КОРОЧЕ ГОВОРЯ: Христос, беседуя с Самарянкой, говорит об отличии христианской Жертвы от Иу­дейских и Самарянских жертв. Первая может приноситься на любом месте, последние же две только в двух местах. И поскольку Христос говорит это о Жертве действительной и истинной, а не о духовной, то христиане могут приносить некую Жертву, действитель­ную и истинную, на всяком месте. Это Жертва не Крестная, не Кровная, которая свер­шилась только однажды и на одном месте. Это Жертва Бескровная, Евхаристическая, которая приносится ежедневно в храмах Божиих. Глава 5. Твердость камня веры от посланий святого апостола Павла В Послании к Коринфянам Апостол Павел наставляет их, говоря: Итак, возлюб­ленные мои, убегайте идолослужения (...) Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приоб­щение Тела Христова? (...) Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жерт­вы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господ­ней и в трапезе бесовской ( 1Кор. 10, 14–21 ). Смысл этих слов Павла таков: он говорит о троякой трапезе, или трех жертвен­никах. ПЕРВЫЙ, на котором язычники приносят жертву идолам или бесам. ВТОРОЙ, на котором Иудеи приносят богу в жертву животных. ТРЕТИЙ, на котором христиане приносят Тело и Кровь Христовы под видами хлеба и вина. Апостол призывает Коринфян воздерживаться от идоложертвенного. То есть от мяса, приносимого идолам: убегайте идолослужения. В качестве причины от называет то. что каждый, кто ест идоложертвенное, приобщается жертвенника и идоложертвенного, следовательно, становится почитателем идолов, или бесов. Подобно тому, как христиане, ядущие от Тела и Крови Христовых, становятся причастниками жертвенника и жертвы Христовых, и Иудеи, ядущие от жертв Моисея, становятся причастниками жертвенника и жертвы Моисея, так и ядущие от жертв, приносимых идолам, или бесам, приобщаются жертвенника и жертв идолам, или бесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Лев.2:3 .  а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних. Первый род хлебного приношения состоит в муке, политой елеем (не приготовленной путем варенья или печенья). Кроме части (горсти муки), сожигаемой на жертвеннике, остальное количество муки отдавалось " сынам Аарона», священникам (прямым потомкам Аарона и родственным с ним священническим фамилиям). Об участии приносителя в употреблении части жертвы не сказано: отсюда – название «великая святыня» (qodesch qodaschim) для хлебного приношения. «Великою святынею» назывались жертвы, от которых приноситель не вкушал, а всецело передавал Господу, а Он уже отдавал приношение священникам Своим; притом и священники могли вкушать их лишь при входе в скинию. Напротив, »святынею» (qodesch) называлось жертвоприношение, соединявшееся с трапезою, в которой принимал участие и приноситель; этого рода трапезы могли съедаться на всяком чистом месте (ср. Лев.6:17–18, 7:1, 6, 24:9, 22:11–13, 23:20 , Чис. 18:17 ). Бескровная жертва возносилась «в память», евр. azkarah, гр. μνημσυνον (ср. Деян 10.4 ), Vulg.: memoriale – преимущественно пред кровавыми жертвами избранный род жертвы. Лев.2:4 .  Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем. Лев.2:5 .  Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная; Лев.2:6 .  разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное [Господу]. Лев.2:7 .  Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем, Называются 3 вида хлебной жертвы из приготовленных на огне продуктов: а) испеченное в печи (tannur, – во время странствования у евреев были подвижные печи, а по поселении в Ханаане – вырытые в земле и обложенные кирпичом со сводами и трубами) пресные хлебы и лепешки с елеем; б) печенье, также пресное, из пшеничной муки с елеем, поджаренное на сковороде (machabat, Vulg.: sartago) или, наконец, в) печенье из горшка (marcheschet, Vulg.: craticula, слав.: « огнище» – вероятно глиняная, в форме горшка, печь, по раскаленным стенкам которой совершалось печенье теста, как и доселе у арабов), также приправленное елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако в восприятии древних людей превознесение милости над жертвой было ниспровержением привычных религиозных истин, ибо самым значительным и очевидным выражением чувства веры в Бога испокон века являлось жертвоприношение, ведь с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который люди по естественному религиозному чувству посвящали Богу. Мы помним, что еще Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (Быт. 4,3–4). И поскольку жертва благочестивого человека всегда считалась угодной Богу, ритуал жертвоприношения по всяким случаям и на всякую потребу был разработан у иудеев весьма детально и соблюдался скрупулезно. Мы знаем, что