25 лет, на недавно прошедшем 1 Международном театральном «Золотом витязе» его моноспектакль «Исповедь хулигана» о Сергее Есенине стал серебряным призером. Окна: Распятое Косово . Фотографии из готовящейся к печати в Издательстве Православного Свято-Тихоновского Богословского института книги «Распятое Косово»//Фома. - – 2004. – С.76-79. – (рубрика « Окна »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (раздел). – С.80-89. (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Чтение: Современники… Максим Яковлев . Кирка и Мария . Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – 2004. – С.82-83. – (рубрика « Чтение »). Максим Яковлев . Симферопольский поезд. Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – С.84-85. – (рубрика « Чтение »).          …и классики Антон Чехов . Студент . Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – 2004. – С.86-87. – (рубрика « Чтение »). Зеленая лампа: « Пикник на обочине ». Яков Тестелец , доцент Института лингвистики РГГУ, продолжает тему, поднятую в статье М. Журинской «Может ли христианин читать фантастику» (Фома, за 2003 год)//Фома. - – 2004. – С.88-89. – (рубрика « Зеленая лампа »). Имеется краткая биографическая справка « Тестелец Яков Георгиевич …» (С.88). ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (раздел). – С.90-95. (На заставке – фото Льва Честнова) Отклики:   «Диалектическая логика». Отзыв доцента Московской духовной академии, старшего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Николая Гаврюшина на интервью диакона Михаила Першина, посвященное роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (опубликовано в журнала «Фома» за 2004 год. С.66-71)//Фома. – – 2004. - С.92. – (рубрика « Отклики »). Имеется биографическая справка « Гаврюшин Николай Константинович …» (С.92). Объявления: Православный Молодежный Центр «Реставросъ ». О Центре рассказывает руководитель МЦ «Реставросъ» Константин Лобачев //Фома. - – 2004. – С.93. – (рубрика « Объявления »). Викторина:   Что мы знаем об архитектуре и убранстве православного храма? Вопросы викторины. (Продолжение. Начало см. в за 2004 год)/Вопросы составила Ольга Захарова , преподаватель кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ//Фома. - – 2004. – С.94-95. – (рубрика « Викторина »),

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

  По левою сторону царских дверей Образ Пресвятые Богородицы Одигитрие писан на красках. У того оброза пелена изорбавная, крест мишурной, кайма дорогильная красная. У того оброза лампада медная, весу в ней три фунта шездесять один золотник. Образ Никиты, Христова мученика писан на красках. У него пелена дорогильная алая, (Л. 721) крест мишурной, кайма дорогильная зеленая. Пред тем оброзом ломпада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников. Все те вышеписанные месные иконы в рамах. Над северными олтарными дверми образ Введения Пресвятые Богородицы писан на красках. Да образ Николая Чюдотворца. На нем венец и цата сребреная резная, в венце и в цате шесть каменей разных, оклад по полям сребреной басебной. На северной стене образ Николая Чюдотворца резной в створчетом киоте, а на створах оброзы святых чюдотворцов и Зосима и Саватия Соловецких.   Над царскими дверми в первом поясе на четырнатцети цках писаны Господские празники на красках. Во втором поясе образ Спасителев в силах. Около ево на особых цках писаны оброзы Богородицы да Предтечи, да дву архангелов, да апостолов на красках. В третьем поясе образ Знамения Пресвятые (Л. 721 об.) Богородицы. Около того оброза на осми цках писаны пророческие лицы. Все те иконы в тяблах. В церкви же на заподной стране образ Рождества Богородицы. На южной стране образ Пресвятые Богородицы Одигитрие. На северной стране образ Спасителев. Писаны на красках. Четыре налоя згибных, в том числе два покрыты кожею, а два ж налоя покрыты холстиною. Паникадило медное, весу в нем тритцать фунтов. Невступно.   В трапезе на дверми образ Спасителев, Богородицы, Предтечи на одной цке, писаны на красках. По правую сторону тех дверей образ Воскресения Христова в киоте писаны на красках. Пелена тафтяная зеленая, крест и кайма дорогилное красное. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников. Образ Николы Чюдотворца з житием в киоте. На нем венец и цата сребреная (Л. 722) резная, по полям оклад сребреной басебной. Пелена дорогилная красная, крест мишурной, кайма тафтяная полосатая. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Крест на престоле писан по золоту, обложен серебром, золочен, с каменьем, ширинка тафтяная, покров на престоле – тафта зеленая, крест серебряного кружева. У царских дверей завеса – тафта зеленая. За престолом образ пречист. Богородицы Владимирской, на другой стране святителя Николая; убрусец – тафта червчатая; по образу вышито золотом; «Владычице, прииме молитвы раб своих». Крест выносной большой писан по золоту. Сосуды церковные оловянные, воздух – атлас червчатой, крест и херувим и трость и копие и подписи шиты золотом и серебром. Одежда на жертвеннике выбойчатая. Два кадила, укропник, чаша водосвятная, блюдо – железные. Книги: Устав полной, Евангелие толковое недельное, Октай на осмь гласов, Апостол, Прологи в год, Триоди постная и цветная, Потребник, Минея обычная, Трефолой на шесть месяцев, Шестоднев; - а те книги в десть старой печати; - Служебник, Псалтирь налойная, житие святителя Николая в полдесть, старой печати. Служебник, Часословец – новой печати. Ермолой певчой, Псалтирь со воспоследованием письменная, ветха, в полдесть. Святцы с тропари и кондаки письменные, ветхи. Минеи месячные генварь, апрель, август, ветхи, письменные в полдесть. Ризы – тафта лазоревая, оплечье – тафта лазоревая, опушка – дороги червчатые. Стихарь бумазейной белой, оплечье, поручи и опушка – дороги полосатые. Патрахель – бархат зеленой рытой, опушка – дороги червчатые, пуговицы оловянные. Поручи – камка червчатая, опушка тафтяная, пуговицы медные. Пояс служебной шелковой. Ризы полосатые, оплечье – атлас тавчатой цветной, ветхи. Венцы обручальные древянные писаны по золоту. Церковь Рождество пресв. Богородицы теплая, с трапезою, клецки, ветха. А в ней местный образ Рождество Богородицы в киоте, венцы и цата резные серебряные золочены; в прикладе два креста, да венец и цата басемного дела золочены; свеча поставная восковая, насвешник оловянной; пелена – дороги червчатые, ветха. Двери царские со святители, сень и столбцы писаны по охре. Образ святителя Николая в киоте, пелена черная; крест и копие и трость и подписи шиты золотом.

