Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ (Павлович; 1776, с. Горня-Врбава, ныне в общине Горни-Милановац, Сербия - 11.06.1833, Белград), архиеп. Белградский и митр. Сербский. Начальное образование получил в мон-ре Врачевшница, где позднее принял монашество и в 1800 г. был рукоположен во иерея. В 1810 г. возглавил мон-рь в сане архимандрита. М. был соратником серб. кн. Милоша Обреновича и с 1818 г.- духовником княжеского дома Обреновичей. В мае 1815 г. участвовал в битве возле горы Любич близ г. Чачак, когда серб. повстанцы разбили тур. отряды. Трижды был администратором Белградской митрополии: в 1813 г., в период отъезда митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) после подавления 1-го серб. восстания, в 1815 г., после смерти митр. Дионисия (Поповича) , и в 1825 г., когда Белградский митр. Агафангел был избран митрополитом Халкидонским (в 1826 стал К-польским патриархом). М. был членом духовной консистории, сформированной в марте 1823 г. и в 1825 г. упраздненной из-за отсутствия образованных священнослужителей. Помимо церковных занимался общественными вопросами. В 1829 г. был одним из инициаторов возведения колоколен при храмах Белграда, что ранее запрещалось османскими властями. После создания автономного Сербского княжества стал одним из кандидатов на Белградскую кафедру вместе с митр. Герасимом (Домниным), архим. Павлом (Кенгелацем) и архим. Неофитом (Бозвели) . По указанию кн. Милоша приехал в К-поль, где 17 авг. 1831 г. был хиротонисан во епископа и поставлен архиепископом Белграда и митрополитом Сербии. Сохранял лояльность к К-польской патриархии. Ввел в митрополии устав и учредил неск. епархий. Планировал открыть школу для священников в г. Крагуевац и типографию. Собирал древние книги, надеялся возродить богослужение на сербско-слав. языке. Похоронен в мон-ре Врачевшница. Лит.: Joahukuje еп. Беседе говорене епископом ужичким Joahhukueм. Београд, 1868. С. 324; М. Поменик знаменитих у српског народа hobujera доба. Београд, 1888. С. 491-493; Ucmopuja. 2. С. 318-324; Српски jepapcu. 1996. С. 314; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 136, 142-143, 221, 225, 431; он же. Aymohoмuja Православне цркве у Кнежевини Cpбuju и apohдaцuja Нови Сад, 2014. Бр. 25. С. 233-248. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2562842.html

Рассказывал нам брат Мита Орсич из Даля: «В 1931 году произошел у нас такой случай. Один человек, который Бога не боялся и людей не стыдился, в день Святой Троицы взял косу и пошел косить на луг. Косил он один. Сколько глазом охватить можно, нигде никого больше. И вдруг человек этот услышал детский голос. Обернулся он туда-сюда, но никого не увидел и продолжил косьбу. Да опять услышал детский голос, точнее – плач. И голос показался ему знакомым – будто бы его маленького сына. А рядом было кукурузное поле брата. Он оставил косу и пошел по кукурузе посмотреть, какой же это ребенок плачет. Но никого не нашел. Потом снова услышал детский плач и ясно узнал, что это голос его сына. Тогда бросил работу и вернулся домой. И во дворе услышал тот же плач. Это плакал его маленький сын, который с утра был здоровым и веселым, а сейчас метался в тяжелой горячке. В ту ночь ребенок испустил дух». Голоса в храме О святом Спиридоне повествуется, что когда он служил Литургию, в храме слышалось ангельское пение. И люди, которые извне слышали это пение, спрашивали у святого, кто это так дивно поет. На что он им отвечал, что никакого хора у него нет, если только Ангелы не поют. Иеромонах Доментиан рассказывал нам, что было с ним, когда он служил на праздник Литургию в приписной к монастырю Дивостинской церкви, которая находится