 11 ( Herm. Pastor. II 4. 1. 6) и Мф 19. 17 ( Herm. Pastor. III 5. 1) ( D o rrett. 1993. P. 682. Not. 150). Е. мало прибегает к ВЗ, хотя признает Псалмы. Главным и почти единственным источником не только образов, но и учения для Е. является НЗ. Наиболее яркие примеры - образы «прелюбодеяния в сердце» (Мф 5. 28 - Herm. Pastor. I 1), народа Божия как виноградника (Мф 21. 33-46 - Herm. Pastor. III 5), града земного и Града Небесного (Евр 13, 14 - Herm. Pastor. III 1). Однако букв. цитат из НЗ немного, что объясняется, по-видимому, пророческим характером произведения. С т. зр. языковой и стилистической Хилхорст отмечает тем не менее большую близость «Пастыря» к ВЗ, чем к НЗ ( Hilhorst. 1976. P. 186).

http://pravenc.ru/text/190137.html

Задача игроков – помешать друг другу составить более длинную цепочку. «Исторический зоопарк» Для игры понадобится лист с изображениями животных и птиц, каким-либо образом повлиявших на ход истории. Лист вывешивается на видном месте. Ведущий засекает время, в течение которого участники должны определить, чем каждое из животных знаменито, в истории какого народа оно сыграло важную роль. По истечении времени подводятся итоги: ответ, повторившийся у троих или более участников, не оценивается, у двоих – оценивается в 1 очко каждому верно ответившему, у одного – в 2 очка. Если участник вспомнил и описал исторически важное животное, не изображенное на иллюстрации, ему присваивается 2 дополнительных очка. Победителем является участник, набравший наибольшее количество очков. На листе могут быть изображены следующие животные: лошадь, волк, слон, корова, черепаха, павлин, змея, гуси и другие. Забавные вопросы Сын моего отца, а мне не брат? (Я сам.) Какая обувь в огне делается и с ног не снимается? (Подкова.) Кто говорит на всех языках? (Эхо.) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.) Что в воде не тонет и в земле не гниет? (Древесный уголь.) Кто сам дубовый, а пояс у него ивовый? (Бочка.) Когда беззубый чувствует боль от зубов? (Когда его собака укусит.) Сколько в азбуке букв? (В этом слове 6 букв.) Как провезти жирафа на платформе поезда под мостом, если жираф задевает мост? (Нужно дать жирафу корм, чтобы он нагнул голову.) На что похожа половина яблока? (На другую половину.) У кого две кожи на ногах? (У того, кто в сапогах.) Кто на все руки мастер? (Перчаточник.) Какая рыба называется именем человека? (Карп.) Как сорвать ветку, не спугнув птичку, сидящую на ней? (Дождаться, пока она улетит.) Почему покупают новые сапоги? (Потому что их не дают даром.) Какая опера состоит из трех союзов? («Аида».) Какое слово состоит из половины буквы? (Пола.) Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вымыты.) В названии какой птицы 40 букв? (Сорока.) В каком слове два мягких знака? (Сельдь.)

http://azbyka.ru/deti/polnaya-encikloped...

Ведь все корни русского – в славянском, это наш классический язык, язык как бы на то и созданный, чтобы на нем русский человек мог беседовать с Богом и небом. В этом языке мы видим свойства священного языка: от него веет благоуханием целомудрия, благоговения, молитвы. Неуместное употребление славянских выражений нам уже кажется кощунством. Говорить ли о том, что этот язык-сокровище является для всех славян как бы международным языком, междуславянским?.. Наше русское несчастье в том, что верхние слои народа уклонились с родного, историей намеченного пути, пошли в хвосте западных народов, подменили себе духовный идеал идеалом земного благополучия. Никто не запрещал людям Петровской эпохи учиться на Западе светским наукам, но зачем было изменять духовным идеалам своим, отбрасывать их как старую ветошь, для жизни непригодную? Вот и идут по новым, проторенным за двести лет путям, забывают то, чем жила наша Русь, а теперь стараются вытравить все это и из души простого народа. К несчастью, за последние пятьдесят лет во многом и успели. Теперь как-то странно было бы говорить об обучении грамоте по славянскому Букварю и Часослову, о чем еще так недавно, лет двадцать назад, с такою любовью говорил покойный знаток народной души С.А. Рачинский. Теперь хлопочут об изгнании из алфавита трех-четырех букв как о прогрессе в обучении грамоте, толкуют об этом учительские съезды со всей России, как будто с изгнанием этих букв все дети станут сразу грамотными. О славянских омегах и разных знаках надстрочных уж и не поминай. Но не к добру ведет это «упрощение» грамоты. Как в деле религиозно-нравственного воспитания для практики воли необходим подвиг, самопонуждение, так в деле развития ума и памяти нужно посильное упражнение в мышлении, в некоторого рода борьбе с небольшими препятствиями. Надо, чтобы привыкал к работе самый орган мышления – мозг. Вот почему известные «враги рода человеческого» – масоны, чтобы обезличить христиан, заранее заботятся об этой легкости обучения. «Система обуздания мысли уже в действии, – говорят они в своих «Протоколах», – в так называемой системе наглядного обучения, имеющей превратить гоев в несмыслящих, послушных животных, ожидающих наглядности, чтобы сообразить ее...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

