Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15) Протоиерей I. Поспелов. Блаженный Симон,. Христа ради юродивый Юрьевецкий чудотворец. Кострома. 1891. 16) Жития св. Феодора, Николая и Михаила Новгородских юродивых, помещенные в Новгородских епархиальных ведомостях за 1898 г. в 14, 21 и 24. 17) Епископ Кирион. Жизнь и подвиги преподобного Антония столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис. 1899 г. 18) А. Ф. Семенов. Житие преп. Симеона Дивногорца, по мюнхенской греческой рукописи XI века. Киев. 1898 г. 19) Житие преподобного и Богоносного отца нашего Симеона Столпника (1 Сент.) 1901 г. Москва. Во всех этих сочинениях преобладает влияние нашего Пролога и Четьих-Миней святого Димитрия, митрополита Ростовского, послуживших и для настоящего исследования главными пособиями. Пролог. Прологи (Буслаев пишет – пролога), 2 книги, – назидательное и полезное сочинение, ошибочно так названное. Собственно пролог есть синаксарь святых, т. е. собрание кратких повестей о святых. Прологом же его назвали по предисловию ( πρλογος) к синаксарю. Слово πρλογος – введение к книге показывает по словам Срезневского, что славяно-русский пролог обязан своим происхождением греческим источникам (сведения и заметки о неизвестных и малоизвестных памятниках I, 11–13. 1867 г.). Он переведен в Болгарии и перенесен оттуда в Россию. Древнейшие его списки относятся к XII в., но несомненно, говорит профессор Петров, что они существовали уже в XIII веке (о составе и происхождении славяно-русского печатного пролога; проф. Петров. Киев. 1875 г. стр. 1). Прологи, кроме множества бесед и слов отцов церкви и других проповедников, предлагают самое разнообразное чтение в назидательных повествованиях из Патериков, житий святых, от Старчества и пр. В прологе помещены, между прочим, следующие сказания: под 2-м октября – слово о святом Андреи, како ему сотворися Христа ради юродство; под 3-м октября – слово о святом Андреи юродивом; под 4-м октября – о Андрее, како в видении глагола ему Христос о юродстве и о вечной жизни; под 5-м октября – слово от жития св. Андрея и Епифания, под 8-м октября – о диаконе Рафаиле; под 13-м октября – о милостыни св. Андрея юродивого; под 15-м октября – о святом Андреи, како виде богатого умерша; под 16-м октября – о святом Андреи, како моляшеся Господеви за творящих ему пакости, и како виде рай; под 25-м октября – о некоем блуднице умершем; под 4-м декабря – о черноризце, его же изят блаженный Андрей от диавола; под 27-м апреля помещается «слово о Исакии монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола, и милость Божию получи». Проф. Петров приписывает древнему русскому прологу значение энциклопедического сборника религиозных сведений наших предков (там-же стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

крестом и св. иконами, в присутствии около 50-ти тысяч народа, собравшегося из разных губерний, предоставляло собой торжественнейшее зрелище. 1674 См. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлечённое из актов и донесений, имеющихся в святейшем Синоде, напечатанное по определению святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в типографии святейшего Синода, 1833 года. 1676 См. Описание Киево-печерской Лавры (митр. Евгения), глл. XII, § 4, и XVII. – Относительно канонизаций Киево-печерских святых не имеется почти что никаких сведений. В описании Киево-печерской Лавры читаем об этом только следующее: «Канон или Правило молебное преподобным отцем печерским и всем святым в Малой России просиявшим сочинено Мелетием Сиригом, иеромонахом и протосинкеллом Константинопольския великия церкви, приезжавшим из Молдавии в Киев в1647 г. Особенные же службы (некоторым) преподобным, в ближней и дальней пещерах почивающим, сочинены уже в последующие времена лаврскими учёными», – гл. XIV fin… 1678 См. брошюру протоиерея Иоанна Поспелова: «Блаженный Симон Юрьевецкий Христа ради юродивый», напечатанную в Костроме, в 1877-м году, стрр. 16–18. 