в дохристианскую эпоху жертвы разделялись на закалаемые и бескровные. В «жертву всесожжения», в «жертву мирную», в «жертву о грехе» или в «жертву о преступлении и повинности» могли быть назначены только животные и птицы пяти определенных видов, известного пола и возраста. Жертвенное животное приводилось к храму как дар Господу. Человек возлагал руку на голову жертвы и исповедовал свой грех, тем самым как бы перекладывая его на жертвенное животное. Заклание животного, кропление его кровью и сожжение отдельных его частей символизировало принятие жертвы Богом, а также то, что Божественное правосудие вместо смерти грешника удовлетворяется жертвой за него. В ветхозаветные времена жертва Богу имела значение и дара, и богообщения, и покаяния, и средства духовного очищения, и прошения, и благодарения, и умилостивления. Господь же если принимал жертву, то освящал ее Своей благодатью и сообщал ей особый символический и таинственный смысл. И в самом деле, что могло быть более возвышенно и значимо, чем жертвоприношение грешного человека Господу и Творцу, когда Богу в знак всецелой преданности отдается нечто дорогое и ценное для верующего. Нетрудно предположить, что закалаемые животные до принесения их в жертву Богу были лучшими в стаде, выращенными с любовью. Акт жертвоприношения был для верующих в древности действительно высшим проявлением их религиозного чувства, сыновней любви к Богу, доверия к Нему, страха перед Его гневом…

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Поэтому блажен тот, для кого Господь – единственное упование и кто своего внимания не обращает «к гордым и к уклоняющимся ко лжи». Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива. Пс.39:6 .  Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число. Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека. Пс.39:7 .  Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; 2 всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Пс.39:8 .  Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Пс.39:9 .  я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши». Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У LXX: «уготовал мне тело» ( σμα), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом – мыслями, чувствами и поступками. Слово σμα означает человека с душой и телом. Оба выражения – еврейское и греческое, – означают таким образом одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слезы радости не сходили с глаз у сборщика во все время рассказа. Вырастет – выстроится, благодаря старому сборщику и неизвестной благодетельнице, в далекой северной стране новый благолепный, пятиглавый, громкозвонный храм, на красу и утешение целого края. Гул святого благовеста далеко будет оглащат окрестности и пробуждать в душах сладость молитвы. Пройдут года, сотни лет истлеет прах щедрых жертвовательниц и усердного сборщика; по сохранится новосозданный храм, и каждый раз, как заблаговестят в храме, каждый раз, как соберутся на богослужение в церковь поселяне, понесется к Богу, вместе с гулом колокола, молитва о создателях и благотворителях храма сего, – и вечно будет жить под сводами новосозданного храма память о возлюбивших благолепие храма Господня – о сборщике крестьянине, о набожной невесте, свое приданое завещавшей на святое дело, и об ее благочестивой матери. (Сост. по журн. «Церк.-прих. школа» за 1889 г.). г) Дары, приносимые Господу, должны быть самые лучшие. В ветхом завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: «вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебе? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю: будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. И так, молитесь Богу, чтобы Господь помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваов» ( Maл. I, 7 – 9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеща и проч., по смысл и значение их то же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад нового завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем «молиться Богу, чтобы он помиловал нас, и да не исходит недостойные жертвы от рук наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Совершенно Он приносится на Голгофском Кресте, но предназначена эта Жертва еще прежде создания мipa ( 1Пет. 1:20 ). Момент жертвоприношения представлен в каждой религии; он имманентен религиозному сознанию. В особенности ярко он чувствуется в Ветхом Завете, где евреи чрезвычайно остро переживали его. И всесожжения, и жертвы за грех , и приношение начатков плодов, и изгнание в пустыню козла отпущения Азазелла – всё это только проявления того же момента жертвенности в религиозном чувстве. Но все еврейские жертвы и всесожжения являются только ожиданием