Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Под этим именем, в летописях, известен только один князь Георгий (Юрий) Святославич, последний князь Смоленский из рода Мономаха. Потеряв свой удел, завоеванный Витовтом, он был наместником великого князя Василия Дмитриевича в Торжке и ум. 13 сентября 1407 года в одном пустынном монастыре Рязанской области у некоего игумена Петра. Но время, указанное в «Книге о Святых» далеко не соответствует XV веку. Преосвященный Сергий (Восток, ч. III, прим. 3, стр. 61) и вслед за ним Н.П.Барсуков (стр. 211) полагают, что под именем Георгия Святославича разумеется Георгий (Ярослав) Владимирович, великий князь ум. 1054. Но на это нет доказательств, и великий князь Ярослав не был убиен. Следовательно, упоминаемое лицо остается для нас неизвестным. 5. Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день Из рода князей Черниговских, славный победами, подвигами за отечество и христианскими добродетелями, употребил целую жизнь на примирение удельных князей и успокоение земли русской. Ум. 1125 г. 19 мая. Погребен в Киевском Софийском соборе, но могила его там неизвестна. Не канонизирован. 6. Святый князь Ярополк Изяславич, убиен бысть от слуги от Нерядца в лето 6595, а память его месяца ноября в 21 день Страстотерпец, сын великого князя Изяслава Ярославича. 22 ноября 1086 года убит слугою своим Нерядцем, погребен в Киево-Софийском соборе. Не канонизирован. Сказание о «благонравии князя Ярополка Изяславича и о убиении его» напечатано в «Степенной книге» (I, 232, 233) и помещено в Милютинских Четиях-Минеях под 22 ноября. Память местно совершается 21 ноября. 7. Святый князь Игорь Ольгович убиен бысть от Киевлян в лето 6655, а память его месяца июня в 5 день Сын Черниговского князя Олега Святославича. В 1146 году, великий князь Изяслав Мстиславич, после одержанной над Игорем победы, отослал его в Выдубицкий монастырь, а оттуда скованного в Переяславль и там заключил его в монастырь св. Иоанна. Там постриженный, Игорь, уже схимонах, жил в Киевском монастыре св. Феодора. В 1147 году киевляне, узнав об измене князей Черниговских великому князю, извлекли схимника Игоря из монастыря и убили 19 сентября. Мощи в 1150 году перенесены в Чернигов и положены в Спасском соборе. Житие и страдания напечатаны в Степенной книге. Память празднуется в день кончины. Икона Богородицы, пред которою он молился в последние минуты своей жизни, находится в Великой церкви Киево-Печерской Лавры и зовется Игоревскою. По «Иконописному Подлиннику» Игорь «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил» (Митр. Макарий, «Ист. Р. Церкви» III, 100. Описание Румянцевского Музея, стр. 611). 8. Святый князь Ростислав Мстиславич преставися в лето 6674 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Из многочисленного потомства Ярослава Всеволодовича далеко уже не все были в живых: в 1255 году Александр похоронил брата своего Константина, княжившего в Галиче, «и бысть плач велик» 359 . В следующем году скончался другой брат Даниил Ярославич. Михаил Хоробрит, как мы уже знаем, умер еще во время путешествия Александра в Монголию. В живых оставались Андрей, бывший владимирский князь, теперь княживший в Суздале, Ярослав тверской и Василий костромской. Зато на глазах великого князя поднималось молодое поколение сыновей и племянников: мы уже знаем его сыновей – Димитрия и Василия. Димитрий княжил в Новгороде вместо провинившегося Василия. Третьему сыну Андрею отец предназначал Городен с Нижним. Дочь Евдокия была замужем за Константином, сыном смоленского князя Ростислава, одним из участников похода 1262 года против ливонских немцев. Воспользовавшись тишиною, без сомнения, князья-родственники собрались вокруг великого князя, чтобы выразить ему свое уважение и любовь. Присутствие Александра, устраняя соперничество, водворяло – увы! – лишь временный мир между князьями. С кончиной Александра многое изменилось – точно тихий ангел отлетел из среды русских князей. Отдохнув в Ростове, Александр отправился во Владимир. В 1261 гаду Бог обрадовал его рождением четвертого сына Даниила, будущего князя московского и родоначальника князей – собирателей русской земли 360 . Радостное событие, без сомнения, было светло отпраздновано в присутствии собравшихся во Владимир князей – ближайших родственников. Благочестивые родители, в чувстве благодарности, посвящали свое дитя Богу. Однако не одни семейные дела занимали в это время Александра. Бесконечная доброта его сердца непрестанно побуждала его заботиться о тех несчастных, «иже бяху пленени от безбожных татар». «Милостилюбец, а не златолюбец» не жалел сокровищ для выкупа пленных, но, конечно, всех его средств не хватило бы для возвращения всех на родину. Много русских постоянно проживали в Орде по торговым делам, но несравненно больше было пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

