влиянием, с I в. до Р. Х. развивался как поселение римлян (найдено кладбище с десятками погребений). В VI в. до Р. Х. на территорию от Зап. Пиренеев до Атлантического океана вторглись племена, чьи погребальные надписи, керамика и позднее монеты свидетельствуют об использовании кельт. языков. Культура кельтов в И.- часть общей латенской культуры Зап. Европы; их кастры (castors - укрепленные поселки с овальным планом и круглыми домами) отличаются от поселений иберийской культуры, восточносредиземноморских по стилю. Кельтов в И. было немного, но их воинственная знать контролировала местное население. Особое место занимает Кельтиберия - район смешения культур кельтов и иберийцев (совр. провинции Бургос, Сория, Гвадалахара, Куэнка, Сарагоса и Теруэль). В IV в. здесь возникают города с четким планом, общественными зданиями и прямоугольными жилыми домами с небольшими двориками, построенные по принципу римской планировки (Эль-Кастро-де-ла-Коронилья близ Черы, пров. Гвадалахара, и др.). Городище Кабесо-де-Алькала близ Асайлы (пров. Теруэль) состояло из акрополя (246×132 м; стены зданий до 2 м высотой; в наст. время раскопан почти полностью), окруженного рвом с дополнительной тонкой стеной, и собственно города. На перекрестке главных улиц находился храм (во внутренней камере на каменной платформе стояли статуи божеств, стены были расписаны), у ворот - термы, к юго-востоку от акрополя - некрополь с круглыми каменными погребальными камерами. О кельтиберах упоминается в рим. надписях, напр. в бронзовой «Tabula Contrehiensis» (из Боторриты близ Сарагосы) наместника пров. Ближняя Испания Валерия Флакка (87 г. до Р. Х.). Римская археология и архитектура В состав Римской империи И. окончательно вошла к 19 г. до Р. Х. Старые города были уничтожены и заняты колониями рим. ветеранов - Клуния (совр. пров. Бургос), Термес (близ Монтехо-де-Тьермес, пров. Сория), Уксама (близ Бурго-де-Осма, пров. Сория) и др.; их планы восходят к планировке лагеря легиона. Самые крупные поселения - Эмерита Августа (ныне Мерида, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.) ДЕИКОЛА († ок. 625), св. (пам. по Римскому Мартирологу 18 янв.), основатель мон-ря Лутра (совр. Люр, деп. В. Сона, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ VI Геваргезе Мар (1858 - 1934), митр. Маланкарский (с 1909), Глава Сиро-Маланкарской Церкви (12 июля 1909-1912), 2-й прославленный этой Церковью святой инд. происхождения ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов

http://pravenc.ru/rubrics/122368_15.html

(в обитуарии мон-ря Сен-Виктор названа др. дата - 23 сент.). И. был похоронен в крипте монастырской церкви, где сохранилась надгробная плита (70-80-е гг. XI в.) - памятник романской скульптуры. Пространная эпитафия из 10 строк занимает основную часть плиты, перекрывая рельефное изображение тела И. так, что видны лишь голова и ноги святого, а также верхняя часть аббатского посоха. Почитание И. возникло сразу после его смерти. Во 2-й пол. XI в. ему поклонялись как главному святому мон-ря Сен-Виктор, новому основателю обители и наследнику св. Иоанна Кассиана. Однако широкого распространения почитание И. не получило, и вскоре вновь стали молиться «древним» святым мон-ря - мч. Виктору и св. Иоанну Кассиану. В 60-х гг. XIV в. Римский папа Урбан V , бывш. аббат Сен-Виктора, канонизировал И. и перенес мощи святого из крипты в верхнюю церковь. Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт, надгробие И. помещено в городском музее (впосл. возвращено в церковь). До кон. XIX в. почитание И. сохранялось в еп-ствах Памье и Марсель, где его память праздновалась под соответственно 25 и 26 сент. Ист.: BHL, N 4477; ActaSS. Sept. T. 6. P. 736-749; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 2; Favreau R. Corpus des inscriptions de la France médiévale. P., 1989. Vol. 14: Alpes-Maritimes, Bouches-du-Rhône, Var. P. 99-102. Лит.: Histoire littéraire de la France. P., 1749. T. 7. P. 556-558; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 1. P. xxiii-xxiv; Rey G., de. Les saints de l " église de Marseille. Marseille, 1885. P. 185-204; Rouillard Ph. Isarno//BiblSS. Vol. 7. Col. 945-946; Amargier P. Les «Scriptores» du XIe siècle à St.-Victor de Marseille//Scriptorium. Brux. etc., 1978. Vol. 32. Pt. 2. P. 213-220; idem. Un moine pour notre temps. Marseille, 1982; S igal P.-A. Le travail des hagiographes aux XIe et XIIe siècles//Francia, 1987. Zürich etc., 1988. Bd. 15. P. 149-182; Lauwers M. Un écho des polémiques antiques?: À Saint-Victor de Marseille à la fin du XIe siècle//Inventer l " hérésie?: Discours polémiques et pouvoirs avant l " Inqisition/Éd. M. Zerner. Nice, 1998. P. 57-66; Mazel F. La noblesse et l " Église en Provence, fin Xe - début XIVe siècle. Aix-en-Provence, 2002. P. 164-169. В. С. Ярных Рубрики: Ключевые слова: ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон ЕВСТАСИЙ (ок. 560-629), ученик прп. Колумбана, настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция), прп. (пам. зап. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/293826.html