рядом с трактом Крагуевац – Горни Милановац: «В церкви не было ни одной живой души. Даже пономарь не пришел. Я был огорчен и с горечью думал: «Боже мой, некому будет даже сказать: «Аминь», когда я начну службу Божию!» Огорченный, я совершил проскомидию. Затем начал: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» И вдруг, к своему величайшему удивлению, слышу громкий и многоголосый ответ из храма, сзади меня: «Аминь!» Я обернулся, но церковь была пуста, как и до того. В страхе и трепете я продолжил ектению. Но ответа больше не последовало. С тех пор я уже никогда не сомневался, что силы небесные присутствуют в храме, когда священник служит Литургию». О таинственном и спасительном голосе

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Белград (Ибарска автомагистраль) – Степоевац – Лиг – Горни-Милановац – Кралево – Ушче Студеница. Из Ниша – два варианта маршрута: Ниш – Крушевац – Кралево – Ушче – Студеница; Ниш – Крушевац – Брус – Йошаничка-Баня – Ушче – Студеница. Из Приштины: Приштина – Косовска-Митровица – Лепосавич – Рашка – Ушче – Студеница. Из Подгорицы существуют три варианта маршрута: Подгорица – Колашин- Беране – Рожае – Нови-Пазар – Рашка – Ушче – Студеница; Подгорица – Колашин – Биело-Поле – Приеполе – Нова-Варош – Златибор – Ужице – Пожега – Арилье – Иваница – Студеница; Подгорица – Колашин – Биело Поле – Приеполе – Нова-Варош – Кокин-Брод – Йасеново – Прилике – Иваница – Студеница. Из Сараева существуют два варианта маршрута: Сараево – Рогатица – Вишеград – Мокра-Гора – Чаетина – Ужице – Пожега – Арилье – Иваница – Студеница; Сараево – Рогатица – Устипрача – Рудо – Прибой – Кокин Брод – Йасеново – Прилике – Иваница – Студеница. Посмотреть маршрут на сайте монастыря Телефон: +381 64 642 1243 Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Литургия: Монастырь открыт для посещения с 8:00 до 17:00. О посещении монастыря паломническими группами стоит сообщить заранее по телефону +381 64 646 7492 или по электронной почте: konakstudenica@gmail.com Размещение в монастыре В составе монастырского комплекса есть два гостевых дома для посетителей монастыря. Первый корпус находится недалеко от монастырского комплекса, с его восточной стороны, с видом на монастырь. Второй построен раньше и находится на западной стороне с балконом с видом на реку Студеница. Для размещения в монастырской гостинице требуется предварительное бронирование по телефону +381 64 646 7492 или по электронной почте konakstudenica@gmail.com . Паломническая служба «Дренча» По вопросам посещения монастырей Сербии можно обратиться в паломническую службу «Дренча» . Паломническая служба «Дренча» предлагает присоединиться к группам паломников, а также свободно предоставляет всю имеющуюся актуальную информацию о сербских монастырях.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Она начала создаваться одно­временно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертво­вателями — среди них ведущее место принадлежало сербским правителям — превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складыва­лись в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразбор­чивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святы­ни: закапывали, прятали вне стен мо­настыря. К великому сожалению, древ­нейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликварий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчанного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства мит­рополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневеково­го сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 го­ду; украшенное миниатюрами руко­писное Четвероевангелие первой по­ловины XVI столетия; Иванова пятихлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй поло­вине XIV века. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. До монастыря Студеница можно добраться следующим образом: Из Белграда существуют три варианта маршрута: Белград (шоссе Е75 до Баточины, създ направо к городу Крагуевац) – Крагуевац – Кралево – Ушче – Студеница; Белград ( шоссе Е75 до Малого Пожареваца, създ направо к городу Младеновац) – Малденовац – Топола – Рудник – Горни Милановац – Кралево – Ушче – Студеница;

