Августина, melius est homini faterise nescire quod nescit, quam in haeresin incurrere 5 . Глава I. Учение о смерти Обращаясь к учению Писания об этом предмете, мы находим там, прежде всего много изречений, которые указывают решительно, что человечество, усвоившее себе дело искупления, приводится чрез воскресение к тому состоянию, какое было его предназначением от начала. Таинство искупления называется с этой точки зрения осуществлением предвечного домостроительства Божия, как говорит Апостол: Он избрал нас в Нем прежде создания мира,... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,... открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем... В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к (тому) по определению Совершающаго все по изволению воли Своей ( Еф.1:4–5, 9, 11 ). В этом ясном учении Апостола о предопределении Божием, кроме той мысли, что воля Божия о человеке осуществилась в нас чрез Христа, особенно настаивается на том, что она была изначальною, предвечною, следовательно, не потерпела изменения вследствие грехопадения человека. Отсюда являются возможными два вывода: или назначение человека осталось и после грехопадения тем же самым, как и до грехопадения, хотя при этом могли измениться средства к его достижению, или – что самый грех представлял необходимую ступень на пути к назначенному совершенству. Но последняя мысль совершенно недопустима, так как представляет Всесвятаго Бога виновником греха и всего происшедшего от него зла; поэтому первое объяснение того, почему предопределение Божие о человеке называется предвечным, остается единственно верным и возможным 6 . Та же истина выражена и в словах Господа имеющим стать на суде по правую сторону: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (π καταβολς κσμου – Мф.25:34 ).Отсюда мы с полным правом можем заключать, что человек от сложения мира, т.е. в предвечном совете Божием о его создании, был назначен к тому блаженному состоянию, достигнуть которого дает ему возможность искупительная деятельность Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Быт. 4 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, Нет сомнения, что жертвоприношения учреждены Самим Богом как средство приблизить душу человека к Богу и освятить её благодарностию к Творцу. Жертвоприношения суть первое богослужение и существуют у всех народов, которые не дошли до скотского состояния. Они указывают на живое соотношение человека к Богу в первые времена человечества. Нельзя достоверно сказать, приносил ли Авель в дар Богу млеко и руны или же закалал от первородных агнцев (см. след. стих); по всей вероятности, кровавая жертва существовала, хотя разрешение употреблять мясо в пищу последовало уже после потопа (гл. IX). Заклание животных должно было существовать и как средство для одежды, но здесь жертва напоминала человеку о смерти и, вероятно, была заповедана человеку после грехопадения, хотя нигде нет прямого на то указания. Жертвы эти, по мнению м. Филарета, были жертвы всесожжения. Быт. 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, Быт. 4 а на Каина и на дар его не призрел. Каким образом выражено было благоволение Божие, мы не знаем. Из сравнения – Лев. 9:24 ; Суд. 6:21 ; 1Пар. 21:26 ; 2Пар. 7:1–3 ; 3Цар. 18 – можно судить, что Бог свидетельствовал своё благоволение ниспосланием небесного огня, сожигающего жертву. Почему обе жертвы не были приняты одинаково, объясняется последующим обличением Божиим. С одной стороны, Авель приносил свою жертву с детским смирением и чувством глубокой благодарности милосердному Богу, даятелю всех благ; Каин же приносил жертву с неверием, гордостью и, может быть, с целию купить милость Божию жертвоприношением, обрядом и предложением дара. В Каине мы провидим уже идолопоклонство, которое зиждется на обрядовых отношениях человека к Высшему Существу, не зная ничего о возвышении и очищении духовных сил и стремлений человека и о единой жертве Богу – духе сокрушённом и смиренном. В Каине мы видим первообраз фарисеев, понимавших только обрядовую часть религии и как бы не хотевших знать ничего о душе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; слава Господня осиявает землю, покрытую глубоким мраком. Сонмы ангелов нисходят с неба и в радости поют, что настал на земле мир, возвратилось благоволение Божие к человекам. Что же в это время делала земля, осиянная славою Божией? Все было погружено в глубокий сон: иудеи почили на законе, в ожидании пришествия Мессии в блеске земного величия; язычники утопали в пороках у ног идолов своих. В Вифлееме тоже спали, но не все. В долине Вифлеемской, окружённой горами, и в получасе ходьбы от пещеры, стоял столб, известный под именем Едер, близ которого некогда пас стада отца своего преславный царь Давид. Здесь-то, в это время, пастухи держали ночную стражу у стад своих: внезапный свет осиял их, и ангел Господень явился пред ними и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца, в пеленах, лежащего в яслях». Окончил небесный вестник благовестие, и внезапно, как бы в дополнение его благовестия, явилось многочисленное воинство ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным, самым последним труженикам на пиру жизни; утаил от премудрых и разумных – и открыл младенцам. О, блаженство нищеты, дающей смирение и безропотную покорность, отнимающей гордыню и самоуверенность! Сам Бог приходит к нищим и изливает на них потоки любви и милосердия. Ангелы отошли на небо; окончилось величественное видение. Пришли в себя пастухи и все как один человек решили идти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось. Хорошо