[A]=1-я бераха перед Шема (Слушай, Израиль): хвала о свете; [B]=2-я бераха перед Шема: хвала об откровении; [С]=серия 18 берахот для будней, происходивших из храма; [D]=1-я бераха застольная: хвала о пище; [Е]=2-я бераха застольная: хвала о земле и избавлении; [F]=третья бераха застольная: моление о будущем Израиля. Пояснение: [А] совпадает частично по содержанию с [D], [B] совпадает, также частично, с [Е]; [С] дополняет [F]. [Z]=праздничный зиккарон или воспоминание-приношение; читается: а) в синагоге внутри праздничной группы [C] (из семи берахот) и б) дома за столом после [F]. Тексты еврейских берахот В качестве наглядной иллюстрации классификационной схемы предыдущего раздела приводим сокращенные тексты главных еврейских берахот (бенедикций), лежащих в основе древнехристианской молитвенной традиции, прежде всего – традиции евхаристической. Более полные тексты см.: Арранц. Евхаристия, с. 107–143 (по русско-еврейскому Молитвеннику «Сидур Шабей Цион». Иерусалим, 1975). Молитвы утренние (и вечерние) перед Шема Исраэль (Слушай Израиль, Втор. 6:4) [A]: Йотцер ор (Образующий свет), – 1-я бераха: (1) Благословен Адонай (Господи), Боже наш, Царь вселенной, (2) образующий свет, производящий тьму, (3) творящий мир (шалом), создающий все (4) Он ежедневно возобновляет бытие первозданное. (5) Как многочисленны творения Твои, Господи! (6) Мудро устроил Ты всех их; (7) полна земля приобретениями Твоими (8) Уготовил и создал луч солнца (9) Светила поместил вокруг тверди Своей. (10) Главные силы (саваоф) Его возвещают всегда славу Бога и Святость Его (11) Создатель ангелов-служителей (12) все стоят на выси мира и с благоговением купно (13) громко возглашают слово Бога жизни (14) Все они друг от друга приемлют на себя иго небесного царства (15) и друг другу дают святить Творца своего (16) Все воедино возглашают «священие» (кедуша), благоговейно взывая: (17) «Свят, Свят, Свят Адонай-Саваоф. (18) Полна вся земля Его славы». (19) И Колеса (Офаним), и Животные (Хайот) с великим шумом возносятся

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Стол, где не бывает никакого помина о Боге, ничем не отличается от стойла животных.» б) Неверие говорит: «Человек сам себе приобретает хлеб, своим усердием и трудами своих рук.» Но вера говорит: «Конечно Бог не дает никакого хлеба без труда, без надлежащего приготовления полей и проч. Но Бог дает понятливость и силу к труду . Человек только может сеять и поливать, но Бог дает успех. Поэтому следует молиться, просить и благодарить.» в) Неверие говорит: «доброта пищи, насыщение и подкрепление зависит от надлежащего выбора, приготовления и состава пищи, от предварительного труда и своевременного употребления пищи.» Но вера говорит: «доброта пищи приходит от Бога .» Многие люди не подкрепляются самой лучшей и здоровой пищей. Если бы от людей зависела польза пищи, то не говорили бы так часто: «никакая пища мне не впрок!» — Поэтому вера совершает застольную молитву ! 2. Её свойство и составные части. Молитва застольная состоит собственно из прошения перед и благодарения после принятия пищи, сопровождаемого крестным знамением. а) Молитва просительная заключается в словах: «очи всех на Тебя уповают» и проч. или: «хлеб наш насущный даждь нам днесь.» Благодарственная : «благодарим Тебя, Христе Боже наш и т. д.» Но следует действительно просить и благодарить! Та и другая молитва, по древнему обычаю Церкви, должна сопровождаться крестным знамением. б) Относительно необходимого свойства застольной молитвы заметим, что она должна совершаться не в доме только, но и вне дома; не одними только нами, но и со всем семейством. 3. Её влияние на жизнь. Жалуются на столь многое и не знают, как помочь. Истинно христианская застольная молитва прекратит многие жалобы. а) Жалуются, что слуги и дети часто так грубы , бесчувственны, неблагодарны. Кто киноват? Совершайте надлежащим образом застольную молитву, благодарите, как следует Бога , научите других благодарить Его, и вам также будут благодарны! б) Жалуются, что бедные принимают подаяния как бы по праву , и не хотят ни о чем более просить . Не делаем ли и мы точно также в отношении к Богу?

