Беседа в доме новопризванного апостола о том, почему ученики Христовы не постятся по-фарисейски 9:14–17 2:18–22 5:33–39 Вторая Пасха (781 г.) Конец марта – начало апреля (Христос в Иерусалиме) Исцеление Господом 38-летнего недужного при Вифезде в субботу, раздражение иудеев и речь Господа в защиту Себя 5:1–47 781 апрель Отшествие Господа в Галилею и деятельность там Его в продолжение почти полутора лет 6:1–7:1–2 Защищение учеников, срывавших колосья в субботу второпервую 12:1–8 2:23–28 Исцеление сухорукого и многих больных 12:9–21 3:1–13 6:6–11 Избрание 12-ти апостолов 10:2–4 3:13–19 6:12–16 Стечение к Господу народа в сие время 3:7–12, 20–21 6:17–19 Нагорная беседа гл. 5–7 6:20–49 Парал с Мф Исцеление слуги капернаумского сотника 8:5–13 7:1–10 Жёны, служащие Господу Отказ Господа книжнику и двум ученикам следовать за Ним 8:18–22 9:57–62 Путешествие Господа на юго-восточный берег Галилейского моря и укрощение бури на море 8:23–27 4:35–41 8:22–25 Исцеление бесноватого в стране Гадаринской 8:28–34 5:1–20 8:26–39 782 март Возвращение в Капернаум Исцеление кровоточивой на пути к дому Иаира и воскрешение дочери его 9:18–26 5:21–43 8:41–56 Исцеление двух слепых и бесноватого немого 9:27–34 782 март Воскрешение сына вдовицы Наинской 7:11–17 Послание Крестителем к Господу двух учеников и речь о нём Господа по отшествии их 11,2–19 7:18–35 Горе некоторым городам Галилейским 11:20–24 10:13–15 Исповедание Христово пред Отцом Небесным 11:25–30 10:21–22 Кающаяся грешница, помазавшая Господа 7:36–50 Исцеление бесноватого слепого и немого и изобличение хулы на Духа Святого 12:22–45 3:20–30 11:14–26 Матерь и братия, пришедшие к Господу 12:46–50 3:31–35 8:19–20 Притчи, изречённые Господом при Галилейском озере 13:1–52 4:1–34 8:4–18 13:18–21 Послание 12 апостолов на проповедь 9:35–38 10:5–47 6: 7–13 9:1–6 10:2 Получение вести о мученической кончине Крестителя 14:6–12 6:21–29 Мнение и догадка Ирода Антипы о Христе, как воскресшем Крестителе 14:1–2 6:14–16 Удаление Господа на северо-восточную сторону Галилейского озера в пустыню и чудесное насыщение 5000 человек

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

704 Св. Василий Великий . Творения. Ч. 1. М., 1891. С. 242. Беседа на псалом 33. См. также: его же. Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 217. Беседа 13, побудительная к принятию св. крещения [подробное раскрытие сей мысли]. 709 Подробно об этом см.: его же. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 226. Но «главные» здесь указываются не для новоначальных, а в общем строю добродетелей, и поэтому я их, как не имеющих ближайшей практической ценности, здесь и не называю. В своей же книге я выбрал другой порядок: у меня «главные» добродетели те, с которых необходимо начинать всякому желающему спастись. 714 Мф. 5, 44, 46–47 . В этом месте Господом Иисусом Христом резко отделены друг от друга добродетели естественные и сверхъестественные. Те, которые мы сами можем своею силою исполнять, и те, которые могут быть совершены только при Его помощи и благодати и никак иначе. 719 Какое прекрасное объяснение наличия инстинкта у животных, вместо тех слабых потуг на этот счет, которые мы видим у Дарвина, Вундта, Спенсера и других. 720 Примеры, подобные этому и другим, приводимым св. Василием Великим в доказательство привязанности, геройского самопожертвования и великой смышлености собак, в многочисленном количестве собраны в книге: Деркачев И. Знаменитые собаки. М., 1880. С политипажами в тексте. 721 Ср.: «Основы» Отдел III. Гл. 12. § 1. Необходимость молитвы. О созерцании Сократа, подвижничестве его см.: св. Василий Великий . Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 322 и след. К юношам, о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. 722 «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 5. Тщеславие. Разговор Платона с Диогеном. Здесь же приводятся свидетельства отцов о тщеславии. 