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

– Будьте терпеливы, у нас в распоряжении целых семь дней. Он, как старший по бараку, должен отвечать больше всех, поэтому мы должны задержаться на нем дольше других. – Потом он повернулся к узнику и довольно резко сказал: – Полегче, Спасович, думай, что говоришь. Голова твоя на ниточке висит. – Нет, господин полковник. Я вижу, что моя голова не на ниточке висит, а я держу ее, отсеченную, в своих руках, как святой Иоанн на иконе. Перекрестный допрос был продолжен. Первый судья: Для Сербии война закончилась в 1941 году, почему же ты сразу же не сдался, но, как бунтовщик, подался в горы? Спас: Война и сегодня не закончена. А я и в регулярной армии, как офицер, и в горах, как «бунтовщик», как вы меня называете, был одним и тем же – сербским солдатом против немецких солдат. Первый судья: Кто заставил тебя уйти в горы? Спас: Немцы. Гестаповец: Как это? Спас: А вот как. В сорок первом я видел, как немцы расстреляли три тысячи невинных сербов за 30 немцев, которых патриоты генерала Драже Михайловича убили в стычке на дороге Крагуевац – Горни Милановац. Я содрогнулся от такой бесчеловечности и ушел в горы, чтобы, живя со зверями, защищать свой народ и погибнуть в честной борьбе за Честной Крест. Я поступил по примеру моих крестоносных предков, из которых один говорил княгине Милице: «Мы идем с братьями на поле Косово за крест честной погибнуть». Второй судья: А разве наш Вождь не пошел на Россию в крестовый поход против безбожников? Спас: Да, пошел, но не во имя Честного Креста, а во имя свастики – сломанного нехристианского креста, который этически стоит даже ниже, чем полумесяц. Из-за этого никто в Европе не отозвался на его призыв отправиться в так называемый «крестовый поход». – Это неправда! – крикнул гестаповец и со всей силы грохнул кулаком по столу. – Это ложь, что никто не отозвался. Многие отозвались. Спас: Никто не отозвался по совести и доброй воле, но присоединились или из страха, или с расчетом на материальную выгоду. Поэтому те, что отозвались, были скорее обузой для немецкой армии, чем помощниками. Разве не так? – Правильно! – решился воскликнуть один из нижних чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле] (Стойчевич Гойко; 11.09.1914, с. Кучанци, близ г. Дони-Михоляц (ныне в Хорватии) - 15.11.2009, Белград), патриарх Сербский (1990-2009). Род. в семье крестьян Стефана и Аны, рано осиротел, вместе с братом воспитывался в семье тети. Начальную школу окончил в родном селе, начальную гимназию - в г. Тузла (ныне Босния и Герцеговина), потом завершил обучение в VI старшей гимназии в Белграде. В 1930-1936 гг. учился в ДС в Сараево, по окончании к-рой поступил на Белградский богословский факультет , параллельно прослушал 2 курса на медицинском фак-те Белградского ун-та. Начало второй мировой войны встретил в Белграде, работал на стройке, но оставил работу по причине слабого здоровья. В 1941 г. был мобилизован в медицинскую часть, служил в госпитале в г. Заечар (Сербия). В 1942 г. окончил богословский факультет. С 1942 по 1944 г. жил в монастыре Света-Троица в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). В 