2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху. 2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Второй том Собрания документов содержит материалы по различным направлениям деятельности Русской Православной Церкви. Однако этих материалов оказалось настолько много, что том пришлось разбить на две части. В первой его части было помещено 180 документов, освещающих богослужебные вопросы, вопросы канонизации и почитания святых, образования новых епархий и приходов, хиротонии, дисциплины клириков, их материальной поддержки, устроения монашеской жизни, организации церковных братств и сестричеств, вопросы духовного образования, катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы (сюда включены и необходимые стандарты и рекомендации, касающиеся организации соответствующей деятельности), а также издательской, информационной и финансово-хозяйственной деятельности. Во вторую часть второго тома будут включены документы, касающиеся различных сторон взаимоотношений Церкви с обществом и государством, а также вопросов отношений с Поместными Православными Церквами, со старообрядчеством, с Древними Восточными Церквами, с Римско-Католической Церковью и протестантскими церквами. В последнем томе Собрания будет опубликовано «Положение о наградах Русской Православной Церкви», содержащее перечень и порядок богослужебно-иерархических наград, общецерковных наград, статуты орденов и медалей Русской Православной Церкви, а также правила, регламентирующие порядок награждения духовных и светских лиц. — Снабжается ли издание каким-то справочным аппаратом? — Пока вышедшие тома снабжены только оглавлением. Указатели в таком издании отнюдь не помешали бы, но дело в том, что в многотомниках обычно делается общий указатель для всего корпуса материалов, который и помещается в последнем томе; указатели же для отдельных томов делать не принято. Так мы и планируем поступить. Следует еще сказать, что законотворчество в Церкви продолжается и мы должны реагировать на это в процессе нашей работы. Поэтому, на мой взгляд, альтернативы общему для всех томов справочному аппарату у нас просто нет. — Что Вы имеете в виду, когда говорите о продолжении церковного законотворчества?

http://patriarchia.ru/db/text/3855003.ht...

Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона. Пояс, надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с линиями иного цвета по краям, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми священник завязывает пояс сзади, на пояснице. Пояс как часть облачения священника появляется в России не ранее 2-й половины XVII века; во всяком случае, в чинопоследовании хиротонии во пресвитера 1-й половины XVII века о поясе не говорится ни слова 32 . Фелонь 33 – верхнее богослужебное одеяние священников. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща устраивался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека. В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до Патриархов. До XI–XII веков святители не имели других верхних богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы. Постепенно форма фелоня изменилась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться полукруглый вырез, то есть передний подол фелоня уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя 34 . Награды пресвитера. Перечисленные нами выше пять облачений принадлежат всем пресвитерам, независимо от их заслуг и статуса. Однако в Русской Церкви еще развита система иерархических (богослужебных) наград для священников. Всего существует 11 наград для пресвитеров: 1 . Набедренник. Это продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который надевают через левое плечо, так что он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро (отсюда и название). Набедренник как часть облачения священника существует только в Русской Церкви (но отсутствует в других православных Церквах), где эта награда была введена в XIX веке 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

25-летие и 50-летие пресвитерской хиротонии. 2.8.10. Право ходатайствовать о награждении сотрудников Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии, принадлежит руководителям этих учреждений и подразделений. Представления о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы. 2.9. О внеочередных богослужебно-иерархических наградах для духовенства 2.9.1. Представление к внеочередной богослужебно-иерархической награде подается на имя Святейшего Патриарха с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. 2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет. 2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии. 2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком. 2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень 2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград: 1) магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, – права ношения набедренника и камилавки; 2) кандидаты богословия – права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета. 2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря. 2.10.3. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Наградная реформа В своем прошлогоднем докладе на Архиерейском Совещании я кратко затронул вопрос об упорядочении наградной практики. Хотел бы более подробно остановиться на этой теме. Общецерковный орден должен стать чем-то исключительным, вручаемым в связи с особыми заслугами награждаемого лица и приуроченным к конкретному событию. К примеру, награждение может быть приурочено к круглой дате, если речь идет о человеке, который давно, регулярно и действенно служит Церкви либо помогает ей. Значимость церковных орденов требует, чтобы впредь они изготавливались из драгоценных металлов. Считаю, что награждение орденами должно стать более редким, чем прежде. В связи с этим обращаю ваше внимание на уместность награждения епархиальных благотворителей и тружеников в первую очередь епархиальными медалями, архиерейскими благословенными грамотами, подарками с памятной надписью. Лишь затем следует представлять людей к Патриаршей благословенной грамоте, общецерковным медалям, и в последнюю очередь, в исключительных случаях, – к общецерковным орденам. Желательно, чтобы Священный Синод продумал и принял «Положение о церковных орденах, медалях и грамотах». Что касается богослужебно-иерархических наград, то и здесь нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней. В связи с этим предлагаю обсудить, насколько правомерно использование сана игумена в качествебогослужебно-иерархической награды. Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей именование «игумен» не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в архиерейском чиновнике в молитве на поставление игумена: «И покажи раба Твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы». В связи с этим было бы более логично, чтобы впредь очередной наградой для иеромонахов, после возложения наперсного креста, являлась палица. Такие иеромонахи будут стоять, в порядке хиротонии, среди паличных протоиереев. Что касается игуменов, получивших это звание до сегодняшнего дня, то пусть таковыми и именуются.