http://sobory.ru/article/?object=37956

Первые три ризы с епитрахилями и стихарь называются старыми княжескими». Причина этого названия, кажется, заключается в том, что они пожертвованы великим князем Павлом Петровичем в 1774 году. Об остальной ризе есть предание, что она сшита из платья, принесенного в дар собору от Двора. Кроме того, есть еще одна риза (без епитрахили) белого глазета с павлинами, значащаяся также по описи 1802 г. Впрочем в Николаевском соборе во все время его более, чем столетнего существования, ризница была в удовлетворительном весьма достаточном положении. В имеющемся у нас реестре ризничных и других вещей, приготовленных, по приказанию президента Адмиралтейств-Коллегии князя Голицына, флигель-адъютантом его, Павлом Хомутовым, ко времени освящения верхней церкви и поданном им в Коллегию 26 июня 1762 г. значатся следующие облачения: «в верхней церкви на престоле и на жертвеннике одежда штоф-зеленая, – другая парчевая, зеленая с золотыми травами, – покровы на столе и на жертвеннике атласные, цветные; в нижней Николаевской церкви на престоле срачица полотна фабрики Затрапезного, – на престоле и жертвенник одежда штофная, голубая, на них покровы шелковые, травчатые, атласные, в приделе Иоанна Предтечи: на престоле срачица полотна фабрики Затрапезного, на престоле одежда штофная, голубая, а на жертвеннике две стороны штофу голубого, и две стороны канки голубой, – на покровы шелковые, травчатые, шелковые, атласные, в приделе Дмитрия ростовского : на престоле срачица полотна фабрики Затрапезного, – на престоле одежда штофная, голубая, а на жертвеннике с двух сторон штофная двух камчатая голубая, – на них покровы шелковые, травчатые, желтые атласные. Вновь сделанный ризы: парчевые, травы золотые, епитрахиль также парчи, травы золотые, – стихарь диаконский такой же парчи, орарь ткани весь золотой, поручи священнические и диаконские такой же парчи, три воздуха такой же парчи; ризы травчатые, красные, травы серебряные, епитрахиль такой же парчи, поручи священнические и диаконские такой же парчи, три воздуха этой же парчи; ризы бархатные, малиновые, епитрахиль такого же бархата стихарь диаконский такого же бархата, орарь тоже; две ризы черные, две епитрахили такие же, стихарь диаконский и орарь такие же, пояс священнический золотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

