«Уж не в Киев ли собрался ты, княже, – причитали владимирцы, – через эти Золотые ворота, какие ты послал было делать вместе с церковью на большом Ярославовом дворе. «Хочу, – говорил ты, – создать церковь такую же златоглавую, как на Золотых воротах, в память всему моему отечеству 93 ». Князя Андрея схоронили в златоверхой церкви Успения, им созданной и украшенной. Так окончил жизнь свою св. Благов. Вел. князь Андрей Боголюбский, первый собиратель Руси, первый могущественный князь ее, провозгласивший идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первый мученик этой идеи, запечатлевший ее своею кровью 94 . Древний летописец, изобразивший яркими красками страшные картины мученической кончины князя и его трогательное погребение, заканчивает свое сказание таким замечательным, поистине христианским размышлением о трудовой жизни Андрея и о его безвременной и ужасной кончине. «Св. Благоверный князь Андрей во всю жизнь свою не давал телу покоя и очам «дремания» до тех пор, пока не достиг дома истинного, прибежища всех христиан, Царицы небесных чинов, приводящей всякого человека – ко спасению многими путями. Как прекрасное солнце Бог не поставил на одном месте, чтобы оно оттуда освещало всю землю, но устроил ему восток, полдень и запад; так и угодника, своего, князя Андрея, Бог не даром привел к Себе, но дал ему так пожить, чтобы он мог не только жизнью своею душу спасти, но и кровью своею мученическою омыть свои прегрешения. И апостол учит: кого любит Господь, того и наказует. И св. отцы: где нет подвига, там нет венца, где нет страдания, там нет и воздаяния, ибо всякий держащийся добродетели не может обойтись без многих врагов. А потому-то заслуженно принял от Бога победный венок, ты, князь Андрей, самое имя которого значит «мужество», ты последовал разумным святым страстотерпцам, омывшись страдальческою кровью своею... Вместе с братьями своими Романом и Давидом (св. Борисом и Глебом) притек ты ко Христу Богу и, водворившись в райском неизреченном довольстве, сподобился видеть во веки блага...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

15 мая 1157 года великий князь киевский Юрий Долгорукий умер и святой благоверный князь Андрей был избран и утвержден на Ростово-Суздальский княжеский стол, «зане бе любим всеми за премногую его добродетель, иже имяше прежде к Богу и ко всем сущим под Ним». Деятельность святого Андрея Боголюбского, как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли, весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, стоит у истоков русского централизованного государства. Но избранник старших городов Ростова и Суздаля святой Андрей не жил ни в том, ни в другом, потому что здесь княжеская власть ослаблялась значением веча и бояр. И стольным городом по внушению Пречистой Богородицы он избрал пригород — Владимир на Клязьме. Князь Андрей желал не только возвысить Владимир над старыми городами своего княжества, но и создать из него второй Киев. Были насыпаны валы, расширен город и устроены стены, и новая столица засияла богатством и благолепием. С западной стороны были построены по примеру Киева и Константинополя Золотые ворота, с восточной — Серебряные, с северной — Медные, с южной — Волжские. И в 1153 году в похвалу и честь Пресвятаго имени Богородицы был заложен во Владимире Успенский собор по образу чудесного Киевского храма. Благоверный князь решил построить такой храм, «каких никогда не было на Руси и никогда не будет», чтобы все были поражены этим величественным селением славы Бога христианского и Его Пречистой Матери. Камень для стен храма привозили водным путем из Волжской Болгарии и выгружали на берегу реки Нерли, при впадении ее в реку Клязьму, при этом десятую часть камня оставляли для построения впоследствии знаменитого Покровского храма. Со всех земель Руси «приводе Бог мастеры», чтобы построить «свят храм Свой и дивен в правде». И через два года великолепно украшенный храм был сооружен и освящен.22 Успенский собор горел и блистал золотом. Верха — в золоте, двери церковные — в золоте, паникадила — золотые, серебро, жемчуг; он представлял из себя «светлость некую зрети». Он был живой проповедью о величии и славе Истинного в Троице славимого Бога. В этом великолепном храме благоверный князь Андрей поставил и главную святыню свою, ставшую отныне святыней всей Северной Руси, — чудотворную икону Божией Матери, и стала она называться Владимирской. А на месте встречи при перенесении иконы из Боголюбова на берегу реки была построена церковь во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

