Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп: Феофан. Путь ко спасению. С. 283—284. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 28. Подробно об этом см. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61.    Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. §§ 84—85//Добротолюбие. Т. III. С. 98—99; ср. § 29. См.: Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1902. С. 152—269. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О покаянии и на чтение о грехе Давида С. 893.    Преп. авва Дорофей. Послания. С. 208.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 60. С. 218—221.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 2-е. T. V. С. 430.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 10.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289.    Он же. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104.    См. Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 97. Добротолюбие. Т. III. С. 71, ср.: Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 253.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57—58. Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 81—82. С. 314.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. Преп. Максим Исповедник. Сот. 1-я, § 93. О возможности освобождения от страстей и достижении совершенства. См. Преп. Макарий Египетский. Слово 3. Гл. 11—13.    К. Попов. Блж Диадох и его творения. T. I. С. 515.    См. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот 1-я, § 36.    С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 307.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 48-е. С. 210. Подобное же высказывание находим еще раньше у преп. Нила Синайского.    Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 98. Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, § 94: «Исполнением заповедей ум совлекается страстей».    Преп. авва Дорофей. Поучение 12. См. Поучение 1.    См.: Преп. Исаия. Слово 21, § 18//Добротолюбие T. I. Изд. 3-е. М., 1895. С. 38. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

С.С. Ким 1. Греческий канон на 29 марта Панайотис Христу в третьем томе своей «Греческой патрологии» замечает, что имя и память блж. Диадоха тесно связывалась с фигурой прп. Марка Подвижника , и сообщает о том, что их совместная память совершалась 29 марта, согласно рукописи Великой Лавры 4 , в которой содержится также «общий канон в их честь, сохранившийся частично из-за повреждения рукописи» 5 . Эти сведения имеют для нашего вопроса большую ценность, учитывая, что описание данного манускрипта в каталоге рукописей Великой Лавры крайне лаконично 6 . Вслед за Спиридоном Евстратиадисом 7 , Елена Папаилиопулу-Фотопулу учитывает этот канон в новейшем справочнике малоизвестных и неизданных греческих канонов под номером 547 8 . Эта дата памяти блж. Диадоха, открытая греческими учеными, была подвергнута критике грузинским исследователем Эдишером Челидзе. В предисловии к недавнему изданию древнегрузинского перевода «Сотницы» блж. Диадоха он пишет: «Нам представляется, что уважаемый исследователь [П. Христу] смешал Диадоха Фотики йского и Марка Монаха (подвижников V в.) с Марком, епископом Арефусийским, и его сподвижником Диадохом, которые известны как священномученики (были замучены вместе с другими подвижниками при Юлиане Отступнике в 60-е гг. IV в.) и память которых приходится именно на 29 марта (хотя в календарях обычно указывается только Марк Арефусийский вместе с Кириллом диаконом, а другие мученики, среди которых и Диадох священномученик, упоминаются под общим указанием “и многих других»). Иногда же мы встречаем указание на 30 марта как на день их памяти» 9 . Текст канона, публикуемый ниже, показывает, что грузинский ученый несколько поспешно опровергает сообщение П. Христу. Содержание канона не оставляет сомнений в том, что речь в нем идет именно о блж. Диадохе, епископе иллирийского города Фотики, и о преподобном Марке Подвижнике : несколько тропарей канона построены на метафорах, отсылающих к основным идеям их сочинений. Так, согласно составителю канона, Диадох просветил идеалом отшельнического жития (τ κατ μνας, песнь 3, тропарь 2) весь мир, начав от Иллирика (λλυρικθεν, песнь 1, тропарь 2), то есть от области, где находился древний город Фотика. О Марке говорится как о составителе «скрижали» (πυξον, песнь 1, тропарь 3), где начертан «духовный закон» (νμον... πνευματικν, там же), что, без сомнения, отсылает к одной из главных тем сочинений прп. Марка Подвижника , среди которых есть труд под названием «О духовном законе». 