О том, что всё есть добро не всегда, а только в своё время, говорит на основании слов Екклесиаста и блж. Иероним: «Всё, что сделал Бог, есть добро, но добро во время своё. Бодрствовать или спать есть добро, однако не есть добро постоянно бодрствовать или постоянно спать, так как всё есть добро попеременно, сообразно с распределением Божиим, тогда, когда то или другое нужно» 3, 11]. Дальше блж. Иероним толкует слова Екклесиаста о мире (олам), вложенном в сердце человека, и непознаваемости дел Божиих от начала и до конца таким образом: «Бог дал и мир для обитания людям, чтобы они пользовались переменами времён, но не спрашивали о причинах вещей природы, как всё сотворено, почему от начала мира и до конца его Бог определил тому или другому расти, быть, изменяться» [там же]. Среднее житейское счастье без поисков высшего Хотя и целая вселенная, целая вечность в сердце человека, но от начала и до конца дел Божиих не постичь. Альфа и Омега манят к себе, но сами при этом всегда исчезают. Их не уловить. Философ встал, крепче сжимая посох в руке. Встал, но идти некуда, всё равно не дойдёшь. Не дано это человеку. Что же, жить можно и проще. Лучше синица в руке, нежели журавль в небе. Итрон, то, что остаётся для вечности, причины и цели – всё это запредельно, но есть усреднённый принцип обывателя, мещанина, есть некое доступное среднее счастье. Еккл. 3:12 Познал я, что нет для них (сынов человеческих) ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Еккл. 3:13 И если какой человек ест и пьёт, и видит доброе во всяком труде своём, то это – дар Божий. Искал дар Божий на небе, а он на земле. До неба не дотянуться, а от земли не оторваться. Так ходи по земле и наслаждайся земным. Не надо горя от ума, не нужно и горя уму. Есть среднее счастье. Тоска философов о цели и высшем благе неизбывна, потому нет… ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Умеренное наслаждение тем, что доступно, умеренная добродетель в жизни своей. Не ищи великое, радуйся малым.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей ? Блж. Иероним рассуждает об этом так. Возможности десяти властителей всё-таки ограничены, иногда их недостаточно для помощи всем нуждающимся, а потому, прибегая к мудрости , «помоги советом, облегчи утешением». Блж. Иероним даёт и таинственное толкование. « Десять властителей , находящихся в городе , суть ангелы, достигшие совершенного десятеричного числа и помогающие роду человеческому», но они не могут всё. «Человек, находящийся в грехах и погружённый в скверны ада, требовал большей помощи, посему и пришла Сама Премудрость» 7, 19–20], то есть Господь наш Иисух Христос. Еккл. 7:20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; Еккл. 7:21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; Еккл. 7:22 ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других. Жизнь свидетельствует о том, что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы . Таким праведным не являешься ни ты сам, ни те, с кем вместе живёшь и трудишься. Самообман – кто мнит себя без греха и не знает, в чём каяться, обольщение – кто видит другого без греха и очарован им. Поэтому премудрый рекомендует некую среднюю линию поведения: Не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, всего, что говорят, не бери в сердце, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя . Раб твой злословит тебя, потому что не свободен от духа осуждения, а ещё потому, что и сам ты не безгрешен и действительно есть повод говорить о тебе худое. Так не распаляйся на злословящего тебя, да и уши не развешивай, а занимайся своим делом. К тому же не забывай, и сердце твоё подскажет тебе много случаев, когда и сам ты злословил других . Вот и получаешь, что посеял. Всё уравновешивается в этом мире. Раши помимо нравственного значения текста приводит из мидрашей исторические примеры. « Чтоб не слушать тебе, как твой слуга проклинает тебя . Нехорошо тебе вслух обратиться и слушать, как твой слуга тебя проклинает (как, например, Давид слушал Шимми)» 7, 21]. Во время восстания Авессалома Давид бежал из Иерусалима. И шёл Давид и люди его своим путём, а Семей (Шими) шёл по окраине горы, со стороны его, шёл и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью ( 2Цар. 16, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Раши отмечал, что нельзя дерзить пред Богом, св. Григорий Нисский – что нельзя, богословски, дерзить пред Богом. Придержи слово, не износи его пред лицем Божиим. Блж. Иероним говорит согласно со св. Григорием Нисским «Этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслию не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержаны… желающий размышлять о Божестве слишком много впадает в неразумие» 5, 1–2.6]. Что касается сновидений, блж. Иероним, ссылаясь на еврейских толкователей, разъясняет так: «Когда во время ночного покоя будут представляться тебе различные видения, душа