Между ними весьма важное имеет значение грамота, пожалованная дворянству. Сею грамотою Государыня «повелела, объявила, постановила и утвердила на вечные времена и непоколебимо» те основные статьи, в которых указаны права и преимущества, а вместе и высокое достоинство дворянского сословия. Такую грамоту Императрица даровала дворянству как из уважения к заслугам древних боярских родов, так и в надежде будущей верной службы лиц сего сословия престолу и отечеству. И действительно велики заслуги российского дворянства. Стоя впереди других сословий, оно первое являло примеры доблестей гражданских. Постигали ли бедствия нашу страну? Оно спешило их облегчить. Открывались ли нужды общественные? Оно не жалело жертв. Угрожала ли опасность от врагов, и начиналась ли война? Оно устрояло ополчения на защиту отечества и посылало сынов своих в первые ряды воинства. Наступало ли мирное время? Дворянство тотчас оказывало свое живое содействие к уврачеванию ран, нанесенных войной, а затем к развитию благосостояния общественного и к распространению народного просвещения. Посему справедливость требует сказать, что если сто лет назад была дана Всемилостивейшая грамота российскому дворянству, то она соответствовала заслугам и надеждам. Все сие относится и к здешнему дворянству, хотя Бессарабская область присоединена к России чрез двадцать семь лет после пожалования грамоты. В самой грамоте упоминается о многочисленных победах, одержанных в Бессарабии. Ее нивы обагрены русскою кровью, пролитою для ее благосостояния и освобождения христиан от мусульманского ига; много славных дел совершили русские полководцы в сей области, а один из них и умер среди ее полей. Бессарабия кровным родством соединена с Россией и стала с нею в плоть едину ( Еф. 5:31 ). Посему на здешнее дворянство простерты все те блага, которые дарованы грамотою Императрицы Екатерины Второй. В законе изображено: «Дворянство Бессарабское пользуется в России всеми правами и преимуществами, Всемилостивейше дарованными российским дворянам» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

побеседовал вообще о наших культурных мероприятиях, а затем желая предоставить мне переговорить о личных делах, стал откланиваться, чтобы идти к преосв. Серафиму (сщмч., Чичагов, еп. Орловский и Севский, с 1907 г. присутствующий член Св. Синода - Л.А.), но пр. Гермоген позвал преосв. Серафима в гостиную. Познакомился и я. Разделились. Ник.Вас. стал беседовать (нарочно громче) с пр. Серафимом, я с пр. Гермогеном. Попросил его содействия в отпуске нам средств на столовые, на преобразование школ (это было еще предметом общего разговора) и получил обещание, затем перешел на трудность работы без поддержки, на письмо Епископа. По-видимому, пр. Гермоген как будто знал уже об этом или вообще слышал уже раньше от Ник.Вас. о Мисаиле, сказал, что «он уже плох, да и не сам, по внушению, что тут надо энергичного, что он не будет у нас»... Прощаясь с нами, он на слова Ник.Вас. о молитвах благословил и, указывая на меня, сказал: «Вот надо помочь ему»; советовал еще сказать о. Восторгову; пообещал еще увидеться со мной. Проехал к Скворцову, застал в редакции, переговорил немного. Он сообщил, что статья, подписанная Мисаилом для Нов[ого] Вр[емени] у него, и он даст потом прочесть ее. Сказал, что едет докладывать Обер-Прокурору о приглашении нас с Губернатором во вторник в комиссию при Синоде. Пригласил к себе в половине шестого, сказав, что будет еще кто-то. Однако свидание не состоялось: его отозвали куда-то и он, извиняясь, приглашал (карточкой) на беседу в 9 ч. вечера на Ярославское подворье к еп. Серафиму; я однако отказал, предполагая быть у Ф.Н. Белявского (член-ревизор Учебного комитета - Л.А.). Во втором часу дня приехал с визитом ко мне В.В. Савельев и пробыл около часу; разговаривали и о вчерашнем проекте, к которому он по-видимому не совсем сочувственно относится... поговорили и о Мисаиле, и о Варнаве, от которого, кстати, тут же получил интересную телеграмму из Шунги: «Навести Бутми (бессарабский помещик, русский ученый-экономист, монархист, член Русского Собрания - Л.