СПб., 1886. (Палестина и Синай. Вып. 2). 588 Бычков Афанасий Фёдорович (1818–1899) – историк, археограф, библиограф. Академик Петербургской Академии наук (1869). Хранитель отделения рукописей и старопечатных книг Императорской Публичной библиотеки (1844), директор библиотеки (1882–1899). Председатель комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода (1866). Член Государственного Совета (1890). 589 Фоменко Климент Иоанникиевич (ум. после 1914), протоиерей – духовный писатель, уполномоченный ИППО в Киеве. Окончил Киевскую ДА (1863). Рукоположен во священника (1864). Неоднократно бывал в Святой Земле. Автор множества публикаций по Русской Палестине (см.: К тридцатипятилетию священства К.И. Фоменко (1864–1899 гг.): выборные поучения, археол. заметки, путевые записки по Востоку и Западу. Киев, 1899). В послужных списках 1914 г. упоминается как митрофорный протоиерей, настоятель храма св. Александра Невского на Александровской улице Киева. 590 Михаил (Лузин Матвей Иванович; 1830–1887), епископ – духовный писатель, богослов, экзегет, один из основателей русской библеистики. Окончил Московскую ДА (1854). Магистр богословия (1855). 24 февраля 1859 года, в возрасте 29 лет, становится профессором Московской ДА. Ректор Московской ДА (1876), Киевской ДА (1877–1883). Епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1878), Курский и Белгородский (1883). 591 О. Антонин получил письмо 4 апреля, но заняться описанием грузинских древностей Иерусалима смог лишь в июне-июле. 15 июля написанный им реферат был отправлен организаторам съезда при следующем письме: «В Предварительный комитет Русского пятого археологического съезда в Тифлисе. На благосклонно сделанное мне Комитетом приглашение (от 28 февраля с.г. 50) принять участие в занятиях предположенного Археологического съезда имею честь отозваться живым желанием быть в чем-нибудь ему полезным, и, если препровождаемая мною при сем в оный записка с приложением относящихся к ней таблиц будет найдена достойною вниманию русских археологов, сочту себя счастливым» (АРДМ. П. 69. Д. 1436). Однако, в «Трудах» V Археологического съезда (Т. 1–2. 1887) реферат о. Антонина напечатан не был. Судьба текста неизвестна. Реферат Д. Бакрадзе, зачитанный на Тифлисском археологическом съезде и построенный на материалах и прямых цитатах из Антонина, также не был опубликован. См. сохранившуюся рукопись: Бакрадзе Д. Грузинский монастырь Креста в Иерусалиме. Б. м., б. г. Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Н III. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Надобно полагать, что кроме своего «владыки-митрополита» он посетит и своего великого газетчика – беглеца Мельникова, от которого получит и привезет в Москву новый запас ругательных на православную церковь и православное русское правительство произведений его печатного станка. Надеемся получить и сообщить читателям точные известия о новых заграничных подвигах г-на Морозова. 9 Об этом Усове, впрочем, не раз уже упоминалось в Брат. Сл., равно как и об его сочинении; см. статьи: Положение раск. в Нижегород. губ. (1896 г. т. II, стр. 590–591), и «Две беседы с новым защитником раскола» (1897 г. т. I, стр. 153 и след.). 10 Это ругательство, надобно полагать, есть подлинное сочинение г. Усова, выходца из Черниговских слобод, ибо там обыкновенно раскольники поносят единоверцев этой бессмысленной бранью. 11 Вот почему известные гг. гласные московской думы из интеллигентных старообрядцев не захотели принять присягу и целовать крест в присутствии православного епископа. 12 Перевод. От имени старообрядческого монастырского совета в Белой Кринице, в Буковине, имею честь покорнейше просить императорско-королевское министерство о благосклонном разрешении перевезти останки первого старообрядческого архиепископа и митрополита Белой Криницы Амвросия Поповича из Триеста в Белокриницкий монастырь, причем основываю сию просьбу на нижеследующих пунктах: 1) Высочайшею грамотою от 9 октября 1783 г., статья I, была дарована нам, старообрядцам, при поселении нашем в Буковине, покойным императором Иосифом II полная свобода вероисповедания. 