— Храм на Бутовском полигоне существует уже 12 лет. Что сделано за это время? — Да, храм был построен в 1995-1996 годах и освящен 11 декабря 1996 года в день памяти митрополита Серафима (Чичагова). Наверное, самое главное, что произошло  —  духовная атмосфера этого места изменилась. Местные жители свидетельствуют о том, что это место отталкивало от себя людей. Даже мальчишки не лазили на территорию захоронений, огороженную забором, за яблоками, хотя там достаточно хороший яблоневый сад. А предпочитали лазить в сады по дачам, которые окружают территорию захоронения. Сейчас, опять же по свидетельству и местных жителей и родственников пострадавших, которые приезжают на полигон, это место действительно стало светлым, хотя и скорбным. Это главное, что произошло и сделано здесь. Очень важно то, что это место стало известно всему миру. Сейчас сюда приезжают паломники не только из Москвы, и не только из России, но и из других стран. Например, приезжала родственница одного из пострадавших из Бразилии. Затем в одной из центральных бразильских газет была опубликована статья на целый разворот о Бутовском полигоне. В прославлении этого места колоссальная роль Его Святейшества. С 2000-го года Святейший Патриарх Алексий ежегодно возглавляет на Бутовском полигоне замечательное, совершенно необыкновенное пасхальное богослужение, собирающее сотни священнослужителей и тысячи богомольцев, количество которых умножается из года в год. Если говорить о материальных вещах, то за это время построен деревянный храм. Именно благодаря тому, что здесь совершается Бескровная Жертва и произошло изменение духовной обстановки на полигоне. Сейчас возведен большой каменный храм, построенный фактически за два года, и мы надеемся, что в мае наступившего года этот храм будет освящен. И если в первые годы, когда мы начинали служить, на службах стояло буквально несколько человек, то в последнее время деревянный храм просто не мог вместить всех желающих. А после того, как службы начали совершаться на нижнем этаже каменного храма, количество прихожан резко возросло. Хотя некоторые и выражали сомнение, что храм находится в стороне от дорог и потому прихожан будет мало, но уже сейчас на воскресных службах молятся 200-300 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/194486.htm...

В 1994 г. на Пасху архиепископом Солнечногорским Сергием и епископом Истринским Арсением был установлен и освящен памятный крест на месте массовых казней священнослужителей и мирян, расстрелянных и захороненных на территории бывшего полигона НКВД-КГБ «Бутово» в период с 1936 по 1948 гг. Деревянный однопрестольный храм, построенный в традиционном русском стиле по проекту архитектора Д.М. Шаховского, был освящен в декабре 1997 г. Только по официальным данным, в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь расстреляно 20765 человек, из них за веру Христову пострадало около тысячи священнослужителей и мирян. К началу 2000 г. в лике святых прославлено 140 новомучеников, принявших в Бутове смерть. «Русской Голгофой» назвал Бутово Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. Храм Воскресения Христова в Бутове был заложен 15 мая 2004 г. Накануне в Россию впервые приехал глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. На Бутовском полигоне представители Русской Зарубежной Церкви впервые молились с полнотой Матери-Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма, в которой Святейший Патриарх предложил принять участие и митрополиту Лавру. Ровно через три года, 19 мая 2007 г. в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове. Храм на Бутовском полигоне выстроен в традиции шатровой архитектуры. Аналогичных пятишатровых храмов в древнерусской архитектуре практически нет. Наиболее близким по облику является деревянный трехшатровый собор в Кеми, который в какой-то мере явился прообразом храма в Бутове. Первый этаж храма посвящен подвигу новомучеников, поэтому в притворе на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками на двух витринах помещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 г. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. По стенам храма размещено более пятидесяти икон бутовских святых. Изначально предполагалось написать отдельные иконы всех бутовских мучеников, но так как в лике святых было прославлено более 320 человек, то было принято решение о написании соборных икон по дням расстрелов. Эти соборы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове, во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