А.), Даманского (управляющий Контролем ведомства православного исповедания, с 1912 тов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Этот пересмотр, согласно поданной во время Встречи рекомендательной записке, должен быть осуществлен Собором Блаженнейших Патриархов и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей, инициированным Вселенским Патриархом. В последнем пункте коммюнике содержится призыв «для каждой Православной Церкви почитать и строго соблюдать географические границы каждой юрисдикции, которые были установлены Священными Канонами и их учредительными постановлениями». Этот пункт касается вопроса вторжения Румынской Православной Церкви на каноническую территорию Иерусалимской Православной Церкви, а также учреждения в 2007 г. бессарабской митрополии на канонической территории Украинской Православной Церкви. Итак, в свете февральской и сентябрьской встречи мы видим некую логику для ближневосточного региона, изменить статус Кипрской Церкви — поскольку она включена в сферу культурной, политической и религиозной жизни Древних Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Насколько необходимо такое изменение и каковы его последствия? О последствиях можем сразу сказать, что они будут благоприятны для Древних Восточных Патриархатов и Кипрской Церкви во всех аспектах, вплоть до осуществления «греческого содружества» на Всеправославном соборе, как это случилось с решением вопроса о каноническом статусе православной диаспоры, когда Поместные Церкви разделились на два лагеря: прогреческие Церкви и все остальные. Другие поместные Православные Церкви будут ощущать свою зависимость от Пентархии Древних Православных Патраирхатов, со всеми вытекающими отсюда последствиями, что абсолютно нарушает равноправие Поместных Церквей. Проанализируем «кипрское желание», а также «Послание…» и коммюнике Собрания в свете истории Церкви, канонов и современной геополитической ситуации в Средиземноморье. Правомерность «кипрского желания» Излагая аргументы Кипрской Церкви, выдвигаемые ней в пользу занятия 5-го места в диптихах, будем опираться на сообщение «Service Orthodoxe de presse» (SOP) 359 juin-juillet 2011 Pp.

http://bogoslov.ru/article/2239930

Особенно таких епископов довольно много встречалось в Подолии, на Волыни и в Галиции, где население было тогда почти сплошь православное, за исключением помещиков и шляхты. Униаты и униатские епископы с пренебрежением обращались с этими «бискупами хлопской веры», но в крестьянских (хлопских) хатах для таких пастырей всегда был готов искренний, радушный прием. Для получения епископского сана Епифаний отправился в Яссы, к тамошнему митрополиту Георгию. В бессарабском городе Сороках написал он подложную грамоту от имени львовского православного епископа к этому Георгию и привесил к ней выкраденную в Киеве львовскую епископальную печать. Написал такие же подложные грамоты будто бы от Варлаама Ванатовича к ясскому митрополиту и молдавскому господарю и привесил к ним подложные, им вырезанные еще в Киеве, печати. Представившись обоим в Яссах, он показывал тому и другому тоже подложный, составленный будто бы жителями Чигирина приговор о желании иметь Епифания у себя епископом. В подложной грамоте, писанной от имени Варлаама, Епифаний выражал то недовольство киевлян, которое затаенно действительно существовало в них со времени отчисления Киева и Малороссии из ведения константинопольского патриарха. Учреждение святейшего синода и издание «Духовного регламента», в котором находится немало антиканонического, еще более усилило недовольство местного духовенства. Прежде киевские митрополиты были «экзархами патриаршего фрону» и малым чем рознились от автокефальных первостоятелей церквей. Теперь они были поставлены наряду с прочими архиереями и даже из митрополитов низведены на степень архиепископскую. Упразднив сан патриарха, Петр I уничтожал постепенно и митрополичьи кафедры, так что к апрелю 1724 года, по смерти Тихона казанского, во всей России не было ни одного митрополита. Оставался в живых Сильвестр смоленский, и его перевели в Тверь епископом. Оскорбительно это было и вообще для русского духовенства, а для Киева, где ряд митрополитов восходил до дней самого св. Владимира, это было больше чем оскорбление.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Приняв во внимание, что правительство соединенных княжеств не настаивало более на признании г. Ароняна поверенным монастырей, и что оно согласно на условия предложенные Императорским министерством, бессарабский губернатор Фантон-де-Веррайон 10 октября 62 года доложил исправляющему должность генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, что с его стороны не может встречаться затруднений в указании лица, которое с пользою могло заменить о. Феофана по исполнению обязательств его в отношении учреждения некоторых богоугодных заведений на вотчине Копанка и Кицканы, тем более, что и сама Нямецкая лавра не желает иметь своим поверенным иеромонаха о. Феофана, как доносил барон Оффенберг. При этом губернатор разъяснял, что хотя министерство