34. πλθυνε ταπεινουμνην κα τεταπεινωμνην — умножи… смирена и смирену. Перифразируем для гладкости и ясности русской речи. 35. Греч. διεπτασε — снял крышу и ограду; а блаж. Θеодорит чит. ξσπασεν — вырвал, исторг. 36. Греч. διφθειρε — погубил; слав. разсыпа, кажется, имело чтение: δισπειρε — мы его не нашли. 37. В рус. синод. пояснено: заставил забыть. 38. Παρξυνε — соб. раздражил, слав. озлоби; можно бы: потряс, как часто переводится этот глогол у Исаии. 5, 25; 14, 16; 23, 11 и др. Иер. 50:34. 39. Ατς — вер. Сиона. 40. Враги. 41. πστρεψεν — слав. обратися. 42. Τ προτεχισμα — слав. предградие. Иер. 52:7. 43. ξεχθη — излияся. 44. Желая как-бы снова возвратиться в утробу матери и покоясь на ея груди. 45. Μαρτυρσω — слав. засвидетельствую. Пользуемся перифразом рус. синод. пер. 46. Слав. кто соотв. греч. τς в исих. спп. и альд. изд.; в др. нет. 47. Εδν σοι — видеша ти — видели для тебя, т. е. по желанию и просьбе твоей, возвещали лжепророки. Ср. Иер. 28-29 гл. 48. ξσματα — букв. изгнания, слав. изриновения, т. е. доверие к этим мнимым видениям повело за собою изгнание Еврейского народа из обетованной земли и его погибель. Иер. 27:10. 15; 31, 18. 49. Слав. дщери соотв. θυγατρς — в син., XII, mg, в др. нет. 50. Μ σιωπσαιτο — букв. пусть не умолкает, рус. синод.: не опускай. 51. Слав. зеница соотв. κρη в XII, лук. и исих. спп., в компл. и альд. изд., в др. нет. Во многих греч. спп. добавлено θυγατρ (ват., text. recept.) или θυγατερ — алекс. 52. Слав. поучися соотв. δολσχησαι — (XII, исих. спп., компл., альд.) или δολσχησον (лук. спп.), от δολεσχω у LXX: поучаюсь, размышляю и говорю о законе, Господнем и свящ. истории (Псал. 76:3-6; 118, 15), и в этом размышлении нахожу себе успокоение. В алекс., ват., text. recept. γαλλασαι — вселись; — едвали удачно и соотв. контексту это чтение. 53. Молитвенно. 54. πεφλλισας — отребил еси. См. выше прим. к 1, 22. 55. По изъяснению блаж. Θеодорита, выражение отребление сотвори повар, указывает на тяжесть страданий Еврейского народа и на жестокость врогов, которые, как повар с ягодами, поступали с младенцами грудными. По мнению новых толковников, сл. повар греч. μαγειρος напоминает «архимагира Навузардана» (Иер. 52 гл.), который совершил безпощадное избиение Евреев, по взятии Иерусалима (Блоговещенский. Кн. Плач 345 стр.). В евр. т. нет соотв. выр., но во всех греч. спп. есть, только в алекс. вм. πεφλλισας стоит: πιφαλισας — унизил. Вероятно, сначала стояло на поле, а потом внесено в текст это выражение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1:6–8 Второй день творения. Отделение небесного от земного. 1 твердь. Букв.: «небесный свод». воду от воды. Одним словом «воды» обозначены разные понятия. Нижние воды воды материального мира: реки, моря, дожди и т.д. Верхние «воды» принадлежат небесному миру (см. Пс. 22,2; 64,10; 148,4 ; Еккл. 11,1 ; Иер. 2,13; 10,13 ; Ин. 4,10 ; Откр. 22,1.17 ). 1:9–13 Третий день творения. Упорядочение Земли. Все происходящее совершается «под небом» (см. 1,1 и ком.). 1 дерево ... приносящее по роду своему плод. Основной закон развития жизни на земле. Эволюция осуществляется в пределах биологического вида. 1:14–19 Четвертый день творения. Описываются процессы, происходящие в ближнем к Земле космосе. 1 для знамений, и времен. Этот древнееврейский текст может быть переведен и так: «для знамений, обозначающих времена». 