Приехал отец Стефан. Муж мой вышел к нему. Молебен начался. Я осторожно взяла на руки ребенка вместе с периной и подушкой и вынесла в залу. Мне было слишком тяжело стоя держать его, и я опустилась в кресло. Молебен продолжался. Отец Стефан взял святое Евангелие для чтения. Я с трудом встала с кресла. Тут свершилось непостижимое. Мальчик мой поднял голову и слушал Божественные слова. Отец Стефан кончил читать. Я приложилась; приложился и мальчик мой. Он обвил ручонкой мою шею и так дослушал молебен. Я боялась дышать. Отец Стефан поднял святой крест, осенил им ребенка, его поцеловавшего, и сказал: – Выздоравливай! Я отнесла мальчика в постельку, положила его и пошла проводить батюшку. Когда отец Стефан уехал, я пошла опять в спальню, удивляясь, что не слышу обычного хрипа, надрывающего душу. Мальчик мой тихо спал. Я наклонилась к его ротику. Дыхание ровно выходило из губ. С умилением опустилась я на колени, благодаря милостивого Бога, а потом утомленная уснула на полу около его постельки. На другое утро, лишь ударили к заутрене, мальчик мой поднялся и чистым, звучным голосом сказал: – Мама, что это я все лежу? Мне надоело лежать! Возможно ли описать, как радостно забилось сердце мое. Сейчас же поспел самовар, закипело молоко, и мальчик принял немного пищи. В девять часов тихо вошел в залу наш доктор, посмотрел в передний угол и, не видя там ожидаемого стола с холодным трупиком, окликнул меня. Я веселым голосом отозвалась: – Сейчас иду. – Неужели лучше? – удивленно спросил доктор. – Да, – ответила я, здороваясь с ним. – Господь явил нам чудо. – Да, только чудо могло исцелить вашего ребенка. 18 февраля отец Стефан служил у нас благодарственный молебен. Мальчик мой, совершенно здоровый, усердно молился. По окончании молебна отец Стефан сказал мне: – Следовало бы вам описать этот случай. Я отвечала ему: – Я постараюсь его описать спустя некоторое время. С тех пор многое переменилось. Муж мой вышел в отставку. Мы переехали жить в другой город. Если когда эти строки придется прочесть тем, лицам, которые присутствовали при совершении в нашем доме чудесного исцеление, то они подтвердят справедливость всего сказанного. Искренне желаю, чтобы хоть одна мать, прочитавшая эти малые строки, в час скорби не впала в отчаяние а сохранила веру в благость неведомых путей, которыми ведет нас Провидение.

http://azbyka.ru/zdorovie/kogda-boleyut-...

Пастырям следует объяснять прихожанам, что водосвятный молебен имеет специальное назначение, что при наличии освященной воды в храме (например, от Крещения до отдания праздника) нет необходимости вновь освящать воду, что водосвятный молебен по своему содержанию не является ни просительным, ни благодарственным и соединять его с прошениями «на всяку потребу» (например, о болящих) является нарушением церковного Устава. В известные дни необходим молебен водосвятный, а в обычных случаях лучше служить простой молебен, с добавлением соответствующих молитвословий. Схема малого освящения воды (Порядок соединения водосвятного и простого молебнов) Священник выходит к месту служения молебна облаченным в фелонь, епитрахиль и поручи, имея в руках молебное Евангелие и Крест. Заранее на столе должны быть приготовлены водосвятная чаша (фиал) с тремя зажженными свечами, кропило, чистое (немятое) полотенце, ковш и воронка для разливания святой воды. В некоторых приходах на стол ставят еще множество бутылок, банок, молочных бидонов и прочие сосуды. Надо кому-то поручить (уборщице, псаломщику, члену 20-ки) до прихода священника осмотреть всю эту посуду и изъять бутылки с винными, банки с консервными этикетками. Нельзя допускать, чтобы святую воду уносили в сосудах с неподходящими для святыни надписями. Возглас: Благословен Бог наш. Царю Небесный (желательно петь с народом). Бог Господь. Тропари водосвятного и заказных молебнов (смотри примечание 2). Запевы 3) Катавасия. Пение «Еже радуйся» и следующих 24-х алфавитных тропарей греческого требника 4). Возгласы: Господу помолимся. Яко свят еси. Боже наш. Пение тропарей: «Ныне наста время всех освящающее». Прокимен: Апостол и Евангелие. 5) Великая ектенья с особыми прошениями. Молитва освящения. 6) Мир всем. Тайная молитва и возглас. Троекратное погружение Креста в воду 7) при пении «Спаси Господи». Окропление водой 8). Сугубая ектенья (сокращенная) 9). Чтение молитвы. Отпуст. Примечание 2 В тех приходах, где принято заказывать разнообразные молебны, полезно, для облегчения нахождения текста, иметь тетрадь в твердом переплете с выписанными тропарями, с алфавитным указателем, обозначением гласа пения и остановок. Нельзя надеяться на память псаломщика или допускать искажение молитв. Примечание 3. Запевы

