Так как иудеи, по своем отступлении от Бога, раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4–4; 41, 42, 43 ). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез. 41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Ездр. 1:1–3 ). Через прор. Аггея Бог говорил «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг. 1:8; 2:7,9 ). „Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме, в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Ездр. 6:2 ). Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Ездр. 7:3–7 ). В 70 году по Рожд. Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни (Мф. 24:2; Мк. 13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу ( 3Цар. 9:6–7 ). В наказание евреев за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (Иерем. 7:3–15; 4Цар. 17:16–18, 23; 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (сн. Иерем. 51:51; 4Цар. 25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк. 19:43–44 ; Мф. 24:2). В храме приносились жертвы Богу „К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношения рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши.. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор. 12:5–14; 16:5–6,16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», говорит апостол, «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

А в начале 7 главы он указывает на очевидное сходство Христа и Мелхиседека. говоря: во-первых, по знаменованию имени царь правды, (Мелхиседек) а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни на­чала дней, ни конца жизни ( Евр. 7, 2–3 ). Все это подходит Христу, Который и есть Царь Правды, Царь Мира, без отца и без матери, то есть без отца на земле, без матери прежде веков, без определенного начала и конца, пребывая во веки веков. А в последующих восьмой и девятой главах Павел пространно рассказыва­ет, что Господь наш Иисус Христос не был священником по чину Аарона, так как родился не в роду Левиином, священники которого одни имели право приносить жертву. Но Господь наш Иисус Христос родился в роду Иуды, из которого происхо­дили цари, и был царем и вместе с тем священником не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека. Если хотите узнать, чем же отличалось священство Аарона от священства Мелхи­седека, то как раз и отличалось тем, что Аарон приносил в жертву животных, проливав­ших кровь, а Мелхиседек приносил жертву без крови, то есть хлеб и вино. Священство Аарона было временным и уже прекратилось. Священство же Христа вечное, пребывающее до самой кончины мира и утвержденное клятвой: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Христос, Господь наш, был священником, принесшим на кресте Кровную Жертву Богу – Себя Самого – ради спасения всего мира. Однако эта Жертва была единственной, свершившейся в третий час, поэтому из-за этой Кровной Жертвы Христос не может быть Священником вовеки, так как многократно или всегда умирать не может. По чину же Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, он Священник вовеки, и эту Жертву приносит всегда, ежедневно, своими служителями, священниками, и будет приносити до самого конца мира, возобновляя Своей Бескровной Жертвой память о свершившейся кровной жертве и ее значении для верующих, ибо Он и Приносящий, и Приносимый, и Принимающий, и Раздаваемый, как говорится в Литургии Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В Книге Исхода, в главе 24, можно ясно видеть прообраз Новозаветной Жерт­вы, о котором говорит и Апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою (...) и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который запове­дал вам Бог ( Евр. 9, 19–20 ). Это прообразование ясно указывает на Таинство Святейшей Евхаристии, установленное на Тайной Вечере, поскольку Христос у Евангелиста Луки Чашу Своей Крови ясно называет Новым Заветом, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови ( Лк. 22, 20 ) Это же читаем и в Послании Павла к Коринфянам: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11, 25 ). А также находим в Евангелии от Матфея ( Мф. 26, 26 ) и от Марка ( Мк. 14, 24 ). Из этого каждый может ясно увидеть, что Христос, желая показать исполнение прообраза, данного Моисеем, и соответствие образа исти­не, использовал те же слова, которые Моисей произнес в Ветхом Завете. Если действие Моисея, окропившего людей кровью, было образом Тайной Вечери, то Христу, исполня­ющему этот прообраз, было необходимо принести в Жертву Свою Кровь на Тайной Ве­чери, и Он поистине принес ее, иначе исполнение прообраза не было бы совершенным. Поэтому, если хотим в точности уяснить себе, как соотносились образ и истина, следует говорить, что Христос на Тайной Вечере сделал то, что сделал ранее и Моисей. Моисей принес в жертву кровь, принес ее и Христос. Моисей провозгласил людям Ветхий Завет и