Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своем приезде он пошел походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон наседавших на новгородские пределы. Промежутки между походами были заполнены распрями с новгородцами. За семь лет Ярослав четыре раза уходил из Новгорода в Переяславль и четыре раза в него возвращался. В 1228 году Ярослав опять поссорился с Новгородом и ушел осенью со своей княгиней в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом. Так девятилетний Александр остался с братом один без поддержки отца среди мятежного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но все же это было первым княжением Св Александра совместно с братом. Все время детства Св. Александра, время распрей Ярослава с Новгородом, его приходов и уходов, было временем бедствий и знамений новой грядущей беды. Особенно же эти бедствия увеличились с 1230 года, т.е. как раз ко времени второго самостоятельного княжения Феодора и Св. Александра в Новгороде. В 1233 году Феодор должен был жениться. В Новгород съехались родичи жениха и невесты. Но перед самой свадьбой Феодор занемог. 10 июля он скончался и был погребен в монастыре Св. Георгия. В летописях имена Феодора и Св. Александра всегда упоминаются вместе. Они вместе росли и учились, остались одни в Новгороде, из него бежали, вернулись в него, вместе княжили в нем при голоде. Так, наряду с несчастьями всей земли, Св. Александра впервые посетило семейное горе в радостной обстановке готовящегося свадебного пира. После смерти брата Св. Александр остался один в Новгороде. В 1234 году Ярослав приходил в Новгород и водил новгородцев под Юрьев на меченосцев, а потом на Литву. По всей вероятности, Св. Александр уже участвовал в этих походах. Через два года, в 1236 году, Ярослав сделался Великим Князем Киевским, и с этого года началось уже совсем самостоятельное княжение семнадцатилетнего Александра в Новгороде.

http://pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-prav...

Сборник богослужебный , в восьмушку, без конца, 238 лл., полууставом и скорописью XVI– XVII в.в., в кожаном переплете; чистые листы: 19 а, 19 б, 79 а. Состав: службы: 1) июня 2 – Положению Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (1–19 об.); 2) ноября 24 – великомученице Екатерине (20–35 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (36–79); 4) мая 9 – ему же (80– 106 об.); 5) «многомилостивое, певаемое в праздники Господския и во дни нарочитых святых» (107–184 об.); 6) последования водоосвящения в навечерие Богоявления (185–208 об.) и в 1-й день августа «по уставу священных патриарх» (209–235 об.). В молитвах того и другого последования читаем: «Спаси и их благородныя чада благоверного и христолюбивого государя нашего царевича князя имрек всея Русии и благоверную и христолюбивую царевну княжну имрек и святейшаго вели господина патриарха нашего имрек московского и всея Русии» (204 об.–224). В одной из молитв второго последования поименовываются следуюшие русские святые: митрополиты: Петр, Алексий н Иона, архиепископы Новгородские: Иоанн и Евфимий, епископы: Ростовские: Леонтий и Исаия, Стефан Пермский; преподобные: Сергий, Варлаам, Кирилл, и Никон, Пафнутий, Димитрий Прилуцкии, Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свнрский, преподобномученик Никита, столпник Переяславский, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученикн Михаил князь Черниговский п боярин его Феодор, юродивые Христа ради: Исидор Ростовский, Прокопий Устюжский, Максим и Василий Московские. В конце на л.л. 235–238 скорописыо XVII в. написано письмо властям Кириллова монастыря с описанием северного сияния, виденного 1666 г. ноября 20-го блпз Кириллова монастыря (236–238). Начало: «Список государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келярю старцу Павлу Кириллова монастыря ваш государев нищей богомолец … Богоявленский поп Иванище челом бьет», без конца. Другой список этого описания, без начала, находится в рукописи Императорской Публичной Библиотеки за I 304, лл. 16–18. 610. Сборник богослужебный , в четвертку, 563 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