http://pravoslavie.ru/44498.html

2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет. 2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии. 2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком. 2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень 2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград: 2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря. 2.10.3.  Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана. 2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста. 3. Общецерковные награды Русской Православной Церкви 3.1. Общие положения

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

г) Выпускники, не состоящие в священном сане и имевшие при поступлении постоянную регистрацию по месту жительства вне Москвы или Московской области, направляются для несения послушания в епархию, епархиальный архиерей которой давал им рекомендацию на обучение в духовном учебном заведении (а в случае получения рекомендации от архиерея Московской митрополии или викария Московской епархии — по месту регистрации при поступлении). При подаче по собственному желанию соответствующего прошения таковые выпускники могут быть командированы на 2 года в епархию с кадровым дефицитом. По окончании командировки таковой выпускник направляется в епархию, откуда поступал. В том случае, если таковой выпускник желает нести церковное послушание в клире Московской епархии или епархии Московской митрополии, и на то имеется согласие епархиального архиерея епархии, куда он должен быть распределен, его кандидатура рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона в установленном порядке при условии письменного обязательства со стороны выпускника направиться в командировку на 2 года тотчас или после хиротонии. 2. Определить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, рукоположенные во время обучения, не могут быть приняты в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии до завершения обучения, в период которого их служение на приходах или подворьях, а также монастырях Москвы и Московской области возможно по временному распоряжению епархиального архиерея. 3. Установить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, переходящие на заочное обучение или иную форму не очного обучения, подлежат распределению согласно вышеизложенным правилам. 4. С целью поощрения выпускников в священном сане, направляемых в командировку на два года по распределению, определить, что таковые клирики, имеющие положительную характеристику по итогам двухлетней командировки по распределению в епархии Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера (согласно перечню епархий, утверждаемому Патриархом Московским и всея Руси по представлению Управления делами Московской Патриархии), могут быть удостоены следующих богослужебно-иерархических наград вне срока:

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

3. Награды епископата: Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются: Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха. Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах. Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей: В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: «нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019

http://pravmir.ru/nagrady-russkoj-pravos...

В) В области литургической: § 8. Свобода творчества в литургике, при непременном условии сохранения основ Богослужебного чина… § 9. Осуждение узко кастового положения духовенства, в смысле сословной монополии церковно-иерархических ступеней… Кастовое духовенство, (но не иерархия), по самой идее не соответствует духу Евангелия и направлению церковной жизни современности, которая требует не сословных пастырей-профессионалов, а бескорыстно-идейных слуг алтаря, пастырей-исповедников, людей созидательного труда и духовного подвига… § 10. Предоставление мирянам доступа ко всем степеням иерархии. § 11. Систематически упорная и решительная борьба с обрядовериями и суевериями верующей массы. § 12. Упразднение всякого рода наград и отличий духовенству, начиная с митр и кончая скуфьями. § 13. Упразднение титулов иерархии, не соответствующих понятию о христианском смирении пастырей (напр. “Преосвященство, высокопреподобие” и т.п.). § 14. Упразднение целования рук у священнослужителей без различия сана, как пережиток рабства. § 15. Изгнание из стен храма торговли какими бы то ни было предметами культа, как то: свечами, просфорами, ладаном, образками и т. п. § 16. Введение богослужения и проповеди на родном языке каждой национальности: безпрепятственное разрешение церковной проповеди мирянам. § 17. Введение общего пения на богослужении, допущение духовной музыки и сидения во время богослужений. § 18. Выработка чина совместного совершения богослужений с духовенством инославных христианских вероучений, а также порядка взаимного допущения к совершению таинств по нуждам всех христиан… Г) В области канонической: § 20. Коренной пересмотр всех канонических правил и законоположений церковных и составление нового кодекса положений, отвечающих как духу Евангельского учения, так и современному укладу церковной и общественной жизни. Д) В области общественной: § 21. Идейная борьба с эксплуататорами (путем духовного воздействия), как угнетателями ближних, противниками Христа и Его правды» Как явствовало из текста Устава СТЦ, членом Церкви могло стать «§ 3.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010