723 Благотворительности у язычников не было (такой, какая раскрывается нам в житиях христиан); во время чумы христиане удивляли язычников . 725  То, что страсти, если их подавлять и не давать им проявляться наружу, в жестах и языке, ослабляются и уменьшаются, заметил и Ницше (Собрание сочинений. Т. 7. СПб.: Изд. М. Клюкина, 1911. С. 157. Веселая наука), который вообще отрицал нравственную ценность любой добродетели. Необходимость подавления страстей он признавал только потому, что видел в них нечто вульгарное, грубое, мещанское.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вопрос 34. Что (Беседа Григория кн.4 гл.38,39,40) убо не ощущают ли некоего благодетелства 559 и грешных души от бывающих о них пений, и благотворений и приношений. Ответ. Аще не быша некое благодетелство приимали от сего, не быша во святом приношении поминаеми были. но якоже егда виноград цветет вне на селе. ощущает обоняние его внутрь затвореное вино, и с ним цветет, и то сице глаголем есть и сущим во аде душам приимати некое благодетельство, от еже о сих бываемыя бескровныя жертвы, и благотворения 560 . Вопрос 35. Убо мощно ли есть разумети, чесо ради не попусти Бог души (Беседа Григория кн.4 гл.18,27) некоего иже тамо от отшедших возвратитися к нам, и поведати нам на ползу, како суть вещи еже во аде, и нужди яже тамо сущия. Ответ. Многа от сего прелесть в житии раждатися хотяше. мнози бо прочее (Хождение Богословле) беси во образе человек прежде усопших имяху преображатися и хотяху глаголати себе от мертвых воскресивших и многи ложны вещи и веления о сущих тамо имяху в нас всеяти к нашей прелести и погибели. Вопрос 36. Мнози (Лествица сл.6) глаголют, яко полезно бе человеку предведети день своея кончины. Ответ. Аще вся на ползу Бог премудростию сотвори, ниже се разсмотрения от нас укрыл есть, аще бо предведел бы человек день своея кончины, во всем животе своем хотяше без страха согрешати. и множицею прежде двою или триех дней своея кончины обратитися в покаяние. Слышав Бога ( Иез.33 ) пророками рекша, якоже в немже обрящу тя, в том и сужду ти. и кая прочее благодать рцы ми, яко да сто убийств сотворит, кто преобиде Бога, и два дни точию престанет от злобы. Вопрос 37. Чего (Небеса сл.37) деля мы христиане кланяемся на восток, и по что жидове на юг. Ответ. Не един убо и подобен еже о сем ответ, инако бо жидовом отвещаем, инако еллином скажем, инако паки о сем христианом проявим. И жидовом убо речем, яко сего ради вернии покланяемся на восток, Духу Святому взаконившу нам Давидом пророком рекшу ( Пс.131:7 ): поклонимся на месте идеже стоясте нозе Господни. Захария пророк да учит его глаголя, и станут нозе Господни на горе Масличней. к востоком прямо Иерусалиму, отнюдуже и сами жидове во Иерусалиме молящеся на восток зрят к горе Елеонстей. и сие убо вкратце ко июдеом отвещание. Ко еллином же, сице рцем. не яко на востоце описуем Бога к востоком кланяемся, но понеже Бог свет истинный есть. и глаголется сего ради к свету созданному взирающе, не тому, но Творцу его покланяемся. от перваго создания иже прежде всех созданий, вечнаго Бога почитающе. вернии же да слышат, и да навыкнут, яко сего ради блаженнии апостоли на восток христианския церкви стояти сотвориша, краю нам внимати хотяще, отнюдуже испадохом. яко да к древнему нашему отечеству взирающе и месту, молим Владыку устроити нас, отнюдуже изгнани быхом. на юге же внимати 561 июдеом пророцы взакониша ( Авв.3:3 ), заеже от юга Иерусалиму, рекше от Вифлиема хотящаго родитися Господа, тем и рекше пророком от Вифлиома приидет мир сиречь от юга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Итак, Он сотворил человека не бессмертным, но и не смертным, но... способным к достижению того и другого). Ad Aulolicum, lib. II, с. 27; Migne, s. g., t. VI, col. 1093.1096. 13 Макарий. Православно-догматическое богословие, т. II, Спб., 1851 г. стр. 163. – Блаж. Августин: «это состояние поддерживала в них чудная благодать Божия, в виде древа жизни, стоявшаго посреди рая вместе с запрещенным деревом». – О граде Божием, кн. 13, гл. XX; творения, ч. 4, стр. 309. 