«Однажды, помню, я пошел к себе в келию немного помолиться и пришел в действительно благодатное молитвенное состояние. Внезапно приходит брат отец Прокопий, стучит в дверь и говорит: – Отец, огонь под едой потух. Я подумал, что сейчас, пока я нахожусь под действием благодати, я наслажусь ею, а потом, когда чувство благодати пройдет, пойду на послушание. – Я скоро приду на то послушание, о котором ты говоришь. Не успел я произнести эти слова, как благодать ушла. Разве это не преслушание? Я преслушался и настоял на своем, хотя отец Прокопий был не старцем, а моим братом 58 . Тогда я осудил себя: “Окаянный, ты и преслушался, и благодать потерял!”. Поэтому я и говорю: твори послушание – и обрящешь молитву. Молитва зависит от послушания». Пример непослушания «В скиту Святой Анны жил когда-то один старец со своим послушником, который, к сожалению, часто не слушался. Наступало преддверие одного из праздников Божией Матери. – Старче, – говорит послушник, – пойду я половлю рыбу, чтобы было у нас что-нибудь для трапезы, ведь завтра праздник. – Чадо мое, здесь наши соседи-рыбаки, несмотря на то что долго вчера ловили, не поймали ничего. Если бы Божия Матерь хотела, чтобы мы ели рыбу, то они бы поймали и принесли нам. Не ходи на рыбалку. – Нет, я пойду. – Не ходи, – повторил старец. Послушник ушел к морю. Опечалился старец и пошел к себе в келию помолиться за своего послушника, потому что предчувствовал, что случится искушение. Послушник пришел к морю, приготовил удочку с наживкой и закинул ее на глубину. Тут же он почувствовал, как что-то взяло крючок. Он начал тянуть. Внезапно появляется черный арап со свирепыми глазами, готовый броситься на него. Но невидимая сила удерживает его. Монах в ужасе бежит, а диавол преследует его до самой келии. Добежав до своей каливы, послушник услышал голос диавола: “Эй, монашек, что я могу с тобой сделать, если с тех пор, как ты ушел, старец тянет за тебя четки? Иначе я утопил бы тебя в море”. Вот вам и плод непослушания, реальный и незамедлительный». Преслушание – смерть

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Також и при коронащях блаженныя и вечнодостойныя памяти его величества, Петра II, Императора и Самодержца всероссийскаго, в 1728 г. он Феофан в помазании первенствовал: и изволением Божиим царствование их императорских величеств было весьма маловременно. Его ж блаженныя и вечнодостойныя памяти императорскаго величества, Петра II, обручал он Феофан с двумя невесты, но и то неисполнилось. Еще ж блаженныя памяти государыни цесаревны Анны Петровны с его королевским высочеством Голстинским при венчании первенствовал – и ея высочества жизнь пресеклась вскорости ж. Того ради я всенижайший, по ревностной моей рабской верности, обявляю, дабы онаго злодея, за вышесказанными известными злодействы и прочими преступлении, о которых упомянуто в прежних моих обявлениях и пространнее впредь доказательствами изяснится, в грядущий день радости вашего всепресветлейшаго императорскаго величества коронации, к помазанию еретическая святотатственная его рука допущена не была». – Но прошения эти не были уважены. 28-го апреля (1730 г.), во вторник, совершилась коронащя Императрицы обыкновенным порядком. Феофан, как старший из епископов, первенствовал в церемонии коронования и миропомазания Государыни 335 и, от лица всего народа, сказал ей приветственную речь, в которой искусно сопоставил теперешнее величие её с предшествовавшим бедственным и униженным состоянием, что без сомнения приятно было Императрице. Впоследствии он много раз говорили на эту тему во дни её праздников. «Кому неизвестны бывшия твоя доселе скорби? В летах отроческих постигло сиротство, в юношеском возрасте, еще брачным, тако рещи, свещам неугасшим, помрачило вдовство. Ещеж тыя слезы не осохли, а пришла нужда плаката и о злоключении единоутробной крови. В том же самом ненастии поразил гром матерней смерти – сталож уже другое то осиротение. Да скоро и третие послал Бои по умершем державном дяде. А тесноту сердца твоего в безчестии и гонении, да еще от безбожнаго раба (т. е. Меншикова), которыми напишем шарами? И еще того не конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разве все это могло быть по плечу юному подвижнику отцу Ефрему с его слабым здоровьем, и чтобы еще при этом строго соблюдать слово отцов о «посте, бдении, молитве»? Здесь я хочу сделать отступление, упомянув о привнесении духа «икономии» 15 в нынешнюю эпоху, которое происходит не по причине нарушения святоотеческих правил и презрения к ним, а по большей части в силу умаления естественных сил современного человека. На нашем поколении я с недоумением наблюдал за этой переменой. Мы, то есть я и мои сверстники, держались определенной меры подвига с терпением и без ропота. Наши же ученики были не в силах понести этого, причем совсем не из-за непостоянства их устремлений. Хотя они и хранили здоровое расположение и ревность, однако отступали в силу природной немощи. Природных сил не хватало, чтобы запечатлеть произволение делом. Но благодать не скрывала своего присутствия, потому что произволение их было по Богу. Блаженный старец рассказывал нам о различных случаях из того периода своей жизни, когда он остался один со своим дряхлым старцем, отцом Никифором. Он вспоминал о том, как благодать разнообразно помогала ему во встречающихся