468//Ибо апостол не соединил бы невозможного дела с возможным; но, признавая то и другое возможным, заповедал равным образом умерщвлять. И настолько блаженный апостол уверен, что можно из наших членов искоренить блудную страсть или нечистоту, что повелел не только умерщвлять их, но даже не называть, говоря: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Еф 5, 3, 4). Он учит, что это одинаково гибельно, одинаково удаляет нас от Царства Божия, говоря: знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Там же, 5). И еще: не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители… ни хищники — Царствия Божия не наследуют (1 Кор 6, 9, 10). Потому не должно быть сомнения, что страсть блуда и нечистоты может быть истреблена из наших членов; потому что апостол повелел отсекать их так же, как и любостяжание, суесловие, смехотворство, пьянство, воровство, отсечение коих удобно. глава 4 О том, что для приобретения чистоты целомудрия недостаточно усилия человеческого Впрочем, мы должны знать, что хотя бы мы соблюдали всю строгость воздержания: голод, жажду, бдение, постоянный труд — и с неослабевающим усердием занимались чтением; однако посредством этих подвигов мы не можем приобрести постоянную чистоту целомудрия, если, постоянно упражняясь в них, по опыту не познаем, что чистота подается по милости благодати Божией. Всякий пусть знает, что он должен неутомимо упражняться в этих подвигах только для того, чтобы ради скорби их, приклонив милосердие Божие, удостоиться, по божественному дару, освободиться от борьбы плоти и господства преобладающих страстей, и пусть не надеется, что 469//будто он сам посредством их (т. е. поста, бдения, чтения и проч. ) получит ненарушимую чистоту тела, которой желает. А для приобретения целомудрия должен воспламеняться таким желанием и любовью, с каким жадный корыстолюбец желает денег, честолюбец — высших почестей, или увлекаемый нестерпимой любовью к красивой женщине с невыносимым жаром хочет исполнить свое желание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Законный брак есть образ таинственного духовного союза Иисуса Христа с невестой Церковью (Ефес. 5:31–32). А беззаконная связь, как основанная на сладострастии, есть разрыв этого союза, есть отнятие членов у Христа и превращение их в члены блудницы. Поэтому, как совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней, так, напротив, « соединяющийся с Господом », в таинстве брака, « есть один дух с Господом » (ст.17). Итак, по всем указанным основаниям, « бегайте блудодеяния », как самого тяжкого греха (ст.18). Но на это есть и другие причины. Какие? Во-первых, « всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела » (ст.18). Некоторые грехи, например, гнев, зависть, ненависть и проч. также действуют разрушительно на наше тело; но эти грехи суть внутренние греховные страсти, a не внешние действия, как блуд. Обнаруживая в действиях нашу зависть, воровство, клевету, мщение и т. п., мы вредим только нашей душе и другим людям, телу же нашему мы никакого вреда не причиняем (см. толк. Никиф. in. h. l). Напротив, блудник растлевает свое собственное тело, расслабляя и истощая его. Во-вторых, если же вы мало жалеете ваше тело и вовсе не убеждаетесь тем, что оно расслабляется от блуда, то посмотрите на ваше высокое благодатное достоинство. « Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога » (ст.19)? Не должны ли вы, после сего, не только избегать блудодеяния, но и воздерживаться от своих нецеломудренных и нечистых помыслов, дабы не осквернить храма и не изгнать Святого Духа, живущего в вас? И от кого же вы получили такое величайшее достоинство — быть храмами Святого Духа? От самого Творца —« от Бога! » Бог, по своей беспредельной благости, дал вам своего Святого Духа, дабы Он обитал в вас, оживлял вас, наставлял вас на всякую истину и добро: будете ли вы так неблагодарны к Отцу, так дерзки к Творцу, что осмелитесь оскорблять Подателя такого дара? Наконец, втретьих, не знаете ли, что вы не имеете никакой власти ни над вашей душой, ни над вашим телом, потому что вы не только твари сотворившего, но и рабы искупившего вас Бога: « вы — не свои » (ст.19)? « Ибо вы», продолжает далее апостол, « куплены дорогой ценой », a всякий купленный раб всецело принадлежит купившему его господину. Этот Господин есть Бог, создавший вас и искупивший вас, вы составляете его полную собственность с вашим телом и с вашей душой. « Посему » не предавайтесь блуду, a « прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии », a не ваши (ст.20). В телах ваших прославляется Бог целомудрием, милостыней, постом, бдением и телесными трудами для добродетельных подвигов; a в душах ваших — правой верой, надеждой и любовью к Богу и ближним, чистотой от всякого лукавства, святыми помыслами, благими чувствами и желаниями. Дух нашего времени весьма много содействует грехам нецеломудрия

