Всеволод-Гавриил (†1138, память 11 февраля ст. ст.), внук Мономахов, первый князь Псковский, княжил в Пскове всего около года. Вся его жизнь прошла в борьбе за Великий Новгород и, на Новгородском столе, с врагами новгородскими. В этой борьбе он бывал несчастлив, изгонялся неоднократно со своего княжения и потерпел поражение от суздальцев при Ждановой горе. Это поражение стоило ему Новгорода. Но псковичи, отделившись от «старшого брата», приняли к себе изгнанного князя. Как первый Псковский князь, как строитель Псковского собора Святой Троицы, Всеволод, несмотря на скорую кончину, оставил в Пскове славную память. Его церковное почитание устанавливается, вероятно, в 1192 г., когда совершилось первое чудо во время перенесения его гробницы в собор Святой Троицы. Житие его составлено лишь в середине XVI века, по летописям. Оно отмечает нищелюбие и щедрость князя, особенно проявившиеся во время голодных лет. С явным анахронизмом, оно именует князя «оборонителем и забралом граду Пскову от поганих немец». Действительно, военному защитнику города молились в лице его псковичи, повесив его оружие (как и князя Довмонта) над гробницей. Его меч до последнего времени висел в соборе Святой Троицы с латинской рыцарской надписью на нем: «Honorem meum nemidi dado» – «Чести моей никому не отдам». Не дошло до нас отдельного жития кн. Мстислава Ростиславича Храброго (†1179), чтившегося в Новгороде. Его политическое дело – оборона сначала Киева, потом Новгорода от Андрея Боголюбского и суздальцев. Он, как и Всеволод-Гавриил, – типичный представитель удельного права и рыцарской чести против объединительных стремлений Суздаля. Летопись дает ему яркую характеристику: «Сий же благоверный князь Мьстислав... возростом середний бе, и лицом леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имяше ко всим, паче же милостыни прилежаше, монастыре набдя, черньце утешивая,... и мирския церкви набдя, и попы и весь святительский чин достойною честью честя; бе бо крепок на рати». 6. Святой Филарет Милостивый

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Михалко же победи полк, сказано там, и поеха в Володимер с честию и славою великою; выидоша же со кресты противу Михалку и брату его Всеволоду игумени и попове и вси людье, и веха в город к святей Богородице июня месяца в 15 день – в день недельный 5151 . И седе на столе деда своего и отца своего того же дни в неделю, бысть радость велика в городе Володимире» 5252 . Вступив на престол, Михаил Георгиевич первым долгом своим поставил возвратить все расхищенные церковные сокровища; святую же икону Богоматери князь Рязанский Глеб возвратил, без всякого спора, когда Михаил пригрозил ему войною. Заставил Михаил возвратить и все земли, принадлежащие соборному храму 5353 . И так, опять заблистал красотою Успенский собор. Но один только год Михаил Георгиевич мог прилагать усердие свое к храму Пречистой Богородицы. В 1176 году он скончался. «В лето 6685, записано в летописи, преставися благоверный и Христолюбивый князь Михалко, сын Георгиев, внук Мономаха Володимера в субботу, заходящу солнцу, июня месяца в 20 день, на память святаго отца Мефодия; и положиша и у святое Богородицы золотоверхое, в Володимери, юже бе создал брат его Андрей» 5454 . Есть летописное сказание (впрочем не вполне определенное), что Михаил Георгиевич скончался в Городце на Волге, а по утверждению Татищева 5555 в Юрьевце Повольском, куда отправился, вероятно, для каких-нибудь распоряжений. Но тело Михаила Георгиевича несомненно погребено было в соборном храме Богоматери. В том благоукрашенном виде, в какой привел, после победы над Ростиславичами, соборный храм Михаил Георгиевич, узрел сей храм и Великий Князь Всеволод, вступив в самом скором времени после кончины Михаила Георгиевича на великокняжеский во Владимире престол. В летописи записано: «Володимерьцы (по погребении Великаго Князя Михаила), помянувше Бога и крестное целованье к Великому Князю Георгию, вышедши перед золотая ворота, целоваша крест ко Всеволоду князю, брату Михалкову, и на детех его, посадиша его на отечни и на дедни стол в Володимери» 5656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Победив мирскую похоть и миродержца — князя мира сего, врага поправ дьявола и его козни, победителем явился, противостав вражеским его стрелам и гордым помыслам, укрепясь оружием крестным и верою непобедимою, Божьею помощью. Молись за меня, отче честный, чтобы избавиться мне от сети вражеския, и от