трудностях. – Однажды я был в лесу, – говорил он, – и пытался сдвинуть толстые стволы деревьев, из которых мы изготавливали печати. Но одному мне это было не под силу. Тогда появился юноша, проходивший мимо этого места, и с готовностью пособил мне закончить мою работу. Когда я обернулся, чтобы отблагодарить своего помощника, его уже не было. Но он сказал мне, что зовут его Феодор. Блаженный старец вспоминал о трудах по тяжелому рукоделию, а также и о радовавших его утешениях благодати. Когда она посещала его, он с характерной для него юношеской простотой говорил сам в себе: – Ангелы и Архангелы, отойдите-ка в сторонку, чтобы увидел я Господа – Любовь мою! От сладости таких помыслов он весь был объят пламенем. В первые дни подвига старца, духовного подвига, который он начал, он был лишен святоотеческого примера и необходимых для новоначального наставлений. Однако благодаря чтению житий святых отцов старец получил довольно хорошую подготовку и преодолел первые волны помыслов и волнение брани, что бывает при изменении образа жизни. Он искусно противостоял насилию противоборствующих страстей. Лишенный духовной помощи, которой его простые старцы не могли ему дать, он отражал серьезные искушения, истаптывая дороги Афона, достигая монастырей и келий, когда носил рукоделие или исполнял другие необходимые послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

а) книгу Деяний апостольских, 168 б) соборное послание Иакова 169 и в) Послание к Римлянам. 170 К сожалению, и здесь мы не имеем данных для решения вопроса, взяты ли эти отрывки из полных комментариев св. Дионисия на перечисленные выше книги Священного Писания, или из каких-либо других его произведений. Составители сборников святоотеческих толкований иногда в свои произведения помещали не только выдержки из экзегетических творений, но и отдельные места из посланий и догматико-полемических сочинений святых отцев. 171 Впрочем, нет ничего невероятного и в том предположении, что св. Дионисий, подобно своему учителю Оригену , оставил после себя комментарии не только на отдельные места, но и на целые книги Священного Писания, хотя никто из древних писателей не упоминает о таких комментариях, а в надписаниях самых фрагментов нигде нет указаний на те творения св. Дионисия, откуда взяты самые фрагменты. 172 Блаженный Иероним в одном из своих посланий к Паммахию причисляет св. Дионисия к толковникам, писавшим о нечетном числе, 173 а в другом послании к тому же Паммахию причисляет св. Дионисия к отцам Церкви, подробно толковавшим Первое Послание к Коринфянам, или, точнее, 7 главу этого Послания. 174 Но и эти сообщения блаженного Иеронима недостаточно подробны, чтобы можно было с полной уверенностью решить вопрос, имеет ли в виду блаженный особые специально экзегетические творения св. Дионисия, или имеет в виду какие-либо полемические произведения и послания св. Дионисия, где св. Дионисий писал о нечетном числе или толковал отдельные места из Первого Послания к Коринфянам. Впрочем, если мы сопоставим свидетельство блаженного Иеронима со свидетельством Прокопия Газского, то получим некоторое основание предполагать, что слова св. Дионисия, подавшие блаженному Иерониму повод причислить св. Дионисия к толковникам, писавшим о нечетном числе, находились в отмеченном выше толковании на начало книги Екклезиаста, 175 а под толкованием на Первое Послание к Коринфянам блаженный Иероним мог иметь в виду ту часть канонического послания к Василиду, где св. Дионисий дает ответ о супружеском воздержании и ссылается на ту самую главу этого послания, которая цитируется и в свидетельстве блаженного Иеронима. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Аудио: О, великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилостивому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочестию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим поможение, унывающим ободренне, нищим снабдение, сирым призренне, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да, благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину получити и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь. Перевод: О великий угодник Божий и чудотворец, святой блаженный Прокопий! Тебе молимся и тебя просим: молися о нас ко Всемилостивому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да продлит милость Свою к нам, недостойным, и даст нам всё то, что для жизни и благочестия нужно: веры и любви преуспеывание, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, благоприятной погоды и во всём благое поспешение. Город твой Устюг и все города и сёла России предстательством твоим сохрани невредимо от всякого зла. Всем православным христианам, тебя в молитвах призывающих, каждому по нуждам их, потребное даруй: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим помощь, унывающим ободренне, нищим снабдение, сирым оказание милости, всем нам дух покаяния и страха Божья испроси, да, благочестно окончим эту временную жизнь, сподобимся благую христианскую кончину получить и Царство Небесное с избранными Божьими наследовать. О праведник Божий! Не посрами упования нашего, которое на тебя смиренно возлагаем, но будь нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение получим, и вместе с тобой прославим Отца, и Сына, и Святого Духа, и твоё крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-vo-...