575-576 ДОКС [Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель ДОКСАСТАРИЙ греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи 576-577 ДОКТУСОВ Доктусов Николай Петрович (1883 - 1959), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП 578-579 «DOCUMENTATION COTHOLIQUE» (франц.- католическая документация), ж., выходящий 2 раза в месяц в Париже с февр. 1919 г. 580-581 ДОЛГОВ Семен Осипович (1857 - 1925), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей 581-582 ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг-ции 582-589 ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) 589-590 ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. 590-594 594-596 596-598 598-600 600-601 ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе 601-602 602-603 ДОМЕТИАН (Топузлиев Димитрий Попвасилев; 1932-2017), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви 603-604 ДОМЕТИЙ (XVI в.), прп. Афонский (пам. греч. 7 авг.), чудотворец, молчальник, подвизался в мон-ре Филофея 604-605 605-606 ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в 606-607 ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) 607-610 ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Мозаики мавзолея Сентсельес в Константи. Сер. IV в. Мозаики мавзолея Сентсельес в Константи. Сер. IV в. Почти все изученные раннехрист. храмы И. преобразованы и перестроены из предшествующих нецерковных построек. Чаще всего исследованные сооружения связаны с сельскими виллами, иногда позднее они были превращены в «домашние монастыри» и (или) кладбища. Большая часть вилл оказалась заброшена уже к VI в., в VII в. подобные комплексы строились уже как дворцовые. На крупной вилле в Баньос-де-Вальдеарадос (пров. Бургос) сохранился ряд мозаик IV-VI вв., среди к-рых мозаика А (1-я пол. V в.) с 2 сценами триумфа языческого бога Вакха, обрамленными декоративными панелями с бюстами и сценами охоты. Позже вилла была превращена в кладбище: в ее залах раскопано 21 захоронение, погребальный обряд различен, но руки обычно скрещены, могилы (IX-XI вв.) ориентированы по оси «запад-восток». На вилле Матерно (археологический парк Карранке, пров. Толедо) сохранились порфировые капители, мраморные саркофаги и мозаики (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), изображающие древнегреч. бога Адониса, героя Ахилла, персонификацию Океана и т. п. На одной из мозаик упоминается имя Матерна, возможно Матерна Кинегия, друга имп. Феодосия I и префекта претория Востока (384-388), боровшегося с язычеством. Базиликальное помещение в периметре атриума, где стены сохранились до высоты более 4 м, использовалось как церковь, причем уже после того, как остальная часть здания пришла в упадок и была частично разобрана. Укрепленная вилла Ла-Ольмеда (в Педроса-де-ла-Вега, пров. Паленсия) была частью большой латифундии IV в. (сгорела в VI в.). Раскрыта ограда с башней вокруг большого двора, богато украшенные входные галереи, 2 триклиния и перистиль с приемным залом; в помещениях - остатки мозаик IV в. со сценами охоты. В надписи на мозаике нач. V в. на крупной вилле Элс-Амельерс (I-V вв.) в Тосса-де-Мар (пров. Жирона) названы имена хозяина (Виталий) и мастера (Феликс). На вилле Фортунатус близ Фраги (пров. Льейда) частично сохранились перистиль и мозаичные полы.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Впосл. саркофаг с останками святого был перенесен в ц. Сан-Джованни-ди-Мальта в Мессине, а затем в региональный музей города. Ист.: BHG, N 994m; Rossi S. La prefazione al «Typicon» del Monastero del SS. Salvatore scritta da Luca primo archimandrita//Atti della Reale Accademia Peloritana. Messina, 1903. T. 17. P. 71-84; MartRom (Vat.). P. 158. Лит.: Martire D. La Calabria sacra e profana. Cosenza, 1876. T. 1. P. 266-270; Matranga F. Il monastero dei greci del S. Salvatore dell " Acroterio di Messina e S. Luca primo archimandrita autore del cartofilacio, o sia della raccolta dei codici greci di quel monastero. Messina, 1887; Batiffol P. L " abbaye di Rossano: Contribution à l " Histoire de la Vaticane. P., 1891. P. 83; Mercati G. Per la storia dei manoscritti greci di Genova. Vat., 1935. P. 167-168. (ST; 68); Scaduto M. Il Monachismo Basiliano nella Sicilia medievale. R., 1947. Р. 165-244; Halkin F. Bulletin d " agiographie italo-grecque//AnBoll. 1948. T. 66. P. 289-299; Arranz. Typicon. P. XVIII-XXV; Ferrante N. Santi italogreci in Calabria. Reggio di Calabria, 1981. P. 83, 225; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks. Thessal., 1992. P. 121-122, 127, 162, 253, 273. (Analecta Vlatadon; 55); Luke of Messina: Typikon of Luke for the Monastery of Christ Savior (San Salvatore) in Messina/Transl. T. Miller//Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Transl. of the Surviving Founder " s Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000. Vol. 1. P. 637-648. (DOS; 35). А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон ЕВСТАСИЙ (ок. 560-629), ученик прп. Колумбана, настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция), прп. (пам. зап. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/2110804.html

Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 19952. Col. 559-561, 821; см.: Corpus Orationum. Turnhout, 1992-2004. T. 1-14. N 1081, 1536, 2352). Под 13 июня в мосарабском Кордовском календаре указано поминовение И., в календарях X-XI вв. из Сев. Испании - обоих мучеников (Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. Dozy. Leiden, 19612. P. 96-97; Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. T. 14. P. 52). Среди старейших храмов, посвященных К. и И. в Каталонии,- ц. Сан-Кирзе-де-Педрет (IX-X вв.) и мон-рь Сан-Кирзе-де-Колера (основан скорее всего в IX в., сохранившаяся церковь относится к XI-XII вв.; см.: Pibernat L ó pez. 2010). Впосл. одним из важнейших центров почитания мучеников был мон-рь св. К. (Сан-Кирсе) близ г. Бургос, предположительно основанный в X в. Сохранившаяся однонефная купольная церковь с башней в романском стиле освящена в 1147 г. Впосл. монастырь был преобразован в капитул каноников; храм закрыт в 1835 г. ( Lojendio L. M., de, Rodr í guez A. Rutas románicas en Castilla y León. Madrid, 1996. T. 2: Provincia de Burgos. P. 13-27). В средние века здесь почитались мощи К. Испан. ученые XVI-XVII вв. пытались представить К. и И. как мучеников, пострадавших в Испании: с этой целью они «исправляли» географические названия, которые содержались в Мученичестве К. и И.: вместо Исаврии указывалась Испания, вместо Икония - Епес, вместо Тарса - Тартесс и т. д. (напр.: Tamayo Salazar I. Anamnesis, sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1655. T. 3. P. 536-539). Эти фальсификации были разоблачены Папебруком, к-рый высказал сомнения в том, что хранившиеся в Бургосе мощи действительно принадлежали К. (ActaSS. Iun. T. 3. P. 22-23; см. также: Antonio N. Censura de historias fabulosas/Ed. G. Mayans y Siscar. Valencia, 1742. P. 183-190). В наст. время К. и И. остаются чтимыми святыми в архиеп-стве Бургос; память мучеников совершается 16 июня. Мученики Кирик и Иулитта. Антепендий из ц. Сан-Кирзе в Дурро, Каталония (Национальный музей искусств, Барселона) Мученики Кирик и Иулитта.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