http://sobory.ru/article/?object=16836

На богослужении присутствовал глава Ленинского городского округа Московской области А.П. Спасский. За Литургией молились игумении и насельницы ряда женских монастырей, священнослужители Бердянской епархии,  многочисленные паломники из Москвы и Московской области. Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Е.В. Пономаренко). Богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалами «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Затем были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении и горькую смерть приемших, их же имена Ты Сам, Господи, веси». Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Воробьев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне. После пения «Вечной памяти» был пропет тропарь праздника Пасхи. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству панагию, изготовленную по образцу панагии священномученика Аркадия (Остальского), в Бутове убиенного. Епископ Аркадий был близко знаком с дедом Святейшего Патриарха Кирилла Василием Степановичем Гундяевым.  «Действительно, владыка был очень близок, вместе с моим дедом в тюрьме сидел и на Соловках, — сказал Святейший Патриарх, принимая панагию. — Вместе под страхом расстрела совершали Божественную литургию на пеньках. Первое свидетельство о владыке я получил от своего деда, который его очень почитал. Благодарю Вас за этот подарок». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/6026611.ht...

- Сколько человек ежегодно посещают Бутовский полигон? - Полигон посещаемый, центр при нем посещают порядка 7-8 тысяч человек. Но многие еще приезжают на богослужения. Например, на патриарших службах здесь по несколько тысяч человек бывает, и часть из них тоже посещают полигон. - Да, к примеру, Музей Холокоста в Иерусалиме - один из самых посещаемых... - К сожалению, у нас это пока не так. Но тем не менее, при нашем храме есть паломническая служба, которая встречает паломников, светские и церковные группы, чтобы на понятном языке рассказывать об истории полигона. Посещают полигон и иностранные делегации. - Достаточно ли почитаются новомученики в самой Церкви? - Сейчас, слава Богу, это почитание стало распространяться. Этому помогает увеличение числа храмов, которые посвящены новомученикам, увеличивается количество мероприятий в память о новомучениках, книги, которые издаются. Увеличивается и молитвенное почитание новомучеников. Чаще совершаются паломничества. Может быть, хотелось бы большего, но слава Богу за то, что есть. - Как Вы относитесь к тому, что в последние годы появилась тенденция к почитанию Сталина, в то время как почитание новомучеников если и растет, то, может быть, не столь очевидно? - Думаю, это связано с незнанием нашей истории, с незнанием того, какой ценой были добыты достижения во время правления Сталина, в советский период. Достижения, несомненно, были, этого никто не оспаривает, но, тем не менее, мы плохо знаем цену. Даже цену победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, солдатскую жизнь можно было не раздумывая положить, когда, может быть, нужно было найти другие решения. Что касается почитания новомучеников, то в ближайшую субботу, 21 мая, будет совершено патриаршее богослужение, и я приглашаю всех желающих принять участие. Богослужение начнется в 9 часов утра. Добраться до нас можно будет специальным маршрутным автобусом, который будет отходить по мере наполнения от станции метро " Бульвар Дмитрия Донского " . скрыть способы оплаты Комментарии

http://pravoslavie.ru/93501.html

В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.). На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин. Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

