Пораженная неутешным горем, мать побежала в церковь св. мученика Уара и, припадши к гробу его, вопияла: «Угодниче Божий! Такую ли помощь оказал мне за все мое усердие к тебе? Погибла надежда моя: кто в старости меня пропитает, кто предаст гробу тело мое? Возврати мне сына моего, как некогда Елисей воскресил сына соманитяныни, или же возьми теперь душу мою». Так вопия от тяжкой скорби, Клеопатра заснула. Пред нею предстал св. мученик, держа в руках Иоанна: оба были в блистающих драгоценных одеждах и опоясаниях, имея венцы на главах. Св. мученик говорил скорбящей матери: «Зачем ты вопиешь ко мне с ропотом? Я помню все благодеяние, оказанное моему телу, и всегда молю Господа о роде твоем, среди которого ты положила меня, – наконец, я умолил Господа о сыне твоем, чтобы он был сопричислен к лику святых ангелов, и вот ныне он предстоит в славе престолу Божию. Возьми сына своего и отдай на служение царю земному, если не хочешь, чтобы он был слугою Царю небесному и вечному». При этих словах отрок крепко обнял выю св. мученика и сказал ему: «Нет, не отдавай меня опять в мир, полный неправд и всяких беззаконий, оставь меня навсегда в сопребывании святых. А ты, родительница, если любишь меня, радуйся моему счастью и не отвлекай от Небесного Царства в земное убожество»… Так чудесно утешена была блаж. Клеопатра в своей тяжкой скорби! Исполненная радости и веселья, она торжественно похоронила тело сына своего при гробе мученика, проводив его в могилу не как мертвеца, но как жениха в чертог брачный. Остальное время жизни своей она провела в уединенной келлии при храме св. мученика Уара, посвятив себя всецело благотворительности. По блаженном успении своем она была погребена рядом с сыном в том же храме. II. Итак, братия, во всех несчастиях, постигающих нас, подобных несчастию, случившемуся с блаж. Клеопатрою, мы должны не роптать на Бога, но укреплять себя полною преданностью в волю Божию, зная, что Бог все творит с нами к лучшему. а)  Слово Божие учит нас всегда предаваться Богу и весьма сильно обличает неразумие бороться с определением Божиим: предай Господу путь твой и уповай на Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отношение Святой Православной Церкви к ереси Оригена вполне однозначно. В частности, св. преподобный отец VII века Иоанн Лествичник говорит: " Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым " 26 . В наше время повсеместного распространения экуменической ереси подобные " пустяки " просто не замечаются. По мнению экуменистов, для спасения не обязательно исповедовать православную веру и даже быть крещеным: некое туманное " христианское устроение в душе " является достаточным для спасения человека. А католический Рим пошел еще дальше: в одной из своих последних энциклик папа Иоанн-Павел II заявил, что для спасения вовсе не обязательно быть христианином, достаточно быть просто " хорошим человеком " , спастись можно независимо от вероисповедания: будучи иудеем, магометанином, язычником и даже неверующим. Случайность ли, что в русском переводе книга " О Божественных тайнах и о духовной жизни " была опубликована вскоре после выхода в свет энциклики папы Иоанна-Павла? Переводчик " новооткрытых текстов преп. Исаака Сирина " говорит, что их рукопись происходит из монофизитского монастыря, что сразу же дает повод усомниться в ее православии. Не исключено, что скоро представителями экуменизма будет обнаружен соответствующий второй том писаний препп. аввы Дорофея или Иоанна Лествичника. Поэтому уже не удивительно, что мнимый экуменический " Исаак Сирин " в подтверждение своих мнений о помиловании всех ссылается на " великого столпа Церкви " , " блаженного толкователя " , авторитетного, с точки зрения переводчика, для восточно-сирийской традиции писателя " яснозвучного " Феодора — еп. Мопсуэстского (стр. 201), который был назван на V Вселенском Соборе отцом несторианской ереси и предан анафеме,— он же был, несомненно, хорошим человеком! Между тем, в народе имеют широкое хождение молитвы за некрещеных младенцев и молитвы мученику Уару о умерших некрещеными. В богослужебной Минее за октябрь, издания Московской Патриархии (М. 1980.), содержится целая служба " мученику Уару, иже о некрещеных родителех Клеопатры умоли " , составленная известным ересиархом экуменизма, митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым). В житии св. мч. Уара действительно упоминается о том, что он умолил за родителей Клеопатры, но нигде не говорится о том, что они были некрещеными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

«Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица. М., 1997. Сл. 5, гл. 41). В наше время повсеместного распространения экуменической ереси подобные «пустяки» просто не замечаются. По мнению экуменистов, для спасения не обязательно исповедовать православную веру и даже быть крещеным: некое туманное «христианское устроение в душе» является достаточным для спасения человека. А католический Рим пошел еще дальше: в одной из своих последних энциклик папа Иоанн-Павел II заявил, что для спасения вовсе не обязательно быть христианином, достаточно быть просто «хорошим человеком»; спастись можно независимо от вероисповедания: будучи иудеем, магометанином, язычником и даже неверующим. Случайность ли, что в русском переводе книга «О Божественных тайнах и о духовной жизни» была опубликована вскоре после выхода в свет энциклики папы Иоанна-Павла? Переводчик «новооткрытых текстов преп. Исаака Сирина» говорит, что их рукопись происходит из монофизитского монастыря, что сразу же дает повод усомниться в ее православии. Не исключено, что скоро представителями экуменизма будет обнаружен соответствующий второй том писаний преподобных аввы Дорофея или Иоанна Лествичника. Поэтому уже не удивляешься, что мнимый экуменический Исаак Сирин в подтверждение своих мнений о помиловании всех ссылается на «великого столпа Церкви», «блаженного толкователя», авторитетного, сточки зрения переводчика, для восточно-сирийской традиции писателя «яснозвучного» Феодора — епископа Мопсуэстского (с. 201), который был назван на V Вселенском Соборе отцом несторианской ереси и предан анафеме,— он же был, несомненно, хорошим человеком. А поскольку он был хорошим человеком, то тех, кто осуждал его догматические заблуждения, лже-Исаак объявляет отлученными от Церкви (с. 201–202), то есть анафематствует Отцов V Вселенского Собора, а с ним и всех православных. Между тем в народе получили широкое хождение молитвы за некрещеных младенцев и молитвы мученику Уару о умерших некрещеными. В богослужебной Минее за октябрь (издание Московской Патриархии, 1980) содержится целая служба «мученику Уару, иже о некрещеных родителях Клеопатры умоли», составленная известным ересиархом экуменизма митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым). В житии святого мученика Уара действительно упоминается, что он умолил за родителей Клеопатры, но нигде не говорится, что они были некрещеными.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/o_knig...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Клеопатра Палестинская, св. - житие Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна В царствование нечестивого Римского царя Максимиана в главном городе Египта, Александрии, жил один воин по имени Уар, тайно служивший Царю Небесному: он, страшась беззаконных идолопоклонников, скрывал до времени свою веру в истинного Бога, но обнаружил ее потом для всей вселенной, когда за Христа он " сделался позорищем для ангелов и человеков " (1Кор.4:9). В то время Максимиан воздвиг гонение на христиан и послал во все подвластные ему страны указ о том, чтобы умерщвлять всех христиан, которые откажутся принести жертву богам. Дошло сие повеление и до стран Египетских, и здесь кровь христианская стала проливаться нещадно, ибо все, поклоняющиеся Творцу, а не твари, были подвергаемы разнообразным мучениям. Уар в то время обходил по ночам темницы, в которых верующие были содержимы за исповедание ими Христа, и, покупая себе золотом у стражей вход к ним, лобызал узы святых мучеников, омывал кровь их, обвязывал их раны, приносил им пищу и умолял их, чтобы они исходатайствовали ему милость у Господа. Однажды были взяты, скрывавшиеся в пустынях, семеро учителей христианских, и приведены к наместнику Египта. Наместник, допросив их и узнав, что они тверды в вере, немало мучил их и потом, связав, бросил их в темницу. Узнав о сем, Уар, по своему обыкновению, поспешил ночью к той темнице, в которую были ввержены святые, и, дав сторожам золота, вошел к святым. Развязав узы на руках их и освободив ноги их из колоды, он предложил им пищу и умолил их, чтобы те вкусили ее, ибо они уже целых восемь дней ничего не ели. В то же время, припадая к ногам их, он лобызал их и восхвалял страдания их, говоря: – Блаженны вы, добрые и верные рабы Господа, имеющие войти в радость Господа своего, потому что вы стояли за Него даже до крови (Евр.12:4). Блаженны вы, добрые подвижники, коим плетутся на небе рукою Вышнего венцы, потому что " терпением проходите предлежащее нам поприще " (Евр.12:1), и на утро, как я твердо знаю, вы закончите свои страдания. Блаженны вы, страстотерпцы Христовы, коим открыто Небесное Царство, ибо вы страдаете со Христом, пострадавшим за нас; " с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться " (Рим.8:17). Прошу вас, святые угодники Божии, – помолитесь за меня Владыке Христу, чтобы Он оказал мне милость; ибо и я хотел бы пострадать за Него, но не имею для сего такой твердости: я боюсь тех мучений, которые, как вижу, испытываете вы.