При отсутствии в Ростовско-Суздальской земле необхо­димого для построения белого камня, Боголюбский должен был посылать за ним в далекую и неприязненную Волжскую Болгарию и на судах по рекам Волге, Клязьме и Нерли перевозить всю эту громадную массу каменного материала, требовавшегося для построения такого множества благолепных и величественных храмов. Он должен был сзывать мастеров для построения и укра­шения своих храмов «со всех земель», как говорит летописец. И действительно, не щадя средств, рев­ностный в святом деле князь Андрей вызывал самых лучших мастеров: самых лучших каменщиков, кровельщиков, иконописцев, золотых и серебряных дел мастеров, скульпторов, вышивальщиков золотом и др., 52 посылая за ними и в Византию, и в западные государства и, между прочим, в Германию, для чего входил в сношения, по свидетельству Татищева, 53 с германским императором Фридрихом I. Благоверный князь Андрей, строя в разных местах Ростовско-Суздальской земли величественные храмы, решил построить в своей столице такой храм, «каких никогда не было на Руси – и никогда не будет», по словам изумленного летописца. Ему нужно было построить такой величественный, настолько поразительный для язычников по обширности и благоукрашению храм, чтобы вся эта «погань», как называет летописец язычников, которых было так много в земле русской, была в конец поражена этим величественным селением славы Бога христианского, смирилась бы пред величием этой славы и крестилась. 54 И действительно, соборный храм Успения во Владимире по своей архитектурной красоте, по своим поразительным украшениям совне и внутри здания, по своей драгоценной утвари был созданием во всей сово­купности великолепным. Сияя снаружи и внутри обилием золота и драгоценных украшений, он представлял из себя «светлость некую зрети». Летописец так описывает красоту этого замечательного храма: «Христолюби­вый князь Андрей уподобися царю Соломону и доспе (в Володимире) церковь каменную сборную святыя Богоро­дицы, пречудну вельми, и всеми различными виды украси ю от злата и сребра....

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При отсутствии в Ростовско-Суздальской земле необходимого для построения белого камня, Боголюбский должен был посылать за ним в далекую и неприязненную Волжскую Болгарию и на судах по рекам Волге, Клязьме и Нерли перевозить всю эту громадную массу каменного материала, требовавшегося для построения такого множества благолепных и величественных храмов. Он должен был сзывать мастеров для построения и украшения своих храмов «со всех земель», как говорит летописец. И действительно, не щадя средств, ревностный в святом деле князь Андрей вызывал самых лучших мастеров: самых лучших каменщиков, кровельщиков, иконописцев, золотых и серебряных дел мастеров, скульпторов, вышивальщиков золотом и др. 49 , посылая за ними и в Византию, и в западные государства и, между прочим, в Германию, для чего входил в сношения, по свидетельству Татищева 50 , с германским императором Фридрихом I. Благоверный князь Андрей, строя в разных местах Ростовско-Суздальской земли величественные храмы, решил построить в своей столице такой храм, «каких никогда не было на Руси – и никогда не будет», по словам изумленного летописца. Ему нужно было построить такой величественный, настолько поразительный для язычников по обширности и благоукрашению храм, чтобы «все поганы», как называет летописец язычников, которых было так много в земле русской, были вконец поражены этим величественным селением славы Бога христианского, смирились бы пред величием этой славы и крестились 51 . И действительно, соборный храм Успения во Владимире по своей архитектурной красоте, по своим поразительным украшениям совне и внутри здания, по своей драгоценной утвари был созданием во всей совокупности великолепным. Сияя снаружи и внутри обилием золота и драгоценных украшений, он представлял из себя «светлость некую зрети». Летописец так описывает красоту этого замечательного храма: «Христолюбивый князь Андрей уподобися царю Соломону и доспе (в Володимире) церковь каменную сборную святой Богородицы, пречудну вельми, и всеми различными виды украси ю от злата и сребра...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

уже сражается под стенами Новгорода и в 1172 г, предпринимает новый поход против болгар, бывший особенно трудным по случаю зимнего времени. Мстислав вернулся из этого похода больной и, недолго поболев, скончался 28 марта 1172 г., к великому огорчению отца своего. Смерть его горько оплакивал не только Андрей Боголюбский, лишившийся в нем твердой опоры, но и вся земля Суздальская 85 , в лице его видевшая достойного преемника великому князю Андрею. Оставшиеся в живых сыновья его – Георгий, бывший князем Новгородским, и Глеб, живший у отца, – оба были молоды. По смерти Мстислава Андрей Боголюбский всю любовь свою сосредоточил на младшем сыне – Глебе. Этот князь, родившийся во Владимире в 1155 г. и выросший здесь среди мирной и плодотворной деятельности Андрея, – был вполне достоин этой любви. Он был идеальнейшим из древнерусских князей и, причисленный к лику святых, прославлен