Новгородский Софийский собор, со времени первоначального построения (1052) видел в своих стенах многих молитвенников из числа в. кня-зей, царей и святителей не только новгородских, но даже киевских, московских и других. Не говоря о самих Новгородцах, бывших всегда в го-товности умереть за св. Софию 215 и почитавших ее заступницею против врагов 216 , всякий из царей и святителей, проезжавший чрез Новгород, вменял себе за правило быть у св. Софии и поклониться ее святыне. А вместе с сим новг. Софийский собор был усыпальницею для всех новг. князей и свя-тителей, если не было особенного завещания о погребении в другом храме 217 . Укажем прежде на святых угодников прославленных, почивающих в соборе поверх земли и под спудом. К числу угодников Божиих, почивающих поверх земли, принадлежат: 1. Святая благоверная великая княгиня Анна, супруга в. князя Ярослава I Владимировича, преставилась в 1050 году 10 Февраля 218 . Св. благоверный князь Владимир, второй сын в. князя Ярослава I Владимировича и вышереченной княгини Анны, родился в год смерти старшего брата своего Илии (1020), княжил в Новгороде 17 лет (1035–1052), преставился 4 октября 1052 года 219 Примечание: Св. благоверный князь Владимир и матерь его Анна прежде почивали в западной или Корсунской паперти, где с 1440 года, по чудесному явлению св. Иоанна св. Евфимию, отправляемы были 4 октября сим святым создателям храма соборне панихиды; а 13 августа 1654 года мощи их перенесены преосвященным митрополитом Макарием из Корсунской паперти на нынешнее место, примыкающее в соборе к Мартириевской паперти 220 . 3. Св. благоверный князь Мстислав, сын князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха , преставился 14 июня 1180 года и положен в мраморной гробнице, устроенной Владимиром Ярославичем. Над этою гробницею, в приделе Рождества Богородицы, на южной стороне, поставлена с мощами его рака 221 . 4. Св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, преставился 5 июня 1233 года и погребен был в Юрьеве монастыре подле матери своей Феодосии, а оттуда в 1614 году, по случаю нашествия Шведов, мощи его перенесены в Соф. собор и положены в раке на левой стороне, с начала в приделе Рождества пресв. Богородицы против мощей св. Мстислава, а потом против мощей св. Владимира, под аркой, у Предтеченского придела, где находятся и до ныне 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Заметим, что в рукописи очень часты ссылки на печатный устав; нередки ссылки на уставы московских, новгородских и других монастырей (14 об., 23, 129, 166, 170, 424 и др.). Под 24-м декабря на лл. 127 об.–129 замечание «О часех (царских) в Сергиеве и в Кириллове, аще прилучится Рождество Христово и Крещение в неделю или в понедельник»; на 137 л. делается ссылка на «Устав соборной великой апостольской церкви Пресвятыя Богородицы честного и славного Ея Успения Русския митрополи». На 175 л. такое заглавие статьи: «Хождение на воду Троицкое в самый праздник Крещения»; на лл. 176–179 – «Хождение на воду Каменское»; ссылка на Каменский монастырь и на л. 354 об. и других. Отметим также, что в чине царских часов на Рождество Христово и на Богоявление провозглашается многолетие царю: «Многолетна устрой Боже благоверного и Христолюбивого царя и вели князя нашего имрек». 929. Устав Церковныи , в лист, без начала и конца, 224 л., полууставом XVII в., в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Устав Вологодского уезда церкви великомученика Георгия что в Устиновских». Состав: 1) месяцеслов (1–192), начинается 1-м сентября, но начального листа нет. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 16 – Киприян митрополит и мученица Людмила, «баба Вячеслава, князя Чешского; сентября 19-го – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; сентября 28 – Вячеслав князь Чешский; сентября 29 и октября 29 – Авраамий Ростовский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 15 – Иоанн, епископ Суздальский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В канун Дня защитника Отечества +Царьград+ посетил протоиерей Олег Тэор, настоятель псковского храма благоверного князя Александра Невского Отец Олег Тэор широко известен своим многолетним окормлением воинов-десантников. Он и его духовное чадо - командир взвода краснознаменной гвардейской 76-й десантно-штурмовой дивизии, старший лейтенант Александр Сидорин ответили на вопросы +Царьграда+. - Отец Олег, военное