> Дело дня: Помогите ребёнку <

блж. Августин

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Ночное бдение : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... и философию эпох античности, готики, Возрождения, барокко, романтизма, модернизма, авангарда, постмодернизма; писал эссе и монографии о поэтике О. Мандельштама, И. Бродского, В. Набокова… Достаточно хорошо знаком и с творчеством перечисленных Вами авторов. Так что не думаю, что Вы можете мне сообщить что-то нового в этой области. Теперь же, если будет угодно Господу, напишу о безбожии ими написанного, потому что суть в том, что художественное творчество является формой невоздержания, или скрытой греховной страстью, одной из тех языческих добродетелей, которые суть «блестящие пороки» (блж. Августин) . Поэтому занятие этим родом деятельности гарантированно искажает веру и ослабляет благочестие. На чем и убедился на собственном примере. На чем в очередной раз убеждаюсь, простите, и на Вашем примере. Это, разумеется, не значит, что искусство для христианина табуировано. Но для ревнующих о совершенстве как угождении Богу – несомненно (думаю, что протоиереи относятся к этой категории) . «Всё мне позволительно, но не всё полезно» ( 1Кор 6: 12 ) . Мне очень жаль, отец Георгий, что Вы, как и многие другие, впали в это заблуждение. Феодор 8. 01. 2014 в 06: 58 " А то статьи ... далее ...
Св. Оптат, епископ Милевитский, и приписываемые ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... же самый город, в котором в будущем св. Оптату придется нести свое епископское служение, — Милев [11]. В древности этот город имел важное церковное значение, о чем свидетельствует несколько соборов, проходивших в нем во времена блж. Августина [12]. Город Милев находился на северо-западе провинции Нумидия, на границе с Мавританией [13]; и многие ученые определяли его расположение относительно другого древнего города Цирты (Константины) . В настоящее время этот город носит название Мила (Mila) , является столицей одноименной провинции и располагается на северо-востоке современного Алжира. Блж. Августин в своем произведении « De doctr ina Christiana », сравнивая Оптата с Киприаном, Лактанцием и Викторином, пишет, что и он был в своей молодости язычником [14]. Интересную, но недоказуемую версию высказывает П. Монсо, который утверждает, что св. Оптат происходил из семьи римских солдат [15]. Большинство исследователей утверждают, на основании самого труда Оптата, что он получил хорошее образование для того времени [16]. Г. Бозио пишет, что св. Оптат посещал классические школы по риторике и философии. [17] Английский ученый Дж. Чепмен даже предполагает, что Оптат Милевитский был ... далее ...
Тайна времени : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... которую можно измерить часами и минутами, или же это что-то внутри каждого из нас, длительность души. В статье Ю. В. Виноградова представлены теории, призванные объяснить, что же такое время. С конца XIX века тема времени становится популярной в ряде философских течений на Западе. Экзистенциальный поворот новейшего времени, сместивший внимание философской мысли с абстрактных, отвлеченных рассуждений о сущности, к живому, конкретному рассуждению о существовании, о жизни, глубинной своей сутью имел осмысление идеи времени. Идеи времени в том виде, в котором ее еще в V веке сформулировал блж. Августин. Ведь именно блж. Августин соединил понятие времени и понятие человеческой жизни неразрывной связью. Для блж. Августина время – это не внешняя протяженность, но нечто такое, что укоренено глубоко в душе человека. Если прошлого уже нет, а будущего – еще нет, то есть только миг между прошлым и будущим, миг, также лишенный протяженности, лишенный прошлого и будущего. А если это так, то время – у нас в душе. Оно становится для души не чем-то внешним, но ее внутренней составляющей, ее протяженностью, ее длительностью, как о том напишет А. Бергсон. Время – это величина внутреннего ... далее ...
Восхождение к истине. Символ как ступень : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... называет Феофана Никейского епископом и считает, что тот доводил учение псевдо-Дионисия до крайности в смысле символического характера Евхаристии. Владыка Амфилохий (Радович) не называет Феофана епископом, а в комментарии от редакции в указанной выше книге сказано, что на основании исследования I. D. Polemis. Theophanes of Nicaea: His Life and Works. Феофан, будучи паламистом, под давлением отказывался от некоторых положений свт. Григория. [74] Феофан Никейский. Слово о Пресвятой Богородице – Рим, 1936. С. 13-18, 34 [ Theophanes Nicaenus. Sermo in Deiparam. TLG 3272 1]. [75] Блж. Августин De doct. Christ., III, XXII и блж. Иероним Ad Dard., Ep. CXXIX, 6; Ep. ad Eptes. III, 6. [76] Неоплатонические комментаторы Платона Олимпиодор, Дамасский, Иоанн Филипон и Симпликий, комментатор Аристотеля. [77] Преподобный Симеон Новый Богослов. Сергей Демаков, Россия, Вятка 6. 06. 2011 в 09: 39 Уважаемый отец Александр, Спасибо Вам за письмо. Извините, что не сразу отвечаю – в пятницу я послал Вам слова благодарности через портал «Богослов. ру», но и сегодня они не опубликованы. Несколько раз перечитывал Ваш удивительный отзыв с чувством радости, радовался тому, что наши ... далее ...
Таинство подлинности : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... «врастаю», накапливая опыт прошлого, устремляясь в будущее. И мое прошлое и будущее – это не мое прошлое и будущее, это мое настоящее. Существует только непрестанно «набухающее» настоящее. Этот процесс течения времени, по существу, нельзя назвать движением от прошлого к будущему. Ведь ни будущего, ни прошлого не существует. Это не движение по некоей оси с точками координат – это процесс. Это есть моя жизнь, «дление» моей души, как его удачно назвал Бергсон (la durée) . Дление – это непрестанный процесс «врастания» в настоящее, а не переход от прошлого к будущему. «Совершенно ясно, — пишет блж. Августин, — теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего» [vii]. Есть только настоящее, и это настоящее есть моя внутренняя жизнь. Время существует в моей душе и нигде больше. «Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание» ... далее ...
Деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... традиционных ценностей византийского православия.) Еще св. Ириней Лионский писал: «Хотя диалекты в мире отличаются друг от друга, сила предания одна и та же. И основанные в Германиях Церкви верят не иначе, или не иначе учат, ни в Иверии, ни среди кельтов, ни на востоке, ни в Египте, ни в Ливии, ни те, которые основаны посреди мира. Но как солнце, творение Божие, во всем мире, одно и то же, так и проповедь истины везде светит и просвещает всех людей... ». Известно, что св. Иоанн Златоуст благословил совершение богослужения в храме готов в Константинополе на готском языке. В свою очередь блж. Августин сравнивал многоязычие с разноцветным хитоном: «Каковым является этот хитон царской славы Церкви, этот многоценный и пестрый хитон? Это целое вероучительных таинств, которые запечатлены на всех известных языках. В результате у нас есть одно изложение на африканском языке, другое - на сирийском, иное - на греческом, разное - на еврейском, и прочие - на других языках. ... При этом эта разноцветность хитона всецело гармонирует с единством... ». На возможность сосуществования разных богослужебных обычаев и, в частности, на допустимость местных языков при совершении богослужения ... далее ...
Роль и место тропа в герменевтическом процессе : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... процессе. «... Познание тропов, — пишет он, — необходимо при разрешении неоднозначностей, встречающихся в Св. Писании. Если из слов, в собственном значении взятых, выходит смысл несообразный, то нужно вникнуть, не употреблен ли такой или другой троп в изречении, которого мы не понимаем. Этим способом объяснено много такого, что прежде казалось темным » [5]. Особенность учения блж. Августина о тропах в Св. Писании заключается в том, что троп для него — не только троп языковой и стилистический, но всякий текст, который может быть понят иначе, нежели то предполагает его буквальный смысл. Блж. Августин говорит прямо, что язык тропов « гораздо обширнее и разнообразнее всяких правил науки. Ибо везде, где говорится одно, а другое разумеется, — везде там есть язык тропов, хотя в науке говорить (риторике) , может быть, нет названия того или иного тропа » [6]. На каком основании блж. Августин делает такое заявление? На основании того, что зачастую интерпретатор используют топику тропов для того, чтобы построить иносказание. Так порой в основе иносказания лежит или метафора, или метонимия, или синекдоха, или другие смысловые отношения. Блж. Августин так и пишет: « когда ... далее ...
Предпосылки возникновения схоластики у греческих ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... произношения нами слова делается голосом, который обнаруживает собою силу слова… Боголепна же и та мысль, что не чуждое, подобно нашему дыханию, извне втекает и в Бога и делается в Нем Духом» [6]. Тем не менее, именно философские представления о человеческом разуме и слове святитель использует для утверждения догмата о Пресвятой Троице. Вообще идея разума (не столько человеческого, сколько Божественного!) занимает центральное место в его богословии. Бриллиантов пишет о том, что в учении о человеке Григорий Нисский ставит свои рассуждения в зависимость от учения о Боге, а не наоборот, как блж. Августин. Поэтому можно сказать, что святитель следует принципу «если не уверуете, не познаете», изложенному в Священном Писании, в котором приоритет имеет вера (Откровение) и является фундаментом для дальнейших размышлений. Поскольку Григорий выводит слово «Бог» (ʽο ϑεός) от глагола «созерцать» (ϑεάομαι) , Бог для него является прежде всего Созерцающим Сознанием. В своем трактате «Об устроении человека» Святитель утверждает, опять же основываясь на Писании, что если человек есть образ Божий, то он получает от Бога то, что Ему свойственно: «ум и слово, способность к любви, ... далее ...
Доказательства эволюции : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... и жаб. Около Египетских Фив, когда в жары идет много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мышами. Видим, что угри не иначе образуются как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение ». Святитель здесь пользуется данными современному ему естествознания, которое считало, что самозарождение по законам природы, произошло не только в начале, но и происходит каждый день – и против этого воззрения святитель не выступает. Только подчеркивает, что законы природы даны Творцом. Об изначальной смертности сотворенной твари пишет блж. Августин («О книге Бытия буквально») , свт. Мефодий Патарский («О воскресении, против Оригена») , блж. Феодорит Кирский («Изъяснение трудных мест…») , свт. Феофан Затворник («Толкование на посл. к Римлянам») . О творении человека писал сщмч. Михаил Чельцов: «Из этого библейского выражения можно с одинаковым правом и верностью библейскому смыслу вывести как и то заключение, что Господь из персти земли сделал какую-то специальную фигуру человека, которую потом и одухотворил «дыханием жизни», так и такое рассуждение, что Господь Бог, предоставляя, в силу заложенных в природу ... далее ...
Празднование Рождества и Крещения согласно ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... календами. Подобно тому, как январский день Богоявления (6 января) «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества (25 декабря) отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря на третий день после зимнего солнцестояния (22 декабря) , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца (sol invictus) , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 г. [83]. Блж. Августин призывал праздновать праздник Рождества Христова «не как неверные ради этого солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце» [84]. О совпадении Рождества Христова с праздником солнца писал также свт. Лев, папа Римский: «... им этот день нашего торжества кажется почтенным не столько в связи с Рождеством Христовым, сколько с восходом нового, как они говорят, солнца» [85]. Через несколько дней после языческого праздника солнца начиналось празднование римского новолетия, январских календ, или 1 января [86]. С середины I в. до Р. Х. в Римской Империи день 1 января стал ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: блж. Августин
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера