Покров Пресвятой Богородицы «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал " паче лучей солнечных " . Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: " Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире? " Епифаний ответил: " Вижу, святый отче, и ужасаюсь " . Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. " Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан " . Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, " долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там " . Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

http://pravoslavie.ru/1937.html

В греческом варианте жития святого Андрея говорится о том, что родом он был скиф, но известно, что «скифами» византийцы называли самые разные народности, проживающие севернее рубежей империи. Поэтому и в славянском переводе жития, и в народном сознании закрепилась мысль о славянском происхождении святого. В юности он попал в рабство к одному вельможе в Константинополь; подавал большие надежды, выделяясь внешним благообразием, умом, расторопностью в поручениях и, главное, благочестием. Он не только принял веру своих хозяев и новых соотечественников, но и не побоялся со временем взять на себя один из тяжелейших и высочайших подвигов - юродство Христа ради. В добровольную жертву святой Андрей принес не только свой земной разум, но и свою красоту, и перспективы прекрасной карьеры, которая у него, несомненно, сложилась бы благодаря незаурядным способностям и благоволению со стороны высокопоставленного хозяина. А в награду от своего нового и единственного Владыки, Которому он всецело вверил жизнь, блаженный получил разум духовный, пророческий дар и сподобился многих чудесных видений. Во время одного из таких видений святой Андрей был восхищен в Небесные обители, где лицезрел Самого Господа нашего Иисуса Христа. Он не мог даже отчасти передать словами то чувство трепета, благоговения и неизъяснимой радости, которое испытал от встречи с Создателем еще во время земной жизни. Но когда святой Андрей возвращался из Небесного Царствия в нашу земную реальность, ко всем этим чувствам и переживаниям добавилась еще одна мысль - о том, что он не увидел там Пречистой Девы. Сопровождавший его Ангел ответил на этот помысл, что блаженный не мог встретить Владычицы Богородицы в Царстве Небесном, поскольку Она непрестанно находится на земле, утешая всех скорбящих и помогая призывающим Ее имя. Впоследствии же, как мы уже знаем, юродивый Андрей за свою святую жизнь и ежедневное терпение скорбей и поношений был удостоен чудесного видения Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Русь под Покровом Царицы Небесной

