Преосвященный Михаил полагает, что он был лично расположен к Апостолу, как и Асийские начальники (ст. 81). Но можно сказать и вообще, что он был справедливый и умный человек, и хороший служака, т. е. человек, желающий, чтобы все совершалось по установленному строю. «Смотри (говорить святой Иоанн Златоуст ), как благоразумно, как мудро говорят неверные». Этот блюститель театрального порядка достойным образом заведовал городским делопроизводством. И был вообще человек влиятельный (см. у иеромонаха Григория, на стр. 421). Посему, тем ценнее была его защита христиан, которые, несомненно, немедленно же и были освобождены. Аристарх и Гаий упоминаются далее, как спутники Апостола Павла по Македонии ( Деян.20:4 ). Говоря о том, что Апостолы не воры и не хульники, защитник их показывает сам, что только в этих случаях можно было бы начать дело против Апостолов, однако не так, как случилось здесь, а правильно, по законному порядку. Достойно замечания, что блюститель порядка Артемиду называет богиней «вашей», чем показывает, что он не был ее почитателем; отчасти это можно видеть и в том, что он сдержанно говорит о почитании Артемиды: «какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Что касается до усвоения Артемиде названия «великой», то, это, кажется, было ее официальным титулом, которого нельзя было и обойти. По всему этому можно думать, что этот почтенный человек стоял на пути обращения к истинному Богу и значительно отклонился от того слепого участия в культе, который практиковался в малоразвитых и необразованных людях того времени. 456 Как бы сочувствуя толпе и даже Димитрию, блюститель порядка дает им совет обратиться в подлежащие места судебные и к административным лицам. «Если вы ищете чего-нибудь другого (говорил он), то это будет решено в законном собрании». Последним выражением оратор дает знать, что теперешнее народное собрание, как незаконное, не компетентно для решения этого дела, и что поднимать этот вопрос на теперешнем народном собрании совершенно безполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава 4. 1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. Глава 4: 1–4. Чудо исцеления апостолом Петром хромого при дверях храма и речь, произнесенная им после того к народу в притворе Соломоновом, имели два совершенно противоположных действия: возбуждение веры в Христа в одних и преследование проповедников Христа от других. Многие из слушавших слово Петра уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч человек, а священники и начальники стражи при храме и саддукеи... наложили на апостолов руки и отдали их под стражу. Три разряда действующих лиц указывается при взятии апостолов под стражу: представители иудейской иерархии, блюститель внешнего порядка при храме и саддукеи. Причин же или побуждений взятия апостолов под стражу указывается две: самый факт, что апостолы учат народ, и потом предмет учения – воскресение из мертвых. Что касается последнего побуждения, то очевидно, что им руководились власти саддукейского направления, которое, как известно, отвергало бытие духовного мира и с ним вместе воскресение из мертвых. Принадлежавшие к этой ереси были в то время люди большею частию сильные и властные; даже сам глава иудейской иерархии – первосвященник был саддукей (5, 17). В настоящем случае их раздражало то, что апостолы, проповедуя воскресение Иисуса Христа, этим самым вообще учат о воскресении из мертвых. Это раздражало их как саддукеев, но как члены синедриона и вообще иудейской иерархии они досадовали и на то, что вообще апостолы учат народ. В этом отношении они сходились со всеми священниками. Последние видели в учительстве простых людей предвосхищение прав, им только принадлежащих, ущерб своему авторитету, как народных учителей и руководителей в делах веры, опасность потерять свое религиозно-нравственное влияние на народ. Блюститель же внешнего порядка в том, что простые люди в одной из пристроек храма собирают вокруг себя толпы народа и учат, мог видеть и нарушение внешнего благочиния и порядка, и опасность народного возбуждения в каком бы то ни было смысле со стороны проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится ап. Павлом в персональной ответственности им же поставленных лидеров общины — епископов, пресвитеров, иначе говоря, тех, кого сейчас мы называем общим термином «пастыри». Так на смену «ловцам человеков», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри стада уловленных, блюстители (по-греч. «епископы») Церкви: «Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь (пастух)» . Такими пастырями апостол поставил своих ближайших помощников — Тита и Тимофея. Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пастырских посланий, как обращение к чему-то уже сказанному, уже учрежденному и опробованному. Возникает ощущение нового этап. в жизни Христианской Церкви : нужно бережно хранить, блюсти и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Показательно, как очевидно изменяется роль Тита и Тимофея: если в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1 Фес. 3, 2. 