240 . (327). На покрове светло-малинового бархата, на жёлтой китайке, с крестом из серебряного позумента, при кресте изображено Видение Божией Матери преподобному Сергию, под крестом гора, Адамова голова и надпись в 3-х строках, шита серебро-золочёною канителью и шелками: Милостию Божиею в дом Святыя Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца сей воздух приложила Матрона Феодоровна жена Вепрева Васильева сына на паметь мужа своего Феодора по его родителех и по своему роду лета 7032 (1524). 241 . (328). На покрове из тёмно-гвоздичного атласа, с полями из зелёного атласа, на шёлковой вишнёвой подкладке, с крестом и двумя Ангелами над ним, в подножии креста с градом Иерусалимом и надписью: Лета 7065 (1557) сделан покров сей повелением благочестивого Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, Государя всея Русии, при его благочестивой Царице Великой Княгини Анастасии, и при его благоверных чадех, при благородном Царевиче Иване и при благородной Царевне Евдокее, в 23-е лето царства его. 242 . (330). На покрове тёмно-коричневой камки с ликами преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, на полях шиты слова серебро-золочёною канителью. Внизу три строки обведены серебро-золочёным галуном, в них надпись: Повелением благочестивого, и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, женою Марьею, Государя Самодержца всея Русии и Великаго Князя Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Псковскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, Смоленскаго и иных, и при его Богом дарованных чадех: благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7073 (1565) зделан сей покров. Положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси и благоверная христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца и Никона лета 7100 (1592). 243 . (331). На покрове, средина чёрного бархата в два полотнища, поля лазоревой камки на гранитуровой подкладке с восьмиконечным крестом и подножением из серебряного гаса, на полях серебро-золочёною канителью шита такая же, как в предыдущем 239, надпись: Приидите вси вернии… преставльшейся от нас рабе своей благоверной Царевне и Великой Княжне Ксеньи, во иноцех схимнице Ольге, Борисовне всея Руси со всеми святыми во царствии Твоем покой Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

преподобного мученика Макария Архимандрита, Овручского»; 5) «Историческое исследование о св. Иулиании из Домбровицы Княжне Ольшанской», и 6) «Краткое сказание о св. Иннокентие Иркутском, урожденце Волынском». Последние исследования напечатаны в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1868 г. – За сим, после двухлетнего почти перерыва начинается новый ряд статей Хойнацкого по этому же предмету, а именно в 1871 г. 1) «Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление», в Каменец-Подольских Епархиальных Ведомостях, и потом в Волынских Епархиальных Ведомостях того же года; 2) «Память преподобного Нестора Летописца на Волыни», и 3) «Пребывание преп. Николы Святоши, Князя Черниговского на Волыни». Наконец, в 1873 году в тех же «Волынских Епархиальных Ведомостях» помещаются остальные сюда относящиеся статьи: 1) «Жизнь и деятельность св. Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни»; 2) «Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский, игумен Волынский»; 3) «Память святителя Феогноста, Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 4) «Жизнь и деятельность св. Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 5) «Святитель Фотий Митрополит Киевский и Московский на Волыни»; 6) «Преставление преп. Варлаама Игумена Киево-Печерского на Волыни», и 7) «Жизнь и деятельность Святителя Петра, Митрополита Киевского и Московского, урожденца Волынского». Кроме этого в 1872 году Хойнацким было напечатано в «Душеполезном чтении›› особенное исследование, относящееся к тому же предмету, под заглавием «Поучительные пути промысла в исторических судьбах православной церкви на Волыни» с тропарями и кондаками св. угодникам собственно Волынским, им же самим, т. е. Хойнацким составленными, – и в 1876 году новое, специальное жизнеописание Феодора Князя Острожского, составленное на основании новейших источников, и помещенное в «Древней и Новой России» того же года, под заглавием «Преподобный Феодор князь Острожский» с изображением св. угодника, нарочито снятым с иконы, находящейся в Киево-Печерской Лавре над мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

