Преставление епископа Тверского Арсения. Есть во всех. 5 . Перенесение мощей князя Смоленского и Ярославского Феодора и сыновей его Давида и Константина. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 11 . Проставление архиепископа Новгородского Евфимия. Есть во всех. 16 . Преставление архиепископа Новгородского Серапиона. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 17 . Преставление преп. Макария Колязинского. Нет в уставе Успенского собора, в остальных во всех есть. 26 . Преставление епископа Тверского Варсонофия. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 30 . Преставление митрополита Ионы. Есть во всех. Апрель 1 . Преставление преп. Евфимия Суздальского. Есть во всех. 14 . Мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия. Есть в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 17 . Преставление преп. Зосимы Соловецкого. Нет в уставе 1610 г.; в остальных во всех есть. 20 . Преставление Александра Ошевенского. Есть в уставе Успенского собора и в святцах с летописью; в остальных нет. 20 . Преставление Стефана, епископа Пермского. Есть во всех. 30 . Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.  Май 1 . Преставление преп. Пафнутия Боровского. Есть во всех. 2 . Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Феодосия Печерского . Есть во всех. 7 . Память преп. Антония Печерского. Есть во всех. 14 . Память Исидора, юродивого Ростовского. Есть во всех. 15 . Память Исаии, епископа Ростовского. Есть во всех. Преставление преп. Евфросина Псковского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть. Убиение царевича Димитрия. Есть в уставах 1633 г., в уставе Успенского собора, и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 16 . Перенесение мощей преп. Ефрема Перекомского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть 485 . 20 . Обретение мощей митрополита Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дж. да Виньола и Дж. делла Порта). Первый храм Вильнюса в стиле барокко - иезуитский во имя св. Казимира (1604-1616, реконструирован в 1750-1755, возможно архит. Й. К. Глаубицем) с большим куполом над средокрестьем и с мраморной отделкой алтаря, план - в виде лат. креста. Фасад с 2 башнями отличает ее от рим. прототипа. Фасад без башен и скупая декорация Иль-Джезу повторены в облике кармелитского храма св. Терезы (1633-1652, архит. К. Тенкалли), построенного по заказу великого подканцлера ВКЛ С. Паца. В плане костел 3-нефный, асимметричный (в вост. стороне - капелла и коридоры, в западной - колокольня), имеет базиликальное внутреннее пространство, перекрытое цилиндрическими сводами с люнетами; над центральным алтарем - сферический свод. Главный неф выше и в 2 раза шире боковых. Францисканский мон-рь в Титувенае. 1633 г. Фотография. 2013 г. Францисканский мон-рь в Титувенае. 1633 г. Фотография. 2013 г. Выдающимися примерами барочных ансамблей являются францисканский монастырь в Титувенае и монастырь камальдулов в Пажайслисе (близ Каунаса). Собор францисканского мон-ря посвящен Деве Марии (1633), в окружающих его постройках воспроизводятся события Страстей Христовых (часовня Св. лестницы). Храм камальдулианского мон-ря в честь Явления Св. Девы Марии, построен канцлером ВКЛ Х. С. Пацем в 1667-1674 гг. по проекту итал. зодчего Дж. Б. Фредиани (в 1842-1915 - Пожайский Успенский муж. правосл. мон-рь). Он построен под влиянием венецианской ц. Санта-Мария-делла-Салюте (с 1631, освящена в 1687). Собор высотой 49 м, 6-угольный в плане, с 2-башенным фасадом увенчан мощным 6-гранным барабаном с куполом диаметром 13 м. Его окружают каре монастырских корпусов и гостевые дома с запада. Со 2-й пол. XVII в. зап. фасады церквей вновь получают фланкирующие башни, их средокрестья венчаются куполом на высоком барабане, а внутреннее пространство украшается обильной лепниной. Лучшим примером такого рода храмов является построенный М. К. Пацем храм святых Петра и Павла в Вильнюсе (1668-1676, архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В ситуации, когда начиналась Смоленская война с Россией и Речь Посполита нуждалась в поддержке Запорожского войска (см. Запорожская Сечь ), были приняты «Пункты успокоения», предусматривавшие офиц. признание правосл. Церкви, передачу православным митрополичьей кафедры в Киеве, 3 епископских кафедр на Украине и одной в Белоруссии, а также раздел храмов в больших городах между униатами и православными. Кандидатов для занятия кафедр должны были предложить правосл. духовенство и шляхта. 