иностранных дел и признало о. Феофана поверенным монастырей на основании доверенности митрополита Софрония, но эта доверенность, как данная лицом уже умершим (при не желании лавры поддерживать о. Феофана), не может иметь силы. Со смертью доверителя, доверенность сама собою уничтожается. Что же касается до другой доверенности, имеющейся у о. Феофана от собора Нямецкой лавры, то она так ограничена, что не представляет ему никаких прав на управление имениями лавры, а только на ходатайства по делам. И митрополичья доверенность не обнимает всего круга действий о. Феофана, так что если бы в последнее время не было именно предписано сдать отчужденный от казны вотчины Копанку и Кицканы поверенному о. Феофана, то и к сдаче нельзя было бы приступить, потому что хотя о. Феофан в доверенности и поручает Андронику принять Копанку и Кицканы, но в своих доверенностях не имеет сам такого уполномочия. Закон требует, чтобы поверенный был именно уполномочен на те действия, какие совершает. Г. Фантон-де-Веррайон доносил также, что в Бессарабии ходят упорные слухи, 27 будто иеромонах Феофан и Андроник, не вполне надеясь на поддержание из лавры, намерены продать по дешевой цене лес на вотчинах Копанке и Кицканах, оцениваемый, по крайней мере в миллион рублей, и захватив таким образом значительный капитал, скрыться. Вследствие таких слухов, Фантон-де-Веррайон поручил сделать секретное дознание, хотя он мог удостовериться об этих слухах у самих отцов, которые от него никуда но прятались. Исправляющий должность генерал-губернатора донес об этом министру иностранных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой образ действий правительства князя Кузы, по мнению посланника нашего, подвергает крайней опасности судьбу православия в княжествах. При подобном положении дел назначение митрополита в Ясскую митрополию и замещение вакантных мест епископов в некоторых епархиях делаются настоятельными. Лица эти, пользуясь самостоятельностью, находясь во главе православного духовенства, лишенного в настоящее время всякой возможности выказать какую-либо оппозицию распоряжениям правительства князя Кузы, могли бы составить надежный оплот православию против резко обнаруживающихся стремлений князя Кузы и министров его к католицизму. Посему, по мнению генерал-адъютанта Игнатьева, нам следует стараться понудить по мере возможности князя Кузу к скорейшему назначению как главы молдавской церкви, так и прочих высших иерархов. С этою целью он, генерал-адъютант Игнатьев, предполагает воспользоваться тем обстоятельством, что Ясская митрополия и Хушская епископия владеют в Бессарабии недвижимыми имениями, доходы с которых по смыслу утвержденных в 15 день мая 64 года положений об управлении Бессарабскими вотчинами молдавских монастырей, должны быть выдаваемы чрез посредство Консульства в Яссах лицам, занимающим означенные места. Но как помянутые духовные должности остаются никем не занятыми, и состоят во временном управлении назначенных департаментом церковных дел лиц, преданных правительству князя Кузы, и действующих, поэтому по указанию его, то следовало бы сделать распоряжение о невыдаче этим лицам доходов с Бессарабских имений, и о наложении на них секвестра впредь до правильного замещения помянутых должностей лицами из православного духовенства. Из донесения русского консула в Яссах правительство наше узнало, что даже и в том случае, если оно будет вручать арендные деньги с имений, находящихся в Бессарабии, чрез консульство, игуменам монастырей, все-таки доходы с помянутых монастырских имений не будут употребляться согласно желанию Русского Правительства на нужды монастырей, так как игумены, получая деньги из рук русского консула в Яссах, принуждены будут и отдавать все доходы сполна министерству юстиции и церковных дел, от которого игумены находятся в полной зависимости И что молдавские монастыри не могут воспользоваться и тем правом, чтобы строить церкви, скиты, и заводить школы в вотчинах своих бессарабских, так как румынское правительство князя Кузы не дозволяет им входить в какие-либо сношения с Россиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Румынские миссионеры рассматривали себя как силу, которая постепенно должна была организовать церковную жизнь по всей России. Формируя миссионерские кадры, правительство Антонеску создавало для них льготные условия. К осени 1942 года из 461 священника, окормлявшего население области между Днестром и Бугом, 265 было направлено из Румынии. Отказавшихся проводить румынизацию населения местных клириков комиссия, специально созданная Измаильской