Пс.118:77 .   Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение мое. «Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть». Пророк, лишившись Божия благоволения, почитает себя мертвым; посему умоляет, чтобы ему, как бы снова ожить по Божию человеколюбию. Пс.118:78 .   Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих. «Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих». Пророк не проклинает врагов, но молится за них; потому что стыд пролагает путь ко спасению. Почему, каким врачеством воспользовался сам, желает и им иметь оное. Пс.118:79 .   Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои. «Да обратятся ко мне боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя». поскольку, по причине греха, стал далек от лика праведных, и все они, равно как и Бог, отвратились от него; то умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее выразил это Симмах: да возвратят меня боящиеся Тебя. Пс.118:80 .   Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся». Желает иметь сердце свободное от того, что укоризненно; потому что такое сердце избавлено от стыда. Посему-то и в самом начале псалма ублажил непорочных. Пс.118:81 .   Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. «Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». Сильно чего-либо желающие, но лишаемые желаемаго, говорят о себе, что как бы «исчезают». Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды. Так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых, и не видя его прибытия, истаевают от желания. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление онаго, как бы исчезают. Пс.118:82 .   Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня? «Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя?» Здесь " словом» называется и Божие обетование, и Богодухновенное Писание. Посему исчезает не только тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол; но и тот, кто читает словеса Божии, и желает в точности дознать смысл их, в обретении же онаго предполагает для себя утешение и ободрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Темная пещера – место Твоего первого пристанища, ибо Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму Ты приходишь тогда, когда Тебя ждут только самые-самые. Ты приходишь там, где и помыслить никто не мог. Темная пещера – место Твоего первого пристанища. Ибо собственно Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Ночь. Тишина. Пастухи, а затем и волхвы. Одним является непосредственно Ангел – ради их простоты, ради нелукавого сердца и бесхитростной веры: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Другим, ввиду их многоученой сложности, дана звезда, и путь дальний и трудный: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Они не знают, но Промышляющий обо всех, Он и их приведет. Так и мы разными дорогами жизни идем к Тебе, Господи. Зло еще остается в злолюбивом мире. Руки ненавидящих Тебя ищут убить Тебя. Но Ты пришел – и мир стал иным. Иным, потому что в мире теперь Царь мира. И с Тобою Царство Божие не где-то там, оно уже здесь обретается. На земле мир, и слава в вышних Богу, в человецех благоволение! Рейтинг: 10 Голосов: 653 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Карина 12 января 2022, 11:27 Спасибо! С рождеством Христовым! И спасения нам всем в Боге. Невероятная статья получилась, давно такого живого слова не читала в интернете. Святослав 11 января 2022, 09:02 Радуйтесь, родился Богомладенец Иисус, Который Христос Господь, Избавитель, Исцелитель и Спаситель наш. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Мир и благая воля Господня да воцарятся в наших сердцах по милости Божией. Алексей 10 января 2022, 23:31 Статья просто замечательная. Игорь Александрович 10 января 2022, 03:48 Прозаическая ода Рождеству вышла! Спаси Бог, с праздником! Ольга 8 января 2022, 00:10 Valeri, до крови сегодня подвизаются гониме православные на Украине. Причём часто - в буквальном смысле,,, С Рождеством Христовым!

http://pravoslavie.ru/143834.html

Что же, разве они не были званы? Да, были. Но не о том звании говорит апостол; ибо по тому много званных. И не имевший брачных одежд был зван (Мф.22:25), званы были и пять дев (Мф.25:11), но ни он, ни они не вошли. Звание здесь апостол разумеет то, которое подтверждается делами и которое собственно и есть звание, как и вера настоящая есть вера деятельная. Поэтому он прибавляет следующее. И совершил всякое благоволение благости. Такое, говорит, я разумею звание, чтобы всякое благоволение Божие, то есть все, что Ему благоугодно, исполнилось в вас, и вы явились такими, какими быть вам желает Бог, ни в чем не имея недостатка. Здесь же апостол и смиряет их гордость, чтобы они не превозносились многими похвалами, показывая этим, что они еще несовершенны. И дело веры в силе. Да соделает, говорит, Бог в вас терпение гонений совершенным. Каким образом? В силе, то есть усилив вас и укрепив. Ибо терпение есть дело веры, так что кто не имеет терпения, тот не показывает и дела веры. Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем. Если будет в вас все сказанное, то еще в этой жизни, говорит апостол, имя Господа прославится в вас. Ибо, когда увидят вас терпящими всякое искушение из любви к Владыке своему, то это в славу Ему будет, то есть то, что Он настолько благ, что рабы готовы умереть за Него, и настолько силен, что укрепляет вас в терпении. Но и вы в Нем прославитесь тем, что настолько верными оказываетесь, что все претерпеваете. Ибо слава раба в том, чтобы быть верным Владыке своему. Еще иначе: страдание за Христа есть слава, потому что оно делает людей более чистыми, всегда готовыми предаться на смерть, показывающими себя выше смерти. По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. И это, говорит апостол, зависит от Бога, а не от нас; благодать Его есть и то, если, говорит. Господь прославляется в нас, когда мы ничего не предпочитаем Ему, как сладчайшему всего, и то, если мы прославляемся в Нем, когда получаем от Него силу переносить все испытания.  Глава вторая