16 Многие отцы на основании приведенного места склонны видеть образ Божий в обладании человека видимою природою. – Подробные цитаты см. у В. Серебренникова – Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПБ., 1892, стр. 282–324. 17 Моисей писал свое повествование, хотя и по вдохновению Св. Духа, но почерпал материала из предания, восходящего своим началом к первым временам человечества. Отсюда мы можем с полным правом заключать, что то, что сообщает Бытописание о сотворении человека и его жизни в раю, было известно и первым людям и от них чрез устное предание дошло до Моисея. 18 Heyder, Ströbel, Meyer. См. Delitsch " a System der biblischen Psychologie 2-te Aufl. Leipzig. 1861. S. 401. Также у Kliefoth " a – Christliche Eschatologie.Leipzig. 1886.S.39. – У позднейших иудеев было верование, что душа остается соединенной с телом, пока последнее не обратится в прах, а затем вновь соединяется с духом. Oehler " a Veteris Testamenti sententiaderebus post mortem futuris illustrata.1845. Stuttgartiae. Pag. 29. 20 Biblische Psychologie, S. 401, – Подобным же образом Göschel. Der Mensch nach Leib, Seele und Geist.Leipzig. 1856. S. 7. 22 Беседа о воскресении мертвых, 6; Беседа на разные места Св. Писания, т. 3-й, Спб. 1863 г., стр. 531. 23 Бл. Августин обращает внимание на то, что здесь говорится о тленном теле: «Присоединив тленное, Писание, конечно, указало, что душа обременяется не всякого рода телом, но таким, каким оно сделалось чрез грех в наказание». О граде Божием, кн. 13, гл. XVI; твор. ч. 4-я (1882 г.), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

72 :23-25) и пророки, предпочитавшие всем благам мира жизнь близ Господа и созерцание Его лица (Псал. 15 :11; 16, 15; 72, 25—26) и желавшие увести свой народ в пустыню и Кармильские леса, где бы он жил лишь одною всеохватывающею любовью к Богу (Мих. 7 :14; Ос. 2 :14). Проникнутые и согретые такою любовью, ветхозаветные праведники иногда, подобно Суламите и ея Возлюбленному (Песн. 2 :17; 4, 16; 6, 10; 7, 11—12; 8, 14), удалялись в пустыни и леса и проводили там подвижническую боголюбивую жизнь, напр. Илия, Елисей (3 Цар. гл. 17 — 4 Цар. гл. 6) и многие другие (Евр. 11 :38). Богопросвещенным, разрешенным от земных привязанностей и страстей, сердцем они предчувствовали и своим духом, вслед за Авраамом (Иоан. 8 :56), созерцали безконечное проявление Господней любви к людям до крестной смерти Единородного Сына Божия. Тем более христианские подвижники любили читать и изучать Песнь песней в таковом изъяснении и признавали «Книгою книг» и «Святым святых» из всех ветхозаветных писаний (Ориген). Поэтому в подвижнических творениях цитаты из этой книги встречаются очень часто. Один из подвижников и глубочайших православных богословов, св. Григорий Нисский составил и лучшее объяснение этой книги в православно-аллегорическом смысле. Воспользуемся им, чтобы понять и определить значение этой книги в каноне свящ. писаний. Приступая к чтению этой книги, он советует «оставить все чувственные помыслы, переменить страсть в безстрастие, угасив всякое телесное расположение, воскипая в сердце лишь пламенною любовью к Богу» (Беседа 1). Очевидно, с таким же настроением читали эту книгу и другие подвижники и находили в ней чистое учение, соответствовавшее их собственной чистоте. Суламита, постоянно удаляющаяся со своим Возлюбленным из шумного Иерусалима в поля и виноградники (7, 11—12), предпочитающая Его любовь всем благам мира (8, 7) — была отобразом подвижников Ветхого и Нового Завета, живших вдали от мира любовью к Богу. Слова ея: я сплю, а сердце мое бдит (5, 2), часто повторяются в подвижнических творениях и советах о постоянном богомысленном настроении подвижников (Добротолюбие т.