противника-врага соблюди меня твоими молитвами». В год 6601 (1093), индикта в 1-й год, преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров, месяца апреля в 13-й день, а погребен был в 14-й день; неделя была тогда страстная и день был четверг, когда он положен был в гробу в великой церкви святой Софии. Сей благоверный князь Всеволод был с детства боголюбив, любил правду, оделял убогих, воздавал честь епископам и пресвитерам, особенно же любил черноризцев и давал им все, что они просили. Он и сам воздерживался от пьянства и похоти, за то и любим был отцом своим, так что говорил ему отец его: «Сын мой! Благо тебе, что слышу о твоей кротости, и радуюсь, что ты покоишь старость мою. Если Бог даст тебе получить стол мой после братьев своих по праву, а не насильем, то, когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих». И сбылось слово отца его, сказанное ему. Получил он после всех своих братьев стол отца своего, по смерти брата своего, и сел княжить в Киеве. Было у него огорчений больше, чем тогда, когда он сидел в Переяславле. Когда княжил в Киеве, горе было ему от племянников его, так как начали они ему досаждать, один желая одной волости, а тот другой; он же, чтобы замирить их, раздавал им волости. В этих огорчениях появились и недуги, а за ними приспела и старость, И стал он любить образ мыслей младших, устраивая совет с ними; они же стали наущать его, чтобы он отверг дружину свою старшую, и люди не могли добиться правды княжой, начали эти молодые грабить и продавать людей, а князь того не знал из-за болезней своих. Когда же он совсем разболелся, послал он за сыном своим Владимиром в Чернигов. Владимир, приехав к нему и увидев его совсем больного, заплакал. В присутствии Владимира и Ростислава, сына своего меньшего, когда пришел час, Всеволод преставился тихо и кротко и присоединился к предкам своим, княжив в Киеве 15 лет, а в Переяславле год и в Чернигове гол. Владимир же, оплакав его с Ростиславом, братом своим, убрали тело его. И собрались епископы, и игумены, и черноризцы, и попы, и бояре, и простые люди, и, взяв тело его, со всеми полагающимися песнопениями положили его в церкви святой Софии, как уже сказали мы раньше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

У раки св. князя стоит древняя чудотворная икона его и висит огромный крестообразный меч его с надписью на латинском языке: «honorem meum nemini dabo», то есть чести моей не выдам никому. Посещая Псков, царь Иоанн Грозный дивился размерам и тяжести этого меча. Брат Всеволода, благоверный князь Ростислав (Михаил) Мстиславич, родоначальник князей смоленских, принадлежал к числу тех редких государей, которые в своем блестящем верховном сане находят более тягости, чем удовольствия. Он не искал великого княжества и, дважды возведенный на великокняжеский престол, искренне желал отказаться от власти. Уже в престарелых годах, незадолго до смерти, всего более заботясь о судьбе своих детей, он, несмотря на слабость, поехал в Новгород, чтобы утвердить княжившего там сына своего Святослава. За 300 верст от Смоленска встретили его смоленские послы Смоляне любили Ростислава и вспоминали с благодарностью его правление. Он тоже любил Смоленск, где он открыл епископскую кафедру, поставил славный храм Петропавловский. Сын его Роман, внуки, епископ Мануил вместе с народом приветствовали старца; вельможи и купцы привезли ему подарки; Это внимание горожан было дорого князю. Утомленный путем, он не мог ехать далее Великих Лук и вызвал туда к себе знатных новгородцев. Он взял с них клятву забыть все неудовольствия на его сына, никогда не искать иного князя и разлучиться со Святославом только смертью. Потом он успокоенный вернулся в Смоленск. Жившая там его сестра Рогнеда, видя изнеможение брата, советовала ему остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в воздвигнутом им Петропавловском храме. — Нет, — отвечал великий князь, — я хочу лежать в киевской обители св. Феодора, вместе с нашим отцом, a если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и преп. Феодосия, то постригусь в Печерском монастыре. Блаженный князь скончался 14 марта 1168 г. на пути, с тихою молитвой на устах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Это были его последние слова, и слезы остановились на застывших ланитах преставившегося князя.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