http://pravicon.com/info-2693

Феофилакт разумеет Никополь на Дунае, который значится и в древних картах там же, где и ныне стоит. Блаженный Иероним разумеет Никополь Епирский, получивший название такое от победы, одержанной Августом над Антонием и Клеопатрою. Ныне это — Превеза. Был еще Никополь Киликийский, недалеко от Тарса, близ границы с Сириею и Армениею. На каком из них остановиться? На каждом можно, судя по тому, как кто вообразит себе путь шествия апостола Павла. Можно вообразить его так: писал святой Павел из Рима к Филимону, чтоб приготовил ему комнату, и нужды Церкви Колосской и сопредельных ей требовали особой заботы его. Потому недивно, что он из Крита направился по тому же пути, по которому следовал прежде в Рим, то есть Миры. Отсюда взошел к Колоссам и, устроив здесь дела, поспешил к востоку для посещения Церквей Писидийских, Ликаонских и Киликийских, первородных чад своих, имея в мысли побывать и в Антиохии. Но, приближаясь к пределам Сирии, узнал, что там начались истребительные нападки на евреев, и положил не идти туда, а озиметь в Никополе Киликийском, так как зима была близко. Сюда-то и приглашал он Тита. Тихика взял он в Колоссах, куда сей был послан отнести Послание. Перезимовав в Никополе, Апостол опять направился на Запад, посетил Церкви Киликийские, Фригийские, Галатийские, побывал в Ефесе, Македонии и Ахаии и чрез Никополь Епирский, или еще иначе как, отправился далее в Испанию. Предлагаем такое начертание пути, потому что оно кажется более подходящим. О сем уже говорено во введении. О Тихике поминалось уже в других Посланиях. Об Артеме говорится в первый раз и более о нем ничего не известно. Предание передает, что он потом был епископом в Листрах. Он причисляется к 70 Апостолам. Память его 30 октября. Блаженный Иероним дает соображение, зачем посылается в Крит Артема или Тихик. Затем, чтоб остаться там вместо Тита и чтобы Церковь критская не сиротствовала без мужа Апостольского. «Из этого видна отеческая любовь Апостола к критянам. Ему нужно было видеться с Титом по делам Евангельской проповеди; но не прежде велит ему двинуться к себе, как по приходе к нему Тихика или Артемы, чтоб заступить место его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2955...