2) Так как наши предки, при поселении своем в Буковине, имели только монахов, а позднее временами и священников, но не имели епископа, то они просили у покойного императора Фердинанда Доброго разрешения основать самостоятельную епископию в Белой Кринице, каковое разрешение и было дано вам высочайшим указом от 18 сентября 1844 г., 19997. 3) Статьею I сего указа нам было дозволено взять из-за границы архиепископа или епископа, которому предоставлялось право лиц нашего старообрядческого согласия посвящать, смотря по надобности, в высшие духовные степени, равно посвятить викарного епископа в качеств своего наместника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Император Николай I, вступивший на престол в 1825 году и всегда благосклонно относившийся к святым обителям и монашеству, повелел решить этот спорный вопрос немедленно. Для участия в дискуссии был приглашен и о. Филарет, который к этому времени был уже широко известен как Петербургскому духовенству, так и интеллигенции. Участвуя в названных дискуссиях, проходивших в присутствии императора, о. Филарет выступил как ревностный защитник монашества. Не имея никакого светского образования, он обнаружил такие обширные духовные познания, такой Богом дарованный ум, которые позволили ему успешно отстоять православное святоотеческое учение, победить неверие, ложные религиозные воззрения и пользоваться огромным вниманием, уважением со стороны духовенства, интеллигенции и даже царственных особ 589 . Об успехе о. Филарета в дискуссиях, состоявшихся в Петербурге, стало известно в разных концах России; поэтому его стали приглашать для разрешения сложных вопросов духовной жизни. Так, о. Филарета дважды приглашали в Киев, куда он ездил для участия в духовных беседах по вопросу о монашестве 590 . Широкая известность о. Филарета, высокодуховная жизнь Глинских иноков, возраставших под его руководством, привлекали к обители все новых благотворителей. Старец Филарет писал императору Николаю I, что «по мере духовного возрастания сего вертограда Иисусова (братии Глинской пустыни. – А. И.) увеличивалось и число усердствующих богомольцев» 591 . Во время настоятельства о. Филарета Глинской пустыни были пожертвованы значительные денежные средства. Так, наместник С.-Петербургской Александро-Невской Лавры архимандрит Товия передал в 1821 году лично о. Филарету щедрую милостыню 592 , а впоследствии пожертвовал еще 1300 руб. 593 . Глуховский помещик ротмистр В. О. Туманский пожертвовал более 2500 руб. 594 , майорша Е. И. Деменкова около 2000 руб. 595 , московский мещанин Александр Шадский – около 500 руб. 596 . К 1834 году на счетах Глинской пустыни в различных банках находилось 8415 руб., пожертвованных разными лицами 597 . Ежегодно пустынь получала с этого капитала проценты – 372 руб., т. е. больше, чем пособие (300 руб.), выдаваемое от казны. Помощь благотворителей позволила богомудрому настоятелю продолжить благоустройство монастыря. Но, как он сам отмечал, особенно благоустройству обители способствовал дар императора Александра I – полученные пустынью 300 десятин леса. «Неизъяснимая монаршая милость сия одушевила деятельность братства пустыни и попечением настоятеля оной в самое непродолжительное время из полуразвалившихся хижин возникли прочные здания, изящная церковь , и все без исключения преобразилось или получило новое бытие» 598 , – писал о. Филарет императору Николаю I в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

3б. А случилось так, что этим наделом владел Богатырь из рода Бога-царя. 4а. И как раз Богатырь явился из Дома Хлеба и сказал жнецам: – С вами Господь! 4б. Они отвечали ему: – Господь да благословит тебя! 5 . Богатырь сказал своему Старшему над жнецами: – Чья она, эта девица? 6 . Старший над жнецами сказал в ответ: – Она девица-моавитянка, что возвратилась с Усладой с полей Моавитских. 7а. Она сказала: «Позволь мне подбирать и собирать за жнецами меж снопами». 7б. Пришла и осталась с утра и до сей поры: в дом редко возвращается. 8а. Богатырь сказал Полной Чаше: – Послушай, дочка! Не ходи подбирать на другом поле 8б. и отсюда не уходи, оставайся с моими служанками. 9а. Высмотри поле, где они жнут, и ходи за ними, 9б. ибо я прикажу моим слугам тебя не трогать. 9в. А захочешь пить, иди к чану, откуда черпают мои слуги, и пей. 10а. Она пала на лицо своё и простёрлась перед ним, и сказала ему: 10б. – Чем заслужила я такую твою благосклонность, что ты приветил меня? ибо я – посторонняя. 