1 два светила великие. Библия не оставляет места для идолопоклонства и предрассудков. Солнце и Луна сотворены Богом и, вопреки распространенным верованиям древних народов, не являются божествами. Библия также говорит и об их «функциональном» назначении. для управления. С движением небесных тел связано чередование светлого и темного периодов суток. Светила «управляют» днями и ночами только в этом смысле. 1:20–23 Пятый день творения. Создание морских животных и птиц. 1 душу живую. В еврейском слово «душа» имеет более широкое, чем в русском языке, значение; часто это слово употребляется для обозначения живого существа; может также обозначать понятие «жизнь». 1 сотворил. См. ком. к ст. 1. рыб больших. Букв.: «огромных водных животных». Знания евреев-кочевников народа «сухопутного» о доисторических монстрах-ихтиозаврах поразительны; тем более заслуживает внимания тот факт, что автор книги Бытие указывает на океан как на колыбель жизни на земле, поскольку сообщает, что первые живые организмы возникли в океане. 1:24–31 Шестой день творения. Создание животных и человека. 1 душу живую по роду ее. См. ком. к 1,20. скотов, и гадов, и зверей земных. Скот животные, которые будут одомашнены; гады пресмыкающиеся (в т.ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Автор, очевидно, имет в виду порчу и приближающуюся погибель персидского государства. – – двойствен. числа. букв, знач.: две ленивые (руки)», т. е. «леность сугубая, великая» (ср. Иерем.50:21; ; Иезек.47:9: ). В ст. 19 продолжается описание роскошной и невоздержной жизни наместников и чиновников областей, начатое в ст. 16. «Пиры устрояются для увеселения». – букв.: «хлеб». Хлеб, который должен служить для подкрепления сил на полезную деятельность, у них служит средством к невоздержным забавам, увеселениям; если они устрояют пиры, то для того только, чтобы предаваться на них невоздержным увеселениям, нравственной распущенности, чтобы проводить жизнь разгульную (ср. 2:2; 7:6). – «И вино веселить жизнь». И вином они пользуются не к умеренной и скромной радости (как в пс.104:15), а к удовлетворяю грубого чувственного наслаждения, к упоению. В таком смысле слово «веселие» встречается в гл. 2:2; срав, такие гл. 7:2 – 4. – «А серебро доставляет все». Т. е. имея богатые средства к чувственному наслаждению, они думают, что могут беспрепятственно и всецело предаться ему. Вайгинг в объяснение последних слов замечает; «чтобы иметь возможность устроять такие роскошные пиры, для этого необходимы деньги; а чтобы добыть последние, для этого они производят притеснения и угнетения в стране (ср. гл. 5:7; 7:7). Деньги у них – божество, которое доставляет им возможность удовлетворять все их желания и страсти» (s. 183). – , «отвечать, исполнять чью просьбу», употреблено здесь в производном значении: «дозволять, доставлять, даровать». – Ст. 20. Но хотя такое поведете неспособных правителей и своекорыстных распутных, забывших свой долг чиновников легко может возбудить негодование у подвластного им народа, однако должно остерегаться самого тайного обнаружения своего негодования, потому что оно весьма легко может быть узнано царем и послужить причиною погибели изъявившего негодование. Даже «в мысли», даже в самом потаенном месте «в спальной комнат» должно быть осторожным в своих отзывах о царе и его чиновниках; «потому что птица небесная перенесет слово, и крылатая перескажет речь».

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010