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

8, 9, 15); самовольный развод, даже в том случае, если супруги жили по языческому браку, не венчавшись; только в последнем случае пеня была вдвое меньше (ст. 16); блуд иноверца с русскою, – виновную женщину помещали в церковный дом (17 ст.), мужчина же, грешивший с беременной или жидовской, если не прекращал связи, то помимо штрафа, отлучался от церкви и сообщения к христианами (ст. 52); блуд с черницею, – полагалась епитимия (ст. 18); вообще блуд в степенях родства (ст. 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26); принуждение к замужеству и браку (ст. 27, 46); воровство (ст. 33, 34, 36); чародейство в случае не прекращения занятия этим делом (ст. 39); драка (ст. 40, 41, 42, 43); бивший родителей кроме наказания помещался в церковный дом (ст. 44); распутство и пьянство черного и белого духовенства (ст. 45, 47); употребление нечистой пищи – конины, медведины (ст. 48); сообщение в пище и питье с некрещеными, иноязычниками и отлученными (ст. 50–51). Двойному наказанию, штрафу в пользу митрополита и гражданскому наказанию (князь их казнит) – подвергались следующие проступки: умычка и насилие над девушками (ст. 2 и 7), самовольный развод (ст. 4), мужская неверность (ст. 8). Скотоложество каралось штрафом, епитимией и казнью по закону (ст. 19). Итак, устав Ярослава различает грех, как нарушение чисто нравственного закона, и преступление, заключающее в себе, кроме того нарушение прав личности и общества. И с принятием христианства русский народ долго еще руководился и управлялся своим старым юридическим преданием, «законом русским», о котором упоминается в договорах русских с греками. Но это обычное право языческой Руси не могло уже удовлетворить новым потребностям. Христианство внесло в русское общество высокие нравственные принципы, вследствие чего многие поступки, законные или безразличные с языческой точки зрения, теперь становились греховными, след. Недозволенными, например, многоженство, наложничество, умычка и проч. К князю и его судьям обращались за разрешением таких жалоб и вопросов, в решении которых гражданская власть была бессильна, так как предыдущая практика не знала таких случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не “грузитесь” и не придумывайте себе лишних сложностей. Бог любит Вас, и сделает всё для Вашего спасения. Главное — Ему не мешать. С уважением, Спасибо Здравствуйте! Нет, так епитимью не накладывают. Это вообще плохой стиль, что-то говорить непонятное новоначальному христианину. А Вы со своей стороны не бойтесь переспрашивать если Вы что то не понимаете. В Таинстве Покаяния не меняются нормы разговорной речи и диалога двух людей. Если дается какой-то благочестивый совет священник говорит: “я хочу Вам дать такой-то духовный совет, он поможет Вам в такой то духовной проблеме”. Если же речь об епитимье, то скорее всего монолог священника будет такой: “Вы совершили смертный грех и я вижу Ваше нераскаянное состояние, к сожалению, я не могу благословить Вас причащаться, видя Ваше духовное состояние я, как священник, понимаю, что это будет для Вас духовно вредно и губительно. Я накладываю на Вас такую то епитимью (чтение Св. Писание каждый день в таком то объёме, поклоны, молитвы, добровольчество, молчание и т.д.) на такое то время (обычная практика сейчас это отлучение от причастия на несколько месяцев, за тяжкие грехи год) . Я не благословляю Вас причащаться это время”. Такую речь Вы навряд ли могли не понять или пропустить. Подчеркну, что епитимья это не наказание, это помощь грешнику для исправления, и дается она за тяжкие грехи, как правило за смертные (убийство, прелюбодеяние, колдовство, воровство, блуд и проч.). Исполнять такую епитимью надо строго. А в конце срока безусловно надо придти именно к тому священнику, который её наложил, чтобы он снял её и благословил причаститься. Другой священник не вправе снять духовный запрет на причастие, поэтому если священник умер или уехал неизвестно куда, снять запрет может только правящий епископ той епархии, в которой это происходит. К епископу также можно бращаться при несправедливом наложении епитимьи  “младостарцем”. В том-то и дело, что грехи мои смертные(и блуд,и прелюбодеяние, и обращение к гадалкам, участие в их ритуалах было), поэтому посчитала, что епитимья и была наложена.Но тех слов, которые Вы озвучили, я от батюшки не слышала. Он просто задал несколько вопросов, и потом сказал, что учитывая названные грехи, прочтите последование ко Святому Причащению раз сорок, и после этого прочитал разрешительную молитву.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ispolnjat-ep...