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Еще прежде князя, в 1515 году, августа 1–го, преставился блаженный Лаврентий и, с великой честью был погребен в любимой его обители Рождества Христова. Предполагают, что происходил он от рода боярского Хитровых, потому что его именем начинается родовой помянник их в Перемышльском Лютиковом монастыре в пределах Калужских. На древних иконах, хранящихся в церквах и домах, Христа ради юродивый благоговейно изображается в рубахе и овчине, но с босыми ногами, ибо так ходил он зиму и лето; волосы его темно–русые и долгие раскинуты по плечам, долгая борода раздваивается на персях, а в руке его малая секира, насаженная на длинное топорище, которую всегда при себе носил. Вскоре после его преставления потекли исцеления от его раки. В 1621 году записано в обители чудо, совершившееся над боярином Львом Кологривовым, который приехал туда с женой и детьми в совершенном расслаблении, но когда принесли его ко гробу блаженного Лаврентия, начал креститься и проговорил; возвратились ему прежние силы и он совершенно здоровым возвратился домой, славя угодника Божия. На следующий год чудно исцелился при раке его посадский человек Стефан от страшного беснования; с трудом могли его привлечь туда родственники, но как только дошел до церкви Богоявления Господня, внезапно пришел в себя и рассказал своим присным, что было ему страшное явление обступивших его демонов в образах звериных, от которых спас его представший праведник Лаврентий и велел идти в обитель Рождества Христова к своему гробу. Убогая девица Евдокия, жившая в отчине блаженного, лишилась зрения от болезни и много о том скорбела посреди своего убожества. Однажды ночью явился ей Христа ради юродивый, велел идти в мир, собрать довольно милостыни и поставить свечу над его гробом. Исполнила девица повеление святого мужа и тотчас по отпетии молебна прозрела к утешению своих родителей. Также исцелилась другая жена, по имени Евдокия, родом из Калуги, которая, услышав о чудесах, истекавших от раки преподобного, пришла помолиться над гробом присного ей святого, и не втуне осталась ее молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В самом названии подвига оттеняется особенное отношение святых юродивых к своим умственным силам. Названия: «юродство Христа ради», «буйство Христа ради» – значит безумие, глупость для Христа. Итак, по самому названию подвиг «юродства» является тем, что некоторые ревнители благочестия становятся безумными из за осуществления в себе заветов Спасителя. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что подвиг «юродства» о Христе в том и состоит, что подвижник делался притворно глупцом и безумным о Христе, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 212 . Что святые юродивые притворно принимали на себя безумие об этом красноречиво говорят выражения житий святых юродивых: святой Симеон «юрода себе во всем творяше»; святой Фома Келесерийский «творяшеся юрод быти» 213 ; святой Исидор «прием юродственное еже Христа ради буйственное житие, якоже мнимо человеки»; святой Аврамий Смоленский «во юродство преложися»; «вси мняху святого Прокопия, яко юрода»; святой Андрей «неистов деяся, несмыслен и недобре глаголющ»; действия его напоминали действия бесноватого, и святого Андрея связывали железными цепями; святая блаженная Исидбра «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна»; святой Симеон пред вступлением на этот подвиг прямо «моляшеся прилежно Богу, яко безумного и несмысленного вси да имут его» и, живя в миру «творяшеся бесен» 214 ; святой Исидор Ростовский «днем яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше», святой Феодор Новгородский, «оставя временное сие и скоротекущее житие, волею во юродство претворися» 215 ; святой Николай Кочанов «нача юродствовати Христа ради 216 «творяшеся неистов и буй» 217 ; святой Михаил Клопский «яко похаб творяшеся 218 ; святой Василий блаженный «похабяся творя»...; святой Николай Псковский «похаб ся творя» 219 . «По смерти родителей своих преподобный Георгий нача похабствовати, буйное и юродственное проходя житие, по апостолу Христа ради 220 . Ходя преподобный по лесам, в непроходимых местах, удаляшеся от человек, творя видимым яко юрод вменяшеся 221 . Егда же начинаху людие имети св. Симеона яко свята, он абие нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием 222 , говорится в его житии. После же его смерти, замечает биограф его, современники Симеона познали, «яко юродивый не бе юродивый, но премудрший бяше паче всех мудрецов века сего, и мнимый быти грешник, праведен и преподобен, образом юродства и грешничества покрываяй свое богомудрое и богоугодное житие пред человеки» 223 . Святой Андрей «в день аки неистов