Ин.12:17–50 Мф.26:6–16 В среду Господь сказал ученикам: «Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мф.26, 2 ). Этими словами были развязаны силы зла. Тут же «собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» ( Мф.26, 3–4 ). Тут же и предатель, Иуда Искариот, наконец, решился: «пошел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». О поступке Иуды есть разные суждения. Некоторые даже считают, что он был самым верным учеником. Чтобы совершилось дело нашего спасения, кто-то должен был предать. Иуда, мол, сознательно взял на себя эту черную, но необходимую работу. Но все гораздо проще. Священное писание прямо говорит о Иуде, что он был обыкновенный «вор». Богослужебное предание тоже воспринимает Иуду как одержимого страстью сребролюбия: «Егда славные ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго судию, предает». Эта страсть Иуды испытала особенное потрясение, когда на вечери в доме Симона прокаженного к Иисусу подошла Мария с «сосудом мира драгоценного, и возливала Ему, возлежащему, на голову». Иуда от всего сердца возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»?! А Иоанн Богослов тут-то и объясняет нам истинные причины этого «благородного возмущения»: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик», и ему, очевидно, не давало покоя то, «что туда опускали» ( Ин.12, 6 ). Наверное, воображение Иуды настолько было захвачено этими, столь близкими и ускользнувшими деньгами, что он теперь любой ценой хотел вернуть их. А тут еще и Сам Иисус говорит, что Ему надлежит быть предану и убиту, и даже – что Он уже приготовлен к погребению! Вот возможность сделать сразу два полезных дела: и – ускорить исторический процесс, и – заработать на этом. Некоторые философы так и учат: «падающего – подтолкни»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, третья книга Моисеева. Во времена святого Моисея духовенство тоже имело богослужебный устав. Со временем этот ветхозаветный устав стал тем, что мы называем книга Левит . По имени колена Левиина, из которого и подбирались в ту эпоху священники. Была воля Божия том, чтобы у людей имелся устав для богослужения. Устав – это не только лишь плод человеческих пожеланий и усилий. Не будем забывать о главном, о воле Божией. Пророк Моисей Откроем начало Моисеевой книги: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то…» (Лев. 1:1,2). Далее идут объяснения, что и как приносить в жертву. Объяснения даны напрямую от имени Всевышнего Бога. Как совершать жертву всесожжения и хлебные приношения Господу… Специально говорится в Левите и о жертве за грех. Эти внешние ритуальные действия человека связаны с внутренним деланием – покаянием. И, конечно, с грядущим искуплением грехов. В конце времен Христос приносит Себя в жертву за грех. Помимо рассказа о поставлении во священство Аарона и сынов его мы прочтем в книге Левит подробные предписания ритуально чистой и нечистой пище, о священнодействиях, которые давали людям духовное очищение. И еще там сказано об особых днях года. Не только о праздниках, о покаянных днях тоже: прочтем про Пасху и Судный день. Вот ветхозаветные богослужебные круги: годовой, седмичный (с субботним праздником во главе) и суточный круг тоже намечается. За что мы ценим устав? Боговдохновенная книга Левит заметно отличается от нашего церковного Типикона. И в то же время третья книга Моисеева во многом похожа на Типикон. Почему? Потому что общинное богослужение должно быть чинным, упорядоченным, последовательным священным действием. В богослужении люди должны увидеть не какие-то случайные привходящие элементы, не «полутеатральные экспромпты», которые так любят радикальные секты, а убедительную силу благословенного нам свыше чина, который мы приняли от отцов.

http://pravmir.ru/tipikon-v-epohu-praott...