1944 г. работал вероучителем в доме для детей беженцев в с. Баня-Ковиляча. Спас тонувшего в р. Дрине ребенка, но получил переохлаждение и впосл. заболел пневмонией и туберкулезом. Поселился в монастыре Вуян близ г. Горни-Милановац, где через 2 года чудесным образом выздоровел. В 1946 г. с игум. Иулианом (Кнежевичем) перешел в монастырь Благовештене в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ), где в 1948 г. принял монашество с именем Павел и вскоре был рукоположен во диакона. Вместе с братией мон-ря Благовештене в 1949 г. перешел в мон-рь Рача , где жил до 1955 г. В этот период часто общался с архим. Иустином (Поповичем). В учебном 1950/51 г. преподавал церковнослав. язык и церковное пение в Духовной семинарии в Призрене. В 1954 г. рукоположен в сан иеромонаха, в том же году получил сан протосинкелла, в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С Рождества 1955 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Церковь святого Василия Острожского (Прелина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Василия Острожского в Прелине — православный храм Жичской епархии Сербской Православный Церкви в общине Чачак, Сербии. Содержание История [ править править код ] Придорожный храм в честь святого Василия Острожского расположен на Ибарском шоссе, в деревне Прелина, недалеко от Чачака. Этот храм уникален по своей архитектуре, красоте и, прежде всего, своему назначению. В Греции таких церквей тысячи, а придорожный храм святого Василия Острожского – первый и пока единственный в Сербии. В храме не совершаются богослужения, он предназначен для путников: здесь можно приложиться к иконам, помолиться и поставить свечи. Храм был построен при поддержке гуманитарного фонда церковной общины Прелины в год 2000-летия юбилея христианства. Проект храма выполнил Минья Радованович, архитектор из Чачака. Храм расписан художником Владимиром Кецманом из Белграда. Церковь построена в форме креста и имеет площадь 56 квадратных метров с куполом высотой 10 метров. Примечательны украшения храма: мозаика с изображением святого Василия Острожского и фреска Господа Иисуса Христа на престоле размером 2,5 х 6 метров. Действует церковная лавка. Эту небольшую церковь возле Ибарского шоссе ежедневно посещают десятки верующих. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: E763, Сербия Проезд: Деревня Прелина расположена вдоль Ибарского тракта, там, где дорога уходит на три стороны: на Чачак (6 км) (E761/763), Горни-Милановац (16 км), Белград (145 км) (E763) и Кралево (33 км) и Крагуевац (E761) (50 км). Телефон: +381 65 8545888 Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 09:00 до 17:00. Близ Прелины, под Чачаком находится знаменитое Овчарско-Кабларское ущелье с его монастырями , которые иначе называют «Сербский Афон». Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

По подозрению в краже мощей святого Георгия Победоносца в Сербии арестованы двое болгарских граждан 11 декабря 2007 г. 16:40 Полиция в Горни Милановац (Сербия) задержала двух граждан Болгарии, сообщает сайт НетИнфо.БГ . 41-летний Минко М. и 36-летний Николай Р. подозреваются в похищении серебряной раки с мощами святого великомученика Георгия Победоносца. Святыня была украдена в начале октября из алтаря церкви святого Георгия в монастырском комплексе Врачевшница. Пропажу заметили во время воскресной службы. В 1961 году реликвию привез из Иерусалима и подарил монастырю Святейший Патриарх Сербский Герман. Как сообщили сербские правоохранительые органы, в настоящее время идет интенсивная работа по выяснению всех обстоятельств преступления. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/336659.htm...