и прообразом новой совершенной Жертвы. «Ибо, если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9:13–14 ). Жертва Спасителя принесена однажды и на все времена ( Евр. 9:26; 10:12 ). Ветхий Завет , знавший, что душа находится в крови ( Лев. 17:10 ), включил в свой жертвенный ритуал пролитие крови во очищение души. Здесь, как, впрочем, часто и в других вопросах, в нашу евхаристологию входит момент антиномичности. С одной стороны, Христова Жертва была принесена во времени на Голгофе, а с другой, Он, как Первосвященник, приносит Себя в святилище и скинии истинной, как Жертву, от вечности закланную, ибо Он есть Агнец, прежде создания мipa предназначенный к заколению ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19–20 ). Это кажущееся противоречие временности евхаристического жертвоприношения и его вечной безначальности объясняется исследователем новозаветного текста как антиномическое сосуществование этих двух моментов или сторон жертвы – ее приуготовления, заклания (богословие послания к Евреям, Апокалипсиса и 1 послания Петра) и ее фактического, реального во времени принесения (синоптические повествования). (Father Cassian Besobrasoff. The Eucharist in the Orthodox Church in: The Student World, 1939, pp. 105–114.) Христова Жертва за весь мip повторяется каждодневно на наших алтарях, но уже без реального пролития крови, как в жертвоприношениях Ветхого Завета, почему и называется бескровной (ναμακτος).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Церковь Христова с самых древних времён смотрела на таинство Тела и Крови Господней как на жертву, приносимую Богу за грехи людей. Это видно из всех её древних литургий, в которых она торжественно исповедует пред Богом, что приносит ему на святой жертвенник словесную и бескровную жертву о всех и за вся. Об этом же ясно свидетельствуют и мужи апостольские. святой Игнатий Богоносец в Послании к Филадельфийцам говорил: «Старайтесь пользоваться одной Евхаристией, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша по единству Крови Его, один жертвенник, как один епископ». святой Иустин мученик говорит: «приносим во имя Его все жертвы, которые заповедал приносить Иисус Христос, т.е. в Евхаристии хлеба и чаши. Сии-то жертвы, приносимые христианами на всяком месте, Бог, приемля, свидетельствует, что они благоугодны Ему». О других (второстепенных) жертвоприношениях должно сказать, что Господь Иисус Христос благоволил принять принесённые Ему от волхвов дары: Мф.2:11 . Сам платил определённую дань на храм Иерусалимский, когда повелел апостолу Петру отдать статир (четыре драхмы) за Себя и за Петра ( Мф.17:27 ). И похвалил усердие вдовицы, принёсшей последние две лепты: Лк.21:2–4 . Чудодейственно насыщавший тысячи людей, Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц: Лк.8:3 . С особенной похвалой Господь принял дар от Марии, сестры Лазаревой: Ин.12:3 . При этом осудил своекорыстное, фальшивое сожаление Иуды о бесплодности якобы такой жертвы: Мф.26:10–13 . Из этого видно, что вещественные жертвы угодны Богу и необходимы для нас как свидетельство нашей веры и любви к Нему. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о новозаветных жертвоприношениях О жертвоприношениях вообще Мф.5:23–24 . «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

A разве мы христиане не совершаем ежедневного жертвоприношения? Ведь иудеи, наприм., приносили же сегодня овцу, завтра быка, а там козла и другое какое-либо животное. Но мы всегда приносим одну и ту же жертву, и притом некогда уже принесенную Христом. Наша жертва служит в воспоминание той (принесенной Христом): «сие, – говорит Господь, – творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). И если Христос многократно приносит Себя в бескровной жертве, то это не значит, что у нас приношений много, напротив, оно одно и то же. Правда, и иудеи приносят одно и то же; но это приносимое одно и то же, не составляет одного и того же приношения. Одно и то же у них значит только то, что в течение года они вращаются около одних и тех же жертвенных предметов, принося овец, быка, козла и иное что-либо в этом роде, по предписанию закона, и ничего другого, кроме предписанного. Но не всегда они одно и то же приносили в жертву, а – ныне то, там другое, а иной раз и иное из предписанного законом. Евр.10:4 . Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи. Невозможно, как предмету, служащему прообразом: ибо сила очищения от греха блюлась истине, т.е. Крови Христовой. М) Свидетельство о едином очищении и приведении к Богу, в чем заключается и побуждено приступать к Нему с верою. Евр.10:5 . Темже входя в мир глаголет: Т.