11а. Богатырь отвечал ей и сказал: – Ведомо мне всё, что ты сделала для своей свекрови, после смерти твоего мужа. 11б. Ты оставила отца и мать и родную страну и пришла к людям, о которых слыхом не слыхивала. 12а. Да воздаст тебе Господь за это твоё деяние, 12б. и да будет сполна воздаяние тебе от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла под сень крыл Его. 13а. Она сказала: – Пусть не иссякнет твоя ко мне благосклонность, господин мой! 13б. Утешил ты меня и сердцу говорил рабыни твоей, а ведь я даже не раба твоя. 14а. В час обеда Богатырь сказал ей: – Подойди и ешь и макай лепёшку в кислое вино. 14б. Она села со жнецами. 14в. Он угостил её зёрнами, калёнными в меду, 14г. она ела, наелась, и ещё остатки приберегла. 15а. И снова встала подбирать. 15б. А Богатырь приказал своим слугам так: – Пусть она подбирает и между снопами и не гоните её. 16 . Даже пусть падают колосья из ваших связок, и роняйте для неё, чтоб подбирала, и не кричите на неё. 17а. Так она и подбирала в поле до вечера 17б.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Говоря проще: «Извини! Мне пора на Службу!!!» Вот здесь «боролся с Богом» – это не значит «боролся против Бога». То есть: ты был на стороне Бога. Но все-таки дилемма сложная существует: слово «Израиль», как мы уже выше заметили, можно перевести и как «тот, который воюет на стороне Бога», и как «тот, который воюет против Бога». Ведь в чреслах Иакова – весь еврейский народ, и там не только двенадцать апостолов… Но борьба-то прекращается когда? Когда заря взошла! Когда Христос явится в этот мир, и сами иудеи уверуют через проповедь пророка Божьего Илии и покаются перед Богом, потому что семя пророков неизбежно даст о себе знать. Итак, мы можем перевести слово «Израиль» и как «воин Божий», и как «воюющий с Богом». « Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя » ( Быт. 32:29–30 ). Он видел действительно некий Лик, но чье это лицо? Если этот Ангел был Ангелом Хранителем Исава (толкование Златоуста), то дальше мы этому найдем и подтверждение. Когда он встретит Исава – они же не виделись много лет! – он скажет: «… ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне » ( Быт. 33:10 ). Когда «и ты был благосклонен ко мне» ( Быт. 33:10 )? А тогда, когда после борения и благословил Иакова. Но! Как я уже неоднократно говорил, одно истолкование не исключает другое! И вот далее сказано очень интересно: « И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое » ( Быт. 32:31 ). «И взошло солнце» ( Быт. 32:31 ) – это у нас написано. А дословный перевод будет: «И взошло ему солнце». Как это: ему взошло солнце? Что, ему персонально, что ли? Ну, солнце вообще-то для всех восходит! Как это понять? А вот получается так, что помощь пришла тогда, когда он уже проигрывал эту молитвенную битву! Когда будут дни антихриста – это будут самые тяжелые дни! И когда мы будем думать, что уже проигрываем, неожиданно для нас, православных, взойдет Солнце правды – Христос явится! Сын Божий учит о последних днях: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

даже если он жертву Господу Воинств приносил. 13 Вот что вы делаете еще: орошаете жертвенник Господа слезами, стенаете, что не смотрит Он на ваш дар, благосклонно не принимает из ваших рук. 14 Спросите вы: «За что?» Вот за что: Господь был свидетелем меж тобой и женой юности твоей, которой ты изменил — а ведь она подруга тебе и законная твоя жена. 15 Не поступит так тот, в ком остался дух! Что бы сделал такой? Потомства от Бога искал. Берегите дух ваш, и жене юности твоей не изменяй. 16 «Не терплю разводов!» — говорит Господь Бог Израилев, поверх одежды облекаются в насилие, говорит Господь Воинств. Берегите дух ваш, не изменяйте! 17 Изнуряете Господа своими словами, и спрашиваете: «Чем мы изнуряем Его?» Тем, что говорите: «Благосклонно взирает Господь на всякого, творящего зло», или: «Где Бог правосудия?» Глава 3 1 Вот, Я посылаю вестника Моего предо Мной, он приготовит путь для Меня, и внезапно придет в Свой храм Владыка, Которого вы ищете, и вестник Завета, который так дорог вам. Вот, Он грядет, говорит Господь Воинств! 2 И кто тогда выдержит Его приход, и кто устоит при появлении Его? Он как пламя в плавильне, как щелок при стирке! 