Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак. 1, 17-18 Возлюбленные о Господе архипастыри - отцы настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Вновь Пастыреначальник Христос собрал нас воедино, дабы мы оглянулись на жизнь Церкви за последние два с лишним года и поразмышляли о том, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Со времени предыдущего Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре-декабре 1994 года, Церковь наша шла, как и прежде, путем возрождения. Восстанавливались и стены храмов, и души людские. Житейское море, по которому плыл корабль церковный, становилось бурным, нередко препятствовали нашему плаванию штормовые ветры. Но Церковь достойно выдержала все испытания, еще раз доказав справедливость слов святителя Московского Филарета: " Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не меньше богатели чада Божии чувствами и делами милосердия " . Государство, общество, народ, весь внешний мир узрели нашу Церковь в том ее образе, какой начертан апостолом Павлом: " Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6, 10). Позвольте перейти к анализу основных областей жизни и деятельности нашей Церкви за межсоборный период. Заранее оговорюсь, что даже в пространном докладе невозможно описать все события, происшедшие за это время, все понесенные Церковью труды. Охарактеризую лишь общие направления этих трудов, а также некоторые значимые события и факты 1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

7. Итак, избранный готовился с усердием, и все начали к нему подходить как к Патриарху. Подошли и мы, великий хартофилак и я, вместе посмотрели на него и показали, что и мы приняли происшедшее с ним, и высказали ему множество хвалебных и ободряющих слов, напомнив ему о дружбе наших отцов и праотцев, и что мы надеемся его иметь в качестве Патриарха и владыки, отца нашего и друга, «если он позаботится об исправлении Церкви, и когда это произойдет, будем и мы ему ревностными помощниками и сотрудниками. А без этого невозможно нам следовать за ним». Он принял все, что мы сказали ему, похвалил наших родителей и нас лично, и ту цель, которую мы имеем относительно церковного исправления. Об этом он сказал, что «думаю и я призвать [митрополитов] Эфесского и Ираклийского и рассудить вместе, и если мы все не согласимся, не объединимся и не будем служить вместе, тогда и я не буду служить. Знайте, что я не поступлю по-другому, нежели я говорю вам». Мы поблагодарили его за это и удалились. Но и некоторые из архиереев, как и мы, сказали ему об этом же, и он им ответил то же самое. Поэтому мы и последовали за ним, ожидая исправления. Однако мы совершенно не знали, что он дал обещание императору, что одобряет объединение. Ведь только позже, по прошествии времени, мы услышали об этом. 8. Итак, [митрополит] Кизический готовился к наречению. Он пригласил также [митрополитов] Трапезундского и Ираклийского присутствовать на наречении, но они не пришли. В среду, когда было отдание праздника Святого Воскресения Христова, это было 4 мая, он пришел во дворец, и император поставил его Патриархом. Присутствовали и мы на провозглашении и поставлении, и сопроводили его в Патриархию. Присутствовал и от папы латинский епископ Христофор, весь путь находившийся с правой стороны от Патриарха и ни на шаг от него не отстававший. Это еще большее доставило Патриарху порицание и отвращение со стороны народа, как приемлющему латинство. Народ принимал благословение Патриарха совершенно без удовольствия, а некоторые даже отходили, чтобы не видеть его благословения. Добавлю небольшой рассказ, вообще забавный и к тому же показывающий горячий пыл к православию этого благочестивого и христианнейшего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (6 октября 2001 г.) Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал... брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429496/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 3. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30-34). Древность традиционно усваивала авторство всех этих трех книг – Притчей, Екклесиаста и Песнь Песней – Соломону, хотя современность предлагает разные другие учения, весьма разнообразные. Но, тем не менее, не дает стопроцентного опровержения того, что они написаны Соломоном. Поэтому мы будем следовать мудрой старине. В расположении этих книг есть большой смысл, который мы раскроем позже, когда будем приступать к изучению книги Песнь Песней. 3.1. О Соломоне Формально к лику святых Соломон не причислен, и в святцах мы его не найдем, хотя он и изображается иногда на иконах, а чаще в росписях с нимбом. Однако достоинство его книг от этого ничуть не страдает. Святитель Григорий Нисский говорит о том, что здесь следует подразумевать под автором не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем [т.е. «мирный». – авт.] называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни Песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» c. 17 – 18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431348/