дело, вроде как, не самое гуманное, а потому люди, далекие от Церкви, часто удивляются столь близкой связи армии и духовенства. Почему особенно важно духовно окормлять именно тех людей, кто наиболее близок к оружию и смерти? - Связь Церкви с армией восходит к глубокой древности. Военные, идя защищать Отечество, всегда молились и обращались к духовенству за благословением и духовной помощью. И в настоящее время мы возрождаем эти тысячелетние традиции. Напомню, у равноапостольной княгини Ольги в дружине тоже был священник. Как и у ее равноапостольного внука великого князя Владимира, как и у благоверного князя Александра Невского, всегда советовавшегося с архиепископом Новгородским (а также до и после побед служившего молебны в Софийском соборе Великого Новгорода). Также поступал и благоверный князь Димитрий Донской, получивший благословение на победу в Куликовской битве от самого Сергия Радонежского. Были глубоко верующими и всегда обращались к православному духовенству за благословением и адмирал Феодор Ушаков, ныне прославленный в лике святых, и Александр Суворов, и Михаил Кутузов, и многие другие русские полководцы. Так было и в Первую мировую войну. И сейчас, столетие спустя, эти традиции возрождаются. И наше дело, безусловно, является гуманным, мы утешаем родных и близких погибших защитников Отечества, их жен, детей. И часто встречаемся с ветеранами, помогаем им. И конечно, много работаем с детьми. - А что подтолкнуло лично вас в начале 1990-х годов, когда еще не существовало института военного духовенства, заняться этим делом? Что стало главным мотивом?

http://pravoslavie.ru/90917.html

Константину (Ярославу) и чадом его Михаилу и Феодору, Муромским чдтв., глас 4 Константин днесь весело ликовствует,/предстоя Престолу Святыя Тpоицы,/видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,//и молятся вси трие вкупе о душах наших. Перевод: Константин сегодня радостно торжествует, предстоя Престолу Святой Троицы, видя Отечество свое, благоухающее духовным миром, за ним же последовали Михаил и Феодор, сыновья его, и молятся все трое вместе о душах наших. Лазарю, блгв. кн. Сербскому глас 3 Красоту возжелев славы Божия, в земней Тому благоугодил еси и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси, о немже и подвизався до крове. Отонудуже и мзду болезней твоих, яко мученик, приял еси от Христа Бога: Егоже моли спастися поющим тя, Лазаре. Михаилу Тверскому, блгв. кн., глас 8 Возвысив ум твой к Богу,/и жития со Ангелы возжелел еси,/тленную славу земную оставил еси, блаженне,/и положил еси душу твою за люди твоя,/восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,//моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою. Перевод: Возвысив ум твой к Богу и пожелав жития вместе с Ангелами, тленную славу земную оставил ты, блаженный, и отдал жизнь свою за людей своих, получил венец ты за труды, Богомудрый Михаил, моли Христа Бога о почитающих с любовью святую память твою. Величание Величаем тя,/благоверный княже Михаиле,/и чтим святую память твою,/иже за Христа кровь свою излиял еси,/и ныне молиши за нас//Христа, Бога нашего. Мстиславу, во св. Крещении Георгию, Храброму, Новгородскому, блгв. кн., глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе,/Божественный сосуд, избран Богови,/благочестием воспитан,/веру непорочну соблюл еси./Темже предстоя Святей Троице,/молися стране Российстей сохраненной быти//и всем нам спастися. Перевод: С молодости явился ты, Богомудрый князь Мстислав, Божественным сосудом, избранный Богом, воспитанный в благочестии ты сохранил непорочную веру. Потому, предстоя Святой Троице, молись о том, чтобы стране Российской сохраниться и всем нам спастись.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Георгий отправил к ним, вместо себя, своего родственника, бывшего на службе у него в Москве Феодора Ржевского. Феодор начал с того, что перехватал наместников В. Князя и заключил их под стражу. Потом собрал войско из мятежных граждан, устремился к берегам Волги с намерением опустошить область Тверскую, которая казалась беззащитной в отсутствие В.