заповедь Господню, и Христос также обращался к Своим ученикам на Тайной Вечере, возвещая Новый Завет и давая Свою заповедь: сие творите в Мое воспоминание. Мои­сей вместе с народом Израилевым употребил эти жертвы, и это же сделал и Христос на Тайной Вечери, давая Свои Тело и Кровь для употребления Своим ученикам. И пускай не говорят нам противники, что Христос этот прообраз исполнил на Кресте, когда принес Тело и Кровь Свою Своей смертью, а не на Вечери. Этим мнени­ем не обольщайтесь, ибо Моисей вначале принес в жертву телячью и козлиную кровь, а потом окропил этой кровью людей, произнося эти слова: сия есть Кровь Завета. И вначале была принесена Кровная Жертва, а потом она была использована для людей. Поэтому и Христу, исполняющему прообраз, должно было вначале принести в Жертву Свою Кровь, а потом сказать: сия есть Кровь Моя Нового Завета, а потом отдать ее для употребления ученикам. Глава 3. Твердость камня веры от пророчеств о бескровной жертве и говорящих истину

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших Обращение к читателю Не иметь милосердия к обездоленному, не протянуть руку помощи падшему, отвернуться от беспомощного и не помочь тому, кто сам себе помочь не может, – поистине жестоко и бесчеловечно, скажу более того, безбожно. Ибо для человека естественно быть милосердным к бедному и помогать ему если не делом, то хотя бы сочувствием и сердечным состраданием. Если же кто не таков, то напрасно он называется человеком. Ибо человек, поскольку он человек, по своему естеству имеет разум и способен мыслить. Поэтому, имея разум, он понимает, что подобен страдающему. И когда он видит другого в беде, скорби и печали, он понимает, что сам может попасть в такие обстоятельства. А поскольку в беде он хотел бы получить от других помощь, то и сам оказывает ее страдающему. Если же кто так не поступает, тот не следует голосу разума, который велит поступать так, и не достоин называться человеком. Это основа христианской жизни, заложенная Христом, Спасителем нашим. Который сказал; Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7, 12 ). А, Избранный Сосуд, Апостол Павел говорит: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). Но когда в первую очередь мы можем оказать благотворение, если не в несчастьях и страданиях человеческих? Здесь прежде всего познается друг и благодетель. Ибо делать добро человеку, пребывающему в благополучии, означает лесть и угодничество, а не человеколюбие. Быть щедрым к состоятельному не благотворение, а заискивание в надежде получения еще больших даров. В благополучии быстро найдете друзей. Святой Дух у Приточника говорит, что богатые имеют много друзей, и чем больше растет богатство, тем больше растет и количество друзей, по Слову Святого Духа: богатство прилагает много друзей ( Притч. 19, 4 ). Такая дружба имеет непрочное основание и длится до тех пор, пока длится благополучие, а когда оно оскудевает, оскудевает и дружба. Поэтому Иисус, сын Сирахов, говорит: Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей ( Сир. 6, 10 ). Истинный друг познается не в благополучии, не в изобилии, не в богатстве, не на пиру, но в несчастьях, в напастях, в бедствиях, в скорбях и печалях. И как чистое золото в горниле не портится, а только ярче сияет, так и истинная любовь только укрепляется в несчастьях и бедствиях, по слову Павла: Любовь (истинная) никогда не перестает (1 Кор, 13, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кто не мог принести в жертву о грехе двух горлиц или двух молодых голубей, тому закон предписывал дать десятую часть ефы муки пшеничной. Только да не возлиет на нее елея, и да не возложит ливана, ибо эта жертва о грехе. Кающийся грешник лишался елея, – знамения радости; лишался и Ливана, который сжигаем был в воню благоухания Богу. От этого бескровного дара за грех священник брал полную горсть, возлагал на жертвенник, в память пред Господом, и молился о прощении виновному греха, им же согреши. Остаток бескровного дара, подобно оставшимся частям от жертвенного животного за грех , принадлежал священникам. 3) Жертва о преступлении ( Лев.5:14. 6:10. 