будет возмущаться различными страхами или волноваться мечтами: ты презирай эти сонные видения и только одного Бога бойся. Ибо кто будет верить сновидениям, тот предаст себя суетам и непотребствам» [там же]. Св. Григорий Двоеслов указывает шесть причин, от которых бывают сновидения. Среди этих причин есть такая – размышление и наваждение вместе: «Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения, то не сказал бы премудрый муж: приходит соние во множестве попечения ( Еккл. 5:2 )» кн. 4, гл. 48]. Скоропалительные обеты Философ порицает многословие и особенно праздные слова пред Богом. Не спеши произнести слово пред Богом. Обещания, обеты и клятвы, произнесённые впустую пред Богом, – нет ничего хуже! Еккл. 5:3 Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Еккл. 5:4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Еккл. 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом (Божиим): «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих? Обещающий Богу и не исполняющий – глупец, а Бог не благоволит к глупым . Зачем заниматься глупостями?! Мудрый человек не скоро будет давать обет Богу , а уж если дал, то спеши исполнить! Нет ничего хуже, как не держать слово. Такой человек ни к чему не надёжен. Скорые обеты и к тому же неисполненные – признак глупости и пустоты. Иисус говорит: Не клянись вовсе (или всяко)… Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 ). Христу, воплощённой Премудрости, крайне неприятна пустая болтовня многословов. Замечено – чем больше человек клянётся, тем больше врёт, чем больше обещает, тем меньше делает. Человек, говорящий правду и имеющий намерение исполнить сказанное, меньше всего прибегает к клятвам и обетам. Он просто делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Григорий Чудотворец : «Мудрость же, если она оказывается в человеке, видна даже по лицу, так как она освещает стяжавшего её; как и напротив, бесстыдство изобличает того, в ком оно вселилось, как достойного ненависти, с первого же взгляда» Переложение Екклесиаста, 8]. Св. Афанасий Великий рассуждает о Софии нетварной, зиждительной, относя её к Логосу, и о Софии тварной, то есть об отпечатке Премудрости Божией в творении. По принципу общения свойств премудрость нетварная усвояет себе иногда нечто присущее тварной, и наоборот, премудрость тварная возводит к своему архетипу – Премудрости нетварной. Св. Афанасий приводит из Писания различные примеры наличия премудрости в тварях, в том числе вспоминает, как «и Екклесиаст говорит: мудрость человека просветит лице его ( Еккл. 8:1 )» На ариан слово второе, п. 79]. Блж. Иероним переводит: Кто как мудрый, и кто знает разгадку слова? И высказывает мысль, что Соломон «косвенно говорит и о себе, что никто не был так мудр, как он, и никто не знал решения загадок, и что мудрость… больше всех людей дарования умственные отображала на лице его» 8, 1]. О, если бы это помогло ему в поисках его! Далее блж. Иероним, как и другие отцы, относит слова Екклесиаста ко всем людям, причастным божественной мудрости. Мудрость человека отображена на лице его, «а всякий еретик и защищающий ложное учение бесстыден лицом» [там же], как семьдесят толковников переводят поеледние слова Екклесиаста: И бесстыдный по лицу своему ненавистен будет . Философ-царь знает, что есть слово царское , и чувствует он его не только с позиции царской, но и с позиции подданных царя. Еккл. 8:2 С лово царское храни ради клятвы пред Богом. Еккл. 8:3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. Еккл. 8:4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» Верноподданные дают клятву пред Богом в верности царю, а потому слово царское храни . Соломон утверждает божественное происхождение земной власти, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

обилует между иерусалимлянами, а к нам не может прийти» (Твор. С. 457). Далее блаж. Иероним дает понять путешественникам, что их поклонение Св. Земле тогда только получит значение, когда, узрев места смерти и воскресения Христа, погребут себя для греха и воскреснут для новой, совершенной жизни. «Места крестной смерти и воскресения, — пишет он, — доставляют пользу тем только, кто несут крест свой и ежедневно воскресают со Христом, тем, кои представляют себя достойными такого жилища. Небесная храмина равно видна и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царствие Божие внутрь нас есть» (II, 132). Тот же Иероним внушает путешественникам, чтобы они не превозносились тем, что видели Св. Землю, потому что многие не видели ее совсем или видели на самое короткое время и, однако, достигли высокой святости. Он замечает: «Антоний и весь сонм монахов Египта, Месопотамии, Понта, не видели Иерусалима, и без этого города им отверзлись райские врата. Блж. Иларион был из Палестины и жил в Палестине, но только один день был в Иерусалиме, чтобы и не показать пренебрежения ко святым местам, по их