было им известно то место с яслями, где бедные путники находили себе пристанище по дороге в Вифлеем, и пошли они и нашли Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. После лучезарного видения ангелов и ангельского благовестия Божественный Младенец, окружённый простотой и убожеством, показался им ещё святее, ещё Божественнее. В своём поклонении Ему они принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему. И спешили они засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой Матери Его все, что видели и слышали от ангелов. Дева Мария внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого Его рождения, и, вслушиваясь в рассказы пастухов, запечатлевала их в памяти Своей и радовалась, что события подтверждают Божественное обетование и утверждают веру в Спасителя мира. Святой обрученник Иосиф дивился и благоговел пред светом истины. Счастливые пастухи ещё поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери и удалились к своему смиренному подвигу, славя и хваля Бога и по всем окрестностям распространяя благую весть о чудесах священной ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».  ( Мф.3:16 ). У евреев разверзшиеся небеса предполагали некое откровение Божие. Было ли это зримое событие — неизвестно, однако птица, спустившаяся с неба, видимо, была видна людям. Как же Иоанн и народ поняли, что это не просто голубь, но Святой Дух? Ответ на этот вопрос дает Иоанн Богослов в своем Евангелие, когда описывает это событие словами самого пророка Иоанна Предтечи:  «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».  ( Ин.1:31-33 ). Таким образом, Иоанна Предтеча своим авторитетом засвидетельствовал перед евреями, что Иисус из Назарета действительно есть истинный Мессия Израиля. Далее Матфей пишет:  «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ». ( Мф.3:17 ). Этот голос слышит не только Иоанн Креститель и Иисус, но все стоящие рядом евреи. Когда заключался Завет при горе Синае, то прежде, чем десять заповедей были написаны на двух скрижалях, эти заповеди стоявший у подножия горы еврейский народ услышал. Господь тогда не воплотился, но в тот очень важный момент человеческой истории напрямую обратился к народу. То же произошло и в момент крещения Иисуса. Евреи, которые думали, что даже если Иисус царь и в чем-то их превосходит, Он тоже нуждается в покаянии. Однако Иисус показывает, что Его праведность превосходит их праведность, поскольку, когда Он выходит из воды, раздается голос Бога: «Это Мой Возлюбленный Сын, в Нем Мое благоволение». Здесь важны как первая, так и вторая часть фразы. У евреев уже в ту эпоху праведники назывались сынами Божьими, поэтому евреи, которые видят крещение Иисуса, не понимают, что Он Сын, равный Отцу по природе, что Он и Отец едины.

http://azbyka.ru/video/kreshhenie-iisusa...

Мы ведь знаем о Боге не только, что Он - Троица. Ещё нам открыто, что Бог есть Любовь. И отношения Троицы - это отношения Любви. И они нам непонятны постольку, поскольку мы не имеем достаточной Любви - ни к Богу, ни между собой. Вырастем - поймём. И значит всё, что мы знаем о Боге, мы знаем о Любви. Троица - это намёк, указание на то, что такое Любовь. Единение, не уничтожающее различий, но стирающее границы. Не полное слияние, но и абсолютное единство. Общность, не теряющая индивидуальности. Иными словами - радикальное, вечное преодоление одиночества. И мы, люди, вечно истерзанные страхом быть оставленными, страхом пустоты и темноты, имеем в Троице великую надежду. Надежду, что мы никогда не останемся одни. Президент портала " Предание.ру " Владимир Берхин Ипполит Римский Но один ли Господь крестился? Нет. Он в то же время обновил ветхого человека и возвратил ему Царственное право усыновления. Ибо тотчас отверзлись небеса (Мф. 3:16). Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, исцелились земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда. Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, когда крестился Жених–Христос, небесные чертоги должны были раскрыть свои сияющие врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Пс. 23:7), когда Дух Святой сходил, как голубь, и гремел глас Отца. И вот отверзлись Ему небеса и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Возлюбленный рождает Любовь, и Свет невещественный рождает Свет неприступный. «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — Сын, Который явился на земле, не оставив недр Отца. Он явился и не явился. Ибо Он был не тем, чем казался. Иначе, если судить по внешности, то крещающий имеет преимущество перед Крещаемым. Поэтому Отец ниспослал с Небес Святого Духа на Крещаемого. Ибо как в Ноевом ковчеге человеколюбие Божие изображалось посредством голубя, так и здесь Дух, нисходя в виде голубя и как бы неся масличную ветвь, почил на Том, о Ком было свидетельствовано. Для чего так? Для того, чтобы познали силу Отеческого гласа и поверили давнему пророческому предсказанию. Какому же предсказанию? — «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел. Господь над водами многими» (Пс. 28:3). Какой глас? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сей, названный сыном Иосифа, есть Мой единородный Сын по божественному существу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Хотя Он алчет, но питает тысячи; труждается и упокоивает труждающихся; «не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20) и содержит все в своей деснице; страждет и врачует немощи; терпит удары (Мф. 26:67) и дарует миру свободу; прободается копием в ребро (Ин. 19:34) и исправляет ребро Адама.