Но единственный ли это пример? Нет, их очень много. Оправдывается от Господа блудница, но не прежде, как слезами Ему облила ноги и власами главы своей отерла их. Вышел оправданным из храма мытарь, но после того, как в храме стоял не смея возвести очей на небо, бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному. " Прощен был апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, но за то, что о грехе своем плакался горько. Прощен был Давид в тяжких грехах прелюбодеяния и убийства, но после того, как он всякую ночь слезами ложе свое орошал. Будем же чаще и мы плакать о бесчисленных грехах наших, чтобы Господь, видя сокрушение наше, принял нас так же, как принял отец блудного сына, и простил нас так же, как простил и разбойника, с креста из глубины души возопившего: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си. " Аминь. Грешно предаваться безнадежной скорби о умерших детях (О блаженной Клеопатре и сыне ее Иоанне) Тяжело родителям переносить скорбь о смерти детей. Всю глубину этой скорби могут вполне понимать и чувствовать только те, которые сами лишились детей. Но как ни тяжело это лишение, грешно поступают те родители, которые в скорби об умерших детях доходят до малодушия и уныния и даже близки к совершенному отчаянию. Для вразумления таковых мы полагаем неизлишним привести следующее повествование из жизни блаженной Клеопатры, память которой св. Церковь совершает в 19-й день октября. Эта благочестивая вдова имела особенную любовь к св. мученику Уару, тело которого было погребено ею в её владении. Она устроила в честь его церковь и пожелала перенести в оную его св. мощи. В день перенесения их она особенно усердно просила св. мученика, чтобы он принял под свое покровительство её единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить ей в воинскую службу. Молитва её была услышана, и мученик действительно стал покровителем её сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот же день тяжко заболел и в наступившую ночь скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

В житии святой Домны Томской описан случай, когда она вела беседы на иностранном языке: «Родилас Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семъе, и её благовоспитанност просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке» 154 . Случай кратковременного вразумления на французском языке описан и в житии св. блж. Евфросинии Колюпановской, бывшей фрейлины при дворе императрицы Екатерины II: «По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, французские войска остановилис близ Владычного монастыря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблят ее и издеватъся над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке, удалилисъ» 155 . К слову сказать, в работе «Меня раздело Евангелие» её автор Р.А. Наумов высказывает мысль, что юродивые женщины в основном были из крестьянского сословия и поэтому были в некотором смысле людьми привычными к босоножию, терпению холода, голода и пр. Однако, если посмотреть на перечень канонизированных святых блаженных и/или юродивых жен, то согласно агиографической литературе из 16 прославленных святых как минимум четверо (то есть четверть) были представительницами знатного сословия (блж. Клеопатра; блж. Ксения Петербургская; блж. Евфросиния Колюпановская – воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной при дворе Екатерины II; блж. Домна Карповна). Св. Варвара Скворчихинская была родом из семьи священника. Из богатой купеческой семьи была родом св. Пелагея Дивеевская. Родом из крестьянского сословия – свв. Паша Саровская, Мария Ивановна Дивеевская, Матрона Анемнясевская, Матрона Московская. 2.3. Типичные асоциальные поступки В целом в жизнеописаниях святых жен, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, крайне мало представлено случаев, связанных с какими-то поступками, направленными против отдельных людей или сообществ. Мы не знаем, то ли такого рода поступки действительно не были свойственны рассматриваемым подвижницам, то ли жизнеописатели деликатно об этом умалчивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда супруга греческого императора Льва 4, Ирина, созвала в 787 году в Никее седьмой Вселенский Собор, тогда собор этот прежде всего определил употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, святых Ангелов и святых; а затем также определил и чествовать их поклонением, целованием, возжжением пред ними светильников и воскурением пред ними фимиама. «Ибо честь, – сказано на Соборе, – воздаваемая образу, переходит к первообразному, а поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображённому на ней». Из всего приведённого в доказательство, кажется, ясной, братие, становится та истина, что святые иконы почитать можно и должно. Но вот остаётся вопрос: как же должно почитать их? Знайте же, что, взирая на святые иконы и чтя их, мы должны возноситься мыслью к Богу и святым Его; потому что в иконах мы чтим не дерево, не краски, не искусство, но лики, и не сами по себе, но ради изображаемых ими Существ. Мы должны благоговеть и преклоняться пред иконами, но при этом поклонение своё относить к Богу и святым Его, нашим молитвенникам пред Ним. Так учат поступать нас по отношению к иконам и святые отцы. Вот, например, что говорит Дамаскин. «Падаем и поклоняемся, – учит он, – не веществу, а Тому, Кто изображён; так как поклоняемся не веществу, например, из которого сделано Евангелие или крест, но тому, что ими изображается». (Точн. излож. Прав. веры кн.4-я гл.16) Из этих слов и научитесь от образов возноситься вашею душою к изображаемым и к Первообразу всех совершенств и всякой святости – Триипостасному Богу; это и будет почитание вами икон истинное, с учением Православной Церкви согласное, а следовательно, и для вас спасительное. Аминь. 