3 Он станет переплавлять и очищать серебро, очистит сынов Левия, расплавит их, словно золото или серебро, и будут у Господа приносящие жертву в праведности. 4 Угодна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как было в дни древние, в годы прежние. 5 И тогда приближусь к вам для суда, поспешу обличить колдунов и блудников, тех, кто ложно клянется и плату наемника прячет, обижает вдову и сироту, странника гонит. Не боялись меня, говорит Господь Воинств! 6 Да, Я Господь, и Я не изменяюсь, потому и вы, сыны Иакова, не скончались. 7 Со дней ваших отцов отвращались вы от правил Моих, не хранили их. Вернитесь ко Мне, и Я к вам вернусь, говорит Господь Воинств! Вы спросите: «как нам вернуться?» 8 Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: «что мы крадем?» Десятины и приношения. 9 Проклятием прокляты вы, Меня обкрадываете вы — весь народ!

http://bible.predanie.ru/andrej-desnicki...

Закхей, Симон-фарисей и блудница Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость (власть) оставляти грехи: юже, душе, потщися подражати. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим. Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы (волосами) древних (прежних) согрешений рукописание Раздирающаго ея. В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь очень хотел увидеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но во множестве народа не мог, потому что был мал ростом. И вот, забежав вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему: – Закхей! сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И, видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу: – Господи! половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус сказал ему: – Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:5,8,9–10 ). В истории Закхея-мытаря видим, с одной стороны, пример неизреченного милосердия Господа к грешникам, с другой – образец истинного покаяния. Тот, Кто пришел взыскать и спасти погибшее, взыскал Своей милостью человека, которого фарисеи и их ученики считали погибшим. Он знал, что на Него будут роптать за благосклонность к начальнику мытарей – следовательно, притеснителю из притеснителей, как им казалось; но, несмотря на это, Он торжественно выразил ему Свою благосклонность, чтоб все видели, что Он пришел не праведников, а грешников спасать, чтоб надеждой спасения ободрить всех грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Раба Божия Елена. Раба божия Елена 2016/01/15, 06:44:32 О, Преподобный Сергий Радонежский! Обращаюсь к тебе с просьбой. От всего сердца прошу помоги моему внуку р.б.Кириллу сдать 15.01.2016 экзамен по механике на хорошо или отлично. Будь ему верным помощником, дай ему силы, ясность ума, чтобы достались ему вопросы, которые он хорошо знает. Обереги его от ошибок иволнения. Пусть преподаватель будет благосклонен и не строг. Прости нам все грехи вольные и невольные. Уповаю на твою милость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.б. Наталия 2016/01/15, 06:29:55 О, Преподобный Сергий Радонежский! Спасибо тебе за помощь, за то , что помогаешь нам! О, Преподобный Сергий Радонежский, моли Господа Бога о нас. Преподобный Сергий Радонежский пожалуйста услышь мою материнскую молитву. Прошу тебя помоги моей дочери р.б. Елене сегодня в сдаче экзамена на отлично . Не оставь ее в трудную минуту, пусть вопросы попадутся легкими, ответы будут четкими. Помоги ей не растеряться на экзамене, дай ей ясность ума и спокойствие. Пусть преподаватель будет к ней благосклонен. Попроси у Господа нашего простить грехи ей вольные и невольные. Не оставь р.б. Елену в трудный час, трудную минуту. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Надежда 2016/01/15, 03:53:09 " в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. " Ефес. 3:12. И потому Христос повелел нам молиться Отцу во имя Свое ( " Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. " Ин. 14:14; " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. " Ин. 15:7; " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. " Ин. 16:24 Евгения, вам тексты привести молитв " святым " в чье имя там просят? Или сами найдете в чье имя там просят? Так кого Библия говорит прость надо? Святых? Владимир 2016/01/15, 03:52:00 Вы язычники чистой воды, у них было если в море помолись посейдону богу моря, если нужен урожай помолись деметре богине плодородия, о усопших помолись Пегас богу смерти... У вас в пути помолись угоднику, за другое Марии, за третье матроне. Где место Богу если на каждый случай по пять святых? В Библии что сказано? Богу одному молись и поклоняйся.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