http://www.yaroslavlru.ru Ярославль. Храм Михаила Архангела (гарнизонный) Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества. Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе. В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим... наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле- умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая). Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более дведцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

http://sobory.ru/article/?object=00209

После кончины сих благоверных Князей, наследницею Ярославского престола осталась дочь Васильева Мария, и за ее малолетством управляла Ярославлем мать, Княгиня Ксения, до того времени, когда дочь ее вступила в супружество с Князем Смоленским Феодором Ростиславичем Чермным, который приобрел чрез сей брак и княжество Ярославское. Весною 1501 года, выгорел кремль Ярославский и, вместе с палатами княжескими, сгорел и соборный храм Богоматери. Когда начали копать рвы для заложения нового храма, обрели два не повредившиеся от времени гроба, с нетленными в них телесами, и по надписям на каменных плитах узнали, что это были блаженные Князья Василий и Константин. По совершении над ними соборной панихиды, опять были опущены гробы их в могилу, но вскоре поднялась страшная буря, с громом и молниею, и в течение двух недель шел ливень и не умолкали громы, так что ужас объял граждан Ярославских; они приняли это за знамение небесного гнева, потому что не воздали должной почести благоверным Князьям своим, которые как бы возвратились к ним своим нетлением, через два с половиной столетия. По просьбе народной, Епископ и клир вынули из недр земли священные останки и перенесли их, с великим торжеством, из кремля в земляной город, в деревянную церковь страстотерпцев Бориса и Глеба. Когда известился о том Великий Князь Московский Иоанн Васильевич III, немедленно прислал он из Москвы искусных каменщиков, для построения соборного храма, и сам впоследствии пришел в Ярославль на поклонение святым своим предкам, от мощей коих непрестанно истекали исцеления. С торжеством были они перенесены во вновь устроенный храм и поставлены между столпов с правой стороны, под древними родовыми их иконами. Память их обретения празднуется 3-го июня. (Извлечено из местной летописи.) Перенесение мощей Яренгских чудотворцев Иоанна и Лонгина В ста двадцати верстах от города Архангельска, в пределах Холмогорских, есть селение Яренга, жители коего занимаются промыслом соловаренным. Случилось, при державе Царя Иоанна Васильевича и в дни святительства Митрополита Макария, некоторым жителям сего селения выехать за шесть верст в море; там обрели они на льдине мертвеца непогребенного, в одной срачице и смиловавшись над ним, срубили около него колоду и поставили на берегу моря. Протекло с тех пор двадцать пять лет, и никто не слыхал о том мертвеце, доколе не было от него видение одной болящей жене, которая страдала расслаблением всех своих членов. Явился ей юноша в том виде, в каком обрели его на море, и сказал: «Если хочешь быть исцеленною, иди на море, где лежит мое тело». Исполнила она повеленное, и, достигши указанного места, с теплой молитвой припала к пустынному гробу и возвратилась исцеленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Согласно Житию прп. Игнатия Вологодского, в заключении он увещевал младшего брата не падать духом и смиренно переносить страдания. 20 дек. 1540 г. по ходатайству митр. Иоасафа (Скрипицына) и членов Боярской думы, в к-рой преобладали сторонники князей Бельских, вел. кн. Иоанн IV Васильевич приказал «в Переславле из тюрмы ис тына выпустити княж Андреева сына углецкого князя Дмитрея». От вел. князя бывш. узнику были даны «дети боярские... и стряпчие всякие... и ключники, и сытники, и повары, и конюхи... И платья ему посылал князь великий с Москвы, и запас всякой был у него сушильной и погребной сполна, чего бы похотел. И ездити было ему по посадом по церквам молитися вольно, куды хотел... а у великого князя на Москве не бывал» (ПСРЛ. Т. 34. С. 26). Летописи относят освобождение Д. А. ко вторнику (Там же. Т. 13. С. 135; см. также: Т. 29. С. 39; Т. 34. С. 178), т. е., по-видимому, оно состоялось 21 дек. 1540 г. По летописному свидетельству, Д. А. скончался в 7052 (1543/44) г. (Там же. Т. 34. С. 180). Даты кончины Д. А., приведенные в Серебряниковской редакции Угличского летописца (РГБ. Ф. 178. Муз. 934. Л. 80 об., 2-я пол. XVIII в.) - 23 июня 7032 (1524) г. и в «Житии... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...»- 23 июня 7031 (1523) г. (ГИМ. Увар. 818. Л. 167), ошибочны. Д. А. был похоронен рядом с братом прп. Игнатием († 19 мая 1522, или 1523, или 1525), в соборе в честь Происхождения Древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Спасо-Прилуцком мон-ре (от игумена этого мон-ря Мисаила кн. Иван Андреевич незадолго до кончины принял постриг с именем Игнатий). В монастырской б-ке среди вещей, принадлежавших Д. А., хранился рукописный сборник 1515 г., содержащий Житие св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного (БАН. 17.14.12). Почитание Д. А. зафиксировано в Спасо-Прилуцком мон-ре в 1-й трети XVII в. В описи мон-ря 1623 г. указано, что над местом погребения «благоверного князя Дмитрия» стояла деревянная гробница, «поволочена мухояром зеленым, покров тафта багрова, крест нашит тафтян бел», впосл. гробница исчезла и место погребения Д. А. ничем не обозначалось. В 1896 г. над местом погребения Д. А. была устроена новая деревянная гробница с живописным изображением князя наверху.