за гробом от Бога чудным нетлением. Воспитанный отцом своим в духе глубокой религиозности, он был живым воплощением всех лучших черт высоконравственного характера самого Боголюбского. Живые семена христианского учения, подкрепляемые наглядным примером благочестивой жизни отца его, глубоко западали в восприимчивую душу щедро одаренного от природы юного князя Глеба и принесли плод сторицею. Это был юноша «не от мира сего»: кроткий, благоговейный, милосердый к бедным, юный Глеб не терзался честолюбием, как все тогдашние князья, не добивался княжеского стола, не заботился о славе ратной и, живя все время с отцом своим, не участвовал в воинских походах вместе с братьями своими, считая для себя счастьем посещать каждодневно великолепные храмы, построенные отцом его и присутствовать при богослужении. За эти высокие душевные качества он и был особенно любим всеми и наиболее всех отцом своим Андреем Боголюбским. И вот, едва прошло два года со времени смерти Мстислава, как неумолимая смерть похитила и этого безгранично любимого Андреем сына, едва достигшего 20 лет от роду. Великого князя на ту пору не было во Владимире: он по делам управления уехал в Суздаль, – как вдруг 20 июня к нему пришла печальная весть о безвременной кончине и этого любимого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны, 1 -го канона песнь 3-я, и Креста песнь 6-я, и Трисвятое. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Апостол к Коринфяном, зачало 125. Аллилуия, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Евангелие от Иоанна, зачало 60. На Литургии поем Достойно: а не Ирмос Креста. Причастен: Знаменася на нас свет Лица Твоего, Господи. Молитва Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от Святаго жилища Твоего, и Благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, Словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в XII веке, вероятно, около 1168 года, и связано с событием русской истории. В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский (память 4 июля), живший во Владимире на Клязьме, выступил в поход против волжских болгар, обитавших вдоль средней Волги и Камы. Благоверный князь Андрей отличался глубоким и искренним благочестием. Он любил по ночам молиться в уединении, старался благотворить нищим и убогим. По свидетельству летописцев, он «нетленное предпочитал тленному, небесное – временному и Царство со святыми у Бога Вседержителя – мимолетному этому Царству земному». Во всех своих военных походах святой князь Андрей полагался не столько на силу оружия, сколько на помощь Божию. Отправляясь на войну с болгарами в 1164 году, князь Андрей по своему благочестивому обычаю взял с собой в поход чудотворную икону Божией Матери и изображение Животворящего Креста, которое несли перед его дружиной два священника. Перед битвой благоверный князь Андрей усердно молился со всем своим войском, испрашивая помощи Божией и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над болгарами была одержана полная, и сразу же по окончании битвы благочестивый князь велел отслужить благодарственный молебен. Во время молебна совершилось чудо – от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие все войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это отчуждение от самовластных бояр, эта самостоятельность Андрея, а главное возвышение «отроков», «дворян», меньших людей «из сходцев» и были причиной тому, что всеобщая к нему любовь бояр и дружинников обратилась к нему в ненависть. Бояре увидали, что их надежды на богатое кормление не оправдались, что самовластию их грозит конец, и они решили избавиться от могущественного и ненавистного им князя и составили заговор против Андрея с целью лишить его жизни. Читая в летописях сказание об убиении князя Андрея 89 можно видеть, что заговор против жизни великого князя составился не вдруг, что злодеяние подготовлялось и обдумывалось боярами заранее и совершено было помощью людей, близких Андрею, но изменивших ему под влиянием врагов князя, бояр Владимирских. Во главе исполнителей заговора были· братья жены Боголюбского, боярские дети Кучковичи, которых Андрей всегда любил, с которыми советовался во всех важных случаях своей жизни 90 . Это отчуждение в последнее время Андрея от старых бояр, вероятно, касалось и Кучковичей, и всего более было чувствительно для них, так как они считали себя правою рукою великого князя. Обиженные этим, они перешли на сторону врагов князя. Андрей знал о заговоре, подозревал и некоторых заговорщиков. На это прямо указывает Ипат. летопись: «Князь Андрей, – говорит летописец, – слышал ранее, что ему убийством угрожают враги, но разгорелся духом божественным и ни малейшего не обратил внимания, говоря: «Господа Бога моего Вседержителя и Творца возлюбленные его люди пригвоздили на кресте со словами: да будете кровь его на нас и на