частичная реставрация плащаницы обнаружила древний фон: на среднике – голубой (лазоревой) камки, на каймах – зеленой камки. По-видимому, в XIX в. обветшавший древний фон был зашит синелью. Сейчас зеленая синель осталась на левой половине кайм. В левой части все контуры и детали обшиты черной синелью. Справа на среднике в местах уграты древнего фона грубо пришит новый голубой штоф, обрывки древнего фона закреплены по краям изображения нитями песочного цвета. Справа весь фон кайм заштопан, так же, как и под вкладной надписью (местами виден холст). В личном в тенях и волосах – выпады шелка (виден древний голубой фон). Золотное шитье потерто, сечется. На подкладке справа и наверху вставлена более темная зеленая камка. ИКОНОГРАФИЯ Образцом для Новоспасской плащаницы, без сомнения, послужила плащаница 1561 г. князей Старицких, находившаяся тогда в Успенском соборе Кремля 730 . Повторяются и композиция, и многие детали, даже орнамент одежд святых, вместе с тем имеются и некоторые расхождения. Так, вместо Солнца и Луны в виде оплечных изображений царя и царицы, на Новоспасской плащанице изображены круглые личины, вместо «Успения» появилось соответствующее месту вклада «Преображение», преподобную Евфросинию заменил небесный покровитель царевича Ивана Михайловича – Иоанн Белгородский, а князь Владимир поменялся местом с евангелистом Матфеем. АТРИБУЦИЯ Тщательное шитье, многочисленные швы и технические приемы, резкая моделировка в личном, преобладание золотного шитья характерны для Царицыной мастерской палаты середины XVII п. Плащаницу велено было «сооружать» 1 июля 1645 г. по царевиче Иване Михайловиче, умершем в 1639 г. в шестилетнем возрасте. Однако и сам царь в это время был болен и 12 июля умер, а вскоре умерла и царица. Плащаница была закончена уже при их старшем сыне – царе Алексее Михайловиче через два года (31 августа 1647 г.), поэтому во вкладной надписи появилось и моление о царских родителях и, возможно, о четырех дочерях Михаила Федоровича, умерших в младенчестве (в надписи по инх).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

меж любовью и долгом мне зализывать раны. Между Богом и ближним для битья или битвы мне – зачем – третьим лишним поперхнуться молитвой, не насытившись хлебом, захлебнуться облыжным обложным нижним небом между Богом и ближним. И без реанимаций, лишь бы духом и махом, и всевидящим страхом только бы оклематься. 2002 На босу ногу, натощак, в сорочке как только пришлый день раскинет сеть, вожу по строчкам пальцем, силюсь петь псалмы и тропари… Я к Божьей Матери напрашиваюсь в дочки с домашней живностью, со всей своей семьей, с потомками борцов за справедливость, юристами, врачами… Сделай милость, прими Ты, гордых нас, как травостой, как тот полынный жухлый из пустыни и тот – стеной степной – из ковыля. О Мати Дево, всех, кто без руля и без царя, пригрей отныне… Такие завернули холода, что воробьи скукожились на ветке. На подоконнике крещенская вода, «Бон Аква», если верить этикетке. 2003 Блаженная Ксения Петербуржская Радуйся, имени своего отрекшаяся, себя же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая. Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Из акафиста св. блаженной  Ксении Петербуржской Строчу ей записочку: по-мо-ги! А с боку печатными: «КСЕНИЯ, ЖЕНО, БЫЛА ЛИ ХОТЬ СЧАСТЛИВА? НЕ СОЛГИ!» Она мне: И , и присно блаженна! Зеленая юбка, красная кофта, отречься от имени жутко и просто, вроде бы Ксенья во мне померла: я – Андрей Феодорович! Божьи дела. Зеленая кофта, красная юбка, а сердце шатко, на слезы падко, в мужнином платье иная повадка: …и сам я – певчий из здешних мест, Андрей Феодорыч… А вдовий крест – не подвиг, не пытка, не однопутка, лишиться мужа страшней, чем рассудка, и мнимым безумием тихо сиять, синичкина песенка мне – благодать. Впору картуз, башмаки на берёсте, мне б погостить у тебя на погосте, тут на Васильевском, где весела чернорабочей сновала пчела. Вверх по лесам на себе кирпичи с молитвой носила, с поклоном клала, новую церковь растила в ночи, спала по сугробам, не на печи, любовь как милостыню раздала…