И в послании к Галатам, когда Апостол говорил, что по обращении он абие не приложился плоти и крови, — сею фразою означаются люди. Хочет сказать Апостол, что не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха. Так это и бывает, ибо, хотя мы и не видим их, но всеоружие наше таково, что и без видения сего можно противостоять им. Надобно, однако ж, заметить, что опытные в духовной брани доходят до разумения ухищрений лукавого; по первым приражениям его догадываются, куда он метит, и соответственно тому противодействуют ему. И святой Павел говорил о себе, что он не неразумеет умышлений сатанинских. Заметив их, он тотчас давал им и отпор. Но это есть достояние совершенных, большею же частию мы бьемся с духами, как бьются в потемках.    Блаженный Иероним иначе взглянул в этом месте на кровь и плоть. Он говорит, что есть у нас брань с плотию и кровию, когда плоть похотствует против духа. Апостол не отвергает ее, но дает разуметь, что за плотию и кровию надо провидеть другие силы, действующие чрез них и нас борющие. Ибо есть духи похоти, как пророк Осия поминает о некиих, обольщенных духом блудным (Ос. 4:12); есть духи гнева, вражды, ненависти и всякой страсти. Апостол хочет научить нас, что страсти в нас не от естества тела, не из плоти и крови, а от духов злобы возбуждаются; почему и говорит так (сокращено).    Такой мысли нельзя не дать веса. Ибо она совершенно истинна. И всякий может осязательно удостоверяться в ней при наблюдении над проявлениями страстей, когда они доходят до мании, каковы: пьянство, блуд, воровство, обжорство. — Не дать ли даже этому пониманию преимущества пред первым?     «Но к началом и ко властем», — и проч. При невидимости и спрятанности, враги наши еще многочисленны, и такие все властные, чиновные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2950...

Устрашись, диавол, Бога, Который, восседая на Херувимах, взглядом Своим проницает беспредельное; Бога, пред Которым трепещут все ангельские чины… небо, земля и море с их обитателями. Богом… заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами…» 2 . Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока всходит солнце, согласно библейскому рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все православные храмы ориентированы алтарем к востоку. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит, и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его?» – решительно отвечает: «Отрекаюсь!» От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре слова: дела, ангелы, служение и гордость сатаны. Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диавола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность и многое-многое другое – все это дела бесовские. Ангелы: здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – сегодня тот же поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина, плюющего на диавола, обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым. Поведет нас по жизни отныне Христос и только Он. Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях (гадание, астрология, хиромантия, обращение к экстрасенсам и знахарям и проч.). Слово служение (c греч. latria ) означает почитание иных богов, принесение жертв идолам . Гордость: Первоначально слово pompi , переведенное у нас как гордость , означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово pompi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более, чем земная суета, ведущая к гибели души. Весь блеск мира, не знающий и знать не хотящий Бога, – гордость сатанинская, нелепая альтернатива подлинно прекрасной жизни с Богом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

Писатель, близко изучивший жизнь и верования закавказских духоборцев 169 , свидетельствует: «Нравственное учение духоборцев чище догматического. Переслушав множество духоборческих псалмов, мы ни в одном из них не встретили ни выражений, ни слов, смысл и значение которых противоречили бы началам чистой нравственности. Напротив, в них строго изобличаются грубые пороки: пьянство, блуд, воровство и всякая неправда; назначается казнь блудной жене вавилонской и подобным ей грешникам; осуждаются дурные мысли и пожелания; предписывается благочестие в мыслях и делах; проповедуются дела милосердия: алчущего – накормить, жаждущего – напоить и проч.; восхваляется кротость и воздержание. Так, напр., встречаем в животной книге перечень добродетелей в следующем роде: первая