С былой славой города нерасторжимо связано также событие, происшедшее более семисот лет назад: чудесное перенесение в 1225 году чудотворного образа Святителя Николая из города Корсуни в Зарайск священником Евстафием. Древние сказания об этой святыне раскрывают дорогие верующему сердцу русского человека страницы далекого прошлого: они рассказывают о силе и славе нашей Родины и Божием к ней благоволении, душевной красоте русского человека, его глубокой вере и христианской любви вплоть до самопожертвования, о глубоком почитании русским народом милостивого Святителя Николы и особенном предстательстве великого Чудотворца за Русскую землю. Первое летописное сказание о городе, датируемое 1225 годом, связывает основание города Зарайска с перенесением чудотворного образа. «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память святого мученика Каллиника, при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитаго града Корсуня в пределы Рязанския (ранее Зарайск относился к Рязани), во область благоверного князя Феодора Георгиевича Рязанского. А стоял той чудотворный образ во граде Корсуни посреде града, идеже бе церковь святого апостола Иакова брата Господня по плоти, в ней же служаше пресвитер Евстафий». Путь пролегал вначале по морю, затем через многие города и селения, в которых образ Святителя Николая, встречавшийся с честью, являл бесчисленные чудеса. Пресвитер Евстафий дошел наконец до Рязанской земли. «И начал помышляти в себе, глаголя: о великий Чудотворче Николае! Се земля Рязанская, камо хощу итти и покой обрести, понеже земля сия чужда ми есть и людие незнаемы». В то время в Рязанском княжестве на правом берегу реки Осетра находился небольшой городок, именовавшийся Красным городом. В нем в своем удельном поместье поселился незадолго до того юный князь Феодор, сын великого князя Рязанского Георгия Ингоревича.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Александр был сын Ярослава Всеволодовича; родился 30 мая 1219 года, когда отец был удельным князем Переславля Залесского. Род сей замечателен благочестивою жизнью. Дед Александра, Всеволод, славился христианскими добродетелями; бабка его, Мария, была весьма добрая и сострадательная княгиня; брат деда, Андрей Боголюбский, причтен Церковью к лику святых. Отца его летописцы называют боголюбивым, человеколюбивым и кротким; он просветил корел и умер страдальческою кончиною от татар. Мать Александра – Феодосия, в иночестве Евфросиния, в летописях называется святою; старший дядя, Константин, причислен к лику святых; другой дядя Георгий – мученик; третий дядя, Василий, также святой; в сонме святых и брат старший Александра, Феодор; двоюродный брат Василько – мученик; племянники, князья Ростовские, также святые. К лицу святых причислен сын Александра – Даниил, основатель Московского княжения и родоначальник знаменитых собирателей земле Русской. Летописи упоминают о князе Александре в первый раз в 1228 году. В это время отец его Ярослав, княживший в Новгороде, оставил там вместо себя восьмилетнего сына Александра, с старшим братом его Феодором, и приставил к ним боярина Феодора Даниловича и судью Якима. На дела Новгородские тогда имели особенное влияние местные архипастыри, и юный Александр, конечно, пользовался советами и наставлениями св. архиепископа Антония; впрочем, это могло быть не долго: святитель сей в том же году удалился в Хутынь монастырь. Церковными делами Новгорода, по избранию народа, стал управлять Арсений, инок Хутынский. С половины августа до 6-го декабря шли проливные дожди, опустошившие поля. Вместо того, чтобы покориться воле Божией, и спросит помилования, народ взволновался, стал кричать, что Арсений купил себе место у Ярослава, и вытеснил Антония, и за то Бог наказывает народ. Буйная толпа извлекла Арсения из архиепископского дома, и едва не умертвила. Арсений убежал в Хутынь, а Антония, против воли, привели в архиепископский дом, и дали ему в пособие для судебных дел двух светских чиновников. Мятежники ограбили тысячского и двух стольников: владычнего и софийского. Видя это нестроение в Новгороде, боярин Феодор Данилович, во вторник сыропустной недели, в ночь увез из Новгорода князей Феодора и Александра, к отцу их, в Переславль Залесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Клеймо иконы «Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон роду царского». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге) Немногочисленные изображения М. Р. известны в составе композиции «Собор Новгородских святых» не ранее XVIII в. На подобных иконах при отсутствии уточнений в надписи его образ, как правило, не отличается от изображения его сына, блгв. кн. Мстислава Мстиславича. М. Р. представлен, в частности, на иконе Новгородских чудотворцев, предстоящих образу Софии Премудрости Божией, нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова (ГРМ) и на прориси с нее ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; надпись на нимбе: «кн. Мстиславъ»). По мнению Г. В. Маркелова, на прориси М. Р.- 1-й справа в верхнем 6-м ряду левой группы; изображен оплечно, с непокрытой головой, волосы волнистые, борода окладистая средней величины (на иконе он 1-й в правой группе, волосы русые до плеч; сын Мстислав в том же ряду дальше от центра). На иконах свящ. Георгия Алексеева 1726 г. (ГИМ) и 1728 г. (ГТГ) на побегах «древа» помещены полуфигуры обоих князей с именем Мстислав, М. Р.- ближе к центру, в молении, на плечах княжеская шуба, голова не покрыта, проседь в волосах едва заметна; на образе 1728 г. между Мстиславами изображен блгв. кн. Феодор Ярославич. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ) М. Р.- один из князей в верхнем ряду правой группы (средовек с длинной окладистой бородой, в шубе, голова не покрыта). Вероятно, образ одного М. Р. (как наиболее почитаемого с именем Мстислав) включен в число Новгородских святых на иконах: «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; на голове святого зеленая княжеская шапка с золотым узором и меховым околышем, волосы кудрявые, русая борода средней величины на конце раздвоена); на небольшой иконе 1855 г. (РГИАХМЗ; М. Р. в горностаевой шубе и шапке); на эмалевом образе 1866 г. (в оправе мастера К. Рябкова), поднесенном свт. Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (СПГИАХМЗ; надпись «с: кня Моиславъ»); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; традиц. образ князя-средовека) и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко из Одессы (1902, один из экземпляров нач. XX в.- в собрании Ф. Р. Комарова); на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде и др.