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Рассказывают: “Нам в соседнем селе сказали, что в Богдановке поп неграмотный, служб не знает. Ребенка он крестит больше часа, а наш — за десять минут”. Август 2000 года. Все лето — удушающая жара; как говорят в Украине, “спэка”. Речная вода в Днепро-Бугском лимане, на берегу которого стоит наш Свято-Никольский храм, зацвела ряской и превратилась в грязную зелено-коричневую кашу. С просьбой о крещении сыновей — мальчиков 12 и 14 лет обращается Константин К., доктор наук, декан кораблестроительного факультета института, который и я некогда оканчивал. В субботний день семья приезжает к нам в Церковь. После продолжительной беседы с мальчиками начинается чин оглашения. Доходим до Крещения и отправляемся на реку. Иду по берегу лимана. Жарко, ни дуновения. “Зацветшая” зеленая вода слегка колышется, словно тяжело дышит. То там, то здесь виднеется мусор: пластиковые бутылки, арбузные корки… Как крестить в такой воде? Как в нее детей заводить? И что с моим облачением будет — ведь самому по грудь в воду заходить? Но нечего делать, крестить надо — не назад же идти… Будь что будет, Господь управит. Снимаю обувь, захожу в воду по щиколотку; в мути ряски дна не видно на глубине нескольких сантиметров. Начинаю Крещение: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа”. Доходим до чина водосвятия: “Велий еси Господи, и чудна дела Твоя”. Читаю молитвы водосвятия. Затем мельком смотрю вниз и вижу ступни своих ног, стоящие на чистом песке дна реки. Осматриваюсь вокруг. Вода впереди совершенно чистая, прозрачная. Вправо и влево, метрах в пяти по сторонам, проходят четкие полосы границ чистой и грязной воды. Слава Богу! Заходим с мальчиками на глубину, “макаю” их в освященную воду. Далее возвращаемся в церковь — завершать Крещение. Когда прошли метров сорок по пляжу, оборачиваюсь: по всей реке — зеленая поверхность воды, а там, где мы крестили, — темная полоса, ровная, словно линейка, перпендикулярно уходящая от берега к центру лимана, к фарватеру. А первыми чистую воду увидели дети из нашего семейного детского дома, которые загорали на берегу. С криками: “Папа воду очистил!” они бросились купаться. Быстро сбежались и другие купальщики… 6. Ледяная купель