добродетель есть смирение, вторая – послушание, третья – воздержание, четвертая – рассуждение, пятая – от худых дел удаление и т. д.» Но не следует удивляться тому, что у духоборцев нравоучение отличается безусловной чистотой. Они сами сознаются, что из Св. Писания только нравоучение они позаимствовали, не искажая его своим толкованием. И они говорят правду, потому что и в катехизисе своем на вопрос: «в чем закон Божий состоит»? они, как мы видели, прямо отвечают словами Христа: «в двух заповедях: возлюби Господа всем сердцем, всею душою твоею и всем разумленем твоим; вторая, подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя: на сих двух заповедях составлен весь закон» 170 . После этого неудивительно, что многие отзываются о духоборцах, как о людях «трудолюбивых и добропорядочных»: ибо, если и язычник станет поступать по заповедям Христовым, то его жизнь будет «добропорядочной». Но дело в том, что, отвергнув все догматическое учение христианства, духоборцы лишили христианскую нравственность той почвы, на которой она возросла, подрыли ее жизненные корни, а потому и стали спообными к уклонению от нее, какое замечается у всех людей, живущих не по христиански, хотя бы они называли себя даже православными христианами и в теории исповедовали наилучшие правила нравственности. Не следует также забывать, что духоборцы, как и другие сектанты, отличаются чрезвычайным лицемерием: ради приобретения себе симпатий в обществе, они тщательно скрывают от посторонних глаз все свои пороки и недостатки. Они имеют дерзость называть себя прямо святыми. На вопрос Евгения: «грешите ли вы?», вожаки тамбовских духоборцев, Матвей и Ермолай Кузьмины, как мы видели, нагло ответили: «Нет; мы язык свят, царское священие, люди обновления, и греха в нас нет». Так говорят современные духоборцы… Но правда ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Нравственное учение духоборцев изложено в духоборческих псалмах; в них строго изобличаются грубые пороки: пьянство, блуд, воровство и всякая неправда: назначается казнь блудной жене вавилонской и подобным ей грешникам; осуждаются дурные мысли и пожелания; предписывается благочестие в мыслях и делах; проповедуются дела милосердия: алчущего накормить, жаждущего напоить и проч.; восхваляется кротость и воздержание. Встречается в животной книге и перечень добродетелей в следующем роде: первая добродетель – есть смирение, вторая – послушание, третья – воздержание, четвертая – рассуждение, пятая – от худых дел удаление и т. д. Отвергнув все догматическое учение христианства, духоборцы лишили христианскую нравственность той почвы, на которой она возросла, подрыли ее жизненные корни, а потому и стали способными к уклонению от нее. Духоборцы, как и другие сектанты, отличаются чрезвычайным лицемерием: ради приобретения себе симпатий в обществе, они тщательно скрывают от посторонних глаз все свои пороки и недостатки. Они имеют дерзость называть себя прямо святыми. Духоборцы отличаются страстью к деньгам, занимаются ростовщичеством, торгашеством; их бессердечность к должникам хорошо известна русскому населению. Супружеские союзы связываются и разрываются произвольно, целомудрие неизвестно полам и нарушается без всякого стыда и укоризны; трезвость, поддерживавшаяся прежде Капустиным страхом наказаний, ныне заметна только во время полевых работ, а в прочее время решительно исчезла. Укрывательство бродяг и дезертиров считается добродетелью, сокрытие преступлений, сделанных единоверцами, есть долг и обязанность духоборцев. Решались равнодушно на убийство, как скоро надеялись, что злодеяние будет сокрыто. Был случай, что брат закопал в землю живую сестру. Судебные факты доказывают, что убийца, совершив злодеяние, безбоязненно являлся в собрание стариков, рассказывал им о событии и просил прощения. Старики – безумцы охотно прощали ему злодеяние, считая это дело обыкновенным, житейским. Этого мало. Как мы видели, в течение двух лет более 400 убийств совершали те, которые, на словах, питают отвращение к кровопролитию и осуждают ношение оружия. Они же грозили Императору «пролить кровь свою» за сохранение только духоборческого своего наименования.