епископией, передавала румынской жандармерии для их отправки в концлагеря. Некоторые румынские священнослужители были вынуждены сотрудничать с сигуранцей. Населению становились известны проведенные полицией по их доносам аресты партизан и патриотически настроенных прихожан. В храмах продавали и раздавали портреты Гитлера, Муссолини, Антонеску. Как праздники отмечались годовщины нападения на СССР, захваты крупнейших городов, дни рождения Гитлера и другие события. По мере приближения фронта румынское духовенство массово бежало в Румынию, ибо чувствовало себя в Молдавии и «Транснистрии» чужаками. Тот факт, что в 1944 году «Бессарабская митрополия» «была принуждена советской властью временно прервать свою деятельность», приветствовался народами Молдавии и сопредельных с ней областей Украины наравне с прекращением деятельности на этой территории оккупационной администрации. Остается неясным, на чем основано утверждение авторов процитированного тезиса, что данная церковная структура лишь «временно» прервала свою деятельность. Ведь имеются документальные свидетельства безоговорочного признания тогдашним Священноначалием Румынской Православной Церкви факта пребывания Кишиневской епархии в составе Русской Православной Церкви. В 1945–1947 годах состоялось несколько встреч Блаженнейшего Патриарха Никодима с иерархами Русской Православной Церкви, в том числе со Святейшим Патриархом Алексием I и с епископом Кишиневским Иеронимом, во время которых были сняты все вопросы относительно канонической обоснованности вхождения Кишиневской епархии в состав Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

л. 105 л. 105 об. Весь доход же Антиохийской Патриархии следующий: Высочайшая субсидия……………….........….. 80 000 фр. Доход с Бессарабских имений и проценты с выкупных ссуд (средняя цифра за последние 5 лет)…………………………………..23 500 Проценты с капитала в Афинском банке…….3 500 Все остальные доходы (монастыри, требы, окружной сбор, пожертвования и т. п.) не больше………………………………………20 000 Всего………..127 000 Определенные постоянные расходы Патриархии, субсидии, следующие: л. 106 Субсидии митрополитам………………………………30 000 фр. На церкви………………………………………………..10 000 фр. Для Белемендской семинарии………………………….8 000 Лично Патриарху……………………………………….10 000 Остается 69 000 фр., из которых долг выплачивать, % платить, содержать Патриархию и производить все обязательные расходы, на что эта сумма при нынешних тяжелых обстоятельствах еле будет хватать, в чем я даже сомневаюсь. Конечно, когда материальное положение Патриархии и ее хозяйство будут улучшены, доход Патриархии увеличится, но на это надо много времени, и уже теперь принимать в расчет это улучшение прямо невозможно . Изложенное есть мое совершенно беспристрастное мнение о финансовом положении Антиохийской Патриархии. С глубочайшим почтением и таковою же преданностью имею честь быть Вашего Высокопревосходительства преданнейшим слугой Б. Н. Шаховской. Копия будет сообщена и в Первый Департамент. АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3439. Л. 99–106. На л. 99 об. указан адресат: Его Высокопрево[сходитель]ству Н. В. Чарыкову 2. Письмо Б. Н. Шаховского Н. В. Чарыкову Дамаск, 1 мая 1910 г. л. 77 Секретно 1 мая 1910 г. Милостивый государь Николай Валериевич Я получил секретное предписание Вашего Высокопревосходительства от 20-го апреля сего года за с предложением высказаться по существу помещенной в «Новом времени» от 1 апреля корреспонденции  о будто бы неблагоприятном для нас среди митрополитов настроении, [относительно] принятой мною в текущем году системой раздачи Высочайшей субсидии. Прежде чем приступать к ответу на предложенные вопросы, я позволю себе остановиться на самом факте появления помянутой статьи и целях, которые она, по-моему, преследует.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Надо ожидать этого еще довольно долго. Покамест придется учиться еще в академиях, как они есть, веря, что от усердия человека зависит сделаться таким или иным. Лишь бы приняли, а то кто его знает? Спечешь такого бессарабского рака, что – куда? Тем временем нужно приготовляться к экзамену, так как за год забыл многое. Комарово 20–е июня. Вот уже неделя, как я дома. Здесь именно тишь да гладь, а отчасти и Божья благодать. Божья благодать – относительно красы природы. По красоте местоположения село это, можно сказать, занимает одно из первых мест. Расположено оно на возвышенном месте – на отрогах Урало-Карпатской возвышенности, которая тянется по горной части России от Урала до Карпат и составляет отчасти берега Днестра. Внизу протекает