7:1–10 ) установлена была для очищения виновных от преступлений против чужой собственности, сделанных по забвению или неведению, и хотя не обнаруженных свидетелями, но требовавших удовлетворения. Например, кто сделает преступление и по ошибке согрешит, удержав что-нибудь посвященное Господу; по забвению не принес законной десятины или начатков; по ошибке принес жертву с пороком, животное женское вместо мужского: нечистый вошел в храм; по ошибке ел святыню ( Лев.22:14 ). Если кто запрется пред ближним в том, что ему поручено или у него положено, или им похищено; обманет ближнего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь. Согрешив и сделавшись виновным, он должен исповедаться во грехе своем и возвратить похищенное или отнятое, или порученное, или найденное. Кто в чем-нибудь поклялся ложно: должен отдать сполна и приложить к тому пятую долю, и отдать тому, кому принадлежит. Если же некого было удовлетворить за грех , то отдаваемое в удовлетворение за грех принадлежало Господу для священника ( Чис.5:7–8 ). Таким образом жертва о преступлении служила очищением пред Богом и примирением с ближним. В жертву о преступлении назначен был овен, который приносим был с теми же обрядами, какие соблюдались при меньших жертвах о грехе. Как о жертве за грех, так и о жертве преступления закон один. Жертвы о грехе и преступлении были весьма поучительны. Не страх видимого и неизбежного наказания обязывал человека к совершению их, потому что грехи и преступления, за которые он приносил Богу жертву, были тайны, сокрыты от людей и известны только виновному и Богу. Следовательно, побуждением к жертве о грехе и преступлении была одна совесть человека, не заглушенная пороком, – живое чувство правосудия Божия, карающего самые сокровенные грехи и проступки. Сознавая грех свой, виновный спешил к жертвеннику очистить вину свою пред Всевидящим и ближними, против коих он согрешил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но св. Причащение Он велел творить всегда, «доколе Он придет“ ( 1Кор. 11: 26 ), сказав при этом, что хлеб в причащении есть Тело, а вино – Кровь Его. В таинстве св. Причащения Христос не страдает вторично, а принимая бескровную жертву хвалы и благодарения, Сам претворяет Духом Святым освящаемый хлеб в Тело, а вино в пречистую Кровь Свою, вкушая Которых, верующие соединяются с Ним для прощения грехов и получения вечной жизни. Сам Христос в этой духовной и бескровной жертве есть приносящий ее и приносимый, приемлющий ее и раздаваемый, как читается в одной из евхаристических молитв. Вторично распинать Христа, сидящего Плотию Своею на небесах одесную Отца, никто уже не может. Ап. Павел говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13: 10 ). Если у христиан есть жертвенник, то, конечно, есть и жертва, которою они питаются. Эта жертва и есть именно святое Причащение, которое, по учению св. Апостола будет совершаться у христиан всегда, до скончания мира. «Всякий раз, говорит он, когда вы едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ ( 1Кор. 11: 26 ). Таким образом, в св. Причащении Христос не страдает вторично, а Сам претворяет Духом Святым хлеб и вино, приносимые Ему, как умилостивительную жертву, в пречистое Тело и пречистую Кровь Свою. Совершение духовной и бескровной жертвы, во время которой воспоминаются страдаиия и смерть Христа и приносятся Ему благодарения за них, не уничижает, а возвеличивает Голгофскую жертву, ибо как частым воспоминанием дорогих и близких нам людей мы только обнаруживаем доброе к ним чувство любви, так и воспоминанием во время евхаристии о страданиях и смерти Христа мы обнаруживаем свою любовь и бесконечную благодарность Ему за великую, за нас принесенную, Голгофскую жертву, исполняя в то же время Его повеление: «сие творите в Мое воспоминание“. 14) Сектант (говорят самые дерзкие и лукавые из сектантов): Мы боимся вашего причастия, ибо в Откровении сказано: «И повел (ангел) меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея; и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным“ ( Откр. 17: 3–5 ). Мы боимся, не о вашей ли церкви с ее грешниками говорится здесь и не о вашем ли причащении?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1, 10-11) [ 5 ]. Сим предсказано, что везде будет приноситься чистая христианская жертва и следовательно везде будут храмы. Кроме того пророк Исаия предсказал о жертвеннике и жертвах египтян истинному Богу в египетской земле (Ис. 19, 19-20), а пророк Захария о жертвах по всей земле иудейской (Зах. 14, 21).Сам Господь Иисус Христос, совершив вечерю в горнице большой, устланной, повелел и апостолам совершать таинство причащения в Его воспоминания (Лук. 22, 12, 19; 1 Кор. II, 24). Через святого апостола Павла открыто, что это таинство должно совершаться до самого второго пришествия Христова (1 Кор. II, 26). Эта бескровная жертва заменила не только пасхального агнца, однажды в год снедаемого в домах, но и все ветхозаветные кровавые жертвы, которые приносились в храме первосвященником и священниками (Исх. 24,8).Сам Господь Иисус Христос сей бескровной жертве, преданной апостолам на тайной вечери, приписал ту же силу, какую имеет жертва, принесенная Им на кресте и заменившая ветхозаветные жертвы: пейте от нее все; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов (Мф. 26, 28; Лук. 22, 20; Иоан. 6, 51,53).Святой апостол Павел в послании к Коринфянам ясно противопоставляет ее жертвам иудейским и языческим, приносимым в храмах и жрецами, и тем показывает, что и она должна приноситься в храме христианском. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 16-21). Он же пишет евреям: мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 12). Если имеем жертвенник, то и храм. Ибо только в исключительных случаях жертвенники допускались без храмов.В первые времена церковь христианская уподоблялась младенцу: сокровенно возрастающему в утробе матери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