близости, но вместе с тем чтобы и не показать, что он ограничивает Господа только этим местом» (II, 132). Затем Иероним внушает путешествующим во Св. Землю, чтобы они не думали, будто в будущей жизни при раздаянии мзды прежде всего примется во внимание этот подвиг, а не дела вообще. Иероним, указывая на свой собственный пример, говорит: «Чтобы ты не считал каким-либо ущербом для своей веры, если ты не видел Иерусалима и не предпочитал меня, что я нахожусь в этом месте, ты приимешь одинаковую мзду за дела твои от Господа нашего» (II, 133). Григорий Нисский, со своей стороны, развивает мысль, что было бы неосновательно думать, что, побывав в Иерусалиме, человек становится более верующим, чем прочие люди, и что он становится святее, особенно если помыслы его остаются греховными. Он пишет: «Что явившийся Христос есть истинный Бог, это мы исповедывали и прежде, чем были на месте (в Палестине), и после сего вера не уменьшилась, а увеличилась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

3) Слово Божие учит только о двух царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира (1 Кор. 15:23-26), и Царстве славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца (Лк. 1:33; 2 Пет. 1:11), хилиазм допускает еще какое-то среднее третье Царство Христово, которое будет продолжаться только 1000 лет. 4) Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию, согласно которому, Царство Божие не есть " пища и питие " (Рим. 14:17); в воскресение мертвых не женятся и не посягают (Мф. 22:30); обрядовый закон Моисеев имел только преобразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом (Деян. 15:23-30; Рим. 6:14; Гал. 5:6; Евр. 10:1). 5) Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер Римский, св. Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Епифаний, блж. Иероним, блж. Августин. С тех же пор, как Церковь на втором Вселенском соборе в 381 году осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии Христовом и для того внесла в Символ веры слова " Егоже Царствию не будет конца " , держаться хилиазма, даже как частного мнения, стало уже непозволительно. Надо знать также, что Апокалипсис — книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики. В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест. " Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской " — под " разрешением сатаны от темницы своей " разумеется появление перед кончиною мира антихриста.

http://sedmitza.ru/lib/text/430721/

  Новый Закон   Что же все-таки требуется от человека, который желает стать «Своим» Христу? Здесь мы опять же встречаемся с мыслью, которая для древнего иудея могла показаться странной и даже кощунственной. Для участия в Царстве Мессии не обязательно исполнять предписания Закона Моисея. В новом мире жизнь основывается на совершенно иных принципах. На это могут намекать образы Фареса и Зары в 3-м стихе. Зара был младшим братом, но при родах его рука показалась первой. Повивальная бабка обвязала ее красной нитью. После рука спряталась, и родился Фарес, старший брат, непосредственный предок Христа. Зара родился вторым . По словам блж. Феофилакта, упоминание о младшем брате в родословной неслучайно: «Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельской жизнью … Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась. Но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании Закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа» . В Царствие Небесное вводит не исполнение формальных предписаний Моисеева Закона и даже, что важно, не человеческая праведность, но благодать Божия, которая стала действовать в этом мире с особой силой благодаря искупительному подвигу Спасителя. Со всей ясностью об этом говорит апостол Павел: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати его, искуплением во Христе Иисусе»(Рим. 3:22–24). Что может человек предложить Богу в ответ на Его дар, поясняет образ четырех женщин. Несмотря на то, что все они согрешили перед законом, сам факт присутствия их имен в родословии Господа говорит о том, что своей жизнью они все же стремились угодить Богу и не враждовали с Ним. Как и царь Давид, за свое покаяние они сподобились стать праматерями Спасителя. Даже сами мотивы их проступков святоотеческая традиция экзегезы зачастую рассматривает как благие: вера в пришествие Мессии и желание послужить общему делу еврейского народа – рождеству Христа . В этом смысле их антиподами являются образы трех неупомянутых в родословии Иисуса царей (Охозии, Иоаса, Амасии). По мысли блж. Иеронима Стридонского, причина этого кроется в их личной нераскаянности и открытом богоборчестве их прабабки нечестивой Иезавели. Бог дважды проклинает ее род . По этой причине, «род ее забывается до третьего поколения, чтобы не быть включенным в ряд участвующих в священном рождестве» . Господь требует от человека лишь одного: веры в Своего Христа и покаяния .