Князя. Но навсгречу полкам Новгородским выступил с Тверской дружиной сын В. Князя 14-летний воевода Димитрий, прозванный за свою храбрость и пылкий характер, «Грозные очи». Войска сошлись на противоположных берегах Волги, но не могли вступить в битву, по причине осенних непогод и морозов, покрывших Волгу тонким льдом. Новгородцы снова заключили мир с верными Князю Тверитянами, но опять с вероломным намерением принять более благонадежные меры к свержению власти В. К. Тверского; и тут же послали в Москву за князем Юрием, а сами возвратились в Новгород. Юрий очень рад был предложению Новгородцев, согласился на все условия, ими предложенные, и в эту же зиму прибыл в Новгород с братом своим Афанасием. Подписавши договор, на всей воли Новгородской, он занял княжеский престол к великой радости вероломных граждан. «И ради быша Новгородцы своему хотению». Возвращение В. Князя. Ηаказание Новгородцев Только радость эта не была продолжительна. В. Князь Михаил, сведав о беззаконных действиях Георгия и об измене Новгородцев, и, справедливо опасаясь от такого союза, бедствий не только для своего дома и отчины и престола великокняжеского, но и для всей России (потому что Князь, так изменнически поправший права Михаила, в союзе с народом, тоже не уважавшим законов долга и чести, не мог остановиться в своих властолюбивых замыслах), принес справедливую жалобу хану, надеясь, силой и властью его, восстановить порядок и спокойсгвие в отечестве. Вследствие этой жалобы Георгий позван был в Орду, дать ответ против обвинений В. Князя; а Михаил снабжен был вспомогательным войском для усмирения опасных мятежников. Георгий отправился в Орду, запасшись богатыми дарами, как лучшим средством оправдания пред беззаконными судьями, а Новгород поручил управлению брата своего Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, неудачей закончился последний поход Руси на Царьград. Более о войнах Владимира Ярославича источники не сообщают. В 1044 г. Владимир закладывает первый деревянный новгородский кремль, а в следующем, 1045 г., по его повелению в Новгороде заложен каменный Софийский собор. Строительство было завершено в 1050 г., и, несомненно, возведение новгородского храма стало главным делом жизни новгородского князя. Князь Владимир Ярославич скончался 4 октября 1052 г., в воскресенье, в Новгороде, в возрасте тридцати двух лет. «…и положен был в Святой Софии, которую сам создал», – сообщают летописи. После князя Владимира остался сын Ростислав. Согласно родословию князей, включенному в Воскресенскую летопись (XVI в.), Владимир имел еще одного сына – Ярополка, однако его имя в других источниках не упоминается. Известно, что Владимир был книжным человеком. В списках XV–XVI вв. сохранилась Книга пророчеств, переписанная для него новгородским священником Упырем Лихим в 1047 г. По преданию, широко известному в Новгороде в XIX в., князь Владимир Ярославич был причтен к лику святых еще в древности, причем мощи его были открыты спустя сто с лишним лет после его кончины. Официально же местное празднование благоверному князю Владимиру Ярославичу и его матери княгине Анне было установлено в 1439 г. после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию. При этом мощи князя были переложены в новую гробницу, установленную в Корсунской паперти Софийского собора. В первой трети XVII в. мощи переложили в каменную гробницу, а в 1654 г., при новгородском митрополите Макарии, перенесли на новое место, где они покоятся и поныне, – в восточной арке Мартириевской паперти: «и над ними устроиша комары каменные, сии речь своды». Благоверные Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем – великого князя Киевского (1073–1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного великого князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

i) В пергаменных прологах так называемой сербской редакции, но русского происхождения, в которые внесены некоторые святые южно-славянские (14 окт. Параскева-Петка, 30 янв. Петр, царь болгарский), есть памяти русских святых, 5 сентября успение Хлеба (sic), 2 мая перенесение мощей Бориса и Глеба, 3 мая преподобного Феодосия Печерского , 24 июля Бориса (убиение) и Глеба, 26 ноября тропарь великомученику Георгию. Но есть в них две русские памяти, доселе бывшие неизвестными по прологам собственно – русским. Это – 15 апреля паметь благоверного князя Мстислава, ему же бе сьдеяно име в святем крещени Феодор 96 , со сказанием. Это благочестивейший между князьями, сын великого князя Владимира Мономаха , князь новгородский, потом белгородский и наконец с 1125 г. по свою кончину в 1132 или 1133 году великий князь киевский, погребенный в Киеве в основанном им монастыре святого великомученика Феодора Тирона. По