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Ты исповедуешь Христа устами, и отвергаешься Его сердцем. Ты вопиешь к небу: Господи, Господи! Но твой господин — мир, твое небо — земля. Ты признаешь общие требования христианства и, быть может, исполняешь их в той мере, в какой они согласуются с твоими естественными наклонностями. Ты прославляешь бескорыстные добродетели у других, а если от тебя потребуется жертвовать выгодой в пользу долга, тогда ты отказываешься от добродетели и охотно служишь корыстолюбию и похоти. Тогда ты с насилием захватываешь то, чего не мог приобрести справедливостью, с дерзостью разрываешь то, чего не мог разрешить с честью; тогда ты продаешь свою добрую совесть за ничтожную вещь. Как же ты хочешь утешаться упованием на Бога и ожидать от Него помощи в нуждах? О застольной молитве « И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам » (ст.19). Иисус Христос, прежде чем роздал хлеб, благословил его. Это была Его «застольная молитва.» Таким образом, садился ли Иисус за стол, или вставал из-за него, Он читал молитву. О последней Его вечери прямо говорится: « воспев, пошли «(Матф.26:30). Христос во всем наш образец; Он дал нам пример, чтобы мы подражали Ему; поэтому и мы также должны читать застольную молитву . Это — святой обычай. Некогда господствовал он во всех христианских семействах, а теперь исчез из многих семейств вместе с христианским духом. В доме еще держатся, большей частью, этого обычая; но вне дома совершенно оставляют его. И там, где он еще остался, не всегда совершается в истинном духе. Чтобы вновь оживить и подкрепить это старинное, святое обыкновение, мы будем беседовать сегодня — о застольной молитве. 1. Её глубокое основание и источник. Как всякое другое благо, любовь, справедливость, молитва вообще, богослужение и прочее исходит от веры; так и молитва застольная исходит также от веры. Христианская вера ввела обычай молиться перед и после еды. Где в семействах и у отдельных лиц эта вера потеряна, там не молятся перед и после принятия пищи, или молятся неправильно. Но где христианская вера еще живет, там и застольная молитва совершается правильно и неопустительно. Послушаем неверующих и верующих. а) Неверие говорит: « Земля дает хлеб и всякую другую пищу . Поэтому не следует просить об этом Бога и за это благодарить Его.» Так вещает неверие! Но вера говорит: « Бог, и именно Бог, по бесконечной любви, — Бог, Податель всякого блага , дает и всякую пищу из земли. Он дает возрастание и успех. Он благословляет. Поэтому надобно Его просить и благодарить. Кто не делает этого, тот подобен самым низшим животным.» Поэтому говорится также: во время вставай (от стола) и о сих благослови Сотворшего тя, и Упоевающего тя от благ Своих (Сир. 32:15–17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Застольные Речи Лютера, число которых простирается до нескольких тысяч, распределены по отделам. Один из отделов, в количестве 167 речей, озаглавливается: Tischreden vom Antichrist oder Papste (Застольные речи об антихристе или папе). В одной из этих Речей Лютер поясняет сейчас упомянутое изречение книги Даниила. „Это пророчество, – говорит он, – под именем Антиоха в полном виде относится к антихристу (Antichrist), как это согласно толкуют все богословы; потому что он не будет почитать ни Бога, ни любви жён, т. е. брачного состояния. Антихрист (Antichrist) на земле презирает то и другое, именно, Бога, т. е. религии и человека. И хотя он мужчина, однако, он не будет почитать женщину, даже будет презирать её, т. е. будет презирать строй мира и семьи, все законы, права, царей, королей. Ибо жёнами производятся