Затем прозвучало слово митрополита Волоколамского Илариона: «Ваши Высокопреосвященства, дорогие собратья архипастыри, уважаемый Александр Дмитриевич, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что в этот день, когда исполнилось 30 лет моего служения в священном сане, мы собрались в сем святом храме, где по благословению Святейшего Патриарха я несу свое пастырское служение, чтобы вместе совершить Божественную литургию и у престола Божия прославить Подателя всех благ Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который каждому из нас подает все необходимое для спасения. Сегодня в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, обращенные к Его апостолам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Кажется, трудно подобрать более подходящую цитату из Священного Писания для служения председателя Отдела внешних церковных связей, которому приходится руководствоваться этим заветом Господа Иисуса Христа фактически на ежедневной основе. Мне радостно, что из пятидесяти лет моей жизни тридцать я предстою престолу Божию в священном сане. Это большая привилегия, большая честь, большая радость и, конечно, огромная ответственность, потому что со священников Господь спросит не так, как с обычных людей Он спросит за каждое их слово, за каждое их дело. Священническое служение превышает человеческие силы, но неслучайно Господь Своим ученикам сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11) . И мы, священнослужители, чувствуем помощь Святого Духа в нашем служении изо дня в день. Так случилось, что свой монашеский постриг я принял тоже 30 лет назад в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. По благословению Святейшего Патриарха в связи с этой датой я посетил обитель, с которой продолжаю чувствовать живую связь. Может быть, неслучайно именно в Свято-Духовой обители произошел мой постриг, и в ней же 30 лет назад совершилось мое рукоположение, потому что помощь Святого Духа в служении я ощущал на всех моих путях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4940426...

И молитва Церкви не была тщетной. И благословение ея давало «победительную силу» русскому оружию. И несмотря на то, что настойчивы были попытки врага сокрушить эту мощь русского воинства, сила нашего воинства все возрастала, умножалось и число славнейших побед, каких до сих пор не знала история мировых войн. Острые стрелы вражьи не смогли пробить нашего щита, ибо щитом нашим была твердость в правоте нашего дела. Церковь наша, кроме молитв и благословения, собирала средства на многоразличные нужды обороны; по приглашению и по благословению Святейшего Патриарха она соорудила танковую колонну имени Димитрия Донского в память известного благословения, данного преподобным Сергием двум инокам его обители, стать в ряды бойцов воинства князя Димитрия, благословения, которое даровавло победу русскому воинству на поле Куликовом. Так исполняла и, неуклонно, будет исполнять наша Церковь патриотический завет почившего Патриарха. Будем же тверды до конца, отцы и братие, и никакое уныние или неверие в торжество правды да не омрачает и не умаляет нашего подвига! И как бы ни были тяжелы жертвы, которые приходится нести, какие бы потери ни пришлось нам претерпеть ради конечной победы, как бы продолжительна ни была разлука с близкими и дорогими, как бы тяжела ни была неизвестность о них, – будем хранить бодрость духа и веру в правду Божественного Промысла, всегда венчающего верных милостию и щедротами. Послушаем пророка, глаголющего: «Так говорит Господь – удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся сыны твои из земли неприятельской в пределы свои» ( Иер.31:17 ). И опять будет слышен голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа, ибо благ Господь и вовек милость Его» ( Иер.33:11 ). Мы же по-прежнему будем молиться, да падет перед силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных, и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих нашу родную землю, осеняет в их победном шествии на Запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма, – эта молитва и это благословение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАССИЯ Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) [Евр.  ,   греч. Μανασσ], старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа , родоначальник одноименного колена израильского. Был рожден в Египте от Асенефы, дочери егип. жреца Потифера. Нарекая имя своему первенцу, Иосиф объяснил его значение тем, что с рождением сына Бог дал ему «забыть [  ] все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт 41. 51). Согласно представленной в этих словах этимологии, евр. имя   по форме - регулярное причастие от корня   в каузативной породе означающее «тот, кто заставляет забывать» (BDB. P. 674). На смертном одре патриарх Иаков усыновил своих внуков, детей Иосифа - М. и Ефрема, и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, патриарх Иаков в первую очередь благословил младшего Ефрема, а не перворожденного М., о к-ром он сказал, что «от него произойдет народ, и он будет велик», тем самым пророчествуя о буд. могуществе и величии представителей этого колена (Быт 48. 19). Сцена потери М. своего первенства в предсмертном благословении Иакова напоминает рассказ о потере Исавом своего первородства (Быт 27. 1 - 28. 5 - Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas (Tex.), 1994. Vol. 2. P. 460, 465). В благословении прор. Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляются представители колена М. и Ефрема в лице их отца Иосифа, чьим сыновьям обещано великое будущее: «...Крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор 33. 17). Историческое родство колен Ефрема и М. подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиина» (ср.:Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена также представлены в Свящ. Писании как единое племя словами «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Соперничество между 2 коленами нашло отражение в библейской традиции.