1687 Кроме тех источников, которые были нами перечислены и оценены в особой главе, более или менее существенную помощь при написании нами настоящего очерка, будут оказывать нам следующие авторы и их сочинения: 1) Μανουλ Γεδεν. Πατριαρχικο Πνακες (Константинополь, 1890). Это заглавие греческий автор затем поясняет так: «историко-биографические сведения о патриархах константинопольских, начиная от Андрея Первозванного до Иоакима III или фессалоникийского (36 – 1884 г.). Где и какое получил образование автор Мануил Гедеон, к сожалению, мы не имеем сведений. Знаем только, как свидетельствует сам автор, что волею патриарха константинопольского Иоакима III (1878–1884 г.), 1-го мая 1883 года он назначен редактором основывавшегося официального патриаршего журнала (посвящённого, кроме официальных известий, и науке) под заглавием ,,Εκκλεσιαστικ Αλθεια»·, поручая редакторство этого журнала Гедеону, патриарх, кроме того, возложил на него обязанность составить и издать исторический каталог (или списки) всех патриархов константинопольских (σελ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, св. Василий блаженный посещает бражные тюрьмы и там употребляет все усилия к тому, чтобы исправить пьяниц 589 . Св. Прокопий Вятский часто заходит в корчемницы и в кабацкие поварни и там насколько ему возможно старается так или иначе повлиять на грешников 590 . Св. Симон Юрьевецкий тоже весьма часто приходил в кабаки, конечно, с целью оказать какое-либо благотворное нравственное влияние на пьяниц 591 . Но особенно св. юродивые любили заниматься спасением блудниц. Св. Симеон ходил к блудницам, «ища их спасения». Иногда он говаривал блудницам, – хотите-ли, что бы я имел вас своими друзьями? я дам вам 100 златниц, только не грешите. Блудницы, смеясь над ним, обещались, но он требовал от них клятвы, и которая из блудниц давала клятву, он дарил той деньги, а в случае нового её падения в грех , св. Симеон обличал ее и до тех пор так поступал, «дондеже истинного покаяния неложное обещание сотворит: и тако святой многие спасе блудницы» 592 . Св. Андрей обличал блудниц и уговаривал их всех совлечься той злосмрадной одежды, в какую облек их диавол 593 . Про св. Виссариона рассказывается: «шел он некогда чрез одну египетскую деревню и, увидев блудницу, которая стояла у своего дома, сказал ей: «ожидай меня вечером, приду к тебе и ночую с тобою». Хорошо, авва! отвечала блудница. Она приготовилась и постлала ложе. Вечером св. Виссарион пошел к ней и, вошедши в её горницу, спросил: «приготовила ли ложе? приготовила авва. Св. юродивый запер дверь и сказал ей: подожди немного: я только исполню наше обычное правило. И св. Виссарион начал молиться. Читал он псалтырь; после каждого псалма молился Богу о ней, прося Его даровать блуднице покаяние и спасение, и Бог услышал его. Блудница стояла в трепете и молилась подле св. Виссариона. Когда он окончил чтение псалтири, она пала на землю. Св. Виссарион взял апостол, много прочитал из него и окончил свое молитвословие. Блудница пришла в сокрушение и, узнав, что св. юродивый пришел к ней не для греха, но чтобы спасти её душу, поверглась пред ним и просила: «сделай милость, авва, отведи меня туда, где могу я угодить Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражая, что многие с голубиною кротостью могли открыто возращать в себе семя добра, не имеет силы в глазах того, кто знает, что люди одарены не одинаковыми дарованиями, как естественными, так и благодатными. Значит, скрытность святых юродивых не может служить основанием того, чтобы считать, «юродство» противным природе человеческой. Глава V. Вид физической жизни святых юродивых: скитальческая жизнь, скудость в одежде, босоножие, провождение жизни вне жилищ или в непокрытых «хлевинах», спанье на голой земле. Нравственный смысл этих лишений. Все странности в образе жизни святых юродивых происходили вследствие отрешенности их от ума и от скрытности; иначе такой образ жизни не мог образоваться. При взгляде на жизнь святых юродивых прежде всего бросается в глаза их скитальческая жизнь. Вступая на подвиг «юродства», они покидали все мирское, порывали всякую связь с родными: святой Симеон покидает нежно любящую свою мать, святой Андрей пренебрегает своим положением у вельможи для «бегания», святой Прокопий, раздав имение свое, поселяется в Хутынском монастыре, а потом «юродствует» в городе, святой Иоанн Устюжский бегает по улицам полуобнаженный, святой Михаил Клопский пренебрегает своим княжеским достоинством, святые Николай и Феодор Новгородские пребывали вне отеческого дома и постоянно ходили по Новгороду, святой Максим Московский, оставив свое жилище, родных и близких сердцу, бегал по улицам Москвы, святой Василий блаженный, оставив род свой и дом отеческий ходил по улицам Москвы, святой Исидор Ростовский, «утаився всех, изыде из дому своего» и, поселившись в Ростове, проводил дни на городских торжищах, святой Прокопий Вятский, оставив родителей своих, «хождаше по всяк день от церкви к церкви, по торгу и по улицам», святой Андрей Тотемский тоже постоянно странствовал, святой Симон Юрьевецкий, тайно удалившись от родных и знакомых, скитался по полям и в безлюдных местах, святой Серапион Синдонит тоже не имел определенного пристанища и всегда