http://bogoslov.ru/article/3707711

апостол Павел, который ожидал, что и сам еще застанет последние события мировой истории 87 : «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, в мгновенье ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). А произойдет это изменение божественным действием, которое свт. Григорий называет силой воскресения 88 . Приведем его слова подробнее: «В мгновение времени совершится изменение существ. И потому тот, кто достигнет этой самой последней и крайней точки времени, за которой времени уже не будет, не сможет измениться посредством смерти. Тогда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших, и оставшихся в жизни, ... которая мгновенно изменит тленное в нетление, так что вес и тяжесть не потянут плоти вниз, и бремя не удержит ее под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: «Восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ) 89 . Блж. Иероним Стридонский († 420) пытается даже определить продолжительность этого мгновенья. По его словам, изменение тленного в нетленное совершится вдруг, в мгновенье ока: «Не во время какое-либо, ни даже в краткое протяжение времени, но в атом, точку времени, в которое глазное веко может моргнуть, при последней трубе» 90 . Свт. Иоанн Златоуст тоже учит об изменении тел с переходом их в нетленное состояние: «Не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» 91 . 8 .7. Напротив, блж. Августин (†430) приводит целую апологию в защиту тезиса о мгновенной смерти. С его доводами небезынтересно познакомиться: «Обыкновенно спрашивают: «Те, которых Христос застанет здесь живыми..., вовсе ли не умрут никогда; или в тот самый момент времени, когда вместе с воскресшими будут восхищены на облаках в воздухе навстречу Христу, с неуловимой быстротой перейдут к бессмертию через смерть? Нельзя, в самом деле, сказать, чтобы не было возможно, что они умрут и оживут снова в тот промежуток времени, пока будут подниматься на высоту по воздуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Блж. Иероним категорически отвергает идею предсуществования душ и идею зарождения душ от родителей, настаивая, что «ежедневно творит души Бог, желание Которого есть уже дело, и Который не перестает быть Творцом» 161 . Подобные суждения высказывают свтт. Ириней Лионский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , Иларий Пиктавийский , Кирилл Александрийский , блж. Феодорит Кирский , прп. Ефрем Сирин и др. Утверждение о том, что каждая душа творится Богом, ясно сформулировано и обосновано в Православном исповедании веры (Ч. 1. Вопрос 28): «Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа даётся от Бога, как говорит Писание: Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него ( Зах. 12:1 ). И в другом месте: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл. 12:7 ). Притом, если бы душа получала бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась в прах. Но сему противное видим в Писании, там, где Христос разбойнику на кресте говорит: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Тело разбойника осталось на кресте, а душа, как дух бессмертный, вошла со Христом в рай. Но если бы она получила бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умерла бы на кресте. Кроме того, как могли бы стать истинными сии слова Господа нашего: Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова ? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22:31–32 ), что должно разуметь не о теле, но о душе... Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали. Душа даётся от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе. Но преимущественно она занимает место в голове и сердце». Если Бог Сам творит каждую душу, то понятным становится бесчисленное разнообразие душ и душевных талантов в человеческом роде, отличие детей от родителей. Однако здесь возникает ряд сложных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010