дети, и этим поддерживается человеческий род и созидается мир. И если антихрист ставит их ни во что и даже презирает, то он презирает и весь строй домашний и мировой, всех царей и королей и всё их права, законы и установления. Кто презирает жён, тот презирает и Бога и человека”... „Читай, – продолжает Лютер, – всю 12 главу . Можно, пожалуй, подумать, что пророк намекает на время, когда царствовали император Калигула и другие тираны. Но он ясно и выразительно говорит, что царь будет владычествовать в священном городе, между двух морей, т. е. в Риме, в Италии. Турки тоже царствуют между двух морей, в Константинополе, но Константинополь – не священный город; притом Турки не почитают Маозим, не укрепляют его и не требуют воздавать Божеское почитание Маозим, равно как не запрещают они и брака. Даниил предвидел собственно папу, который с великой ревностью делает то и другое. Верьте, что это так, обращается Лютер к своим слушателям, и верьте Даниилу в том, что папа – истинный антихрист (rechte Antichrist)” . В другой речи Лютер говорит, что предсказание Даниила о тиране, что он возвысится над Богом богов и над всем, что называется Богом, т. е. над всяким Божиим учреждением, и против всякого Богослужения, и против того, что именуется Богом, чтимым и проповедуемым нами в церквах, есть точное описание папы, потому что он восстаёт против Церкви, гражданской власти и семейного состояния, против Слова Божия, верховной власти и брака .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Шут Да, я приручил его к ней, потому что нос у Мальволио чует, но не бичует, у моей красотки ручки не коротки, а мирмидонцев не пускают туда, где выпивают. Сэр Эндрю Замечательно! Чепушистей этой чепухи и не придумаешь. А теперь запевай. Сэр Тоби Мы ждем. Вот тебе шестипенсовик. Заводи песню. Сэр Эндрю И от меня столько же. Если один рыцарь дает… Шут Вам какую песню — любовную или поучительную? Сэр Тоби Любовную, любовную! Сэр Эндрю Конечно, любовную! Ненавижу поучения. Шут (поет) Где ты, милая, блуждаешь, Что ты друга не встречаешь И не вторишь песне в лад? Брось напрасные скитанья, Все пути ведут к свиданью, — Это знает стар и млад. Сэр Эндрю Ей-богу, отлично! Сэр Тоби Неплохо, неплохо. Шут (поет) Нам любовь на миг дается. Тот, кто весел, пусть смеется: Счастье тает, словно снег. Можно ль будущее взвесить? Ну, целуй — и раз, и десять: Мы ведь молоды не век. Сэр Эндрю Сладкозвучное горло, вот вам слово рыцаря! Сэр Тоби И какое притом пахучее! Сэр Эндрю Да-да, сладко-пахучее. Сэр Тоби Если слушать носом, так все кишки выворотит. Ну как, грянем застольную, чтобы небу жарко стало? Распугаем сов, такого шума наделаем, что и у глухого душа с телом расстанется! Давайте? Сэр Эндрю Конечно, давайте, я же на застольных песнях собаку съел. Шут Черт подери, сударь, а собака-то, видать, была музыкальная. Сэр Эндрю Еще бы! Давайте споем «Мошенника». Шут «Молчи, молчи, мошенник!», рыцарь? Выходит, мне придется называть тебя мошенником, рыцарь? Сэр Эндрю Ну, меня не впервой мошенником называют. Начинай, дурак. Она начинается: «Молчи, молчи!» Шут Но если я буду молчать, я никогда не начну. Сэр Эндрю Отлично, ей-богу, отлично! Начинай же. Поют застольную песню. Входит Мария. Мария Это что еще за кошачий концерт? Я не я, если госпожа не послала уже за дворецким Мальволио и не приказала ему выставить вас за дверь. Сэр Тоби Твоя госпожа просто эфиопка, Мальволио старая перечница, а мы трое весельчаков. И вообще (поет) «Мы трое славных весельчаков!» Что же, я не родственник ей? Не одной с нею крови? Тьфу ты, ну ты, госпожа! (Поет.) «Жил в Вавилоне человек, эх, госпожа, госпожа!»