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Четвертое чудо. Насыщение пяти тысяч человек – пятью хлебами (см.: Мф. 14:15–21 ; Мк. 6:35–44 ; Лк. 9:12–17 ; Ин. 6:5–14 ). Об этом мы все знаем. Знаем и другое такое же чудо: насытились четыре тысячи семью хлебами ( Мф. 15:32–38 ). И что здесь примечательно: Господь повелел рассадить народ рядами по пятидесяти и по сто человек (ср.: Мк. 6:39–40 ; Лк. 9:14 ). И потом остатки понесли ученики в двенадцати и в семи корзинах (см.: Мф. 14:20 ; Мк. 8:8 ). И другая подробность: трава на месте чуда была зеленая (ср.: Мк. 6:39 ), или много травы ( Ин. 6:10 ). Если это обстоятельство заметили очевидцы, то, очевидно, в других местах вся зеленая трава сгорела от кары ( Откр. 8:7 ). И народ за это небывалое чудо хотел нечаянно взять Его, Христа, и сделать царем ( Ин. 6:15 ). А разве не сплошное чудо и теперь, что земля родит и пшеницу, и ячмень, и фрукты, и хлопковые кусты и прочее и прочее. Мы видим все это; но совершенно ничего не понимаем. А цветы?! Тоже не понимаем: отчего (даже не для чего) розы бывают красными, розовыми, белыми, желтыми? Чудеса! Далее. Если мы обратим внимание на евангелиста Иоанна, то там увидим точное определение времени. Утром, на другой день посольства фарисеев к Иоанну Крестителю, он видит Иисуса; и с ним было два ученика его. Он им указал на Христа, и они пошли за Ним: час же был десятый, по-европейски – четвертый пополудни. Один был Андрей, а другой сам Иоанн, но он по обычаю не называет своего имени. На следующее утро Господь призывает Филиппа и Нафанаила (см.: Ин. 1:19–45 ). В третий день совершает чудо в Кане Галилейской (2:1). Никодим приходит к Иисусу ночью (3:2). В Самарийский город Христос с учениками пришел около шестого часа, по-нашему – двенадцатого (4:6). Оставался у самарян два дня (4:40). В последний день праздника Преполовения Господь говорит речь иудеям (7:37) 183 . В праздник же Обновления Христос беседует с иудеями и говорит им: дела, которые Я творю именем Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не веруете, потому что вы не из Моих овец (10:25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По силе эмоционального воздействия, глубокому трагизму образов и необыкновенной артистической свободе живописи Толгская икона может быть по праву отнесена к числу шедевров искусства XIV в. Божия Матерь и Христос представлены на ней в том иконографическом типе, который получил в Древней Руси поэтическое название «Умиление». Лицо Богоматери, обращенное к зрителю, исполнено грусти. Ее взору открылась трагическая судьба Сына. Младенец привстал на коленях Матери, обнял Ее за шею, прижался к щеке. Он почувствовал тревогу Матери, и потому Его глаза, смотрящие на зрителя, тоже печальны. Трудно найти среди икон на тему «Умиление», созданных мастерами Древней Руси, равную Толгской по выражению скорби. В колорите иконы преобладают темные краски – красно-коричневая, черно-зеленая, изумрудно-зеленая, охра, – умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по темному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик Младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски. Такими же свободными белильными оживками моделировал он руки Младенца, складки рукава Его изумрудно-зеленой рубахи и верхней части черно-зеленого гиматия, выступающий из-под мафория край повоя на челе Богородицы. Иконописец искусно выделил на лице Богородицы глаза, подчеркнул их скорбное выражение. Он придал зрачкам миндалевидную форму и сделал их очень большими по размеру, обвел брови, веки и верхнюю часть щек сочными белыми мазками высветлений, яркими белыми бликами тронул край зрачков. Благодаря этому умело примененному контрастному сопоставлению цветов темные глазницы на лице Божией Матери стали самой заметной его частью. Страдание, запечатленное византийским иконописцем во взоре Владимирской Богоматери, русскому мастеру 1-й половины XIV в. удалось передать иными, но не менее выразительными по эмоциональному воздействию средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Так выглядит зеленая линия в центре города (из окна автобуса) Так выглядит зеленая линия в центре города (из окна автобуса) Были разрушены православные храмы, поруганы святыни. Его Святейшество, будучи еще председателем ОВЦС, активно занимался этой проблемой и много помог киприотам, за что они до сих пор без устали благодарят нашего Патриарха. Обсуждая текущие дела Церквей в Синодальной палате (в рамках торжественного заседания Священного Синода), Святейший рассказал, что Русская Церковь активно создает новые епархии, чтобы приблизить епископов к народу и реальной приходской жизни. И очень порадовался, что этим же путем идет и Кипрская Православная Церковь, создающая новые митрополии. Однако лейтмотивом встречи, опять же, стала главная боль кипрского народа – оккупация, невозможность жить в родительским домах, свободно передвигаться по своей земле, молиться в своих храмах, не наблюдать издевательств над своими святынями. В самый зенит Патриарх отправился в Центральную тюрьму Никоссии, где отслужил литию по борцам за свободу Кипра. Здесь похоронены 13 бойцов, которые были повешены и убиты. У меня остались очень смешанные чувства от этого места. С одной стороны – понятная и объяснимая боль за народ, который подвергся варварскому нападению, за людей, которые, защищая свою Родину, были повешены. Нам продемонстрировали одиночные камеры смертников, могилы. Под палящим пятидесятиградусным солнцем наш Патриарх служил литию, поименно поминая их всех. С другой стороны – вспомнилось Бутово. И рассказы о том, в каких камерах сидел наш бедный народ. Может ли киприот, показывающий отдельную комнату с убогим, но деревянным лежаком и отдельной уборной представить себе казематы, в которых буквально гноили наших новомучеников и простых людей? Возможно ли назвать их поименно? Возможно ли захоронить их останки? Риторические вопросы... Образы многострадальных России и Кипра переплетаются на этой благословенной земле (ради Бога, простите за высокий стиль и пафос) воедино – и быть здесь в другом настроении просто нельзя.

http://religare.ru/2_95039_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010