величественная река – Днестр – с островом посредине. Величественнее и грознее становится она в особенности от своих весьма скалистых и высоких берегов. Около каждого дома непременно есть сад или непременно садочек и огород – так что все село положительно утопает в зелени. Одним словом, Комарово находится на таких высоких твердынях, отчего, замечу, большая часть подола с множеством сел видна как на ладони со своими садами, – [все это] именно представляет Божью благодать. Не то будет, если мы оставим в стороне эстетическую сторону села, если так можно выразиться, и возьмем экономическую, умственную и нравственную сторону людей. Люди здесь, несмотря на красоту села, живут очень бедно. Занимаются они главным образом земледелием. Но что ж – мало пользы из этого, потому что они имеют очень мало земли – надел, включая сюда и дом с огородом три с половиной десятины 139 или без дома еле-еле доходит до трех десятин. Мало они имеют земли, во-первых, потому, что село Комарово довольно многолюдное, а во-вторых, потому, что их обманули при наделе 140 ; землемера-еврея помещик подкупил, и землемер, пользуясь невежеством людей, две трети вотчины отделил помещику, а одну треть мужикам, тогда как следовало бы наоборот. Крестьяне знали это еще и тогда и хотели протестовать, но еврей и тут догадался – подкупил и напоил самых первых вожаков, и все стихло. Теперь слышно, что отчасти по наущению моего батюшки 141 дело это уже приняло серьезный оборот и даже нанят адвокат за 700 рублей. Увидим, чем дело кончится, а покамест крестьянам плохо живется. При таком малоземелии отнюдь не возможно правильное занятие земледелием. Тут положительно невозможна переложная система земледелия 142 , которая положительно необходима ввиду местного истощения земли. Если крестьянин, положим, оставит одну десятину на перелог, то что он посеет на двух? Положим, на одной десятине кукурузу, а на другой рожь. Из этих двух десятин он должен прокормить самого себя, жену, детей целый год, кое-что и продать, что бы как-нибудь оплатить эту землю и другие налоги. Возможно ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 44 священника «Бессарабской митрополии» вышли из подчинения своему лидеру, Петру Пэдурару 23.07.2008 Группа из 44 священников " Бессарабской митрополии " , ранее призывавших к отставке главы «митрополии» Петра Пэдурару, объявили о выходе из-под подчинения " митрополиту Петру " и желании перейти в прямое управление Патриарха Румынии Даниила. Об этом заявил журналистам 22 июля 2008 года представитель " Бессарабской митрополии " , протоиерей Петр Бубуруз. Данный шаг священники аргументировали тем, что Петр Пэдурару отказывается идти с ними на контакт. «Наш Батюшка, наш Отец не хочет с нами разговаривать. Он нас не признаёт, говорит " Уходите! " . Мы остались сиротами. В этой ситуации мы заявляем, что мы выходим из-под подчинения митрополита Петра, но не Бессарабской митрополии, которую мы основали и за которую боремся», - заявил Бубуруз. Положение дел в " Бессарабской митрополии " священники назвали " диктатурой " , которую, по их словам, установили глава «митрополии» Петр Пэдурару и советник «митрополии», лидер фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) в парламенте Молдавии Влад Кубряков. Как сообщалось ранее, 44 священника " Бессарабской митрополии " , неканонической структуры, учрежденной на территории Молдавии Румынской Православной Церковью, потребовали 9 июля 2008 года отставки " митрополита " Петра Пэдурару. На пресс-конференции в Кишиневе представитель этой структуры, " протопоп Кишиневский " Анатолий Гончар зачитал заявление священников " Бессарабской митрополии " , в котором утверждается, что Петр Пэдурару способствует политизации деятельности «митрополии» и не готов к диалогу со священнослужителями. По словам Гончара, отставка Пэдурару послужила бы решению проблемы, тем более что " на протяжении многих лет он неоднократно заявлял о своей неспособности руководить и желании уйти в монастырь " . В распространенном 17 июля 2008 года заявлении руководства " Бессарабской митрополии " выступление 44 священников было расценено как действие, инспирированное враждебными силами с целью возмущения внутренней ситуации в «митрополии» и сеянию раздора среди прихожан. Руководство призвало священников " вернуться на роль духовного наставника вверенного ему сообщества и способствовать продвижению взаимопонимания среди прихожан " , а также " просит прощения " у верующих за выступления священников.

http://drevo-info.ru/news/5283.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010