Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный» 26.04.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Вторник , Страстная седмица Слово на литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник Завершился еще один Великий пост в нашей жизни, и на утрени этих Страстных дней из открытых Царских врат уже льется незримый свет Креста Христова и Воскресения. Глубоко сознавая невозможность для нас войти в этот свет, мы поем: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь». Что сказать о людях, которые отказались придти на пир Царя, и о человеке, который вошел не в брачных одеждах? Мы знаем, что большинство отвернулось от Церкви. Царство Христово открывается в храмах Божиих неделя за неделей, и кому оно оказывается неинтересным, придумывает свои извинения. Но Бог отвергает и тех, кто хочет войти в Царство, не исполняя волю Царя. Они извергаются во тьму кромешную, которая присутствует сегодня во всех делах и переживаниях отвернувшихся от Бога. Как будто ничего особенного не происходит, но человек оказывается предателем Бога. Как созвучно это: «Друг, почему ты здесь? Как вошел ты сюда не в брачных одеждах?» тому, что сказал Господь в Гефсиманском саду, когда обратился к Иуде: «Друг, для чего ты здесь?» Без Гефсимании и Голгофы нет пира пасхальной веры. Господь говорит нам в Евангелии, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе с пшеницей — а когда придет последний час, тогда Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). И другой образ мы знаем, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48). Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова апостола: «Облекитесь в смирение, в кротость, в смиренномудрие, в долготерпение, в милосердие, а более всего, над всем стяжите любовь, которая есть печать совершенства» (Кол. 3, 12—14). Это наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.

http://moral.ru/veliki-vtornik/

8. Брачная одежда. В брошюре заключается простой удобопонятный разговор между священником и прихожани– ном по поводу притчи Спасителя о званных на брак сына царского. Рассказ был бы вполне хорош, если бы в нем не проглядывало протестантское учение об оправдании человека, напр., в следующих выражениях: «тот несчастный, о котором говорится в притче, был бы радушно принят, если бы на нем была брачная одежда, предоставленная ему гостеприимным царем; без сомнения он обязан был надеть ее. Грешник никогда не смеет явиться в своей собственной праведности, потому что у него нет ее... Грешнику остается только обратиться к Спасителю с сердечной верой, усвоив себе заслуги Христа Спасителя...» 9. Пшеница или солома. Судя по складу речи и приемам в рассуждении, можно заключать, что брошюра эта есть переделка или перевод с немецкого сочинение – сектант– ского, – анабаптического характера, – хотя надо заметить, что сектантское учение в брошюре едва отображается. Все содержание брошюры направлено к тому, чтобы пробудить в человеке живое чувство веры и любви к Спасителю. Она строго порицает тех, которые хотели бы быть ни святыми, ни дурными людьми, а чем–то средним между теми и другими, которые говорят: «мы не хотим, да и не можем быть святыми избранными; но мы и не неверующие, мы не забываем наших обязанностей к Богу» (стр. 6). На основании слов Иоанна Крестителя ( Мф. 3:12 ) доказывается, что Иоанн Креститель и сам Бог делят всех людей на два разряда, так что в «видимой церкви на земле только или верующие, обратившиеся от суетной жизни и живущие со Христом (т. е. Истинно– благочестивые), или неверующие, необращенные, которые против Него: пшеница или солома; каждый из нас находится в том или другом разряде, потому что третьего не существует» (стр. 3, 7). Нельзя такое учение брошюры признать истинным, так как оно упускает из виду, что настоящее состояние человека (в Церкви воинствующей) есть состояние сияния и произрастания, когда пшеница (зерно) еще не созрела и от соломы (растения) она не отделена на гумне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Одежда для прикрытия, а не для УКРАШЕНИЯ Худо делают люди, которые ищут украшения в одеждах, и делают одежду не ради прикрытия наготы и согретия, но ради украшения и щегольства; тое поставляют себе в честь и украшение, что показует безчестие и безобразие; от того ищут похвалы, что обличает грех; с