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

трий Феодорович всегда замечал, что сведения, сообщённые в печати об этом деле противниками профессора не точны, и был на его стороне. К рационалистам, понятно, он не мог относиться дружественно, но он относился к ним правдиво. Так, он указывал, что граф Мих. Влад. Толстой о своём отце рационалисте давал неверные сведения (в Русском архиве – Хранилище моей памяти) и не смотря на то, что все речи Толстого клонились к возвышению Голубинского отца, Голубинский сын говорил, что их не должно принимать во внимание, так как они не совсем правдивы и точны. Среди близких знакомых отца Димитрия Феодоровича были лютеране. Димитрий Феодорович с любовью вспоминал о них. Так он говорил о каком-то докторе лютеранине, который обедывал у них, благоговейно выслушивал предобеденную молитву и говорил, что он признаёт, что в евхаристии подаётся истинное тело и истинная кровь Господа. Можно ли молиться за усопших иноверцев? Димитрий Феодорович решал этот вопрос для себя в положительном смысле, но он тщательно искал возможно твёрдых опор для такого решения“. Читали ли Вы, спросил он автора настоящих строк, статью Душеполезного Чтения о молитве за усопших инославных? Говорят, что можно молиться. Действительно, станешь молиться, как не помянуть добрых знакомых, скончавшихся в лютеранстве?“ Лютеранское влияние не могло сказаться на его строгом православии, но оно, кажется, несколько сказалось на его представлениях о католицизме. Не сочувствуя григорианскому календарю, Димитрий Феодорович писал одному высокопоставленному лицу: память Григория XIII омрачена в истории: когда он получил известие о Варфоломеевской ночи, он отслужил благодарственный молебен. Димитрию Феодоровичу было указано, что по лютеранской версии Григорий служил молебен по случаю избиения протестантов (гугенотов), но что по католической версии он получил известие о спасении Карла IX, которому будто бы угрожали убийцы – гугеноты, и поэтому отслужил благодарственный молебен. Как дело было на самом деле, теперь восстановить трудно, но Димитрий Феодорович в данном случае вопреки своим принципам склонился к осуждению Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В родной Суворову Москве также был старинный храм святого Спиридона. Названия московских улиц Спиродоновка и Спиридоньевский переулок тому память. Одну из измаильских мечетей Суворов распорядился освятить в память Спиридония и в ней петь благодарственный молебен за дарованную Богом победу. Благодарственный молебен поручил служить иерею, священнику Полоцкого пехотного полка о. Трофиму Егоровичу Куцынскому. Служивший в нескольких кампаниях под началом А.В. Суворова генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт, в своих «Записки» через годы вспоминает: « При штурме отличил себя Полоцкого полка священник; подполковник Яцунский, командир сего полка, был убит, полк побежал; тогда тот поп с крестом в руках закричал: «Стой, ребята, вот ваш командир» (указывая на крест) — и сам бросился пред полком к крепости; полк пошёл за ним, и из числа первых взошёл на стену, за что награжден был наперсным золотым крестом на георгиевской ленте». Н.А. Полевой в своей «Истории князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск», первое издание 1843, передаёт событие так: «…Победители сами изумлялись, когда днем осматривали рвы и валы, по которым перешли ночью под губительным огнем неприятелей… В одном месте русские дрогнули, – среди них явился священник и именем Бога Победодавца, держа в руке крест, повёл их вперед…». 13 декабря 1790 года, на третий день после штурма, когда ещё не развеялась пороховая гарь и улицы были завалены окровавленными трупами турок, Суворов диктует письмо командующему Г.А. Потемкину-Таврическому в Бендеры: «Светлейший князь, милостивый государь! Простите, что сам не пишу; глаза от дыму болят. Благодарю, светлейший князь, за милостивое ободрительное письмо; благодарю за гостинцы… я ими разговеюсь… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со крестом, пред сим храбрым полком». Потёмкин, как видим, уже был наслышан о «Полоцком попе». Он отправляет в Петербург императрице Екатерине Алексеевне ходатайство: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцынский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жесточайшем сражении. Крест Господень, который он яко Знамение для воинов носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/kr...