творяшеся, в нощи же беспрестанно моляшеся Богу и святой Анастасии» 224 . Святой Исидор Твердислов «в день яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но помысел лукавый взошел в сердце священнослужителей; они изгнали благоговейного пришельца, вынесли образ и разметали часовню. Чудеса блаженного Прокопия Протекло не более тринадцати лет после этого события, когда повелением Великого Князя Иоанна Васильевича, со всех сторон собиралась рать на Казань и с великого Устюга пришли ратники в Нижний Новгород, где долгое время стояли на страже от нашествия казанских татар. В то время, попущением Божиим за грехи людей, повальная болезнь свирепствовала в Нижнем, и это было началом прославления угодника Божия, ибо он начал являться в ночных видениях многим из своих горожан, в том знакомом им образе, как они привыкли его видеть на иконе в своей часовне Устюжской. Блаженный говорил им, чтобы они дали обещание поставить на великом Устюге церковь в Память Христа ради юродивого Прокопия, и минует их болезнь; те из них, которые дали обет сей, исцелились, те же, которые, по жестокосердию своему, не уверовали, умерли от болезни. Когда миновало служебное время и возвращались они на родину, стали помышлять ратники, дорогой об исполнении данного ими обета. Дошедши до великой реки Сухоны, срубили они на берегу ее много леса для сооружения храма и, сплавив на реку, сами на нем приплыли, как на плотах, в родной свой город. Там, пришедши в соборную церковь , поведали священнослужителям и гражданам бывшее им явление в Нижнем Новгороде и последовавшее за тем исцеление и, с общего совета, положено было соорудить церковь во имя праведного и блаженного Прокопия над его гробом. Достойно внимания, что уже до того времени начертан был образ будущей церкви на том самом камне, на котором при жизни любил сидеть Христа ради юродивый, пророчествуя, и который после его кончины поставлен был ему вместо памятника. Тогда же устроили и новую гробницу и написали на ней священный лик его, украсив ее драгоценными наволоками. С тех пор начали ежегодно совершать память Христа ради юродивого, 8-го июля, и многие потекли чудеса и исцеления от его раки. Первое исцеление совершилось над гражданином Устюжским, по имени Григорий, который страдал огневицею и, будучи в совершенном расслаблении, просил, чтобы отнесли его к гробу чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из 6 греческих святых, прославленных в лике Христа ради юродивых, 5 – мужчин (св. Серапион Синдонит, св. Андрей Цареградский, св. Симеон Эмесский, св. Виссарион египтянин, св. Фома Келесирийский) и одна женщина (св. Исидора). Если говорить о времени и причинах появления (и в дальнейшем – всплесков) подвига Христа ради юродства в целом, то в Византии это совпадает со временем появления монашества. После того как христианство стало государственной религией, в Церкви начинается процесс обмирщения: степень напряжения христианской жизни уменьшается за счет прихода в Церковь большого числа неофитов. Восстановить это напряжение и решили те, кому недоставало подвигов в миру. В период с IV по V вв. в Египте, а позднее в Сирии, зарождается отшельническое и общежитское монашество. Примечательно, что именно в монастыре мы встречаемся с первым опытом юродства, с первым святым юродивым Христа ради (и этот святой – женщина). В дальнейшем мы увидим тесную связь между подвигом монашеской жизни и подвигом юродства Христа ради. Примечательно, что дивеевские блаженные, Христа ради юродивые, называли себя по отчеству Ивановнами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 50 , который обычно считается и основоположником аскетической монашеской жизни. Исторически юродство появляется в мирные времена, когда христиане «засыпали», тонули в грехах. Юродивый призван пробудить спящих, призвать их к ответственности за свою жизнь. Как отмечает С. А. Иванов , «...юродство возникает тогда, когда христианство не подвергается гонениям, а христианское государство – угрозе со стороны иноверцев; когда жертвенность, мятежность, парадоксальность раннего христианства постепенно уступают место покладистости и компромиссу» 51 . Упадок подвига юродства Христа ради в Византии С. А. Иванов связывает с мусульманским нашествием в середине VII века, когда о спокойствии в обществе не могло быть и речи. Надобность в юродивых в такой обстановке как бы отпала. Другой причиной угасания юродства являются запреты, которые периодически налагались на юродствование по причине широкого распространения лжеюродства. Так, впервые такого рода запреты появились на Трулльском соборе 692 года. Канон 60-ый Собора гласил: «Всячески [следует] наказывать тех, кто притворяется бесноватым ( δαμονας ποκρινομενους) и нарочно ( προσποιητν) подражает им в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему [CCXXXVII]» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Не предай зверям душу, воздающую Тебе славу и честь! Потом снова возопил: – Святой Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне! И вот прогремел гром, явилось множество людей и предстал благообразный старец, имевший лицо светлее солнца, и с ним великое множество слуг. Грозно и строго сказал он находящимся с ним: – Затворите ворота, чтобы ни один из сих не убежал! Тотчас ворота затворили, и все эфиопы были схвачены. И услышал Андрей, как один бес тайно говорил своему товарищу: – Проклят тот час, в который мы соблазнились: ибо немилостив Иоанн и хочет жестоко мучить нас! Святой же Иоанн повелел пришедшим с ним людям, одетым в белые одежды, снять с шеи Андрея железные вериги. Затем стал за воротами и сказал: – Приводите эфиопов ко мне одного за другим. Привели первого беса и распростерли его на земле. Взяв веригу, Апостол согнул ее втрое и дал бесу сто ударов. Бес же как человек кричал: – Помилуй меня! После сего распростерли другого демона, и он также был подвергнут ударам; затем третьего – и тот получил столько же ударов. Удары же, коим Господь подверг бесов, были не призрачными, а действительными наказаниями, кои причиняют страдание бесовскому роду. Когда, таким образом, все эфиопы были наказаны, Иоанн сказал им: – Ступайте и покажите своему отцу, сатане, нанесенные вам раны – будет ли сие ему приятно! После того, как одетые в белые одежды ушли, и демоны исчезли, тот благолепный старец подошел к рабу Божию Андрею и, возложив на его шею вериги, сказал ему: – Ты видишь, как поспешил я к тебе на помощь: ибо я очень о тебе забочусь, потому что Бог поручил мне попечение о тебе. Итак, терпи: скоро ты будешь отпущен и будешь ходить по своей воле, как тебе будет угодно. – Господин мой, – сказал Андрей, – кто ты? Старец ответил: – Я тот, кто возлежал на персях Господних ( Иоан.13:22, 21:20 ). Сказав сие, он просиял как молния и скрылся от глаз юноши. Блаженный же Андрей прославил Бога за то, что Он послал ему на помощь возлюбленного ученика Своего. После явления святого Иоанна Богослова, разговора с ним и мучений, причиненных бесам, блаженный Андрей, будучи по-прежнему скован, лег, желая уснуть, – и в то же время пришел в восторженное состояние. Он увидал себя в царских палатах. На престоле в великой славе сидел Царь, Который подозвал Андрея к себе и спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Уроды Христа ради " Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни " Источник:  Нескучный сад 9 августа празднуется память новгородского юродивого Николы Кочанова. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства, считает историк Андрей ЗАЙЦЕВ. Мир Древней Руси нам часто представляется как идеальное христианское общество, где все люди от холопа до царя степенно ходят в храмы, истово молятся, постятся по двести дней в году, перед смертью становятся иноками, а после кончины – святыми. Иногда в этой идиллии бывают сбои, и тогда на исторической сцене ненадолго появляются бражники, разбирающиеся в библейской истории и попадающие в рай, но в целом жизнь в допетровской Руси многим кажется очень благочестивой. Эта мифологему можно разрушить разными способами: чтением исторических документов, размышлением над причинами старообрядческого раскола, но лучше всего идею всеобщего процветания разрушает феномен юродивых – святых, распространенных на Руси, начиная с XIV века. Одним из таких блаженных " похабов " был Николай Кочанов. Благочестивый сын богатых и знатных новгородцев, не желая получать славу и почести от людей, Николай стал ходить по городу в рубище. Краткое современное житие, размещенное на сайте Новгородской епархии, довольно точно следует за древнерусским агиографическим текстом, так описывая суть подвига блаженного Николы: " Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу " . В этой фразе кроется самая большая опасность подвига юродивого. До сих пор Церковь не нашла однозначных критериев, по которым при жизни или вскоре после смерти можно отличить подлинных юродивых от мошенников и сумасшедших. Все они могут бегать голыми или неряшливо одетыми по городам и весям и творить непотребства, но лишь единицы становятся святыми.

http://religare.ru/2_96226.html

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении. БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием. Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву . После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов. Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет.

http://pravicon.com/info-3497

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010