6, или к коринфянам, см. 1 Кор. 4, 17), то в Пастырских посланиях они выглядят как постоянные блюстители («епископы») проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах (на Крите и в Ефесе). Такие выражения, как «здравое учение», «доброе учение», просто «учение», «слова веры», «слово истины», складываются в цельный контекст, несколько отличный от других новозаветных писаний и рисующий картину христианства, обретающего все более и более четкие, организованные, фиксированные формы. Группе трех Пастырских посланий свойственно единство стиля и, так сказать, атмосферы, в которой они были написаны, вследствие чего они составляют до некоторой степени самостоятельную и довольно цельную группу внутри всего обширного корпуса Павловых посланий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Мало помалу толпа несколько поутомилась и таким образом давала возможность объясняться с ней начальству. И вот в театре, в виду толпы, явился блюститель порядка – γραμματες. Эта должность, как показывает само ее название, состояла в заведовании городским официальным бумаговедением. В руках γραμματες " а находился архив, составление официальных бумаг, обнародование их и т. п. Если не по рангу, то по власти эта должность была очень значительной; к тому же лицо облеченное ей в то время в Ефесе, насколько можно судить по искусной и умной, произнесенной им речи, способно было внушить к себе и личное уважение. Когда еще только появился этот блюститель порядка и не начинал говорить, толпа уже несколько поутихла 1850 . Затем он начал свою речь: мужи ефесские! Сначала он поставляет на вид собравшимся, что они ошибаются, думая, что культу Дианы грозит какая-либо серьезная опасность. Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? это известно всякому. Если же в этом нет спора, то не из-за чего вам было производить и возмущения; напротив, надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво; а вы не только произвели мятеж, но и привели сих мужей, совершенно ни в чем не повинных, которые ни храма артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Этими словами искусный оратор совершенно уничтожил законность религиозного мотива, каким кстати подстрекал к мятежу Димитрий. Далее он переходит к другому мотиву – личному, корыстному. Если же Димитрий и другие с ним художники лично сами не довольны Павлом и христианами, если они имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания (γοραοι γονται, conventus forentes) т.е. законные собрания для суда, а не такие самовольные сходбища, какое теперь устроили вы и есть проконсулы 1851 , законные представители судебной власти: пусть жалуются законным порядком друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, если ваши обвинение против них заключается в чем-либо особенном, то это будет решено в законном собрании, а не здесь. Наконец, оратор указывает на опасность, которая грозит городу за настоящее возмущение, чтобы тем пресечь окончательно это возмущение и предупредить повторение его: ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, как я вам показал, которой мы могли бы оправдать такое сборище. Такая здравая и умная речь отрезвляющим образом подействовала на толпу, и искусственно возбужденный мятеж в театре тотчас же утих: сказав это, он распустил собрание 1852 . Так окончился бунт Димитрия Среброковача 1853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Их удивление увеличилось, когда они приметили, что подсудимые – люди некнижные и простые, среди которых учители народа так не привыкли встречать противодействие себе. Внимательно всматриваясь в подсудимых и соображая в уме своем, чтó бы это значило, они, наконец, припоминают, что эти самые личности принадлежали между другими к тесному кругу учеников Христовых. Вероятно, эта догадка выяснила пред ними все дело в его настоящем виде, и, разумеется, злоба их к имени Иисуса вскипела теперь снова и еще с большей силой. Но исцеленный, который тут же был при апостолах, стоял как молчаливое и неопровержимое подтверждение истинности апостольского свидетельства. Тогда, выслав вон подсудимых, совещаются, как им поступить. Противники Христа сами пред собою прямо высказывают, что правда на стороне подсудимых. Однако же, призвав апостолов, они строго запрещают им говорить и учить о имени Иисуса. Но апостолы отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (ст. 19–20). Апостолы непосредственно от Самого Христа получили назначение быть свидетелями Его во всем мире и прежде всего в Иерусалиме. Но Христос же некогда сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят соблюдать вам, соблюдайте и делайте ( Мф. 23, 2–3 ). Итак, не только во имя прежних своих чисто иудейских понятий и верований, но и на основании этого учения Господа о продолжении на некоторое время ветхозаветного порядка вещей и при открытии Нового Завета апостолы должны были оказывать повиновение синедриону, как блюстителю этого порядка. Таким образом, от апостолов одновременно требовалось исполнение двух обязанностей, которые находились в таком отношении между собою, что, исполнивши одну, они нарушали другую. Апостолы, однако, не задумывались над тем, как выйти из этого затруднения. Они спокойно и твердо