http://predanie.ru/tema/kreshhenie-gospo...

Научимся же находить свою пользу, научимся терпеть потери; это достойно христианина. Будем пренебрегать золотыми одеждами; будем пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам своего спасения; будем пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам, своей души. Она понесёт наказание, она потерпит мучение; всё прочее остается здесь, а она отходит туда. Для чего же, скажи мне, для чего ты мучишь сам себя, и не чувствуешь? Говорю это любостяжательным. Нужно сказать и тем, которые терпят от любостяжания: переносите мужественно обиды от любостяжательных; они губят себя самих, а не вас; у вас они отнимают имущество, а себя лишают Божия благоволения и по­мощи. А кто лишился (благоволения Божия), тот, хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех; равно как беднейший из всех, но имеющий (это благоволение), богаче всех. " Господь " , - говорит (Псалмопевец), - " Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться " (Пс. 22:1). Скажи мне: если бы ты имела мужа великого и дивного, который бы любил тебя и заботился о тебе, и при том если бы ты знала, что он будет жив всегда и ты не умрёшь прежде него, и предоставил бы он тебе всё своё имущество, так что ты пользовалась бы им, как своим, - то захотела ли бы ты приобретать что нибудь? И даже, если бы ты лишилась всего, не считала ли бы ты себя богатою? О чём же ты скорбишь? О том ли, что не имеешь богатства? Но знай, что у тебя отнят повод ко грехам. О том ли, что лишилась имущества? Но ты приобрела благоволение Божие. Как, скажешь, приобрела? (Апостол) сказал: " Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными " (1 Кор. 6:7)? и еще: " За все благодарите " (1 Фес. 5:18); (Христос) сказал: " Блаженны нищие духом " ( Мат. 5:3). По­думай же, какого сподобишься ты благоволения, если покажешь это на деле. От нас требуется только одно - за всё благода­рить Бога, и мы будем иметь всё в изобилии. Например, ты потерял десять тысяч литр золота? Тотчас благодари Бога, и через это обращение к Нему и свою благодарность ты уже приобретаешь сто тысяч. За что, скажи мне, ты ублажаешь Иова: за то ли, что он имел столько верблюдов, стад и рабочего скота, или за сказанные им слова: " Господь дал, Господь и взял " (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10—11). Этими словами ангел дал понять им истинное значение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо радость будет всем людям, которые, конечно, примут Его за Спасителя, уверуют в Него. Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Не те ли это были пастухи, которые загоняли иногда свое стадо в пещеру, приютившую ныне Богоматерь и рожденного Ею Младенца? Но почему же ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям? Почему он не призвал и их к поклонению божественному Младенцу? Да потому, что эти слепые вожди слепых перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и, по своей исключительной иудейской горделивости, воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит им весь мир, а с такими извращенными понятиями они, конечно, не поверили бы и ангелу, что родившийся в пещере, при такой убогой обстановке, Младенец есть истинный Мессия-Христос. Пастухи не сомневались, что ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они радуются, что с принятием новой заповеди любви мир будет и на земле, и что к людям, которые подчинятся закону любви, будет Божие благоволение. Слава и мир! Слава на небе, мир на земле! Нам могут, однако, заметить: прошло двадцать столетий с тех пор, как ангелы возвестили наступление мира на земле, а люди все продолжают воевать, обагряя землю человеческой кровью; какой же это мир? Мир, возвещенный ангелами, нельзя понимать как немедленное прекращение всех войн и ссор, как одновременн ое замирение всех живущих на земле людей, как начавшийся уже мир всего мира. Сам Иисус Христос, говоря Своим ученикам —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Однако слово «благоволение», по-гречески – эудокиа , в древнейших рукописях стоит здесь в