е. Христос, «входя в мир» чрез Свое вочеловечение, «глаголет» Отцу через пророка Давида. «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси» ( Пс.39:7 ). Жертву законную (ветхоз.) и тогдашнее приношение Ты отверг, а сотворил Мне тело из девической крови, для принесения его в жертву за спасение людей. Употребив сначала общее выражение, Апостол далее употребляет и частное. Евр.10:6 . Всесожжений и о гресе не благоволил еси. И не требовал, и не искал. Правда, в книге Левит и Второзакония подробно указано, какие должны быть всесожжения, какие жертвы о грехе, и вообще какова должна быть всякая жертва и всякое приношение 3 . Но, говорит Христос, с того времени, как Я воплотился и стал словесной и истинной жертвой, взявши на Себя грех мира, Ты уже не стал требовать жертвы законной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

„По всему имеет уподобится сей обольститель Сыну Божию”, – говорит об антихристе святой Ипполит 321 . В частности он замыслит и будет усиливаться искоренить жертвы, приносимые людьми как истинному Богу, так и богам ложным; потому что он будет искоренять все религии и всякие культы. Язычники приносят и кровавые и бескровные жертвы, христиане – только бескровную, евхаристическую жертву. Антихрист и будет искоренять как кровавые, так и бескровные жертвы. В особенности он будет усиливаться прекратить повсюду принесение евхаристической жертвы; потому что хотя он никакого божества не уважит ( Дан. 11:37 ), но преимущественно будет угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ); и хотя у него будет власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, но в особенности он будет вести войну со святыми, хулить Бога, имя Его и жилище Его, и с яростью преследовать Церковь Христову и христиан ( Откр. 13:6–7; 12:13–17 ). В какой мере удастся антихристу искоренить всякие нехристианские культы и религии, сказать трудно. Но относительно христианской веры, христианской Церкви, христианского Богослужения и важнейшей части последнего – Евхаристии мы имеем определённые указания Священного Писания, что они пребудут до скончания века, до второго пришествия Иисуса Христа. Следовательно, антихристу не удастся искоренить их совершенно и окончательно. Так, о Церкви Своей Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ). Он же сказал Апостолам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так как царству Иисуса Христа после кончины настоящего мира не будет конца, то в этих словах говорится о постоянном пребывании Иисуса Христа с Апостолами в настоящей жизни. Но все Апостолы вскоре умерли, а кончина мира и доселе не наступила; очевидно, что Иисус Христос в лице Апостолов, как предстоятелей и членов Церкви, обещал пребывать во все дни до кончины мира с земной Церковью , и в частности с преемниками Апостолов – пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В церковной молитве, читаемой при этом, упоминается собственно о гроздьях винограда, которыми преимущественно, изобиловали восточные страны - Греция и Палестина, откуда к нам, вместе с православным богослужением, перешли многие благочестивые обычаи, соблюденные там по преданию от древних. У нас, в России, по причине сурового климата, мало или совсем не родится виноград, но зато у нас к празднику Преображения поспевает много других плодов, начатки которых и приносят в Церковь для освящения. Обычай этот весьма древний и невольно возбуждает в душе христианина много назидательных мыслей. Сам Бог, заповедав людям в Ветхом Завете приносить Ему жертвы не только от чистых животных, жертвы кровавые, но и от плодов земных - жертвы бескровные, показал людям в этом священнотаинственном установлении ближайший способ, каким они могут вовне выражать свои религиозные чувства веры, упования и благодарной к Нему любви. Впоследствии, когда Господь вел избранный народ Свой в обетованную землю, необыкновенно плодородную, текущую медом и млеком, дана была Израилю самая точная заповедь к неизменному исполнению в вечные роды о принесении ежегодно в скинию начатков всех плодов, и особенно существенно важных для жизни - колосьев пшеницы и гроздей виноградных. Наблюдай, - сказано было народу израильскому Богом чрез Моисея, - и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда у берешь с поля работу твою... Начатки плодов зелий твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 16, 19). Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши (Лев. 23, 14). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный божественною заповедию в вечные роды, естественно, должен был перейти вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из правил апостольских и соборных видно, что этот обычай издревле соблюдался в христианской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010