того утешаются, что представляет печаль, то есть знамение законопреступления; тем гордятся, чем должно их смирять. Все животныя, как созданы от Бога, так и имеются доныне, не требуют прикрытия, естественным одеянием довольствуются. Един человек лишился того за грех, и от них заимствует и прикрывается. Но то чудно, или паче сожалительно, что чужею кожею прикрывается, и тем возносится, и тое в честь себе поставляет, что должно было ему, яко бедному, скудному, нагому и лишенному, случай подавать к смирению (2:158) (также 1:105; см. ПИЩА , 677). Одежда служит до смерти, а духовное одеяние – ДОБРОДЕТЕЛИ, необходимы для жизни вечной Телесное украшение, как и всякая мира сего суета, на малое время, до смерти служит; яко тогда все мира сего сокровище от нас отходит, так что и тело самое в земле оставляем, но духовное украшение, верою и плодами ея приобретенное, ни самая смерть не отлучает от нас, но на оный век отходит с нами, и на всемирном собрании и суде Христовом явится с нами и подаст о нас свидетельство Судии праведному и всему миру, что мы не суете, но истине последовали (3:242). Для ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ христианину необходима особая брачная одежда Христиане к небесной великой «вечери» ( Лк. 14, 16 ) и преславному «браку Агнца Христа» ( Апок. 19, 7 и 9) позваны. Якоже убо хотящие в чертог царский внити и на трапезе его сести, украшают себе различно, дабы не явиться пред царем земным гнусными, и тако не быть изгнанными: тако наипаче христианам, хотящим внити в чертог небеснаго Царя и возлещи на преславной оной и пресладкой вечери, на которой «возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом» избраннии Божии ( Мф. 8, 11 ) и «упиются от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся» ( Пс. 35, 9 ), подобает иметь одеяние брачное, достойное брака онаго, и тем украсить себе, да не кто постраждет тое, что пострадал пришедший на брак сына Царева без одеяния брачного (3:242–243).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Кроме образа отвергшегося народа еврейского в этой притче, находим мы и иной образ – человека пришедшего на брак, но не имеющего одеяния брачного. В этом образе поистине тайна спасения человеческого. Здесь раскрытие истины, что для спасения человека недостаточно только одного пребывание среди званых. Нужна «своя» одежда, свое одеяние. Личный подвиг жизни, из званого делающий избранными. Для того, чтобы обрести часть в небесном Царствии, нельзя только внешне пребывать в Церкви. Церковь есть Тело Христово, а не внешняя организация только. Посему и подлинное общение с Церковью совершается чрез личный подвиг каждого из нас. Когда Господь изгонял прародителей из рая, Он их облек (вернее сами себя они облекли) в одежды «кожаные.» Одежда кожаная и есть одежда плоти, враждующей с Богом, одежда не брачная, препятствующая нам быть на браке Царского Сына. И подвиг жизни в совлечении этой одежды, в просветлении в очищении и освящении благодатью Духа Святого. Ибо званый, тогда только становится избранным, когда сам идет навстречу Богу, призывающему его в Свою Церковь, в Свое благословенное стадо. «Широка заповедь Твоя зело,» – восклицал еще в Ветхом Завете царь Давид. Широки возможности служения Богу на всех поприщах человеческого служения. Еще более точно явил это Господь в прощальной беседе своей с учениками: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюся ему Сам.» В этих словах Господь обещает явиться всякому (без различия его служения), кто соблюдает Его заповеди – заповеди любви и чистоты. Задумаемся же, братие, над брачною одеждою и над истинным пребыванием в Церкви и, быть может, это размышление заставит нас многое переменить в жизни нашей для того, чтобы оказаться не только зваными, но и избранными на благословенном браке Царского Сына в Царствии Его. Неделя 15я по Пятидесятнице: Две заповеди ( Матф. 22:35–40 ) «И один из них (фарисеев), законник, искушая Его (Спасителя), спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Притча о званных на ужин Уподобится Царствие небесное человеку Царю, иже сотвори браки сыну своему: и посла рабы своя призвати званныя на браки, и нехотяху приити. Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным, се обед мой уготовах, юнцы моя и упитанная исколена, и вся готова, приидите на браки; ониже небрегше отыдоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя, прочии же емше рабов его, досадиша им, и убиша их. И слышав Царь той разгневася и послав воя своя, погуби убийцы оны, и град их зазже. Тогда глагола рабам своим, брак убо готов есть, званнии же не быша достойны; идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки; и изшедше рабы они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых, и исполнися брак возлежащих. Вшед же Царь видети возлежащих, виде ту человека, не облечена в одеяние брачнаго и глагола ему: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачного, он же умолча. Тогда рече Царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешную, ту будет плачь и скрежет зубом; мнози бо суть званни, маложе избранных 126 . Какое сия притча имеет знаменование? По изъяснению Св. Отцев 127 сия притча имеет следующее значение: Царь устрояющий браки, есть Отец небесный яко Царь царствующих и Господь Господствующих; сын, для которого устрояется брак, есть единородный Сын Его Господь наш Иисус Христос; брачная трапеза, есть трапеза Св. Причащения и трапеза имеющая предложиться верующими во грядущей вечности; брак есть сочетание Иисуса Христа с Церковью ; юнцы и упитанная суть Агнец Божий снедаемый во Св. Причащении; званные суть Иудеи, язычники и все человеки призываемые к небесному царствию; рабы посылаемые к званным суть Пророки, Апостолы и Учители Церкви; брачная одежда есть благолепие души состоящее в жизни святой и сообразной с жизнию Иисуса Христа; а умерщвление убийц избивших посланных, равно как и извержение человека не имевшего брачной одежды, есть отвержение всякого, кто только не слушает гласа Господня. Что сею притчею Иисус Христос хотел показать?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Призванные потом на вечерю с распутий и халуг (халуга — огороженнное место, хижина) — это все мы бедные грешники, которые призваны в Церковь Христову с распутий идолопоклонства. Новая одежда брачная, в которой надлежало явиться на вечерю, — это одежда оправдания, снискиваемая раскаянием во грехах своих и верой в заслуги Христовы. Гость, оказавшийся не имущим одеяния брачна и, однако же, дерзнувший появиться вместе с другими на вечери, — это христианин лжеименный, который, вместе с другими, говорит: «верую и исповедую; чаю жизни будущаго века», а живет и действует, как неверный, и весь предан суетам века настоящего.    Таков, братие мои, разум притчи Евангельской о вечери и чертоге брачном, и таково отношение ее к делу нашего спасения! Эта же самая притча служит основанием и того умилительного песнопения, которым Святая Церковь оглашает слух наш в продолжение настоящих дней. Христианин представляется здесь видящим пред собой тот пренебесный чертог, в котором учреждена Божественная вечеря для всех уневестивших себя Жениху душ и сердец: «чертог Твой вижду, Спасе мой!» Вид неизреченного блаженства привлекает его, и он хотел бы войти на вечерю и присоединиться к священному лику празднующих, но взор на себя самого останавливает его. Он помнит злополучную участь того, кто имел безрассудство явиться на вечери царской, «не нмый одеяния брачна»; чувствует в то же время, что у него нет этого драгоценного одеяния, что одежда его, то есть дела и жизнь, мрачна, ветха и отвратительна: и одежды не имам, да вниду в он.    После этого надлежало бы оставить желание быть на вечери; но как оставить, когда туда стремится все существо его? — И вот, скудный одеянием, но не верой и любовью, он обращается с прошением к Тому, Кто силен восполнить все недостающее, Кто светом Своим может просветить всякую тьму, и молит Его оказать ему эту великую милость: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»    Бывали ль мы с тобой, возлюбленный слушатель, в подобном состоянии души и сердца? Если не бывали, то святая песнь Церкви не по нас, и нам нужно размышлять еще не о чертоге царском и вечери брачной, а о плене вавилонском и тьме египетской, в которых находимся мы с тобой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будем же помнить слова сегодняшнего Евангелия: много званых, а мало избранных. Будем благодарны Господу, за то что не презрел нашего убожества, но призвал нас к Своему общению, да сделаемся достойными этого приглашения, и получив радость этого звания на пир и других