родительном падеже (не эудокиа , а эудокиас ). Значит, не «в человеках благоволение», а «в человеках благоволения». Блаженный Иероним, переводивший Евангелие на латинский язык, это заметил, у него так и переведено – родительным падежом: bonae voluntatis . Выражение «добрая воля» («люди доброй воли») происходит именно отсюда. Однако Иероним, правильно поняв здесь грамматическую форму, не понял значения слова эудокиа . Эудокиа – это не добрая воля людей, а воля Божия, ибо этим словом в греческих текстах Нового Завета обычно обозначается именно любовь Божия. Как в словах Бога Отца в момент Богоявления: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». По-славянски этот текст скопирован очень точно. Со славянского же на русский фразу «О Нем же благоволих» надо перевести как «Которого Я люблю» – «Вот Сын Мой возлюбленный». Что же получается? «Слава в вышних Богу, и на земле мир…». Мир – где? Не просто на земле, никем не населённой, а мир – в людях, которых любит Господь. На небесах – слава Божия, сияние Божие. А на земле это сияние превращается в шалом , мир в сердцах тех людей, которых любит Господь. Здесь есть что-то, напоминающее прошение в молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Как на небе Твоя воля, так да будет она и на земле – на небе слава, на земле мир. Отражением славы Божией, которая сияет на небе, является шалом , мир в сердцах людей на земле. Именно шалом , ибо на иврите это не совсем то, что ирини по-гречески. Ирини – это мир, антоним слова «война». А шалом – это полнота бытия, полнота отданности и открытости друг другу; это слово передаёт ощущение полного единства человечества в Боге. Мир ( шалом ) на земле, в сердцах людей, которых любит Господь, есть отражение той славы Божией, которая на небесах, той славы Божией, которую видел и описал пророк Исайя в начале 6й главы своего пророчества. Само выражение «яко на небеси, и на земли» взято из Екклесиаста: «Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле» (Екк 5:1).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Поборник социальной справедливости В книге Михея находят продолжение основные темы книг Амоса и Осии. С Осией Михея объединяет тема идолопоклонства в Израиле — главный предмет обличений северным пророком Осией своего народа. Как и Осия, Михей провозглашает божественный приговор над Израилем и объявляет о скором уничтожении Северного царства. А тема правосудия и защиты угнетенных бедняков единит Михея с самым первым письменным пророком — Амосом, «пророком социальной справедливости», который, хоть и пророчествовал на Севере, в Израильском царстве, но был, как и Михей, южанином, иудеем по происхождению (Ам. 1, 1). Разница лишь в объекте критики: Амос обличает социальные язвы израильского общества, а Михей — иудейского. Согласно Михею, у Израиля и Иудеи (далее Иуда) — не одна и та же вина: Израиль изобличается Михеем по преимуществу в идолопоклонстве (хотя и Иуда у него не свободен от обвинения культового характера: 1, 5), а Иуда по преимуществу — в социальной несправедливости и коррумпированности правосудия. У Амоса — ровно наоборот: в идолопоклонстве виновен Иуда, а в социальной несправедливости — Израиль (ср.: Ам. 2, 4–5, и Ам. 2, 6–8). В современном Михею обществе были коррумпированные суды (Мих. 3, 11; 7, 3), у крестьян отбиралась земля (Мих. 2, 5), бедняки притеснялись и лишались собственности (Мих. 2, 2, 8–9; 3, 3), угрожающе росла пропасть между богатыми и бедными, повсеместно практиковались обман (Мих. 6, 10–12) и идолопоклонство (Мих. 1, 7; 5, 13). Человек, совершавший подобные преступления, не мог рассчитывать на Божие благоволение, Божию защиту и помощь. Всевышнему нельзя угодить одними лишь жертвоприношениями: С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? (Мих. 6, 6–7). Вопрос Михея риторичен. Невозможно. Но тогда как же угодить Богу, чем снискать Его благоволение? Пророк отвечает: О, человек! сказано тебе, — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).

http://e-vestnik.ru/analytics/mihey__pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010