Но вот запомните: поминать усопших надо только сладким. У нас часто бывает так: отдаем последний долг усопшему... опустили в могилу, пришли домой и за обедом, на поминках ставим спиртные напитки и поминаем усопшего вместе с едою спиртными напитками. Одна благочестивая женщина (умершая) явилась своим родственникам во сне и сказала: – Вы все мне сделали хорошо: последний долг отдали, почтили меня, по-христиански похоронили, но когда вы пришли домой и стали меня поминать спиртными напитками, то всю меня так жгло, что я не знала, как вас предупредить, чтобы вы этого не делали. По неведению вы причинили мне большие-большие не только огорчения, а даже муки. Умоляю и прошу вас, чтобы в будущее время вы не поминали усопших спиртными напитками. Видите, оказывается, как усопшим неприятно, когда их поминают спиртными напитками! Молиться за усопших надо так: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (имена)». А за тех, кто нам особенно помогает, но они еще не прославлены Церковью как святые, так молитесь: – Помяни, Господи, (имена усопших) и их святыми молитвами прости наши согрешения. Очень помогает блаженная Ксения. Вот одна недавно приезжала сюда из Москвы, чтобы отслужить благодарственный молебен. Она часто поминала блаженную Ксению на панихидах, а потом попросила ее: – Блаженная Ксения, теперь ты мне помоги устроиться с квартирой, чтобы скорее мне дали комнату. И тут же ей снится сон. Является к ней женщина и говорит: – Иди скорее, даже найми такси, чтобы не опоздать. Скорее поезжай на такую-то улицу. – Указала адрес и рассказала, что надо делать. – Да кто же ты? – Я Ксения, которую ты просишь. А потом в Псково-Печерском монастыре отслужи молебен. И вот та действительно все нашла, как ей говорила блаженная Ксения, быстро получила квартиру и приехала сюда, чтобы отслужить благодарственный молебен. Одна спрашивает: «Батюшка, можно ли за себя прочитать 40 псалтирей о здравии?» В этом благом деле нет и не должно быть трафарета. Богу не форма нужна, а существо. Был один усердный человек по имени Александр. Он молился 3 месяца, чтобы Господь вразумил, как научиться непрестанной молитве. И вот Господь ему открыл: разбить братию на 24 чреды и поочередно читать Псалтирь и на каждой славе поминать читавших, а также за кого читается. На 1-й «Славе» поминать о здравии, а две «Славы» поминать о упокоении. Это называется «Неусыпающая Псалтирь».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Любовь отца Алексея, соединенная с глубочайшей верой и молитвой, не только подвигала его отдавать последнее нуждающимся, но была способна на нечто значительно большее: она имела дерзновение исхитить из рва погибели отчаявшегося в себе человека. Примером может служить такой случай: “Как-то после ранней обедни, в будний день, подошел к батюшке пьяный, оборванный человек, весь трясущийся, и, едва выговаривая слова, обратился к батюшке: «Я совсем погиб, спился. Погибла душа моя… спаси, помоги мне… Не помню себя трезвым… потерял образ человека…». Не обращая внимания на его омерзительный вид, батюшка совсем близко подходит к нему и, любовно заглядывая ему в глаза, кладет на его плечи руки и говорит: «Голубчик, пора нам с тобой уже перестать винцо-то пить». — «Помогите, батюшка дорогой, помолитесь». Батюшка, взяв его за правую руку, ведет к амвону и, оставляя его там, уходит в алтарь. Открыв завесу царских врат главного Казанского придела, торжественно распахивая царские врата, начинается молебен, величественным голосом произнося: «Благословен Бог наш…» и, взяв за руку грязного оборванца, ставит его рядом с собой у самых царских врат. Опускаясь на колени, со слезами начинает усердно возносить молитву Господу Богу. Одежда оборванца была настолько порвана, что тело обнажалось, когда он, по примеру батюшки, клал земные поклоны. По окончании молебна батюшка трижды осенил крестом несчастного и, подавая ему просфору, три раза его поцеловал. Через непродолжительный срок к свечному ящику подошел прилично одетый мужчина и, покупая свечу, спросил: «Как бы увидеть отца Алексея?». Узнав, что батюшка в храме, он радостно заявил, что желает отслужить благодарственный молебен. Вышедший на амвон батюшка воскликнул: «Василий, да это — ты»?! С рыданием бросился к его ногам недавний пьяница, прослезился и батюшка, начал молебен. Оказалось, что Василий получил хорошее место и прекрасно устроился” 7 . Постепенно об отце Алексее все больше и больше узнавали труждающиеся и обремененные, ищущие поддержки и утешения.