http://pravenc.ru/text/2564282.html

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

По обеим сторонам раки, на серебряных пьедесталах, литые из серебра арматурные группы с воинскими доспехами и оружием: знамя, копье, шлем, латы, булава, бердыш 3709 . Крышка раки поднималась на блоках 3710 . Митрополит Гавриил 28-го мая 1785-го года дал предложение Консистории, чтобы святому князю Феодору Ярославичу во храме его в Александро-Невском Монастыре празднество совершать навсегда июня в 5-й день, так как в Новгородском Летописце, изданном в Московской Синодальной Типографии в 1781-м году, напечатано, что князь Феодор Ярославич преставился июня в 5-й день 3711 . По-прежнему Монастырь был удостаиваем высочайшего посещения. 1-го июня 1743-го года Государыня, пребывавшая в Царском Селе, объявила, что она изволить праздновать день святого благоверного великого князя Александра Невского 30-го августа в Александро-Невском Монастыре 3712 . Государыня была в Монастыре 1-го июля 1743-го года 3713 . Возвращаясь из Москвы, Императрица Елисавета сначала прибыла в Царское Село, откуда 25-го мая 1751-го года, выехав утром кружной дорогой, проехала в Монастырь, где отслушала благодарственное молебствие по случаю благополучного прибытия, и «от Монастыря после вечерен» проехала с большим парадом в летний дворец в 8-м часу вечера 3714 . Государыня была в Монастыре на торжестве 30-го августа 1757-го года и пожаловала на строение поднесенные ей Святейшим Синодом 100.000 рублей 3715 . В 1758-м году прибыла в Монастырь 30-го августа пред всеношной ввечеру и, отслушав молебствие, обратно отъехала, «а в самый праздник присутствовать и в С.-Петербурге не соизволила» 3716 . Была Государыня в Монастыре в 1759-м году 3717 . При присутствии Ее Величества 29-го августа этого года графы Алексей Григорьевич Разумовский и Михаил Иларионович Воронцов и Иван Иванович Шувалов «имели рассуждение» с архиепископом Сильвестром «о всходной лестнице деревянной» в Александро-Невскую церковь и решили к 23-му ноября, когда снова ожидалось прибытие в Монастырь Государыни, устроить для нея «подъемный стул». «И оной подъемной стул с машиной и подъемная люлька со шкафом и к машине шестерня с колесом со станом, как наддежит, исправлены, а машина для подъема того стула сделана в погребу, которое место к тому весьма способно, и отделано совсем ноября к 19-му числу, который стул его рейхс-графское сиятельство Алексей Григорьевич нарочно приезжал и осматривал, и в подъеме того стула апробовал, но токмо присутствия Ее Императорского Величества того ноября 23-го числа не было» 3718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010