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   Но развитие темы о воде ставит перед нами в гл. IV образ «воды живой». «Вода живая» не есть природная вода. Это сказано прямо. Но образ отправляется от природных аналогий и как таковой тоже относится к теме о воде. «Вода живая» есть Святой Дух. Это и еще то существенно новое, что вносит беседа Господа с Самарянкой в общую тему о воде. К этому новому ее разрезу толкование Ин. заставляет нас возвратиться в дальнейшем.    Повествование о пребывании Иисуса в Самарии заканчивается обращением тех самарян, с которыми Он вошел в соприкосновение, сначала через женщину, затем в личном общении. Они исповедуют свою веру в Него как Спасителя мира. На этом исповедании веры, возвращающем нас к Ин.3:17, кончается наш отрывок (ср. ст. 39—42), и Господь продолжает свой путь в Галилею (ст. 43). К Галилее и относится следующее повествование (Ин.4:44—54). IV. 43—54. Исцеление Капернаумского отрока    Три стиха Ин.4:43—45 имеют значение введения. Евангелисту нет надобности объяснять, почему Иисус ушел из Иудеи. Это уже было сказано ранее (ср. Ин.4:3) и не нуждалось в повторении. А потому, вопреки некоторым современным толкователям, и под «отечеством» своим (ср. ст. 44) Он не мог разуметь Иерусалима, откуда Он давно уже ушел. Не была им, конечно, и Самария, несмотря на обвинение Ин.8:48, которого Господь в этой части не отводил. Для евангелиста отечеством Иисуса на протяжении всей книги была Галилея (ср. Ин.1:45—46, 7:41—52, 18:5—7, 19:19). Таково было общее мнение. И если некоторые толкователи и понимают ссылку на Писание в Ин.7как намек на рождение Иисуса в Вифлееме, то таковым она могла быть только для читателя Евангелия, не для людей из иудейской толпы, о которой идет речь в контексте (ср. Ин.7:40, 41, 43). С этой толпой и считался Господь, когда решается идти в Галилею (Ин.4:44). Галилея слыла Его родиной. Удаляясь от фарисейской молвы (ср. Ин.4:1—3), которая начала представлять опасность, Он направился туда, где, как пророк (ср. Ин.4:19) в своем отечестве, Он не мог иметь честь (ст. 44) Но Иерусалимская молва шла за ним (ст. 45). В этих условиях и творил Господь новые знамения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

359 Лев 3,17; 17,10,12-14 ; Втор. 12:16 . 360 Исх 24,3-8 ; Зах. 9:11 ; ср. Евр. 9:16-21 . 361 Песахим, X,5. 362 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин. 13:31-38; 14,1-31 ; также в Мф. 26:30-35 ; Мк. 14:26-31 ; Лк. 22:31-38 . Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в “установительных словах” показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 363 Песахим, X,4. 364 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15–17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом – не сохранились. О причинах этого см. с. 365 Само слово “Гефсимания” (евр.Гат-шеманим) означает “Масличное точило”. Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 366 Мф 26,36-46 ; Мк. 14:32-42 ; Лк. 22:40-46 ; Ин. 18:1-2 . 367 Мф 26,47-56 ; Мк. 14:43-50 ; Лк. 22:47-53 ; Ин. 18:3-11 . 368 Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3. Часть четвертая. Через страдания и смерть к вечному торжеству Глава семнадцатая. Саддукейский трибунал Ночь и утро 7 апреля 30 г. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как первосвященник Ханан бен Шет был смещен римлянами, тем не менее фактически все это время он находился у власти. Национальное правительство Иудеи поочередно возглавляли его сыновья и родственники 369 . Кайафа, зять Ханана, стал игрушкой в руках тестя. Влиятельный саддукейский клан подчинялся только прокуратору. В народе Ханан не завоевал популярности, архиереев вообще недолюбливали. Они же в свою очередь с подозрением относились к любым признакам оппозиции. Появление Иисуса в городе и встреча, устроенная Ему богомольцами, были расценены саддукеями как начало беспорядков, которые следует подавить в зародыше. Проще всего, казалось, было донести Пилату о новой мессианской секте и предоставить ему расправиться с Галилеянином. Но Ханан, видимо, боялся выпустить инициативу из рук и хотел действовать наверняка, подготовив заранее все улики. Чтобы арест Иисуса не выглядел самоуправством, о нем сообщили Пилату, и тот послал свой отряд в помощь храмовым служителям 370 . Эти меры предосторожности были вызваны опасением властей, думавших, что приверженцы Назарянина будут сопротивляться.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