Глеба? какое зло я вам учинил? Вы пролили мою кровь на земле, чтобы Бог отмстил вам за меня и за мой хлеб». Нечестивые продолжали поражать его и думая, что он совершенно убит, взяли уязвленного своего сообщника и с трепетом понесли вон. Князь, собрав последние силы, в болезни сердца, с рыданием и стоном, сошел под сени. Услышав голос его, возвратились убийцы и один из них сказал: «мне казалось, что видел я Князя, идущего с сеней вниз». «Ищите его!» воскликнули неистовые, и стали повсюду искать, но не нашли там, где совершили злодеяние. «Мы все погибнем, восклицали они, скорее ищите его!» и зажегши свечи, нашли по следу крови. Блаженный Князь, видя их идущих, воздел к небу руки и так помолился: «Господи! если мне суждено здесь погибнуть, то хотя и много согрешил, но знаю милость твою; ты видишь плачущего и течешь к нему на встречу». Воздохнул он во глубине сердца и прослезился; еще возблагодарил Господа, что смирил душу его, умоляя, чтобы принял его в лик своих мучеников. Князь сидел за, восходным столбом; злодеи же, после долгих поисков, увидя сего непорочного агнца, устремились к нему, и Петр отсек у него правую руку; тогда блаженный страдалец, подняв взоры к небу, воскликнул: «Господи! в руки твои предаю дух мой!» и с сими словами скончался. Окаянные убийцы умертвили еще любимца княжеского Прокопия, потом поднявшись на сени, взяли золото и дорогие камни и всякие узорочья, и положив все имущество княжеское на любимых коней его, еще до света, все услали, а сами взяли оружие Князя и начали совокуплять дружины, говоря: «что если придет на нас дружина Владимирская?» Совокупив полк, послали его ко Владимиру с таким словом: «ты что помышляешь на нас? дело сие не одной нашей души, но и вашей, и вы в той же думе». Но Владимирцы отвечали: «кто с вами в думе, тот и в ответе, мы же чужды сему»; разошлись дружины и начался страшный грабеж в Боголюбове. Тогда один Киевлянин, по имени Косьма, устремился на место убиения Князя и спрашивал: «где убитый господин его?» ему отвечали: «извержен в огороде, но не смей его касаться; хотим бросить его псам; кто возьмёт его, будет нам враг, и мы убьем его».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А) Так вот, дело обстоит следующем образом. Человек, сотворенный Богом, прежде, нежели согрешил, был блаженнейшим существом, изобилуя внутренними и внешними благами. В) Поползнувшись в грех , он был присужден к двоякой смерти. От него были отняты блага непорочной природы, также он лишился целостности ума и воли, ввергаясь в гибельные болезни и пороки. С) Однако Бог , Который предвидел именно такое падение от вечности, подвигнутый к этому ничем иным, как только Своей величайшей и необычайной милостью, сжаливается над всем несчастным человеческим родом и освобождает его от казней, которые тот заслужил. D) План же его восстановления Он определил такой, чтобы Сын пришел во плоти, и когда Ему, как Посреднику, будут вменены грехи мира, удовлетворил Божественному правосудию совершеннейшим повиновением закону и взятием на Себя Самого причитающихся человеку наказаний, то есть, собственной ужаснейшей смертью , принятой добровольно, хотя и по повелению Отца. И всех, относительно которых Он предузнал, что они будут веровать в Сына и прибегнут к Его милосердию, Он избрал ко спасению, а всех непокорных отверг, то есть, предопределил к вечной казни. E) Таким образом, в предназначенное время пришел этот Спаситель мира и через все служение, принятое Им от Отца для человеческого спасения, Он исполнил следующее: соблюл повиновение и претерпел наказания. F) Итак, что от вечности определил Бог , то и было, а именно, те, кто веруют в Сына Божьего, оправдываются. То есть, хотя сами по себе они – сыны гнева по делам и по природе, однако принимаются Богом как невинные, поскольку их грехи отпущены, покрыты, преданы вечному забвению. И даже большее и наибольшее последовало: право на вечную жизнь, способность к добрым делам, подаваемая Святым Духом, и наконец, само обладание вечной жизнью. G) А в связи с этим делом восстановления Богу угодно было устроить некие вспомогательные средства, частью как орудийные причины [causas instrumentarias] для него, частью