14 нояб. был избран королем Владислав IV Ваза , сын Сигизмунда III. К. активно способствовал организации съезда, участники которого сразу после избрания предложили новому монарху для возведения на митрополичью кафедру 2 кандидатов, один из них был Петр (Могила). Т. о., благодаря усилиям К. было заключено соглашение, обеспечившее верность православных Польско-Литовскому гос-ву, во главе правосл. митрополии оказался человек, лояльный к Речи Посполитой. Действия К. принесли ему расположение кор. Владислава и должность «королевского секретаря». Борьба за осуществление на практике «Пунктов успокоения» разгорелась на собравшемся в нач. 1633 г. коронационном сейме, где К. неоднократно выступал как выразитель общего мнения православных послов - участников сейма. Именно К. 15 февр. внес предложение подтвердить «Пункты успокоения» решением сейма. Это предложение столкнулось с сопротивлением католиков, говоривших, что подобное можно сделать лишь с одобрения папы Римского. К. энергично отстаивал противоположную т. зр. Ему приписывают созданное в это время анонимное сочинение, где излагались такие взгляды. На этом сейме в 1-й раз была предпринята попытка лишить К. депутатских полномочий. После долгих споров был принят «Диплом» Владислава IV, который должен был действовать до следующего сейма. «Диплом» включал признание правосл. иерархии, права православных на находящееся в их руках имущество, обещание создать комиссию для раздела в больших городах церквей и мон-рей между приверженцами 2 конфессий. В марте 1633 г. были выданы королевские грамоты Петру (Могиле) и др. кандидатам на епископские кафедры. Летом 1633 г. К. содействовал заключению соглашения, по к-рому Исаия (Копинский) отказался от притязаний на митрополичью кафедру. В марте 1633 г. К. принял от униат. еп. Иеремии Почаповского Жидичинскую архимандритию с имениями, церковью Богородицы в предместье Луцка и передал ее православному Луцкому еп. Афанасию (Пузыне) .

http://pravenc.ru/text/1841129.html

1787 Напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года. 1788 Писец сохранившегося до настоящего времени Устава конца XII – начала XIII века записал у себя под 24-м Июля имена новоявленных мучеников Бориса и Глеба, но, не имея под руками службы им, оставил для последней место в рукописи, см. Опис. синодд. ркп. Горск. и Невостр. 380, л. 181 об., стр. 252. 1789 Для митр. Киприана не существовало двух первых указанных вами причин, и однако в святцах его Следованной псалтири находится из Русских святых только один митр. Пётр, – ркп. Моск. Дух. Академии 142. В одном Уставе XV века, принадлежавшем Московскому Успенскому собору, в числе его весьма немногих святых нет митр. Петра, – Опис. синодд. ркп, Горск. и Невостр. 386, стр. 304. 1791 В Троицкой Лаврской библиотеке есть Устав половины XVI века, – 241, в начале которого помещён указ о праздновании святым, канонизованным на соборе 1547-го года, и в месяцесловном последовании псалмопения которого нет ни одного из святых, канонизированных собором 1547 года, равно как весьма небольшое количество и прежних святых. 1792 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года, окончен 25-го Апреля 1610-го года, см. Описание старопечатных книг Царского, 50. Не совсем справедливо был осуждён и в 1633-м году сожжён патр. Филаретом, см. Акт. Экспед. т. III, 228. 1793 Первое издание 1633-го года начато 17-го Декабря 1630-го года, окончено 20-го Февраля 1633-го года, – Царск., ibid. 97, второе издание, представляющее собой простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же года, – есть экземпляр в нашей академической библиотеке. 1794 Начат печатанием 26-го Июня 1640-го года, окончен 26-го Марта 1641-го г. – Царск. ibid., 118. 1795 Соборно одобрен к печати в Марте 1682-го года, окончен печатанием в Августе 1682-го года, – есть экземпляр в нашей библиотеке. Обо всех сейчас указанных печатных Уставах см. в сочинении Мансветова: «Церковный Устав (Типик)», стр. 311 sqq (год третьего издания указан неправильно, а издания 1651-го года, которое указывается только Сопиковым и никому более неизвестно, по всей вероятности, не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 В архиве Печатного Двора об этом издании записано следующее: «по отписному списку Моисея Фёдоровича Глебова... 