http://azbyka.ru/fiction/dvenadcataja-no...

В одном углу его сердца живет чувство религиозное, которое он употребляет при упражнениях благочестия; в другом, – отдельно – силы разума и усилия житейских занятий; в третьем – стремления к чувственным утехам; в четвертом – нравственно-семейное чувство; в пятом – стремление к личной корысти; в шестом – стремление к наслаждениям изящно искусственным; и каждое из частных стремлений подразделяется еще на разные виды, сопровождаемые особыми состояниями души, которые все являются разрозненно одно от другого и связываются только отвлеченным рассудочным воспоминанием. Западный человек легко мог поутру молиться с горячим, напряженным, изумительным усердием; потом отдохнуть от усердия, забыв молитву и упражняя другие силы в работе; потом отдохнуть от работы, не только физически, но и нравственно, забывая ее сухие занятия за смехом и звоном застольных песен; потом забыть весь день  и всю жизнь в мечтательном наслаждении искусственного зрелища. На другой день ему легко было опять снова начать оборачивать то же колесо своей наружно-правильной жизни. Не так человек Русский. Молясь в церкви, он не кричит от восторга, не бьет себя в грудь, не падает без чувств от умиления; напротив, вовремя подвига молитвенного он особенно старается сохранить трезвый ум и цельность духа. Когда же не односторонняя напряженность чувствительности, но самая полнота молитвенного самосознания проникнет его душу, и умиление коснется его сердца; то слезы его льются незаметно, и никакое страстное движение не смущает глубокой тишины его внутреннего состояния. За то он не поет и застольных песен. Его обед совершается с молитвою. С молитвою начинает и оканчивает он каждое дело. С молитвою входит в дом и выходит. Последний крестьянин, являясь во дворец перед лицо Великого Князя (за честь которого он, может быть, вчера еще отваживал свою жизнь в каком-нибудь случайном споре с Ляхами), не кланяется хозяину прежде, чем преклонится перед изображением Святыни, которое всегда, очевидно, стояло в почетном углу каждой избы, большой и малой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

А. Карабинов ( Карабинов. 1908. С. 8-10, 60 passim), архим. Киприан (Керн) и Н. Д. Успенский. Большой популярностью долгое время пользовалась теория Г. Дикса, к-рый характеризовал чин «Д.» как агапу ( Dix. 1970; ср.: Connolly. Agape. 1937), ныне отвергнутая (см. также ст. Вечеря ). Х. Лицман, исходя из теории 2 первоначальных типов Евхаристии, видел в молитвах «Д.» образец иудео-христ. Евхаристии, отличной от Евхаристии в Павловых общинах ( Lietzmann. 1926). После работ Л. Буйе ( Bouyer. 1966) и Л. Лижье ( Ligier. 1973) (по-видимому, им не была известна монография Карабинова, но они детально разработали идеи, аналогичные содержащимся в ней) мн. ученые стали считать молитву 10-й гл. «Д.» христ. переработкой иудейских застольных благословений («биркат ха-мазон»; эти благословения состоят из 3 основных элементов: благодарения Бога, питающего Свой народ, благодарения за дары земли и пищу и прошения об Иерусалиме - ср.: мишна Берахот 6. 8; Вавилонский Талмуд Берахот 48b; подобные молитвы известны и в межзаветной литературе - см., напр.: Юб 22. 6-9). Дальнейшее развитие этих идей содержится в работах Э. Мацца ( Mazza. 1992). В наст. время интерпретация молитв 9-10-й глав «Д.» как христ. версии «биркат ха-мазон» наиболее распространена в западной лит-ре, однако у этой интерпретации есть слабое место. Как показали совр. исследования в области истории синагогальной богослужебной традиции, к времени написания «Д.» устойчивый текст иудейских застольных благословений еще не успел сложиться (в частности, поэтому П. Брэдшоу предлагает вообще воздержаться от предположений об устойчивых типах раннехрист. евхаристических молитв, см.: Bradshaw. 2002. P. 139-143). Интересную интерпретацию молитв 9-10-й глав «Д.» и основанных на них евхаристических молитв VII кн. «Апостольских постановлений» предложил Ч. Джираудо, к-рый не производит их от молитв синагогального богослужения, а независимо возводит и молитвы «Д.», и «биркат ха-мазон» к более ранней традиции, укорененной в ветхозаветной практике ( Giraudo.