Как можно любить и желать чего-то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Дорогие слушатели, братья и сестры!  Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил. И это – единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и печаль нашего номинального христианства. Только когда мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост . Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту новую жизнь, от которой мы так легко отходим, изменяя ей. Увидать и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать чего-то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Единственный вход в это Царство, приобщение к новой жизни, с самого начала и до сих пор – это церковное богослужение. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Коринф. 2:9). Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, её сердце, её вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова. Дается предвкушение Вечной Радости, ожидающей нас, Славы и Победы, невидимо уже наполняющих всю Вселенную. Смерти нет! И все церковное богослужение построено вокруг Пасхи. Литургический годовой круг, последовательность праздников и постов, становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу, который, в то же время, есть и начало. К концу всего старого, к началу новой жизни. Постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/my-zhivem-tak-kak-budt...

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

Но и здесь в нашу эпоху нередко бывают «лубочные» крайности. К сожалению, нередко и для взрослых христиан эта сентиментально-детская сторона праздника становится главной и единственной, заслоняя собой подлинный смысл пришествия в мир Спасителя. А ведь и Писание, и церковные песнопения, и творения святых отцов, повествуя об этом дне, вспоминают не «пухлые щечки» и «розовые пяточки» Богомладенца, рассказывают не о «ласковом дыхании» животных, согревавших Его в яслях, – нет, все они единодушно говорят о войне и битвах! Непримиримой и жестокой войне, в которой родившемуся сегодня Богомладенцу предстоит пройти через муки и смерть, чтобы победить Своего и нашего врага. Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его ( Мф.12:28–29 ) – в таких отнюдь не мирных выражениях говорит о цели Своего пришествия Сам Спаситель. Слова эти живо перекликаются с ветхозаветным пророчеством Исаии, предвозвещавшего пришествие обещанного Богом Спасителя именем-призывом: Скоро плени, нагло расхити ( Ис.8:1–4 ). Не случайно пророчество это включено в круг богослужебных чтений рождественского сочельника. Словам пророков и Самого Спасителя вторят апостолы: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). А вот в каких выражениях говорит о Рождестве Богомладенца святитель Филарет Московский в одной из своих рождественских проповедей: «Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земле рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшего спасти человеков, а человек, для котораго Сын Божий соделался Сыном Человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земле мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – все младенцы Вифлеемские… После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новые брани, новые опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князья, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земные силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирного Царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков», и для вас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. А для нас грешных самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы самим прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока еще мы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, все, что совершается, поется и читается за богослужением. И, снова входя ныне в годовой круг богослужения, будем помнить, кто мы и к чему призваны. И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что не одни мы совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь . «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», – воспеваем мы на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. И не только в эти дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к вечной Своей памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Подпишитесь на наш Телеграм Чтение Святейшим Патриархом Великого Канона Андрея Критского Размышления одного непутевого православного в начале поста. Моя сестра на днях задала очень справедливый вопрос: «Ты можешь объяснить, зачем мы постимся?». Ситуация усложняется еще тем фактом, что она – певчая на клиросе, то есть в каком-то смысле «профессиональная православная». Только если такие люди подчас утомляются от ежедневного соприкосновения с храмом и начинают охладевать в вере, она, наоборот, пытается не потерять живую связь с Богом. А я не могу не согласиться, что ежегодный богослужебный круг этому способствует… У меня у самого случился первый и пока что единственный церковный кризис прямо накануне Великого поста три года назад. Не было абсолютно никакого желания налагать на себя «бремена неудобоносимые», принимать постное выражение лица и далее по списку. Наверное, я выбрал самый неправильный вариант, быть может, стоило стиснуть зубы и все равно ходить на все постовые службы, но ваш покорный слуга поступил иначе и появился в храме только в Пасхальную ночь. А до того пытался разобраться со своей душой… А подумать было над чем. В православии есть две четко оформившиеся устные народные традиции, которые, если откровенно, противоречат друг другу. Если упростить, то: одни говорят, что нельзя молиться в трусах у себя дома, дескать, как же так, ты ведь с Богом разговариваешь, другие уверяют, что Он – это Любовь, и ты вправе строить с Ним отношения так, как тебе больше нравится. Кто прав? Мне лично ближе вторая точка зрения. Просто потому, что она больше опирается на Священное Писание. На ум, например, сразу приходят слова: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:6). Разве здесь Христом ставятся какие-то еще условия для того, чтобы человек был услышан Богом, кроме как установление с Ним доверительных отношений? Сестру удручают многочисленные поклоны и вставания на колени во время Великого поста.

http://blog.predanie.ru/article/kakovo-s...

«Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения». 2 Благодарение, покаяние, просьба – такова нормальная последовательность видов молитвы. Не следует начинать с исповедания грехов. Перед тем как посмотреть вниз, на собственное уродство, взглянем с благодарностью вверх и за пределы самих себя – на славу Божию. Вот почему суточный богослужебный круг Православной Церкви начинается ежедневно вечером с чтения или пения 103-го псалма, который представляет собой хвалебный гимн Богу за творение: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славой и величием (…) Как многочисленны дела, Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. И Божественная Литургия начинается не с покаяния, а с провозглашения Божией славы: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Как царственное священство, мы начинаем с благословения Бога за радость Его Царства. Общение Кроме того, что человек является свободным и евхаристическим животным, он еще – общественное животное. Это третья отличительная его черта. По словам Аристотеля, человек есть «политическое животное», так как он становится самим собой – истинным человеком – только когда живет в «полисе», в организованной социальной общине. Даже отшельник должен подготовить себя к отшельничеству общинной жизнью среди монашеской братии. Человек диалогичен; по словам Джона Макмюррея, «не может быть человека, пока не будет в наличии по крайней мере двоих людей, находящихся в общении». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). «Сотворим» – по учению восточных Отцов, это означает, что три Лица Троицы как бы держат совет друг с другом. 3 Человек создан по образу Троицы – по образу Бога, Который, так сказать, не Один, но Един в Трех. Поэтому человек призван выразить себя, как и Бог , в общении и общине. Подобно Богу, Который является не изолированной монадой, но единством Трех Личностей, живущих друг в друге в вечной взаимной любви, человек становится полностью человеком – в соответствии с образом Божиим – только когда он живет в других и ради других. Мы становимся людьми через участие (sharing).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

Причем, слова «отдам за жизнь мира» указывают на будущее время. Слова же из Евангелия от Матфея (Мф.26.26-28) – «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», которые стали установительными словами обеих литургий, указывают на настоящее время, т.е. на время проведения Тайной Вечери. Она состоялась до распятия Христа, а, следовательно, до Его воскресения. Слова же из Евангелия от Иоанна о «жизни мира», на мой взгляд, относятся ко времени последовавшем за Его воскресением. Поэтому у нас есть две даты – до распятия Христа и после. Тайная Вечеря и соответствующая ей иудейская Пасха синоптических Евангелий состоялись до распятия Христа, а иудейская Пасха, о которой идет речь в Евангелии от Иоанна, была после распятия Христа – в субботу. Теперь вернемся к календарю. В соответствии с церковным календарем выстраивается годовой круг богослужений, главным элементом которого является Литургия. На Литургии, как я уже писал, человек причащается Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. Личные грехи – это проявление укоризненных страстей. Жизнь вечная – это избавление человечества ( человеческой природы ) от смертности. Все неукоризненные страсти – это проявление смертности в том или ином виде. То есть с помощью Литургии человек постепенно избавляется от укоризненных ( в начале ) и неукоризненных страстей ( в конце ). Первая часть годового богослужебного круга – от Пасхи до Рождества – посвящена в основном избавлению от укоризненных страстей ( грехов ), и во время этого периода в церквях служится ежедневно литургия Иоанна Златоуста, за исключением Рождественского и Крещенского сочельников, а так же дня памяти Василия Великого, а период до следующей Пасхи посвящен в основном избавлению от неукоризненных страстей, во время которого по воскресеньям Великого поста служат литургию Василия Великого, а по субботам и в Вербное воскресение служат литургию Иоанна Златоуста.

http://bogoslov.ru/article/6174863

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010