этому проложному сказанию святой князь в день своего преставления уведал, что это день его преставления 97 . В этом же прологе под 11 июля есть преставление святые царицу рушьскые Ольгы пре матере всех кнезь рушькых, со сказанием. В конце сказания есть обращение к святой Ольге: «Его же (Бога) молящи не престай о чтущих день преставления ти (твоего)». Мощи ее перенесены были еще сыном ее святым великим князем Владимиром в Десятинную церковь . Этот пролог перешел из России в Болгарию, принят и переписываем был и в Сербии и имеется в России в двух пергаменных экземплярах XIV века и в Румянцевском музее 319) и в Хлудовской библиотеке 189) и в той же библиотеке еще 191 на бомбицыне XV века. Этот вид пролога сербско-болгарской редакции замечателен тем, что в одной книге содержит памяти святых за весь год и что в нем нет нравственных сказаний из патериков и других источников ни в самом тексте, ни в приложении в конце. В Хлудовском прологе 189) приложены в конце пять слов Иоанна Златоустог о и еще две статьи: страдание святого великомученика Георгия и прение об опресноках с латинами Константина Панагиота.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чудесное обретение дворищенской иконы свт. Николая Чудотворца и исцеление М. В. также изображены в клеймах чеканного оклада (1886, НГОМЗ) на оборотной стороне круглой храмовой иконы свт. Николая Чудотворца, происходящей из Николо-Дворищенского собора ( Царевская. 2002. С. 17). В 4 сегментах круглого оклада помещены сюжеты: свт. Николай Чудотворец является больному М. В.; князь отправляет посольство в Киев за иконой; посланники обретают икону на водах оз. Ильмень; возвращение с иконой в Вел. Новгород. В серии минейных икон, написанных мстёрским мастером М. И. Дикарёвым для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге, сохранилась пядница с образом М. В. (1892, ГЭ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 169, 369. Кат. 210). Святой представлен прямолично, в рост, в княжеском облачении (в красном кафтане, накинутой на плечи зеленой узорчатой шубе, шапке), в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - опущенный меч в украшенных драгоценными камнями ножнах. Облик М. В. более традиционен, чем на новгородской иконе: это средовек, у него короткие кудрявые волосы и небольшая волнистая борода округлой формы, слегка разделенная на 2 пряди. Князь стоит на пригорке на фоне городского пейзажа с многочисленными зданиями на переднем плане: церквами, колокольней (вероятно, условное изображение Киева с Киево-Печерской лаврой). На нижнем поле - подпись автора и дата памяти святого (15 апр.). Поскольку М. В. почитается в Соборе Новгородских святых, нельзя исключать, что он один из 2 благоверных князей с именем Мстислав на иконах расширенного извода с сонмом Новгородских чудотворцев. Образ М. В. представлен также на совр. иконах «Собор Волынских святых» (после 2006, из местного ряда иконостаса ц. во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС). В иллюстрированных исторических сочинениях XIX в. М. В. иногда изображался в числе выдающихся гос. деятелей. Вместе с др. сыновьями Владимира Всеволодовича Мономаха он, по-видимому, присутствует на литографии «Завещание Владимира Мономаха детям. 1125 г.», выполненной по рис. Б. А. Чорикова; затем под 1128 г. изображена сцена, в к-рой М. В. «согласно с желанием половцев дает им в князья Рогволода вместо изгнанного ими князя Давида» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 29, 30). На репрезентативном портрете М. В. из альбома «История Государства Российского» (1890), выполненном В. П. Верещагиным, он стоит, опираясь на щит, на фоне своей дружины, в правой руке держит меч. К образу М. В., как к исторической фигуре, художники обращались и в советское время. Напр., он представлен в числе др. великих князей Киевских на мозаичном панно в подземном вестибюле станции метро «Золотые ворота» в Киеве - изображен по пояс, со скипетром и с воинским шлемом в руках (1989, художники Г. И. Корень, В. П. Федько, С. М. Адаменко, М. А. Ралко).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