детях наших». Но узнав об измене и злых умыслах одного из Кучковичей Петра, Андрей был сильно возмущен: он приказал схватить его и казнить. Тогда остальные единомышленники, боясь подвергнуться той же участи, поспешили привести давний заговор в исполнение. Преступление совершилось в Боголюбовском дворце в ночь на 30-е июня 1175 года. Когда Андрей Боголюбский, удрученный горем по любимом сыне, пребывал в Боголюбове, злодеи воспользовались уединением великого князя и малым числом бывших около него телохранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так мученически скончал свою жизнь благоверный князь Андрей. Но жертва, принесенная им для Руси, как и вся его деятельность, не остались бесплодными. Сила Андреева, развеянная после его смерти на короткое время его врагами, снова собирается в руках брата его, могущественного Всеволода III, растет у князей московских, следовавших во всем политике Андрея, и достигает апогея у «Государей всея Великие и Малые, и Белые Руси», осуществивших всецело политические идеалы Боголюбского. 1 При составлении этой статьи источниками служили следующие книги: 1) Полное собрание русск. летописей, т. I–IX, XV т. 2) Русская летопись по Никоновскому списку, изданная Академией наук 1789 г. 3) Летописец Переяславля Суздальского, изд. Кн. Оболенского 1851 г. 4) Житие св. благ. кн. Андрея Боголюбского, рукопись библиотеки Успенского собора во Владимире нач. XVIII в. 5) Житие св. Леонтия и Исайи, чудотв. Ростовских. Прав. Собесед. за 1858 г., т. 1, 2. 6) Князя М. Щербатова. История Российская от древнейших времен. Спб. 1771. Т. 1, 2. 7) В. Н. Татищева. История России, с древнейших времен, кн. 1–3– я. 1774 г. 8) И. Дмитревского. О начале г. Владимира, что на Клязьме и пр. 1802 г. 9) Карамзина. История государства Российского 1–3 т. 10) Арцыбашева. Повествование о России Т. 1-й. 11) Соловьева. История России 1–3 т. 12) Беляева. Рассказы из русской истории 1–3 т. 1861–67 г. 13) Сказания о начале Москвы. Его же. Русск. Вести. 1868 г., кн. 3-я. 14) Иловайского. История России. Т. 1-й. 15) Его же. История Рязанского княжества. М. 1857 г. 16) Бестужева-Рюмина. Русская история, т. 1-й 1872 г. 17) Ею же. Андрей Боголюбский в Энциклопедич. словаре 1861 г. 18) Погодина. Древняя русская история до монгольского ига 1–3 т. 1871 г. 19) Его же. Исследования, замечания и лекции по Русской истории. М. 1847–1855 г. преимущественно 5, 6, 7 тома. 20) Его же. Андрей Боголюбский. Журн. минист. нар. просвещения 1849 г. и в Москвитянине 1849 г. 21) Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В лето седмыя тысячи г. (6666–1158) году во граде Владимире созда церковь каменну во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения об едином версе благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский; последиж приделано четыре главы, и бысть о пяти главах. По приделем же церкви от западных дверей до горняго места семнадесять сажень с полусаженью, а поперег церкви четыренадесять сажень без локтя, сажень Государева. А в той велицей церкви приделы: Вшед в церковь на левой стране придел Благовещение Пресвятыя Богородицы и в том приделе в олтаре в стене к жертвеннику лежат мощи благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго 241241 . К олтарной стене большаго олтаря лежат мощи брата его роднаго великаго князя Димитрия – Всеволода. В той же велицей церкви вшед на правой стране придел страстотерпца Христова Георгия; в том приделе лежали мощи великаго князя Георгия Всеволодовича Владимирскаго чудотворца у стены великия церкве в каменном гробе. И по обещанию великаго Господина святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея России 242242 , в прошлом во 153 (1645 году) Генваря в день мощи благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича пренесены в великую церковь и положены в серебряную раку у святительскаго места, подобно тому, якоже на Москве положены мощи благовернаго царевича Димитрия Московскаго чудотворца у Архангела в соборе. В том же пределе лежит брат его родной благоверный великий князь Феодор – Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго. Да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод. В велицей церкви на правой стране от предела великомученика Георгия у сторонних дверей по церковной стене благоверный великий князь Константин Всеволодович. Владимирские Епископы: Феодор, Симон, Митрофан, Серапион, Лука. На той же стране от входных дверей меж столпов придел великомученика Пантелеимона: в том пределе почивает Максим митрополит Владимирский. По левой стене великия церкви от предела Благовещения Пресвятыя Богородицы и от сторонних дверей лежит благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича княгиня Агафья, и с нею дочь ея княгиня Феодора, да снохи ея Мария, Христина в одном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010