http://pravicon.com/info-1883

Память преподобного Варлаама Хутынского всегда бережно хранилась в этом храме, и каждый раз, когда наступал день его памяти, тысячи людей со всей Москвы приходили сюда для того, чтобы помолиться перед чудотворной иконой подвижника, испросить у него помощи. Святой Варлаам еще при жизни прославился многими чудесами, и по смерти угодника Божия чудеса по его молитвам продолжали совершаться, совершаются они и по сей день. В начале XX века, когда на Русскую Церковь обрушились тяжелейшие гонения, в этом храме служил священником и некоторое время настоятелем отец Константин Любомудров. Он глубоко почитал преподобного Варлаама, и так судил Бог, что мученическую кончину отец Константин принял именно в день памяти этого угодника Божия, поэтому на иконах он изображается с образом преподобного Варлаама Хутынского в руках. Священномученик Константин Любомудров был одним из многих священнослужителей Русской Православной Церкви, которые стали жертвами богоборческих гонений. Он был сначала арестован, потом сослан. Получив свободу, он вел нелегкую жизнь, совершал богослужения в частных домах. Впоследствии его снова арестовали и осудили по приговору «тройки», как это было тогда принято: без всякого суда и следствия три человека подписывали расстрельный приговор. Таким образом было уничтожено большинство священнослужителей Русской Православной Церкви. Отец Константин стал одним из тех многих, кто окончил дни своей жизни на Бутовском полигоне. Если кто из вас там не был, обязательно посетите это место. Сейчас оно находится в черте Москвы, а тогда это было ближнее Подмосковье. На Бутовском полигоне ежедневно расстреливали людей – иногда по несколько десятков человек, а иногда по несколько сотен. Эта «фабрика смерти» была создана безбожной властью для того, чтобы избавляться от неугодных ей людей. Самым младшим из тех, кого там расстреляли, едва минуло четырнадцать-пятнадцать лет, а самым старшим было уже под девяносто. Например, священномученику Серафиму (Чичагову), бывшему митрополиту Петроградскому, которого, по свидетельствам очевидцев, несли к месту расстрела на носилках, так как он уже не мог сам передвигаться, было 87 лет.

http://mospat.ru/ru/news/48019/

Николо-Покровский приход включал в себя территорию, ограниченную, с одной стороны, Семеновской слободой, правым берегом Яузы от Покровского моста до Немецкой слободы, с другой стороны — Большой (будущей Большой Покровской) улицей. После революции 1917 года храм посещал святитель Тихон, Патриарх Всероссийский . В 1922 году из храма изъяли большую часть ценностей. Много сил организации церковно-приходской жизни храма в тяжелые двадцатые годы (1923-1929) отдал талантливый проповедник протоиерей Георгий Горев. Настоятелем храма в 1920-1923 годах был протоиерей Сергий Голощапов, претерпевший в дальнейшем гонения и мучения. В день памяти святителя Николая, 19 декабря 1937 года, он был расстрелян на Бутовском полигоне. Последний священнослужитель Покровского храма того периода протоиерей Павел Ансимов был расстрелян 21 ноября 1937 года на том же Бутовском полигоне. Оба священника прославлены в лике священномучеников в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В мае 1931 года было принято решение о закрытии храма, в апреле 1932 года начали разборку и переоборудование храма под хлебозавод, который действовал до 1986 года и был закрыт из-за аварийного состояния. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II началось возрождение церковно-приходской жизни храма. Его настоятелем был назначен архимандрит Дионисий (Шишигин) (†01.12.2017). После масштабных восстановительных работ в 1995 году были возобновлены регулярные богослужения, в 1997 была совершена закладка порушенных и оскверненных в 1932 году центрального Никольского и северного Покровского алтарей. 18 апреля 1998 года приход посетил Святейший Патриарх Aлekcuй II. В начале 2000-х годов началось строительство колокольни, которая была разрушена в советское время, продолжилось восстановление внутреннего убранства храма. 6 марта 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в храме Божественную литургию. При храме действуют воскресная школа для детей, музей Святейших Патриархов Московских и всея Руси «Былое пролетает...», приходская библиотека, проводятся катехизические беседы для взрослых.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Накануне подписания исторического документа в прессе звучали пессимистичные голоса, что-де многие приходы выйдут из-под омофора Русской Зарубежной Церкви. Называлась даже цифра – до 20 процентов. Оправдались ли эти прогнозы? – Не думаю. Некоторые люди, действительно, перешли в раскольнические образования, но их не так много. Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту – подписанию Акта о каноническом общении. Тем более, что последующее развитие событий не дает повода для тревоги. Наше общение проходит в духе любви и мира: мы имеем прежнюю самостоятельность, никто не посягает на нашу собственность – люди видят добрые плоды нашего общения, и это для них самый главный результат нашего единения. – Какие события за время, прошедшее после подписания Акта о каноническом общении, Вам показались наиболее яркими? – Мне особенно запомнилось богослужение на месте, которое в России называют " Русской Голгофой " , на Бутовском полигоне. Как вы знаете, 19 мая прошлого года в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове, – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова, а я освящал левый придел – во имя святителя Тихона. В этих торжествах приняли участие, как члены Священного Синода Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. У меня в памяти отложился и тот день, 15 мая 2004 года, когда состоялась закладка этого храма. Тогда на Бутовском полигоне участники делегации Русской Зарубежной Церкви впервые молились за Божественной литургией, совершаемой патриаршим чином. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма. Мне запомнились также наши совместные богослужения в Киеве, в Свято-Успенской Почаевской лавре. После посещения святых мест России мы вернулись в Америку. У себя мы принимали делегацию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. К нам прибыло духовенство, хор Сретенского монастыря. Наши верующие имели возможность молиться вместе со своими братьями и сестрами из России, поклониться чудотворной иконе Божией Матери " Державная " , которая прибыла из Москвы.