88 . (306). Плащаница по красному штофу шитая золотом, серебром и шелками, в средине Христос во гробе, около его Ангелы и Апостолы; опушка штофу гвоздичного, по ней образа, шитые золотом и серебром; в ногах плащаницы вышита серебром надпись: В лето 7103 (1595), изволением Святыя Троицы Отца и Сына и действием Святого Духа, сия плащаница начата делати при державе христолюбивого и Великаго Государя благочестивого Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, Божиею милостию и совершилася; и дана сия плащаница в дом Живоначальныя Троицы и пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея Успения и великих чюдотворцев Сергия и Никона в лето 7106 (1598), при державе христолюбивого и Великаго Государя благочестивого Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, в пятнадцатое лето царства его, дал князь Иван Иванович Голицын в славу и честь и в поклонение Святыя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и во веки веков. Аминь. 89 . Пелена, у коей по краям серебром вышиты церковные стихи, вверху образ Святой Троицы и преп. Сергия и Никона, шитые золотом и шелками; внизу под ними вышита серебром надпись: Повелением благочестивейшего и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, Божиею милостию Государя Самодержца всея Русии, и Великаго Князя Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, Псковскаго, Астраханскаго и Тверскаго, Смоленскаго, и при его богодарованных чадех, благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и при благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7077 (1569) сий покров положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович. V. Надписи на книгах (рукописных), хранящихся в лаврской библиотеке Надписи под следующими 90–129 номерами те же самые, какие значатся в Описании славянских рукописей библиотеки Троицкой Сергиевой лавры, напечатанном в Москве 1878–1879 гг. Так под 90, что в печат. Опис. 22, 91–35, 92–172, 93–16, 94–165, 95–156, 96–747, 97–123, 98–175, 99–746, 100–761, 101–704, 102–190, 103–193, 104–192, 105–702, 106–709, 107–684, 108–90, 108 (bis)–788, 109–143, 110–771, 111–629, 112–735, 113–777, 114–118, 114 (bis)–707, 115–689, 116–762, 117–800, 118–741, 119–676, 120–679, 121–681, 122–675, 123–677, 124–665, 125–671, 126–672, 127–673, 128–694, 129–695.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В ходе заседания подробно обсуждался план подготовки и проведения празднования. В том числе рассматривался вопрос отражения юбилейной темы в намеченных на весну 2021 года региональных программах Дней славянский письменности и культуры в Санкт-Петербурге, Переславле-Залесском, Великом Новгороде, Пскове, Владимире, Ярославле и Городце, были назначены ответственные за формирование отдельных юбилейных культурных программ в этих городах. Московская городская епархия также представила программу праздничных мероприятий. Одним из центральных событий юбилейных торжеств станет премьера нового документального фильма о князе Александре Невском — выдающемся правителе, воине и дипломате. В Псковской епархии , в местечке Кобылье городище, планируется строительство мемориального комплекса в честь 800-летия со дня рождения святого. Грядущий юбилей станет ключевой темой ряда образовательных и церковно-научных мероприятий. В Московской и Санкт-Петербургской духовной академиях, а также в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого и Псковском государственном университете состоятся научные конференции. На заседании Оргкомитета прозвучало предложение о проведении в высших и средних специальных учебных заведениях, включая училища, подведомственные Министерству обороны, курса лекций, посвященных святому благоверному Александру Невскому, также было внесено предложение о проведении тематических уроков в старших классах общеобразовательных школ. К юбилейному году будет создана новая икона святого благоверного князя Александра Невского, а также изготовлена памятная панагия с изображением Феодоровской иконы Божией Матери, которой святого князя благословил на брак его отец — великий князь Киевский и Владимирский Ярослав (в крещении Феодор). Планируется, что в честь юбилея будет учреждена особая наградная медаль. В связи с тем, что святой благоверный князь Александр Невский является покровителем Сухопутных войск Российской Федерации, день его памяти в юбилейном году будет отмечен торжественным богослужением в храме Воскресения Христова в подмосковной Кубинке, имеющем Александровский придел. Также будет подготовлен и издан мемориальный альбом, посвященный кавалерам ордена святого Александра Невского в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/5280898.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010