Вот картина, взятая – слепок, снимок, с общества его времени. Но он, как матрица, накладывается и на наше время. Вот к чему приводит безбожная жизнь. Посмотрите 18-й стих: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою [Ведь только человек может подавлять истину неправдой. Ни одно животное, ни одно растение, ни один минерал – они не нарушают своего чина. Только человек может подавлять истину неправдой]. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания через рассматривание творений видимы [вот вам, космологическое доказательство: через рассматривание, через изучение этого творения, этого многие приходят к вере], так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку [конечно, они остановились на природе], то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Вот вам картина, как всё это дело происходит. А вначале: И увидел Бог, что это хорошо (см. Быт. 1:8 ). После каждого дня творения это одобрение Божие: И увидел Бог, что это хорошо. Это написано не для Бога, а для нас. Нам внушается мысль, что материя не является злом, что она вышла из рук Того же Творца. И вот самое прекрасное в нём, в творении, венец, – это человек, Его образ и подобие. Он поселяется в Раю сладости – даётся определение, география Рая. Это район Персидского залива, потому что реки Тигр и Евфрат существуют и сегодня, а Фисон и Геон являются предметом изысканий (см. Быт. 2:10–14 ). И где только этот Рай не помещали, но вы, может быть, посмотрели, некоторые, фильм «Я нашел Рай». И знаете, что один человек просто уверяет, что он определил место Рая, используя теорию дрейфующих материков, в результате которой суперконтинент, бывший вначале, раскололся на части, но эту мозаику можно соединить и определить, где было место Рая. Ну, дай Бог, чтобы он не ошибался. Только и могу сказать насчёт этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Вот Он крестит, и все идут к Нему». Иоанн воспользовался этим случаем, чтобы произнести окончательное свидетельство о Христе, замечательное как по ясности изложения евангельской истины, так и по глубине смирения и самоотречения. Напомнив им о том, что он всегда выставлял превосходство Христа над собою, он объяснил при этом, что таков именно закон домостроительства Божия: «Ему должно расти, а мне умаляться». И этому закону Иоанн подчиняется с полными сознанием своего священного долга. Он не только не находить себе источника скорби и уныния в таком положении, а напротив, как «друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха», так и Предтеча радуется теперь, слыша голос Мессии Христа. «Сия-то радость моя исполнилась» теперь. Хотя ему самому суждено было, как последнему представителю ветхого завета, остаться вне церкви новозаветной, он все-таки заключил указанием своим ученикам и всем своим слушателям пути в нее. Его деятельность достигла теперь предназначенных ей пределов, и он сам отсылал их теперь для получения неизмеримых даров Духа святого к Тому, который пришел с неба и выше всех на земле, общая вечную жизнь вся­кому верующему в Сына Божия и гнев Божий за неверие в Него ( Ин. 3:25–36 ). Вскоре после этого свидетельства Иоанн подвергся преследованию со стороны фарисеев, по навету их был схвачен Иродом Антипой и заключен в темницу, где он и томился до самой смерти, хотя и имел возможность сноситься с сво­ими бывшими учениками и продолжал следить за служением Иисуса Христа. VII. Пребывание И. Христа в Самарии. Беседа Его с самарянкою Насильственно прекратив общественное служение Иоанна Крестителя, фарисеи не успокоились на этом успехе, а услышав, что новый Учитель привлекает еще больше последователей, чем Иоанн, они не преминули бы употребить насилие и по отношению к Нему. Но так как час Его еще не пришел, то Он оставил опять Иудею, чтобы продолжать свое служение среди более восприимчивых галилеян. Самый прямой и короткий путь из Иудеи в Галилею вел чрез Самарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Вот посмотрите – 2–я глава – что здесь говорится: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как не бывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца [вот как искра вылетает из костра и растворяется в темноте], когда она угаснет, тело обратится в прах и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака и рассеется как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать и никто не возвращается. Будем же [вывод] наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий». 