как условия. Первое место среди них занимает провозглашение закона и Евангелия. А именно, еще в непорочном состоянии был провозглашен закон, который к тому же был написан в человеческом сердце, и цель его состояла в том, чтобы быть исполненным, а будучи исполненным, сделать человека блаженнейшим. Но поскольку из- за того, что человеческие силы были погублены грехом, закон не достиг исполнения, а вместе и этой своей цели, он снова был введен и провозглашен Богом, чтобы человек познавал, что он должник перед Богом, а также видел, что его собственные усилия нимало не помогают в исполнении закона, и очевидным образом постигал, что он (человек) менее всего способен возместить долги, и даже остается повинным вечному осуждению. Евангелие же, то есть провозглашение вести о Божественной благодати, необходимо было для того, чтобы человек, сознающий свое осуждение, не отчаивался, но прибегал к Божественному милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Сирых кормитель он положил душу свою за самого Господа, как правый исполнитель всех его заповедей. В пятницу, накануне Петрова дня 1174 года, составился лукавый убийственный совет против святого князя. Был у него любимый слуга его Иоаким, который услышав, что Князь велел казнить брата его за преступное дело, устремился по лести диавольской, к злоумышленным братьям своим, и говорил им: «ныне того казнил, а завтра и нас, промыслим о Князе». Ночью сговорились они совершить убийство и когда смерклось, взяв оружие, как лютые звери, устремились на злодейство; но, когда подошли к ложнице княжеской, ужас объял их; убежав из сеней, спустились они в подвалы чтобы подкрепить себя вином. Сатана напоял их невидимо, разжигая сердце к исполнению злого умысла; упившись вином, они пошли опять на сени. Во главе убийц были Кучков зять и другой Кучкович Иоаким, близкие Князю по узам родства, и Анбал ключник, родом от дикого племени Яссов; всех же злодеев было двадцать, составивших нечестивый совет на своего Князя. Была уже глубокая ночь на субботу, день памяти Св. верховных Апостол, но и самая святыня дня не удержала злодеев. Шумные от вина устремились к ложнице блаженного Князя и один из них, стоя у дверей, начал громко звать его. Проснулся державный и спросил: «кто тут?» «Прокопий!» отвечали ему; но Князь узнал, что это не был голос Прокопия и возразил: «не правда»; тогда злодеи силою выломали двери. Блаженный Князь, вскочив с постели, хотел взять меч свой, который некогда был мечем Св. Бориса, но не нашел меча; его похитил накануне ключник Анбал и Князя ожидала участь страстотерпца, владевшего некогда сим мечом. Двое из злодеев вскочили в ложницу и устремились на Князя, но сильный и в старческом возрасте поверг одного из них на землю, другие же злодеи, думая, что повержен Князь, уязвили своего сообщника; потом узнав блаженного Князя, сильно с ним боролись, поражая его мечами, саблями и копьями, и долго не могли одолеть. «Горе вам, нечестивые! взывал к ним страдалец, что уподобились Горясеру, поднявшему руку на Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И.М. Суриков Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II Источник Блаженны умирающие в Господе... Они упокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними. ( Апок.14:13 ). Если воины преданы своему полководцу, – могут ли они веселиться, когда полководец находится в унижении? Могут ли находить вкус в мирских радостях истинные христиане, превыше всего возлюбившие Христа? Многие из самых лучших, самых искреннейших христиан приходили к мысли о том, что их любовь к уничиженному и распятому за нас Христу не позволяет им проводить жизнь в мирской славе, богатстве и радостях житейских. И вот, получив все это в удел от Бога, они вольною волею отказываются от всех этих благ, и не только проводят жизнь в убожестве и всяких лишениях, но и сами ищут всевозможных страданий, прикидываются малоумными, чтобы привлечь на себя насмешки, гонения и побои,–все в жажде принять побольше страдания на той земле, которую спас безмерным страданием Своим Христос Спаситель. И вот сын знатного вельможи (св. Алексий человек Божий) оставляет тайно чертоги отца, молодую