19-й день 50. К матерям, лишившимся детей, поучение третье (Святого мученика Уара и блаженной Клеопатры и сына её Иоанна. Чет. Мин. окт. 19) К вам, матери, которым Господь судил лишиться того или другого из детей ваших, будет слово наше. Что это значит, что сколько ни приходилось видеть вас при гробах чад ваших, всегда при этом встречаешься с раздирающим душу зрелищем, видишь на лицах ваших безотрадную скорбь или безграничное отчаяние? Что заставляет вас предаваться оным? Горячая любовь? Но любовь должна быть благоразумна.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

О чесом уверяемся от Писания святого, во второй книге Маккавейской, в главе 15, сказующего, яко Иуда Маккавей виде в видении святого пророка Иеремию, многим по кончпне того прешедшим летам, явльшася ему со Ониею архиереем, о чесом пишется сице: бысть (Маккавею) сицево видение: Онию бывшаго архиереа, мужа добраго и благаго, срамлива видением, кротка же образом и беседою лепа, иже от детства прилежаше всем благим, руце воздеюща и молящася за вся люди Иудейския, зряше 268 . Посем явися инь муж, сединами и славою дивен, и великое благолепие окрест его бысть; и глагола Ониа: сей есть братолюбитель, много молящся о людях и о святом граде, Иеремия Божий пророк. Таже простре Иеремия десницу, и вдаде Иуде Маккавею мечь злат, давши же возгласи сия: приими святой меч – дар от Бога, имже сокрушиши супостаты. От сего видения яве есть, яко святые угодницы Божии по кончине своей молятся за ны к Богу, и помоществуют нам, якоже поможе святой Иеремиа Иуде Маккавею на супостаты. Должны убо есмы почитать их святые мощи, яко помощников и молебников о нас к Богу. 7) Подобает почитать мощи Святых: понеже души их святые знают и видят творимую мощам их честным от нас почесть, и за то ходатайствуют о нас ко Христу Владыце нашему, якоже то извествуется от святого мученика Уара, октября в 19 день почитаемаго, иже блаженной Клеопатре, мощей его любительнице и почитательнице, явився, рече: Еда ли забыл есмь добродетелей твоих, яже сотворила ми еси в Египте и на пути? или мниши, яко не чух, егда взяла еси тело мое от среды трупов скотских, и в ложнице своей положила еси? еда ли не послушаю всегда твоих молитв, и не молюся ли о тебе к Богу? Первее убо умолих Бога о роде твоем, с нимиже положила мя еси в гроб, да отпущены им будут грехи; таже сына твоего небесному Царю в воинство поях 269 , и прочая. 8) Подобает почитать мощи Святых, от нихже овии за Христа кровь свою излияша, овии, повседневным самих себе умерщвлением томяще, самоизвольнии без крове мученики показашася, инии иными праведническими делы любезни Богу сотворишася.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иудифь. 9:1–14 ), так и подобная ей вдовица непрестанно возносит к Богу моление за церковь … Ее и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорят должное… Она воздержна, благоговейна, стыдлива – поет псалмы, молится, читает священное, постится 546 . Так жила блаженная Клеопатра. Она день и ночь молилась, соблюдала пост и вела теперь жизнь посвятивших себя Богу. Современный ей палестинский епископ Евсевий так писал об этой жизни. В церкви Божией два рода жизни. Один течет выше природы и обычной жизни, не заботится ни о браке, ни о рождении детей, ни о земном счастии, совершенно и во всем отделяется от обычного житья, посвящает себя на служение Богу по полной любви к небесному; избирающие эту жизнь представляются умершими для смертной жизни, остаются на земле по телу, но духом они на небе. При такой жизни преподобной Клеопатры, сын и мученик часто являлись ей с неба. В подвигах высокой духовной жизни провела она семь лет и мирно переселилась к мученику и сыну. Тело ее положено было близ мощей мученика. Это было не позже 327 года. Пустыня Рува Пустыня Рува в истории подвижничества на Святой Земле столь же славна и знаменита, как и пустыня Иорданская. В Руву обыкновенно удалялись для высших подвигов на всю Святую Четыредесятницу Евфимий Великий, Савва Освященный, Кириак, Герасим и другие; ее избирали местом подвижничества на более или менее продолжительное время славные в отцах-подвижниках мужи, как, например, Иоанн Хозевит, отшельник Сергий; в ней некоторые отшельники проводили и все время своей жизни. И неудивительно это: пустыня Рува представляла все удобства для высших подвигов – для подвигов строжайшего уединения и безмолвия, злострадания, терпения, богомыслия. Она занимала довольно большое пространство, заключаясь между западным берегом Мертвого моря, Иерихонскою и Вифлеемскою дорогами. Иоанн Фока, паломник XII века, говорит: «Поток, выходящий от Гефсимании, проходит до лавры св. Саввы и пустыни Рувы, которая находится у Мертвого моря Содомского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010