11-й стих: «Сила наша да будет законом правды, ибо безсилие оказывается безполезным». Вот – философия, и вот её разделяет большинство людей. В этот поток и втягивается христианское общество. И оно рафинировано так, что в нём найдёте все бездны зла и порока и всю высоту . Вот сегодня блаженная Ксения. Преподобный Серафим Саровский , благословляя Пелагию на подвиг юродства, беседовал с нею шесть часов, а потом вышел и отвесил ей земной поклон, и сказал, что невелик таков полк. Я не знаю, после кого ставить-то блаженных. Вот Ксения блаженная: здравый, разумный человек берёт на себя безумие этого и обличает это безумие. Берёт на себя всё поношение, все гонения, всю эту тесноту. И вот этих блаженных не так-то и много. Но они-то и были подлинной закваской. Вот Ксения блаженная останется на все века для нас вот таким примером: невелик этот полк! И вот в Дивеевской обители одна блаженная сменяла другую – до Паши Саровской включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот поэтому ваш отец, – говорит, – диавол: « Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? [И смотрите: молчание. Ни один человек не может задать на общество этого вопроса: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” За каждым найдётся что-то – за каждым! А вот здесь – несмотря на то, что следили специально, смотрели, чтобы уловить, – молчок. Кто?] Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? [Вот весь вопрос: Почему вы не верите Мне? Вот пойдите с этим вопросом: верите ли вы в Бога? Нет. Почему? И вот будут приводить доводы. Ну что это за доводы? Какие они могут привести, неверующие люди, доводы? Что Бога никто не видел? Так Его и видеть-то невозможно – Его ощущать нужно чувством! Мы многого – мы воздуха не видим, а лиши нас воздуха, мы сразу почувствуем, что его нет! Мы звуков не слышим – а если включить приёмник, мы услышим, сколько здесь звуков проникает через это. Мы многого , а оно существует! Доводы? Нету их. Ни одно из доказательств не имеет принудительного характера. Все они разбиты, эти доказательства – Бог выше наших самых лучших представлений человеческой мысли и доказательств. И если мы с вами встанем на эту скользкую тропу доказывания, мы потерпим фиаско: нужно не доказывать, а свидетельствовать! И Христос говорит: почему вы не верите Мне?] Кто от Бога, тот слушает слова Божии. [Премудрость Божия познаётся чадами её. Вот это, как выражение, там сказано: так что Премудрость Божия познается ее чадами ( Мф. 11:19 ). Надо быть чадом этой Премудрости, чтобы её познавать. А так, конечно, нам будет казаться чужой, и мы найдём всевозможные предлоги, чтобы подвергать сомнению Его слова:] Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. [Это сказать-то им, иудеям, которые всё начинали с молитвы – все дебаты, все разговоры вращались вокруг – и вот: вы не от Бога]. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? [Вот самое оскорбительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот смотрите 17-ю главу: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою» ( 3Цар. 17:1 ). Вот это служение! Вот какая должна быть ревность. Вот, если мы хотим, чтобы Россия-то возродилась, вот в ней должны найтись такие пастыри: архиереи, пастыри, – причём и из женского рода! Жив Господь, пред Которым я стою, – вот это клятва его: он как бы видел пред собою всегда Бога! – не будет в сии годы ни росы, ни дождя, разве только по моему слову! Разве только по моему слову. И Господь выполнил его просьбу и услышал его молитву. А ведь можно представить, что это такое: это – обречь на смерть практически целое царство. Обречь на смерть. Значит, в очах Божиих беззаконное жительство никому не нужно. Не нужно. Это люди – это навоз на поверхности земли. Вот, что представляет из себя общество, которое так живёт. Навоз. Будут навозом на поверхности земли (см. Иер. 16:4 ). Это было сказано пророку Иеремии. Это страшные слова. Вот, а сам ты будешь у потоков Хорафа, – это приток Иордана, – будешь там пить, а воронам Я повелел кормить тебя. Вот, какой он достиг святости. Ворон с точки зрения, вот, классификации птиц нечистая птица, а вот она приносила ему . Значит, всё это условно! Значит, чистая, нечистая – всё это условно. А вот не кто иной, как ворон приносил! Прочитайте житие Кукши Одесского. Он же также сидел в ГУЛАГе, также замерзал там. И как ему тоже бросили свёрток – птицы, да? Ведь также умирали: «Господи! Умираем, замерзаем! Пошли нам, как Илии!» Вот, это не сказки! А это повторяется. И что же? А через полгода этот поток пересох. Пересохли все притоки. И было ему слово Господне: «встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там», – а Сарепта – это город-спутник Сидона. Сайда – Сидон. Один из древнейших : Тир и Сидон, древнейшие города около них небольшие . В Сарепту, – Я повелел жене, вдовице, питать тебя. И вот он находит эту женщину, она собирает сучья, чтобы испечь на них последний укрух: замесить и умереть вместе с сыном. Он ей вслед кричит, что дай, возьми для меня кусок хлеба. Она говорит: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде накорми меня; ибо так говорит Господь: не оскудеет ни масло, ни мука». И вот он её питал. Он её питал, а потом у неё умер сын её, он его воскресил, и вот она говорит: Воистину ты – человек Божий, – 24-ый стих, – теперь-то я узнала, что ты человек Божий, что слово Господне в устах твоих истинно. Вот Иоанн Златоуст говорит: почему Господь посылает его по диагонали – от Иордана по диагонали идти через северную часть страны в Сарепту Сидонскую? Чтобы посмотреть!