Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

  И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божий во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».   И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.   И поехал по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

А от Владимирской иконы Божией Матери в изобилии потекли чудеса. Вел. князь Андрей Юрьевич брал ее с собой в походы и молился перед ней. После его победы в 1167 г. над волжскими болгарами от Владимирской иконы Божией Матери и Святого Животворящего Креста заблистал свет. В тот же день видел свет от Креста Господня греческий император Мануил и одержал победу над сарацинами. В память этих событий оба государя согласились установить 1 августа праздник в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. При вел. князе Андрее Юрьевиче был установлен на Руси праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и вел. князь Андрей соорудил для этого праздника на реке Нерли прекрасный храм, существующий до сих пор. А праздник этот стал любимым всего русского народа. В 1169 г. произошло на Руси печальное событие: вел. князь Андрей Юрьевич стал по праву старшим в роде и должен был занять киевский престол, но им владел его племянник, князь Мстислав Изяславич. Князь Андрей пытался уладить дело миром, как в прежнее время ему удалось примирить отца своего, вел. князя Юрия Долгорукого, с князем Изяславом. Но на этот раз попытка его окончилась неудачно. Началась война. Против Мстислава были и недовольные им южные князья. Послал свое войско и вел. князь Андрей Юрьевич, но сам остался во Владимире. Киев был взят и в течение двух дней так страшно разорен, что навсегда потерял свое значение, а север стал возвышаться. Так стала слагаться новая, Северная Русь и утверждаться власть ее князя. Любимым местопребыванием вел. князя Андрея было Боголюбово — то место, где явилась ему в 1155 г. Пресвятая Богородица. Здесь он основал город и в нем обитель и велел написать для нее икону Пресвятой Богородицы в том виде, как Она ему явилась. Называется она Боголюбской. В 1174 г. против вел. князя Андрея составился боярский заговор, и он был убит в своем дворце в Боголюбове изменниками боярами, не любившими его за строгость. Узнав об этом, владимирцы подняли мятеж, но по улицам Владимира стали носить чудотворную икону, и мятеж утих. Тогда старые города, Ростов и Суздаль, стали воевать против «младшего» города Владимира, но Владимир победил и стал стольным городом всей земли Русской. Там княжили братья вел. князя Андрея Боголюбского, сначала Михаил, а после его смерти Всеволод, прозванный Большое Гнездо. И вел. князья стали называться владимирскими. Вел. князь Всеволод был дедом св. Александра Невского и родоначальником московских вел. князей и царей, создавших единую Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Β «Повести...» умело и тонко сплетены две линии: мирская и земная, поданная в действии (в событиях),– и церковная, духовная, поданная в размышлениях князя и комментариях автора. Психологические детали повествования и образная народная речь реалистически видоизменяют намеренно идеализированный образ князя, навеянный традицией житий. Действия живого князя не совпадают с авторскими разъяснениями в отношении этих действий; впечатление такое, будто повесть в ее полном варианте писали два автора. Текст публикуется по Ипатьевской летописи в издании: ПСРЛ, том второй. Изд. 2-е. СПб., 1908, с. 580–595. В год 6683 (1175) . Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбове, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его Мать; знанье же отринув и рассужденья и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы и всяким узорным литьем, – блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью – золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до Деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Владимирский Кафедральный Успенский собор принадлежит к числу замечательнейших Российских храмов. Особенную редкость представляет он собою и по своей глубокой древности и по находящейся в нем святыне. С особенным вниманием нужно следить за его историческим значением и с глубочайшим благоговением подобает склониться пред его великою святынею. Время существования его исчисляется многими веками, а под его сению открыто почивают святые мощи Великих Князей: Андрея Боголюбского, сына его Глеба и Георгия Всеволодовича, которые своим чудным нетлением приводят каждого в трепетное изумление. Летописцы (в XII и XIII веках Сильвестр, епископ Переславский и Симон, епископ Суздальский 1 ) повествуют, что Владимирский Успенский собор первоначальным своим построением восходит к концу X столетия. По их сказаниям, основание ему положил и в первоначальном виде его создал святый равноапостольный Великий князь