http://pravenc.ru/text/ Дидахе .html

Рыбки поедите … Хвастать ваш теперь черёд – Чем нас удивите??? …Снял Медведь большой мешок С сивого загорбка. – Вот вам мёда лагушок Да к столу икорка … Крокодил в углу сопел, Доставая сетку, – Он речной едой хотел Удивить соседку. Что же было в сетке той? Ну-ка отгадаем! Может, скажут Волк с Лисой, Угостившись чаем? …Неужели это сон Всем гостям приснился? Стол почти на сто персон Явствами светился. Был здесь студень с чесночком, Голубцы в сметане, Утки, гуси под лучком В заливном тумане. Мёд с брусникой в туесках, Квас, разлитый в кружки, – И затукало в висках Каждому зверюшке. …А хозяйка вкруг стола, – Хоть гостей несчётно, – Рассадить их всех смогла И притом – почётно. …Заходили желваки, Скулы заскрипели, Ели, пили в три руки, – А потом запели. Здесь захмелевшие от еды и напитков гости начали состязаться остроумием друг с другом в частушках: Медведь: «Как-то раз Лиса-соседка Пригласила в гости нас. Пригласила в гости нас – А достала только квас». Волк: «Сыра Бог послал плутовке – Та его мне сплавила. В три цены мне сплавила – Себе шубу справила». Лиса: «Ты всегда был жаден, Волк – Ненасытно пузо? Коли алчно пузо, – Значит, жди конфуза!» Марьяна: «Пусть расскажет Заяц, братцы, Про Лису, но только вкратце, – Что о ней мы знать должны Лишь с хвалёной стороны?» Заяц: «Нет честней, друзья, соседки – Дар её довольно редкий, – Правда, верить ей, друзья, Если честно, то нельзя». Волк: «Доставай, хозяин, гусли! Прочь разноголосица! Прочь разноголосица! Ноги в танец просятся!» Медведь: «В скоморошиной избушке Блажь закуролесила. Блажь закуролесила – С колобками весело!» Крокодил: «Эх-ма, кутерьма! Нам Марьяна всем кума! Нам Марьяна всем кума! Праздник сделала сама!» После состязания в остроумии и наплясавшись под частушки, гости снова садятся за праздничный стол и заводят общую застольную песню: Застольная песня: Песня вольная да застольная! А ещё она – хлебосольная! Собрала всех нас за одним столом: Нынче мы – друзья, хоть враги в былом. С песней этой нам в мире жить теперь.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/29/...