В ветхом завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: „вы приносите на жертвенник мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или, когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю; будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы Господь помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф“ ( Мал. 1, 7–9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеща и проч., но смысл и значение их то же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад нового завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем „молиться Богу, чтобы Он помиловал нас, и да не исходят недостойные жертвы от рук наших “. Итак, прошу и молю вас, возлюбленные, обращайте должное внимание на дары, вами Богу приносимые. И свеча неблаговонная и коптящая, и просфора черствая и нечистая, и вино окисше, – это то же, что жертвенное животное слепое и хромое. Покупайте свечи в самых храмах у церковных старост, которые и с своей стороны не будут брать на душу греха, держа в церковном ящике свечи, недостойные храма Божия; берите просфоры у людей для изготовления их уполномоченных, а где нет просфирниц, там избирайте их из благочестивых вдовиц и дев, преимущественно сиротствующих и требующих вашего попечения и призрения. Что же касается красного вина, то покупайте его у торговцев богобоязненных, понимающих для чего это вино назначается. Ныне, по милости Божией, есть в нашем отечестве и свои виноградники, доставляющие хорошее красное вино. Правда, вдали от городов, по селам, не легко приобретать хорошее вино, но для такого важного дела, как изготовление вещества для Св. Таинства Тела и Крови Христовой, можно употребить и особенную заботу и лишний расход и труд. Все хорошее и доброе с трудом делается, легко только грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И ты, если захочешь, можешь приносить такую жертву. Каким образом, когда ты не можешь предавать тела своего на сожжение? Ты можешь (предавать себя) другому огню, например, огню произвольной нищеты, огню скорби. Когда кто-нибудь, имя возможность жить роскошно и великолепно, умерщвляет себя жизнью подвижническою и прискорбною, то не есть ли это – всесожжение? Умертви тело свое и распни его, и ты также получишь ве­нец мученичества. Что там совершает меч, то здесь пусть совершает усердие. Пусть не вос­пламеняется и не овладевает (тобою) сребролюбие, но пусть дожигается и истребляется эта безумная страсть духовным огнём, пусть отсекается мечом Духа. Это – добрая жертва, для которой не нужен священник, но только сам приносящий её, – жертва прекрасная, которая совершается на земле, но тотчас же принимается на Небе. Не дивимся ли мы, как в древ­ности ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение ( 3Цар. 18, 38 )? Может и ныне сходить огонь, гораздо более чудный, и истреблять все предлагаемое, или, лучше, не истреблять, но возносить на небо, – так как он не в пепел превращает дары, но приносить Богу. Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои, – сказано ему, – и милосты­ни твои пришли на память пред Богом ( Деян. 10, 4 )». Но довольно уже почерпнуто из этого Златоточивого источника, утоляющего жажду. Здесь так много приведено из написанного Златоустом, так как от этого большая польза, и чтобы противники видели, что мы не отвергаем духовные жертвы, но считаем, что вместе с ними необходимо приносить и истинные, или действительные Жертвы, то есть Бескровные, в Евхаристическом Таинстве. Этому нас учит не только Златоуст, но и другие святые отцы. Если мы рассмотрим изречения из Писания, приведенные выше противниками, то уви­дим, что они не только не противоречат нашему Догмату, а, напротив, подтверждают его. Ибо когда Апостол Петр говорит: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ), он отчетливо называет духовные жертвы, чтобы подчеркнуть их отличие от жертв истинных и действительных. Он говорит также: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Пет. 2 9). Эти слова имеются и в Книге Исхода, в главе 19. Подобно тому, как в древности Моисей сказал их Евреям, Апостол Петр ис­пользовал их по отношению к христианам. Но в Ветхом Завете не все были священниками ис­тинными и действительными, таковыми были только выходцы из рода и племени Аарона, а все остальные были священниками лишь духовно. Так следует говорить и о людях Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010