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что касается разверзшегося неба, то здесь надо вспомнить убеждение иудеев того времени, что небо закрыто после смерти последнего из библейских пророков и откроется только с появлением Мессии. Небо открылось — следовательно, Мессия пришел. Изображение Духа Святого как голубя имеет давнюю традицию. Кстати, речь в греческом тексте Евангелия идет не совсем о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа птице — обычный библейский мотив. Слово «дух» и на еврейском языке ( руах ), и на греческом ( пневма ) означает то же, что «ветер». Ветер же всегда летает как птица. Так, например, в песне Давида — о Господе: И полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22, 11). Небесный голос провозглашает: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так у всех трех синоптиков. Знатокам Библии эти слова напоминают о знаменитых личностях из истории Израиля. Во-первых, это цари, помазанники из дома Давида, которые точно так же во время церемонии своей интронизации во имя Божие слышали: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). Второй псалом Давида всегда считался мессианским. Иначе говоря, фраза Ты Сын Мой означает «Ты — Мессия, Христос». Во-вторых, Иисус назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным . Это выражение напоминало тем, кто был знаком с греческим переводом Библии (а таковыми и были в основном читатели нашего Евангелия), выражение возлюбленный сын , появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил (Быт. 22, 2). И ниже: Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня (Быт. 22, 12). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты — Мессия», но «Ты — Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет сам жертвой за народ. В-третьих, слова в Тебе Мое благоволение  — из пророка Исаии. У него есть великое пророчество об отроке Божием (о слуге или рабе Божием): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Ис. 42, 1). Это тот самый Отрок Господень, о котором Исаия далее скажет: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 4–7).

http://e-vestnik.ru/church/trudy_arhiman...

Что касается разверзшегося неба, то здесь надо вспомнить убеждение иудеев того времени, что небо закрыто после смерти последнего из библейских пророков и откроется только с появлением Мессии. Небо открылось — следовательно, Мессия пришел. Изображение Духа Святого как голубя имеет давнюю традицию. Кстати, речь в греческом тексте Евангелия идет не совсем о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа птице — обычный библейский мотив. Слово «дух» и на еврейском языке (руах), и на греческом (пневма) означает то же, что «ветер». Ветер же всегда летает как птица. Так, например, в песне Давида — о Господе: И полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22:11). Небесный голос провозглашает: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так у всех трех синоптиков. Знатокам Библии эти слова напоминают о знаменитых личностях из истории Израиля. Во-первых, это цари, помазанники из дома Давида, которые точно так же во время церемонии своей интронизации во имя Божие слышали: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7). Второй псалом Давида всегда считался мессианским. Иначе говоря, фраза Ты Сын Мой означает «Ты — Мессия, Христос». Во-вторых, Иисус назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным. Это выражение напоминало тем, кто был знаком с греческим переводом Библии (а таковыми и были в основном читатели нашего Евангелия), выражение возлюбленный сын, появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил (Быт. 22:2). И ниже: Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня (Быт. 22:12). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты — Мессия», но «Ты — Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет сам жертвой за народ. В-третьих, слова в Тебе Мое благоволение — из пророка Исаии. У него есть великое пророчество об отроке Божием (о слуге или рабе Божием): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Ис. 42:1). Это тот самый Отрок Господень, о котором Исаия далее скажет: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:4-7).