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот таким-то холодным и жестокосердным формалистам Господь ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Это значит, что как Бог Отец после творения мира не перестает промышлять о нем, так и Сын Божий промышляет дела любви погибающему в грехах роду человеческому. Но фарисеи не унимались, они стали обвинять Христа в том, что Он делает Себя равным Богу. На это Господь ответил им: «Вы не верите Мне, потому что вы не любите Бога. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» [ ]. Эти слова Господа исполняются до настоящего времени. Евреи, отвергнув истинного Мессию, ждут лжемессию – антихриста! Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5 Преследуемый и гонимый духовными руководителями еврейского народа, Христос покинул Иерусалим и направился в Галилею. Однажды в субботний день Господь с учениками проходил через поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?» По толкованию ученых раввинов, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение в субботу таких работ назначалось побиение камнями. Не дождавшись ответа от учеников, фарисеи с упреком обратились к Христу: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» В ответ на это Господь напоминает фарисеям примеры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал формалистам: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего покоя. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Вот у каждого своя слава, своя мера и эта слава : Покажи мне от славы Твоея ( Исх. 33:18 )– ну-ка, где мы это находим? Откройте Исход и найдите в Исходе 32-ю или 33-ю главу. Смотрим. 34-я глава, вот эта. 29-й стих: «Когда сходил Моисей с горы Синая [а он там был сорок дней – сорок дней непосредственного богообщения! потому что сказано: вошёл в облако – там где Бог, вошёл во мглу – там где Бог ( Исх. 20:21 )! Вот псевдо- Дионисий Ареопагит написал о Божественном мраке. Приобретите себе Дионисия Ареопагита  и найдите там “О Божественных Именах” и “О Божественном мраке”, куда вошёл Моисей – имеется в виду облако, которое было на вершине Синая. Но в духовном смысле это облако говорит о том, что Бог обитает во мгле и Его нельзя созерцать, там, где Бог:] и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним [Это не лучи зайчика – от зеркала отражение – это не зайчики. Это непонятно, и это невозможно передать словами. И вот я это видел сияние у схиархимандрита Луки, одного из последних доживавших в Псково-Печерском монастыре старых монахов с Валаама. Лука и Николай. Этот был слепой пророк, а вот у этого глаза как два прожектора. Вот когда он поднял на меня глаза – сидит согнувшись, – это надо было видеть. Вот это два луча идут из чистых голубых – как два озера, два глаза, – и вот идёт такое излучение какого-то нетварного – не определишь: и голубой, и светло-голубой, и не знаешь как определить. Он не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого что Бог говорил с ним. Вот вы вдумайтесь, то есть такое может произойти с каждым. Бог говорил с человеком, и лицо человека стало сиять лучами]. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними [А вот теперь вспомните Фавор и Преображение Господа, Фаворский свет – они также, можно сказать, все потеряли сознание. А Пётр – вне себя – не зная, сказано, что говорил: Наставник! хорошо нам быть здесь с Тобою, сделаем три кущи Тебе (см. Лк. 9:33 ), – он всё на белом свете забыл и хотел навсегда остаться здесь с Господом. Вот как просветился Господь – конечно, не могли созерцать, – они в страхе упали. Так вот лицо-то Моисея]. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. Иногда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было ему от Господа. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним» ( Исх. 34:29–35 ). – С Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот указание на Иуду, на человека погибели. Вот Он и говорит: Но да сбудется Писание. 13-й стих теперь смотрите 17-й главы от Иоанна: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Вот, действительно, реакция на то, что не соответствует этому ненависть. Когда мы пишем, читаем: не любите ни того, что в ибо кто любит в том нет любви Отчей (см. 1Ин. 2:15 ), – речь ведь идёт не о творении. Творение Божие прекрасно (см. Быт. 1:31 ). А мы не должны жить по стандартам этого по его, так сказать, стихии. И, конечно, будем белой вороной. не прощает людей, которые не живут по его законам. Христиане в этом плане резко отличались от языческой массы. Но сейчас мы практически ничем не отличаемся от неверующих людей. А тогда различие было очень явно. И хотя носили ту же одежду, питались той же самой пищей, но поведение и всё остальное резко их выделяло и отличало. И вот смотрите: Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла – от соблазна. А где же нам жить-то? Мы должны жить волей-неволей в этом окружении, в том обществе, которое нас окружает. Ведь не поднимет нас Господь между небом и Землёй и не поместит на каком-то воздушном облаке, чтоб мы жили отдельно. Так вот, надо жить в том самом но чтоб не соблазнил нас этот нас от зла. Чтобы имели они радость Мою совершенную. Вот. И возненавидел их, потому что они не от как и Я. Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла. Они не от как и Я не от Такое выражение есть, знаете: это не от сего человек, потому что это Божии люди, и это видно было: не от сего. Вот как какая печать их. Они не от Освяти их истиной Своей. Слово Твое есть истина. Поэтому Слово Божие может человека освящать: как освящают человека Таинства, так освящает его и Слово. Как Ты послал Меня в так и Я послал их в И за них Я посвящаю Себя, чтобы были они освящены истиной. Вот это посвящение Себя, да, через Крест, вот это и есть посвящение, чтобы они и были освящены истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Все становится гораздо понятнее, если рассматривать происходящее в библейской перспективе – «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23). Ненависти и убийству, злобе и лихоимству не нужна никакая внешняя причина – они исходят изнутри, из поврежденного падением человеческого сердца. Как алкоголик рад любому поводу напиться, так и падший человек рад любому поводу дать выход ненависти к ближнему. Как сказал Ницще, «не благая цель делает войну оправданной, но благо войны оправдывает любую цель», человек всегда найдет себе правое дело, ради которого он будет сеять смерть и разрушение. Внутри человека – и внутри общества – есть конфликт между силами зла, разрушения и смерти, рвущимися на поверхность из глубины сердца, и всем тем, что их сдерживает – страхом наказания со стороны закона, осуждения со стороны других людей, которые могут создать проблемы, вбитая в детстве уверенность что «так не делают», этические и/или религиозные убеждения. Как с бесноватым у Луки – «его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыню» (Лук.8:29). Цепи и узы закона, порядка, цивилизованности начинают разрушаться с того, что по отношению к каким-то плохим людям становится можно то, что раньше считалось неприличным и неуместным. Они же плохие, их можно. Конечно, между криками «предатель» и коктейлями Молотова есть дистанция – но оба пункта расположены на одной и той же дороге. Из этого следует, что ненависть есть ненависть, а какими поводами и рационализациями она себя оправдывает – глубоко вторично. Случайности рождения, воспитания, переездов – и люди, которые сейчас негодуют на одной стороне, негодовали бы на другой. Накал ненависти был бы тем же, но по отношению к другим. Ненависть – вещь постоянная, ее предмет – переменная.

http://pravmir.ru/v-zashhitu-vragov-i-iz...

Все, чтó не особенно грозило этой опасностью, он старается, по крайней мере, представить более естественным, – не замалчивает совершенно и не извращает настолько, чтобы с намеками на чудесность не оставалось считаться. Дальнейшие характерные образчики данного рода мы увидим сейчас же в его описании завоевания земли Обетованной. Так, камнеобразный град, решивший Гаваонское сражение к пользу Израильтян 321 , обращается у него просто в град, крупнейший обыкновенного (χαλζης καταφορ μεζονος τς συνθους), и чудесное продолжение дня («Бог продлил день») едва упоминается с простой отсылкой к «писанию, соблюдаемому в хранилищах храма». 322 Время Судей Иосиф более склонен, кажется, относить к числу мрачных страниц Библейской Истории. Это было время упадка общенародного духа и нравственности, и – вместе – временем бедствий, за которыми, впрочем, Иосиф не «прежде всего» признает воспитательное значение в том смысле, в каком это дается многими местами Библии. «Израиль… сделал Хананеев данниками, но… не изгнал их ( Суд.1:28 ); Господь попустил это, «чтобы искушать ими Израиля, станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет (2:22)». К стыду Израиля опасения, оправдались: они «служили богам их (пощаженных народов – 6 ст.), и сделали… злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога Своего» (7 ст). «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки… и служили сыны Израилевы… восемь лет» (8 ст). «Тогда возопили… к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынов Израилевых, который спас их» (9 ст.), и т.п. несколько раз. Иосиф более «человекообразно» понимает эту трагедию на основе измены Иегове, и в числе причин бедствий Израиля полагает «обогащение, расслабление, роскошь и сладострастие Израиля, и – пожалуй – нечто в роде «отвычки» воевать после предпочтения войны с Хананеями простому данничеству их; – причины, как видим, шаблонные, если можно так выразиться, обусловливающие вообще ослабление устоев и падение всех политических и гражданских обществ, но в данном случае далеко недостаточные.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010