10 2. Грузинский синаксарь, чтение на 5 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Oeuvres spirituelles/Ed. par V. Desprez//Sources chretiennes. 275. Paris, 1980. P. 230). Блж. Диадох Фотикийский также говорит, что «благодать посредством чувства ума (δια της νου αιτσεως) у преуспевающих в ведении увеселяет тело неизреченным ликованием» (Попов К. Блаженный Диадох (V века) и его творения. Т. 1. Киев, 1903. С. 437—438). Вообще, тема «радости» восходит к Ветхому Завету, где для обозначения ее используются понятия αγαλλασις (собственно «радость») и ευφροσνη («веселие»); в Новом Завете на первый план выступает термин χαρα (св. Аммон сополагает ветхозаветное и новозаветное словоупотребление: χαραν και αγαλασιν). Если в Ветхом Завете «радость» соотносится преимущественно со свободным человеческим «ответом» на присутствие Бога и Его спасительное действие в мире, то в Новом Завете она «фокусируется» на Богочеловеческой Личности Иисуса Христа. Поэтому радость становится неотъемлемой и характерной чертой жизни христианина, всегда сопустствуя ему в скорбях, невзгодах и мучениях. Отцы Церкви, развивая эту ветхозаветную и новозаветную традицию, тесно связывали радость с верой в Бога, покаянием, смирением, послушанием Богу, духовной бранью, любовью к Богу и к ближним и пр. добродетелями, без которых (как и без радости) немыслимо спасение. См.: Langis D. Joy: A Scriptural and Patristic Understanding//The Greek Orthodox Theological Review. 1990. Vol. 35. P. 47—57.    Мнение, что прообразами христианских иноков являются, среди прочих ветхозаветных святых, Илия Пророк и Иоанн Креститель, было достаточно широко распространено в церковной письменности и нашло свое выражение у свв. Григория Богослова, Григория Нисского, блж. Иеронима и др. См. соответствующие разделы в книге: Theologie de la vie monastique. Etudes sur la Tradition patristique. Aubier, 1961. P. 121, 133—134, 194.    Ср. замечание блж. Феодорита Киррского: «Молитва святых есть общее противоядие против всех страстей» (Theodoret de Cyr. Histoire des moines de Syrie. Т. II/Ed. par P. Canivet et A. Leroy-Molinghen//Sources chretiennes.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

пер.: Марк (Головков), иером. Блж. Диадох Фотики йский и его богословские и аскетические взгляды: [Дис.]/МДА. Серг. П., 1992. Ркп. С. 149–160);  " Оглашение »:  Des Places É. Une catéchèse inédite de Diadoque de Photicé?//RSR. 1952. Vol. 40. Р. 129–138; OEuvres spirituelles. P. 180–183 (лат . пер.: PG. 120. Col. 709–712 [среди сочинений прп. Симеона Нового Богослова ]). Лит.: Попов К. Д. Блж. Диадоха (V в.), еп. Фотики древнего Эпира, учение о рассудке и помыслах//ТКДА. 1898. 7. С. 449–467; 8. С. 608–631; он же. Блаженного Диадоха (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, учение о молитве Иисусовой//Там же. 1902. 12. С. 651–679; он же. Блаженный Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. Т. 1. С. III-XXXIV; oh жe. Учение того же Диадоха «Об отношении подвижников к врачеванию телесных болезней»//ТКДА. 1903. 2. С. 319–342; Дмитриевский А. А. Опыт издания греч. церковных писателей древнейшего времени в рус. патрологической лит-ре. СПб., 1905; То же//Сб. статей, посвящ. ... В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 327–450 (Прил. III); Reitzenstein R. Historia monachorum und Historia Lausiaca: Eine Studie z. Geschichte des Mönchtums und der frühchristlichen Begriffe Gnostiker und Pneumatiker. Gött., 1916. S. 123–142; Peterson E. Zu griechischen Asketikern//BNJ. 1923. Bd. 4. S. 5–8; 1926/1927. Bd. 5. S. 412–418; 1931/1932. Bd. 9. S. 45–54; Horn G. Sens de l " esprit d " apres Diadoque de Photicé//RAM. 1927. Vol. 8. P. 402–419; Hausherr I. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114–138; idem. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. P. 202–206, 237–239. (OCA; 157); Dörr F. Diadochos von Photike und die Messalianer: Ein Kampf zwischen wahrer und falscher Mystik im 5. Jh. Freiburg i. Br., 1937; Rothenhäusler M. La doctrine de «theologie» chez Diadoque de Photike//Irénikon. 1937. Vol. 14. P. 536–553; idem. Zur asketischen Lehrschrift des Diadochos v. Photike//Heilige Überlieferung: Ausschnitte aus d. Geschichte d.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Диадох, еп. Фотикийский . По его выражению, до крещения бесы обитают в человеке, а благодать действует извне, привлекая и располагая душу к добру, а после крещения сатана изгоняется вон, и в сердце поселяется благодать ( Diad. Phot. De perfect. spirit. 