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

Это может быть и ум, и образование, и связи, могут быть мечты о каком-то богатстве или земном преуспеянии и зависть, в конце концов, к тем людям, которые все это имеют. Вот что понимается в Евангелии под богатством. Бывает, что человек не обладает ничем, совершенно нищ и убог, но имеет необыкновенную привязанность к миру, потому что завидует тем, кто преуспевает в отношении земного благополучия. Ему также трудно спастись, и пусть он не осуждает состоятельных людей, поскольку в духовном отношении, может быть, такой человек еще дальше отстоит от Царствия Небесного, хотя никакого материального богатства и не имеет. Если я беден и завидую богатым, всех их проклинаю и осуждаю, говоря, как это сейчас модно, что всякий богатый человек обязательно бандит и все они нечестные, то говорю я так от зависти и только от зависти. Ведь на самом деле я не знаю, кто честен, а кто нет. Эта зависть также делает нас привязанными к земле, правильнее сказать, обличает нашу привязанность к земле. И такому человеку тоже трудно — если не более трудно — войти в Царствие Небесное. «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (ст. 25). Действительно, слова Спасителя казались чрезвычайно странными, ведь богатство и земное благополучие в то время считались признаком Божия благоволения к человеку. Да и сейчас, честно сказать, мы думаем так же. Когда испытываем неприятности, терпим болезни, материальные лишения, мы начинаем усиленно молиться, считаем, что нормальное положение — это такое, при котором у нас все благополучно. Когда же возникают трудности, то это, по-нашему, наказание Божие. Если мы, христиане, так к этому относимся, то что же говорить о людях того времени! Богатство, множество детей, здоровье близких, их преуспеяние в земном отношении — все это считалось признаком благоволения Божия. И вдруг оказывается, что такому человеку трудно, почти невозможно войти в Царство Небесное. Ученики, естественно, изумились: «Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (ст. 23–24). По-славянски это звучит более образно и емко: «Како не удобь (то есть неудобно. — Игум. А. ) имущий богатство в Царствие Божие внидут». Действительно, очень неудобно и трудно войти в Царствие Небесное человеку даже праведной жизни, но уповающему не на Бога, а на что-либо земное. Неудобно до такой степени, что Спаситель приводит устрашающий пример — как сказали бы литературоведы, употребляет гиперболу: «Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (ст. 25). Верблюд — одно из самых больших животных, известных в тех местах, которое, конечно же, не может пройти в игольное ушко. Так и человеку, надеющемуся на богатство, как уточняет слова Спасителя евангелист Марк (см. Мк.10:24 ), практически невозможно войти в Царствие Небесное. Именно надеющемуся на богатство, потому что можно обладать значительным состоянием, но уповать на Бога, и наоборот — иметь малое имущество и надеяться на него, сделав себя богатым лишь в собственных глазах. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Конечно, ученики Спасителя весьма изумились Его словам. Во-первых, этот князь был, как я уже сказал, благочестивым; во-вторых, богатство и земное благополучив были в глазах людей того времени (впрочем, многие и сейчас так считают) признаком Божия благословения. Но, оказывается, это не так. Спаситель открыл нам еще одну духовную тайну: богатство не имеет никакого значения и не является признаком Божия благоволения. Отсюда следует, что бедность и нищета — не обязательно признак гнева Божия. Главное — внутреннее отношение человека к имуществу. Если мы будем надеяться на что-то земное, то сами себе создадим препятствие для того, чтобы войти в Царствие Божие и получить некий залог ожидаемой блаженной вечности, испытав благодатные переживания не только в будущей, но уже и в этой жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   13. Бог твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благой Промыслитель. Он как создал тебя, так тебе всякое добро подает, так что без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля своего телесными очами, но видишь благодеяние Его, подаваемое тебе: видишь солнце, луну и звезды Его, которые тебе светят; видишь огонь, который согревает тебя и варит тебе пищу; видишь одеяние, которым покрывается нагое твое тело; видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он подал тебе к нужде и утешению твоему. Видя и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля твоего поминай и за все Его благодеяния от чистого сердца благодари Его.    Большее и высочайшее Его благодеяние, что благоволением Его пришел к нам Христос, Единородный Сын Его, и честной Своей Кро­вью и страданием искупил нас от дьявола, ада и смерти. В этом великом деле открылась нам непостижимая благодать Божия. Должно же и нам всегда на это великое и умом непостижи­мое дело Божие верой взирать, и непрестанно помнить о нем, и Бога, нас, недостойных, так возлюбившего, от всего сердца благодарить, поклоняться Ему, хвалить, петь и славосло­вить сердцем и устами. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотво­рил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69).    