По типологии он близок к вестверкам немецких храмов каролингской и оттоновской эпох и их франц. аналогам (франц. tour-porche, galilée) романского времени (напр., в ц. Сен-Бенуа-сюр-Луар близ Орлеана; ок. 1020 - ок. 1035). Близкими в плане были и первые крупные романские сооружения Кастилии (оба в пров. Бургос) - соборы мон-рей Сан-Педро-де-Арланса (1080 - ок. 1100; сохр. руины) и Санто-Доминго-де-Силос (до 1088 - нач. XII в.; не сохр.). Первый храм имел квадратную пристройку с запада, вероятно имевшую, подобно Пантеону королей в Леоне, погребальный характер. Отличительной чертой 2-го храма было наличие большого трансепта и 5 апсид; от храма уцелел лишь 2-ярусный клуатр со скульптурным убранством. Тип 3-нефного 3-апсидного храма со слабо выраженным трансептом был распространен и в XII в. Среди ярких кастильских образцов следует упомянуть ц. Сан-Мильян в Сеговии (1111-1124) с кубической башней над средокрестием и коллегиальную церковь в Сантильяна-дель-Мар (пров. Кантабрия, кон. XII - нач. XIII в.), отличающуюся сложной профилировкой порталов и обрамлений окон. Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела. 1075 — до 1168 г. Строители многих из упомянутых выше построек либо ориентировались на формы, либо были непосредственно связаны с возведением крупнейшего романского сооружения И.- собора в Сантьяго-де-Компостела, работы над к-рым растянулись более чем на столетие. Строительство нынешнего храма над главной святыней И. и 3-й по значимости святыней христианского мира после Иерусалима и Рима - могилой ап. Иакова Старшего - началось в 1075 г. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте (освящены в 1128). К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа, в 1168-1188 гг. сооружен 3-частный западный портал (т. н. портал Славы). В 1211 г. состоялось освящение храма. Собор почти полностью сохранил интерьер, но наружные формы - лишь отчасти: утрачены весь зап. фасад (но не портал Славы), башни, перестроены апсиды и др. части собора. Храм является произведением франц. романского стиля, хотя в его строительстве принимали участие и местные мастера.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_58.html

Считается, что произведение М. оказало большое влияние на календарную практику, принятую на Пиренейском п-ове. Так, в текстах 1-й пол. VII в. отсутствуют названия дней недели, связанные с языческими богами (сохранившиеся в совр. португ. языке). Кроме того, приведенная в сочинении формула отречения от сатаны ( Mart. Brac. De correct. rust. 15) повлияла на вестгот. литургическую традицию; эта формула встречается в произведениях еп. Ильдефонса Толедского, Беата Лиебанского и Этерия, еп. Оксоменского (ныне г. Эль-Бурго-де-Осма, Испания). Соч. «О наставлении селян» было широко распространено во Франкском королевстве и легло в основу ряда позднемеровингских текстов: фрагменты сочинения М. использованы в анонимной гомилии (Homilia sacra; вероятно, нач. VII в.), в проповеди св. Элигия , еп. Новиомага (ныне Нуайон, Франция) (VII в.; CPL, N 2096), а также в «Извлечениях из некоторых канонических книг» (Scarapsus de singulis libris canonis, также Dicti Pirmini) св. Пирмина из мон-ря Райхенау (1-я пол. VIII в.), к-рый не только цитирует фрагменты сочинения М., но и заимствует его структуру. Благодаря труду св. Пирмина соч. «О наставлении селян» оказало влияние на англосаксон. лит-ру, в частности на трактат Эльфрика, аббата мон-ря Эйншем († ок. 1010), «О ложных богах» (De falsis deis). Влияние произведения М. сохранялось и в каролингский период: соч. «О наставлении селян» содержится в ряде манускриптов VIII-IX вв., кроме того, его использовал Рабан Мавр в гомилии «Против языческих заблуждений» (Contra paganicos errores) (см.: Hen. 2001). Нравственно-аскетические 1. Три небольших моральных трактата - «Ради избавления от хвастовства» (Pro repellenda iactantia; CPL, N 1082; изд.: PL. 72. Col. 31-36; Opera omnia. 1950. P. 65-69; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 73-78), «О гордыне» (De superbia; CPL, N 1083; изд.: PL. 72. Col. 35-38; Opera omnia. 1950. P. 69-73; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 79-84) и «Поощрение к смирению» (Exhortatio humilitatis; CPL, N 1084; изд.: PL. 72. Col. 35-38; Opera omnia. 1950. P. 74-79; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 85-91) - известны только в 2 средневек. рукописях: Эскориальском кодексе X в. и манускрипте 1-й пол. XIII в., также хранящемся в б-ке Эскориала и происходящем из мон-ря Сан-Сальвадор-де-Онья (ныне пров. Бургос, Испания). Эти сочинения были упомянуты иезуитом Хуаном де Марианой (1536-1624) в «Истории Испании» (1592) среди произведений М.; впервые опубликованы испан. историком и антикваром Х. Тамайо де Саласаром во 2-м т. «Испанского Мартиролога» (1652) на основе неск. неизвестных в наст. время рукописей, одна из к-рых, вероятно, восходила к Эскориальскому кодексу. Трактат «Поощрение к смирению» был издан в 1778 г. на основе рукописи из монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья в составе собрания сочинений Исидора Севильского.

http://pravenc.ru/text/2562412.html

  001     002    003    004