странствовал, святой Виссарион путешествовал по монастырям 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—349— родное известие указами Синода». Государь утвердил доклад Синода 25-го мая 1861-го года, написав на нём резолюцию: «Согласен с мнением святейшего Синода», и назначил днём для торжественного открытия мощей 13-с августа того же года 1675 . В назначенный день открытие мощей и совершено было митрополитом Санкт-Петербургским Исидором с архиепископом Воронежским Иосифом и епископами Курским (ныне митрополитом Московским) Сергием и Тамбовским Феофаном. На литургии в день открытия мощей последние, так же как и мощи Митрофана, вносимы были в алтарь, причём архиереи стояли по сторонам их; лишнего против церемонии открытия мощей Митрофана было то, что после литургии мощи обнесены были с крестным ходом вокруг монастыря. Духовенства приглашено было для участия в торжестве открытия мощей до 300 человек; число богомольцев, собравшихся в Задонск к торжеству открытия мощей, простиралось, по официальным сведениям, до 220:000 человек. При весьма немногих новых канонизациях святых Великорусская или Московская Русская церковь обогатилась в Синодальный период очень большим количеством прежних святых. Это – святые Киево-печерские. До 1762-го года в Московских месяцесловах и месячных минеях не было Киевских святых, за исключением свв. Бориса и Глеба, Владимира и Ольги равноапостольных, Антония и Феодосия Печерских . Указом св. Синода от 15-го июня 1762-го года, который подтверждён был в 1775-м и в 1784-м году, повелено было памяти Киево-печерских святых внести в общие месяцесловы, а службы их в общие месячные минеи (всех Киево-Печерских святых более 125-ти) 1676 . —350— Из периода Синодального знаем один пример того, что прекращено было довольно долго существовавшее празднование святому. Святой этот есть Симон, юродивый Юрьевецкий (города Юрьевца Костромского), скончавшийся 4-го ноября 1584-го года. С самой минуты его погребения началось пение над гробом его панихид о нём. В 1619-м году в том монастыре города Юрьевца, в котором он был погребён, была построена новая церковь , причём гроб его пришёлся внутри последней: тогда священники и миряне Юрьевецкие, по общему рассуждению и совету старых людей, которые ещё помнили святую жизнь блаженного Симона, положили устроить над помостом церкви деревянную гробницу поверх его могилы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

548 Преп. Феодосий в поучении «о казнях Божиих» обличает пьянство, блуд, игры злые, скоморохов, гусельщиков, волхвование, чародеяние». В другом порицает обычай целоваться на пирах с женским полом. Неизвестный учитель 12 в. о посте и служении церковном между делами ненавистными Богу поставляет идолослужение, моление при колодезях и реках, песни бесовские, плясание, бубны и сопели, козицы и игры бесовские». (Правосл. собес. 1858 г. 1:168). 551 Собр. л. 1, 127. 136; 2, 3. 289. Словарь святых 1836 г. стр. 30. Буслаева словес. и искусство 2, 242. 553 Фундуклея обозр. Киева стр. 101. Развалины и найденные в них вещи описаны в ж. м. просв. 1833 г., кн. 3, только здесь ошибочно отнесены они к Феодоровскому монастырю. 555 Ркп. святцы: «святой и блаженный Симон, иже Христа ради юродивый, юрьевецкий чудотворец, преставился в л. 7102 (1593) мес. ноября в 4 д.». – Здесь в годе ошибка – Свед. о монаст. 163. 556 Пролог нояб. 5. Волокол. записка у Карам. 5. пр. 386. «Воспоминание о блаж. Ионе», (изд. в 4 т. памятн. р. литтер. 27–35) говорит о св. Ионе: «иже въсиявшу пред очима нашима, добродетелей его и благодеяния все мы приимателе и свидетеле суще». – По этим словам можно думать, что воспоминание писано вскоре после кончины св. Ионы, – одним из свидетелей жизни его. – Но: а) в воспоминании есть несколько хронологических неточностей, не совсем уместных в описаний современника; б) о делах св. Ионы времени в. к. Иоанна в воспоминании почти ничего не сказано, что опять странно в современном описании; в) в конце жития сказано: «многа исцеления бываху от телесе святано отца да и до днесь». – А по описанию чудес первое чудо совершилось около 1540 г. при Иоанне грозном; г) Наконец старший список воспоминания, синодальный, писан 1608 г. Βпрочем сочинитель имел в руках записки о св. Ионе. «Малая инии оставиша, большая памяти писавшей; елика тии оставиша, аки мала, и не вписаша, к прочим своим письменам приложихом». 