76; отсылки на Слова св. Диадоха приводятся по изд.: Попов К. Д. Блж. Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. Т. 1. С. 17-526). Атаки бесов не прекращаются, однако теперь они не имеют власти над душой, поэтому они «пребывают около членов сердца» ( Diad. Phot. De perfect. spirit. 33) и с помощью многочисленных ухищрений как бы извне «коптят» ум соблазнами (Ibid. 76). Преимущественно И. приходят через тело, его немощи и потребности: «Лукавые же духи потом (после крещения.- Д. А.) вскакивают в телесные чувства и скрываются [в них], действуя на младенчествующих еще душой посредством легкоуступчивости плоти» (Ibid. 79). Кроме этого причина уклонения к злу находится в самой воле человека. После грехопадения, по мнению св. Диадоха, в душе человека появилась некая двойственность хотения, к-рая стала порождением двойственности знания (добра и зла). Указывая на внутреннее противоречие человеческих желаний, св. Диадох противопоставляет раздвоение воли в человеке мессалианскому раздвоению ипостаси в человеке на добрую и злую (Ibid. 29, 78, 88). Также греховный опыт сохраняется в памяти человека, что служит предпосылкой буд. грехов (Ibid. 88). Всем этим пользуются злые духи и стараются рассеять «память ума» греховными мечтаниями, но вглубь души они не имеют доступа до тех пор, пока там пребывает Св. Дух (Ibid. 82). Т. о., борьба с И. происходит в воле человека, и зло завладевает христианином только в силу его нерешительности в этой борьбе. Четкое обозначение роли свободы выбора в момент И. позволило прп. Иоанну Кассиану Римлянину избежать крайности взглядов участников т. н. пелагианского спора. Пелагиане провозглашали себя защитниками свободы воли. Последователи Пелагия полагали, что человек по своей природе имеет способность не только устремляться произволением к добру или злу, но и реализовывать в жизнь благие и дурные намерения: грешить и не грешить ( Aug.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Поэтому, кто не искореняет из своих сердец злых помыслов, тот совершает и соответствующие им злые дела. Плод злого сердца – злые дела, потому что, «когда благодать не обитает в человеке, духи злые, наподобие змий, гнездятся во глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра» (блж. Диадох). Поэтому, как говорит прп. Никифор Уединенник, «главнейшее дело подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце свое, сотворить там брань с сатаною и возненавидеть его и, противоборствуя помыслам его, воевать с ним»; ибо, по словам прп. Исихия, «невозможно сердцу человеческому не быть непрестанно бориму от демонов». Современная христианская жизнь состоит в достижении чистоты сердца, где является Бог, обнаруживающий Свое пребывание многоразличными дарами Духа Святаго. Чтобы привлечь благодать Святаго Духа, «желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Иисусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием» (блж. Диадох). Всегда «помни, что Он Сердцеведец и взирает на сердце, – и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: Затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне ( Мф.6:6 ). Если же и не произнесешь в сердце имени Божия, а только вспомнишь о Боге, то это еще скорее призывания – и достаточно в помощь тебе» (прпп. Варсонофий и Иоанн ). Прп. Никифор Уединенник, однако, предупреждает, что «много подвига и труда требуется в молитвах, чтобы достигнуть невозмутимого состояния мыслей – другое некое сердечное небо, в коем обитает Христос, как говорит апостол: Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте ( 2Кор.13:5 )». Там, внутри сердца, по словам прп. Исаака Сирина , видные степени восхождения в Небесное Царство, и там подобает во внутреннем человеце вселитися Христу верою в сердца ваша ( Еф.3:1617 ), ибо, как говорит прп. Иоанн Кассиан , «не плоть тленная, а сердце чистое соделывается обиталищем Богу и храмом Духа Святаго», «храмом Божиим, полным святости, полным света, чистоты и благодати» (иноки Каллист и Игнатий).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