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Потерпи, говорит Давид, Господа: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа 633 . Он тебе, просящего, не оставит тща, и не вотще будет молитва твоя. Послушай, что говорит Пророк Аввакум о Боге: аще умедлит, потерпи Ему, яко идый приидет, и не умедлит 634 . По сему-то говорит Св. Златоуст: «не отступай, дондеже не получишь; не отходи, дондеже не обрящешь; не оставляй тщания, дондеже не отворятся двери» 635 . И на другом месте тот же Златоуст говорит: «не услышан еси: проси, да услышит тебя. И если медлит иногда Господь, не по ненависти сие делает, ниже отвращается тебя, но отлагая далее, хощет тебя при Себе сохранить» 636 . И Св. Григорий Богослов говорит: «никто, кто скоро услышан не бывает, не должен верить, что он от Высочайшего Промысла оставляется; часто бо наши желания, если поспешности предметом не имеют, услышаны бывают; и что выполнить скорейше просим, чрез самое медление к лучшему приходит» 637 . И Св. Иероним говорит: «кому не дается, и кто не обретает, и кому не отворяется, явственно есть, что он не хорошо просил, искал и толкал» 638 . И Св. Лев говорит: «поелику мы о чем молиться, якоже подобает, не знаем; чтобы для нас то не исполнилось, чего мы хощем; Бог праведен и благ, когда то, что повредить нас может; просимо бывает от Него, не дая (отрицая), милосердствует» 639 . А притом если ты, Христианине! чрез молитву не получаешь милости от Бога, примечай себя, может быть ты просишь зде, сам будучи осквернен злом; для сего при молитве надобно иметь тебе душу чистую и всякого порока чуждую. Если убо ты молишься, преклоняй свои колена в молении, но не расслабленные; наклоняй главу, но не памятозлобия исполненную; воздевай руки, но преподобные, не обагренныея то есть кровию невинных, не оскверненные воровством, убийством и граблением. Повергай себя при молитве на землю, но паче повергай и истребляй порочные страсти твои, каковы суть: гнев, пьянство, блуд, злоба, лукавство, зависть, скупость, сребролюбие, лесть, обман и проч.; ибо кои молятся Богу, исполнивши сердце свое всеми пороками, о таковых можно с Давидом сказать ко Богу: оскверниша храм святый Твой 640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Жизнь порочная противна ВЕРЕ христианской Злонравие и беззаконное житие есть противно вере христианской, и потому в ком оно имеется, в том нет веры, хотя и исповедует Христа и христианином именуется. БЛУД и всякая нечистота, хищение, ВОРОВСТВО, клятвопреступление, НЕПРАВДА в судах и во всяком деле, ПИЯНСТВО, ЛЕСТЬ, ЛУКАВСТВО, ложь, ЗЛОБА и прочая сим подобная изгоняют ВЕРУ из СЕРДЦА. Исповедание православныя веры может быть в таковых, ибо многие и беззаконнаго жития право мудрствуют о вере, многие от них и проповедуют веру: но все таковые не имеют сердечной ВЕРЫ, которая человека обновляет, из злонравнаго в добронравнаго пременяет и истинным христианином делает. Иное бо есть знание и исповедание веры, иное же есть сердечная ВЕРА (3: 139–140). Вера святая не токмо устами отвергается, когда человек Бога и Христа Сына Божия отрицается, и обращается к чувственному идолослужению, но и злыми делами, нехристианским и беззаконным житием. О сем слово Божие свидетельствует. «Бога исповедуют», – глаголет Апостол, – «ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусни» ( Тит. 1, 16 )... «Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» ( Иак. 2, 26 ). А когда вера мертва, то и нет ея. Мертвое бо уже не живет, хотя и показуется нечто быти. Ибо ВЕРА есть дар Божий духовный, и потому когда мертва есть, то уже исчезла, якоже светильник без елея исчезает (3:190). Отсюда видно, что беззаконное и бесстрашное житие знак есть БЕЗБОЖИЯ, внутрь СЕРДЦА крыющагося. Таковый глаголет в сердце своем: «Несть Бог» ( Пс. 13, 1 ), яко таковые «Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся Его» ( Тит. 1, 16 ) (5:68). Безбожное и нечистое житие, есть житие, грехами противу совести исполненное и нераскаянное. Отрицание от Бога и Христа Сына Божия не токмо тот, который устами Его не исповедует, но и тот, который не слушает Его, учению Его не последует; или кратко, отвергается человек Бога и Христа Сына Божия не токмо устами, но и беззаконным житием. Разсуди всяк сие: Бог повелевает: «не убий»; гнев говорит: убий. Бог запрещает: «не прелюбодействуй»; плоть глаголет: дерзай. Бог глаголет: «не укради»; а маммона говорит: укради и проч. Грешник, оставивши Бога, гневу, плоти и маммоне повинуется, и так самым делом показует, что не Бога, но гнев, похоть и мамону за Господа своего имеет, которых слушает, хотя устами и исповедует Бога Господа своего быти (2:224).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010