По совершенном возобновлении и благоустроении соборного храма в 1189 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, торжественно освящен был храм соборный. Освящение было совершенно епископом Лукою, в присутствии Великого Князя Всеволода, сына его Константина и зятя его Ростислава Ярославича. 7272 В расширенном и благоукрашенном храме епископ Лука только два месяца возносил свои молитвы. Десятого числа месяца Ноября 1189 года он преставился, и «Великий Князь Всеволод Георгиевич, спрятавше тело его с игумены и с чернецы, с клирошаны, с попы, положиша и у святое Богородицы в граде Володимери в 11 Ноября, на память святых Мины и Виктора и Викентия» 7373 . Совершив погребение блаженного епископа Луки, Великий Князь Всеволод в 1190 году послал в Киев к Митрополиту Никифору, для посвящения в епископы, отца своего духовного Иоанна, который и «бысть поставлен месяца Генваря в 23 день, на память святого мученика Климента епископа, а в Ростов пришел на свой стол месяца Февраля в 25 день, на память святого отца Тарасья, тогда сущу великому князю Ростове в полюдьи, а в Суждаль вшел месяца Марта в 10 день, на память святого мученика Кондрата, а в Володимер вшел того же месяца в 16 день, в пяток, накануне святого Алексея человека Божья и друга Божья Лазаря» 7474 . При епископе Иоанне в 1192 году соборная церковь обновлена была известью 7575 , но это обновление в следующем 1193 г. повреждено было по нижеследующему случаю: в 1193 году месяца Июля в 23 день, был во Владимире пожар, в канун святых мучеников Бориса и Глеба, в четверток, «вполночи зажжеся и горе мало не до вечера» 7676 , сгорело тогда до 14 церквей и целая половина города была жертвою пламени. Княжеский двор и соборная церковь хотя остались целы, но наружные стены собора были опалены и закоптели от дыма, так что опять надлежало исправлять повреждения, что и исполнено было, и в Августе месяце следующего 1194 года было еще совершено обновление соборной церкви. «Лета 6702 месяца Августа обновлена бысть, сказано в летописи, церкве святое Богородици Володимери, яже бе ополела в великий пожар, блаженным епископом Иваном и при Благоверном и Христолюбивом Князи Всеволоде Георгиевичи, и бысть, аки нова, и бысть радость велика в граде Володимери» 7777 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

2) На правой стороне церкви в стенной арке – ГРОБ Великой Княгини Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, дочери Князя Мстислава Мстиславича храброго. Супруги Князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. Князя Александра Невского и Св. Феодора. 3) Над амвоном – ПАНИКАДИЛО медное большое о четырёх ярусах, весом 18 пудов; дано вкладом от Государя Царя Михаила Феодоровича. 4) В ризнице – две подлинные ГРАМОТЫ: а) Великого Князя Мстислава Владимировича; б) Преосвященного Ионы, Архиепископа Новгородского. См. ниже. 5) ПЛАЩАНИЦА, шитая шёлком, золотом и серебром в 1449 году; на ней по краям вышита подпись следующего содержания: Лета 6957, индикта 7 как был Князь Великий Дмитрий Юрьевич в Великом Новгороде и повелением его Великого Князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия того же лета месяца Августа в 23 день Благоверной его Великой Княгиней Софьей и при Сыне Благоверном Князе Иване и был положен в церкви Святого Великомученика Христова Георгия в Великом Новгороде в Юрьеве монастыре при Архиепископе Великого Новгорода Владыке Евфимии, при Архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ Наших и Наших детей и тем внучатам и правнучатам в сем веке и в будущем. Аминь. Плащаницы этой длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков. 6) КРЕСТ напрестольный серебряный позолоченный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году от Архимандрита монастыря сего Иоакима. 7) РИЗЫ самой лучшей парчи, сделанные в 1749 году, а оплечье на них шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы в 1812 году. 8) Шапка служебная, в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех, каковые в Новгородских монастырях ныне имеются. Достопамятные происшествия в этой обители были следующие: 1) В 1196 году погребены в этом монастыре два Князя: Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский 164 . 2) В 1233 году погребён в этом монастыре в соборной церкви Св. Благоверный Князь Феодор Ярославич, брат Св. Александра Невского 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В течение нескольких лет отец Николай изучал историю, язык и культуру японцев. Благодаря его трудам была образована Российская Духовная Миссия в Японии. Отец Николай был возведен в сан архимандрита, а 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа. Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, духовных школ и училищ, издавал журнал Церковный Вестник. Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы богослужебных и других книг на японский язык. В начале XX века в Японии было 266 православных общин, насчитывавших более 30 тысяч христиан и 35 священников. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни апостол и просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу и погребен в Токио. 10 апреля 1970 года святитель Николай причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память его совершается 3/16 февраля. Святой мученик князь Глеб (Давид) был родным братом великого князя киевского Ярослава Мудрого († 1054). Он мученически пострадал вместе со своим братом Борисом (Романом) от Святополка, прозванного Окаянным, за коварное убийство недалеко от Смоленска, у Смядыни. Тело князя было погребено в пустынном месте «между двумя колодами», то есть в простом деревянном гробу († 1015). В 1019–1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, нетленное тело страстотерпца было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2/15 мая) в церковь святитель Василия Великого. Память святого мученика князя Глеба совершается 5/18 сентября. Святой благоверных великий князь Ростислав (Михаил) Смоленский, сын князя Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха, родился в первой половине XII века. С юных лет он отличался храбростью и неоднократно принимал участие в спорных делах между родственными князьями Мономаховичами и Ольговичами. После смерти князя Мстислава благоверному князю Ростиславу досталось в удел Смоленское княжество, поэтому он считается родоначальником смоленских князей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Во Владимирской Успенской соборной церкви восходили на великокняжеский престол: Великие Князья Андрей Боголюбский, Ярополк Ростиславич, Михаил II Георгиевич, Всеволод Георгиевич, Георгий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич, Александр Ярославич, Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Димитрий Александрович, Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Георгий Даниилович Димитрий Михаилович, Александр Михаилович, Иоанн Даниилович, Симеон Иоаннович, Иоанн Иоаннович, Димитрий Константинович и Василий Димитриевич. Во Владимирской Успенской соборной церкви почивают в чудном нетлении святые Благоверные Великие Князи Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович. Здесь же погребены: князья Ярослав Георгиевич, Изяслав и Мстислав Андреевичи, Великий Князь Михаил II Георгиевич, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, во инокинех Евфросиния, князь Изяслав Глебович, Великие Князья: Всеволод Георгиевич, Константин Всеволодович, князья: Владимир, Иоанн и Святослав Всеволодовичи, Великая княгиня Агафия Всеволодовна, княжна Феодора Георгиевна, князья: Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи и супруги их: Мария, Христина и Феодора с чадами, Великие Князья: Ярослав Всеволодович, Михаил Московский, прозванный Храбрым, Константин Ярославич, Борис Даниилович и Борис Михаилович. Во Владимирском Успенском соборе погребены епископы: Лука, Симон, Митрофан, Серапион, Феодор, всея России Митрополит Максим Грек , епископы: Платон, Павел, Иероним. Средний алтарь Владимирского Успенского собора, в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен живописью и орнаментацией в 1879–1881 годах Московским живописцем Николаем Герасимовичем Степановым. Новое благоукрашение сделано на место обветшавшей и крайне повредившейся живописи новейшего Итальянского стиля, произведенной в 1768–1774 годах, при Владимирских епископах Павле и Иерониме, одновременно с устроением соборного иконостаса. Благоукрашение алтаря исполнено по благословению Святейшего Синода и Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Руководил исполнением благоукрашения Епархиальный Архитектор, член Императорского Московского Археологического Общества, Николай Андреевич Артлебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Воспитание детей в древних княжеских семьях оканчивали рано, и молодых княжичей женили по достижении ими 15–16-летнего возраста и даже ранее. Из летописей известно, что брат Андрея Боголюбского Всеволод женил сына своего Константина даже 10-ти лет, и тот же Всеволод выдал дочь свою Верхуславу 8-ми лет за 14-летнего