141 года ноября в 9 день отписано Семёну Ивановичу Волынскому... на печатном дворе в заводе книг тысяча сто двадцать пять уставов... цена стала по рублю по двадцати по осми алтын по две денги, устав в тетратех» (Архив Моск. Типогр. библ. тетр. лист 19). Затем следует роспись, сколько кому отпечатанных уставов разослано и сколько раскуплено. Государю, патриарху, государыне инокине и царевичу Алексею Михайловичу было поднесено по нескольку экземпляров в переплёте с золотыми обрезами. «Февраля в 18 день по указу великого Государя, святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея Руси и по памяти его государева патриаршего разряду за приписью дьяка Гаврила Левонтьева в собор пречистой Богородицы протопопу Тимофею с братиею книга устав печатной в переплете по обрезу золотом оболочен... да в московские соборы: в архангельский, в спасский, в сретенский, в рожественской, к Черниговским, к Олександру невскому чудотворцу, к Николе чудотворцу гостунскому, в знаменский собор, к покрову, что на рву, протопопам с братиею в церковь по книге по уставу... для того, что во всех тех соборах всякое церковное строение государево и государево патриаршее» (ibid. лист 120 оборот) Затем следует: «богоявленскому игумену Илье государева жалования устав в тетратех безденежно дан. Игумен Илья книгу взял и руку приложил». Как увидим дальше, Богоявленский игумен Илья был одним из тогдашних справщиков. Итак, устав 1633 года был пущен в продажу в 1125 экземплярах. У Ундольского (Слав. Русс. библ. показан устав, напечатанный в Москве в 1631 г. Такого издания не было, и Ундольский смешал издание 1633 года, которое было начато 7139 года (1631), а окончено в 7142 (1633) года. См. предисловие к уставу 1633 года. Вероятно, этим же объясняется неправильное обозначение года выходов уставов по описи Успенского собора, где значатся уставы следующих выходов: 139, 148, 149. Р. Ист. библ. т. III, 730.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Эти сведения о школе Арсения грека мы прежде всего находим у автора «Российской церковной иерархии» арх. Амвросия и у митрополита Евгения в «Словаре о писателях духовного чина». Амвросий, говоря о школах и просвещении на Руси, сообщает 3 что «со времен патриарха Филарета Никитича заведена при патриаршем доме в Чудове монастыре порядочная греко-славянская школа, продолжавшаяся до основания Московской Академии. Адам Олеарий, бывший 1633 года в свите голштинского посольства в Россию и Персию, свидетельствует в своих записках 4 , что он сам видел близ патриарших палат в Москве порядочную школу, в коей учителем тогда был Арсений грек и что царь и патриарх намеревались заводить греко-латинские школы в разных местах». Подробнее говорит митрополит Евгений в своем «Словаре о писателях духовного чина» 5 . «Арсений грек иеромонах, – читаем там, – основатель и учитель греко-латино-славянской школы при патриаршем дворе в царствование государя царя Михаила Федоровича и в бытность патриарха Филарета. Адам Олеарий, голштинского посольства в Россию и Персию, бывшего с 1633 до 1639 года, секретарь, свидетельствует в своих записках, что он сию школу и учителя видел и что в то время царь и патриарх намеревались и во многих местах Российского государства завести греко-латинские школы». Таким образом и арх. Амвросий и митрополит Евгений отнесли известное нам свидетельство Олеария о школе Арсения грека ко времени патриаршества Филарета, т. е. ко времени не позднее 1633 года (в этом году помер патриарх Филарет), основываясь на том соображении, что Олеарий де в 1633 г. был в России и в это время уже видел школу. В русской церковной истории действительно есть одно лицо, которому суждено было получить громкую известность в XVII столетии, лицо, которое и в свое время было известно под именем «Арсения грека» и за которым в истории укрепилось это имя «Арсения грека». В 1649 году этот Арсений грек был послан под начало для исправления православной христианской веры в Соловецкий монастырь; по миновании «урочных лет» патриархом Никоном был возвращен оттуда и сделался одним из доверенных лиц сего патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