Поминай же и ты всегда это великое дело Божие, и удивляйся тому, и от сердца благодари Бога, и живи так, как хочет Бог, пришедший в мир грешников спасти, дабы не оскорбить Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, так что и в мир ради тебя пришел, и пострадал, и умер святой плотью Своей, — исполняй же и ты святое желание Его, и со всяким старанием заботься о спасении своей души, будь благодарен Ему, и живи в мире смиренно, любовно, кротко и терпеливо, как Он Сам жил и как того хочет от тебя.    14. Везде и во всяких вещах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небесах и на земле и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы, всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Потому, видя создание Божие и пользуясь им, так говори в себе: все это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня сотворено. Светила небесные — солнце, луна и звезды — создания Господа Бога моего: всей вселенной и мне они светят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А в последних словах сегодняшнего Евангелия слышим Спасителя, говорящего так: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9, 1 ). Увидевшими в образе Царство Божие были святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков, которые видели сияние славы Божией в Преображении на горе Фавор. Ибо тогда лицо Спасителя сияло как солнце, а одежды Его сделались как свет. А апостолы, будучи не в силах смотреть на эту сияющую и Божественную славу, пали на лица свои и очень испугались ( Мф. 17, 6 ). И истинно то, что на Фаворе показалось втайне Царство Божие (Христово), потому что не только славу Божественности Христа они увидели, но и глас Отца услышали с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17, 5 ). Возлюбленные верующие, слово наше начиналось со спасения души нашей, и мы разъяснили слова сегодняшнего Евангелия. Вначале мы показали, что такое спасение нашей души и что первый долг христианина – всегда думать о спасении своей души. Мы показали затем, по какой причине Бог требует от тех, что хочет следовать за Ним, отвергнуться себя. Мы показали, что самолюбие – самый большой и самый тяжкий грех, владычествующий над человеческим естеством, и что из этого греха проистекают все страсти душевные и телесные. Еще, словами святого Ефрема Сирина , мы показали многовидность этих страстей и то, что, кто отвергнется себя, по учению, данному Спасителем, тот воистину побеждает все страсти душевные и телесные, которые имеют своей злой матерью самолюбие. Мы показали затем, что посредством чистой исповеди у духовника и исполнения епитимии и оставления наших грехов мы можем приступить к Причащению Святых и Пречистых Таин Спасителя нашего Иисуса Христа, через которые мы воистину можем спасти свои души. Еще мы обратили внимание духовных отцов, словами святого и божественного отца Иоанна Златоуста , чтобы они не преподавали Святые и Пречистые Тайны слишком легко, но после подробного испытания. Еще показали, каковы те, кто действительно отвергся себя и последовал за Христом. Затем, словами святого Ефрема Сирина , мы показали, что такое жизнь эта и что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит, и как велика будет награда тем, кто последовал Христу и отвергся мира и зол его, и кто из апостолов видел в образе Царство Божие, пришедшее в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Дух плоти и костей не имеет. Лк.24:36 –39. Бог дает мудрость мудрым и разумение разумным. Дан.2:21 . Да будет воля Твоя! Мф.6:10 . Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин.4:16 . Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Исх.15:6 . Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. Пс.144:16 . С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. Вот, око Господне над боящимися Его. Пс.32:13 –18. Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Иов.10:4 . Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Мф.15:8 . Люди познают земные предметы потому, что видят их глазами; но Бога нельзя видеть, а посему и существа Его знать нельзя. Слово Божие ясно свидетельствует, что Бог никем из людей не может быть видим. «Бог, – говорит апостол, – обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел, и видеть не может». Так, Бог превыше нашего разумения, и Его существо непостижимо не только для человеческого разума, но и для всякого сотворенного ума. Но то же слово Божие возвещает нам такое учение о Боге, на основании которого мы можем составить необходимые для нашего спасения понятия о существе и свойствах Божиих. В наибольшей полноте и совершенстве существо Божие открыто Единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, от вечности бывшим у Бога Отца. Весьма важно поэтому знать, что открыл нам о Боге Иисус Христос. В беседе с самарянкой Он так определил существо Божие: «Бог есть Дух». Спрашивается теперь, как понимать это? На небе есть много духов и много также духовных существ есть и на земле. Небесные духи – это Ангелы, а земные духовные существа – это люди. Все эти духи, называемые Ангелами, равно как и души людей, имеют свое начало или происхождение от Бога, сотворены Богом. Но сам Бог не сотворен никем и потому есть Дух несотворенный. В этом уже заключается одно из совершенств, свойственных одному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010