375 Учение о «попущении Божием» намечается в творениях многих отцов Церкви, и в частности у блж. Диа-доха. По словам К. Попова , «в сокровенном действо-вании благодати, проявляющей свое присутствие только по временам, блж. Диадох усматривает попущение Божие ( παραχρησς), имеющее своей целью научение подвижника духовному опыту различения добра и зла и сознанию необходимости Божией помощи, без которой он не может достигнуть совершенства, хотя бы «преуспеянием в трудах мог взойти чрез всю лестницу, показанную Иакову». Автор, подобно другим церковным писателям, различает двоякое Божие попущение: одно из них он называет «попущением по отвращению» ( πατ αποστροφν παραχρησς), предающим демонам душу, не желающую иметь Бога; она бывает исполнена безнадежием, неверием, гневом и гордостью. Другое попущение он называет «воспитательным» ( παδευτχ παραχρησς), страх Божий, слезы и расположение к исповеданию грехов. При этом попущении ум не лишается Божественного света и помощи благодати, только скрывающей свое присутствие и дозволяющей демонам вести брань с подвижником». Как отмечает далее К. Попов , такое различие двух видов попущения встречается и у ряда других отцов (св. Иоанна Златоуста , преп. Анастасия Синаита и т. д.). Кроме того, для обозначения этого попущения церковные писатели использовали термины συγχρησς и εγχατλεψς, которые ассоциировались с представлением о богооставленно-сти. См.: Попое К. Блаженный Диадох (V в.), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. С. 427–428, 465–468. 376 Термин προθεσς («намерение», «решение», «умысел», «расположенность») здесь, скорее всего, совпадает по значению с понятием свободной воли, которая и определяет внутренние целевые установки человека. Подобное значение термина неоднократно встречается в патристической лексике. Так, Немесий Эмесский , полемизируя против языческого учения о судьбе ( Ειμαρμνη), которая якобы определяется влиянием звезд, противопоставляет свободу воли астрологическому детерминизму, превращающему людей в слепые орудия этой «эймармене» ( πντων οργνων οντων τς Ειμαρμνης κα μηδν μηδενς ξ ο χε ας προ σεως πρττοντος) (Nemesii Emeseni De natura homi-nis « Edidit M. Morani. Leipzig, 1987. P. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   «Бесы входят в чувства и члены, — говорит преп. Иоанн Карпафский, — мучат плоть разжением, настраивают страстно смотреть, слышать, обонять, внушают говорить непотребные (развратные) речи, исполняют очи прелюбодеянием, приводят в смущение, действуя извне и внутри нас».    Преп. Макарий Великий объясняет и способ воздействия бесов на души людей: «С того времени, как при посредстве преступления заповеди (в раю первыми людьми) зло вошло в человека, диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и влагать в сердце все вредное». Разговаривает диавол с человеком, не употребляя голоса, а внушая греховные мысли. При этом «диавол, — по словам преп. Макария, — так хитро действует, что все зло представляется нам как бы рождающееся само собою в душе, а не от действия чуждого (постороннего) духа, злодействующего и старающегося утаиться».    Новые признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские (низменные) требования его, ожесточение сердца, тщеславные помыслы, отвержение покаяния, забвение сердца, уныние. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения. «Помыслы, происходившие от демонов, — говорит преп. Варсонофий Великий, — прежде всего бывают исполнены смущения и печали и влекут вслед себя скрытно и тонко», внушая иногда помыслы по виду правые, а на самом деле зловредные. По словам преп. Макария Великого, диавол особенно склонен и способен влагать в нас гордость и самомнение.    Через святое крещение Святой Дух вселяется в душу, в самую глубину души, т. е. ум (сердце), а грех и отец греха — диавол прогоняется Им, при этом Божественная благодать через святое крещение сочетавает себя в безмерной некой любви с чертами образа Божия в залог созидания в человеке подобия Божия. Но хотя банею освящения и отъемлется скверна греха, но двойственность наших пожеланий не уничтожается и бесам воевать против нас и обольщать нас не возбраняется, чтобы мы свободно хранили в себе силою Божией залог благодати. И до тех пор пока благодать Божия обитает в нас, до тех пор сатана не может войти в глубину души, в сердце и обитать там (см. Лк.11:25). Злые духи в этом случае, как мы уже указали, воздействуют своими «разженными стрелами» искушений (Еф.6:14—17) совне на душу, а чаще всего воздействуют на телесные чувства и в них гнездятся, удобно действуя, как говорит блж. Диадох, через подручную им плоть на тех, которые младенчествуют еще душой. «На душу, соделавшуюся причастницей Святого Духа, — продолжает блж. Диадох, — сатана воюет из тела».