557 В 1406 г. «постави Харитон архимандрит киевский церковь древяну трех святителе, на Красном острове». (Собр. л. 4:3). В 1420 г. «поставлены две церкви древяных в Отни пустыни Николая чуд. и Онуфрия вел. на Красном острове, а строил архимандрит Харитон». (Собр. л. 3, 217; 4:119). По всей вероятности, архим. Харитон прибыл из Киева вместе с черниговскими боярами и кн. Свидригайлом, пришедшими в Москву весною 1408 г. (Собр. л. 5, 257; 6:136). Этим решаются недоумения о. Макария (Новгород. древн. 1:634).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме добровольного перенесения позора и неприятностей св. юродивые терпеливо переносили и все неблагоприятные влияния погоды и сознательно увеличивали свои страдания тем, что не жили в домах, носили рубища, ходили босиком, таким образом, – голод, жажда, стужа, зной и все лишения, неразлучные с жизнью скитальческою их сопровождали. Св. Исидор Твердислов, говорится в его житии, «егда мразу, или снегу или дождю бывати тело и хижу непокровену имеяше и тако пребывание во вся дни живота своего и велие терпение показа от студени зимния и от вара солнечного» 443 . Св. Исакий Печерский «егда приспеваше зима и мразы бяху люты, то стояще на утрени в плесницах тако раздранных, яко многажды примерзаху нозе его к каменю, и не подвизаше ногами, дóндеже отпояху утреню 444 . Св. Симон Юрьевецкий в зимние продолжительные ночи, томимый жестоким морозом, ходил босиком и в ветхой рубашке по льду реки Волги 445 . Св. Прокопий Устюжский в зимний мороз и снег, и солнечный вар и зной с радостью терпел и сице пребывание во вся дни живота своего 446 . Цель этих аскетических самолишений ясно выражена в словах св. блаженного Василия: «если люта зима, то сладок рай», говаривал он и при этом указывал на пример 40 мучеников, которые ради царствия Божия скончались от мороза в Севастийском озере, в виду жарко натопленной бани 447 . Значит, самолишение указанного рода допускалось св. юродивыми в целях спасения; эта же мысль выражается и в церковных песнопениях: «удивление всем бысть видящим житие твое, поется в общей службе св. юродивым: на сметищи легание, и посреди града обнажение и колесничное попрание. Но сия вся бысть ему пути правление в небесное царствие» 448 ; затем, смысл такого терпения еще подробнее выражается в службе св. Андрею, который плоть свою жаждою, зноем, дождем, снегом и воздушной тягостью смирил для того, чтобы, «душу от страстей свободну соблюсти» 449 . К тому, чтобы налагать на себя такие лишения и так изнурять свою плоть, побуждало св. юродивых желание, по выражению церковной песни, «вся Христова учения делом исполнити» 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще одним характерным явлением никоновской реформации стала беспрецедентная в Православной Церкви деканонизация прежде прославленных святых. Она явилась немаловажным звеном в деле реабилитации греков и дискредитации русского дореформенного православия. «Глупы наши святые были и грамоте не умели», – так объясняли свои решения реформаторы. Так, в первые годы после церковного раскола была деканонизирована святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Следственная комиссия установила, что персты на нетленных мощах святой были сложены двоеперстно, что и послужило причиной исключения благоверной княгини из лика святых. Были деканонизированы преподобный Евфросин Псковский (в его Житии содержалось предание о «сугубой», двойной аллилуйи), преподобный Евфимий Архангелогородский, святой покровитель города Архангельска (деканонизирован в 1683 году за двуперстное сложение, с которым он изображался на иконах, и за «большую бороду» – один из внешних признаков старообрядцев), преподобный Максим Грек , преподобный Георгий, Шенкурский чудотворец, блаженный Симон Юрьевецкий. Были прекращены службы святому Нифонту, архиепископу Новгородскому, виленским святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. В новом богослужебном уставе был понижен статус службы многим русским святым: всенощное бдение праздника преподобного Сергия Радонежского было заменено обычной вечерней службой, точно так же лишились всенощной преподобный Феодосий Печерский и Димитрий Прилуцкий, был понижен статус даже первых русских святых – благоверных князей Бориса и Глеба. Список можно продолжать до бесконечности. Так официальная церковь , по словам историка Б. Кутузова, «потеряла инициативу в историко-национальном воспитании народа. Отечественную историю русский человек преимущественно уже будет познавать не с церковного клироса, а с оперной сцены, через картины мирских живописцев и книги светских писателей. Нетрудно понять насколько все это ускорило секуляризацию русского общества» 560 . И действительно, наиболее важным отрицательным последствием никоновской реформации явилось изменение в самом духе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010