князя Ростислава Рюриковича. Но случаи столь ранних браков были все-таки довольно редкими. Нужно с уверенностью предположить, что Юрий Долгорукий женил Андрея по достижении им совершеннолетия. По крайней мере историк Погодин утверждает, что Андрея женили вскоре после 1130 года, и есть основание этот брак отнести к 1139 г. 16 , когда Андрею Боголюбскому было 28 лет от роду. Имя жены Андрея 17 и обстоятельства его женитьбы сообщаются в народных сказаниях о начале Москвы 18 , сохранившихся в рукописях Синодальной библиотеки. По этому сказанию на том месте, где ныне находится Москва, жил богатый боярин, Суздальский тысяцкий Степан Кучка, владея здесь многими селами красными. Этот боярин, возгордившись зело, однажды не только не воздал чести князю Юрию, но и поносил его. Князь, не стерпя такого посрамления, приказал предать непокорного боярина смерти, а сыновей его Петра и Якима, еще очень молодых и красивых, и дочь красавицу, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему Андрею. Построив Москву на месте Кучковых владений, Юрий приехал во Владимир и сочетал здесь браком сына своего Андрея с дочерью Кучки. Из этого предания видно, что Улита, жена Боголюбского, была дочерью одного из сильных местных земских бояр владельцев, которые переселились сюда с издавна из Новгорода и с которыми Юрию пришлось вступать в открытую борьбу, так как эти земские люди вовсе не хотели повиноваться князю и желали жить на «всей своей воле» 19 . Это народное предание не противоречит и рукописным известиям. Впоследствии мы увидим, что братья Улиты – Петр и Яким Кучковичи служили при дворе Андрея Боголюбского до самой его смерти, коей они и были главными виновниками. По достижении совершеннолетия князьям обыкновенно давался для кормления и управления в родовой отчине один из городов. Такой город получил и Андрей Боголюбский от отца 20 . Это был тогда незначительный, бедный и малонаселенный город Владимир на Клязьме, только что отстроенный 21 дедом Боголюбского, вел. кн. Владимиром Мономахом . Здесь протекли первые годы молодости и зрелого мужества Боголюбского; здесь же, конечно, зародились в нем и первые думы о возвышении Ростовско-Суздальской земли среди русских княжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Судя по результатам раскопок, ни один из храмов соборного комплекса не был украшен монументальной живописью и не имел майоликовых полов. У Константина Всеволодовича, видимо, не было мастеров, выполнявших такие работы. О.М. Иоанисян предположил, что монументальным украшением в домонгольском Спасском соборе была знаменитая икона начала XIII века «Богоматерь Великая Панагия», создание которой исследовательница Э.С. Смирнова связала с завершением строительства собора (в настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее). Она могла находиться в алтаре собора, или служить его предалтарным образом. С первых дней своего существования Спасский монастырь был не только городовым моастырем, но также являлся княжеской обителью. Об этом свидетельствует, в частности, Житие святого благоверного князя Федора Черного, где сказано: «въ монастырь же всятаго Спаа всегда прежжаще и братию довольно кормяше и милостынею удовляше, и божественным книгам прилежаше день и нощь…». В монастыре ярославские князья находили не только духовную поддержку, но и обретали последний покой. Хоронили их в Спасо-Преображенском соборе или Входоиерусалимской церкви. В 1299 году там, в «притворе церковном» (точнее, в церкви Входа Господня в Иерусалим), был погребен сам князь Федор Черный, а затем и его два сына – Давид и Константин: «Во граде Ярославле, в монастыре Святаго Спаса, лежаху три книзи, князь великий Федоръ Ростиславичъ Смоленскый и Ярославский. Да сын его Кстянтинъ, да внук его Давыдъ (в летопись, видимо, вкралась ошибка, так как Давид тоже был сыном князя Федора). С почитанием трех князей теснейшим образом связана вся дальнейшая история монастырского соборного комплекса. В 1463 году, при последнем удельном князе Александре Федоровиче Брюхатом, Ярославское княжество вошло в состав Московского государства. Почти одновременно с этим событием произошло чудесное обретение мощей ярославских князей Федора, Давида и Константина. Немного позднее, по заказу Ивана III и митрополита Филиппа, иероманахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием было написано Житие Федора Черного.

http://sobory.ru/article/?object=05743

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010