Владимир 22 . Место для построения сего храма избрано было равноапостольным князем на высоких горах, подобных горам Киевским, над рекою Клязьмою. Созданный святым Владимиром Успенский собор, по сказанию летописей, был устроен из дерева 33 . Предание дополняет, что этот храм был построен из дубового леса 44 . Долго ли существовал сей деревянный, созданный святым равноапостольным Князем храм св. Успения, в летописях на это нет указаний, из преданий же известно, что сия деревянная церковь стояла 165 лет и истреблена пожаром 55 . С последующего за сим временем мы уже совершенно ясно видим историю собора Успенского, в письмени начертанную. Летописи повествуют, что в 1158 году святой благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, полагает в городе Владимире основание белокаменному храму в честь Успения Пресвятой Богородицы. Летописец так говорит об основании Князем Андреем в городе Владимире храма: «В лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородица, месяца Априлия в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник» 66 . Из сказаний сего летописца ясно видно и то, что построение сего храма совершено было в течение двух лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Не менее был знаменит и вышеупомянутый дед св. Александра вел. кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В самом начале своего княжения, несмотря на свои молодые годы, он проявил большое мужество и твердость нрава, расчетливость и осторожность – качества, благодаря которым он приобрел огромную силу на Руси. Не торопя событий, без видимых усилий с своей стороны, умело пользуясь обстоятельствами, он собрал под своей властью почти всю северную Русь. Про его силу пел древний певец: Ты можешь могучую Волгу Разбрызгать веслами людей И вычерпать Дон многоводный Шеломами рати твоей. Являясь великими правителями, ближайшие предки св. Александра отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия и укоренению его в сердцах современников. Черта глубокознаменательная! Оценивая эту сторону деятельности суздальских князей, историк говорит: «Христианство, утвердившись в Ростово-Суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем открываются мощи святых, покровителей земли, Леонтия и Исаии; Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем с юга, и икона Боголюбская становятся предметами особого местного почитания, освящают своими чудесами княжескую власть Боголюбского; православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином «народность». Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени» 5 . В теплых искренних словах изображает летописец глубоко религиозное настроение души князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Сей благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистив свой ум, как светлую палату, и украсив душу всеми добрыми нравами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Так как Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, по переселении своем из Киевских пределов во Владимир, избрал своей столицей этот город, и хотел сделать Владимир центром объединенной Руси, то и белокаменный Собор, долженствовавший сделаться святилищем всей Русской земли, он дивно украсил, сообразно его значению. «Постави, сказано в летописи, чудную превеликую соборную церковь каменную, во имя Пресвятой Богородицы честного и славного ее Успения об версе позлащенном, и прозвася златоверхая, и украси ю дивно, паче иных церквей, великими драгими вещми и узорочии» (собр. Р. лет. Т. II, стр. 78). Эмин в своей истории, приводя русских и польских летописцев, описывает, что по построении этого соборного храма наружные стены его были изящно украшены, а внутренние убраны были чистым золотом; образа, столы и церковная утварь также были обложены золотом, сосуды же и дарохранительницы осыпаны были жемчугом и драгоценным камнем; паникадил повешено было четыре золотых, и более двадцати серебряных; массивная глава собора, по дорогой красной меди, вызолочена была парным золотом, а крыша поверх меди была обита листами из кованного серебра с позолоченной на них резьбой. По обводам крыши, в разных местах, поставлены были кубки и ветрила. В подлинном тексте Ипатьевской летописи под 6683 годом сказано, что Великий Князь Андрей в соборном своем храме «двери церковные трое золотом устрои, каменьем дорогим и жемчугом украси церковь многоценным, и всякими узорочьи удиви ю, и многими пониканделы золотыми и серебряными просвети церковь, а онбон от злата и сребра устрои, а служебных сосуд, и рипидьи, и всего строения церковного златом и камением драгим и жемчугом великим вельми много, а трие ерусалими (дарохранительницы) вельми велицыи, иже от злата чиста, от камения многоценна устрои, и всеми виды и устроением подобна бысть удивлению соломонове святая святых». По сказанию летописи златоверхий храм и расписан был в 1161 году греческими изографами, присланными Великому Князю Андрею из Царя-Града Греческим Императором Мануилом (лет. перес. стр. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Тип его черепа был определён антропологом В. В. Гинсбургом как северный, близкий к курганным славянским, при наличии несомненных монголоидных черт. Скошенный назад лоб, всегда, из-за сросшихся позвонков, гордо поднятая голова — всё это придавало «неизвестному» властный, жесткий, непреклонный вид. Проанализировав все останки, ученые пришли к выводу, что перед ними воин, участвовавший во многих сражениях, о чём говорили рубцы от старых заживших ран, получить которые можно было лишь на поле боя или в поединке, но были и новые раны, не успевшие зарасти, полученные непосредственно перед смертью. Кто же это? Возможно, это воин сложивший свою голову на поле брани? Но характер «новых» ран говорил о другом: этот человек был предательски убит. Многочисленные раны, нанесённые разнообразным оружием: рубящие, предположительно, мечами и саблями, колющие — копьями или кинжалами — все раны были нанесены с боков или со спины по совершенно беззащитному человеку. У экспертов не было никаких сомнений: «Это нападение нескольких человек, с определенной целью — не ранения, хотя бы и тяжелого, а убийства тут же, на месте, во что бы то ни стало». Таким образом, предположения и надежды археологов оправдались: анонимная антропологическая экспертиза стала последним подтверждающим фактором, позволившим дать окончательный ответ на вопрос, кто этот человек. Перед исследователями оказались останки святого благоверного великого князя владимирского Андрея Юрьевича, жестоко убитого в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове. Несмотря на радость историков от оправдавшихся надежд, ответ на этот вопрос породил множество новых неизвестных. Было доподлинно известно, от чего погиб великий князь, но как это произошло и почему? Кто его убил и зачем? А также какое значение это событие имело для современников князя, и почему погибший насильственной смертью от рук убийц великий князь Андрей Юрьевич не был причислен Русской Православной Церковью к лику святых? Этого не произошло ни сразу после его смерти в 1174 году, ни через десять лет, ни даже через сто. Он был канонизирован около 1702 года, т. е. лишь спустя 528 лет после своей смерти…

http://pravmir.ru/andrej-bogolyubskij-pe...

На многочисленных редакциях, которым подвергалось житие святого, остановился проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин. Сразу после смерти Александра Невского было написано его житие. Существовали немногочисленные примеры, среди которых — святые князья Борис и Глеб, князь Андрей Боголюбский и еще несколько. Однако их жития не претерпевали существенных изменений. Житие великого князя не раз редактировалось, что свидетельствует о том, что он волновал умы многих поколений. Повесть о нем пытались сделать понятной для конкретной эпохи. В ранней редакции его нигде не называют святым, а на первое место выходит его храбрость, которую постоянно испытывают — некий римский король и татарский хан Батый. В первом случае храбрость испытывается в бою, во втором — в дипломатии. Великий князь выступает как праведный, боголюбивый и человеколюбивый. Он одним из первых получил святость не благодаря мученической кончине — как князья до него — а благодаря праведности. В редакции XIV века появляется термин «святое тело», что свидетельствует о почитании его мощей. Через столетие он уже называется благоверным. Макарьевский Собор 1547 года подтвердил его святость, а не установил ее. Она была очевидной для царской семьи, для народа, для тех, кто молился у мощей в Рождество-Богородичном монастыре Владимира. Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Роман Соколов посвятил доклад образу Александра Невского в культурном дискурсе предвоенной эпохи XX века. После 1917 года великий князь оказался в забвении из-за своей святости. Наступала атеистическая эпоха, и святым в ней не было места. Но уже в 1937 году выходит первая статья историка и библиографа Антона Козаченко о победах полководца над шведами и немецкими рыцарями, автор провел параллели между агрессивными планами Гитлера в отношении СССР и действиями немецких рыцарей в XIII веке. В 1937-1939 годах в СССР стали выходить публикации, прославлявшие победы Александра Невского над немецкими рыцарями, в которых последние изображались как опасный, жестокий и коварный враг. Личность Александра Невского становится частью советской культуры. Выходит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В нем впервые в положительном ключе изображено духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5819760.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010