http://religare.ru/2_51442_1_21.html

Накануне подписания исторического документа в прессе звучали пессимистичные голоса, что-де многие приходы выйдут из-под омофора Русской Зарубежной Церкви. Называлась даже цифра – до 20 процентов. Оправдались ли эти прогнозы? – Не думаю. Некоторые люди, действительно, перешли в раскольнические образования, но их не так много. Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту – подписанию Акта о каноническом общении. Тем более, что последующее развитие событий не дает повода для тревоги. Наше общение проходит в духе любви и мира: мы имеем прежнюю самостоятельность, никто не посягает на нашу собственность – люди видят добрые плоды нашего общения, и это для них самый главный результат нашего единения. – Какие события за время, прошедшее после подписания Акта о каноническом общении, Вам показались наиболее яркими? – Мне особенно запомнилось богослужение на месте, которое в России называют " Русской Голгофой " , на Бутовском полигоне. Как вы знаете, 19 мая прошлого года в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове, – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова, а я освящал левый придел – во имя святителя Тихона. В этих торжествах приняли участие, как члены Священного Синода Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. У меня в памяти отложился и тот день, 15 мая 2004 года, когда состоялась закладка этого храма. Тогда на Бутовском полигоне участники делегации Русской Зарубежной Церкви впервые молились за Божественной литургией, совершаемой патриаршим чином. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма. Мне запомнились также наши совместные богослужения в Киеве, в Свято-Успенской Почаевской лавре. После посещения святых мест России мы вернулись в Америку. У себя мы принимали делегацию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. К нам прибыло духовенство, хор Сретенского монастыря. Наши верующие имели возможность молиться вместе со своими братьями и сестрами из России, поклониться чудотворной иконе Божией Матери " Державная " , которая прибыла из Москвы.

http://religare.ru/2_51442.html

Покровитель Храма – священномученик Серафим Чичагов. С первых дней строительства храма было замечено особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) – митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь ощущалась теми, кто был причастен к возведению храма на месте захоронения. 11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД, был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бутово, ул. Юбилейная, д. 2. Телефон: +7 (495) 549-22-24 , +7 (495) 549-22-22 Электронная почта: polygonbutovo@mail.ru Сайт: http://martyr.ru/ Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Утреннее богослужение ежедневно в 8:00, по воскресным дням Литургия в 9:00. Накануне воскресных и праздничных дней — Всенощное бдение в 17:00. Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма Храм открыт ежедневно с 10:00 до 17:00 или до окончания вечернего богослужения. Экскурсии [ править править код ] Экскурсия по мемориальному комплексу. Занимает 1,5 – 2 часа. Включает посещение территории захоронений и приходских храмов, рассказывает об истории Бутовского полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Знакомит со святынями бутовских храмов, мемориальными памятниками, с житием Святых Новомучеников именно Вашей земли, упокоившихся во рвах полигона. Разработаны варианты экскурсий как для паломнических так и для светских групп, в том числе и образовательные для учащихся высшей и средней школы, адаптированные к возрасту экскурсантов. Программа экскурсий одобрена департаментом образования г. Москвы. Индивидуальные посетители могут присоединиться к группе уточнив график экскурсии.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010