http://pravmir.ru/moskovskiy-starets-ote...

– И как вы? Сами пишете все работы? – Конечно, сам. А зачем тогда поступать? Что-то узнать нужно. Читаю публичные лекции, преподаю в семинарии, сам руковожу молодежкой в Хабаровске, потому что во вкус нужно войти. – В Хабаровске другие люди, чем на Камчатке? – Другие. Во-первых, они приняли меня сразу же и очень тепло деятельно. За первые два месяца у меня перебывали практически все руководители края и города. Они приходили ко мне, я был у них. Они приходили ко мне с конкретными предложениями, с конкретными практическими делами. Хабаровчане – более оседлые, они чувствуют себя хозяевами. У них настрой такой – мы будем жить на этой земле, это наша земля, это наш город, это наш край. И они сразу во мне почувствовали соработника. Человека, который будет им помогать. Везде повсюду очень хорошие, добрые отношения. Миссия на Дальнем Востоке – Какой должна быть миссия на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае? – Если раньше, допустим, на Дальнем Востоке миссионеры проповедовали местным национальностям: удэгейцам, нивхам, якутам, то сейчас основная миссия направлена на русских, украинцев, белорусов. Но она та же, что и всегда – нести слово Божье людям. Основной метод нашей миссии такой: мы ездим по поселкам, где не было никогда храмов и приходов. И таких много. Мы приезжаем, собирается сход, сельчане, и мы предлагаем им: давайте те, кто из вас захочет, организуем общину, а затем в общине будем жить по-христиански, а затем храм построим, приход будет, а возле прихода приходской дом. Будем здесь собираться. Как вы на это? Ну кто-то равнодушно, кто-то не хочет, уходит, кто-то – человек двадцать-тридцать – остается. Это и есть костяк. Мы специально разработали миссионерские сборники-молитвословы, которые адаптированы для них, они могут по ним совершать богослужение мирским чином. Там молебен об исцелении болящих, молебен о путешествующем, молебен благодарственный, лития. Даем адаптированные молитвословы. Священнослужитель не остается там, но он руководит своей общиной – где приезжает, где из своего храма. И, глядишь, в одном, втором, третьем поселке уже начали храмы строить.

http://pravmir.ru/kazhdyiy-iz-nas-rozhde...

