сост. свящ. Иоанн Кузнецов Святый блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Блаженный Иоанн, – уроженец страны Вологодской; родители его неизвестны. Подобно блаженному Василию, святый Иоанн в юности оставил дом родительский, чтобы служить Богу. Желая изнурить свою плоть, он бесплатно исполнял труднейшия работы на соляных варницах. Не смотря на все утомление от этих работ, блаженный спал весьма мало, при том на голых камнях, и изнурял себя постом. К этому св. Иоанн присоединил еще большее лишение – почти совсем отказался от употребления одежды, едва-едва прикрывая свое тело рубищем, даже в самые сильные морозы. Свободное от работ время он посвящал молитве: строгим постом, смирением, молитвою и подвижническою жизнию блаж. Иоанн снискал благодать Божию и удостоился получить от Бога дар прозорливости. Через несколько времени блаж. Иоанн тайно ушел из Вологды в Ростов (Яросл. губ.), где и водворился при местном Успенском соборе. Здесь он принял на себя еще подвиг юродства о Христе, подобно Василию Блаженному. Вместе с этим, стараясь обуздать свою плоть, довести ее до совершенного изнеможения, блаженный Иоанн возложил на тело свое тяжелые вериги с крестами, на персты медные и жевезные кольца, на кисти рук железные кольца и все это носил тайно под власяницей; на главе имел большой тяжелый колпак 20 , в руках большие деревянные четки и тяжелый железный костыль. (Вериги он надел в Ростове по совету жившего там своего друга – затворника Иринарха, который предсказал блаженному, что он будет славен). Прожив несколько времени в Ростове, блаж. Иоанн решился уйти отсюда в Москву. Здесь он ходил в самые жестокие морозы босой и почти нагой с распущенными волосами, посыпанными пеплом и залитыми смолой. Заботясь о спасении своих ближних, он обличал их пороки, предсказывал грядущие бедствия и призывал тем к покаянию. Блаженный не боялся никому говорить горькую правду. Между тем он беспощадно обличал Бориса Годунова и, встречаясь с ним, говаривал: «умная голова, разбирай Божьи дела: Бог долго ждет, да больно бьет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нижней части иконы на лицевой стороне расположены 3 клейма с сюжетами из истории Смоленского мон-ря, к-рые сопровождаются пространными текстами из «Сказания о Смоленской иконе Божией Матери и о создании монастыря во имя ее». В 1-й композиции представлены встреча иконы «Одигитрии» игум. Иоилем и братией, а также поставление иконы в Толгской обители; на 2-м клейме представлены водосвятие и моление духовенства и народа перед иконой в храме (в тексте сообщается об окончании строительства Смоленской ц., перенесении туда Смоленской иконы и первых чудесах от нее). Можно предположить, что на этих клеймах в числе предстоящих есть О. На 3-м клейме изображены видение в 1626 г. благочестивому жителю Романова Сампсону Богомолу образа Богоматери с «кадилом горящим и древом многолиственным» и пророчество О. о скорбях в семье Сампсона и монашеском постриге его жены и детей. Юродивый написан в левой части композиции за деревянной стеной, он обращается к коленопреклоненному перед образом Богоматери Сампсону. О.- благообразного вида средовек с густыми, немного взлохмаченными волосами и небольшой русой бородой; на нем длинная темно-синяя подпоясанная рубаха и черная обувь, нимб отсутствует; надпись: «Блаженны ahyipu». Стилистические особенности живописи указывают на принадлежность иконы к ярославским памятникам XVIII в. Лит.: Зубатенко А. В., Полушкина Л. Л. Выносная икона XVIII в. со сценами основания ярославского Смоленского, что на Бору, мон-ря//XIX Науч. чт. пам. И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2015. С. 76-82. Л. Л. Полушкина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Лит.: Кузнецов И. И., свящ. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900. С. 19-21, 23. Рис. 17, 19, 23, 27, 28; он же, прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы//Зап. Моск. археол. ин-та. М., 1910. Т. 8. С. 10, 11, 20, 22-24, 266, 366, 374-375, 379-387, 395-396; Большакова. Подлинник иконописный. С. 125; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 374; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГмМК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 45-46. Илл. 3-4; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 53, 56, 74, 75, 76, 77, 128, 164, 169, 179; Т. 2. 88. С. 71-72. Рис. 17; Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в рус. иконографии позднего средневековья//Иконопись рус. Севера: Сб. ст. (в печати). А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/150789.