16) Иоаким. Ему из игуменов Борисоглебского монастыря (в г. Торжке), в 1593 году, Царским указом повелено быть Игуменом же Псково-Печерского монастыря. 93 Начальствовал над сим монастырём, в сане Игумена, по 1605 год, а в сем году, Преосвященным Геннадием, Епископом Псковским и Изборским, поставлен в тот же Печерский монастырь в архимандрита, при Димитрии расстриге и Патриархе Игнатии. 94 Таким образом Иоаким в Печерском монастыре был первым архимандритом и управлял оным в самое смутное время, до 1617 г., а в этом году хиротописан в сан первого Архиепископа Псковского. В Пскове он и скончался, 24 Апреля 1623 года. 95 После него настоятели Печерского монастыря были Архимандриты. 17) Антоний, с 1617 по 1621 год, из иеромонахов сего Печерского же монастыря. В 1621 году поставлен Архиепископом в Рязань. 96 От него имеется вклад – серебряный позолоченный крест с жемчугом и камнями. 18) Иоасаф, из Печерских же иеромонахов, с 1621 по 1627 год. В сем году хиротописан в Архиепископа г. Пскова, и 6 Февраля 1634 г., возведён на Всероссийское Патриаршество. Скончался в Москве 1641 года, Ноября 28. 19) Иов, с 1627 по 1634 год. Он был прежде Игуменом в Никитском Переяславском монастыре (Владимирской епархии). 20) Порфирий. По Указу Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, переведён в 1634 году, из Архимандритов Рождественского Владимирского монастыря, 97 а в 1639 г., по Указу того же Царя, вызван в Москву. 21) Рафаил. По Царскому указу, из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря, переведён сюда в 1639 году, а в 1643 году, вызван в Москву. При нём, в монастыре было: служащей братии (с приписными монастырями) 14 человек, рядовой братии 55, служек монастырских 55, служебников всяких с детьми, и в Пскове, на приезжем дворе 99, – 2 пушкаря, 80 стрельцов, 2 воротника (привратника), да в подмонастырской слободке на речке Пачковке, по обе стороны, Печерских посадских и Панковских бобылей 144 человека. 98 22) Макарий, с 1643 года, из Архимандритов Снетогорского монастыря, а в 1650 г. хиротописан в Архиепископа г. Пскова. При нём по Царскому указу, был послан в Москву «с Государевыми жалованными грамотами и всякими вотчинными крепостями старец Адриан Теляшин, да слуга Иван Михайлов с товарищами». 99

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Опись церковному и ризничному имуществу в монастыре имеется, за скрепою, шнуром и печатью Тамбовской Духовной консистории, составлена в 1909 г. Лебедянский монастырь, как заштатный, никакого оклада от казны не получает. На содержание храмов, монастырского общежития братского, ремонт зданий и проч. средства получаются частью от процентов с капитала, находящегося в гос. билетах, частью от доброхотных боголюбивых православных христиан, любящих посещать св. храмы Лебедянского монастыря. В настоящее время во владении монастыря имеется капитал в процентных бумагах на 40 983 руб. 90 коп. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 807. Первые исторические факты о существовании лебедянского Троицкого монастыря относятся к 1621 году, хотя предания говорят о том, что он был основан в XIV веке пустынником Петром, известным во всей Рязанской земле своими христианскими подвигами, при котором в 1353 году была построена Ильинская церковь. Некоторое время спустя в обители появился " некий владетельный князь " , лишённый своей отчины и вынужденный скрываться на этой глухой окраине Рязанской земли. Князь этот ни кто иной как последний Великий князь Смоленский Юрий Святославович, убивший свою жену Юлианию Вяземкую и, " будучи лишен своей отчины, не терпя горького своего безвременья, срама и безчестия " , бежал сначала в Орду, а затем в Рязанскую землю. Князь внёс в церковь значительные вклады, построил кельи для иноков, принял иноческий чин и здесь окончил свои дни, " плачась о грехе своем " . Сохранились также сведения, что монастырь в Лебедяне был основан (или возрождён) при участии патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова), который в 1621 году благословил инока Савватия устроить монастырь " в Романцевском лесу, близ Вертепного оврага, на Яблоновой поляне " во имя Святой Троицы, как утверждали некоторые историки - в память об избавлении от Бориса Годунова и от плена в Польше. Объективно создание монастыря способствовало и дальнейшему заселению подонских земель и здешних романовских вотчин. С момента основания и до начала XVIII века, когда был упразднён институт патриаршества, монастырь существовал как домовый патриарший и первоначально назывался Яблоновой пустынью. Благодаря патронажу патриарха Филарета и его преемников здесь в 1621 по 1665 год велось интенсивное каменное строительство. Сохранившиеся постройки монастыря являются сегодня древнейшими памятниками архитектуры в Липецкой области.