Подпишитесь на наш Телеграм Предновогоднее время еще с детства связано с чем-то сказочным, добрым, радостным. Мы пишем друг другу пожелания, ищем подарки родным и друзьям. Украшаем дом, елку, продумываем праздничный стол. И как же важно не растерять приподнятый настрой по дороге к Рождеству ! А что может заразить радостью лучше, чем хорошая рождественская музыка? Кадр из фильма «Эта замечательная жизнь», 1946 г. Когда мне хочется послушать что-то светлое и радостно-новогоднее, я включаю англоязычные треки к фильму «Эта замечательная жизнь» или «Один дома» . Давайте познакомимся и с другими популярными рождественскими композициями. Теми, что перепевались из века в век и каждый раз на новый лад, но не утратили самого главного мотива — радости, которая выплескивается в мир. «Наряжайте зал!» Начнем с народных песнопений. Итак, если вы развешиваете по дому гирлянды, вырезаете снежинки или просто украшаете елку, смело включайте песенку Deck the Halls! . Она, собственно, так и переводится — «Наряжайте зал!». Мелодия очень старая, родом из Англии, из Уэльса. Она стала особо популярной в конце XIX века, а раньше уже сам Моцарт наигрывал ее в своих концертах. Песня простая и незамысловатая, а текст староанглийский, но кое-что можно напевать, например, fa-la-la-la-la, la-la-la-la. «В лесу родилась елочка» по-английски Добавим сюда еще новогодний немецкий хит O, Tannenbaum, который в начале XX века перекочевал в США и там уже стал Oh, Christmas Tree . Это почти как наша «В лесу родилась елочка», они и по смыслу очень похожи, простенькие такие, детские. Старинная застольная Род Стюарт Следующим треком пусть будет Auld Lang Syne , например, в исполнении Рода Стюарта. Это старинная застольная шотландская песня на стихи Роберта Бёрнса, которая быстро завоевала любовь англичан и стала традиционным новогодним хитом. А Самуил Яковлевич Маршак перевел текст на русский язык и назвал «Старая дружба», песня с этим переводным текстом даже исполнялась. Добавим украинскую колядку! Николай Леонтович (1877–1921), автор обработки украинской народной песни «Щедрик» для хора

http://blog.predanie.ru/article/kak-sozd...

Фото: Виталий Татаринович. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Первый радиоконцерт из Москвы в 1922 году сыграла Антонина Нежданова. Вот так устраивали геноцид русскому народу стараниями антихриста Ленина большевицкие упыри. Я вырос на классической музыке, народной и народных песнях, передаваемых по радио. Кто нибудь подскажет, каков сейчас объём вещания классической и народной музыки по радио? 3. Ответ Погудин говорит ерунду, притом тенденциозную: Но главное не в этом. Песен, связанных с войной, действительно создано множество. Но народ выбрал из них те, которые не столько о боях и подвигах маршалов, сколько о вечном — любви, вере, надежде, чести и достоинстве, мужестве, стойкости. Противопоставление абсурдно. Разве это не совместимо (бои и подвиги + честь и достоинство)? О Зое Космодемьянской есть народные песни! Да и о Сталине есть, просто сейчас " неудобно " об этом вспоминать. Вообще, о любимых героях и полководцах народ пел веками. Да откройте любую фольклорную антологию, и вы увидите там солдатские песни о Петре Великом, Суворове, Кутузове, атамане Платове! И их существование никак не входило в конфликт с лирическими песнями тех же солдат! 2. Ответ на 1, Советский недобиток: В " Волховской застольной " забыл выпить за Сталина, в " Ленинград мой - милый брат мой " выкорчил сады Ленинграда, заменив петроградскими. Война, блокада и - Петроград?!. Согласен с Вами. Добавлю. Для Погудина в истории советской песни существует прежде всего классический " джентльменский набор " - Бернес, Шульженко, Юрьева и т.п., хотя в действительности их место тогда было весьма скромным. Тенденция здесь понятна - представить войну не как героизм народа, но лишь как трагедию маленького человека. Отсюда и цензурные замены даже в патриотических песнях. Чтобы поменьше напоминать о большом, о Родине. 1. Не-а. В " Волховской застольной " забыл выпить за Сталина, в " Ленинград мой - милый брат мой " выкорчил сады Ленинграда, заменив петроградскими. Война, блокада и - Петроград?!.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/06/oleg_p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010