жену, родителей, богатство, уходит скитаться и, когда жизнь полная лишений изменила его до неузнаваемости, возвращается в родной город, в образе нищего проводит последние годы жизни в доме своего отца, который приютил его и не узнал в нем дорогого сына. Так, св. Прокопий Устюжский, раньше богатый купец –немец – приняв православие, раздает бедным все имение свое, удаляется в дальнюю страну, где его никто не знает и там юродствует Христа ради. И все такие подвижники, из любви ко кресту Христову принимавшие на себя лютые скорби, сторицею, по неложному обетованию Христову, примут живот вечный, наследят царство Его, так как оставили они ради Христа отцов, матерей, жен, детей, богатство, славу, родину – словом все, что дорого для смертного человека на земле. К таким вольным мученикам принадлежала старица Евфросиния Христа-ради юродивая. Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в С.–Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины II. В минуты горести и скуки императрицы, Евфросиния с Александром Львовичем Нарышкиным вместе развлекали ее скуку, о чем рассказывала сама старица Евфросиния. Старица была знакома с Суворовым и с семейством князя Юрия Владимировича Долгорукого и с его дочерью, Варварой Юрьевной, была дружна. Имела сходство с девицей Софией Григорьевной Вяземской. Знакома была с княгиней, женой Калужского Губернатора; была также знакома с женой предводителя дворянства-князя Вяземского, Екатериной Григорьевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Ефрем в подробностях рассказывал нам случаи из своей жизни, относящиеся к тому времени, когда он был новоначальным и послушником своего старца. Он сам удивлялся многим случаям заступления благодати, утешавшей его, несмотря на его неопытность. На первых шагах монашеской жизни ему помогало чтение святоотеческих книг. Его старцы, а в особенности старец Ефрем, были чрезвычайно резкими и гневливыми и по своей неграмотности не могли дать ему надлежащего руководства. Первое время у отца Ефрема возникало немало трудностей, потому что он не справлялся с послушаниями, рукоделием и работой. Ко всем работам, совершаемым им, старцы признавали его негодным. Но что смыслил в рукоделии молодой человек двадцати лет, недавно закончивший гимназию? «Ну зачем же ты приехал сюда, – говорили ему, – если ты ничего не умеешь?». Блаженный отвечал: «Благослови, старец, твоими молитвами я научусь». И действительно, непривычный к такому труду отец Ефрем научился, потому что очень способным. «Бог просветил меня, и я остался у старцев и терпел», – говорил он. И он описывал нам давление и насилие эгоцентризма, первой ступеньки самолюбия, возникавшего при сравнении себя, образованного, с неграмотными старцами, смирявшими его своими жесткими словами. Потом дало себя знать еще одно зло – своеволие: то самое «почему», за которым следуют презрение и уничижение. Когда отец Ефрем достиг духовного преуспеяния, он удивился мудрости святых отцов и точности, с которой они описывали гибель членов и установлений «противоборствующего закона» тления (см. Рим. 7, 23 ). В начале своей монашеской жизни отец Ефрем совершал великие постнические подвиги. Но, по немощи своей природы, он не смог продолжать такой пост и заболел. Так он был вынужден более придерживаться умеренности, чем строгости. И старец Никифор стал более снисходительным в отношении питания, хотя говорил при этом как бы самому себе: «Отцы говорят: пост, бдение, молитва , а эта молодежь ищет пищи и молитвы. Разве может так быть?». Но, видя ревность отца Ефрема, послушание и «иосифово» воспитание 14 , которое он уважал, разрешал послабления в посте. Кроме того, их рукоделие – изготовление деревянных печатей для выпечки просфор – было тяжелой работой. На взятых со стороны животных они должны были перевезти стволы деревьев через труднопроходимые и неприступные леса, разрезать их тяжелыми ручными пилами, обтесать топором, обработать на станке с ножным приводом и вырезать затем печати вручную. Потом, взвалив печати на спину, они должны были перенести их из афонской пустыни к морской пристани, чтобы обеспечить их поступление на рынок.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010