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Учение о «попущении Божием» намечается в творениях многих отцов Церкви, и в частности у блж. Диа-доха. По словам К. Попова, «в сокровенном действо-вании благодати, проявляющей свое присутствие только по временам, блж. Диадох усматривает попущение Божие (παραχρησς), имеющее своей целью научение подвижника духовному опыту различения добра и зла и сознанию необходимости Божией помощи, без которой он не может достигнуть совершенства, хотя бы «преуспеянием в трудах мог взойти чрез всю лестницу, показанную Иакову». Автор, подобно другим церковным писателям, различает двоякое Божие попущение: одно из них он называет «попущением по отвращению» ( πατα αποστροφν παραχρησς), предающим демонам душу, не желающую иметь Бога; она бывает исполнена безнадежием, неверием, гневом и гордостью. Другое попущение он называет «воспитательным» ( παδευτχ παραχρησς), страх Божий, слезы и расположение к исповеданию грехов. При этом попущении ум не лишается Божественного света и помощи благодати, только скрывающей свое присутствие и дозволяющей демонам вести брань с подвижником». Как отмечает далее К. Попов, такое различие двух видов попущения встречается и у ряда других отцов (св. Иоанна Златоуста, преп. Анастасия Синаита и т. д.). Кроме того, для обозначения этого попущения церковные писатели использовали термины συγχρησς и εγχαταλεψς, которые ассоциировались с представлением о богооставленно-сти. См.: Попое К. Блаженный Диадох (V в.), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. С. 427—428, 465—468.    Термин προθεσς («намерение», «решение», «умысел», «расположенность») здесь, скорее всего, совпадает по значению с понятием свободной воли, которая и определяет внутренние целевые установки человека. Подобное значение термина неоднократно встречается в патристической лексике. Так, Немесий Эмесский, полемизируя против языческого учения о судьбе (Ειμαρμνη), которая якобы определяется влиянием звезд, противопоставляет свободу воли астрологическому детерминизму, превращающему людей в слепые орудия этой «эймармене» (παντων οργανων οντων τς Ειμαρμνης κα μηδν μηδενς ξ ο χε ας προ σεως πραττοντος) (Nemesii Emeseni De natura homi-nis « Edidit M. Morani. Leipzig, 1987. P. 107).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

58 См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 29, §8.— Ред . 59 Палестра ( παλαστρα ) — в Древней Греции специальная школа для гимнастических занятий.— Ред . 60 Так, у Иоанна Лествичника «непорочная ненависть к родителям» представлена в ряду необходимых добродетелей (см.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 26, §16).— Перев . 61 Этими словами Бог открыл человеку, что Он есть Личность.— Перев . 62 Под «частичным откровением» подразумеваются пророчества Ветхого Завета о грядущем Мессии, а под «благодатью» — пришествие Спасителя и Новый Завет.— Перев 63 Дословно: бичом — Перев 64 Здесь употреблено понятие святоотеческой аскетики παραχρησις , которое переводится как «неправильное использование, злоупотребление». По мнению некоторых отцов (прп. Максима Исповедника, Марка Подвижника и др.), нравственное состояние человека зависит от правильного или неправильного «использования» мыслей или вещей. Ср. у аввы Фалассия: «Грех мысленный есть употребление на зло помыслов, — а грех деятельный есть употребление на зло вещей» (Фалассий, авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня третья, §39).— Перев . 65 «Вера без дел и дела без веры одинаково не могут быть одобрены» (Диадох, еп. Фотикийский, блж. Подвижническое слово, гл. 20).— Ред . 66 Диадох, еп. Фотикийский, блж. Подвижническое слово, гл. 41. 67 То есть Ангелы.— Перев . 68 См.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Собеседование 1, гл.23; Собеседование 2, гл.4,9,16.— Ред . 69 Ирмос 3 гласа, — Перев . 70 Исаия, авва. О хранении ума, 27 глав. Гл. 22. 71 Маммона — сир. : «богатство, земные блага».— Перев . 72 Исаия, авва. О хранении ума, 27 глав. Гл. 17. 73 Π αραχρσεως κα καταχρσεως — Перев . 74 Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, §103. 75 Там же. §102. 76 Логосы, согласно учению святых отцов, — это умная суть тварных вещей. «Они являются Божественными «мыслями» о мире, принадлежащими Второй Ипостаси Св Троицы — Логосу, и составляют вечный Божественный замысел... который становится реальностью, осуществляемой во времени, благодаря воле Божией» (Сидоров А. И. Комментарии. Максим Исповедник, прп. Избранные творения. М., 2004. С. 384).— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010