http://pravenc.ru/text/2561804.html

27 января сего года, изволением Святого Духа, Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского. Мы просим всех чад церковных усердно молиться о том, чтобы Пастыреначальник Господь Иисус Христос обильно излил милость Свою на служение нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, подал ему неоскудеваемую помощь во всех его делах, укреплял его духовные и телесные силы для служения Святой Церкви, чтобы Первосвятительские труды Святейшего Владыки и Отца нашего избранного Патриарха Кирилла принесли благословенный Богом плод.  В минувшем столетии наша Церковь прошла через горнило испытаний, сохранив веру и верность Христу. Ныне перед ней открываются новые возможности миссионерского служения, которые необходимо активно использовать, ибо христианская миссия — это прямой завет Спасителя. Воскресший Христос призывает Своих учеников последовать Ему и проповедовать Божественную Истину. Господь пришел спасти, но, по слову апостола, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 14). Будем же все служителями и проповедниками Христа Спасителя, через Которого мы получили благодать и апостольство (Рим. 1, 5). Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе — жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации.

http://patriarchia.ru/db/text/543778.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 10 К оглавлению Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13-15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына — через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев — и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4)

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

– Бог избрал его Себе от чрева матери, – ответил Святейший, – и оградил его страхом Своим. Он же и до конца сохранит его. Григорий лежал у ног патриарха и, слыша о себе дивные и страшные пророчества, содрогался от плача. Святейший, восставив юношу и видя его всего в слезах, сказал: – Если тебе угодно, сын мой, оставайся с нами, и Господь наш Иисус Христос устроит тебе все полезное, а если хочешь идти с братиею, то ступай с миром. – Нет, святейший отче, я не хочу уходить отсюда. Но молю, пусть Бог сподобит меня в этой жизни опять свидеться с этими святыми отцами. Как ни крепко Григорий привязался душою к дивным старцам, однако влечение к святому месту превозмогло. И как было не остаться в Иерусалиме, когда сам пророк Давид радовался и в любви к нему восклицал о нем: “Прекрасная возвышенность, Радость всей земли Гора Сион! ...Пойдите вокруг Сиона И обойдите его; Пересчитайте башни его... Рассмотрите домы его, Чтобы пересказать грядущему роду... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего...” ( Пс. 47, 3, 13–14; 136, 5–6 ). Черноризцы же, испрося у патриарха на путь благословения и святых молитв, вышли из Святого Града... III. Кто он? «Иосиф – отрасль плодоносного дерева... Ветви его простираются над стеною» ( Быт. 49, 22 ). Но пора уже сказать о том, кто же был Григорий, и поведать об отечестве и родителях его, о детстве и воспитании. Выше было сказано, что он жил в Акраганте. Но родиной его было, собственно, село Претория, недалеко от града. Здесь он родился. Родители Григория были люди православные и добродетельные. Отца звали Харитоном, мать – Феодотией. В особенности они отличались милосердием – добродетелью, не часто наблюдаемой у богатых, а они были люди очень состоятельные. Большое богатство давало им возможность развивать эту добродетель в желаемой степени, и потому благодеяний всем они делали много. Акрагант же был местом крещения, воцерковления и обучения Григория. Так как в жизни его он имел большое значение, то скажем о нем подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010