призовем к этой радости, стремясь в покаянии обрести чистые брачные одежды. Будем просить себе помощи Божией, покрова Божией Матери и молитвенной помощи святых Московских, да просветит душу нашу и покроет ее одеждой веселия для жизни будущего века. Аминь скрыть способы оплаты Комментарии Ираида Попова 24 июня 2019, 22:18 Ответ Роману задавшему вопрос 22 сентября 2015 года. Цитата из текста: " Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя. ПОД ОДЕЖДОЙ, «одеянием души» РАЗУМЕЮТСЯ ДЕЛА ЖИЗНИ По ВЕРЕ, та светлая, праздничная одежда, которая ПОДТВЕРЖДАЕТ НАШУ ГОТОВНОСТЬ НА брак, верность, Союз с БОГОМ в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни. Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце? Роман 22 сентября 2015, 19:34 Со всем уважением к Вам, отче. Я не могу понять где нищий и убогий должен взять брачные одежды? Вот представьте, перенесем ситуацию в наше время. Мер некого города позвал на свадьбу сына своих ближних и знаемых, но все отговорились. Тогда послал он наряд полиции и собрали бомжей из теплотрасс (ну такой чудак попался). Так вот вопрос, откуда у бомжей приличные костюмы? Они потому и бомжи, что не способны в силу своего безволия побороть свои страсти и жить нормально и даже потеряли почти все имущество, кроме рваного тряпья. Господь наш, Иисус Христос говорил притчами, чтобы на ПРОСТОМ примере наглядно показать своим ученикам, нечто им до этого не известное. Ученикам был понятен именно буквальный смысл притчи. Вы можете пояснить? А потом уже можно сколь угодно рассуждать что такое брачная одежда, когда буквальный смысл понятен.

http://pravoslavie.ru/81875.html

    Царство Божие есть невод, захватывающий и лучших, и худших, тех, которые прежде стремились к праведной жизни по Закону и тех, которые совершенно умерли в грехах и беззакониях, но, услышав проповедь Евангелия, покаялись и обратились ко Христу. «И брачный пир наполнился возлежащими». До сих пор притча Христова объясняла нам, за что и как Бог наказал народ Иудейский и его старейшин и учителей, которые явно отвергли благовестие о спасении; объсняла, как войдут в Царствие Божие язычники. Теперь Господь раскрывает и предостерегает нас, что и из всех, которые войдут в Его Церковь, не все будут достойны Царствия Его. «Царь, войдя посмотреть возлежащих», Господь, как Единый Сердцеведец, Сам рассудит, кто достоин и кто не достоин Его Царствия. О нем именно сказано: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое»  (Мф. 3:12). Всем гостям, призванным на царский пир, выдавалась приличная одежда: все, вступающие в Церковь Христову в Таинстве Крещения облекаются в ризу правды, в светлую одежду чистоты духовной, становятся новыми людьми по благодати и должны хранить эту чистоту души, не оскверняя ее новыми грехами. Брачная одежда есть чистая и непорочная жизнь, подобно одежде, сотканной из добродетели. «Итак облекитесь», — говорит апостол Павел (Кол. 3:12), — «как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». «Под одеждой, — говорит святитель Златоуст, — разумеются дела жизни. Хотя призвание и очищение есть дело благодати, но то, чтобы призванные и облеченные в чистую одежду постоянно ее сохраняли такой, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати; поэтому должно соответствовать благодати послушанием и, получив честь, не показывать такого нечестия. Поэтому великое наказание ожидает нерадивых. Ибо ты, уклоняясь к развратной жизни, также оскорбляешь Бога, как и они оскорбили Его тем, что не пришли к Нему. Ибо войти в нечистой одежде означает: имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Потому и сказано: «он же молчал». Не видишь ли, как при всей ясности дела, Господь не прежде наказывает, как тогда уже, когда согрешивший сам себя осудил! Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию». Почему Господь сказал в притче: «сделал брачный пир», а не брачные пиры? «Потому, — отвечает на это преподобный Симеон Новый Богослов, — что сей брак бывает с каждым верным сыном дня», каждая верующая душа может не только соделаться участницей Царствия Божия, но и невестой Христовой. И Господь дает нам все средства, чтобы мы могли жить по вере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И если пришествие Христово сравнивается с приходом жениха за невестой, то само соединение и вечное торжество Христа с Церковью, Бога с человечеством именуется брачным пиром или брачной вечерей Агнца ( Мф. 22:1–14 ). Это неизреченное, таинственное и всецелое соединение человека с Богом. Об этом и песнь небожителей, ибо наступил брак Агнца , наступил заветный и вожделенный час. Но в брачный чертог нельзя вступать без брачной одежды ( Мф. 22:11–13 ), и потому жена Его приготовила себя . Долгие века христианская Церковь , жена Агнца, приготовляла себя к встрече с небесным Женихом. Как же она приготовляла себя? Это приготовление заключалось в разработке, все большем углублении и кристаллизации церковного учения, отсечении всевозможных пагубных ересей. В создании и совершении дивного и неповторимого богослужения. В бесчисленных подвигах святых подвижников, монахов и мучеников. В свидетельстве миру Божественной истины, явлении небесной нетварной красоты и излиянии людям мира, добра и любви. Это приготовление Церкви заключалось в благодатном освящении каждого своего чада и приведении его ко Христу, к небу. Последние приготовления Церкви совершатся во дни страшных гонений антихриста. Выйдя из этого всеочищающего горнила, Церковь будет окончательно приготовлена. Все приготовления ко браку закончены, светильники зажжены, время к полуночи, остается только жениху войти в брачный чертог. Скоро небесный брак. Душа, приготовила ли ты себя? Откр.19:8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. Это и есть брачная одежда жены-Церкви, в ней она имеет право вступить в небесный брачный чертог. Сколь сильно отличается эта одежда от одежды великой блудницы. Там было все роскошно, по-царски: порфира, багряница, золото, драгоценные камни, жемчуга. Здесь же чистый шелк, означающий святость жены. Андрей Кесарийский объясняет значения виссона как светлость в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размышлении и созерцании. Виссон чистый , потому что Церковь очистила своих чад от всех согрешений и пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Каноническое достоинство книги Песнь песней отвергал известный представитель Антиохийской школы Феодор Мопсуестийский (InCant.:PG 66, 699 — 600) и, как свидетельствуют блж. Феодорит (InCant.Praef.:PG 81, 29 — 31)и Фuлacmpuй(Dehaeres. PL 12, 1267B) некоторые другие толкователи. В одних местах богодухновенный автор сам объясняет использованные им метафоры (Иез. 16; Иоил. 1, 4 — 6; Ис. 5, 1 — 7); в других же особенно в Псалтири и в Песни Песней нет никаких пояснений, так что толкователю приходится руководствоваться контекстом и параллельными местами. Юнгеров в частности отмечает: «Pepoikilmšnh преиспещрена , разноцветная (Быт. 37, 2), нарядная (Иез. 10, 10. 26, 16) одежда. Т.е. в драгоценную и нарядную одежду одета, преимущественно таковою делалась брачная одежда» (Псалтирь в русском переводе с греческого текста LXX (перевод П. Юнгерова).Казань, 1915, с. 45). Guinot1995, p. 268. Некоторые исследователи считают, что возможно во время блж. Феодорита существовали своего рода сборники или словари образов Священного Писания (Ch.Shäublin. Untersuchungen zu Methode und Herkunft der antiochenischen Exegese. Köln — Bonn, 1974, p. 96 — 108: цит. по: Guinot1995, p. 267). R.C. Hill.Theodoret of Cyrus: Commentary on Daniel. Introduction//Society of Biblical Literature. Writings from the Greco-Roman World, 7, Leidon — Boston, 2006, p. XXII. Гино считает, чтоблаженныйФеодоритв своих комментариях на пророческие книги ведет жесткую полемику сФеодоромМопсуестийским и ДиодоромТарсийским относительно мессианских мест.Он не называет их имен, обозначая своих оппонентов достаточно абстрактно: «некоторые»: GuinotJ. V. XXV. Leuven, 1993, p. 89. Эту мысль прекрасно выразил святитель Иоанн Златоуст:«Много раз говорил я вам, возлюбленные, что надобно принимать во внимание и слоги, потому что сказано: испытывайте Писания, часто и одна йота или одна черта возбуждает мысль. Если же хочешь убедиться, что и прибавление одной буквы дает мысль, то этот патриарх Авраам прежде назывался Аврамом, и сказал ему Бог: не будет твое имя Аврам, но Авраам; прибавил одну букву «а» и сделал его отцом многих народов» (Иоанн Златоуст, свт. Слово о Лазаре//Творения, T.I., кн.2. С.-Пб., 1895, с. 852 —853. PG 48, 1040).

http://bogoslov.ru/article/1146143

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010