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Впрочем, совет, так как это зависит всецело от него, может и не отдавать попечительству остатка, а использовать на свои экстренные нужды: наем нового лица, приглашение нового священнослужителя, постройка филиального храма, придела или надстройки, наконец, увеличение эксплуатируемой территории или приносящего проценты капитала. Но это совет может делать, если этим не будут обижены бедные и нуждающиеся прихода и ни один прихожанин от того не пострадает и не окажется лишенным помощи. Защищать интересы прихожан в этом случае лежит на диаконах и на попечительстве. Доходы попечительства: 1) Остатки от дохода церковных сумм. 2) Определенный сбор с прихожан деньгами и натурой. 3) Пожертвования членов попечительства. 4) Свечной сбор – половина. 5) Просвирный сбор – половина. 6) Кружечный сбор – половина. 7) Хлеб св. Антония – на столовую. 8) Добровольный сбор с кружками попечительства вне храма. 9) Экстраординарный сбор (quête spèciale) в церкви и по домам. Доходы священника (кроме жалования), служащего обедню: 1) Проскомидийный сбор за вынутие просвирок на проскомидии вместе с иподиаконом. 2) Поминальный, за чтение поминаний на ектении или литии, вместе с диаконом. За молебны и панихиды платится по соглашению с советом. Минимальная плата за молебен после обедни в церкви дневному святому или празднику, средняя за молебствие на всякое прошение, благодарственное или по особому случаю в церкви же, высшая плата за молебен или панихиду на дому. В первом случае (общий молебен или панихида) с миру не более как по 10–25 копеек (смотря по приходу) с каждого, в последнем – не менее 1 рубля (а в городе не менее 3–5 рублей). Если приглашается диакон, то ему платится особо в половинном размере, а иподиакону в размере ½ диаконского. При каждом молебне на дому священник обязан сказать соответствующее поучение, за чем должен следить парох и декан. Доходы диакона, также как иподиакона: за все службы и требы, на которых он участвует по приглашению прихожан или по желанию священника, – в половинном размере против священника, по соглашению просителя с советом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   Она опять тотчас же заколочена и сдана для пересылки в Мацуяма, где будет помещена в Храме.      12/25 марта 1911. Суббота.    В 3 часа позвали меня на собрание старост прихода о. Симеона Юка- ва и объявили, что 6 Церквей сего прихода (Ситая, Асакуса, Хонго, Хондзё, Воодзи, Хориноуци) решили взять на полное свое содержание о. Симеона Юкава и катихизатора Тита Косияма — давать им ежемесячно: первому 23 ены, второму 15 ен. Вследствие состоявшегося такого единодушного решения просили отслужить для них благодарственный молебен в Соборе. Я выразил им свою радость и угостил чаем. Касательно же молебна сказал, что хорошо бы, что бы он был общим для всех молящихся в Соборе. В приходе о. Романа Циба тоже идут совещания о содержании священника; вероятно, решение будет в таком же благоприятном смысле; если это последует, то молебен может быть общим. Все и решили подождать до Вербного воскресенья, и тогда отслужить после Литургии.      13/26 марта 1911. Воскресенье.    После Литургии отслужил панихиду по Анне Асаока и сделал внушение мужу ее — отставному военному врачу — последовать примеру жены, сделаться христианином, чтоб умереть с надеждою вечного спасения; предобрый человек, но с атрофированным чувством веры.      14/27 марта 1911. Понедельник.    За отсутствием иереев, я отслужил молебен для Моисея и Нины Сайгуса из Исохара. Там недавно крещен 21 человек. Николай Такаги, катихизатор, каждую субботу приезжает туда из Оцу и учит в субботу и воскресенье.      15/28 марта 1911. Вторник.    Утром на экзамене в Женской школе по Закону Божию. Всего 45 учениц ныне в ней.    Визит репортера из редакции журнала «Сейко».    — О чем желаете спросить?    — О христианской вере.    Я ему и сделал первоначальную катихизаторскую о вере, начиная с учения о Едином Боге в трех Лицах, о творении и прочем. Не знаю, на пользу ли. Слушал, не прерывая.      16/29 марта 1911. Среда.    Утром экзамен в Женской школе — и этим кончился курс. Ныне первый раз оканчивается курс в Женской школе в марте; и это потому, что в правительственных школах так; кончившие там и имеющие поступить в нашу школу тотчас же могут это сделать; иначе им нужно ждать до сентября, праздно живя дома в ожидании сего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010