171 Главы физические… 78//Saint Gregory Palamas, The One Hundred and Fifty Chapters. 172.1–4 [см. выше, ч. II, гл. I, прим. 18]; о святоотеческом происхождении этого смысла слова «природа» см.: Г. Флоровский. Тварь и тварность//Православная мысль. Paris 1927. I. 176–212. 172 Против Акиндина. V. 23//GPS III. 353: Воскресение Господне хотя и духовно… но ни воскресение не нетварно, ни само воскресшее. Ибо это воскресение тварного трупа, или, что то же самое, воссоздание и переделывание. 173 Возможность сближения богословия св. Григория с западными представлениями о тварной благодати — одна из главных тем книги Lison. L’Esprit repandu…, особ. выводы на с. 131–132. Вслед за своим учителем о. Андре де Аллё, о. Жак Лисон идет несколько далее и заключает: «В его (св. Григория Паламы) представлении возможность тварной благодати допускается, скорее, в области духовных дарований, как, в особенности, обновления сердца и духа. Однако, эти дары оказываются не созданными ex nihilo [т. е. «из ничего», как если бы они представляли собой какой–то совершенно особый род тварей — что подразумевается в латинском учении о тварной благодати. — В. Л.], но восстановлением твари; тварная благодать становится возможной только благодаря присутствию действующей энергии Духа, благодати нетварной, которая и остается, таким образом, первенствующей» (с. 132). Этот вывод представляется вполне убедительным. 174 Триады. II. 3. § 48//581.7–8; учитель безмолвия пользуется в отношении ума платоновским образом всадника, который ведет жизнь, не зависимую от жизни своего коня, и высшую, чем она (Беседа 53//175). 175 По поводу нетварного света св. Григорий выражается так: светом же сим по разуму прилучающихся соразмеряет явление. Против Акиндина. II. 16//GPS III. 140.9–10. 176 Через каждую из энергий всецелый присутствует и действует Дух Святый. Беседа 24//313 B. 177 Поскольку мимо этого — важнейшего — аспекта богословия отцов IV–V вв. авторы учебников патрологии обычно проходят в молчании, желательно пояснить примером, о чем идет речь. Доказательство божественности Св. Духа у св. Василия Великого: «И если усовершившихся в добродетели называем богами, и усовершение достигается чрез Духа; то как же Творящий других богами Сам лишается Божества?» (Против Евномия. III//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого/Новый исправленный пер. Московской Духовной Академии. СПб. 1911. I. 527); «Необходимо же Тому, Кто в богах виною, что они боги, быть Божеским Духом и Духом от Бога. Ибо как в веществах горючих причине, от которой они горючи, необходимо быть горючею, и как во святых причине, от которой они святы, необходимо быть святою; так и в богах вине, от которой они боги, необходимо быть Богом» (Против Евномия. V//Там же. 575).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Сие обетование повторено во второй раз, и притом отнесено уже не к одному Апостолу Петру, но ко всем Апостолам. Ученики спросили Иисуса Христа: кто болий есть в Царствии Небесном ( Мф.18:1 ), и Господь дал наставление не презирать никого ( Мф.18:10–14 ), но стараться о спасении всех, даже согрешающих против нас самих ( Мф.18:15–17 ), говорит далее: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех: и елика аще разрешите на земли будут разрешена на небесех ( Мф.18:18 ). Все содержание настоящей беседы Спасителя, в которой он дает наставление, как поступать с согрешающим братом ( Мф.18:14–18 ), показывает, что в приведенных словах 18-го стиха 18 гл., буквально сходных с вышерассмотренными словами 16-й главы, заключается повторение