http://sobory.ru/article/?object=10180

Кроме тех 476 монастырей, которые имели крестьян и почти все основаны были еще до исхода XVI в., были у нас монастыри, не имевшие крестьян и содержавшиеся то небольшими участками земли, то царскою ругою, денежною и хлебною, то какими-либо угодьями — мельницами, рыбною ловлею, то добровольными приношениями и пособиями от православных христиан. К числу таких монастырей, за весьма малыми исключениями, принадлежали и монастыри, явившиеся у нас при патриархах Филарете и двух его ближайших преемниках. Одни из этих монастырей основаны теперь вновь, другие только возобновлены, третьи в первый раз теперь упоминаются, хотя время происхождения их с точностию неизвестно. В Москве основаны теперь монастыри: а) Феодоровский в 1626 г. патриархом Филаретом по обету у Никитских ворот; б) Знаменский в 1631 г. царем Михаилом Федоровичем в Зарядье у старого государева двора, т. е. бывшего дома бояр Романовых; в) Страстной девичий в 1641 г. по повелению государя у Тверских ворот на месте, где встречена была чудотворная икона Богоматери «Одигитрии», именуемой «Страстною», перенесенная в Москву из села Палец, вотчины князя Бориса Лыкова; г) Андреевский, иначе Преображенский, около 1648 г. окольничим Федором Ртищевым у Воробьевых гор для ученых старцев, прибывших из Киева. Из числа этих московских монастырей только один Знаменский, созданный самим царем, имел крестьян 230 дворов: царь наделил его своими родовыми имениями, бывшими за его материю инокинею Марфою Ивановною, скончавшеюся 27 генваря 1631 г. В других местах основаны монастыри: а) в Севске Спасский в 1619 г.; б) в 20 верстах от Соловок Анзерский скит в 1620 г. преподобным Елеазаром Анзерским; в) в Воронеже Акатов Алексеевский в 1620 г. и Покровский женский в 1623 г., оба эти монастыря имели крестьян: первый 30 дворов, последний 46; г) в Верхотурье Покровский женский в 1621 г.; д) в 30 верстах от Алапаевска невьянский Богоявленский в 1621 г.; е) в Лебедяни Яблонова Троицкая пустынь в 1621 г.; ж) близ Уржума Спасский в 1624 г.; з) в Вятке Спасо-Преображенский в 1624 г.; и) в 30 верстах от Суздаля Золотниковская пустынь в 1624 г.; й) в 15 верстах от Костромы игрицкий Богородичный около 1624 г.; к) в Лыскове Рождественский женский в 1624 г.; л) в Белеве Крестовоздвиженский женский в 1625 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Положение новопоставленных иерархов было тяжелым. Они были рукоположены не только без санкции, но и против воли властей Речи Посполитой, поддерживавших униат. Церковь и считавших униат. епископов единственными законными архипастырями. Правосл. архиереи не могли рассчитывать на получение земель и доходов, традиционно связанных с соответствующими кафедрами, поскольку и то, и другое находилось в руках униатов. После поставления на митрополичий стол И. продолжал жить в Михайловском Златоверхом мон-ре. В первые месяцы 1621 г. кор. Сигизмунд III Ваза разослал универсалы, в к-рых обвинял И. и др. правосл. иерархов в том, что они вступили в сговор с подданными султана, врага христ. веры, и вопреки воле короля приняли посвящение у самозванца и шпиона султана, а теперь побуждают казаков и др. людей к неповиновению. Король предписывал арестовывать епископов и заключать в тюрьму. Православные архиереи не могли находиться в своих епархиях и ушли в Киев под защиту войска Запорожского. Как писал позднее И., епископы были вынуждены находиться в Киеве, укрываясь «под криле христолюбивого воинства черкаских молодцов» (Воссоединение Украины с Россией. 1953. Т. 1. 22. С. 47). В это время Польско-Литовское гос-во вело тяжелую войну с Османской империей и нуждалось в поддержке казачества, поэтому оно не могло и пытаться арестовать правосл. иерархов в Киеве, тем более что уже в марте 1621 г. казацкий гетман Яков Бородавка заявил, что казацкое войско окажет помощь Речи Посполитой, если будет признана законность поставления правосл. епископов. 28 апр. 1621 г. правосл. архиереи публично выступили против действий власти с протестацией, написанной И. Митрополит доказывал, что патриарх Феофан, с которым власти Речи Посполитой поддерживали офиц. отношения, не был ни самозванцем, ни шпионом, и поставленные им епископы не являются ни шпионами, ни бунтовщиками, а добрыми гражданами своей страны. Развивая нек-рые высказывания полемистов кон. XVI в., И. показал, что поставлением епископов рус. народ в Речи Посполитой лишь реализовал то право, к-рым он пользовался исстари - право свободно исповедовать свою веру.

http://pravenc.ru/text/578176.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010