высказывают, что в данном случае они не могут быть послушными, так как должны исполнить высшее повеление – повеление Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Мало-помалу толпа несколько поутомилась и таким образом давала возможность объясняться с ней начальству. И вот в театре, в виду толпы, явился блюсти- —421— тель порядка – γραμματες. Эта должность, как показывает само её название, состояла в заведовании городским официальным бумаговедением. В руках γραμματες’а находился архив, составление официальных бумаг, обнародование их и т. п. Если не по рангу, то по власти эта должность была очень значительной; к тому же лицо, облеченное ей в то время в Ефесе, насколько можно судить по искусной и умной, произнесенной им речи, способно было внушить к себе и личное уважение. Когда еще только появился этот блюститель порядка и не начинал говорить, толпа уже несколько поутихла. 3561 Затем он начал свою речь: мужи ефесские! Сначала он поставляет на вид собравшимся, что они ошибаются, думая, что культу Дианы грозит какая-либо серьезная опасность. Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? это известно всякому. Если же в этом нет спора, то не из-за чего вам было производить и возмущения; напротив, надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво; а вы не только произвели мятеж, но и привели сих мужей, совершенно ни в чем не повинных, которые ни храма артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Этими словами искусный оратор совершенно уничтожил законность религиозного мотива, каким кстати подстрекал к мятежу Димитрий. Далее он переходит к другому мотиву – личному, корыстному. Если же Димитрий и другие с ним художники лично сами не довольны Павлом и христианами, если они имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания (γοραοι γονται, conventus forentes) т. е. законные собрания для суда, а не такие самовольные сходбища, какое теперь устроили вы и есть проконсулы, 3562 законные представители судебной власти: пусть жалуются законным порядком друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, если ваши обвинения против них заключается в чем-либо особенном, то это будет решено в законном собрании, а не здесь. Наконец, ора-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мщение это сопровождалось истреблением открытых врагов Иудейского народа и его веры по всему Персидскому государству; а в Сусах, с соизволения царя, продолжено было и на четырнадцатый день. Таким образом, погибель, которую готовил Аман Мардохею и народу Божию, обратилась на него самого и на всех, которые искали сделать зло Иудеям. Четырнадцатый и пятнадцатый дни были отдыхом и торжеством для Иудеев, которые ознаменовали их взаимными приветствиями и угощениями. Все эти приключения Мардохей записал в книгу, списки которой разосланы были ко всем Иудеям, жившим под державою Ксеркса. А чтобы увековечить память о чудесах Промысла Божия, открывшихся над народом Божиим в погибели Амана, Мардохей и Есфирь установили, чтобы все Иудеи четырнадцатый и пятнадцатый день Адара ежегодно проводили в веселии. Этот новый праздник назван был Персидским именем Фурим, то есть, жеребьи, потому что Аман кидал жеребьи, когда выбирал день для погубления Иудеев. 4. Восстановление Ездрою церковного и гражданского порядка Ксеркс, после двадцатиоднолетнего царствования, оставил престол сыну своему Артаксерксу, прозванному Долгоруким. Новый царь был великим благодетелем для Иудеев. Имела ли какое-нибудь влияние на него Есфнрь, и каким образом ученый Иудейский священник Ездра заслужил особенную доверенность царя, и даже, в царствование Ксеркса, не был ли он при воспитании наследника престола, история умалчивает. 1 Ездр. гл. 7 и 8 Артаксеркс I, в седьмой год своего царствования, конечно, по внушению Божию, снисходя на прошение священника Ездры, уполномочил его препроводить в Иерусалим тех Иудеев, которые захотят переселиться из Вавилона в отечественную землю; отнести в храм Иерусалимский серебро и золото, которые царь и вельможи его приносят Богу Израилеву, вместе с сосудами и добровольными приношениями от народа; требовать от царских чиновников за Евфратом, которые эаведывали государственными доходами, до ста талантов серебра, до ста коров пшеницы, до ста батов вина, до ста батов елея 196 и соли без счета, на издержки жертвоприношения; объявить свободу от податей и повинностей всем священникам, левитам и нетинеям, служащим при храме; поставить по всей Иудеи судей и блюстителей порядка и наказывать преступников закона Божия и ослушников закона царского, по рассуждению, или смертию, или ссылкою, или отъятием имения, или темничным заключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Опасность была страшная, но, к счастию, она отвращена была мужеством городского блюстителя порядка, пользовавшегося общим уважением населения. Пренебрегая всякою личною опасностью, он смело выступил пред лицо разъяренной толпы и обратился к ней со спокойною, но внушительною речью, которая образумила толпу. «Ефесяне! – воскликнул он. – Какой человек не знает, что Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания, и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в другом собрании, ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище». Речь эта сразу произвела поразительное действие. Смятение прекратилось. Умная речь всеми уважаемого человека заставила толпу раскаяться в своем неразумном мятеже и испугаться его возможных последствий, на что намекнул в своей речи блюститель порядка, попеременно действовавший лестью, запугиванием, вразумлением и успокоением. Таким образом, опасность для христиан и иудеев была отвращена на время, но лично для апостола Павла дальнейшее пребывание в городе сделалось невозможным, так как одного появления его достаточно было бы для нового воспламенения дикого фанатизма ефесян. Поэтому он поспешил оставить город и направиться в Македонию. Он нашел церкви Македонии в цветущем состоянии, видел их преданность себе, твердость в вере, укрепленную гонениями, и готовность содействовать сбору милостыни в пользу бедствующих христиан Палестины. Все это было великим утешением для апостола после испытанных огорчений и невзгод. Между тем, наступал праздник Пятидесятницы, и апостол Павел вознамерился провести его в Иерусалиме. Его неудержимо влекло туда желание еще раз видеться с многочисленными учениками своими, он предчувствовал, что свидание это будет последним, прощальным, и в самом деле, ему предстояли там узы и скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этой речью он возбудил религиозный фанатизм слушателей, соединившийся с чувством злобы против человека, который грозит подорвать их материальное благосостояние. С криком: «велика Артемида Ефесская» возбужденная толпа устремилась бежать по улицам и весь город привела в смятение. Спутники Павловы Гаий и Аристарх были увлечены толпой в театр (самого Павла и Силу, по-видимому, не нашли), где происходили обыкновенно народные собрания, вероятно для того, чтобы потребовать над ними суда или просто расправиться с ними самосудом. Великая смелость и сила духа Павла побуждала его выступить с речью перед этой разъяренной против него толпой, но христиане и даже дружественно расположенные к нему начальники отговорили его от этого, боясь за его жизнь. Постоянно увеличивавшаяся толпа шумно бушевала в театре и там господствовал величайший беспорядок, ибо большинство собравшихся даже не знали в чем дело. Деян.19:33. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Деян.19:34. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! Деян.19:35. Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?    Иудеи выдвинули вперед известного Александра с тем, чтобы он говорил к народу. Кто был этот Александр, иудей или христианин, и желал ли он говорить против христиан или за них, неизвестно. Можно предполагать, что Иудеи опасались, как бы заодно не пострадали и они с христианами, ибо они были известны народу, как враги идолов, и хотели, выгородив себя, направить всю ярость народа на одних христиан. Но народ, из презрения к иудеям, не захотел слушать его, как только узнал, что он — иудейского происхождения. Около двух часов эта беспорядочная толпа продолжала кричать: «велика Артемида Ефесская», пока блюститель порядка не восстановил спокойствия, обратившись к собранию со словами, исполненными благоразумия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Апостол Павел хотел сам выйти к народу, чтобы успокоить страсти, но некоторые из начальников асийских, а также и христиане, убедительно просили его не показываться толпе. Мятеж продолжался, пока не явился блюститель порядка, который разумной речью успокоил народ. «Мужи Ефесские – сказал он, – какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели сюда сих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы, пусть жалуются друг на друга...» (19:35–38). Сказав это, он распустил собрание. После прекращения мятежа, Павел созвал своих учеников и, дав им прощальное наставление, вышел из Ефеса. Он направился в Македонию и Элладу, где провел три месяца. Основанная апостолом Павлом Церковь в Ефесе сделалась знаменитой христианской метрополией, давшей целый ряд епископов. Четыре столетия спустя в Ефесе происходил великий Вселенский Собор. Позднее эта Церковь пришла в упадок и в настоящее время на месте ее осталась груда развалин (Откровение Иоанна Богослова, 2:5). Обратный путь Апостола Павла через малую Азию Побывав в Коринфе, апостол Павел в сопровождении своих сотрудников прошел всю Грецию и Македонию с юга на север. Посетив все христианские Церкви, им ранее здесь основанные, он прибыл в город Филиппы, а оттуда отплыл в хорошо ему знакомую Троаду. Там его уже ждали ученики, с которыми он провел целую неделю. В первый день недели (воскресение), когда все христиане собрались на вечерю Господню для преломления хлеба, апостол Павел пришел к ним. Это было одно из воскресных собраний для молитвы, духовной беседы, пения псалмов и трапезы Господней, которые теперь совершались в церквах почти повсеместно. Воскресное собрание в Троаде, по случаю приезда Павла, носило особенно торжественный характер, тем более, что апостол предупредил верующих о своем отъезде следующим утром, быть может, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010