– Leiden; Boston; Koln, 1999. – P. 12–18; Гоголев Д.А. Города и крепости Византии в VII – первой половине IX в.: эволюция и функции: Автореф. дис.... канд. ист. наук/Тюменский гос. ун-т. – Тюмень, 2002. – С. 21–22; Миланова А. Типология на укрепените селища в България под византийска власт (според лексиката на византийските автори)//Civitas Divino-Humana В чест на професор Г. Бакалов. – София, 2004. – С. 240–245,246–247. 627 Иоанн де Плано Карпини. История Монголов; Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны/Пер. А.И. Малеина. – СПб., 1911. – С. 68. 628 Подр. см.: KazdanA. Polis and kastron in Theopanes and in Some Other Historical Texts//Eupsychia: Melanges offerts a Helene Ahrweiler. – Paris, 1998. – T. 2 (Byzantina Sorbonensia, 16). – P. 345–360. 629 Kazhdan A. Byzantine Town and Trade as Seen by Niketas Choniates//BS. – 1995. – T.56. – F.l. – P.212; Миланова А. Типология... – С. 246–247. 630 См.: Панченко Б. А. Шесть моливдовулов из Парфенита//ИАК. – 1906.– Вып. 18.– С. 163, рис. 5. Подобная интерпретация моливдовула предложена Е.В. Степановой, но полной аналогии ей подобрать не удалось. 631 Приношу искреннюю благодарность К.Д. Смычкову за любезное разрешение опубликовать эту печать. 632 Соколова И В. Византийские печати VI – первой половины IX в. из Херсонеса//ВВ. – 1991. – Т.52.– С. 204, Алексеенко H.A. Провинциальный Херсон... – С. 145–146, 634 Баранов И. А. Таврика в составе Хазарского каганата (середина VII–X вв.): Автореф. дис. ...д-ра. ист. наук/ИА НАНУ. – К., 1994. – С. 32; Майко В.В. Некоторые аспекты христианизации тюрок Таврики в эпоху средневековья//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 148. 636 Ср.: Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, Calif., 1997. – P. 376, map 11; p. 443. 640 Ср.: Diehl Ch. Etudes sur l ’administration byzantine dans l ’exarchat de Ravenne (568–751). – Paris, 1888. – P. 6–23, 81–93 sq.; Mengozzi G. La citta italiana nell’alto medio evo. Il periodo longobardo-franco. – Roma, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реальность «Троеморья» выглядит сложнее. Первая проблема, с которой сталкивается проект, – деньги. В 2019 г. польский Банк национального хозяйства и румынский EximBank основали инвестиционный фонд «Троеморья». 21 октября сего года председатель польского банка Беата Дашиньска-Музычка сообщила, что Польша увеличивает свою долю до 750 миллионов евро, а к январю следующего года фонд вырастет до миллиарда, но пока основной взнос в копилку «Троеморья» делают одни поляки, а вклад румын весьма скромен. В конце минувшей зимы Майк Помпео пообещал дать на «Инициативу трёх морей» ещё миллиард долларов. В Таллине, однако, Помпео предупредил , что ответственность за реализацию проекта лежит на странах-участницах «Троеморья» и вкладывать средства должны они сами. Об американском миллиарде Помпео не вспомнил. Америка не спешит раскошеливаться. В отношении к «Троеморью» нет согласия и внутри политического руководства отдельных стран-участниц. Например, Хорватии и Болгарии. Так, в таллинском саммите виртуально участвовал не президент Хорватии Зоран Миланович, а премьер-министр Андрей Пленкович. Миланович уверен в бесполезности «Инициативы» для Хорватии и полагает, что это испортит отношения с Германией и Россией, принеся Хорватии вред. Румен Радев и Керсти Кальюлайд. Фото: president.bg Болгарского президента Румена Радева перед отлётом в Эстонию достал неистребимый коронавирус и ему пришлось повернуть обратно, что не помешало Радеву обрушиться на премьера Борисова (между президентом и премьером существует затяжной конфликт). Радев обвинил Борисова в том, что тот противодействует «Троеморью». А в болгарских СМИ можно встретить утверждения будто бы Бойко Борисов отстаивает интересы России и топит «Инициативу трёх морей». Двойственную позицию занимает Словения. Президент Борут Пахор заявляет о полной поддержке проекта, но тянет в него немцев, однако по замыслу (напомним: американскому) Германии в «Троеморье» места нет. Два аналитических издания – австралийское Interpreter и американское The Diplomat – отметили, что «Троеморье» начинает приобретать антикитайский характер. Вашингтон пытается помешать воплощению в жизнь проекта «Один пояс, один путь», а ещё его раздражает формат «17+1», направленный на развитие сотрудничества КНР со странами Восточной и Южной Европы. Преградой для «17+1» и должна стать «Инициатива трёх морей».

http://ruskline.ru/opp/2020/11/01/troemo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010