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Тульский, блж. Описания иконы Иоанн Тульский - житие Источник: Сайт drevo-info.ru Иван Степанович Котельников (1773 - 1850), блаженный, Христа ради юродивый, местночтимый святой Тульской епархии. Память 12 января (Тул.), 21 июля (обретение мощей; Тул.) Родился 23 сентября 1773 года в богатой купеческой семье Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы был талантливым и трудолюбивым, получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу, но не земного богатства искала его душа. Он много читал, особенно Священное Писание и жития святых, и очень рано понял суетность этой жизни и всей душой стремился к Богу. По благословению блаженной Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой, в 17-летнем возрасте вступил на путь юродства Христа ради. По воспоминаниям жителей Тулы, блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Его родственники, болея за него душой, пытались одеть его в хорошую одежду, но напрасно: он тут же вс[...] Житие святого блаженного Иоанна Тульского Источник: Сайт pokrov.volkovichi.ru В начале ХХ века имя тульского блаженного Христа ради Иоанна Котельникова приобретает известность благодаря вышедшим одновременно в 1912 г. небольшой книге священника Сергия Архангельского «Юродивый старец Иван Степанович Котельников» и книге И.М. Сурикова «Блаженный Иоанн Христа ради юродивый». Написаны они с благоговейной любовью к святому и в наше время их содержание послужило основой для написания жития и составления акафиста. Родился Иван Степанович Котельников 23 сентября 1773 г. в богатой купеческой семье. Какое-то время сам занимался торговлей. Предполагается, что юродствовать его благословила старица Евфросиния Колюпановская, когда ему было 17 лет. После подвига молитв, поста, терпения холода, насмешек от людей и других лишений, отказавшись от своей воли, он приобрел полное смирение перед Богом и в награду получил от Него дар прозорливости и чудотворения. Так начался его путь служения людям. Следы земного пребывания блаженного Иоанна Котельни[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4049

...На следующий день царь выехал из Пскова. Перед отъездом Иоанн посетил юродивого и смиренно просил у него благословения. Тяжелый подвиг В тесной келье, на лавке у узкого оконца сидит старец-монах, игумен Воскресенского монастыря, отец Стефан. Перед ним стоит бледный, худой инок, лет двадцати пяти на вид. — Вижу в тебе, чадо,— говорит старец,— избранный сосуд Божий: ты смирен духом и кроток. Подвига жаждешь ты, и вот, я пришел к тебе, чтобы благословить тебя на высокий и трудный подвиг, который, с помощью Божией, ты совершишь: юродствуй о Христе! Старец простер руки над склонившимся иноком и благословил его. С этого дня инок Андрей принял образ юродивого Христа ради. Зиму и лето ходил он босой, в разодранной одежде, страдая от холода, но перенося с радостью и торжеством все добровольные лишения и нужды. Питался блаженный лишь небольшим куском хлеба да водой. — Не о хлебе едином сыт будет человек, но о всяком глаголе, который из уст Божиих исходит,— говорил Андрей, когда люди с недоумением спрашивали его, чем он жив при такой скудной пище. Все в городе Тотьме знали юродивого Андрея. Он всегда находился у церкви Воскресения Христова. Многие подавали ему милостыню, но блаженный тотчас все раздавал нищим, не оставляя себе ничего. Днем Андрей юродствовал, а ночи проводил в неустанной молитве. Так текла его жизнь. Весть о благочестивом подвиге Андрея разнеслась и за пределы Тотьмы. Было несколько случаев, что блаженный Андрей являлся во сне болящим и те получали исцеление. Случилось однажды зимой, Андрей шел по дороге, недалеко от города. Он шел на храмовый праздник в соседнее село. Вдруг догоняет его язычник, атаман разбойников, которые во множестве жили в соседних лесах. Догнав блаженного, Ажбакай, так звали язычника, упал на колени: — Помоги! — начал он умолять Андрея.— Я страдаю глазами. Мне говорили, что ты исцеляешь немощи. Помоги, вот возьми это золото!.. Ажбакай протягивал мешок червонцев. Но Андрей молча взглянул на него и... убежал. В недоумении остался Ажбакай, вдруг у него блеснула мысль: он взял горсть снега с того места, на котором стоял босыми ногами Андрей, и отер глаза. В ту же минуту болезнь оставила его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

III. Помня все это, потщимся известно наше звание и избрание творити; сия бо творяще, не имамы согрешити николиже (2 Пет. 1, 10). (Составлено по Четьи Минеям и поучениям прот. Иванова). Поучение 2-е. Блаж. Никола Христа ради юродивый (Пост в связи с другими делами благочестия) I. Блaжehhый Никола Христа ради юродивый, память коего ныне, достиг Царства Небесного путем юродства. Св. Никола жил в г. Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «Не трогай нас, прохожий, – сказал он ему, – ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаж. Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «Ты делаешь хуже, ты питаешься кровью человеческой; забывая не только пост, но и Бога». II. Из последних слов блаж. Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост… Поэтому ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия. а)  Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возмнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестной смертью Сына Божия, за нас подъятою. Поэтому, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией, и о своих грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В позднейшее время свящ. прав. Захария и З. были отождествлены (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 378). В наст. время память З. празднуется в Архангельской и Холмогорской епархии 18(31) янв. вместе с памятью прп. Афанасия Наволоцкого . Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 104; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых. СПб., 1901. С. 136, 215. Примеч. 6; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Пащенко Е. В. (Евфимия, мон.). Новый Архангельский патерик. Архангельск, 2001. С. 34-35; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 243, 245. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/182687.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КОЧЕТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блаженный Иоанн Кочетовский Иван Иванович Поташев, Кочетовский ( 1839 - 1886 ), Христа ради юродивый , блаженный Память 12 июня (Пенз.) Родился 1 января 1839 года в селе Кочетовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Родители его, Иван Игнатьевич и Варвара Степановна, были крепостными помещика И.М. Кузнецова. Уже в отроческие годы проявилось особое устроение его души: он не участвовал в играх сверстников, не помышлял o женитьбе. Иван Поташев, прозванный в народе Иванушкой, пас стадо, шил одежду, читал Часослов и Псалтирь, ходил на богомолье по окрестным храмам и монастырям, был и в Киево-Печерской лавре . От одного из монахов лавры Иоанн получил благословение на подвиг юродства , и c 26 лет до самой смерти он этот подвиг нес. Как юродивый он принял особые манеры в поведении: начал говорить на непонятном языке, поясняя сказанное жестами рук и выражением лица, качался из сторону в сторону, вертелся на одной ноге. Он жил в абсолютной нищете, в рубище, часто в лесу, ел то, что ему подавали, носил на груди тяжелый железный крест, а в руке тяжелую железную палку. Был любвеобилен, отдавал людям все, что ему подавали, в ответ на насмешки улыбался и дарил детям сладости. При входе в храм Иоанн оставлял свое юродство и в благочестии был образцом для односельчан. Он часто бывал в храме, по праздникам и воскресеньям молился в алтаре, пел на клиросе. Любил подавать просфоры на проскомидию. Нередко на своем иносказательном языке обличал рассеянно молящихся в храме и тем побуждал их молиться благоговейно. При пении Херувимской песни он или уходил в придельный храм, или бил себя по щекам, или падал ниц, крестообразно сложив руки под головой. Блаженный часто приобщался Святых Таин, исповедуясь на своеобразном языке, который мог понимать его духовный отец: o. Петр, поступив на приход в 1866 году, духовно окормлял Иванушку c первых лет подвижничества до кончины.

http://drevo-info.ru/articles/13678019.h...

Примечания: 1 Корнаракис Иоаннис, “Тарсо, Христа ради юродивая”, Кельи святого Николая Буразери, 2е изд. ред. Святой Афон 2004, стр. 97. 2 Вл. Мартини Пан., “Юродство святого Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви”, (кандидатская диссертация), изд. Тинос, Афины 1988, стр. 9. 3 Евагрий Схоластик , История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 136–138. 4 BENZ Е., «Heilige Narrheit», пер. Кириос, 3, 1938, стр. 9. 5 Блаженная Пелагия Иванова, перевод Ботци П., Афины 1996, стр. 136. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, Святой монастырь Пантократор (Вседержитель) Искупителя Христа, остров Корфу 2004, стр. 502. 6 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 97. 7 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 98. 8 Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, там же, стр. 513, Пасху В.П., Эрос православия, изд. Апостольской диаконии Греческой Церкви, Афины 41987, стр. 438. 9 См. Ответ харизматического старца ученику, который добровольно стал на путь блаженства: “Чтобы стать Христа ради юродивым, необходимо обладать разумом, дабы воздалось тебе”. “Херувим Святовасилий”, Якорь надежды, Монастырь Иерапитнис, стр. 33. 10 Кор.3:18. 11 Святой Кирилл Иерусалимский отмечает, что некоторые из его слушателей прибегают к христианскому крещению не из чистых побуждений, а в корыстных целях. См. Кирилл Иерусалимский, Прокатехизис, 5, PG 33, 341C. 12 См. Мартини Пан. Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 13. 13 М. Афанасий, Житие Пресвятого Антония, Вепес 33, стр. 18–19 и 35, стр. 236. 14 Иоанн Мосху , Лимон, П. 87c, 2864–2865. 15 Феодориту Киру, Филофейская история, глава 25,Асклипиос, П. 82, е 1473.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010