http://pravenc.ru/text/178189.html

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира. Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь. Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины. Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. Вскоре Владимир женится; имя его супруги – Александра – известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в «Истории Российской» В. Н. Татищева). В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. «Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, – рассказывает автор «Повести временных лет», – и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу – таков был мор в конях». В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход – на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников – греческих ( Михаил Пселл , Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Он твердо следовал доброму правилу отцов: «по старой памяти, младшие должны старейшего имети вместо отца» 304 . Он старался о том, чтобы благотворить другим по средствам, какие были в его руках. Князья Рюрик и Володарь Ростиславичи, неимевшие наследственного удела и изгнанные из Тмутаракани, не знали, где приклонить головы. Ярополк дал им пристанище в своем уделе. Они отплатили ему за то, как язычники. В его отсутствие Ростиславичи скрылись из Владимира, наняли за деньги, едва ли не полученные от Ярополка, бродячие дружины и захватили Владимир. Вел. князь послал сына своего Мономаха против Ростиславичей, и тот выгнал их из Владимира. Ярополк с честию вступил в свой город и заключил тесную дружбу с Мономахом 305 . К сожалению эта дружба скоро была потревожена. Тревожные племянники не давали покоя вел. князю. домогаясь уделов. Безудельный Давид Игоревич грабил Греческих торговцев и наносил вред торговле России с Востоком; Ростиславичи были еще более своевольны и дерзки. Дабы сколько-нибудь усмирить беспокойных, великий князь дал Давиду Дорогобуж, а Ростиславичам Перемышль и Теребовль, тогда как эти города составляли с Владимиром одно целое 306 . После того, как отец Ярополка положил жизнь за Всеволода, Ярополк не мог ожидать того, что Всеволод будет отнимать у него части владений его, – поэтому больно было ему, что Всеволод поступает с ним не по его надеждам; советники говорили ему, что Всеволод, отняв немногое, захочет отнять все; потому надобно предупредить насилия; но добрый князь не хотел восставать против дяди; он винил во всем беспокойных Ростиславичей и потому велел собирать войско против них. Вел. князь, поняв дело по своему, послал войска свои против Ярополка. Ярополк вынужден был бежать в Польшу, чтобы там найти помощь; мать, жена, имение, дружина Ярополка захвачены были в Луцке и перешли в руки Всеволода; Владимир отдан Давиду; значвт, все сделали, чего ожидали от Всеволода советники Ярополка и чего не ожидал сам он. В следующем году, старанием доброго Мономаха, Владимир возвращен Ярополку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол» 29 . При отъезде Ярослава Всеволодовича в Киев и при вокняжении Александра Ярославича в Новгороде в 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обыкновенно прибавляется: «и сел на столе». Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович, подобно отцу своему, говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской» 30 . Народ новгородский толпами окружает свой знаменитый храм. Обыкновенно царствующий в нем полумрак сменился ярким освещением от множества возженных свечей. В челе собравшегося во множестве народа благоверный князь Александр возносит теплые молитвы Царю царей. Он высок ростом, строен, прекрасен собой и еще прекраснее в своем молитвенном одушевлении. По красоте наружности его сравнивают с Иосифом Прекрасным, а по силе и величественному виду с Сампсоном. Его звучный и сильный голос, подобно громогласной трубе, гремел в народе 31 . Но теперь слезы блестят в прекрасных очах и обильно струятся по щекам. Благочестивый князь знает, что все усилия человека, как много даров ни дано ему, не принесут надлежащей пользы без Божия благословения, и теперь, в этот торжественный час, готовясь отдать все свои силы в жертву дорогой земле Русской, он смиренно преклоняет колена и испрашивает Божией помощи. Усердно вместе с своим юным князем молятся и граждане... Слышится стройное пение духовного чина, благовонной волной струится фимиам. Все в этом храме действует на душу и усиливает молитвенное настроение: и воспоминания, связанные с прошлыми судьбами города и Святой Руси, и почивающие нетленно мощи святых. Вот почти у самых южных врат рака с мощами св. князя, строителя храма, Владимира Ярославича. Здесь же покоятся и мать его Анна, первый новгородский владыка Иоаким Корсунянин, присланный сюда св. Владимиром, Лука Жидята, св. Никита, бывший затворником Киево-Печерской лавры, архиепископы: свв. Иоанн и Мартирий; здесь и знаменитый прадед Александра св. Мстислав Ростиславич Храбрый... А с вышины, точно с небес, взирает на все собрание величественный и строгий лик Спасителя 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010