обетования власти прощать или не прощать грехи: и сия власть относится ко всем ученикам Господа, совокупно предложившим Ему вопрос свой ( Мф.18:1 ), к коим обращена и вся беседа. Впрочем, из сего же обращения беседы к одним только ученикам видно, что и не к целому обществу, или каждому в частности члену его относится обетование Спасителя. Евангелист Лука прямо указывает, что слова о прощении и непрощении согрешающему брату Господь изрекал к одним ученикам своим ( Лк.17:1,3,4 ). Почему св. Златоуст при объяснении слов Спасителя: повеждь церкви, замечает: «то есть ее представителям» 58 . Само по себе очевидно, что Апостолы, как человеки, не могли своею собственною силою прощать грехов; ибо сие принадлежит Единому Богу ( Мк.2:7 ); по сему в обетование власти прощать или не прощать грехи заключалось уже в обетовании благодати Св. Духа, имевшего невидимо действовать в суде Апостолов над грешниками. С другой стороны, Апостолы, получив власть сию, должны были, по намерению Господа, высказывать суд свой грешникам устно; ибо Спаситель в 18 гл. Евангелия от Матфея говорит об устном обличении и запрещении согрешающим ( Мф.18:15–17 ), и ясно показывает, что цель, для которой Он имел дать Апостолам власть вязать и решить, есть нравственное исправление и спасение согрешающих ( Мф.18:14 ), для чего нужно, чтобы грешник слышал суд Богопоставленной власти о делах своих. Когда же и как исполнилось рассматриваемое обетование Господне?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Отличительный характер послания к Филиппийцам состоит в особенной нежности и теплоте чувства Ап. Павла, видимо глубоко тронутого добрыми вестями о преуспеянии Филиппийцев. Ни в чем не укоряя их, он отечески-радостно, с удовольствием, высказывает им несколько существенных мыслей, руководствующих их к дальнейшему преуспеянию. Беседуя, как отец с детьми, он резко-откровенно высказывается о еретиках (называя их псами). Передавая же Филиппийцам глубочайшие свои стремления и взгляды на свое служение, он возбуждает их своим примером к наибольшей ревности о Боге. Только полнейшею взаимностию можно объяснить ту откровенность и задушевность, с которою ведется здесь беседа, как бы живая, устная, а не письменная, и потому не имеющая довольно обычного у Апостола разделения на две части (догматическую и нравственную). Здесь, как в живой беседе, постоянно сменяются нравственное учение догматическим (во 2-ой гл.), и догматическое – нравственным (в 3-ей гл.), причем связующим все является основное чувство духовной радости о преуспеянии (Филиппийцев) и скорбях (Апостола), о которых Апостол радуется потому, что и Сам Христос смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, почему и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (2:9–10). Вообще, послание это «полно жизни и силы не земной». «Уста Апостола говорили от избытка сердца, а известно, чем полно было сердце Апостольское. На самые простые предметы он смотрит оком веры, как бы при свете лица Божия». По всему этому, не смотря на некоторую особенность в изложении мыслей и чувств, послание это во всем существенном представляет великое сходство с прочими посланиями Ап. Павла. Здесь та же сильная, свободно текущая и вместе возвышенная и многознаменательная речь, как и в других посланиях Ап. Павла, и те же богодухновенные мысли о правде благодатной в вере во Христа, о противоположности ее мнимой праведности Иудейской (какие излагаются особенно в посланиях к Римлянам и Галатам). Здесь нет ничего несообразного ни с временем, к которому относится послание, ни с лицом, которого имя носит; напротив, все в нем приличествует Ап. Павлу, в особенности же его пламенная любовь к своим духовным чадам (сравн. 1:7–8 и 1Сол. 2:7–8:11 ), указание на себя, как на образец (ср 3:17 и 1Кор. 11:1 ), обычное заключительное приветствие, как особый знак подлинности послания (сравн. 4:23; 2Сол. 3:17 ) 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010