116 В пятки Великой Четыредесятницы к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост. 117 Постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и мятелей, днем и ночью, по согласию сельскаго начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих мятельный звон, который, для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить непостоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени. 2) Производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек (Ук. Св. Син. 1851 г., сент. 15; также Опред. Св. Син. 10 янв. 1877 г. Ц. В. 4. Снес. Собрание мнений, отзывов Митропол. Филарета, том Дополнительный, стр. 257). Но есть и такое приказание, чтобы в церквах священно- и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, и для сего делали бы затворы крепкие на колокольню (Ук. Св. Син. 1771 г., окт. 7). В 1750 г., декабря 18, Указом Св. Синода назначен был благовест на Московской Ивановской колокольне к преподаванию пароду Катехизиса в Московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах. Благовест должен быть полчаса – затем перестать во время учения Катехизиса и опять начаться к литургии (Чтен. в Истор. древн. Росс. 1861 г., кн. 3, стр. 14). 118 В Православной Церкви иконам, изображению честного и животворящаго креста и святому Евангелию и прочим святым вещам фимиамом и оставлением свечей честь воздается (Догмат. Св. отец 7-го Вселенского Собора). 123 Так как возжжение светильников есть дар, жертва Богу, то вещество при горении, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Господь требовал, чтобы приносимое для жертвы было без порока ( Лев.1:3, 10 ). Чрез пророка Малахию Господь возвестил Израилю, что если приносится в жертву Богу не лучшее, то этим выражается неуважение, именно: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф ( Мал.1:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию ( Гал. 6:14–16 ). «Израиль Божий – христианский народ, наследник обетований (и пар.), в противоположность Израилю по плоти» 434 . Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем ( Гал. 6:17 ). «По мнению некоторых толкователей, руки и ноги апостола были отмечены ранами, наподобие ран Христовых. Но большинство комментаторов полагает, что Павел метафорически говорит о своих страданиях, понесенных за Христа» 435 . Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь ( Гал. 6:18 ). Подведем лишь краткий итог всему сказанному словами еп. Кассиана: «Нельзя себе представить, чтобы сейчас кто-либо мог призвать христиан к исполнению иудейского Закона, в частности, к наложению на себя ига обрезания. Но законничество наблюдается нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческою немощью и малодушием, и Гал. остается на все времена «Благовестием христианской свободы», как его назвал русский исследователь Н.Н. Глубоковский » 436 . § 34. Послание к Римлянам Послание к Римлянам – самое вероучительное и догматическое из посланий апостола Павла. В этом его главная содержательная особенность. Но вместе с тем его нельзя считать ни своего рода «компендиумом христианского учения» (Меланхтон), ни «завещанием» Павла 437 . В каноне Нового Завета им открывается корпус Павловых посланий, что, впрочем, объясняется объемом Рим. – 16 глав. Мы же приступаем к его рассмотрению только сейчас, так как почти наверняка оно было написано Павлом из Коринфа в конце очередного миссионерского «цикла» – 3-го миссионерского путешествия (см. Рим. 15, 18–23 ), когда апостол собирал пожертвования среди языко-христианских общин для иерусалимской матери-церкви (см. 1Кор. 16, 1–3 ; 2Кор. 8, 1–4 ), переживая при этом, будут ли они благосклонно приняты (см. Рим. 15, 31 ). Наиболее вероятно, что Рим. было написано в Коринфе или Кенхреях зимой 57–58-го годов 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010